Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Пермского края
от 14 февраля 2014 г. N 292-ПК
Отчет
об исполнении областной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Пермской области (2003-2011 годы)"
Областная целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Пермской области (2003-2011 годы)" (далее - Программа) утверждена Законом Пермской области от 6 ноября 2002 г. N 433-78 (в редакции Закона Пермской области от 3 декабря 2003 г. N 1116-229, от 8 апреля 2005 г. N 2117-461, в редакции Закона Пермского края от 5 июня 2006 г. N 3044-685, от 4 сентября 2007 г. N 105-ПК, от 9 февраля 2009 г. N 388-ПК, от 7 июня 2010 г. N 625-ПК).
В рамках Программы реализованы две подпрограммы:
1) подпрограмма "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений в Пермской области (2003-2008 годы)" (далее - Подпрограмма 1), в рамках которой осуществлялось проведение мероприятий по разграничению государственной собственности на землю (федеральную, региональную и муниципальную), организации эффективного управления недвижимостью, реформированию и регулированию земельных и имущественных отношений на базе современных автоматизированных систем и информационных технологий;
2) подпрограмма "Создание системы кадастра недвижимости в Пермском крае (2009-2011 годы)" (далее - Подпрограмма 2), направленная на создание системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости на территории Пермского края, обеспечивающей реализацию государственной политики по эффективному и рациональному использованию и управлению земельными ресурсами и иной недвижимостью, формирование полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости, а также на совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам, органам государственной власти и органам местного самоуправления.
1. Сравнительный анализ ситуации до принятия Программы и после ее завершения
Основанием для разработки Программы являлась необходимость формирования достоверных государственных информационных ресурсов - баз и банков данных по земельным участкам и объектам капитального строительства, перехода к более качественной и совершенной системе их учета и оценки, внедрения современных автоматизированных систем и информационных технологий на территории Пермской области, Пермского края, обеспечивающих реализацию государственной политики эффективного и рационального использования и управления земельными ресурсами в интересах укрепления экономики Пермского края.
В период разработки Программы (2002 год) во всех городах (районах) Пермской области был осуществлен переход на ведение государственного земельного кадастра по единым российским технологиям и методике, отработана технология инвентаризации земель на основе использования методов цифрового картографирования, выполнены аэрофотосъемочные работы на площади 2,2 млн.га, что составляет 39,3% от потребности (без учета земель лесного фонда), создано цифровых кадастровых планов масштаба 1:2000 на площади 160 тыс.га (40% от необходимого) земель населенных пунктов, как наиболее доходных и оборотоспособных; цифровых кадастровых планов на межселенные земли в масштабе 1:10000 изготовлено на площади 500 тыс.га (при потребности 4 млн.га). В базу данных автоматизированной системы занесена информация по 703 тыс. земельных участков площадью 756 тыс.га. В области завершена инвентаризация всех земель поселений, создана опорная межевая сеть на площади 210 тыс.га, или 51% от площади всех населенных пунктов.
К концу 2002 года в Пермской области оценены все сельскохозяйственные угодья (2,3 млн.га), кроме находящихся в лесном фонде. Завершена оценка земель поселений, рассчитана кадастровая стоимость земель в 3,4 тыс. населенных пунктов, в том числе в 69 из них проведено ценовое зонирование, определена кадастровая стоимость земель на площади 2,7 млн.га, что составило 21,3% от всего земельного фонда Пермской области.
В рамках Программы выполнялись работы по наполнению автоматизированных баз данных государственного земельного кадастра посредством проведения инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, выявления ранее не учтенных земельных участков и внесения физических, качественных, экономических и других показателей и характеристик земельных участков, в том числе:
1) проведена инвентаризация земель, находящихся за чертой населенных пунктов, на площади 3 456,8 тыс.га;
2) проведена инвентаризация сведений о ранее учтенных земельных участках, информация о 485,6 тыс. земельных участков введена в базы данных автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (далее - АСГЗК и ГУОН);
3) в базу данных АСГЗК и ГУОН по результатам кадастровых и землеустроительных работ введена информация о 295,8 тыс. земельных участков;
4) созданы цифровые кадастровые карты по кадастровым районам в масштабе 1:10000 - 2 024 планшета для 14 муниципальных образований;
5) проведен анализ и включены в базу данных АСГЗК и ГУОН материалы почвенного и агрохимического обследования по Кунгурскому муниципальному району - 850 кв.км.
Ниже представлена динамика наполнения баз данных Единого государственного реестра земель (далее - ЕГРЗ) с 2004 по 2008 год:
количество сведений о земельных участках, внесенных в автоматизированную систему:
2004 год 400,7 тыс.
2005 год 425,0 тыс.
2006 год 617,9 тыс.
2007 год 1 112,9 тыс.
2008 год 1 236,0 тыс.
количество сведений ЕГРЗ, предоставленных по запросам граждан и юридических лиц:
2002 год 30,3 тыс.
2003 год 67,9 тыс.
2004 год 82,5 тыс.
2005 год 102,6 тыс.
2006 год 103,0 тыс.
2007 год 178,8 тыс.
В результате проведения инвентаризации сведений о земельных участках, межевания земельных участков завершено формирование в качестве объектов государственного кадастрового учета около 1 млн. землепользований в черте населенных пунктов Пермской области, Пермского края, за исключением территории Коми-Пермяцкого автономного округа (далее - Пермский край), а также на землях, занятых предприятиями и организациями промышленности, транспорта, связи и объектами иного сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, общей площадью 4 млн.га.
Для создания единого кадастра объектов недвижимости в 2006 году начаты работы по инвентаризации сведений органов технического учета по объектам капитального строительства. По данным организаций технического учета и технической инвентаризации, на территории Пермской области, Пермского края расположено 1 502 тыс. объектов капитального строительства. За период действия Программы и Подпрограммы 2 проведена инвентаризация сведений органов технического учета по 917 тыс. объектов капитального строительства с последующим вводом информации по результатам кадастровых и землеустроительных работ в базу данных автоматизированной системы государственного кадастра недвижимости.
Для целей налогообложения проведены следующие мероприятия:
1) получены сведения для исчисления земельного налога на основе кадастровой стоимости земельных участков по 336,5 тыс. земельных участков, информация введена в автоматизированную систему государственного земельного кадастра;
2) в 2006 году проведена актуализация результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на общей площади 407,9 тыс.га, в 2011 году - на общей площади 224,5 тыс.га;
3) проведена актуализация результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Пермского края на общей площади 3 013,16 тыс.га;
4) проведена государственная кадастровая оценка земель общей площадью 7 579,512 тыс.га, в том числе земель лесного фонда - на площади 7 493,2 тыс.га, земель промышленности и иного специального назначения - на площади 76,1 тыс.га, вновь образованных земельных участков на землях особо охраняемых территорий и объектов водного фонда, садоводческих товариществ и земель промышленности - на площади 10,212 тыс.га;
5) в рамках Подпрограммы 2 проведена государственная кадастровая оценка земель промышленности и иного специального назначения на площади 15,1 тыс.га, земель населенных пунктов и водного фонда Пермского края - на площади 209,4 тыс.га.
Проведение актуализации государственной кадастровой оценки земель всех категорий позволило сделать корректировку кадастровой стоимости земель с учетом произошедших изменений на рынке недвижимости и в инфраструктуре муниципальных образований Пермской области, Пермского края.
За период реализации Программы и Подпрограммы 2 изготовлены картографические материалы, отвечающие необходимым требованиям по точности, в том числе:
1) выполнены аэрофотосъемочные работы на территории 39 муниципальных образований Пермской области, Пермского края на площади 3 244 тыс.га;
2) изготовлены цифровые базовые и кадастровые карты масштаба 1:10000 на межселенную территорию 33 муниципальных образований Пермской области, Пермского края на площади 3 680 тыс.га масштаба 1:2000 на земли населенных пунктов 28 муниципальных образований Пермской области, Пермского края на площади 149 тыс.га;
3) выполнены работы по созданию 7 810 пунктов опорно-межевой сети в населенных пунктах Пермской области, Пермского края.
В результате работ по землеустройству и подготовке документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков при разграничении государственной собственности на землю в рамках Подпрограммы 1 на государственный кадастровый учет поставлен 9 051 земельный участок краевой и муниципальной собственности, зарегистрировано право собственности Пермского края на 953 земельных участка.
Итоги реализации областной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Пермской области (2003-2011 годы)" представлены в приложениях 1, 2, 3 к настоящему Отчету.
2. Оценка степени достижения целей и задач Программы
Целью Программы являлось создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, обеспечивающей реализацию государственной политики в области эффективного использования земли и иной недвижимости, вовлечение их в гражданский оборот и стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в целях удовлетворения потребностей общества и граждан.
Основными задачами Программы являлись:
1) разработка и совершенствование областной нормативно-правовой и методической базы, обеспечивающей создание государственного земельного кадастра как единой системы государственного учета недвижимости на основе автоматизированных технологий, и обеспечение публичности ее сведений;
2) создание с использованием единых методологических и программно-технических принципов государственных автоматизированных баз данных, обеспечивающих ведение государственного земельного кадастра и государственный учет объектов недвижимости, содержащих перечни учтенных объектов недвижимости, а также сведения о них и подлежащих учету в государственном регистре баз и банков данных;
3) внедрение автоматизированных технологий и специальных программных средств, обеспечивающих реализацию процедур государственного учета объектов недвижимости и ввод в автоматизированные базы данных актуальной информации о земельных участках и прочно связанных с ними объектах недвижимого имущества как объектах права и налогообложения, полученных в результате разграничения государственной собственности на землю, инвентаризации, межевания и кадастровой оценки земельных участков;
4) обеспечение автоматизации процессов формирования, учета, оценки земельных участков и объектов недвижимости;
5) обеспечение взаимодействия информационных систем, связанных с формированием, государственным учетом, технической инвентаризацией, оценкой, регистрацией прав, налогообложением, управлением и распоряжением недвижимостью, и создание системы электронного обмена сведениями между ними.
В соответствии с поставленными целями за период реализации Программы были проведены следующие мероприятия:
1) обновлена и создана планово-картографическая основа для ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на землях поселений и межселенных территориях.
Основной целью изготовления планово-картографических материалов и создания опорной межевой сети является информационное обеспечение ведения государственного кадастра недвижимости. Кроме того, изготовленные планы и карты в дальнейшем планируется использовать как базовые (исходные) данные для развития государственного мониторинга земель.
Изготовленные планово-картографические материалы используются при осуществлении контроля за проведением землеустройства, предоставляются в качестве исходных материалов землеустроительным организациям для проведения работ по составлению проектов территориального землеустройства, межеванию земельных участков и других землеустроительных работ. О широком прикладном использовании планово-картографических материалов можно судить по многочисленным запросам органов местного самоуправления (в целях осуществления полномочий по управлению земельными ресурсами, составления генеральных планов населенных пунктов и т.д.), различных ведомств и предприятий (для проведения проектно-изыскательских работ).
Осуществлен переход к ведению единого государственного учета земельных участков на базе программно-технической инфраструктуры государственного земельного кадастра. Создана система государственного кадастра недвижимости. Проведена инвентаризация, и сведения об объектах недвижимости введены в государственный кадастр недвижимости;
2) осуществлена подготовка и ввод в автоматизированную систему ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости актуальной информации по результатам инвентаризации, межевания и государственного кадастрового учета указанных объектов. По итогам кадастровой оценки для определения налогооблагаемой базы актуализированы качественные и экономические характеристики земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества по принципу наибольшей эффективности их использования.
Проведена государственная кадастровая оценка земель всех категорий для целей налогообложения на всей территории Пермской области, Пермского края. В соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость является налоговой базой для исчисления земельного налога и определяется для земельных участков, признаваемых объектами налогообложения. Новая система налогообложения земли основана на принципах, обеспечивающих справедливость и единство подходов к определению налоговой базы на территории страны в целом.
Принципы массовой оценки позволяют при наименьших затратах, с использованием средств математического моделирования и статистической информации об объектах налогообложения достигнуть результатов, которые близки к рыночной стоимости и общественной ценности. Тем самым новая система налогообложения нацелена и на стимулирование рационального использования земель, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качественного состояния и расположения, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах;
3) в целях проведения работ по разграничению государственной собственности на землю сформированы дела на земельные участки, проведены землеустроительные работы, осуществлена государственная регистрация прав на земельные участки.
Выполнение в рамках Программы вышеуказанных мероприятий, а также мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)", позволило создать на территории Пермского края единую федеральную систему государственного кадастрового учета объектов недвижимости (земельных участков и объектов капитального строительства).
В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 октября 2011 г. N 577 "О порядке осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства" с 1 сентября 2012 года полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости и осуществлению государственного кадастрового учета как земельных участков, так и объектов капитального строительства на территории Пермского края осуществляет филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Пермскому краю.
3. Оценка уровня выполнения программных мероприятий в целом, по исполнителям и участникам Программы, по территориям Пермской области, Пермского края
В реализации программных мероприятий принимали участие Агентство по управлению имуществом Пермского края, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю, органы местного самоуправления муниципальных образований Пермской области, Пермского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, подрядные организации, привлеченные на конкурсной основе по договорам (государственным контрактам) о реализации программных мероприятий.
Администрация Пермской области, Аппарат Правительства Пермского края совместно с исполнителями Программы организовывали работу по реализации Программы на территории Пермской области, Пермского края, готовили обоснования, соглашения и договоры, проводили необходимые мероприятия по их выполнению, осуществляли контроль за ходом реализации программных мероприятий.
Реализация Программы осуществлялась в соответствии с ежегодными планами выполнения программных мероприятий, а также на основе договоров (государственных контрактов), заключенных с исполнителями мероприятий Программы.
В период реализации Программы в 2003-2008 годах в рамках Подпрограммы 1 средства областного бюджета Пермской области передавались органам местного самоуправления муниципальных образований Пермской области для выполнения работ, связанных с разграничением государственной собственности на землю.
В целом участниками и исполнителями Программы достигнут следующий уровень выполнения программных мероприятий от предусмотренного Программой объема мероприятий:
1) картографо-геодезические работы - 82,6%;
2) землеустроительное обеспечение - 80,6%;
3) оценка земель - 92,3%;
4) совершенствование кадастровой деятельности - 11,3%;
5) развитие системы государственного учета объектов недвижимости - 17,9%;
6) разграничение государственной собственности на землю - 6,7%.
4. Оценка уровня достижения показателей эффективности Программы
От реализации мероприятий Программы получен прямой экономический эффект в виде дополнительных доходов в бюджет Пермской области, Пермского края от платы за землю.
|
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Земельный налог (млн.руб.) |
1 045 |
1 189 |
1 133 |
1 195 |
2 692 |
3 583 |
4 087 |
4 188 |
4 349 |
Арендная плата за землю (млн.руб.) |
928 |
1 312 |
1 607 |
1 835 |
2 494 |
2 328 |
1 883 |
1 588 |
1 694 |
Доход от продажи земельных участков (млн.руб.) |
Нет данных |
Нет данных |
128 |
152 |
1 248 |
824 |
597 |
503 |
307 |
Общее поступление доходов от использования земли (млн.руб.) |
1 973 |
2 501 |
2 868 |
3 182 |
6 434 |
6 735 |
6 558 |
6 279 |
6 350 |
Общее поступление доходов от использования земли в бюджеты Пермской области, Пермского края с 2003 года увеличилось в 3,2 раза без учета влияния коэффициентов инфляции, изменения ставок земельного налога и изменения методики начисления арендной платы за землю в сопоставимых условиях.
5. Сравнительный анализ финансовых и иных затрат на реализацию Программы в целом, по источникам финансирования, в разрезе мероприятий, исполнителей Программы и по территориям Пермской области, Пермского края
Финансирование Программы осуществлялось за счет средств бюджета Пермской области, Пермского края.
Общий объем финансирования мероприятий Программы, Подпрограммы 1 и Подпрограммы 2 с учетом вносимых изменений, утвержденных Законом Пермского края от 7 июня 2010 г. N 625-ПК "О внесении изменений в Закон Пермской области "Об областной целевой программе "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Пермской области (2003-2011 годы)" (далее - Закон), составил 701 021,4 тыс.руб., в том числе на реализацию Программы - 325 327,0 тыс.руб., на реализацию Подпрограммы 1 - 122 663,3 тыс.руб., на реализацию Подпрограммы 2 - 253 031,1 тыс.руб., из которых органам местного самоуправления муниципальных образований Пермской области предусмотрено средств в сумме 75 463,6 тыс.руб. В процессе реализации Программы и Подпрограммы 1 ежегодно уточнялись объемы работ, перераспределялись средства с учетом приоритетных направлений, связанных с изменениями федерального законодательства.
За период 2003-2011 годов бюджетные назначения утверждены в размере 685 334,7 тыс.руб., в том числе:
тыс.руб.
|
Утверждено законом о бюджете |
Предусмотрено Программой, Подпрограммой 1 |
Кассовый расход |
2003 год |
102 329,0 |
102 328,9 |
102 305,7 |
2004 год |
52 000,0 |
86 466,5 |
46 843,0 |
2005 год |
96 660,4 |
86 704,5 |
86 684,2 |
2006 год |
97 823,8 |
58 176,9 |
58 176,9 |
2007 год |
124 535,9 |
59 947,2 |
59 947,2 |
2008 год |
54 366,3 |
54 366,3 |
48 266,6 |
Итого по Программе и Подпрограмме 1 (2003-2008) |
527 715,4 |
447 990,3 |
402 223,6 |
2009 год |
11 758,1 |
115 810,8 |
8 871,1 |
2010 год |
53 463,5 |
77 074,8 |
23 479,3 |
2011 год |
92 397,7 |
60 145,5 |
70 644,7 |
Итого по Подпрограмме 2 (2009-2011) |
157 619,3 |
253 031,1 |
102 995,1 |
Всего (2003-2011) |
685 334,7 |
701 021,4 |
505 218,7 |
По состоянию на 1 января 2012 года всего освоено средств в размере 505 218,7 тыс.руб. (72,1%), в том числе по Программе - 296 674,1 тыс.руб. (91,2%), по Подпрограмме 1 - 105 549,5 тыс.руб. (86,0%), по Подпрограмме 2 - 102 995,1 тыс.руб. (40,7%). Основными причинами неполного освоения средств бюджетов Пермской области, Пермского края явились несвоевременное исполнение исполнителями обязательств по договорам, экономия средств на конкурсах, несостоявшиеся конкурсные процедуры. Таким образом, конкурсные процедуры и заключение государственных контрактов на выполнение картографо-геодезических работ, мероприятий по инвентаризации сведений архивов органов технического учета объектов недвижимости, по межеванию земельных участков, находящихся в краевой и муниципальной собственности, состоялись в ноябре 2007 года, соответственно, оплата работ по контрактам состоялась в 2008 году. В связи с этим средства краевого бюджета в сумме 55 225,938 тыс.руб. перенесены на 2008 год для оплаты государственных контрактов, по которым работы выполнены в 2008 году. Сумма неосвоенных средств в 2007 году в рамках Закона составила 9 362,7 тыс.руб., в том числе 6 466,9 тыс.руб. - экономия средств на конкурсах, 938,9 тыс.руб. - по причине несостоявшихся конкурсных процедур, 1 956,9 тыс.руб. - средства, не выставленные к размещению на конкурс.
По Подпрограмме 2 не освоены средства в размере 150 035,95 тыс.руб. по причине уменьшения бюджетных назначений на сумму 95 411,8 тыс.руб. Оставшаяся сумма в размере 54 624,15 тыс.руб. образовалась по следующим причинам:
1) блокировка лимитов бюджетных обязательств в 2009 году на сумму 2 500,0 тыс.руб.;
2) экономия, образовавшаяся при проведении конкурсных процедур, в сумме 20 423,5 тыс.руб. (2009 г. - 387,0 тыс.руб., 2010 г. - 3 457,1 тыс.руб., 2011 г. - 16 579,4 тыс.руб.);
3) неисполнение подрядчиками обязательств по государственным контрактам на сумму 31 700,65 тыс.руб. (2010 г. - 26 527,1 тыс.руб., 2011 г. - 5 173,55 тыс.руб.).
Информация об объеме финансирования мероприятий Программы из бюджета Пермской области, Пермского края в разрезе мероприятий представлена в приложении 4 к настоящему Отчету.
На территории Пермской области, Пермского края осуществлялась реализация мероприятий федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 745.
Объем финансирования из федерального бюджета на выполнение мероприятий федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)" на территории Пермской области, Пермского края, помимо федерального казначейства, составил 157,2 млн.руб. Распорядителями средств федерального бюджета являлись Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю. Информация о привлечении средств федерального бюджета представлена в приложении 5 к настоящему Отчету.
Совместное финансирование из федерального бюджета и бюджета Пермской области, Пермского края направлено на реализацию мероприятий по подготовке и вводу в автоматизированные базы данных информации, полученной в ходе инвентаризации, оценки и межевания земель, созданию и обновлению картографической основы для ведения государственного земельного кадастра как единой системы государственного учета объектов недвижимости, а также на проведение работ по созданию единого информационного банка данных по земле и объектам капитального строительства, внедрение автоматизированных технологий государственного учета объектов недвижимости, регистрацию права собственности Пермского края и муниципальных образований Пермского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.