Решение Пермского краевого суда от 7 мая 2009 г. по делу N 3-70-2009
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 июля 2009 г. N 44-Г09-19 настоящее решение оставлено без изменения
Настоящее решение вступило в законную силу 29 июля 2009 года.
Пермский краевой суд в лице председательствующего судьи Васильевой О.А.
при секретаре Ж.Л.Л.
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Д.М.В., поддержавшей заявленное требование, представителя Законодательного Собрания Пермского края Н.Д.И., представителя губернатора Пермского края К.Т.Ю., возражавших против удовлетворения заявления, рассмотрел 7 мая 2009 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующей статьи 3 Закона Пермского края "О внесении изменений в отдельные Законы Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" от 30.12.2008 года N 383-ПК, установил:
Законодательным Собранием Пермского края 18.12.2008 года принят Закон Пермского края "О внесении изменений в отдельные Законы Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" от 30.12.2008 года. Закон подписан губернатором Пермского края 30.02.2008 года за N 383-ПК и опубликован в газете "Российская газета", N 3 от 15.01.2008 года.
Данным Законом внесены изменения в пункт 1 статьи 23 Закона Пермской области от 30.08.2001 года N 1685-296 "О налогообложении в Пермской области" (слова "не позднее 15 января" заменены словами "не позднее 1 февраля") и в Закон Коми-Пермяцкого автономного округа от 28.10.2003 года N 135 "О введении в действие транспортного налога на территории Коми-Пермяцкого автономного округа" (слова "не позднее 15 января" заменены словами "не позднее 1 февраля").
В соответствии со ст. 3 указанного Закона он вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования, но не позднее 1 января 2009 года.
Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующей статьи 3 краевого Закона N 383-ПК, полагая, что данная норма противоречит пункту 1 статьи 5, пункту 6 статьи 3 Налогового кодекса РФ, так как региональным законодателем не соблюдены общеправовые требования при определении порядка вступления в силу оспариваемого Закона.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор краевой прокуратуры Д.М.В. заявленное требование поддержала. Представитель Законодательного Собрания Пермского края Н.Д.И. возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что в силу пункта 4 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Оспариваемым Законом перенесён срок уплаты транспортного налога с 15 января года, следующего за истекшим налоговым периодом, на более поздний срок - 1 февраля. Использованная в оспариваемой статье 3 формулировка в части слов "но не позднее 1 января 2009 года" предполагает, что в случае обнародования Закона после окончания налогового периода (1 января 2009 года) его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, тем самым Закону придана обратная сила.
Представитель губернатора Пермского края К.Т.Ю. просила отказать в удовлетворении заявления, поддержав доводы представителя краевого Законодательного Собрания.
Заслушав объяснения прокурора, представителей заинтересованных лиц, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование основано на законе и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, а в силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
На основании пункта 4 статьи 1 Налогового кодекса РФ законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 6 Налогового кодекса РФ нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт противоречит общим началам и буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ регламентирован порядок вступления в силу актов законодательства о налогах, предусматривающий вступление таких актов в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, а в отношении актов законодательства о налогах и сборах, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вступление их в силу со дня их официального опубликования, если соответствующие акты законодательства о налогах прямо предусматривают это.
Исходя из абзаца 4 пункта 1 и пунктов 3, 4 статьи 5 Налогового кодекса РФ могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это, акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение.
Законом Пермского края "О внесении изменений в отдельные Законы Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" от 30.12.2008 года N 383-ПК внесены изменения в пункт 1 статьи 23 Закона Пермской области от 30.08.2001 года N 1685-296 "О налогообложении в Пермской области" и в Закон Коми-Пермяцкого автономного округа от 28.10.2003 года N 135 "О введении в действие транспортного налога на территории Коми-Пермяцкого автономного округа" в части срока уплаты транспортного налога. Ранее установленный срок уплаты этого налога - не позднее 15 января, следующего за истекшим налоговым периодом, был изменён на иной - не позднее 1 февраля, следующего за истекшим налоговым периодом.
Статьёй 3 оспариваемого Закона предусмотрен порядок его вступления в силу, в соответствии с которым Закон вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования, но не позднее 1 января 2009 года.
При рассмотрении дела судом установлено, что данный Закон был официально опубликован 15 января 2009 года.
Статья 3 настоящего Закона противоречит установленному пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ порядку вступления в силу актов законодательства о налогах, не предусматривающему вступление таких актов в силу до их официального опубликования, а также на следующий день после дня их официального опубликования.
Доводы представителя Законодательного Собрания края о том, что используемая в статье 3 Закона формулировка "но не позднее 1 января 2009 года" фактически предусматривает придание закону обратной силы, что региональный законодатель был вправе установить, поскольку этим законом улучшается положение налогоплательщиков, основаны на неправильном толковании пунктов 1, 3 и 4 статьи 5 Налогового кодекса РФ.
В пунктах 3 и 4 статьи 5 Налогового кодекса РФ регламентировано действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, предусматривающее возможность придания им в определённых случаях обратной силы, если соответствующими актами законодательства о налогах и сборах это прямо предусмотрено. Между тем, Законом Пермского края от 30.12.2008 года N 383-ПК прямо не предусмотрено, что он имеет обратную силу и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
Оспариваемая заместителем краевого прокурора норма регламентирует лишь вступление закона в силу. Вступление закона в силу и придание ему обратной силы являются различными понятиями, характеризующими действие нормативного правового акта во времени.
Поскольку в оспариваемом Законе региональный законодатель не предусмотрел нормы, распространяющей действие Закона на прошлое время, данный Закон обратной силы не имеет, а кроме того, и в случае, если соответствующее правовое регулирование региональным законодателем было бы установлено, придание закону обратной силы не изменяет порядок вступления оспариваемого акта в силу.
Таким образом, законодателем Пермского края не соблюдены общеправовые требования при определении порядка вступления в силу оспариваемого Закона. Положения статьи 3 краевого Закона N 383-ПК противоречат общим началам и буквальному смыслу положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ. Нарушения требований определённости, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивают единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что влечёт нарушение принципа равенства всех перед законом и верховенства закон?
Таким образом, оспариваемая статья 3 Закона N 383-ПК подлежит признанию недействующей со дня вступления решения суд в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 198, 199, 253 ч. 2 ГПК РФ, суд
решил:
Признать недействующей со дня вступления решения в законную силу статью 3 Закона Пермского края "О внесении изменений в отдельные Законы Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" от 30.12.2008 года N 383-ПК.
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в газете "Российская газета".
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - с 8 мая 2009 года.
Судья |
О.А. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пермского краевого суда от 7 мая 2009 г. по делу N 3-70-2009
Настоящее решение вступило в законную силу 29 июля 2009 г.
Текст решения размещен в Государственной автоматизированной системе РФ "Правосудие" в Internet (http://oblsud.perm.sudrf.ru)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника