Решение Пермского краевого суда
от 8 февраля 2012 г. по делу N 3-6-2012
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 мая 2012 г. N 44-АПГ12-4 настоящее решение в части признания недействующими и не подлежащими применению пункта 2 части 3, строк 3 и 4 таблицы N 1 Концепции долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Законодательного Собрания Пермского края N 2360 от 21 октября 2010 г., отменено, в остальной части - оставлено без изменения
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего Лядовой Л.И.
при секретаре Гладких Е.В.
с участием прокурора Кузнецовой И.А.
представителя Законодательного Собрания Пермского края Ф., представителя Правительства Пермского края К. рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми 08 февраля 2012 года дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края об оспаривании в части Концепции долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", принятой постановлением Законодательного Собрания Пермского края N 2360 от 21.10.2010 г. установил:
Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 21.10.2010 года N 2360 (в ред. Постановления ЗС ПК от 21.04.2011 N 2608) утверждена Концепция долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы".
Текст настоящего постановления с изменениями и дополнениями опубликован в печатном издании "Собрание законодательства Пермского края", N 10 от 17.11.2010 года и N 5 от 18.05.2011 года, которое вступило в силу со дня его принятия.
Первый заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими: второго предложения подпункта "а" части 1; первого предложения подпункта "а" в части включения слова "включительно"; пункта 2 части 3; абзаца 7 части 9 в части включения слов "или направляется на погашение кредитов (займов), полученных ими на эти цели"; строки третьей таблицы N 1 Концепции долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы" в связи с противоречием Постановлению Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы".
Производство по делу об оспаривании абзаца 7 части 9, второго предложения подпункта "а" части 1 Концепции долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы" прекращено определениями суда от 12 января 2012 г. и от 26 января 2012 г. соответственно.
В уточненном заявлении первого заместителя прокурора Пермского края ставится вопрос о признании противоречащими закону и недействующими: первого предложения подпункта "а" части 1 в части включения слова "включительно", пункта 2 части 3, строки третьей и четвертой таблицы N 1 Концепции долгосрочной целевой программы. При этом первый заместитель прокурора края указал, что Концепция в части противоречит требованиям пункта 2 ст. 2 ЖК РФ. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", Приложением N 3 к которой утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат. Концепция определяет направления и механизмы решения задачи обеспечения жильем молодых семей в Пермском крае с целью обеспечения социально-экономических прав молодежи и улучшения демографической ситуации в регионе. Концепция и Правила имеют единый предмет правового регулирования - предоставление меры социальной поддержки молодым семьям по улучшению жилищных условий. В первом предложении подпункта "а" части 1 Концепции слово "включительно" противоречит подпункту "а" пункта 6 Правил, поскольку Правилами не предусмотрен такой дополнительный признак при определении возраста членов молодой семьи. Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации. Возможность регулирования правоотношений по обеспечению молодых семей жильем иначе, чем предусмотрено соответствующей федеральной программой, не может быть обосновано ссылкой на предусмотренное ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ право органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Предоставление молодым семьям социальных выплат за счет средств краевого бюджета в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья не является дополнительной мерой социальной поддержки молодых семей, поскольку такой мерой в обоих случаях является предоставление молодым семьям бюджетных средств на приобретение (строительство) жилья. При этом Правительством Пермского края уровень такой меры социальной поддержки снижен (с 35% до 10%) по сравнению с федеральным законодательством, что ставит участников программы в неравное положение.
В судебном заседании, участвующий в деле прокурор Кузнецова И.А. поддержав заявление в полном объеме, пояснила, что на федеральном уровне предложены более лучшие условия программы "обеспечение жильем молодых семей".
Представитель Законодательного Собрания Пермского края - Ф., действующая на основании доверенности от дата N ..., не согласившись с заявлением прокурора, указала, что концепция является основой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае". Она не прописывает всех детальных положений. Концепцией предусмотрено два направления реализации целевой программы. Софинансирование на 2011 год было выделено по заявке, в соответствии с п. 10 Правил. Второе направление реализации Программы - предоставление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, которое осуществляется в рамках полномочий, определенных ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, направленное на увеличение количества молодых семей, улучшивших жилищные условия в рамках реализации Программы. Предоставление социальных выплат в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья не ухудшает положение участников Программы, а приводит к увеличению молодых семей, реализовавших свое право на получение социальной выплаты, к сокращению количества молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данный механизм работает и на те молодые семьи, которые из-за большой очередности не успели получить до достижения возраста 36 лет социальную выплату в размере 30 или 35%, им в этом случае предлагается в добровольном порядке получить 10% социальную выплату за счет средств краевого бюджета. Предусмотренный объем финансирования из краевого бюджета не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета и также не противоречит нормам федеральной программы. Оспариваемое прокурором первое предложение под. "а" части 1 Концепции в части включения слов "включительно" носит уточняющий характер.
Представитель Правительства Пермского края - К., действующая на основании доверенности от 07.04.2011 г. просила отказать в удовлетворении заявленных требований прокурору, поддержала доводы представителя Законодательного Собрания.
Дополнительно указала, что в соответствии с п. 4 Концепции участие молодых семей в Программе носит добровольный характер и предоставляет выбор данной категории лиц, реализовать свое право на обеспечение жилым помещением по одному из направлений. Реализация Программы базируется на принципе добровольности участия молодых семей в Программе. Вывод прокуратуры края о том, что дополнительный механизм по оказанию государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья ставит участников программы в неравное положение, ничем не подтверждается.
Допрошенная в качестве специалиста А. - главный специалист отдела реализации программ Правительства Пермского края, пояснила, что поскольку в регионе большие очереди на получение жилья по Программе, было введено два направления реализации Программы. Предоставление молодым семьям - участникам Программы социальных выплат за счет средств краевого бюджета в размере 10% направлено на разгрузку очередности. Получение социальной выплаты в размере 10% носит добровольный характер. В этом случае лица, получившие социальную выплату, не исключаются из федеральной программы до достижения возраста 36 лет. Заслушав пояснения участвующего в деле прокурора, представителей Законодательного Собрания и Правительства Пермского края, специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части признания недействующими пункта 2 части 3, сроки третьей и четвертой таблицы N 1 Концепции долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае", в остальной части не подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктами "ж" и "к" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита; жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй данной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 (в ред. от 27.12.2011) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Приложением N 3 к подпрограмме утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Согласно п. 10 Правил социальная выплата предоставляется в размере не менее: 30% расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, не имеющих детей;
35% расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, имеющих 1 ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка или более.
Частью 3 Концепции предусмотрены два направления реализации разрабатываемой долгосрочной целевой программы:
1) софинансирование мероприятий программы в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы;
2) предоставление молодым семьям - участникам программы социальных выплат за счет средств краевого бюджета в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья (увеличение количества молодых семей, улучивших жилищные условия в рамках реализации Программы).
Суд не может согласиться с доводами представителей Законодательного Собрания и Правительства Пермского края о том, что второе направление реализации Программы - это, по сути, предоставление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, осуществляемое в рамках полномочий, определенных ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", направленное на увеличение количества молодых семей, улучшивших жилищные условия в рамках реализации Программы.
Концепция является основой для разработки долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011 - 2015 годы".
Постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2010 г. N 1119-п утверждена долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011 - 2015 годы".
Приложением N 3 утверждены правила предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы.
В соответствии с п. 1.5.3 данных Правил, в случае наступления права потенциальной участницы Программы на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья молодая семья представляет в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края письменное заявление о выдаче свидетельства на право получения социальной выплаты (в произвольной форме), при этом утрачивает право на получение социальной выплаты по другому направлению (механизму реализации).
Таким образом, указанный дополнительный механизм по оказанию государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления социальных выплат в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья ухудшает положение участников Программы, ставит их в неравное положение.
В связи с признанием противоречащим федеральному законодательству пункта 2 части 3 Концепции, следует признать недействующими стройку третью и четвертую таблицы N 1 Концепции, которой планируются объемы финансирования Программы из краевого бюджета на предоставление социальных выплат в размере не более 10% расчетной (средней) стоимости жилья и итоговые средства краевого бюджета.
Вместе с тем суд не находит оснований для признания недействующим первого предложения подпункта "а" части 1 Концепции, которым предусмотрено, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье не превышает 35 лет (включительно) по следующим основаниям.
В соответствии с п. 6 подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Оспариваемая норма Концепции не предусматривает какой-либо другой возрастной ценз участников подпрограммы, конкретизирует, ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия решения органом исполнительной власти Пермского края о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. Такое регулирование нельзя расценивать как нарушение прав граждан.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198, 199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление первого заместителя прокурора Пермского края удовлетворить частично.
Признать недействующим и не подлежащим применению п. 2 части 3, строку третью и строку четвертую таблицы N 1 Концепции долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011 - 2015 года", принятой постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 21.10.2010 г. N 2360 (в редакции постановления Законодательного Собрания от 21.04.2011 г. N 2608) с момента вступления решения в законную силу. Решение подлежит опубликованию в издании "Собрание законодательства Пермского края".
Первому заместителю прокурора Пермского края в заявлении о признании противоречащим закону и недействующим первого предложения подпункта "а" части 1 в части включения слова "включительно" Концепции долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011 - 2015 года", принятой постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 21.10.2010 г. N 2360 (в редакции постановления Законодательного Собрания от 21.04.2011 г. N 2608) отказать.
Решение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - с 10 февраля 2012 года, может быть обжаловано в апелляционном порядке лицами, участвующими в деле, и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд.
Председательствующий |
Л.И. Лядова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пермского краевого суда от 8 февраля 2012 г. по делу N 3-6-2012
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 мая 2012 г. N 44-АПГ12-4 настоящее решение в части признания недействующими и не подлежащими применению пункта 2 части 3, строк 3 и 4 таблицы N 1 Концепции долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Законодательного Собрания Пермского края N 2360 от 21 октября 2010 г., отменено, в остальной части - оставлено без изменения
Текст решения размещен в Государственной автоматизированной системе РФ "Правосудие" в Internet (http://oblsud.perm.sudrf.ru)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника