Решение Пермского краевого суда
от 7 мая 2009 г. N 3-69-09
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 июля 2009 г. N 44-Г09-17 настоящее решение оставлено без изменения
Настоящее решение вступило в законную силу 29 июля 2009 г.
Пермский Краевой суд в составе:
председательствующего Лядовой Л.И.
с участием прокурора Синевой A.M.
представителя Правительства Пермского края Нечаевой О.С.
при секретаре Невидимовой Е.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми 07 мая 2009 г. дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим Положения о Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 22.09.2008 г. N 430-п установил:
Постановлением Правительства Пермского края от 22.09.2008 г. N 430-п, опубликованном в Бюллетене правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края N 14 от 06.10.2008 г., утверждено Положение о Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края.
Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим данного нормативного акта по мотиву его противоречия положениям Лесного кодекса РФ.
В обосновании своих требований заместитель прокурор указал, что п. 5.1, п. 5.2 Положения установлен иной, отличный, от предусмотренного федеральным законодательством, порядок назначения на должность руководителя Государственной инспекции по экологии и природопользованию. Согласно п. 1, 2 ч. 10 ст. 83 Лесного кодекса РФ, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) назначает на должность по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и освобождает от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего переданные ему полномочия, а также утверждает по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти структуру уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ. Абзац 1 п. 5.1 Положения не содержит требования о согласовании кандидатуры руководителя Государственной инспекции с федеральным органом исполнительной власти. Пункт 5.2 Положения также не содержит нормы о необходимости согласования структуры Государственной инспекции с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Кроме того, данный пункт не содержит указания на то, что структуру указанного органа утверждает высшее должностное лицо субъекта РФ.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор поддержала заявленные требования.
Представитель Правительства Пермского края - Нечаева О.С., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления, полагая, что при признании недействующим абзаца 1 п. 5.1 и п. 5.2 Положения о Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края, данный нормативный акт автоматически становится недействующим и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений в целом. Правительством Пермского края принимаются все меры по исполнению требований протеста прокурора Пермского края от 10.11.2008 г.
Заслушав объяснения прокурора, представителя заинтересованного лица, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования основаны на законе и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Абзацем первым п. 5.1 Положения о Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края предусмотрено, что инспекцию возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности губернатором Пермского края по представлению председателя Правительства Пермского края.
Пунктом 5.2 Положения определено, что структурными подразделениями Инспекции являются отделы, секторы. В составе отделов Инспекции могут быть образованы структурные подразделения - секторы, в том числе находящиеся вне границ г. Перми (обособленные территориальные подразделения).
В соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Данные полномочия переданы Пермскому краю на основании Федерального закона от 24.11.2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 г. N 838, приказа Федерального агентства лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 01.10.2008 г. N 279.
Согласно пунктам 1 и 2 части 9, пунктам 1 и 2 части 10 той же статьи 83 Лесного кодекса РФ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти
согласовывает структуру уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия;
согласовывает назначение на должность руководителя органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), соответственно,
назначает на должность по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и освобождает от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия;
утверждает по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти структуру уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 5.5.17 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 г. N 450 согласование структуры уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в сфере охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, а также назначение на должность руководителя органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 9 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 5.5.17 Положения Министерством сельского хозяйства Российской Федерации издан 27.08.2008 г. приказ N 411 "О согласовании структуры органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области лесных отношений, и назначения на должность руководителей этих органов".
В силу ч. 3 ст. 15 Устава Пермского края губернатор Пермского края является высшим должностным лицом, возглавляющим исполнительную власть в Пермском крае.
Пункт 5.2 Положения не содержит указания на то, что структуру Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края утверждает высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемыми пунктами Положения установлен порядок назначения на должность руководителя Государственной инспекции по экологии и природопользованию и согласования его структуры, отличный от предусмотренного федеральным законодательством.
На неоднозначность толкования норм Положения указано в ответе Председателя Правительства Пермского края от 12.12.2008 г. прокурору Пермского края на протест (л.д. 15-16) и не оспаривалось в судебном заседании представителем Правительства Пермского края.
Между тем, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, именно нарушения требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивают единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона.
По этой причине, в связи с несоблюдением при издании оспариваемых норм Положения, общеправовых требований непротиворечивости, ясности и определенности правового регулирования, следует признать недействующим абзац 1 п. 5.1, п. 5.2 Положения о Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края с момента вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198, 199, ч. 2 ст 253 ГПК РФ, суд решил:
Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу абзац 1 п. 5.1, п. 5.2 Положения о Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 22.09.2008 г. N 430-п.
После вступления решения в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в Бюллетене правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края.
Решение может быть обжаловано, и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 8 мая 2009 года.
Председательствующий - п.п. |
Л.И. Лядова |
Судья краевого суда - |
Л.И. Лядова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пермского краевого суда от 7 мая 2009 г. N 3-69-09
Настоящее решение вступило в законную силу 29 июля 2009 г.
Текст решения опубликован в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 14 марта 2011 г. N 10 (138)