Решение Пермского краевого суда
от 1 июня 2012 г. по делу N 3-98-2012
Настоящее решение вступило в законную силу 5 июля 2012 г.
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Спиридонова Е.В.
при секретаре Гвоздевой А.Ю.
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Вохмяниной Ю.М., представителя Законодательного Собрания Пермского края Х., представителя губернатора Пермского края Б., рассмотрев 01 июня 2012 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Пермского края о признании частично недействующим абзаца второго пункта "ж" части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 06 марта 2007 N 9-ПК "О статусе депутата Законодательного Собрания Пермского края", установил:
Законодательным Собранием Пермского края 22 февраля 2007 года принят Закон Пермского края "О статусе депутата Законодательного Собрания Пермского края". Закон подписан губернатором Пермского края 06 марта 2007 года за N 9-ПК, опубликован в "Собрании законодательства Пермского края", N 4, 25 апреля 2007 года, и вступил в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
Статьей 3 названного Закона установлены случаи досрочного прекращения полномочий депутата Законодательного Собрания Пермского края.
Абзац 1 пункта "ж" части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 06 марта 2007 N 9-ПК предусматривает, что полномочия депутата Законодательного Собрания прекращаются досрочно в случае его избрания депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избрания (назначения) членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, избрания депутатом представительного органа муниципального образования, замещения должности судьи, замещения иной государственной должности Российской Федерации, государственной должности федеральной государственной службы, государственной должности Пермского края, государственной должности государственной гражданской службы Пермского края, выборной муниципальной должности, муниципальной должности муниципальной службы Пермского края, а также замещения депутатом, работающим на постоянной (профессиональной) основе, другой оплачиваемой должности (кроме занятия преподавательской, научной и иной творческой деятельностью).
Депутат Законодательного Собрания обязан в течение одного месяца со дня наступления события, указанного в настоящем пункте, если иное не установлено федеральным законом, подать письменное заявление на имя председателя Законодательного Собрания о сложении полномочий депутата (абзац 2 пункта "ж" части 1 статьи 3 Закона).
Если в течение указанного срока заявление депутатом не подано, Законодательное Собрание вправе самостоятельно принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата (абзац 3 пункта "ж" части 1 статьи 3 Закона).
Исполняющий обязанности прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим абзаца 2 пункта "ж" части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 06 марта 2007 N 9-ПК "О статусе депутата Законодательного Собрания Пермского края" в части установления месячного срока для подачи депутатом заявления о сложении полномочий по мотиву противоречия указанной нормы федеральному законодательству.
В обоснование своего требования прокурор указал, что указанное положение абзаца 2 пункта "ж" части 1 статьи 3 Закона не соответствует требованиям пункта 5.2 статьи 12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с которым решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о досрочном прекращении депутатских полномочий депутата принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения депутатских полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, - не позднее чем через три месяца со дня появления этого основания. Абзац 2 пункта "ж" части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 06 марта 2007 N 9-ПК исключает возможность своевременного принятия Законодательным Собранием Пермского края решения о прекращении депутатских полномочий, так как связывает возникновение у Законодательного Собрания права на принятие такого решения только с истечением месячного срока для подачи депутатом письменного заявления о сложении полномочий.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Вохмянина Ю.М. заявленные требования поддержала.
Представитель Законодательного Собрания Пермского края Х., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления, указывая, что сам факт избрания депутата Законодательного Собрания края в указанные в пункте "ж" части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 06 марта 2007 N 9-ПК органы не является для Законодательного Собрания основанием для принятия решения о досрочном прекращении полномочий. Таким основанием может являться только письменное заявление депутата, основанное на праве личного выбора, в связи с чем оспариваемым прокурором абзацем установлен срок, в течение которого депутат обязан сделать свой выбор и подать заявление о досрочном прекращении полномочий.
Пунктом 5.2 статьи 12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ в отличие от оспариваемой нормы установлен не срок, в течение которого депутат должен подать заявление о досрочном сложении полномочий, а срок, в течение которого законодательный орган должен принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата при возникновении любого установленного законом основания.
Представитель губернатора Пермского края Б., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления, указывая, что Закон Пермского края от 06 марта 2007 N 9-ПК не связывает невыполнение депутатом требования о подаче заявления о сложении полномочий в установленные сроки с невозможностью самостоятельного принятия Законодательным Собранием края решения о досрочном прекращении полномочий депутата. Принятие такого решения в отсутствие выраженного в месячный срок волеизъявления депутата о сложении полномочий предусмотрено абзацем 3 пункта "ж" части 1 статьи 3 Закона.
Также федеральный законодатель установил, что, если основание для досрочного прекращения депутатских полномочий появилось в период между сессиями законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, то решение о досрочном прекращении депутатских полномочий принимается не позднее чем через три месяца со дня появления этого основания (пункт 5.2 статьи 12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ). Согласно части 2 статьи 25 Закона Пермского края от 06.03.2007 N 8-ПК "О Законодательном Собрании Пермского края" заседания Законодательного Собрания созываются председателем Законодательного Собрания и проводятся по утвержденному графику, как правило, не реже одного раза в месяц, за исключением июля, в котором заседание Законодательного Собрания может не проводиться. Исходя из указанной нормы, в том случае, если депутатом не будет исполнена обязанность подачи заявления о сложении полномочий в месячный срок, ничто не препятствует Законодательному Собранию самостоятельно принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата в тот же срок - в последний день, когда истечет тридцатидневный срок для подачи заявления в случае, если этот день совпадет с днем заседания Законодательного Собрания. Если же последний день, когда истечет тридцатидневный срок, не совпадет с днем заседания Законодательного Собрания, то в этом случае имеет место ситуация, когда появление обязанности депутата о подаче заявления и основание для его подачи появились в период между заседаниями, в этом случае решение может быть принято не позднее чем через три месяца со дня появления соответствующего основания.
Заслушав объяснения участвующего в деле прокурора, представителей Законодательного Собрания Пермского края и губернатора Пермского края, исследовав доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Правоотношения в указанной сфере регламентированы Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Указанным законом определены вопросы образования, формирования, деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти, что следует из преамбулы Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ.
Пунктом 4 ст. 10 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ закреплено, что статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются данным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
В силу подп. "б" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, регулирование статуса депутата законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с федеральным законодательством.
Федеральный законодатель, устанавливая в пункте 5.2 ст. 12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ тридцатидневный срок для принятия законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о досрочном прекращении депутатских полномочий, определил начало течения указанного срока со дня появления основания для досрочного прекращения депутатских полномочий.
Основания для досрочного прекращения депутатских полномочий названы в статье 12 указанного Федерального закона, а также в статье 3 Закона Пермского края "О статусе депутата Законодательного Собрания Пермского края", в которой в том числе названы и основания, предусмотренные пунктом "ж" части 1 этой статьи, в случае наступления которых на депутата краевого Законодательного Собрания возлагается обязанность в течение одного месяца со дня наступления этих оснований подать письменное заявление на имя председателя Законодательного Собрания о сложении полномочий депутата.
Оспариваемая прокурором норма абзаца 2 пункта "ж" части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 06 марта 2007 N 9-ПК связывает принятие законодательным органом государственной власти Пермского края решения о досрочном прекращении полномочий депутата с подачей депутатом письменного заявления о сложении депутатских полномочий, которое должно быть подано в месячный срок со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий депутата, что противоречит положениям пункта 5.2 ст. 12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ.
Исходя из нормы абзаца 3 пункта "ж" части 1 ст. 3 Закона Пермского края от 06 марта 2007 N 9-ПК, в случае, если заявление о сложении депутатских полномочий в течение одного месяца со дня наступления события, являющегося основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий депутатом не подано, только тогда Законодательное Собрание края вправе самостоятельно принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата. Таким образом, только с истечением срока на подачу депутатом заявления Закон Пермского края связывает возникновение у законодательного органа права на принятие решения о досрочном прекращении депутатских полномочий, что исключает возможность принятия Законодательным Собранием указанного решения своевременно в течение 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения депутатских полномочий, как установлено пунктом 5.2 ст. 12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ.
Суд не соглашается с доводами представителя губернатора Пермского края о том, что оспариваемая норма не препятствует Законодательному Собранию самостоятельно принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата в установленный федеральным законодательством срок, а именно в последний день, когда истечет тридцатидневный срок для подачи заявления о сложении полномочий депутата. Принятие законодательным органом решения в тридцатый день установленного пунктом 5.2 ст. 12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ срока исключает возможность для депутата в последний день срока, в течение которого он имеет право определиться о сложении депутатских полномочий либо об отказе от иной должности, замещение которой несовместимо со статусом депутата законодательного органа государственной власти субъекта РФ, выразить соответствующее волеизъявление, что нарушает его права.
Кроме того, определение законодателем Пермского края одного месяца для подачи заявления о сложении депутатских полномочий со дня появления основания для досрочного прекращения депутатских полномочий не согласуется с определенным федеральным законодательством тридцатидневным сроком для принятия решения законодательным органом для досрочного прекращения полномочий депутата, поскольку периоды времени в один месяц и в 30 дней не совпадают в течение тех календарных месяцев года, в которых количество дней составляет менее тридцати или более тридцати. Таким образом, принятие соответствующего решения Законодательным Собранием Пермского края в отсутствие заявления депутата по истечении месяца со дня наступления оснований для досрочного прекращения его полномочий, в котором количество календарных дней составляет менее тридцати, также ограничит по времени право депутата на волеизъявление, связанное с подачей заявления о сложении полномочий.
С учетом изложенного выше довод представителя губернатора Пермского края о том, что если последний день, когда истечет тридцатидневный срок для подачи депутатом заявления, не совпадет с днем заседания Законодательного Собрания, то решение о досрочном прекращении полномочий депутата может быть принято не позднее чем через три месяца со дня появления соответствующего основания, что предусмотрено пунктом 5.2 ст. 12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, также не может быть признан состоятельным. Также необходимо учитывать, что названная норма федерального закона позволяет законодательному органу принять решение о досрочном прекращении депутатских полномочий не позднее чем через три месяца со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий депутата при условии, что такое основание появилось в период между сессиями законодательного органа. В том случае, когда основание появилось в период работы сессии, а последний день, когда истечет тридцатидневный срок для подачи депутатом заявления, не совпадет с днем заседания Законодательного Собрания, решение о досрочном прекращении полномочий должно быть принято не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий депутата и законодательный орган не вправе руководствоваться трехмесячным сроком.
Также суд не соглашается с представителями заинтересованных лиц, указавшими, что положения абзаца 2 пункта "ж" части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 06 марта 2007 N 9-ПК о сроке подачи депутатом Законодательного Собрания Пермского края заявления о сложении полномочий применяются только в тех случаях, если иное не установлено федеральным законом, что свидетельствует о соответствии оспариваемой нормы федеральному законодательству. При этом представители Законодательного Собрания и губернатора Пермского края ссылаются на пункт 6 ст. 70 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с которым зарегистрированный кандидат, избранный депутатом, выборным должностным лицом, обязан в пятидневный срок после получения извещения из соответствующей избирательной комиссии об определении результатов выборов представить в избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей. Действительно, в указанных в пункте 6 ст. 70 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ случаях, как и в случае избрания (назначения) депутата законодательного органа государственной власти субъекта РФ членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, возможность принятия Законодательным Собранием Пермского края решения о досрочном прекращении депутатских полномочий не в установленный пунктом 5.2 ст. 12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ срок исключается. Однако в случаях появления иных оснований для досрочного прекращения депутатских полномочий, которые названы в пункте "ж" части 1 статьи 3 Закона Пермского края "О статусе депутата Законодательного Собрания Пермского края", применяется положение абзаца 2 указанной правовой нормы, которое оспаривается прокурором Пермского края.
Таким образом, абзацем 2 пункта "ж" части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 06 марта 2007 N 9-ПК установлено иное правовое регулирование досрочного прекращения полномочий депутата Законодательного Собрания Пермского края, входящее в противоречие с федеральным законодательством, имеющим большую юридическую силу, что является основанием для признания оспариваемой прокурором нормы в части установления месячного срока для подачи депутатом письменного заявления в Законодательное Собрание Пермского края о сложении полномочий недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 199, ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд решил:
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац второй пункта "ж" части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 06 марта 2007 N 9-ПК "О статусе депутата Законодательного Собрания Пермского края" в части установления месячного срока для подачи депутатом Законодательного Собрания Пермского края письменного заявления на имя председателя Законодательного Собрания о сложении полномочий депутата.
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в "Собрании законодательства Пермского края".
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 04 июня 2012 года.
Председательствующий |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пермского краевого суда от 1 июня 2012 г. по делу N 3-98-2012
Настоящее решение вступило в законную силу 5 июля 2012 г.
Текст решения размещен в Государственной автоматизированной системе РФ "Правосудие" в Internet (http://oblsud.perm.sudrf.ru)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника