Распоряжение Правительства Пермского края
от 14 марта 2011 г. N 42-рп
"Об утверждении Методических рекомендаций по разработке программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования Пермского края"
В целях выработки единого подхода к разработке программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований Пермского края:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования Пермского края (далее - Методические рекомендации).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края руководствоваться Методическими рекомендациями при разработке программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований Пермского края.
3. Исполнительным органам государственной власти Пермского края, структурным подразделениям Аппарата Правительства Пермского края руководствоваться Методическими рекомендациями при оказании органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края организационно-методической помощи по разработке программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований Пермского края.
4. Министерству регионального развития Пермского края в срок до 01 ноября 2011 года разработать Методику оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований Пермского края.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Пермского края Цветова В.Ю.
Председатель |
В.А. Сухих |
Методические рекомендации
по разработке программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования Пермского края
(утв. распоряжением Правительства Пермского края от 14 марта 2011 г. N 42-рп)
I. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по разработке программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования Пермского края (далее - Методика) разработаны с целью выработки единого подхода к разработке программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований Пермского края.
Методика раскрывает основные положения унифицированной модели программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования Пермского края.
В условиях возросшей роли муниципальных образований в развитии национальной и региональной экономики назрела необходимость комплексного социально-экономического развития территорий. В связи с этим становится актуальной задача смещения центров стратегического планирования развития на местный уровень.
Разработка и принятие стратегии и программы социально-экономического развития муниципального образования, как инструментов перспективного планирования, будут способствовать достижению целей устойчивого самостоятельного развития муниципального образования Пермского края. Исходя из этого, функция, связанная с разработкой и реализацией стратегии социально-экономического развития и программы социально-экономического развития муниципального образования, должна стать одной из основных в практике управленческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края (далее - органы местного самоуправления).
1.2. Основные понятия, используемые в настоящей Методике:
комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования - процесс, направленный на эффективное управление изменениями в различных сферах жизнедеятельности муниципального образования с целью достижения лучшего по сравнению с текущим уровня социального и экономического развития при условии наиболее полного удовлетворения материальных и духовных потребностей населения;
прогноз социально-экономического развития муниципального образования - система научно обоснованных представлений об уровне, динамике, пропорциях и тенденциях социально-экономического развития муниципального образования. Прогноз на долгосрочную перспективу разрабатывается органами местного самоуправления раз в пять лет на десятилетний период с разбивкой по годам первой половины прогнозируемого периода. Прогноз на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно на очередной год и на плановый период путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода;
стратегия социально-экономического развития муниципального образования (далее - Стратегия) - документ, определяющий систему концептуальных представлений об общественно значимых стратегических целях, приоритетных направлениях, ключевых ценностях социально-экономического развития муниципального образования. Концептуальные представления могут быть выражены через систему принципов, приоритетов, методов реализации стратегии;
программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования (далее - Программа) - документ, определяющий систему взаимосвязанных и сбалансированных между собой по содержанию, срокам и ресурсам мероприятий по достижению целевых ориентиров деятельности органов местного самоуправления по приоритетным направлениям социально-экономического развития муниципального образования, планируемых путях и способах их достижения;
эффективность муниципальной долгосрочной целевой программы - соотношение поддающихся материальной оценке результатов, достигнутых вследствие реализации этой программы, и финансовых затрат, связанных с ее реализацией;
муниципальная долгосрочная целевая программа - взаимосвязанный по задачам, ресурсам и срокам реализации комплекс мероприятий, обеспечивающий эффективное решение межотраслевых задач социально-экономического развития муниципального образования, разработанный с целью достижения установленной в Стратегии цели;
муниципальный проект - согласованный по целям, задачам, ресурсам, исполнителям и результатам, имеющий точно установленные сроки начала и завершения комплекс мероприятий, направленных на решение определенной задачи, достижение определенной цели, устранение противоречия или решение проблемы местного значения;
муниципальная инвестиционная программа - перечень инвестиционных проектов, содержащий сведения об объектах капитального строительства (реконструкции), в том числе разработке проектно-сметной документации, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств местного бюджета.
результативность муниципальной долгосрочной целевой программы - степень фактического достижения результатов этой программы по отношению к плановым результатам;
макет типовой Программы - шаблон типовой программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования, который может быть принят за основу при разработке Программы;
задача - это проблемная ситуация с выделенными условиями (данными) и требованием (результатом), с существующим и приведенным порядком (алгоритмом) ее решения;
мероприятие - набор определенных взаимосвязанных операций, ведущих к решению определенной задачи, достижению поставленной цели;
пояснительная записка - документ, поясняющий содержание отдельных положений основного документа (плана, отчета, проекта, программы, прогноза);
сводный аналитический отчет - отчет о текущем социально-экономическом положении муниципального образования. Составляется в периоды, предшествующие подготовке Стратегии и (или) Программы.
1.3. Правовые акты, используемые в ходе подготовки Методики, а также применение которых обязательно в ходе подготовки документов долгосрочного и среднесрочного планирования муниципального образования:
Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" (далее - Указ N 607);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. N 1313-р (далее - распоряжение N 1313-р);
постановление Правительства Пермского края от 27 ноября 2008 г. N 664-п "О конкурсе муниципальных районов и городских округов Пермского края по достижению наиболее результативных значений показателей социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов Пермского края" (далее - постановление N 664-п);
Указ губернатора Пермского края от 25 июля 2007 г. N 55 "О целях, задачах и целевых показателях деятельности Правительства Пермского края на 2007-2012 годы" (далее - Указ N 55);
распоряжение Правительства Пермского края от 30 марта 2010 г. N 44-рп "Об утверждении Плана мероприятий Правительства Пермского края по реализации приоритетных направлений социально-экономического развития Пермского края и реестров проектов и непроектных мероприятий Правительства Пермского края, реализуемых функционально-целевыми и функциональными блоками" (далее - распоряжение N 44-рп).
II. Система планирования социально-экономического развития муниципального образования
2.1. Стратегическое планирование
2.1.1. Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования осуществляется для обеспечения выбора общественно значимых целей социально-экономического развития муниципального образования и путей их достижения.
2.1.2. Стратегическое планирование социально-экономического развития осуществляется путем разработки, принятия и реализации следующих документов стратегического планирования:
муниципальных долгосрочных целевых программ;
муниципальных инвестиционных программ;
муниципальных проектов.
Данный перечень может быть расширен.
Разработка документов стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования осуществляется на основе прогнозов социально-экономического развития.
2.2. Система прогнозов социально-экономического развития муниципального образования
2.2.1. Прогнозирование социально-экономического развития муниципального образования осуществляется на долгосрочную и краткосрочную перспективу.
Прогноз социально-экономического развития муниципального района (городского округа) на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период с разбивкой по годам первой половины прогнозируемого периода.
Разработка прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу для сельских (городских) поселений не обязательна.
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно на очередной год и на плановый период путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода.
Органы местного самоуправления разрабатывают прогнозы самостоятельно.
2.2.2. Прогнозы социально-экономического развития муниципального образования разрабатываются исходя из комплексного анализа:
состояния ресурсного и экономического потенциала;
перспектив изменения сложившейся социально-экономической ситуации в муниципальном образовании с учетом стратегических целей и задач государственной политики Российской Федерации и Пермского края в экономике и социальной сфере.
2.2.3. Состав прогнозных показателей должен обеспечивать принятие обоснованных решений по вопросам стратегического социально-экономического планирования в муниципальном образовании.
2.2.4. Разработка прогнозов социально-экономического развития осуществляется в целом по муниципальному району (городскому округу), по видам деятельности, а также в разрезе сельских и городских поселений для муниципальных районов.
2.2.5. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.
2.2.6. Порядок разработки прогнозов социально-экономического развития муниципального образования органы местного самоуправления определяют самостоятельно.
К разработке прогнозов органы местного самоуправления могут привлекать на конкурсной основе научно-исследовательские или иные компетентные организации.
2.2.7. Порядок мониторинга основных прогнозных показателей органы местного самоуправления определяют самостоятельно.
Рекомендуется мониторинг показателей долгосрочных прогнозов осуществлять ежегодно; мониторинг показателей краткосрочного прогноза - ежеквартально. Данные ежеквартального мониторинга рекомендуется использовать для определения ожидаемых годовых значений показателей краткосрочного прогноза.
В случае отклонений фактических значений основных показателей прогноза социально-экономического развития муниципального образования от соответствующих годовых значений более чем на 10 процентов требуется корректировка прогноза.
2.2.8. Рекомендуется сопровождать прогноз социально-экономического развития пояснительной запиской, в которой приводится обоснование параметров прогноза, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений.
Прогнозы социально-экономического развития муниципального образования и пояснительная записка к ним подлежат опубликованию в соответствии с действующим законодательством.
2.3. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования
2.3.1. Стратегия разрабатывается на срок не менее 15 лет на основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу.
2.3.2. В Стратегии рекомендуется:
дать характеристику социально-экономического положения муниципального образования с учетом анализа тенденций и проблем в экономике и социальной сфере;
дать оценку конкурентных преимуществ и потенциала территории, в том числе природных ресурсов, трудового, производственного, научного и финансового потенциалов;
привести систему стратегических целей, приоритетных направлений и ценностей в сфере социально-экономического развития муниципального образования;
иные элементы, в том числе включенные в раздел II приложения 10 к настоящей Методике.
2.3.3. Стратегия разрабатывается в порядке и в сроки, установленные органами местного самоуправления.
2.3.4. К разработке Стратегии рекомендуется приступать не позднее чем за год до окончания срока реализации ранее принятой Стратегии.
2.3.5. Стратегия подлежит опубликованию в соответствии с действующим законодательством.
2.3.6. Разработка Стратегии для сельских (городских) поселений не обязательна.
Если сельское (городское) поселение принимает решение о разработке Стратегии, оно руководствуется основными положениями настоящей Методики.
Стратегия сельского (городского) поселения является составной частью Стратегии муниципального района.
2.3.7. Стратегия сельского (городского) поселения не должна противоречить Стратегии муниципального района, а в случае отсутствия в муниципальном районе Стратегии Стратегия сельского (городского) поселения не должна противоречить Стратегии социально-экономического развития Пермского края.
2.3.8. При разработке Стратегии или ее отдельных разделов при необходимости возможно привлечение научно-исследовательских или иных компетентных организаций.
2.4. Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования
2.4.1. Программа разрабатывается на основе Стратегии муниципальными районами (городскими округами) на срок не менее трех лет, а сельскими (городскими) поселениями - на срок не менее одного года.
2.4.2. Программа должна содержать:
оценку итогов и сложившихся тенденций социально-экономического развития муниципального образования за предыдущие годы, характеристику текущего состояния экономики и социальной сферы, анализ проблем развития территории;
цели, задачи и основные индикаторы социально-экономического развития территории на период реализации Программы;
сроки, этапы, механизмы и инструменты реализации Программы;
прогноз ожидаемых социально-экономических результатов от реализации Программы;
иные элементы, в том числе включенные в раздел III Приложения 10 к настоящей Методике.
2.4.3. Порядок, сроки, этапы, исполнители, уполномоченный орган (должностное лицо), ответственный за разработку и реализацию Программы, определяются муниципальным правовым актом.
2.4.4. Решение о разработке Программы принимается уполномоченным органом (должностным лицом) местного самоуправления не позднее чем за год до окончания срока реализации ранее принятой Программы.
Муниципальное образование в случае необходимости может привлекать к разработке Программы научно-исследовательскую и (или) иную компетентную организацию (далее - Разработчик). Средства на разработку Программы предусматриваются в местном бюджете.
Допускается в соответствии с техническим заданием осуществление отдельных этапов разработки Программы различными Разработчиками.
2.4.5. Программа утверждается муниципальным правовым актом в порядке и в сроки, установленные органами местного самоуправления.
2.4.6. Принятию новой Программы может предшествовать рассмотрение отчета о результативности исполнения действующей Программы в порядке и в сроки, установленные органами местного самоуправления.
2.4.7. Отчет о результативности исполнения действующей Программы основывается на данных Сводного аналитического отчета и должен содержать:
2.4.7.1. оценку итогов социально-экономического развития муниципального образования за отчетный период по установленным Стратегией и Программой целям, задачам, приоритетам, в том числе по поселениям;
2.4.7.2. текущие макроэкономические показатели, позволяющие сравнивать уровень социально-экономического развития муниципального образования со средними по Пермскому краю значениями и аналогичными показателями иных муниципальных образований Пермского края;
2.4.7.3. оценку итогов исполнения муниципальных долгосрочных целевых программ, муниципальных инвестиционных программ, муниципальных проектов, реализация которых предусмотрена Программой;
2.4.7.4. перечень и описание проблем реализации намеченного комплекса мероприятий Программы, предложения по разрешению проблем и совершенствованию механизмов реализации Стратегии и Программы.
2.4.8. Порядок и периодичность промежуточной отчетности о ходе реализации Стратегии и Программы устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно.
2.4.9. В случае корректировки показателей прогноза социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период уполномоченным органом (должностным лицом) рекомендуется вносить предложения по изменению мероприятий Программы с целью смягчения действия негативных факторов, закрепления положительных тенденций в экономическом и социальном развитии муниципального образования.
2.4.10. Программа подлежит опубликованию в соответствии с действующим законодательством.
2.4.11. Программа сельского (городского) поселения является составной частью Программы муниципального района.
2.5. Муниципальные долгосрочные целевые программы
2.5.1. Разработку муниципальных долгосрочных целевых программ рекомендуется осуществлять в соответствии с действующим законодательством на срок не менее трех лет на основе Стратегии и (или) Программы для решения задач, имеющих межотраслевой либо межмуниципальный (затрагивающий интересы сельских и городских поселений) характер.
2.5.2. Разработке проекта муниципальной долгосрочной целевой программы может предшествовать разработка и утверждение ее концепции.
Концепция муниципальной долгосрочной целевой программы может включать:
обоснование необходимости и целесообразности использования программно-целевого метода;
соответствие предлагаемой к разработке программы приоритетным направлениям и стратегическим целям социально-экономического развития муниципального образования;
возможные варианты решений для достижения цели, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения;
предложения по разработчикам и исполнителям программы;
основные цели и задачи программы;
ожидаемые результаты реализации программы, возможные формы и методы оценки ее эффективности;
период реализации и основные этапы реализации программы;
целевые показатели, позволяющие оценивать итоги реализации программы;
предполагаемые объемы и источники финансирования программы с разбивкой по годам, а также обоснование необходимости и целесообразности использования бюджетных средств.
Концепция муниципальной долгосрочной целевой программы может утверждаться муниципальным правовым актом. Муниципальная долгосрочная целевая программа должна соответствовать утвержденной концепции.
2.5.3. Муниципальная долгосрочная целевая программа, реализуемая за счет местного бюджета, утверждается в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством.
Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формировании и реализации, сроки реализации долгосрочных целевых программ, представление отчета о выполнении долгосрочных целевых программ определяются муниципальным правовым актом.
2.5.4. Рекомендуется по каждой муниципальной долгосрочной целевой программе ежегодно проводить оценку ее эффективности и результативности. Порядок проведения и критерии указанной оценки устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно.
2.5.5. По результатам оценки эффективности и результативности муниципальной долгосрочной целевой программы может быть принято решение об изменении программы или досрочном прекращении ее реализации. Решение о внесении изменений в муниципальную долгосрочную целевую программу или досрочном прекращении ее реализации принимается в порядке, аналогичном ее принятию.
2.5.6. По истечении срока реализации муниципальной долгосрочной целевой программы органу местного самоуправления рекомендуется подготовить отчет об исполнении программы.
Отчет об исполнении муниципальной долгосрочной целевой программы составляется на основе показателей утвержденной программы и может содержать следующие разделы:
2.5.6.1. сравнительный анализ ситуации до принятия программы и после ее завершения;
2.5.6.2. оценка степени достижения целей и задач, установленных программой;
2.5.6.3. оценка выполнения программных мероприятий в целом, по исполнителям и участникам программы, по поселениям;
2.5.6.4. оценка достижения показателей эффективности программы;
2.5.6.5. анализ финансовых и иных затрат на реализацию программы в целом, по источникам финансирования, в разрезе мероприятий, исполнителей программы и по поселениям;
2.5.6.6. выводы о целесообразности разработки очередной муниципальной долгосрочной целевой программы.
2.5.7. В целях учета муниципальных долгосрочных программ органам местного самоуправления рекомендуется вести реестр муниципальных долгосрочных целевых программ.
Порядок его ведения устанавливается муниципальным правовым актом.
В реестре муниципальных долгосрочных целевых программ отражаются сведения об основных характеристиках и ходе выполнения утвержденных муниципальных долгосрочных целевых программ, о муниципальных долгосрочных целевых программах, финансирование которых прекращено или приостановлено.
2.5.8. Утвержденные в установленном порядке муниципальные долгосрочные целевые программы подлежат опубликованию в соответствии с действующим законодательством.
2.6. Муниципальные проекты
2.6.1. Разработка и реализация муниципальных проектов направлена на решение целей и задач социально-экономического развития муниципального образования в соответствии с приоритетными направлениями деятельности, обозначенными в Программе и иных документах стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования.
2.6.2. Порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных проектов, перечень муниципальных проектов устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно.
2.6.3. Информация о муниципальных проектах, направленных на достижение стратегических целей и предполагающих финансирование из бюджета, представляется в соответствии с действующим законодательством.
2.6.4. Информация об утвержденных в установленном порядке муниципальных проектах подлежит опубликованию в соответствии с действующим законодательством.
2.7. Муниципальная инвестиционная программа
2.7.1. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства муниципальной собственности осуществляются в соответствии с муниципальными инвестиционными программами.
2.7.2. Муниципальная инвестиционная программа на очередной финансовый год и на плановый период состоит из перечня объектов капитального строительства (реконструкции), которые относятся (или могут быть отнесены) к муниципальной собственности, в том числе:
объектов, включенных в состав муниципальных долгосрочных целевых программ (подпрограмм), долгосрочных целевых программ, ведомственных целевых программ, - программная часть;
объектов, не входящих в состав муниципальных долгосрочных целевых программ, долгосрочных целевых программ, ведомственных целевых программ, для решения отдельных важнейших социально-экономических вопросов местного значения - непрограммная часть.
Порядок формирования муниципальной инвестиционной программы определяется органами местного самоуправления.
2.7.3. Перечень объектов, подлежащих включению в муниципальную инвестиционную программу, определяется органами местного самоуправления в установленном ими порядке и может содержать следующие показатели:
наименование объекта;
проектная мощность объекта;
сроки проектирования и строительства (реконструкции) объекта;
полная сметная стоимость объекта;
остаток сметной стоимости объекта на момент формирования программы;
лицо или организация, ответственные за реализацию инвестиционного проекта;
объем финансирования объекта с разбивкой по годам планируемого периода.
К перечню объектов прилагается обоснование включения в него вновь начинаемых объектов.
III. Классификация муниципальных образований и Программ
Классификация проводится Министерством регионального развития Пермского края.
В целях создания единого методического подхода при разработке муниципальными образованиями Стратегий и Программ Министерство регионального развития Пермского края ежегодно производит группировку муниципальных районов (городских округов) по уровню социально-экономического развития посредством дополнительного факторного анализа, а также через систему мониторинга показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, установленных действующим законодательством. Группировка производится на основании разработанной Министерством регионального развития Пермского края методики оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований.
Классификация проводится только в отношении муниципальных районов (городских округов).
3.1. В соответствии с классификацией муниципальные районы (городские округа) относятся к одной из следующих групп:
3.1.1. первая группа - "Территории малого потенциала" - муниципальные образования с уровнем социально-экономического развития близким к нулю (депрессивные территории);
3.1.2. вторая группа - "Территории низкого потенциала" - муниципальные образования с низким уровнем социально-экономического развития (проблемные территории);
3.1.3. третья группа - "Территории среднего потенциала" - муниципальные образования со средним уровнем социально-экономического развития (развивающиеся территории);
3.1.4. четвертая группа - "Территории высокого потенциала" - муниципальные образования с высоким уровнем социально-экономического развития (благополучные территории).
3.2. Принимая во внимание вышеуказанную классификацию, на основании сводного аналитического отчета, в соответствии со Стратегией и с учетом стратегических ориентиров развития, установленных на федеральном и региональном уровнях, муниципальные образования разрабатывают следующие виды Программ:
3.2.1. Программа комплексного социально-экономического развития на основе антикризисной стратегии - программа, ориентированная на разрешение сложнейших проблем и противоречий, нейтрализацию и устранение основных территориальных рисков. Основная цель такой Программы - разрешение текущих проблем и противоречий, нейтрализация и уменьшение рисков за счет имеющихся и в большей части привлекаемых возможностей и преимуществ, создание условий для появления новых возможностей и преимуществ. Данный вид Программ разрабатывают муниципальные образования первой группы;
3.2.2. Программа комплексного социально-экономического развития на основе сбалансированной стратегии - программа, большей частью ориентированная на разрешение проблем и нейтрализацию рисков. Такой вид Программ рекомендуется разрабатывать муниципальным образованиям со значительным количеством проблем и рисков и малым количеством преимуществ и возможностей. Основные цели такой Программы - устранение проблем и рисков, поэтапное создание возможностей для роста, укрепление существующих преимуществ. Данный вид Программ разрабатывают муниципальные образования второй группы;
3.2.3. Программа комплексного социально-экономического развития на основе стратегии умеренного роста - программа с элементами умеренного роста, ориентированная на разрешение проблем и устранение рисков. Такой вид Программ рекомендуется разрабатывать муниципальным образованиям с незначительным количеством проблем и угроз и малым количеством преимуществ и возможностей. Основная цель такой Программы - устранение системных и структурных диспропорций, создание возможностей и увеличение количества и качества конкурентных преимуществ. Данный вид Программ разрабатывают муниципальные образования третей группы;
3.2.4. Программа комплексного социально-экономического развития на основе стратегии опережающего роста - программа, ориентированная на интенсивное использование конкурентных преимуществ и возможностей. Такой вид Программ рекомендуется разрабатывать муниципальным образованиям с небольшим количеством проблем и рисков и большим количеством преимуществ и возможностей. Цель такой Программы - инновационный рост (инновационные изменения) в нескольких сферах (отраслях). Данный вид Программы разрабатывают муниципальные образования четвертой группы.
IV. Общие требования к Программе
В Программе необходимо отразить основные положения Стратегии, а также основные сведения и выводы из сводного аналитического отчета о текущем социально-экономическом положении муниципального образования, в том числе:
4.1. перечень и описание основных конкурентных преимуществ муниципального образования;
4.2. перечень и описание основных проблем муниципального образования (слабых мест);
4.3. перечень и описание конкурентного потенциала - основных положительных перспектив и существующих возможностей для использования существующих и (или) привлекаемых конкурентных преимуществ;
4.4. перечень и описание основных угроз - опасностей, негативных трендов и тенденций социально-экономического развития муниципального образования;
4.5. элементы и принципы текущей Стратегии, включая:
структурированные стратегические цели и направления развития муниципального образования в различных сферах жизнедеятельности, отраслевые стратегии при их наличии;
систему ценностей, принципов, приоритетов и подходов к реализации Стратегии, при этом в Стратегию рекомендуется включить следующие основные принципы:
принцип программно-целевого планирования и управления, означающий, что планирование и управление должно осуществляться на основе и в соответствии со стратегическими целями, установленными в Стратегии;
принцип системности, означающий, что все элементы Стратегии должны представлять собой целостную систему взаимоувязанных и сбалансированных целей и задач;
принцип единства целей и средств их достижения, означающий, что для каждой цели должны существовать и быть приведены и описаны средства ее достижения;
принцип открытости планирования Стратегии и Программы, означающий, что весь процесс планирования является открытой процедурой;
4.6. прогнозные показатели реализации Стратегии;
4.7. В приложении к Программе рекомендуется привести иерархическую структуру целей, которую рекомендуется разрабатывать с учетом целей и задач, установленных распоряжением губернатора Пермского края от 29 июня 2010 г. N 95-р "Об утверждении кодификатора целей и задач социально-экономического развития Пермского края".
Примерная форма иерархической структуры целей и примерная техника декомпозиции целей приведены в приложениях 1 и 6 к настоящей Методике, примерная форма регистра-классификатора целей приведена в приложении 2 к настоящей Методике.
4.8. Укрупненный план достижения основных показателей, установленных Стратегией, с этапами 5, 10, 15, 20, 30 лет.
4.9. Реквизиты муниципального правового акта, регулирующего порядок разработки и внесения изменений в Стратегию.
4.10. Реквизиты муниципального правового акта, содержащего описание системы муниципального и общественного контроля реализации Стратегии.
4.11. Реквизиты муниципального правового акта, регулирующего порядок внесения изменений в Программу.
4.12. Реквизиты муниципального правового акта, содержащего описание системы контроля за исполнением Программы.
Программа оформляется в виде:
титульного листа по примерной форме согласно приложению 3 к настоящей Методике;
паспорта Программы по примерной форме согласно приложению 4 к настоящей Методике;
текстовой части Программы;
приложений к Программе в виде аналитических таблиц и расчетов, спецификаций, пояснительных и аналитических записок и отчетов, использованных при разработке Программы.
V. Разработка Программы
5.1. Общий перечень мероприятий
Общая процедура разработки Программы представляет собой совокупность последовательно выполняемых этапов:
5.1.1. организационно-подготовительный;
5.1.2. формирование информационно-аналитической базы данных, группировка данных;
5.1.3. обобщение и первичный анализ информации;
5.1.4. оценка степени реализации Стратегии на момент разработки Программы;
5.1.5. формирование и (или) пересмотр и обоснование целей и задач, основных приоритетов социально-экономического развития муниципального образования, ожидаемых результатов реализации Программы на плановый период;
5.1.6. формирование и (или) пересмотр мероприятий проектного и непроектного характера;
5.1.7. определение и (или) пересмотр размеров и источников ресурсного обеспечения Программы;
5.1.8. определение и (или) пересмотр ожидаемых социально-экономических и экологических результатов реализации Программы;
5.1.9. разработка и (или) пересмотр механизмов реализации и контроля за исполнением Программы.
5.2. Мероприятия организационно-подготовительного этапа
Общая процедура осуществления организационно-подготовительного этапа может состоять из следующих подэтапов:
5.2.1. Инициирование процесса разработки и (или) пересмотра Программы.
5.2.2. Принятие органами местного самоуправления решения о разработке и (или) пересмотре Программы в соответствии с утвержденной процедурой.
5.2.3. Подготовка, согласование и утверждение технического задания на разработку Программы, утверждение методологии, принципов и структуры Программы, порядка их разработки.
5.2.4. Описание процедуры выбора Разработчика Программы (в случае привлечения Разработчика на конкурсной основе) или указание уполномоченного органа (должностного лица), ответственного за разработку.
5.2.5. Формирование рабочей группы, определение состава исполнителей и распределение между ними обязанностей по разработке проекта Программы (проекта поправок в Программу).
5.2.6. Составление плана-графика разработки Программы.
5.2.7. Предложение по разработке и (или) пересмотру Программы может содержать:
краткое описание текущего социально-экономического положения муниципального образования;
обоснование необходимости разрешения проблем и противоречий, не предусмотренных ранее принятой и действующей Программой;
обоснование необходимости пересмотра программных целей и задач;
определение новых или пересмотр существующих задач и мероприятий, которые должны быть решены в рамках Программы;
обоснование новых или пересмотр существующих проектов и целевых программ;
предварительную оценку социально-экономической эффективности от разработки (пересмотра) и реализации Программы.
Инициаторами внесения предложений по разработке или пересмотру Программы могут выступать любые заинтересованные лица:
5.2.8. Решение о разработке Программы принимается в порядке, установленном органами местного самоуправления.
В решении рекомендуется:
отразить основание разработки или пересмотра Программы;
определить Разработчика Программы или процедуру по выбору Разработчика;
определить эксперта (группу экспертов, экспертное учреждение) для рецензирования разработанной Программы;
установить срок разработки Программы;
при необходимости определить предельную стоимость разработки Программы.
5.2.9. В состав рабочей группы по разработке Программы целесообразно включать специалистов структурных подразделений местной администрации, иных представителей органов местного самоуправления, бизнеса, общественных и некоммерческих организаций, ведущих деятельность на территории муниципального образования, специалистов в различных областях знаний и иных заинтересованных лиц, проживающих в муниципальном образовании.
В состав рабочей группы по разработке проекта Программы также рекомендуется включить специалиста управления социально-экономического развития муниципальных образований Министерства регионального развития Пермского края с целью оказания рабочей группе консультативной и методической помощи.
5.2.10. Финансирование разработки проекта Программы осуществляется за счет собственных или привлеченных средств муниципального образования.
5.2.11. Завершающим итогом организационно-подготовительного этапа является утверждение плана-графика разработки Программы, отражающего все стадии ее формирования, сроки выполнения конкретных работ и ответственных лиц.
5.3. Формирование информационно-аналитической базы данных и группировка данных
Главная задача этапа формирования информационно аналитической базы данных и группировки данных - определение видов, типов и характера необходимой для разработки Программы информации, источников и методов ее сбора.
5.3.1. При разработке Программы рекомендуется использовать уровень и динамику показателей социально-экономического развития муниципальных образований, утвержденных для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов органами государственной власти Российской Федерации и Пермского края.
5.3.2. Аналитический материал обобщается в свободной форме.
5.3.3. Рекомендуется по мере необходимости и руководствуясь целесообразностью, использовать показатели, перечисленные в Указе N 607, распоряжении N 1313-р, постановлении N 664-п, Указе N 55, распоряжении N 44-рп, иную статистическую информацию.
5.3.4. При формировании аналитических таблиц рекомендуется отражать показатели социально-экономического развития муниципального образования за три года, предшествующих планируемому периоду, и прогнозные значения показателей на пятилетний период в разбивке по годам.
5.3.5. Источниками информации могут быть официальные статистические отчеты, характеризующие развитие муниципального образования, прогнозно-аналитические и отчетные материалы, разрабатываемые муниципальным образованием, данные бухгалтерской и статистической отчетности хозяйствующих субъектов, иная информация.
5.3.6. Обязательным требованием к данным является верифицируемость, то есть возможность получить данную информацию третьими лицами с теми же цифровыми параметрами из тех же или иных источников.
5.3.7. Информация, полученная из неофициальных источников, должна быть помечена специальными символами. К такой информации даются пояснения о достоверности источников и уровня релевантности самих данных (уровня соответствия данных действительности, их применимости и необходимости для расчетов).
5.3.8. Сведенные в аналитических таблицах данные позволят предварительно определить динамику показателей, выявить положительные и отрицательные тренды и тенденции, предварительно установить причинно-следственные связи изменений.
5.3.9. Полученные показатели нужно сопоставить, установив процент отклонения, с:
"среднекраевыми" (среднее значение показателя в Пермском крае) показателями;
худшим показателем в Пермском крае;
лучшим показателем в Пермском крае.
В случае необходимости можно сопоставить показатели с показателями других муниципальных образований Пермского края или другого региона.
5.3.10. Полученные данные рекомендуется свести и обобщить в свободной форме.
5.3.11. Информационно-аналитическая база данных должна содержать ссылки на действующие и утратившие силу (при необходимости) нормативные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления, содержащие характеристики, оценки, выводы, предложения, рекомендации по отдельным направлениям и проблемам социального и экономического развития муниципального образования.
5.3.12. В информационно-аналитическую базу данных можно включить ссылки на иные источники информации, если это необходимо для целей разработки или пересмотра Программы.
5.3.13. Все письменные и электронные документы должны быть организованы в соответствии с общими правилами документооборота.
5.3.14. Разработчики Программы должны представлять информацию и данные таким образом, чтобы любое заинтересованное лицо могло в любое время ознакомиться с материалами и при необходимости получить те же результаты, которые были получены Разработчиками во время создания Программы, а также имело возможность сопоставить выводы с результатами, данными и между собой на предмет логичности и непротиворечивости.
Рекомендуемой формой представления всей совокупности использованных данных (источников, информации и материалов) может служить файловый архив, расположенный на сервере, к которому обеспечен круглосуточный доступ.
5.3.15. Информация ограниченного доступа может быть представлена только лицам с соответствующими правами.
Для дальнейшей обработки данные формируются, сводятся и хранятся в электронных таблицах формата "xls", текстовых файлах формата "txt", "rtf", и файлах "html".
5.3.16. Письменные документы должны храниться в отсканированном и бумажном виде.
5.3.17. Электронные документы должны храниться в файловых архивах с соответствующими комментариями, позволяющими получить представление о том когда, кем, на основе каких данных (если они были использованы) и с какой целью был сформирован данный файл.
5.4. Обобщение и анализ информации
Главная задача этапа обобщения и анализа информации - определение уровня текущего социально-экономического развития муниципального образования на момент разработки Программы, текущих и вновь выявленных конкурентных преимуществ и возможностей, проблем и рисков.
5.4.1. На данном этапе используются сгруппированные данные и информация, полученные на предыдущем этапе.
5.4.2. Данные (имеющие числовые значения, как абсолютные, так и относительные) должны быть кратко прокомментированы. Каждому показателю или группе связанных показателей должен соответствовать соответствующий аналитический комментарий, позволяющий судить о содержании, причинно-следственных связях и способе получения данного показателя.
5.4.3. Каждой условно однородной группе показателей необходимо дать обобщенную письменную характеристику, которую необходимо оформить в виде аналитической записки.
Аналитические записки рекомендуется объединить в аналитические отчеты по направлениям функционирования и развития муниципального образования:
экономическое развитие, включая промышленность, сельское хозяйство, торговлю и иные сферы и отрасли экономического развития;
инфраструктура и ресурсы;
человеческий потенциал,
иные.
За основу рекомендуется принять блоки-направления, закрепленные в действующей функционально-целевой модели управления муниципальным образованием. Это обеспечит логику и сопоставимость систем прогнозирования, анализа, планирования и управления территорией.
5.4.4. В аналитической записке по каждому разделу рекомендуется дать предварительную оценку всем существенным отклонениям развития муниципального образования, указав по возможности все установленные причины таких отклонений.
5.4.5. В ходе обработки, обобщения и анализа информационной базы необходимо исследовать традиционные виды хозяйственной деятельности, основные отрасли экономики муниципального образования, выявить причины, обусловившие текущее состояние экономики и социальной сферы муниципального образования.
5.5. Оценка степени реализации Стратегии в текущий период
Главная задача этапа оценки степени реализации Стратегии в текущий период - определение того, насколько динамика и направление текущего развития территории соответствует действующей Стратегии.
5.5.1. В данном разделе рекомендуется перечислить все цели муниципального образования, сформулированные в Стратегии.
5.5.2. Каждой цели рекомендуется дать оценку степени ее текущей реализации в процентном отношении от 0% до 100%.
5.5.3. Для установления общей степени отклонения можно использовать данные предыдущего раздела, которые покажут общий процент отклонения показателей от целевых.
5.5.4. Оценка показателей текущего социально-экономического развития муниципального образования позволит обозначить и проанализировать следующие основные элементы:
5.5.4.1. степень и уровень вовлеченности и использования установленных в Стратегии и предыдущей Программе конкурентных преимуществ муниципального образования - резервов и запасов;
5.5.4.2. вновь появившиеся и (или) выявленные конкурентные преимущества - резервы и запасы;
5.5.4.3. степень разрешения проблемных ситуаций и проблем, установленных Стратегией и предыдущей Программой;
5.5.4.4. вновь появившиеся и (или) выявленные проблемные ситуации и проблемы;
5.5.4.5. степень и уровень использования положительных потенциалов - возможностей, установленных Стратегией и предыдущей Программой;
5.5.4.6. вновь появившиеся и (или) выявленные возможности, положительные тренды и тенденции;
5.5.4.7. степень и уровень нейтрализации угроз - негативных трендов и тенденций, установленных Стратегией и предыдущей Программой;
5.5.4.8. вновь появившиеся и (или) выявленные угрозы - негативные тренды и тенденции, степень риска.
5.5.5. С целью проведения аналитической работы рекомендуется использовать аналитические данные краевой информационно-аналитической системы, справочную информацию, полученную от исполнительных органов государственной власти, официальную статистическую информацию, показатели и индикаторы, используемые для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иную официальную справочную информацию. Допускается использование в аналитической работе данных социологических опросов.
5.6. Анализ и описание конкурентных преимуществ
Конкурентные преимущества - это ресурсы (резервы и запасы) уникального свойства, которыми владеет или которые может привлечь муниципальное образование.
5.6.1. Перечень конкурентных преимуществ может содержать количественные оценки наличия (запаса) и вовлеченности (степени использования) в обороте соответствующих ресурсов.
5.6.2.Необходимо выявить и перечислить конкурентные преимущества в следующих сферах управления и развития территории:
территориальные конкурентные преимущества;
природные конкурентные преимущества;
экономические конкурентные преимущества;
иные конкурентные преимущества.
5.6.3. Территориальные конкурентные преимущества отражают ресурсы муниципального образования в использовании транспортно-географического положения, и могут включать следующие элементы:
высокий уровень пропускной способности существующих путей сообщения с указанием запаса пропускной способности;
близость к запасам сырья и производственным объектам в километрах или иных относительных единицах в сопоставлении с этими запасами и объектами;
уникальность климатических и ландшафтных условий;
развитую производственную и социальную инфраструктуру (показать уникальность параметров);
уникальную экологическую обстановку (оценить самостоятельно или представить данные из независимых источников);
иные конкурентные преимущества.
5.6.4. Природные ресурсы отражают уникальные земельные, минерально-сырьевые, лесные, водные и иные ресурсы.
Нужно составить перечень таких ресурсов с обоснованием их уникальности и приведением их количественных и качественных характеристик, абсолютных или относительных.
5.6.5. Экономические конкурентные преимущества могут включать:
5.6.5.1. уникальные трудовые ресурсы, состоящие из наличия квалифицированных трудовых кадров, наличия свободных и (или) готовых к быстрому переобучению трудовых кадров. Определяются через образовательный, квалификационный, профессиональный состав местного рынка рабочей силы. Могут отражать их неполную занятость в разрезе отраслей и сфер деятельности, форм собственности, специальностей. Иные уникальные свойства местного рынка труда;
5.6.5.2. производственные ресурсы, включающие наличие уникальных производственных резервов на предприятиях всех видов и форм собственности. Определяются через резервы по структуре и объемам производства, через запасы, через эффективность использования производственных фондов и мощностей, через избыточные инфраструктурные мощности, иные резервы и запасы производственного характера;
5.6.5.3. научно-инновационные ресурсы могут включать общие достижения научно-технического прогресса. Определяются величиной и качеством готовых к применению на местном уровне фундаментальных и прикладных научных разработок;
5.6.5.4. инвестиционные ресурсы могут включать юридически оформленные договоренности муниципального образования с отечественными и зарубежными инвесторами, предпринимателями, населением о суммах, сроках и условиях финансирования инвестиционных, социальных и иных проектов.
Указанный перечень конкурентных преимуществ является открытым и может включать иные выявленные конкурентные преимущества муниципального образования.
5.7. Анализ и описание конкурентного потенциала муниципального образования
Конкурентный потенциал - положительные перспективы и существующие возможности для использования существующих и (или) привлекаемых конкурентных преимуществ.
Конкурентный потенциал может включать:
5.7.1. территориальный потенциал, определяющий положительные перспективы и возможности для использования существующих и получения новых территориальных преимуществ;
5.7.2. природный потенциал, определяющий положительные перспективы и возможности для добычи, переработки и транспортировки природных ресурсов;
5.7.3. экономический потенциал, включающий:
трудовой потенциал, который определяет положительные перспективы и возможности для использования существующего кадрового состава территории;
производственный потенциал, который определяет положительные перспективы и возможности в сфере промышленного производства;
научно-инновационный потенциал, который характеризует положительные перспективы и возможности для муниципального образования в сфере повышения конкурентоспособности продукции (работ, услуг) от использования достижений научно-технического прогресса на местном уровне;
инвестиционный потенциал, который отражает положительные перспективы и существующие возможности для привлечения средств отечественных и зарубежных инвесторов, предпринимателей и населения, а также средств из иных источников;
5.7.4. иные положительные перспективы и возможности, связанные с изменениями в социальной сфере территории, в разрезе таких характеристик, как:
устойчивый рост уровня жизни населения;
устойчивая положительная динамика условий жизни и социально-психологического комфорта (социального самочувствия) в муниципальном образовании;
устойчивый рост качества медицинского обслуживания (образования);
устойчивый рост уровня личной безопасности;
устойчивое снижение уровня преступности.
5.7.5. Рекомендуется также оценить положительные перспективы муниципального образования от иных возможностей, представляемых внешней средой (в том числе от участия в международных, федеральных и региональных программах).
5.8. Основные проблемы территории (слабые стороны)
Территориальные проблемы - это текущие проблемные ситуации и нерешенные проблемы территории, негативно влияющие на уровень социально-экономического развития муниципального образования.
5.8.1. На данном этапе следует обозначить существующие и обозначенные в Стратегии, а также вновь выявленные проблемы и негативные тренды и тенденции, которые создают препятствия для нормального развития территории и роста уровня социально-экономического развития, инвестиционной и социальной привлекательности муниципального образования.
5.8.2. Здесь рекомендуется привести перечень тех проблем и противоречий, без решения которых нормальное поступательное развитие муниципального образования невозможно.
Это могут быть следующие проблемы:
высокий уровень преступности;
низкая активность бизнеса;
недостаточное развитие транспортной (магистральной) инфраструктуры;
неравномерное (диспропорциональное) развитие транспортной (магистральной) инфраструктуры;
низкая обеспеченность жильем и высокие издержки на содержание жилого фонда;
отсутствие утвержденных документов территориального планирования - схемы территориального планирования, генеральных планов городских округов и сельских поселений;
большая доля ветхого и аварийного жилищного фонда;
высокая изношенность объектов коммунальной инфраструктуры (тепловые сети, сети водопровода, котельные и т.п.);
наличие объектов негативного воздействия на природные системы и среду обитания человека;
мелкоселенность территории, наличие мелких населенных пунктов (менее 100 человек), наличие отдаленных населенных пунктов;
неэффективная инфраструктурная и социальная сеть, связанная с большой площадью территории, мелкоселенностью и отдаленностью населенных пунктов;
тенденции к расширению границ населенных пунктов без обеспечения присоединяемых земель инфраструктурной сетью.
5.8.3. Проблемы рекомендуется классифицировать по различным основаниям: внутренние и внешние, объективные и субъективные, отраслевые в разрезе отраслей, по иным основаниям.
5.9. Основные угрозы - негативные факторы внутренней и внешней среды
Основные угрозы - это негативные внутренние и внешние тренды и тенденции развития, которые могут в будущем оказать негативное воздействие на устойчивое развитие муниципального образования.
5.9.1. На данном этапе необходимо описать существующие и потенциальные негативные факторы, внутренние и внешние отрицательные тренды и тенденции, которые могут снизить уровень социально-экономического развития муниципального образования.
5.9.2. Для прогнозируемых негативных событий рекомендуется оценить вероятность их наступления (степень риска), проанализировать динамику показателей, а также построить карту (таблицу) распределения рисков.
5.9.3. В муниципальном образовании могут быть выявлены следующие угрозы:
снижение численности населения;
рост уровня преступности;
снижение уровня экономического развития;
рост диспропорций в развитии транспортной (магистральной) инфраструктуры;
снижение обеспеченности жильем;
рост издержек на содержание жилого фонда;
рост количества неразработанных, несогласованных и неутвержденных нормативных документов, влияющих на планомерное эффективное развитие территории;
рост количества ветхого и аварийного жилищного фонда;
увеличение степени изношенности объектов коммунальной инфраструктуры (тепловые сети, сети водопровода, котельные и т.п.);
рост уровня выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и степени их опасности;
иные угрозы.
5.9.4. В Программе отражаются угрозы, которые существовали в предыдущей Программе и не нейтрализованы на момент разработки новой Программы, а также угрозы, вновь выявленные в ходе анализа социально-экономического положения данной территории в текущем периоде.
5.9.5. Угрозы могут быть классифицированы по различным основаниям: внутренние и внешние, объективные и субъективные, отраслевые в разрезе отраслей, иные.
5.9.6. Самые сильные угрозы находятся на пересечении текущей проблемы и соответствующего ей негативного тренда.
5.9.7. В приложении 5 к настоящей Методике приведена примерная техника SWOT-анализа текущего социально-экономического положения территории.
5.10. Формирование и обоснование целей и задач, основных направлений и приоритетов социально-экономического развития муниципального образования, ожидаемых результатов реализации Программы на плановый период
5.10.1. Формирование системы стратегических целей развития муниципального образования является важнейшим этапом разработки Стратегии, который в дальнейшем определяет весь ход процесса обоснования и выбора наиболее эффективных направлений развития муниципального образования.
5.10.2. Цели и задачи, изложенные в Программе, должны полностью соответствовать стратегическим целям, изложенным в Стратегии, а также не должны противоречить основным направлениям социально-экономического развития Пермского края и Российской Федерации в целом.
5.10.3. При формировании целевого блока Программы необходимо привести иерархическую структуру целей.
5.10.4. Структура целей должна быть ясной и непротиворечивой. Примерная форма иерархической структуры целей приведена в приложении 1 к настоящей Методике.
В процессе декомпозиции целей нужно оценить степень вклада достигнутой цели низкого порядка в цель более высокого порядка. Так будет установлена степень приоритетности.
В первую очередь следует направлять усилия на цели с наиболее высокой степенью вклада в реализацию вышестоящей цели. Такие цели будут иметь более высокий уровень приоритета. В приложении 6 к настоящей Методике приведена примерная техника декомпозиции целей.
Вышеуказанный метод позволит получить обоснованный и сбалансированный план достижения целей и позволит установить обоснованную очередность выполнения программных мероприятий в условиях ресурсных ограничений.
Полученная таким образом иерархическая структура целей станет основой для следующего этапа - формирования проектных и непроектных мероприятий.
5.10.5. Через заданные целевые параметры и приоритеты в Программе должны найти отражение основные направления развития муниципального образования, например:
развитие человеческого потенциала;
экономическое развитие;
развитие инфраструктуры и ресурсной базы;
развитие территории;
развитие муниципальных учреждений;
развитие общественных финансов;
повышение эффективности управления муниципальной собственностью;
иные.
5.10.6. Принимая во внимание существующие системные и ресурсные ограничения муниципального образования, в Программе не рекомендуется определять более трех приоритетных направлений.
Руководствуясь установленными в Программе приоритетами, органы местного самоуправления смогут принимать верные решения в короткие сроки и без проведения дополнительного анализа.
Приоритетные направления должны находиться под усиленным контролем и вниманием органов местного самоуправления.
Основная цель создания приоритетных направлений - концентрация усилий и ресурсов на определенном отрезке времени.
Приоритеты могут меняться от Программы к Программе.
5.10.7. В Программе каждому мероприятию должен соответствовать оцифрованный результат.
5.10.8. Задачи должны иметь описание решения и измеримый результат.
5.10.9. Для каждого проекта должен быть установлен срок, бюджет и точный результат.
5.11. Разработка целевых мероприятий
5.11.1. Для каждой цели рекомендуется разработать ее спецификацию, то есть определить ее достижение через проектные и непроектные мероприятия.
В приложении 7 к настоящей Методике приведена примерная форма спецификации цели.
5.11.2. Спецификация составляется для всех целей.
По индексу и ветви цели всегда можно установить взаимосвязь всей системы целей.
5.11.3. В спецификации рекомендуется указывать:
виды мероприятий: задача, мероприятие, проект, процесс;
срок, в течение которого и к которому должно быть выполнено мероприятие;
перечень необходимых ресурсов (в основном здесь дается только количественная или стоимостная оценка);
источники финансирования;
лиц, ответственных за реализацию мероприятий.
К каждой спецификации рекомендуется прилагать пояснительную записку.
5.11.4. После составления спецификаций и формирования сводного плана мероприятий, примерная форма которого приведена в приложении 8 к настоящей Методике, следует сформировать финансовый план Программы.
5.11.5. Проекты и непроектные мероприятия, изложенные в соответствующем разделе Программы (четвертый раздел макета Программы - приложение 10 к настоящей Методике (далее - Макет), должны отвечать целям и задачам, представленным в Программе ранее. При этом не должно быть мероприятий, реализация которых направлена на решение задач и проблем, не отраженных в Программе.
5.11.6. Для достижения каждой конкретной цели, определенной в третьем разделе Макета, должна быть разработана и приложена спецификация цели с развернутым комплексом мероприятий по ее достижению.
5.11.7. В случаях когда решение поставленных задач на текущий момент не представляется возможным либо не относится к компетенции органов местного самоуправления, в тексте Программы должны быть даны краткие комментарии, развернутые далее в пояснительной записке.
5.12. Финансовый план. Определение размеров, сроков и источников ресурсного обеспечения Программы
5.12.1. Финансовым планом Программы должны быть определены источники, размеры и сроки финансирования мероприятий, а также предусмотрены источники для погашения текущего или возможного дефицита.
5.12.2. Если источников для погашения дефицита не установлено, Программа должна быть пересмотрена с целью получения бездефицитного финансового плана Программы.
5.12.3. В качестве источников финансирования могут указываться бюджеты всех уровней.
5.12.4. Финансирование Программы может осуществляться в любой форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5.12.5. В качестве источников финансирования могут указываться средства действующих краевых и федеральных целевых программ, внебюджетных фондов, инвестиционных программ, кредиты кредитных организаций, муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг, средства предприятий, а также иных не противоречащих действующему законодательству источников финансирования.
5.12.6. Финансовые затраты по Программе рассчитываются в ценах года составления Программы, но могут быть приведены и в ценах с учетом инфляции.
5.13. Определение ожидаемых социально-экономических и экологических результатов реализации Программы
На данном этапе следует спрогнозировать эффективность запланированных мероприятий.
5.13.1. В зависимости от общих целей Программы и интересов ее участников может быть приведен прогноз любых значимых показателей:
экономических (увеличение объемов производства продукции и услуг в перспективных отраслях экономики, рост инвестиций и т.п.);
социальных (приводятся физические показатели роста социальной обеспеченности, уровня жизни населения, увеличения производства социально значимой продукции, прироста числа рабочих мест и другие);
бюджетных (в денежном выражении показывается увеличение поступлений в бюджеты всех уровней и (или) сокращение их расходной части и т.п.);
иных показателей.
5.13.2. Обязательной неотъемлемой частью Программы должны стать прогнозные значения показателей, включенных в системы федерального и регионального мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления в целях реализации Указа N 607, распоряжения N 1313-р и постановления N 664-п, иные показатели, в т.ч. показатели, предусмотренные соглашениями, заключаемыми между исполнительными органами государственной власти Пермского края и органами местного самоуправления на плановый период.
Прогнозные значения таких показателей оформляются отдельными приложениями к Программе.
5.14. Механизмы реализации Программы
5.14.1. Муниципальный проект.
В спецификации (паспорте) проекта указывается его наименование, ответственный исполнитель (лицо или группа лиц, объединенная понятием "Проектный офис"), сроки реализации, цель и задачи проекта, уровень источника финансирования, источник, форма и объем финансирования, ожидаемые результаты, наименование цели (задачи, проблемы) социально-экономического развития муниципального образования, для достижения (решения, разрешения) которой реализуется данный проект.
5.14.2. Инвестиционный (социальный или экономический) проект.
Инвестиционный проект - это проект, требующий значительных инвестиций (капиталовложений). Обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций разрабатываются в соответствии с действующим законодательством и для определенных стандартами целей. Характеристика инвестиционного проекта формируется по аналогии с характеристикой проектов в рамках Программ.
5.14.3. Муниципальная долгосрочная целевая программа.
Мероприятия целевых программ представляют собой виды деятельности, являющиеся средством для достижения поставленной программной цели. Мероприятия могут быть организационного, правового, инвестиционного, научного и инновационного характера, а также проектными и непроектными.
Для каждой целевой программы рекомендуется:
указать ее наименование, которое должно быть производным от достигаемой цели;
указать лицо, ответственное за реализацию (физическое или юридическое);
установить сроки реализации программы, точную цель и задачи, на достижение (решение) которых она направлена;
указать источники, формы и объемы финансирования;
определить конкретные результаты реализации программы.
Если целевая программа включает в себя множество различных мероприятий, которые могут быть ранжированы и специфицированы (привязаны) к достижению целей следующего уровня, являющихся составной частью программы, то такая программа может быть декомпозирована (разложена) на две или три подпрограммы.
Декомпозиция более чем на три подпрограммы нецелесообразна. Подпрограммы должны также именоваться по целям, для достижения которых они существуют.
Система проектных и непроектных мероприятий, направленных на достижение определенной цели, может представлять собой муниципальную долгосрочную целевую программу с планом ее реализации, оформленным по примерной форме, приведенной в приложении 9 к настоящей Методике.
Муниципальная долгосрочная целевая программа, являющаяся частью приоритетного направления, будет носить приоритетный характер.
5.14.4. Непроектная деятельность (непроектные мероприятия) - это деятельность, являющаяся средством для решения программных целей, осуществляемая вне проектов, но также направленная на достижение установленных стратегических и тактических целей.
Непроектная деятельность осуществляется в виде мероприятий.
Спецификации непроектных мероприятий формируются в свободной форме, по аналогии со спецификациями проектов.
Информация четвертого раздела Макета "Деятельность по достижению целей" оформляется в виде таблицы и раскрывается в приложениях.
Примерная форма сводного плана мероприятий приведена в приложении 8 к настоящей Методике.
Проекты и непроектные мероприятия должны декомпозировать систему целей.
Результаты реализации каждого проекта, целевой программы, непроектного мероприятия должны быть ясными и оцифрованными.
5.15. Механизмы управления и контроля
5.15.1. Выбор исполнителей программных мероприятий должен быть обоснован.
5.15.2. Рекомендуется указывать экономические, финансовые и иные инструменты, обеспечивающие точность и своевременность реализации Программы.
5.15.3. В ходе подготовки и реализации Программы органами местного самоуправления должны быть определены механизмы управления и контроля реализации Программы:
разработано техническое задание на разработку Программы в целом и в частях;
определен круг лиц, принимающих участие в реализации программных мероприятий;
заключены соответствующие договоры (соглашения) с инвесторами и участниками Программы;
обеспечено ежегодное уточнение и согласование объемов финансирования и календарных графиков перечисления и освоения средств на реализацию Программы;
организован и обеспечен систематический контроль за ходом выполнения отдельных работ и мероприятий;
организована подготовка информационно-аналитических отчетов перед органами государственной власти Пермского края и органами местного самоуправления, а также инвесторами о ходе реализации Программы;
организовано осуществление расчетов с исполнителями программных мероприятий;
организована подготовка предложений по привлечению дополнительных источников финансирования;
организовано и обеспечено информирование населения муниципального образования о ходе реализации Программы.
Приложение 1
к Методическим рекомендациям по
разработке программы комплексного
социально-экономического развития
муниципального образования
Пермского края
Примерная форма иерархической структуры целей
/------------\
| Цель N 1 |
|"Ценностная"|
\------------/
/---------------------+---------------------\
/------------\ /------------\ /------------\
| Цель 1.1 | | Цель 1.2 | | Цель 1.3 |
|Операционная| |Операционная| |Операционная|
\------------/ \------------/ \------------/
/------------------------------------------\
/-------------\ /------------\ /------------\
|Подцель 1.1.1| |Задача 1.1.1| |Задача 1.1.2|
| | | | | |
\-------------/ \------------/ \------------/
| /-------------+-------------\
| /--------\ /---------\ /---------\ /---------\
| | Задача | |Подзадача| |Подзадача| |Подзадача|
\--|1.1.1.1 | | 1.1.2.1 | | 1.1.2.2| | 1.1.2.3 |
\--------/ \---------/ \---------/ \---------/
Приложение 2
к Методическим рекомендациям по
разработке программы комплексного
социально-экономического развития
муниципального образования
Пермского края
Примерная форма
регистра-классификатора целей
N п/п |
Описание цели |
Индекс* |
Вид |
Уровень |
У. вес** |
Р. индекс*** |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Описание цели |
000000 |
Ценностная |
1 |
|
|
2 |
Описание цели |
000000 |
Операционная |
2 |
40% |
хххххххх |
3 |
Описание цели |
000000 |
Операционная |
2 |
30% |
хххххххх |
4 |
Описание цели |
000000 |
|
3 |
15% |
хххххххх |
5 |
Описание цели |
000000 |
|
3 |
15% |
хххххххх |
------------------------------
* Индекс - код цели.
** У. вес (условный вес) - процентная оценка вклада цели нижнего уровня в достижения вышестоящей цели при условии ее (подцели) полной и своевременной реализации.
*** Р. индекс - индекс цели в соответствии с региональной классификацией, закрепленной распоряжением губернатора Пермского края от 29 июня 2010 г. N 95-р "Об утверждении кодификатора целей и задач социально-экономического развития Пермского края".
Приложение 3
к Методическим рекомендациям по
разработке программы комплексного
социально-экономического развития
муниципального образования
Пермского края
Примерная форма титульного листа Программы
Программа комплексного
социально-экономического развития
муниципального образования
_________________________________________________________________________
указывается наименование муниципального образования
на _______ годы
Год
Приложение 4
к Методическим рекомендациям по
разработке программы комплексного
социально-экономического развития
муниципального образования
Пермского края
Примерная форма
Паспорт Программы
Наименование программы |
|
Основание разработки Программы |
|
Заказчик Программы |
|
Разработчик Программы |
|
Рецензент |
|
Перечень основных целей и задач Программы |
|
Сроки реализации Программы |
|
Основные участники Программы (исполнители) |
|
Общая стоимость Программы, указанная по источникам финансирования и годам реализации |
|
Основные ожидаемые результаты реализации Программы с оцифровкой по годам |
|
Контроль за исполнением Программы |
|
Приложение 5
к Методическим рекомендациям по
разработке программы комплексного
социально-экономического развития
муниципального образования
Пермского края
Примерная техника SWOT-анализа текущего социально-экономического положения территории
Установив общий перечень конкурентных преимуществ, возможностей и потенциалов, проблем и угроз, рекомендуется полученные данные подвергнуть дальнейшему анализу.
1. Конкурентные преимущества муниципального образования следует:
1.1. классифицировать по основаниям, которые были использованы на стадии их отбора;
1.2. пронумеровать по порядку и каждому преимуществу присвоить соответствующий индекс;
1.3. провести оценку относительной ценности каждого преимущества и присвоить уровень ценности от 1 до 4, где 1 - низкий уровень, 2 - средний уровень, 3 - высокий уровень, 4 - наивысший уровень;
1.4. ранжировать преимущества по уровню ценностей;
1.5. данные представить (оформить) в форме таблиц;
1.6. установить количество преимуществ по всем уровням ценностей.
2. Проблемы и проблемные ситуации (слабые стороны) следует:
2.1. классифицировать по основаниям, которые были использованы на стадии их выявления ("транспорт - тарифы", "ЖКХ - тарифы", "ЖКХ - инфраструктура", "ЖКХ - аварийное жилье" и т.п.);
2.2. подвергнуть проблемы декомпозиции с целью разворачивания проблемных ситуаций до уровня неделимых элементов, которые можно описать в цифровом выражении и объективировать с целью их целенаправленного поэтапного разрешения;
2.3. пронумеровать и присвоить проблемным ситуациям, проблемам и их элементам соответствующие индексы;
2.4. провести оценку уровня опасности проблем от 1 до 4, где 1 - неопасные, 2 - средней степени опасности, 3 - опасные, 4 - особо опасные (критерии уровней оценки опасности возможно устанавливать на основании специфики каждой территории);
2.5. ранжировать проблемы по уровню опасности;
2.6. данные представить (оформить) в виде таблиц;
2.7. установить количество проблем по всем уровням опасности.
3. Потенциал (возможности и совокупности возможностей) следует:
3.1. классифицировать по основаниям, которые были использованы на стадии выявления;
3.2. подвергнуть потенциал (совокупность возможностей) декомпозиции с целью разворачивания потенциала до уровня неделимых элементов (возможностей), которые можно описать в цифровом выражении и объективировать с целью их целенаправленного использования;
3.3. пронумеровать и присвоить совокупностям возможностей и возможностям соответствующие индексы;
3.4. провести оценку уровня потенциала для каждой возможности по шкале от 1 до 4, где 1 - низкий потенциал, 2 - средний потенциал, 3 - высокий потенциал, 4 - наивысший потенциал (критерии уровней потенциалов возможно устанавливать на основании специфики каждой территории);
3.5. ранжировать возможности по уровням потенциала;
3.6. организовать данные в табличной форме;
3.7. установить количество возможностей по каждому из уровней потенциалов.
4. Негативные тренды и тенденции (угрозы) следует:
4.1. классифицировать по основаниям, которые были использованы на стадии выявления;
4.2. подвергнуть угрозы (тренды и тенденции) декомпозиции с целью их разворачивания до уровня неделимых элементов (угроз), которые можно описать в цифровом выражении и объективировать с целью их целенаправленной нейтрализации;
4.3. пронумеровать и присвоить угрозам (трендам и тенденциям) соответствующие индексы;
4.4. провести оценку уровня риска для каждой угрозы по шкале от 1 до 4, где 1 - низкий уровень, 2 - средний уровень риска, 3 - высокий уровень риска, 4 - наивысший уровень риска, означающий, что угроза в ближайшее время (в течение текущего года) станет проблемой (критерии оценки рисков возможно устанавливать на основании специфики каждой территории);
4.5. ранжировать угрозы по уровню риска;
4.6. данные представить (оформить) в форме таблиц;
4.7. установить количество угроз по всем уровням риска.
Когда данные по всем группам элементов анализа получены и сведены в табличном виде, необходимо сравнить количество проблем с количеством конкурентных преимуществ, количество возможностей с количеством угроз с целью сопоставления сильных сторон и возможностей для разрешения проблем, снятия противоречий и нейтрализации угроз.
Приложение 6
к Методическим рекомендациям по
разработке программы комплексного
социально-экономического развития
муниципального образования
Пермского края
Примерная техника декомпозиции целей
1. Установить стратегическую цель высшего уровня - Генеральную Цель "S-0001".
2. Установленную цель "S-0001" следует декомпозировать (развернуть) в цели второго уровня "S-0011", "S-0012", "S-0013", "S-0014" - Цели-ценности.
3. Цели второго уровня следует подвергнуть дальнейшей декомпозиции (разворачиванию) второго порядка до целей третьего уровня - целей-задач, например, для цели второго уровня "S-0011" декомпозиция будет выглядеть следующим образом: "S-0111", "S-0112", "S-0113", "S-0114".
4. В ходе анализа и оценки необходимо установить степень вклада каждой нижестоящей цели в реализацию цели более высокого уровня, например, для цели "S-0001" декомпозиция может выглядеть так:
"S-0011" - (30%) - 1;
"S-0012" - (20%) - 3;
"S-0013" - (25%) - 2;
"S-0014" - (25%) - 2;
"S-0111" - (20%) - 3;
"S-0112" - (15%) - 4;
"S-0113" - (35%) - 1;
"S-0114" - (30%) - 2.
5. Таким образом, наибольший уровень приоритета присваивается цели c наибольшим вкладом в реализацию (в данном случае "S-0011" и далее "S-0113"), поскольку именно такой путь будет наиболее эффективным.
6. В случае недостатка ресурсов для реализации целей с более высоким приоритетом будут выполняться мероприятия для достижения целей с более низким приоритетом, но достаточными ресурсами.
7. Выравнивание по бюджетному ограничению должно проводиться также на основе принципа приоритетности целей. В первую очередь должны финансироваться мероприятия с более высокими уровнями приоритетов.
Приложение 7
к Методическим рекомендациям по
разработке программы комплексного
социально-экономического развития
муниципального образования
Пермского края
Примерная форма
СПЕЦИФИКАЦИЯ ЦЕЛИ N 0000
Цели 1-го, 2-го, 3-го, 4-го уровня | ||||||||
1 |
Индекс |
2. Р. Индекс |
||||||
|
00000 |
000000 |
||||||
3 |
Описание |
Ввести краткое наименование цели |
||||||
4 |
Подробное описание |
Точно и подробно описать конечный результат |
||||||
5 |
Критерии измеримости |
Указать 3-7 цифровых критериев (индикаторов), по которым будет измеряться уровень достижения цели |
||||||
Начальное значение |
Целевое значение |
Изменение |
Значимость |
Комментарий |
||||
5.1 |
Критерий 1 |
|
|
|
|
|
||
5.2 |
Критерий 2 |
|
|
|
|
|
||
5.3 |
Критерий 3 |
|
|
|
|
|
||
5.4 |
Критерий 4 |
|
|
|
|
|
||
5.5 |
Критерий 5 |
|
|
|
|
|
||
5.6 |
Критерий 6 |
|
|
|
|
|
||
5.7 |
Критерий 7 |
|
|
|
|
|
||
6 |
Оценка достижимости |
1 - безусловно достижима, 2 - достижима при определенных условиях |
||||||
7 |
Перечень условий |
общий перечень условий и сочетание их выполнения: одно из.., два из.., все, первое или второе и _, и т.д. |
||||||
7.1 |
Условие 1 |
Описание условия 1 |
||||||
7.2 |
Условие 2 |
Описание условия 2 |
||||||
7.3 |
Условие 3 |
Описание условия 3 |
||||||
8 |
История цели |
Необходимо указать историю цели: выполнена, изменена (разделена, объединена с другой) и т.д. |
||||||
9 |
Цели и задачи нижнего уровня |
|||||||
|
Наименование |
Индекс |
Вес |
Комментарий |
||||
9.1 |
|
|
|
|
||||
9.2 |
|
|
|
|
||||
9.3 |
|
|
|
|
||||
9.4 |
_. |
|
|
|
||||
10 |
Механизм реализации цели (в данном разделе указываются проектная и непроектная деятельность по достижению цели). Формируется для конечных целей и задач |
|||||||
|
Механизм |
Индекс |
Бюджет |
Источники финансирования |
Срок |
Комментарий |
||
10.1 |
Задача 0001 |
|
|
|
|
|
||
10.2 |
Проект 1-0001 |
|
|
|
|
|
||
10.3 |
Мероприятие 1-0001 |
|
|
|
|
|
||
10.4 |
Проект 2-0001 |
|
|
|
|
|
||
10.5 |
Задача 0002 |
|
|
|
|
|
||
10.6 |
Подзадача 0012 |
|
|
|
|
|
||
10.7 |
Проект 1-0012 |
|
|
|
|
|
||
10.8 |
Мероприятие 1-0012 |
|
|
|
|
|
Приложение 8
к Методическим рекомендациям по
разработке программы комплексного
социально-экономического развития
муниципального образования
Пермского края
Примерная форма
Сводный план мероприятий
N п/п |
Индекс |
Описание |
Бюджет |
Источник |
Длительность |
Плановый срок |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Направление "НАИМЕНОВАНИЕ" |
|||||
1 |
00001 |
Цель |
|
|
|
|
|
|
Операционная цель |
|
|
|
|
|
|
Подцель |
|
|
|
|
|
|
Задача 1 |
|
|
|
|
|
|
Проект 1 |
|
|
|
|
|
|
Проект 2 |
|
|
|
|
|
|
Задача 2 |
|
|
|
|
|
|
Проект 1 |
|
|
|
|
|
|
Мероприятие 1 |
|
|
|
|
|
|
Мероприятие 2 |
|
|
|
|
2 |
00002 |
Цель |
|
|
|
|
|
|
Операционная цель 1 |
|
|
|
|
|
|
Задача - 1 |
|
|
|
|
|
|
Задача - 2 |
|
|
|
|
|
|
Подзадача - 21 |
|
|
|
|
|
|
Подзадача - 22 |
|
|
|
|
|
|
Проект - 221 |
|
|
|
|
|
|
Проект - 222 |
|
|
|
|
|
|
Мероприятие 221 |
|
|
|
|
|
|
Мероприятие 222 |
|
|
|
|
Приложение 9
к Методическим рекомендациям по
разработке программы комплексного
социально-экономического развития
муниципального образования
Пермского края
Примерная форма
План реализации муниципальной долгосрочной целевой программы "НАИМЕНОВАНИЕ"
N п/п |
Индекс |
Описание |
Бюджет |
Источник |
Длительность |
План срок |
Ответственный |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
11 |
S-0011 |
Цель 2-го уровня |
|
|
|
|
|
111 |
S-0111 |
Цель 3-го уровня |
|
|
|
|
|
1111 |
S-1111 |
Цель 4-го уровня |
|
|
|
|
|
1111-1 |
P-001 |
Проект N 001 |
|
|
|
|
|
1111-2 |
P-002 |
Проект N 002 |
|
|
|
|
|
1111-3 |
T-001 |
Задача N 001 |
|
|
|
|
|
1111-4 |
T-002 |
Задача N 002 |
|
|
|
|
|
1111-5 |
M-001 |
Мероприятие N 001 |
|
|
|
|
|
1111-6 |
M-002 |
Мероприятие N 002 |
|
|
|
|
|
1112 |
S-1112 |
Цель 4-го уровня |
|
|
|
|
|
1112-1 |
P-001 |
Проект N 001 |
|
|
|
|
|
1112-2 |
P-002 |
Проект N 002 |
|
|
|
|
|
1112-3 |
T-001 |
Задача N 001 |
|
|
|
|
|
1112-4 |
T-002 |
Задача N 002 |
|
|
|
|
|
1112-5 |
M-001 |
Мероприятие N 001 |
|
|
|
|
|
1112-6 |
M-002 |
Мероприятие N 002 |
|
|
|
|
|
112 |
S-0112 |
Цель 3-го уровня |
|
|
|
|
|
112-1 |
P-001 |
Проект N 001 |
|
|
|
|
|
112-2 |
P-002 |
Проект N 002 |
|
|
|
|
|
112-3 |
T-001 |
Задача N 001 |
|
|
|
|
|
112-4 |
T-002 |
Задача N 002 |
|
|
|
|
|
112-5 |
M-001 |
Мероприятие N 001 |
|
|
|
|
|
112-6 |
M-002 |
Мероприятие N 002 |
|
|
|
|
|
113 |
S-0113 |
Цель 3-го уровня |
|
|
|
|
|
1131 |
S-1131 |
Цель 4-го уровня |
|
|
|
|
|
1131-1 |
P-001 |
Проект N 001 |
|
|
|
|
|
1131-2 |
P-002 |
Проект N 002 |
|
|
|
|
|
1131-3 |
T-001 |
Задача N 001 |
|
|
|
|
|
1131-4 |
T-002 |
Задача N 002 |
|
|
|
|
|
1131-5 |
M-001 |
Мероприятие N 001 |
|
|
|
|
|
1131-6 |
M-002 |
Мероприятие N 002 |
|
|
|
|
|
1132 |
S-1132 |
Цель 4-го уровня |
|
|
|
|
|
1132-1 |
P-001 |
Проект N 001 |
|
|
|
|
|
1132-2 |
P-002 |
Проект N 002 |
|
|
|
|
|
1132-3 |
T-001 |
Задача N 001 |
|
|
|
|
|
1132-4 |
T-002 |
Задача N 002 |
|
|
|
|
|
1132-5 |
M-001 |
Мероприятие N 001 |
|
|
|
|
|
1132-6 |
M-002 |
Мероприятие N 002 |
|
|
|
|
|
Приложение 10
к Методическим рекомендациям по
разработке программы комплексного
социально-экономического развития
муниципального образования
Пермского края
Примерная форма
Макет программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработаны рекомендации по разработке программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования Пермского края.
Рекомендации необходимы для выработки единого подхода к разработке программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований Пермского края.
Методика раскрывает основные положения унифицированной модели программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования Пермского края.
Планирование социально-экономического развития муниципального образования осуществляется для обеспечения выбора общественно значимых целей социально-экономического развития муниципального образования и путей их достижения.
Программа разрабатывается муниципальными районами (городскими округами) на срок не менее трех лет, а сельскими (городскими) поселениями - на срок не менее одного года.
Распоряжение Правительства Пермского края от 14 марта 2011 г. N 42-рп "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования Пермского края"
Текст распоряжения официально опубликован не был
Распоряжением Правительства Пермского края от 24 января 2018 г. N 11-рп настоящее распоряжение признано утратившим силу с 24 января 2018 г.