Принято Земским собранием муниципального образования 8 апреля 2008 года
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 11.08.2007 N 510, от 29.12.2007 N 979 "О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей" и в целях приведения в соответствие с действующим законодательством Земское собрание решает:
1. Утвердить городскую целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей на территории муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" на 2005 - 2010 годы" в новой редакции (прилагается).
2. Признать утратившими силу:
решение лысьвенской городской Думы от 01.11.2005 N 107 "Об утверждении городской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на территории муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" на 2005 - 2010 годы";
решение лысьвенской городской Думы от 13.12.2005 N 119 "О толковании понятия "неполная семья" порядка формирования реестра участников областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005 - 2010 годы";
решение Земского собрания муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" от 27.06.2006 N 154 "О внесении изменений в городскую целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей на территории муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" на 2005 - 2010 годы";
решение Земского собрания муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" от 26.09.2006 N 171 "О внесении изменений в городскую целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей на территории муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" на 2005 - 2010 годы";
решение Земского собрания муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" от 24.07.2007 N 229 "О внесении дополнения в городскую целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей на территории муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" на 2005 - 2010 годы".
3. Объем финансирования городской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на территории муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" на 2005 - 2010 годы" определяется ежегодно при формировании бюджета муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район".
4. Настоящее решение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.
5. Решение вступает в силу с даты его официального опубликования в общественно-политической газете "Искра".
Глава муниципального образования |
А.Л. Гончаров |
Городская целевая программа
"Обеспечение жильем молодых семей на территории муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" на 2005 - 2010 годы"
(утв. решением Земского Собрания муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" Пермского края от 8 апреля 2008 г. N 19)
1. Общие положения
1.1. Городская целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на территории муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район на 2005 - 2010 годы" (далее - программа), определяет направления и механизмы решения проблемы обеспечения жильем молодых семей на территории муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" (далее - муниципальное образование) с целью обеспечения социально-экономических прав молодежи и улучшения демографической ситуации.
Программа разработана в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Пермского края:
Жилищным кодексом Российской Федерации;
постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 г. N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы";
постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы";
постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 N 285 "Об утверждении правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы";
постановлениями Правительства Российской Федерации от 11.08.2007 N 510 и от 29.12.2007 N 979 "О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей";
законом Пермской области от 19.10.1998 N 253-28 "О государственной молодежной политике в Пермской области";
законом Пермского края от 07.12.2006 г. N 33-КЗ "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007 - 2010 годы".
Разработка и реализация программы базируется на следующих основных принципах:
- добровольность участия молодых семей в программе;
- адресный характер оказания финансовой помощи;
- вариативность способов решения жилищной проблемы молодых семей;
- целевое расходование средств, предоставляемых участникам программы;
- собственное финансовое участие молодой семьи в решении жилищной проблемы.
2. Основные понятия и термины
2.1. Участники программы - молодая семья, зарегистрировавшая брак в установленном законом порядке, либо неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и (или) более детей, соответствующая следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом местного самоуправления решения о включении молодой семьи - участника программы - в список претендентов на получение субсидий в планируемом году не превышает 35 лет;
б) супруги (в неполных семьях - мать или отец) являются гражданами Российской Федерации;
в) семья, признанная органами местного самоуправления по месту ее постоянного проживания нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) молодая семья, улучшившая жилищные условия с использованием средств ипотечного кредита (займа) после 1 января 2006 года и признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (займа);
д) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии.
2.2. Оператор программы - уполномоченная кредитная или иная организация. Уполномоченная кредитная или иная организация становится оператором программы при подтверждении ее внесения в реестр операторов краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007 - 2010 годы".
2.3. Уполномоченный орган - орган местного самоуправления, назначенный ответственным по реализации программы на территории муниципального образования, - управление по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район".
2.4. Жилье - отдельное жилое помещение (квартира, жилой дом), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования.
3. Цели и задачи программы
3.1. Основными целями программы являются:
- дальнейшее развитие системы поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы;
- улучшение демографической ситуации в муниципальном#
- стимулирование сознательного трудоустройства молодых граждан.
3.2. Для достижения целей необходимо решить следующие основные задачи:
- обеспечить первичную финансовую поддержку молодых семей в приобретении (строительстве) отдельного благоустроенного жилья;
- стимулировать накопление молодыми семьями собственных денежных средств для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья;
- пропагандировать новые приоритеты демографического поведения молодого населения, связанные с укреплением семейных отношений и многодетностью.
4. Этапы и срок реализации программы
4.1. Реализация программы рассчитана на 6 лет и предполагает два этапа.
Первый этап (2005 - 2006 годы) включает в себя:
- нормативно-правовое обеспечение реализации программы на уровне муниципального образования;
- проведение организационных мероприятий, направленных на создание эффективного механизма реализации программы;
- создание системы информационного и методического сопровождения мероприятий программы;
- разработка механизма предоставления участникам программы финансовой помощи на улучшение жилищных условий.
Второй этап (2007 - 2010 годы) включает в себя:
- проведение организационных мероприятий, направленных на совершенствование эффективного механизма реализации программы;
- дальнейшее развитие системы информационного и методического сопровождения мероприятий программы;
- отработка механизмов предоставления участникам программы финансовой помощи на улучшение жилищных условий.
5. Система программных мероприятий
5.1. Система мероприятий программы включает в себя мероприятия по следующим направлениям:
- нормативно-правовое обеспечение реализации программы;
- оказание муниципальной поддержки молодым семьям - участникам программы - на приобретение (строительство) жилья;
- организационно-информационное обеспечение реализации программы.
6. Ресурсное обеспечение программы
6.1. При реализации программных мероприятий планируется использовать финансовые, кадровые, материально-технические ресурсы.
Источниками финансового обеспечения программы являются:
- средства федерального бюджета (в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы");
- средства краевого бюджета (в рамках средств краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007 - 2010 годы");
- средства местного бюджета: объем средств, направленных на реализацию городской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании "Лысьвенский муниципальный район" на 2005 - 2010 годы" определяется на каждый финансовый год при формировании местного бюджета;
- средства внебюджетных источников, в том числе:
- собственные либо заемные средства молодых семей;
- средства предприятий и организаций различных форм собственности, предоставляемые молодым семьям для финансирования жилищного строительства или для приобретения жилья;
- ипотечные кредиты (кредиты на участие в долевом строительстве) и займы, предоставляемые кредитными организациями;
- средства иных внебюджетных источников.
6.2. Потребность финансового обеспечения программы на 2005 - 2010 годы составляет:
общий объем финансирования - 185 218 тыс. руб., в том числе:
на 2006 год:
всего - 6 600 тыс. руб.
1 000 тыс. руб. - областной бюджет,
1 000 тыс. руб. - местный бюджет,
4 660 тыс. руб. - внебюджетные средства;
на 2007 год:
всего - 6 600 тыс. руб.
1 000 тыс. руб. - областной бюджет,
1 000 тыс. руб. - местный бюджет,
4 660 тыс. руб. - внебюджетные средства;
на 2008 год:
всего - 51 500 тыс. руб.
4 600 тыс. руб. - федеральный бюджет,
13 000 тыс. руб. - краевой бюджет,
3 000 тыс. руб. - местный бюджет,
30 900 тыс. руб. - внебюджетные средства;
на 2009 год:
всего - 58 085 тыс. руб.
5 000 тыс. руб. - федеральный бюджет,
15 000 тыс. руб. - краевой бюджет,
3 234 тыс. руб. - местный бюджет,
34 851 тыс. руб. - внебюджетные средства;
на 2010 год:
всего - 62 433 тыс. руб.
5 500 тыс. руб. - федеральный бюджет,
16 000 тыс. руб. - краевой бюджет,
3 473 тыс. руб. - местный бюджет,
37 460 тыс. руб. - внебюджетные средства.
7. Механизм реализации программы
7.1. Программа предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам программы - в улучшении жилищных условий путем предоставления субсидий на приобретение и (или) строительство жилья.
7.2. Программа предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться, в том числе, на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и на уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее - субсидии), при условии, что молодая семья заключила жилищный кредитный договор (договор займа) не ранее 1 января 2006 года и на тот момент была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Субсидия предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения (жилых помещений) или на создание объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается (строится) жилое помещение.
Условием получения субсидии является наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных или средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения.
Молодые семьи - участники программы - могут привлекать в целях приобретения жилого помещения (создания объекта индивидуального жилищного строительства) собственные средства, а также средства ипотечных жилищных кредитов или займов, предоставляемых любыми организациями и (или) физическими лицами.
Документы на участие в программе могут быть поданы от имени молодой семьи одним из ее членов либо иным уполномоченным лицом при наличии надлежащим образом оформленных полномочий.
В качестве механизма доведения субсидии до молодой семьи используется свидетельство на приобретение (строительство) жилья.
Свидетельство является именным документом, удостоверяющим право молодой семьи на получение субсидии. Размер субсидии, предоставляемой молодой семье, рассчитывается органом местного самоуправления, осуществляющим выдачу свидетельства, указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия. Расчет размера субсидии производится на дату выдачи свидетельства, указанную в бланке свидетельства.
7.3. Расчет размера субсидии, предоставляемой молодой семье - участнику программы, - производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников программы. Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера субсидии устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Пермскому краю, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидии, составляет:
- для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или 1 молодой родитель и ребенок) - 42 кв. м;
- для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов 1 и более детей (либо семья, состоящая из 1 молодого родителя и 2 и более детей), - по 18 кв. м на каждого члена семьи.
Расчетная (средняя) стоимость жилья, используемая при расчете размера субсидии, определяется по формуле:
, где:
- расчетная (средняя) стоимость жилья, используемая при расчете размера субсидии;
- норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, определяемый в соответствии с требованиями программы;
- размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с требованиями Программы.
Размер субсидии составляет не менее
35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями программы, - для молодых семей, не имеющих детей;
40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями программы, - для молодых семей, имеющих 1 и более ребенка, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 и более ребенка.
7.4. С 2008 года расчет долг средств федерального и краевого бюджета и (или) местного бюджета производится с применением непрерывной формулы учитывающей уровень бюджетной обеспеченности Пермского края.
7.5. Общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера субсидии, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья.
Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, учтенных при расчете субсидии.
Жилое помещение, приобретенное или построенное молодой семьей, должно находиться на территории Пермского края, из средств бюджета которого перечисляются субсидии.
7.6. Срок действия свидетельства с даты его выдачи, указанной в свидетельстве, составляет 9 месяцев.
Полученное свидетельство сдается его владельцем в банк, где на его имя открывается банковский счет, предназначенный для зачисления субсидии.
Молодая семья - владелец свидетельства - в течение срока его действия представляет для оплаты в банк договор, который является основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение, и правоустанавливающие документы на жилое помещение, приобретаемое посредством реализации такого договора.
Банк осуществляет проверку представленных документов и при соблюдении установленных условий принимает договор к оплате.
В случае использования субсидии на погашение основной суммы долга и на уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в банк также представляется свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение (при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома предоставляются документы на строительство), а также справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и о сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом). При этом размер субсидии, предоставляемой на погашение основной суммы долга и на уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом или займом.
7.7. Молодой семье - участнику программы - при рождении (усыновлении) 1 ребенка предоставляется дополнительная субсидия за счет средств краевого бюджета и (или) местного бюджета в размере не менее 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья. Настоящая выплата производится в случае рождения (усыновления) ребенка в период действия свидетельства.
7.8. Право на улучшение жилищных условий с использованием субсидий или иной формы государственной поддержки, в том числе за счет средств местного бюджета, предоставляется молодой семье только один раз.
7.9. Предоставляемая участнику программы субсидия может быть увеличена на сумму средств, перечисленных в местный бюджет предприятием, организацией на приобретение (строительство) жилья для работника данного предприятия, организации, который является участником программы.
7.10. Субсидия считается предоставленной участнику программы с даты исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения, в том числе путем оплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального дома, погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, работ (товаров, услуг) по созданию объекта индивидуального жилищного строительства либо уплаты оставшейся части паевого взноса члена жилищного накопительного кооператива. Перечисление указанных средств является основанием для прекращения действия свидетельства и исключения органом местного самоуправления молодой семьи - участника подпрограммы - из списков участников подпрограммы. Улучшение жилищных условий молодых семей в последующем осуществляется на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.11. Реализация программы осуществляется:
- министерством культуры и массовых коммуникаций Пермского края;
- уполномоченным органом;
- молодыми семьями - участниками программы;
7.11.1. Молодая семья - участник программы:
- предоставляет в уполномоченный орган по месту жительства обоих супругов (в неполных семьях - матери или отца) пакет документов для участия в программе;
- несет ответственность за достоверность предоставленных сведений для участия в программе и целевое расходование выделенной субсидии;
- самостоятельно определяет вариант приобретения (строительства) жилья;
- осуществляет выбор оператора из числа операторов программы, включенных в реестр;
- предоставляет в установленном порядке оператору программы пакет документов по сделке на приобретение (строительство) жилья;
- осуществляет оплату сделки в безналичном порядке через счета, открытые оператором программы;
- содействует в проведении мониторинга реализации программы.
7.11.2. Уполномоченный орган:
- организует работу по информированию молодых семей об условиях и порядке участия в программе;
- осуществляет постановку на учет молодых семей на участие в программе на территории муниципального образования;
- осуществляет сбор и проверку достоверности сведений, предоставляемых кандидатами на участие в программе;
- формирует по мере образования экономии бюджетных средств и представляет на утверждение в министерство культуры и массовых коммуникаций дополнительные списки участников программы, составленные в соответствии с законодательством;
- осуществляет информационное, правовое и иное сопровождение участника программы;
- осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств краевого и местного бюджетов;
- проводит мониторинг реализации программы на территории муниципального образования;
- формирует списки молодых семей с учетом приоритетных категорий для участия в программе в планируемом году и представляет их на утверждение в министерство культуры и массовых коммуникаций Пермского края.
Приоритетными категориями (в порядке значимости) являются:
- многодетные молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий;
- молодые семьи, вставшие на учет в качестве нуждающихся до 19 сентября 2005 года;
- молодые семьи, относящиеся к приоритетной категории, установленной Земским собранием муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" (далее - Земское собрание);
- молодые семьи, имеющие одного и (или) более детей, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Включение в список производится по дате постановки на учет с учетом приоритетности.
7.12. При участии муниципального образования в реализации краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007 - 2010 годы", утвержденной законом Пермского края от 07.12.2006 N 33-КЗ, субсидия на приобретение (строительство) жилья молодым семьям - участникам программы - предоставляется согласно вышеназванному закону и иным нормативным актам, принятым органами государственной власти Пермского края.
7.13. При участии Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 (далее - подпрограмма), субсидия на приобретение (строительство) жилья молодым семьям - участникам подпрограммы - предоставляется согласно правилам предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 N 285 с учетом изменений, принятых постановлениями Правительства Российской Федерации от 11.08.2007 N 510 и 29.12.2007 N 979.
7.14. Порядок и правила предоставления молодым семьям субсидии на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации программы устанавливаются законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Пермского края.
7.15. Порядок взаимодействия сторон по предоставлению субсидий молодым семьям, проживающим на территории муниципального образования, ежегодно определяется договором между министерством культуры и массовых коммуникаций Пермского края и муниципальным образованием.
8. Контроль за реализацией программы
8.1. Контроль за реализацией программы, за целевым и эффективным использованием средств местного бюджета и иных источников осуществляется Земским собранием муниципального образования, контрольно-счетной палатой муниципального образования и администрацией муниципального образования в соответствии с действующим законодательством.
9. Оценка эффективности социально-экономических показателей реализации программы
9.1. Важнейшими показателями оценки эффективности программных мероприятий являются:
- количество молодых семей, улучшивших жилищные условия;
- общий объем средств бюджетов всех уровней, направляемых на решение жилищных проблем молодых семей;
- общий объем внебюджетных средств, направляемых на решение жилищных проблем молодых семей;
- площадь жилья, приобретенного (построенного) в рамках реализации программы;
- показатели рождаемости в молодых семьях.
9.2. В ходе реализации программы будут достигнуты следующие социально-экономические результаты:
- создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы;
- вовлечение дополнительных финансовых средств из внебюджетных источников в жилищную сферу;
- закрепление положительных демографических тенденций в обществе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Земского Собрания муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" Пермского края от 8 апреля 2008 г. N 19 "Об утверждении городской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на территории муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" на 2005 - 2010 годы" в новой редакции"
Настоящее решение вступает в силу с даты его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.
Текст решения опубликован в газете "Искра" от 15 апреля 2008 г. N 42
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Земского Собрания муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" Пермского края от 10 декабря 2009 г. N 379
Изменения вступают в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного решения
Решение Земского Собрания муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" Пермского края от 27 ноября 2009 г. N 359
Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного решения и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.
Решение Земского Собрания муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" Пермского края от 17 октября 2008 г. N 103
Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного решения и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.