Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Пермского края
от 25 августа 2011 г. N 2809
Концепция
долгосрочной целевой программы "Повышение квалификации, профессиональная переподготовка муниципальных служащих и глав муниципальных образований Пермского края на 2012-2014 годы"
Введение
Концепция долгосрочной целевой программы "Повышение квалификации, профессиональная переподготовка муниципальных служащих и глав муниципальных образований Пермского края на 2012-2014 годы" (далее - Концепция) представляет собой систему принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти Пермского края в сфере повышения профессионализма кадрового состава муниципальных служащих Пермского края.
Основой для разработки Концепции явились:
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации";
постановление Законодательного Собрания Пермского края от 20.05.2010 N 2083 "О состоянии местного самоуправления и развития муниципальных образований в Пермском крае - 2009 год".
Концепция разработана в соответствии с требованиями Закона Пермского края от 02.04.2010 N 598-ПК "О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края".
Концепция является основой для разработки долгосрочной целевой программы "Повышение квалификации, профессиональная переподготовка муниципальных служащих и глав муниципальных образований Пермского края на 2012-2014 годы" (далее - Программа).
1. Обоснование необходимости и целесообразности решения задач программно-целевым методом
Успешное решение задач, поставленных перед органами местного самоуправления Пермского края, во многом определяется профессионализмом кадрового состава муниципальных служащих Пермского края.
Министерством регионального развития Пермского края и Советом муниципальных образований Пермского края в 2011 году проведен мониторинг и анализ состояния образовательного уровня муниципальных служащих Пермского края.
По результатам мониторинга были получены следующие данные:
по состоянию на 1 января 2011 года в Пермском крае фактически замещают должности муниципальной службы 8 495 муниципальных служащих;
по состоянию на 15 апреля 2011 года 8 299 муниципальных служащих в Пермском крае фактически замещают должности муниципальной службы, из них в городских округах - 2 533 человека, муниципальных районах - 3 222 человека, городских поселениях - 789 человек, сельских поселениях - 1 755 человек;
основную часть муниципальных служащих Пермского края (54%) составляют служащие в возрасте от 31 до 50 лет, в возрасте свыше 50 лет - 24% муниципальных служащих в возрасте до 30 лет - 22%.
Проблема недостатка молодых управленческих кадров является особенно острой для органов местного самоуправления сельских поселений Пермского края.
Характеристика муниципальных служащих Пермского края по уровню образования:
по состоянию на 15 апреля 2011 года в Пермском крае 2 081 муниципальных служащих не имеют высшего образования, что составляет 25% от общего числа муниципальных служащих Пермского края;
доля специалистов, имеющих высшее образование, составляет 75% (6 218 человек), из них:
юридическое образование - 796 человек;
экономическое образование - 2 135 человек:
по специальности "Государственное и муниципальное управление" - 334 человека;
иное высшее - 2 953 человек;
доля специалистов, имеющих среднее специальное и среднее образование - 25% (1 889 и 192 человека соответственно).
Классификация специалистов в процентном соотношении по базовому образованию прослеживается в таблице 1:
Таблица 1
Базовое образование |
Доля в общем числе муниципальных служащих, % |
Юриспруденция |
11 |
Экономика |
12 |
Финансы |
7 |
Бухгалтерский учет |
17 |
Менеджмент |
5 |
Государственное и муниципальное управление |
4 |
Строительство |
4 |
Промышленность |
6 |
Сельское хозяйство, лесное дело |
8 |
Педагогика |
14 |
Прочие |
12 |
Среди прочих есть специалисты и по градостроительству, жилищно-коммунальному хозяйству, экологии, информационным технологиям, делопроизводству, связям с общественностью. Фактически доля каждой из этих профессий не превышает 1%.
При этом, как правило, указанные специалисты, особенно экономисты, имеют дипломы о среднем специальном образовании.
Муниципальные служащие, имеющие более высокий уровень образования, сосредоточены преимущественно в городских округах и муниципальных районах Пермского края. Городские и сельские поселения Пермского края значительно уступают по данному показателю. Особенно низок процент специалистов с высшим образованием в сельских поселениях Пермского края, что следует из показателей, приведенных в таблице 2.
Таблица 2
Тип муниципального образования |
Высшее и неоконченное высшее образование, % |
Средне и начальное профессиональное образование, % |
Среднее и неоконченное среднее образование, % |
Городской округ |
90 |
9 |
1 |
Муниципальный район |
83 |
15 |
2 |
Городское поселение |
73 |
25 |
2 |
Сельское поселение |
45 |
49 |
6 |
Характеристика муниципальных служащих Пермского края по занимаемым должностям в различных муниципальных образованиях Пермского края представлена в таблице 3.
Таблица 3
Тип муниципального образования |
Высшие должности, % |
Главные должности, % |
Ведущие должности, % |
Старшие должности, % |
Младшие должности, % |
Городской округ |
1 |
12 |
31 |
50 |
6 |
Муниципальный район |
6 |
11 |
26 |
50 |
7 |
Городское поселение |
7 |
9 |
31 |
42 |
11 |
Сельское поселение |
1 |
4 |
22 |
51 |
22 |
Показатели, приведенные в таблице 3, показывают неравномерное распределение групп должностей по типам муниципальных образований: в сельских поселениях Пермского края удельный вес специалистов, занимающих младшие должности, в два раза больше, чем в городских поселениях. В городских поселениях Пермского края удельный вес муниципальных служащих, занимающих высшие должности, выше, чем в других типах муниципальных образований Пермского края.
По результатам мониторинга органов местного самоуправления Пермского края в 2009 году за счет средств местных бюджетов повысили квалификацию 607 муниципальных служащих муниципальных образований Пермского края, что составляет 7,5% от общего числа муниципальных служащих Пермского края (8 041 человек). В 2010 году повысили квалификацию 775 муниципальных служащих муниципальных образований Пермского края, что составляет 9,1% от общего числа муниципальных служащих Пермского края (8 495 человек). Потребность в повышении квалификации муниципальных служащих Пермского края по состоянию на январь 2011 года составила 2 420 человек.
Ежегодно возникает необходимость ознакомления вновь избранных глав муниципальных образований Пермского края с планами работы Правительства Пермского края, деятельностью Законодательного Собрания Пермского края, Администрации губернатора Пермского края, Уполномоченного по правам человека в Пермском крае. По результатам мониторинга органов местного самоуправления Пермского края потребность в обучении глав муниципальных образований Пермского края по состоянию на январь 2011 года составила 110 человек.
Таким образом, органы местного самоуправления Пермского края испытывают недостаток в квалифицированных кадрах и постоянную потребность ежегодного повышения уровня знаний своих специалистов.
Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальный служащий обязан поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" участие в обеспечении повышения квалификации и профессиональной подготовки муниципальных служащих является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым самостоятельно за счет бюджета субъекта.
В целях реализации указанных полномочий необходимо на региональном уровне проведение целенаправленной работы по созданию постоянно действующей системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки муниципальных служащих и вновь избранных глав муниципальных образований Пермского края.
2. Соответствие предлагаемой к решению задачи приоритетным направлениям социально-экономического развития Пермского края
Программа соответствует основным направлением социально-экономического развития Пермского края и системе целей и задач по оптимизации системы взаимодействия органов государственной власти Пермского края с органами местного самоуправления, установленной в указе губернатора Пермского края от 25.07.2007 N 55 "О целях, задачах и целевых показателях деятельности Правительства Пермского края на 2007-2012 годы".
3. Возможные варианты решения задачи, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения
К вероятным преимуществам реализации Программы следует отнести:
привлечение к участию в образовательном процессе представителей Законодательного Собрания Пермского края, Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, Администрации губернатора Пермского края, Аппарата Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края с целью освещения основных приоритетных направлений социально-экономического развития Пермского края, а также представителей федеральных органов власти, что позволит информировать муниципальных служащих и глав муниципальных образований Пермского края о положительном опыте управления, приоритетных проектах федерального и регионального значения;
формирование групп из вновь избранных глав муниципальных образований Пермского края, их направленное обучение, освещение важнейших вопросов юридического, экономического, социального характера, что позволит достигнуть взаимопонимания органов власти региона с органами местного самоуправления Пермского края, проводить единую социально-экономическую политику в Пермском крае и в оптимальные сроки достигнуть положительных результатов;
выбор актуальных образовательных программ с учетом требований к темам и содержанию обучения;
использование дистанционных методов образования, информационно-коммуникационных технологий, а также возможность организации обучения муниципальных служащих Пермского края по месту работы (проживания) при наличии филиалов, представительств учебных заведений в муниципальных образованиях региона.
Реализация Программы позволит обеспечить доступность образовательных программ для всех муниципальных служащих муниципальных образований Пермского края, включая муниципальных служащих городских и сельских поселений Пермского края.
4. Предложения по разработчикам и исполнителям Программы
Разработчиком и ответственным исполнителем, отвечающим за своевременную и качественную разработку проекта Программы, реализацию, контроль, организацию учета и отчетности, является Министерство регионального развития Пермского края.
Исполнителями Программы являются Министерство регионального развития Пермского края и Администрация губернатора Пермского края.
5. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является повышение профессионального уровня муниципальных служащих и глав муниципальных образований Пермского края.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих основных задач:
сформировать систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки муниципальных служащих и глав муниципальных образований Пермского края;
сформировать эффективную систему взаимодействия между органами власти Пермского края и учебными заведениями по вопросам повышения квалификации и профессиональной переподготовки муниципальных служащих и глав муниципальных образований Пермского края;
повысить результативность и эффективность профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих и глав муниципальных образований Пермского края.
Основными принципами реализации Программы являются:
дифференцированный подход при формировании групп обучения в соответствии со структурированием участников обучения (главы муниципальных образований Пермского края, муниципальные служащие муниципальных образований Пермского края) с учетом направлений исполняемых служебных обязанностей;
привлечение к учебному процессу в качестве преподавателей представителей Законодательного Собрания Пермского края, Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, Администрации губернатора Пермского края, Аппарата Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы, возможные формы и методы оценки ее эффективности
Реализация Программы по предварительной оценке к 2015 году позволит:
повысить квалификацию 7 500 муниципальным служащим и 100% вновь избранным главам муниципальных образований Пермского края;
пройти профессиональную переподготовку 100 муниципальным служащим Пермского края;
25% итоговых аттестационных работ, представленных по окончании обучающих курсов, будут приняты к практической реализации в органах местного самоуправления Пермского края;
снизить на 90% долю просроченных документов в интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ в Администрации губернатора Пермского края, Аппарате Правительства Пермского края и исполнительных органах государственной власти Пермского края (далее - ИСЭД), внедренной в органах местного самоуправления Пермского края.
Кроме того, реализация Программы позволит сформировать систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки муниципальных служащих и глав муниципальных образований Пермского края, что приведет к повышению уровня профессиональных знаний, умений и навыков и позволит муниципальным служащим и главам муниципальных образований Пермского края эффективно и качественно выполнять должностные обязанности в органах местного самоуправления Пермского края.
Эффективность реализации Программы оценивается по достижению целевых показателей в части повышения результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих и глав муниципальных образований Пермского края.
7. Период реализации и основные этапы реализации Программы
Программа рассчитана на период с 2012 по 2014 годы. Программа не имеет строгой разбивки на этапы, мероприятия реализуются в течение всего периода реализации Программы.
8. Целевые показатели, позволяющие оценивать итоги реализации Программы
Целевыми показателями Программы являются:
количество муниципальных служащих Пермского края, прошедших программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
доля муниципальных служащих Пермского края, прошедших программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки (от количества муниципальных служащих Пермского края, обязанных в отчетном периоде повысить квалификацию или пройти профессиональную переподготовку);
доля вновь избранных глав муниципальных образований Пермского края, прошедших программы повышения квалификации;
доля итоговых аттестационных работ, представленных по окончании обучающих курсов и принятых к практической реализации в органах местного самоуправления Пермского края;
доля просроченных документов в ИСЭД, внедренной в органах местного самоуправления Пермского края.
Значения целевых показателей реализации Программы приведены в приложении к настоящей Концепции.
Оценка показателей будет производиться на основании данных мониторинга органов местного самоуправления Пермского края, проводимого Министерством регионального развития Пермского края.
9. Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы
Общая предельная потребность финансового обеспечения Программы из бюджета Пермского края на 2012-2014 годы составляет 82 873,0 тыс. рублей, в том числе на 2012 год - 22 175,0 тыс. рублей, на 2013 год - 29 056,0 тыс. рублей, на 2014 год - 31 642,0 тыс. рублей.
Объем финансирования на реализацию Программы определяется ежегодно при формировании бюджета Пермского края и утверждается законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и на плановый период.
Кроме того, для решения задач, поставленных в Программе, планируется привлечь средства из бюджетов органов местного самоуправления Пермского края, которые будут направлены на оплату командировочных расходов муниципальных служащих и глав муниципальных образований Пермского края.
Предполагаемый объем финансирования Программы из бюджетов органов местного самоуправления Пермского края на 2012-2014 годы составляет 6 300,0 тыс. рублей, в том числе на 2012 год - 1 900,0 тыс. рублей, на 2013 год - 2 200,0 тыс. рублей, на 2014 год - 2 200,0 тыс. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.