Решение Пермского краевого суда
от 18 мая 2009 г. N 3-72/09
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 августа 2009 г. N 44-Г09-22 настоящее решение оставлено без изменения
Настоящее решение вступило в законную силу 12 августа 2009 г.
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Швецова К.И.,
с участием помощника прокурора Пермского края Левыкиной Л.Л.,
при секретаре Буренкове И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 18.05.2009 года дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим в части нормативного правового акта высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установил:
05.02.2009 года постановлением Правительства Пермского края N 58-п внесены изменения в Положение о Государственной инспекции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Пермского края, утвержденное постановлением Правительства Пермского края от 28.03.2008 года N 63-п.
Данное постановление от 05.02.2009 года опубликовано в печатном издании "Бюллетень правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 22 от 09.02.2009 года и вступило в законную силу.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1.4 настоящего нормативного правового акта Положение о Государственной инспекции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Пермского края дополнено пунктом 3.1.30 следующего содержания:
- в пределах своих полномочий Инспекция утверждает перечень должностных лиц подведомственного учреждения, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Обратившись в суд с заявлением, заместитель прокурора Пермского края просит признать указанное положение недействующим, в связи с противоречием законодательству Российской Федерации. Как указано в заявлении, должностные лица государственных учреждений, образованных субъектами Российской Федерации, не являются специально уполномоченными должностными лицами государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, поэтому не вправе составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении проверки соблюдения законодательства в области охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира и среды их обитания.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявленных требований по изложенным выше основаниям.
Представитель Правительства Пермского края в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, ссылаясь на соответствие оспариваемого в части постановления законодательству Российской Федерации.
В статьях 4, 6, 11, 16, 30 и 31 Федерального закона "О животном мире" указано, что вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пермский край как субъект РФ наделен полномочиями по государственному контролю и надзору за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории данного субъекта федерации, за исключением тех же функций в отношении объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения. Государственный контроль в области охраны, использования объектов животного мира и среды их обитания на территории соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляет его специально уполномоченный орган исполнительной власти. В рассматриваемом случае - Государственная инспекция по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Пермского края.
Подведомственные государственные учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ входят в систему специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. В связи с этим они также выполняют задачи по осуществлению охраны животного мира и наделены правом привлечения к административной ответственности, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, лиц виновных в нарушении действующего законодательства, регулирующего указанные правоотношения на территории Пермского края таким учреждением является ГКУ "Пермохота".
Заслушав прокурора, представителя Правительства Пермского края, оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктами "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и природными ресурсами, административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью 1 и частью 2 указанной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Статьей 4 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" (с последующими изменениями) предусмотрено, что вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Органам государственной власти субъекта Российской Федерации на основании статей 6 и 6.1 названного Федерального закона передано осуществление ряда полномочий в области охраны и использования объектов животного мира:
- организация и осуществление охраны и воспроизводства объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также охрана среды обитания указанных объектов животного мира;
- государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
- принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также контроль за их исполнением.
В соответствии с абзацами 1 и 2 статьи 11, абзацем 2 статьи 19, абзацами 3 и 9 статьи 31 названного Федерального закона государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания состоят из федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а также из органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, их территориальных органов и государственных учреждений, находящихся в ведении этих органов и выполняющих задачи по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Полномочия по государственному контролю и надзору за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации определяются Правительством Российской Федерации, а специально уполномоченных государственных органов субъекта Российской Федерации - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона.
Должностные лица специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания имеют право привлекать к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
Перечень должностных лиц специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе сотрудников федеральных государственных учреждений, которым разрешено хранение, ношение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, определяется Правительством Российской Федерации.
Исходя из системного анализа приведенных выше норм федерального законодательства, органы государственной власти субъекта Российской Федерации наделены полномочиями по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Вместе с тем, они вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также контролировать их исполнение.
Должностные лица специально уполномоченных государственных органов субъекта федерации, осуществляющие функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, которые имеют право привлекать к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 3 и 8 Положения о государственном контроле в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2008 года N 843, задачей государственного контроля является обеспечение соблюдения всеми российскими и иностранными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства требований законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации об охране, воспроизводстве и использовании объектов животного мира и среды их обитания.
Государственный контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
Перечень должностных лиц уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного в Перечень должностных лиц Государственной инспекции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Пермского края, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Пермского края, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 29.12.2008 года N 813-п, не вошли должностные лица государственных учреждений, подведомственных органу исполнительной власти указанного субъекта федерации.
Действия должностного лица государственного учреждения ГКУ "Пермохота" в Пермском крае по составлению протокола об административном правонарушении не должны противоречить порядку производства по делам об административных правонарушениях.
Установление такого порядка относится к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях (пункт 4 части 1 статьи 1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В соответствии с частями 1, 2, 4 и 6 статьи 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, в числе которых указаны должностные лица специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Перечень должностных лиц имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи устанавливается соответственно уполномоченными федеральными, органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии о задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, а также протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и частями 2 и 3 статьи 19.20 в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.
Таким образом, действующее федеральное законодательство и Закон Пермского края от 01.11.2007 года N 139-ПК "Об административных правонарушениях" не относят должностных лиц государственных учреждений, образованных субъектами Российской Федерации, в том числе Пермским краем, к должностным лицам специально уполномоченных государственных органов субъекта федерации, осуществляющих функции по охране, контролю урегулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Следовательно, должностные лица названных учреждений не вправе составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении проверки соблюдения законодательства в области охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира и среды их обитания, кроме того, не подлежат утверждению в перечне должностных лиц Государственной инспекции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Пермского края, обладающих правом привлечения к административной ответственности.
Доводы представителя Правительства Пермского края направлены на иное толкование приведенных выше норм материального права, в связи с чем, не принимаются судом во внимание.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону, суд вправе признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу (часть 2 статьи 253 ГПК РФ).
Из положений части 3 статьи 253 ГПК РФ, а также статьи 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" вытекает обязанность печатного издания, в котором официально опубликован оспариваемый нормативный правовой акт, опубликовать настоящее решение суда (вступившее в законную силу) о признании этого акта в части недействующим, либо сообщение о нем.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Требования заместителя прокурора Пермского края удовлетворить.
Признать противоречащим законодательству Российской Федерации и недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу абзац 3 пункта 1.4 постановления Правительства Пермского края от 05.02.2009 года N 58-п "О внесении изменений в Положение о Государственной инспекции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Пермского края, утвержденное постановлением Правительства Пермского края от 28.03.2008 года N 63-П".
После вступления настоящего решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в печатном издании "Бюллетень правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации, через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 25.05.2009 года.
Председательствующий - п.п. - |
К.И. Швецов |
Судья краевого суда - |
К.И. Швецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пермского краевого суда от 18 мая 2009 г. N 3-72/09
Настоящее решение вступило в законную силу 12 августа 2009 г.
Текст решения опубликован в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 14 марта 2011 г. N 10 (138)