Решение Пермского краевого суда
от 14 мая 2009 г. N 3-71-2009
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 августа 2009 г. N 44-Г09-20 настоящее решение оставлено без изменения
Настоящее решение вступило в законную силу 5 августа 2009 г.
Пермский краевой суд в лице
председательствующего судьи Васильевой О.А.
при секретаре Невидимовой Е.А.
с участием представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю Баева А.Н., настаивавшего на заявленном требовании, представителя Правительства Пермского края Родионова Н.В., возражавшего против удовлетворения заявления, представителя Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова" Комонова С.И., поддержавшего заявление прокурора Пермской краевой прокуратуры Сысоевой С.М., полагавшей заявленное требование подлежащим удовлетворению, рассмотрел 14 мая 2009 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю о признании недействующим постановления Правительства Пермского края от 30.10.2008 года N 591-п "О включении земельного участка в границы населенного пункта село Фролы Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края и об изменении вида разрешенного использования земельного участка", установил:
30 октября 2008 года Правительством Пермского края принято постановление N 591-п "О включении земельного участка в границы населенного пункта село Фролы Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края и об изменении вида разрешенного использования земельного участка", в соответствии с которым в границы села Фролы Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края включен земельный участок, кадастровый номер 39:32:0000000:5, площадью 36790000,00 квадратных метров, и изменен вид его разрешенного использования на "жилищное строительство". Постановление было опубликовано в Бюллетене правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 1 ноября 2008 года, N 18.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю обратилось в суд с заявлением о признании недействующим данного акта по мотиву его противоречия положениям Земельного кодекса Российской Федерации, частям 1, 4 статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", пункту 10 статьи 3, статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пункта 8 постановления Правительства РФ от 13.05.1992 года N 312 и нарушающим права" и законные интересы Российской Федерации.
В обоснование своего требования заявитель указал, что постановлением администрации Пермского района Пермской области от 18.12.1992 года N 611 Пермскому сельскохозяйственному институту им. академика Д.Н. Прянишникова для учебной и научно-исследовательской работы был предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок общей площадью 3794 га, ранее принадлежавший учхозу "Липовая гора". В силу пункта 3 статьи 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования, возникшее до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. Таким образом, указанный земельный участок в настоящее время принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУ ВПО "Пермская государственная сельскохозяйственная академия им.Д.Н. Прянишникова" и является федеральной собственностью. Ранее возникшее право собственности Российской Федерации в отношении данного участка зарегистрировано не было, что согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" исключало возможность распоряжения земельным участком.
Земельный участок с кадастровым номером 59:32:0000000:5 площадью 36790000 кв.м не сформирован, не поставлен на государственный кадастровый учет и является частью земельного участка, ранее предоставленного в постоянное бессрочное пользование ФГУ ВПО "Пермская государственная сельскохозяйственная академия им.Д.Н. Прянишникова", для ведения учебной и научно-исследовательской работы. Разделение земельного участка в соответствии со ст. 11.3 Земельного кодекса РФ могло быть осуществлено исключительно органом государственной власти на основании заявления его правообладателя. На основании статей 9, 29 Земельного кодекса РФ полномочия по распоряжению земельным участком осуществляет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю, в адрес которого заявления от ФГУ ВПО "Пермская государственная сельскохозяйственная академия им.Д.Н. Прянишникова" о разделении земельного участка и образовании в результате этого новых земельных участков не поступало. Таким образом, был нарушен предусмотренный пунктом 4 статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" порядок подготовки и принятия оспариваемого постановления. Кроме того, в силу пункта 8 постановления Правительства РФ от 13.05.1992 года N 312 изменение назначения земельного участка, используемого учреждением системы образования, не могло быть произведено без согласования с уполномоченными органами государственной власти РФ, в ведении которых находится академия.
В судебном заседании представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю Баев А.Н. заявление поддержал, дополнив основание требования ссылкой на то, что Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края не являлось заинтересованным лицом, которое в силу ч. 4 ст. 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" уполномочено на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о включении земельного участка в границы населенного пункта. Заявление, поданное этим исполнительным органом государственной власти, не являлось мотивированным, к нему не был приложен кадастровый паспорт участка. При принятии оспариваемого постановления Правительство края нарушило предусмотренный ч. 19 ст. 4.1 того же Федерального закона срок, регламентированный для принятия соответствующего решения. Отсутствие целесообразности и обоснованности передачи земельного участка в границы села Фролы подтверждается и тем обстоятельством, что 26 февраля 2009 года администрацией муниципального образования "Фроловское сельское поселение" проведены публичные слушания по вопросу исключения из границ села Фролы земельных участков сельскохозяйственной академии ориентировочной площадью 32640000 кв.м и перевода этих земель в категорию земель сельскохозяйственного назначения.
Представитель Правительства Пермского края Родионов Н.В. с заявлением не согласился, указав, что краевым Правительством был соблюден порядок принятия акта о включении земельного участка в границы населенного пункта, установленный статьей 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и Законом Пермского края от 08.10.2008 года N 313-ПК. Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края, как исполнительный орган государственной власти, заинтересованный во включении земельного участка в границы населенного пункта село Фролы, обратилось в администрацию Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края с мотивированным заявлением от 20.10.2008 года о включении спорного участка в границы населенного пункта. К данному заявлению была приложена кадастровая выписка о земельном участке от 24.09.2008 года N 32Пр/08-02-06983, подтверждающая постановку участка на кадастровый учет. Администрацией Фроловского сельского поселения 22.10.2008 года было дано положительное заключение за N 676. Оспариваемый нормативный правовой акт не затрагивает право собственности на земельный участок. Необходимости в получении согласования Министерства образования Российской Федерации и Министерства науки не требовалось в силу положений статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". Представитель Правительства также пояснил о подготовке Правительством края изменений в оспариваемое постановление в связи с необходимостью исключения из границы села Фролы земельных участков сельскохозяйственной академии ориентировочной площадью 32640000 кв.м и перевода этих земель в категорию земель сельскохозяйственного назначения.
Представитель Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова" Комонов С.И. поддержал заявленное требование, сославшись на то, что образовательное учреждение на праве оперативного управления владеет земельным участком, предоставленным Пермскому сельскохозяйственному институту постановлением администрации Пермского района Пермской области от 18.12.1992 года N 611. В соответствии со свидетельством о праве пользования на землю сельскохозяйственному институту, в дальнейшем переименованному в академию, для учебной и научно-исследовательской работы в постоянное пользование предоставлен земельный участок в размере 3794 га. В феврале 2008 года Территориальным управлением Росимущества по Пермскому краю был утвержден проект территориального землеустройства, согласно которому в составе земельного участка академии, фактической площадью 37527128 кв.м, было сформировано 100 земельных участков с определением их площадей, однако на кадастровый учет ни земельный участок в целом, ни входящие в его состав участки поставлены не были. Оспариваемым постановлением краевого Правительства часть земельного участка академии была включена в границы населенного пункта и изменен вид использования участка, однако не представляется возможным определить, какой именно земельный участок был выделен из состава земель академии, поскольку земельный участок, указанный в оспариваемом постановлении, не прошел кадастровый учет, не определены его границы, и кадастровый паспорт на него отсутствует.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора Сысоевой С.М. об удовлетворении заявления, изучив письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требование Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю о признании недействующим постановления Правительства Пермского края от 30.10.2008 года N 591-п "О включении земельного участка в границы населенного пункта село Фролы Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края и об изменении вида разрешенного использования земельного участка" основано на законе и подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 18.12.2006 года N 232-ФЗ были введены ряд норм в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и в Федеральный закон от 23 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Так, пунктом 1 статьи 3.2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ, предусмотрено, что в случае принятия в период с 1 мая 2007 года по 1 ноября 2008 года решений о включении находящихся в федеральной собственности и не предоставленных в пользование или во владение гражданам либо юридическим лицам земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, а также находящихся в федеральной собственности и предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по управлению и распоряжению указанными земельными участками, за исключением земельных участков, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации до 1 мая 2007 года.
Статьей 3.1 данного Федерального закона N 137-ФЗ установлены правовые основы разграничения государственной собственности на землю. В силу пункта 1 этой нормы к федеральной собственности относятся, в том числе, земельные участки, предоставленные некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, согласно пункту 10 статьи 10 того же Закона осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 10 статьи 3 названного Федерального закона
На основании частей 1 и 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей. В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.
Законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо исключения земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков, с учетом требований настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ).
Таким законом в Пермском крае является Закон Пермского края от 8 октября 2008 года N 313-ПК "О порядке, подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельных участков и внесении изменений в Закон Пермского края "О регулировании градостроительной деятельности в Пермском крае". Данный Закон был официально опубликован 17 октября 2008 года и с учетом положений его статьи 6 вступил в силу 28 октября 2008 года.
Согласно части 4 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Пермского края N 313-ПК при включении земельных участков в границы населенных пунктов с изменением вида разрешенного использования мотивировка в заявлении в обязательном порядке должна содержать обоснование возможности использования земельных участков в соответствии с испрашиваемым видом разрешенного использования.
На основании части 5 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении. При этом проведения публичных слушаний по вопросу включения земельного участка в границы населенного пункта не предусмотрено.
Также орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта и прилагаемые к нему документы (части 13 этой же статьи):
Согласно частей 4 и 5 статьи 2 Закона Пермского края N 313-ПК при подготовке заключения определение возможности и целесообразности осуществляется уполномоченным органом на основании следующих показателей:
потребности в соответствующей территориальной зоне в населенном пункте и на территории соответствующего муниципального образования в целом;
прогнозные показатели объемов строительства на земельных участках (в случае если испрашиваемый вид разрешенного использования предполагает возведение объектов капитального строительства);
неиспользуемость земель по целевому назначению;
состояние и перспективы развития транспортной и инженерной инфраструктуры, объектов благоустройства.
Уполномоченный орган дает положительное или отрицательное заключение на основании анализа документов, представленных заинтересованным лицом, а также заявления заинтересованного лица и проверки достоверности изложенных в нем сведений.
В заключении, помимо обоснований возможности (невозможности) и (или) целесообразности (нецелесообразности), в обязательном порядке должна содержаться информация:
о нахождении земельного участка на территории соответствующего муниципального образования или на межселенной территории;
о неиспользуемости земельных участков по их целевому назначению;
об отсутствии схемы территориального планирования или генерального плана соответствующего муниципального образования, генерального плана населенного пункта, в границы которого включается земельный участок.
На основании части 18 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ (в редакции действовавшей до принятия Федерального закона от 30.12.2008 N 311-ФЗ) исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации по истечении тридцати дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.
Органом государственной власти Пермского края, принимающим решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или изменении вида разрешенного использования земельных участков, является Правительство Пермского края; решение принимается Правительством Пермского края в форме постановления (часть 6 статьи 2 Закона Пермского края N 313-ПК).
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 11 Закона Пермского края от 07.09.2007 года N 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Пермского края.
Основанием для возвращения Правительством Пермского края в уполномоченный орган документов, предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Законом, без принятия решения является несоответствие представленных документов по форме, объему или содержанию действующему законодательству (часть 1 статьи 3 Закона Пермского края N 313-ПК).
30 октября 2008 года Правительством Пермского края принято постановление N 591-п "О включении земельного участка в границы населенного пункта село Фролы Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края и об изменении вида разрешенного использования земельного участка", в соответствии с которым в границы села Фролы Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края включен земельный участок, кадастровый номер 59:32:0000000:5, площадью 36790000,00 квадратных метров, и изменен вид его разрешенного использования на "жилищное строительство".
При рассмотрении дела судом установлено, что земельный участок, указанный в данном постановлении, является частью земельного участка, общей площадью 3794 га, предоставленного постановлением администрации Пермского района Пермской области от 18.12.1992 года N 611 для учебной и научно-исследовательской работы в бессрочное (постоянное) пользование Пермскому сельскохозяйственному институту имени академика Д.Н. Прянишникова, в дальнейшем переименованному в Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова". В связи с предоставлением земельного участка государственному учреждению, являющемуся некоммерческой организацией, созданной федеральным органом государственной власти - Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, данный земельный участок в силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ являлся федеральной собственностью.
Отнесение земельного участка, площадью 36790000 квадратных метров, являющегося предметом оспариваемого акта, к федеральной собственности и вхождение его в состав земельного участка, предоставленного в постоянное пользование Пермской государственной сельскохозяйственной академии имени академика Д.Н. Прянишникова, было подтверждено в судебном заседании представителем краевого Правительства и подтверждалось, кроме того, ссылкой в преамбуле оспариваемого акта на пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ, регулирующего предоставление Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по распоряжению находящихся в федеральной собственности и предоставленных федеральным государственным учреждениям земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения.
Основанием для принятия постановления краевого Правительства N 591-п явилось обращение Министерства градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края в администрацию Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края с заявлением от 20.10.2008 года о включении земельного участка, предоставленного Пермской государственной сельскохозяйственной академии, в границы села Фролы. К данному заявлению была приложена кадастровая выписка о земельном участке, кадастровый номер 59:32:0000000:5, площадью 36790000,00 квадратных метров, от 24.09.2008 года N 32Пр/08-02-06983. Администрацией Фроловского сельского поселения 22.10.2008 года по поставленному в заявлении вопросу было дано положительное заключение за N 676.
Анализ документов, послуживших основанием для принятия Правительством Пермского края постановления N 591-п, свидетельствует о том, что данные документы по своей форме и содержанию не соответствовали положениям части 4, пункта 1 части 5, части 13 Федерального закона N 191-ФЗ, а также частям 1, 2, 4, 5 статьи 2 Закона Пермского края N 313-ПК, вступившего в силу на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду части 4, пункта 1 части 5, части 13 статьи 4.1 названного Федерального закона
Так заявление Министерства градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края от 20.10.2008 года не содержало обоснования возможности использования земельного участка площадью 36790000,00 квадратных метров (площадью, многократно превышающей площадь населенного пункта село Фролы) в целях жилищного строительства. Указание в данном заявлении на то, что земельный участок находится в непосредственной близости от села Фролы, в малой удаленности от административного центра - город Пермь, имеет удобные подъездные пути, обладает техническими возможностями к подключению коммунальной инфраструктуры, не могло расцениваться как предусмотренное частью 2 статьи 2 Закона Пермского края N 313-ПК обоснование заявления о включении земельного участка в границы населенного пункта и изменении вида его разрешенного использования. Приведенные в заявлении Министерства доводы носили формальный характер, в связи с чем данное заявление не являлось мотивированным.
Кроме того, в нарушение части 4 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ и части 1 статьи 2 Закона Пермского края N 313-ПК Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края приложило к заявлению кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта. Представленная Министерством кадастровая выписка о земельном участке не являлась кадастровым паспортом, поскольку не содержала сведения об объекте недвижимости, необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, позволяющие определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи.
В соответствии с приложенной к заявлению кадастровой выпиской, ее строками 15 и 16, сведения о регистрации прав на земельный участок отсутствуют, граница земельного участка не установлена, сведения в ЕГРЗ для отображения КВ.2-КВ.6 отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
На основании частей 2, 3, 4 статьи 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:
1) копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости;
2) кадастровой выписки об объекте недвижимости;
3) кадастрового паспорта объекта недвижимости;
4) кадастрового плана территории;
5) кадастровой справки.
Кадастровая выписка об объекте недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую запрашиваемые сведения об объекте недвижимости.
Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.
Краевым Министерством градостроительства и развития инфраструктуры к заявлению, адресованному во Фроловскую сельскую администрацию, была приложена кадастровая выписка о земельном участке, что явствует из ее названия и содержания. Данная выписка не является кадастровым паспортом, содержащим необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о земельном участке, включая его границы. Кадастровая выписка не позволяла определить уникальные характеристики земельного участка и определить его границы на местности.
Подготовленное администрацией Фроловского сельского поселения и направленное председателю Правительства Пермского края положительное заключение от 22.10.2008 года N 676 было дано без учета потребности в соответствующей территориальной зоне в населенном пункте и на территории муниципального образования в целом, без учета прогнозных показателей объемов строительства на земельных участках и не содержало указания на неиспользуемость земель по целевому назначению, а также на состояние и перспективы развития транспортной и инженерной инфраструктуры, объектов благоустройства. Таким образом, заключение органа местного самоуправления не содержало выводов об обоснованности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта.
Отсутствие обоснованности и целесообразности включения земельного участка площадью 36790000,00 квадратных метров в границы села Фролы и изменения вида его разрешенного использования подтверждается тем обстоятельством, что 26 февраля 2009 года администрацией муниципального образования "Фроловское сельское поселение" были проведены публичные слушания по вопросу исключения из границ села Фролы земельных участков сельскохозяйственной академии ориентировочной площадью 32640000 кв.м и перевода этих земель в категорию земель сельскохозяйственного назначения.
Правительством края в пункте 3 постановления от 13.03.2009 года N 141-п указано Министерству градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края в месячный срок после постановки на кадастровый учет земельных участков, проекты границ которых утверждены администрацией Пермского муниципального района согласно прилагаемому перечню, подготовить в установленном порядке изменения в постановление краевого Правительства от 30 октября 2008 года N 591-п "О включении земельного участка в границы населенного пункта село Фролы Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края и об изменении вида разрешенного использования земельного участка". Как пояснил представитель Правительства в судебном заседании, внесение изменений в оспариваемый нормативный правовой акт вызвано необходимостью исключения из границы села Фролы земельных участков сельскохозяйственной академий ориентировочной площадью 32640000 кв.м и перевода этих земель в категорию земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, краевое Правительство, не располагая необходимыми для принятия решения о включении спорного земельного участка в границы села Фролы документами, в нарушение части 1 статьи 3 Закона Пермского края N 313-ПК, вступившего в действие на момент принятия постановления, не возвратило документы, а вынесло оспариваемое постановление. При его вынесении был нарушен установленный частью 18 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия постановления) срок принятия соответствующего решения. Постановление было вынесено не по истечении тридцати дней с даты поступления из Фроловской сельской администраций документов - 22 октября 2008 года, а на восьмой день с этой даты.
Данным постановлением Правительство Пермского края распорядилось земельным участком, который относится к указанным в статье 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельным участкам, в то время как государственная регистрация права собственности на него не была осуществлена, и пунктом 10 статьи 3 того же Закона был установлен запрет на подобное распоряжение.
Суд находит несостоятельными доводы представителя краевого Правительства о том, что статьей 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ предусмотрена возможность распоряжения земельными участками, государственная регистрация права собственности на которые не осуществлена, путем включения их в границы населенных пунктов. Из положений указанной статьи Федерального закона N 191-ФЗ не усматривается изъятий из порядка, установленного пунктом 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ.
С учетом отсутствия факта регистрации права собственности на земельный участок, кадастровый номер 59:32:0000000:5, площадью 36790000,00 квадратных метров, отсутствия кадастрового паспорта на данный участок, из оспариваемого постановления Правительства Пермского края не ясно, какой земельный участок был включен в границы села Фролы.
Нарушение требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивают единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что влечет нарушение принципа равенства всех перед законом и верховенства закона.
Таким образом, постановление Правительства Пермского края от 30.10.2008 года N 591-п противоречит федеральным и региональным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 198, 199, 253 ч. 2 ГПК РФ, суд решил:
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу постановление Правительства Пермского края от 30.10.2008 года N 591-п "О включении земельного участка в границы населенного пункта село Фролы Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края и об изменении вида разрешенного использования земельного участка".
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в Бюллетене правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края.
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - с 15 мая 2009 года.
Судья - п.п. - |
О.А. Васильева |
Судья краевого суда - |
Л.И. Лядова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пермского краевого суда от 14 мая 2009 г. N 3-71-2009
Настоящее решение вступило в законную силу 5 августа 2009 г.
Текст решения опубликован в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 14 марта 2011 г. N 10 (138)