15 марта, 23 мая 2013 г.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую региональную экономически значимую программу "Развитие молочного скотоводства в Пермском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа).
2. Финансирование Программы обеспечить за счет общего объема средств, предусмотренных долгосрочной целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п.
3. Признать утратившими силу
3.1. приказ Министерства сельского хозяйства Пермского края от 12 декабря 2011 г. N СЭД-25-01.1-02-117 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Региональная экономически значимая программа "Развитие молочного скотоводства в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года";
4. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра, начальника управления формирования аграрной политики И.П. Огородова.
Министр |
О.Н. Шипиловских |
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 23 мая 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-77 в Региональную экономически значимую программу внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного приказа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Региональная экономически значимая программа
"Развитие молочного скотоводства в пермском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года"
(утв. приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 29 декабря 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-160)
15 марта, 23 мая 2013 г.
Паспорт программы
Наименование Программы |
Региональная экономически значимая программа "Развитие молочного скотоводства в Пермском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года" |
Основания разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы"; постановление Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы" постановление Правительства Пермского края от 14 февраля 2013 года N 55-п "О Перечнях экономически значимых программ, объемах и источниках их финансирования по отдельным мероприятиям долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п" |
Разработчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края |
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края |
Цель Программы |
Создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного скотоводства; увеличение объемов производства молока; увеличение обеспеченности потребностей внутреннего рынка в продукции молочного скотоводства и рост объемов реализации за пределами Пермского края |
Основные задачи |
Увеличить производство молока за счет ускоренной реализации инвестиционных проектов, связанных с приобретением племенного поголовья, техники и технологического оборудования; обеспечить стимулирование роста продуктивности отрасли за счет выплаты субсидий, дифференцированных с учетом продуктивности; ориентировать производителей на значительное обновление поголовья крупного рогатого скота за счет закупки высокопродуктивного племенного скота новых пород с высоким генетическим потенциалом; создать условия для развития кадрового потенциала, оказания информационно-консультационной поддержки; осуществить реализацию мер по развитию рынка молока, продвижение продукции пермских товаропроизводителей на внутренние и внешние рынки сбыта |
Участники Программы |
Сельскохозяйственные товаропроизводители; организации агропромышленного комплекса; иные хозяйствующие субъекты |
Основные мероприятия Программы |
Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли молочного скотоводства осуществляется за счет мероприятия "Поддержка доходов сельскохозяйственных производителей в области животноводства" |
Сроки и этапы реализации Программы |
2013-2015 годы и период до 2020 года Программа не имеет разбивки на этапы. Мероприятия программы реализуются на протяжении всего срока ее реализации |
Исполнители Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края |
Объемы и источники финансирования Программы(1) |
Общий объем финансового обеспечения Программы на 2013-2015 годы составит 5040,5 млн. рублей, в том числе 1163,2 млн. рублей из бюджета Пермского края |
Целевые индикаторы Программы |
Численность поголовья коров во всех категориях хозяйств; валовое производство молока во всех категориях хозяйства; численность поголовья молочных коров в сельскохозяйственных организациях и КФХ, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов; валовое производство молока в сельскохозяйственных организациях и КФХ, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов; надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях; выход телят на 100 коров; удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота; численность занятого населения в отрасли молочного скотоводства |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Увеличение численности поголовья коров во всех категориях хозяйств с 109,9 тыс. голов в 2011 году до 112,5 тыс. голов в 2015 году и до 119,4 тыс. голов к 2020 году; увеличение валового производства молока во всех категориях хозяйств с 480,7 тыс. тонн в 2011 году до 513,3 тыс. тонн в 2015 году и до 577,9 тыс. тонн в 2020 году; увеличение численности поголовья молочных коров в сельскохозяйственных организациях и КФХ, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов с 74,0 тыс. голов в 2011 году до 76,6 тыс. голов к 2020 году; увеличение валового производства молока в сельскохозяйственных организациях и КФХ, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов с 340,8 тыс. тонн в 2011 году до 385,8 тыс. тонн в 2015 году и до 397,1 тыс. тонн в 2020 году; увеличение надоев на одну корову в сельскохозяйственных организациях с 4641 кг в 2011 году до 4925 кг в 2015 году и до 5209 кг в 2020 году; выход телят на 100 коров довести с 80 голов в 2011 году до 82 голов в 2015 году и до 85 голов в 2020 году; доведение производства молока во всех категориях хозяйств на душу населения с 182 кг в год в 2011 году до 195 кг в 2015 году и до 220 кг в 2020 году; увеличение удельного веса племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота с 37,5% в 2011 году до 40% к 2020 году; сохранение численности занятого населения в отрасли молочного скотоводства на уровне 2010 года |
Контроль реализации Программы |
Общее руководство и контроль реализации Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края. Финансовый контроль использования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию Программы, осуществляется контролирующими органами в соответствии с действующим законодательством Пермского края |
------------------------------
(1) Финансирование мероприятий настоящей Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных долгосрочной целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п.
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Программа разработана во исполнение долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п, и направлена на создание условий для эффективного развития молочного скотоводства Пермского края, увеличение объемов производства высококачественной молочной продукции для удовлетворения потребностей населения в продуктах собственного производства, что является частью достижения приоритетных целей развития агропромышленного комплекса Пермского края, на реализацию которых направлена деятельность Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
Молочное скотоводство является одной из приоритетных отраслей сельского хозяйства Пермского края: доля молочной продукции в валовом объеме животноводческой продукции края составляет более 23%. Данная отрасль обеспечивает рабочими местами большое количество сельского населения, и, в силу своей специфики, способствует ежедневному поступлению денежных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям. Успех решения многих экономических и социальных проблем села во многом зависит от того, как будет развиваться эта отрасль сельского хозяйства.
В настоящее время производится на четверть меньше молока по сравнению с уровнем 2000 года. Снижение объемов производства в отрасли происходило вплоть до 2007 года, в 2008 году ситуацию удалось стабилизировать. За отмеченный период произошло значительное снижение поголовья и валового надоя в хозяйствах населения - на 57%, в то же время в сельскохозяйственных организациях за этот же период за счет опережающего роста продуктивности коров объемы производства молока увеличились на 17%. В результате в отрасли произошли структурные изменения: увеличилась доля производства молока в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах при устойчивом сокращении доли производства в личных подсобных хозяйствах. Если в 2000 году в личных подсобных хозяйствах населения производилось 52% молока, то в 2011 году - всего 29%.
Таблица 1
Динамика
производства молока в пермском крае по категориям хозяйств
N п/п |
Хозяйства |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
||||
тыс. тонн |
% |
тыс. тонн |
% |
тыс. тонн |
% |
тыс. тонн |
% |
||
1 |
Все категории хозяйств |
481 |
100 |
479 |
100 |
476,1 |
100 |
480,7 |
100 |
2 |
Сельскохозяйственные организации |
291,5 |
60,8 |
306,9 |
64,1 |
320,8 |
67,4 |
334,7 |
69,6 |
3 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
6,8 |
1,4 |
6,4 |
1,3 |
5,8 |
1,2 |
6,1 |
1,3 |
4 |
Хозяйства населения |
181,6 |
37,8 |
165,7 |
34,6 |
149,5 |
31,4 |
139,9 |
29,1 |
Источник: Пермьстат
Как видно по данным таблицы 2, в Пермском крае произошло наибольшее сокращение объемов производства молока и молокопродуктов по сравнению с Приволжским федеральным округом и Российской Федерацией.
Таблица 2
Индекс
объема производства молока и молокопродуктов к уровню 2000 года, %
N п/п |
Территория |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 |
1 |
Российская Федерация |
100,3 |
100,9 |
98,8 |
98,1 |
2 |
Приволжский федеральный округ |
110,2 |
112,3 |
108,2 |
104,5 |
3 |
Пермский край |
76,7 |
76,6 |
76,1 |
76,9 |
Источник: Пермьстат
В то же время в Приволжском федеральном округе и в Российской федерации наблюдается тенденция снижения объемов производства по сравнению с 2008 годом - за последние 4 года в Российской Федерации в целом произошло снижение на 2,2 процентного пункта относительно уровня 2008 года, в Приволжском федеральном округе - на 5,7 процентного пункта (таблица 2). В Пермском крае ситуацию с производством молока удалось стабилизировать.
Молочное скотоводство Пермского края за последние годы претерпело крупные изменения: сокращение материально-технической базы АПК, увеличение импорта и ввоза из других регионов продовольствия и сырья, неразвитость аграрных рынков, отсутствие эффективных систем их регулирования, трудности со сбытом продукции, нарушение хозяйственных связей отрицательно сказались на развитии сельскохозяйственного производства, в том числе и молочного скотоводства. Диспаритет цен на энергоресурсы, комбикорма, технику и продукцию животноводства вызвал в 2000-2010 годах значительное снижение поголовья крупного рогатого скота (далее - КРС) и объемов производства молока. Тенденцию по снижению поголовья крупного рогатого скота удалось приостановить только в 2011 году - впервые за последние годы Пермьстатом зафиксирован прирост поголовья крупного рогатого скота и коров.
Таблица 3
Анализ
состояния молочного скотоводства в Пермском крае
N п/п |
Показатели |
Единицы измерения |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2011 год к 2008 году в % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Поголовье коров во всех категориях хозяйств на конец отчетного периода |
тыс. голов |
120,40 |
114,7 |
108,8 |
109,9 |
91,2 |
2 |
Поголовье коров в сельскохозяйственных организациях, тыс. голов |
тыс. голов |
76,8 |
74,3 |
70,3 |
73,1 |
91,2 |
3 |
Поголовье коров в крестьянских (фермерских) хозяйствах |
тыс. гол. |
2,6 |
2,2 |
2,5 |
2,6 |
100,0 |
4 |
Надой молока на 1 корову во всех категориях хозяйств |
кг |
3995 |
4176 |
4376 |
4374 |
109,5 |
5 |
Надой молока на 1 корову (сельскохозяйственные организации), кг |
кг |
3738 |
4159 |
4376 |
4641 |
124,2 |
6 |
Валовое производство молока во всех категориях хозяйств |
тыс. тонн |
481,0 |
479,0 |
476,1 |
480,7 |
99,9 |
7 |
Производство молока в сельскохозяйственных организациях, тыс. тонн |
тыс. тонн |
291,5 |
306,9 |
320,8 |
334,7 |
114,80 |
8 |
Валовое производство молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах |
тыс. тонн |
6,8 |
6,4 |
5,8 |
6,1 |
90,0 |
9 |
Производство молока на душу населения |
кг |
177,2 |
177,4 |
180,7 |
182,7 |
103,1 |
10 |
Покупка племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород |
голов |
2200 |
2200 |
2300 |
2000 |
91,0 |
11 |
Выход телят на 100 коров |
голов |
78 |
80 |
79 |
80 |
102,6 |
12 |
Удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота |
% |
29,5 |
31,4 |
32,6 |
34,4 |
116,6 |
13 |
Удельный вес племенного поголовья коров в их общей численности |
% |
30,8 |
32,9 |
35,6 |
37,5 |
121,7 |
14 |
Реализация молока, произведенного во всех категориях хозяйств, в т.ч. |
тыс. тонн |
300,5 |
319,9 |
332,8 |
351,1 |
116,8 |
15 |
Реализация молока, произведенного в сельскохозяйственных организациях |
тыс. тонн |
277,4 |
298,5 |
313,7 |
333,0 |
120,0 |
16 |
Реализация молока, реализованного крестьянскими (фермерскими) хозяйствами |
тыс. тонн |
4,3 |
4,4 |
4,1 |
4,2 |
98,0 |
17 |
Численность занятого населения в отрасли молочного скотоводства |
Чел. |
6615 |
6726 |
6465 |
6481 |
98,0 |
Источник: Пермьстат
На 1 января 2012 года во всех категориях хозяйств имелось 109,9 тыс. голов коров (101% к 2010 году), в т.ч. в сельскохозяйственных организациях - 73,1 тыс. голов (104%). В отрасли в 2011 году наблюдается рост валового надоя по сравнению с уровнем 2010 года (101%).
По состоянию на 1 января 2012 года в Пермском крае насчитывалось 42 сельскохозяйственных предприятия, зарегистрированных в государственном племенном регистре Российской Федерации, в том числе 30 предприятий - в молочном скотоводстве. За 4 года их количество удвоилось. Удельный вес племенного поголовья крупного рогатого скота вырос с 29,0% в 2008 году до 34,4% в 2011 году, удельный вес племенного поголовья коров - с 30,8% до 37,5%. В сельскохозяйственных организациях продуктивность коров за период 2008-2011 годы увеличилась на 24%, производство молока выросло на 14,8%.
Таблица 4
Динамика
объемов производства, ввоза, вывоза и потребления молока и молокопродуктов в Пермском крае
N п/п |
Показатели |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2011 год к 2008 году, в % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Производство молока на душу населения, кг |
177,2 |
181,4 |
180,7 |
182,7 |
103,1 |
2 |
Потребление молока и молокопродуктов на душу населения, кг |
221,5 |
226,2 |
227,6 |
228,4 |
103,1 |
3 |
Производство молока на душу населения, кг |
481,0 |
479,0 |
476,1 |
480,7 |
99,9 |
4 |
Потребление молока и молокопродуктов на душу населения, кг |
600,9 |
611,8 |
600,2 |
601,9 |
100,2 |
5 |
Расходы на производственные цели, тыс. тонн |
73,6 |
69,3 |
72,1 |
74,0 |
100,5 |
6 |
Коэффициент самообеспечения молоком, % |
71,1 |
70,3 |
70,8 |
71,1 |
100,0 |
7 |
Отношение производства и потребления молока на душу населения, в % |
80,0 |
80,2 |
79,4 |
80,0 |
100,0 |
8 |
Объем ввоза молока и молокопродуктов в регион на душу населения, кг |
101,0 |
102,2 |
107,3 |
111,9 |
110,8 |
9 |
Объем вывоза молока и молокопродуктов из региона на душу населения, кг |
25,7 |
30,3 |
27,7 |
42,7 |
166,1 |
10 |
Объем ввоза молока и молокопродуктов в регион, тыс. тонн |
273,6 |
269,9 |
282,6 |
294,5 |
107,6 |
11 |
Объем вывоза молока и молокопродуктов из региона, тыс. тонн |
69,7 |
80,0 |
73,0 |
112,4 |
161,3 |
Источник: Пермьстат
В Пермском крае растет потребление молока на душу населения. В 2011 году данный показатель составил - 228,4 кг (по России 246 кг) Потребность населения края в молоке в значительной степени (на 71,1%) - удовлетворяется за счет собственного производства.
Таблица 5
Экономические показатели
сельскохозяйственных организаций Пермского края, занимающихся производством и реализацией молока
N п/п |
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2011 год к 2008 году, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Реализация молока, тыс. тонн |
277,4 |
298,4 |
313,7 |
333,0 |
120,0 |
2 |
Цена реализации молока и молокопродуктов, руб./тонн |
12030 |
10170 |
13130 |
13920 |
115,0 |
3 |
Полная себестоимость реализованного молока и молокопродуктов, руб./тонн |
9730 |
9220 |
10620 |
11990 |
123,2 |
4 |
Прибыль от реализации молока и молокопродуктов, руб./тонн |
2300 |
950 |
2510 |
1930 |
83,9 |
5 |
Выручка от реализации молока и молокопродуктов, млн.руб. |
3090 |
2757 |
3743 |
4458 |
144,2 |
6 |
Полная себестоимость реализованного молока и молокопродуктов, млн.руб. |
2500 |
2500 |
3028 |
3614 |
144,6 |
7 |
Прибыль от реализации молока и молокопродуктов, млн.руб. |
590 |
257 |
715 |
844 |
143,1 |
Нумерация пунктов таблицы приводится в соответствии с источником
9 |
Рентабельность молока и молокопродуктов (без учета субсидий), % |
23,6 |
10,3 |
23,6 |
23,4 |
х |
Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края
На территории Пермского края на 1 января 2012 года осуществляют деятельность 335 сельскохозяйственных организаций, из них 230 занимаются производством и реализацией молока.
За период с 2008 года по 2011 год в сельскохозяйственных организациях выручка от продажи молока и молокопродуктов увеличилась на 44,2%, в то же время возросла себестоимость данной продукции - на 44,6%. Рентабельность продукции по годам на уровне 23%.
Исторически сложилось, что сельское хозяйство Пермского края специализируется на молочном скотоводстве. Молочная направленность скотоводства и сельского хозяйства региона в целом подтверждается удельным весом выручки от реализации молока в общей выручке от продажи товаров, продукции, работ, услуг, равным в 2011 году 30,5%.
Тем не менее, существует ряд факторов, сдерживающих устойчивое развитие молочного скотоводства и реализацию потенциала молочной продуктивности: недостаточная развитость племенной базы; низкий выход телят в расчете на 100 коров - 80 голов; недостаточный уровень оценки и использования выдающихся быков-производителей; недостаточный уровень модернизации молокозаводов и молочных комплексов; увеличение затрат на производство, и т.д.
Сохраняется проблема развития генетического потенциала отрасли молочного животноводства, обусловленная неудовлетворительным финансовым состоянием сельскохозяйственных товаропроизводителей (недостаток собственных оборотных средств, в некоторых хозяйствах сумма задолженности превышает выручку в 2 и более раз), недостаточным уровнем материально-технической базы и современных технологий производства сельскохозяйственной продукции, отвечающей современным требованиям стандартов качества, недостаточной обеспеченностью в финансовых и инвестиционных ресурсах сельхозтоваропроизводителей Пермского края.
За анализируемый период получено увеличение производства молока в сельскохозяйственных предприятиях на 14,8%. Получение вышеуказанных результатов в первую очередь связано с проводимой в крае аграрной политикой, направленной на развитие молочного бизнеса. Комплексное решение в последние годы таких вопросов, как технологическая модернизация, использование скота с высоким генетическим потенциалом продуктивности в сочетании с полноценным кормлением и стимулирующими мерами государственной поддержки, позволило увеличить средний надой на корову в сельскохозяйственных предприятиях на 903 кг до уровня 4641 кг в 2011 году. С целью поддержки эффективных товаропроизводителей, начиная с 2009 года в регионе был введен механизм "попродуктовки" - часть бюджетной поддержки распределялась только между теми предприятиями, где надои на одну корову составляли не менее 75% от среднекраевого уровня, что также стимулирует сельхозтоваропроизводителей на рост продуктивности.
В рамках указанной господдержки в 2010 году внедрен механизм субсидирования приобретения крупными успешными предприятиями низкоэффективных товаропроизводителей с целью их дальнейшей модернизации и выхода на рентабельное производство. Данное мероприятие призвано создать благоприятные условия для развития ряда убыточных хозяйств и вывести его на положительные производственно-экономические показатели. Итогом "слияния" предприятий является рост поголовья не менее чем на 20% в хозяйствах молочного направления.
За анализируемый период в регион завезено 5439 голов молочного крупного рогатого скота из Венгрии и Германии, в том числе 36 быков-производителей, введены в эксплуатацию 16 молочных комплексов и 1 ферма с беспривязным содержанием коров, доением в доильных залах. В результате ввода в эксплуатацию новых комплексов создано 13475 скотомест. Кроме того, проведена модернизация 94 малых молочных ферм (с поголовьем коров до 400 голов), в том числе 77 - с участием средств краевого бюджета.
Вместе с тем, анализ состояния молочного скотоводства в крае показывает, что строительство, реконструкция и модернизация современных молочных комплексов (ферм) с комплектованием их высокопродуктивным поголовьем коров несут в себе затраты, которые не под силу большинству сельскохозяйственных товаропроизводителей края. Строительство, реконструкция и модернизация молочных комплексов (ферм) остаются недоступными для большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей края из-за высокой стоимости строительных работ и невозможности обеспечения исполнения обязательств по кредитным договорам.
В целях формирования современной и высокотехнологичной подотрасли молочного скотоводства необходимы значительные инвестиции, что позволит ввести, модернизировать и реконструировать около 50 молочных комплексов (ферм) с использованием современных технологических решений.
Недостаток молока-сырья особенно в осенне-зимний период сдерживает развитие предприятий по переработке молока, способствует увеличению ввоза из других регионов и импорта молока и молочных продуктов.
Одним из важных направлений успешного развития молочного животноводства в малых формах хозяйствования является реализация отраслевой программы по созданию семейных молочных ферм. В случае с малыми формами хозяйствования важным направлением является кооперация с крупными производителями и переработчиками молока, которая позволяет выстроить высокоэффективные интегрированные структуры, производящие продукт с высокой добавленной стоимостью, конкурентоспособные и финансово устойчивые.
Для дальнейшего наращивания объемов производства и повышения конкурентоспособности региональной молочной продукции необходимо вести работу по таким стратегическим направлениям, как развитие инфраструктуры, переработки, кооперации и выстраивание эффективного взаимодействия между производителями, в том числе между малыми предприятиями и переработчиками молока.
Действующими мерами государственной поддержки молочного скотоводства являются субсидирование процентных ставок по кредитам на модернизацию и строительство животноводческих комплексов, предприятий для первичной переработки молока, на приобретение племенного скота, предоставление субсидий на племенную поддержку.
Важным фактором обеспечения рынка молочной продукции является товарность производимого молока. В целях повышения товарности молока и выравнивания сезонности его производства, а также повышения инвестиционной привлекательности молочного скотоводства в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717, с 2013 года планируется из федерального бюджета на условиях софинансирования с бюджетами субъектов РФ осуществлять субсидирование производства 1 литра товарного молока не ниже первого сорта.
Таким образом, в Пермском крае сохраняются условия для развития молочного скотоводства: наличие земельных угодий и пастбищ для производства высококачественных кормов площадью 1292,7 и 106,5 тыс.га соответственно, наличие помещений для содержания животных, молокоперерабатывающих предприятий в регионе; обеспеченность предприятий трудовыми ресурсами; высокая численность племенного скота в общей численности крупного рогатого скота - 34,4%.
На решение указанных проблем и использование имеющегося потенциала Пермского края в развитии молочного скотоводства и направлена Программа.
II. Основные цели, задачи и направления программы
2.1. Цели Программы - создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития подотрасли молочного скотоводства, увеличение объемов производства продукции молока и повышение конкурентоспособности продукции, увеличение обеспеченности потребностей внутреннего рынка в продукции молочного скотоводства и рост объемов реализации за пределами Пермского края.
2.2. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
увеличить производство молока за счет ускоренной реализации инвестиционных проектов, связанных с приобретением племенного поголовья, техники и технологического оборудования;
обеспечить стимулирование роста продуктивности отрасли за счет выплаты субсидий, дифференцированных с учетом продуктивности;
ориентировать производителей на значительное обновление поголовья крупного рогатого скота за счет закупки высокопродуктивного племенного скота новых пород с высоким генетическим потенциалом;
создать условия для развития кадрового потенциала, оказания информационно-консультационной поддержки;
осуществить реализацию мер по развитию рынка молока, продвижение продукции пермских товаропроизводителей на внутренние и внешние рынки сбыта.
2.3. Государственная поддержка направлена на развитие следующих процессов в молочном скотоводстве:
развитие племенной базы молочного скотоводства;
увеличение производства объемов производства молока;
строительство, реконструкция и технологическая модернизация действующих молочных комплексов (ферм);
укрепление кормовой базы, в том числе улучшение пастбищ.
III. Целевые индикаторы, ожидаемые результаты и социально-экономическая эффективность программы
Реализация Программы создаст условия и предпосылки для устойчивого развития молочного скотоводства и производства молока в Пермском крае, что позволит в перспективе снизить зависимость от ввоза молока и молокосырья из других регионов и импорта в снабжении населения молоком и молокопродуктами.
Основные целевые индикаторы Программы и их значения по годам приведены в таблице 6. Дополнительное финансирование и меры, принимаемые для развития отрасли, приведут к росту основных показателей молочного скотоводства. Ожидается увеличение валового производства молока во всех категориях хозяйств с 480,7 тыс. тонн в 2011 году до 513,3 тыс. тонн в 2015 году и до 577,9 тыс. тонн в 2020 году, увеличение валового производства молока в сельскохозяйственных организациях и КФХ, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов с 340,8 тыс. тонн в 2011 году до 385,8 тыс. тонн в 2015 году и до 397,1 тыс. тонн в 2020 году.
В сельскохозяйственных организациях Пермского края разводится молочный скот черно-пестрой породы, которая является специализированной породой молочного направления продуктивности. В результате проводимых мероприятий по использованию голштинской породы создан массив черно-пестрого крупного рогатого скота нового типа "Уральский", который был утвержден в 2002 году. За период реализации Программы планируется увеличить численность поголовья молочных коров в сельскохозяйственных организациях и КФХ, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных кооперативов с 74,0 тыс. голов в 2011 году до 76,6 тыс. голов к 2020 году. Обновление товарного стада приведет к увеличению надоев на одну корову в сельскохозяйственных организациях с 4641 кг в 2011 году до 4925 кг в 2015 году и до 5209 кг в 2020 году.
Таблица 6
Основные целевые индикаторы Программы
N п/п |
Показатель |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2020 год |
2020 год к 2011 году |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Поголовье коров на конец отчетного периода | |||||||||
1 |
Поголовье коров во всех категориях хозяйств |
тыс. голов |
109,9 |
108,6 |
111,2 |
111,9 |
112,5 |
119,4 |
108,6 |
2 |
поголовье коров в сельскохозяйственных организациях и КФХ, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе: |
тыс. голов |
75,5 |
75,7 |
77,3 |
78,4 |
81,0 |
92,2 |
122,1 |
2.1 |
поголовье молочных коров в сельскохозяйственных организациях и КФХ, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов |
тыс. голов |
74,0 |
72,7 |
73,6 |
73,8 |
74,0 |
76,6 |
103,5 |
2.2 |
маточное поголовье мясного скота и помесного скота в сельскохозяйственных организациях и КФХ* |
тыс. голов |
1,5 |
2,9 |
3,7 |
5,2 |
7,0 |
14,6 |
в 9,7 р. |
3 |
поголовье коров в сельскохозяйственных организациях, в том числе: |
тыс. голов |
72,9 |
73,2 |
74,1 |
74,6 |
75,1 |
81,0 |
111,1 |
3.1 |
поголовье молочных коров в сельскохозяйственных организациях |
тыс. голов |
72,0 |
71,5 |
72,3 |
72,4 |
72,5 |
74,6 |
103,6 |
3.2 |
маточное поголовье мясного скота и помесного скота в сельхозорганизациях |
тыс. голов |
0,9 |
1,6 |
1,8 |
2,2 |
2,6 |
5,4 |
в 6 р. |
4 |
поголовье коров в КФХ на конец отчетного периода, в том числе: |
тыс. голов |
2,6 |
2,5 |
3,2 |
3,8 |
5,9 |
11,2 |
в 4,3 р. |
4.1 |
поголовье молочных коров в крестьянских (фермерских) хозяйствах |
тыс. голов |
2,0 |
1,2 |
1,3 |
1,4 |
1,5 |
2,0 |
100,0 |
4.2 |
маточное поголовье мясных и помесных пород в КФХ |
тыс. голов |
0,6 |
1,3 |
1,9 |
2,4 |
4,4 |
9,2 |
в 15,3 р. |
5 |
Удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота |
% |
37,5 |
38,0 |
38,5 |
39,0 |
39,5 |
40,0 |
106,7 |
6 |
Выход телят на 100 коров |
голов |
80 |
80 |
81 |
81 |
82 |
85 |
106,2 |
Производство молока | |||||||||
7 |
Валовое производство молока во всех категориях хозяйств, в том числе |
тыс. тонн |
480,7 |
485,6 |
495,8 |
501,7 |
513,3 |
577,9 |
120,2 |
8 |
валовое производство молока в сельскохозяйственных организациях и КФХ, из них: |
тыс. тонн |
340,8 |
350,0 |
362,0 |
373,6 |
385,8 |
397,1 |
116,5 |
8.1 |
валовое производство молока в сельскохозяйственных организациях |
тыс. тонн |
334,7 |
343,6 |
355,2 |
366,5 |
378,4 |
388,6 |
116,1 |
8.2 |
валовое производство молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах |
тыс. тонн |
6,1 |
6,4 |
6,8 |
7,1 |
7,4 |
8,5 |
139,3 |
9 |
Надой молока на 1 корову в сельскохозяйственных организациях |
кг |
4641 |
4811 |
4876 |
4901 |
4925 |
5209 |
112,2 |
10 |
Производство молока на душу населения |
кг |
182,5 |
184,6 |
188,5 |
190,8 |
195,3 |
220,0 |
120,5 |
* - здесь и далее КФХ, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Реализация Программы обеспечит прирост валового дохода отрасли от реализации молока с 4887 млн.руб. в 2011 году до 6031 млн.руб. в 2015 году и до 8648 млн.руб. в 2020 году и увеличение поступления налогов в бюджеты всех уровней с 170,9 млн.руб. в 2011 году до 210,5 млн.руб. в 2015 году и до 301,8 млн.руб. в 2020 году.
Расчет социально-экономической эффективности реализации Программы приведен в таблице 7.
Таблица 7
Социально-экономическая эффективность
реализации Программы
Достичь указанных результатов Подпрограммы планируется за счет реализации программных мероприятий.
IV. Перечень и описание программных мероприятий
4.1. Реализация основного мероприятия по поддержке доходов сельскохозяйственных производителей в области молочного скотоводства направлена на стабилизацию и рост доходов сельскохозяйственного производства, повышение уровня его экологической безопасности, увеличение эффективности молочного скотоводства.
Механизм реализации - предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям и крестьянским фермерским хозяйствам, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, специализирующихся на производстве и реализации молока, на возмещение части затрат по следующим направлениям:
покупка телок и нетелей для комплектования товарных стад;
приобретение оборудования, машин и механизмов для молочного скотоводства;
строительство, реконструкция и модернизация комплексов и ферм по производству молока на базе современных технологических решений.
При предоставлении субсидий сельхозтоваропроизводителям будет учитываться наличие схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов поселений городских округов в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и участие муниципальных районов в мероприятиях долгосрочной целевой программы "Социальное развитие села в Пермском крае до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 16 ноября 2009 г. N 826-п.
Размер субсидии определяется по ставке за единицу используемых ресурсов (посевные площади сельскохозяйственных культур, поголовье сельскохозяйственных животных), рассчитанной с применением индекса, учитывающего эффективность деятельности сельскохозяйственного товаропроизводителя за определенный период и объем используемых производственных мощностей.
При реализации сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) новых проектов, направленных на увеличение используемых ресурсов, рост объемов произведенной и реализуемой сельскохозяйственной продукции, а также при осуществлении строительства жилья для своих работников могут быть предусмотрены дополнительные ставки субсидии.
Методика определения индексов и ставки субсидии утверждаются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
4.2. В рамках долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п, осуществляются так же мероприятия по развитию кадрового потенциала, оказанию информационно-консультационной поддержки; мероприятия, направленные на продвижение продукции пермских товаропроизводителей на внутренние и внешние рынки сбыта; оказывается государственная поддержка развития племенного животноводства, с 2013 года планируется осуществлять субсидирование производства 1 литра товарного молока не ниже первого сорта; а также проводятся противоэпизоотические мероприятия, направленные на диагностику, профилактику и ликвидацию карантинных и особо опасных болезней в целях предотвращения потерь животноводческой продукции и повышения ее качества.
V. Ресурсное обеспечение программы
5.1. Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию настоящей Программы в рамках долгосрочной целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 14 февраля 2013 года N 55-п "О Перечнях экономически значимых программ, объемах и источниках их финансирования по отдельным мероприятиям долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п".
Осуществление государственной поддержки молочного скотоводства в Пермском крае планируется на основе софинансирования мероприятий с федеральным бюджетом на условиях и в размерах, определенных федеральными нормативными актами и в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации.
5.2. Объем средств, необходимый для реализации мероприятий Программы, рассчитан с учетом:
средних по региону производственных издержек на производство молока и племенного материала;
экспертных оценок капитальных вложений на технологическое оборудование молочных ферм и центров по оказанию сервисных услуг;
средних цен на племенной скот по импорту и внутри страны.
5.3. Общая потребность финансового обеспечения Программы на 2013-2015 годы составит 5040,5 млн. рублей, в том числе 1163,2 млн. рублей - из бюджета Пермского края. Данные по объемам и источникам финансирования всех мероприятий Программы приведены в таблице 8.
Таблица 8
Общая потребность в финансировании мероприятий программы и источники финансирования, млн.руб.
N п/п |
Мероприятие |
Источник |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Всего за 2013-2015 годы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Всего по Программе "Развитие молочного скотоводства в Пермском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года", |
Бюджет Пермского края |
356,6 |
407,1 |
399,5 |
1163,2 |
Внебюджетные средства |
1188,6 |
1357 |
1331,7 |
3877,3 |
||
Всего |
1545,2 |
1764,1 |
1731,2 |
5040,5 |
||
|
в том числе: |
|||||
1.1 |
покупка телок и нетелей для комплектования товарных стад; |
Бюджет Пермского края |
53,5 |
61,1 |
59,9 |
174,5 |
Внебюджетные средства |
178,3 |
203,6 |
199,8 |
581,6 |
||
Всего |
231,8 |
264,6 |
259,7 |
756,1 |
||
1.2 |
приобретение оборудования, машин и механизмов для молочного скотоводства; |
Бюджет Пермского края |
285,3 |
325,7 |
319,6 |
930,6 |
Внебюджетные средства |
950,9 |
1085,6 |
1065,3 |
3101,9 |
||
Всего |
1236,2 |
1411,3 |
1384,9 |
4032,4 |
||
1.3 |
строительство, реконструкция и модернизация комплексов и ферм по производству молока на базе современных технологических решений |
Бюджет Пермского края |
17,8 |
20,4 |
20,0 |
58,2 |
Внебюджетные средства |
59,4 |
67,8 |
66,6 |
193,9 |
||
Всего |
77,3 |
88,2 |
86,6 |
252,0 |
VI. Система управления реализацией программы
6.1. Управление реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, являющееся координатором и исполнителем Программы.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края:
обеспечивает согласованные действия участников Программы по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального и краевого бюджетов;
составляет и в установленном порядке представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год;
подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе реализации Программы.
6.2. Участниками Программы являются хозяйствующие субъекты различных форм собственности в соответствии с действующим законодательством (сельскохозяйственные товаропроизводители, организации агропромышленного комплекса, иные хозяйствующие субъекты).
6.3. Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых исполнителями Программы с участниками отдельных мероприятий, или путем предоставления субсидий участникам Программы в порядке, установленном Правительством Пермского края в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.4. Финансовый контроль использования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию Программы, осуществляется контролирующими органами в соответствии с действующим законодательством.
6.5. Механизм реализации целей и задач Программы по соответствующим направлениям Программы детализируется в порядках предоставления субсидий, утверждаемых нормативными правовыми актами Правительства Пермского края на весь период действия Программы.
6.6. Предоставление субсидий осуществляется в соответствии с утвержденным уполномоченным органом реестром получателей субсидий. Порядок формирования и условия включения в реестр получателей субсидий определяется нормативным правовым актом, утвержденным Правительством Пермского края.
6.7. Оценка рисков реализации Программы.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура товаров и услуг для села;
природно-климатические риски;
внутренние риски:
организационные риски, запаздывание с реализацией мероприятий;
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита).
Управление рисками в рамках реализации Программы проводится в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителя и участников Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 29 декабря 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-160 "Об утверждении экономически значимой программы "Развитие молочного скотоводства в Пермском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года"
Текст приказа опубликован в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 21 января 2013 г. N 2 (233)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 20 марта 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-40
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 14 марта 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-35
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 9 марта 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-31
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 23 мая 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-77
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 15 марта 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-35
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.