Решение Пермского краевого суда
от 7 июня 2010 г. N 3-93-2010
Настоящее решение вступило в законную силу 18 июня 2010 г.
Пермский краевой суд в лице
председательствующего судьи Васильевой О.А.
при секретаре Гладких Е.В.
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Вохмяниной Ю.М., поддержавшей заявленное требование, представителя Министерства финансов Пермского края Катаевой Ю.Г., возражавшей против удовлетворения заявления,
рассмотрел 7 июня 2010 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению и.о. прокурора Пермского края о признании недействующими отдельных положений Порядка взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из бюджета Пермского края, утвержденного приказом Министерства финансов Пермского края от 02.02.2010 года N СЭД-39-01-03-17, установил:
2 февраля 2009 года Министерством финансов Пермского края издан приказ N СЭД-39-01-03-17, которым утвержден Порядок взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из бюджета Пермского края (далее по тексту - Порядок). Данный приказ 8 февраля 2010 года опубликован в номере 5 печатного издания "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
Абзацами 1 и 2 пункта 3 Порядка предусмотрено следующее:
в случае если неиспользованные остатки целевых средств не перечислены в доход бюджета Пермского края до 1 марта финансового года, следующего за отчетным, Министерство финансов Пермского края (далее - Минфин края) направляет в Управление Федерального казначейства по Пермскому краю (далее - УФК по Пермскому краю) приказ о взыскании неиспользованных остатков целевых средств (далее - приказ) в соответствии с приложением 1 к настоящему Порядку. Приложение к приказу является его неотъемлемой частью (абзац 1 пункта 3);
приказ оформляется по каждому муниципальному образованию Пермского края, не перечислившему в доход бюджета Пермского края до 1 марта финансового года, следующего за отчетным, неиспользованный остаток целевых средств (абзац 2 пункта 3).
Исполняющий обязанности прокурора Пермского края обратился в Пермский краевой суд с заявлением о признании недействующими приведенных выше абзацев 1 и 2 пункта 3 указанного Порядка, ссылаясь на то, что предусмотренный оспариваемыми нормами срок перечисления в доход соответствующего бюджета неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также срок составления приказа о взыскании неиспользованных остатков целевых средств и категорий муниципальных образований, в отношении которых он должен быть составлен, не соответствует сроку, установленному в пункте 3 Общих требований к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 11.06.2009 года N 51н, в связи с чем оспариваемые нормы противоречат абзацу 3 части 5 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ, части 2 статьи 17 Закона Пермского края "О бюджете Пермского края на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" от 17.12.2009 года N 560-ПК.
В судебном заседании прокурор Пермской краевой прокуратуры Вохмянина Ю.М. заявленное требование поддержала.
Представитель Министерства финансов Пермского края Катаева Ю.Г., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления, полагая, что абзац 1 пункта 3 Порядка изложен в соответствии со статьей 17 Закона Пермского края "О бюджете Пермского края на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" от 17 декабря 2009 года N 560-ПК и не противоречит пункту 3 Общих требований к порядку, взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 11.06.2009 года N 51н. Предусмотренный в оспариваемых нормах Порядка срок установлен в пределах срока - до 1 апреля, предусмотренного в пункте 3 Общих требований. Установленный Порядком срок (до 1 марта) определен с учётом времени, необходимого для сбора и обработки информации о неиспользованных нижестоящими бюджетами остатках целевых средств и перечисления их в федеральный бюджет.
Заслушав объяснения участвующего в деле прокурора, представителя заинтересованного лица, допросив свидетеля Бормотову И.В., и.о. отдела межбюджетных отношений Управления бюджетной политики Министерства финансов Пермского края, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования основаны на законе и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно абзацу 3 части 5 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ в случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 242 Бюджетного кодекса РФ Министерством финансов РФ были разработаны и утверждены на основании приказа от 11.06.2009 года N 51н Общие требования к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение (далее - Общие требования). Данным нормативным правовым актом установлены требования к порядку взыскания в доход соответствующего бюджета неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субвенций, субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.
Так Общими требованиями предусмотрено, что не использованные по состоянию на 1 января очередного финансового года остатки целевых средств подлежат возврату в бюджет, из которого были предоставлены целевые средства, органами государственной власти, органами местного самоуправления, за которыми в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами закреплены источники доходов бюджета по возврату остатков целевых средств, в порядке, установленном финансовым органом публично-правового образования, из бюджета которого были предоставлены целевые средства, с соблюдением настоящих Общих требований (пункт 2).
В случае если неиспользованные остатки целевых средств не перечислены в доход соответствующего бюджета до 1 апреля финансового года, следующего за отчетным, финансовый орган направляет в территориальный орган Федерального казначейства, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, из которого не возвращены в установленный срок неиспользованные остатки целевых средств (далее - соответствующий территориальный орган Федерального казначейства), приказ финансового органа о взыскании неиспользованных остатков целевых средств (пункт 3 Общих требований).
Исходя из содержания пункта 3 Общих требований, Министерством финансов РФ установлен срок возврата неиспользованных остатков целевых средств в доход бюджета, из которого они были предоставлены, до 1 апреля финансового года, следующего за отчетным, а при не перечислении средств в указанный срок разработан механизм, направленный на взыскание этих целевых средств, и заключающийся в издании соответствующим территориальным органом Федерального казначейства приказа о взыскании данных остатков целевых средств. Таким образом, издание приказа о взыскании неиспользованных остатков целевых средств возможно лишь после истечения срока, установленного до 1 апреля соответствующего финансового года, для возврата неиспользованных средств в соответствующий бюджет.
Между тем, положения абзаца 1 и 2 пункта 3 Порядка взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из бюджета Пермского края, утвержденного приказом Министерства финансов Пермского края от 02.02.2010 года N СЭД-39-01-03-17, предусматривают иной срок перечисления в доход бюджета Пермского края неиспользованных остатков целевых средств и издания приказа о взыскании неиспользованных остатков целевых средств.
Так оспариваемыми нормами Порядка предусмотрен срок перечисления неиспользованных средств до 1 марта соответствующего финансового года, а по истечении этого срока - издание приказа о взыскании данных средств.
Суд не может согласиться с доводом представителя Министерства финансов Пермского края и показаниями свидетеля Бормотовой И.В. о том, что указанными положениями Порядка не допущено нарушения нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. В подтверждение данного довода представитель заинтересованного лица и свидетель сослались на то, что оспариваемые нормы Порядка в полной мере соответствуют статье 17 Закона Пермского края "О бюджете Пермского края на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" от 17 декабря 2009 года N 560-ПК.
Действительно, частью 1 статьи 17 Закона Пермского края N 560-ПК предусмотрено, что межбюджетные трансферты, полученные бюджетами муниципальных образований в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованные по состоянию на 1 января 2010 года, подлежат возврату в доход бюджета Пермского края до 1 марта 2010 года. Между тем, при разрешении заявленных требований суд не может руководствоваться частью 1 данной статьи регионального Закона, поскольку ее положения противоречат пункту 3 Общих требований к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенцией иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение и, тем самым, положениям абзаца 3 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Кроме того, частью 2 статьи 17 Закона Пермского края N 560-ПК закреплено, что в случае если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение и подлежащих возврату, не перечислен в доход бюджета Пермского края, указанные средства подлежат взысканию в порядке, определяемом Министерством финансов Пермского края, с соблюдением требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации. В данном случае при принятии Министерством финансов Пермского края оспариваемого Порядка не обеспечено его соблюдение в части абзацев 1 и 2 пункта 3 требованиям, установленным Министерством финансов РФ.
Также при разрешении заявленных требований суд принимает во внимание и соответствующие правоотношения на федеральном уровне, так как в силу положений статьи 29 Бюджетного кодекса РФ принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает, в том числе, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Так, на основании пункта 2 Порядка взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение предоставленных из федерального бюджета, утверждённого приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июня 2009 года N 51н, в случае если неиспользованные остатки целевых средств не перечислены в доход федерального бюджета до 1 апреля финансового года, следующего за отчетным, Министерство финансов Российской Федерации направляет в Федеральное казначейство приказ Министерства финансов Российской Федерации о взыскании неиспользованных остатков целевых средств.
Приказ с приложением, являющимся его неотъемлемой частью, оформляется по каждому субъекту Российской Федерации, не перечислившему в доход федерального бюджета до 1 апреля финансового года, следующего за отчетным, неиспользованный остаток целевых средств, на основании Сведений об остатках межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных по состоянию на 1 января 20__ г., представленных в Министерство финансов Российской Федерации Федеральным казначейством не позднее 1 мая финансового года, следующего за отчетным.
Таким образом, абзацы 1 и 2 пункта 3 Порядка взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из бюджета Пермского края, утвержденного приказом Министерства финансов Пермского края от 02.02.2010 года N СЭД-39-01-03-17, не соответствуют нормам федерального законодательства и подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Нарушения порядка принятия оспариваемого в части нормативного правового акта судом при рассмотрении дела не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 198, 199, 253 ч. 2 ГПК РФ, суд решил:
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзацы 1 и 2 пункта 3 Порядка взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из бюджета Пермского края, утвержденного приказом Министерства финансов Пермского края от 02.02.2010 года N СЭД-39-01-03-17.
После вступления решения в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - с 8 июня 2010 года.
Судья п.п. - |
О.А. Васильева |
Судья - |
О.А. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пермского краевого суда от 7 июня 2010 г. N 3-93-2010
Настоящее решение вступило в законную силу 18 июня 2010 г.
Текст решения опубликован в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 14 марта 2011 г. N 10 (138)