Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Пермского края
от 25 августа 2011 г. N 2787
Концепция
долгосрочной целевой программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Пермского края на 2012-2020 годы"
Концепция долгосрочной целевой программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Пермского края на 2012-2020 годы" (далее - Концепция) определяет комплекс целей, задач и программных мероприятий на ближайшую и среднесрочную перспективу по развитию и рациональному использованию минерально-сырьевой базы региона.
Концепция разработана в соответствии Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1039-р "Об утверждении Стратегии развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года" и отвечает требованиям Закона Пермского края от 02.04.2010 N 598-ПК "О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края".
Концепция является основой для разработки долгосрочной целевой программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Пермского края на 2012-2020 годы" (далее - Программа), направленной на решение задач по сбалансированному развитию минерально-сырьевой базы Пермского края, обеспечивающему максимизацию доходов от использования недр, с учетом текущих и перспективных потребностей хозяйственного комплекса.
Основные термины и понятия, используемые в Концепции:
минерально-сырьевая база - совокупность разведанных и предварительно оцененных запасов полезных ископаемых;
полезные ископаемые - содержащиеся в недрах природные минеральные образования, углеводороды и подземные воды, химический состав и физические свойства которых позволяют использовать их в сфере материального производства и потребления в естественном состоянии или после переработки;
воспроизводство минерально-сырьевой базы - реализация государственных федеральных и территориальных программ геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы с целью восполнения запасов полезных ископаемых, извлекаемых из недр, и формирования государственного резерва месторождений полезных ископаемых;
геологическое изучение недр - получение информации о недрах, включающее в себя региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, ведению государственного мониторинга геологической среды, поиски, оценку проявлений полезных ископаемых, а также геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр.
1. Обоснование необходимости и целесообразности решения задачи программно-целевым методом
Предлагаемая к разработке и реализации Программа является продолжением краевой целевой программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Пермского края на 2007-2010 годы", утвержденной Законом Пермского края от 05.04.2007 N 24-ПК, и основывается на опыте ее реализации.
По предварительным оценкам реализации краевой целевой программы, к 2010 году удалось добиться следующих результатов.
При затратах из краевого бюджета на мероприятия по воспроизводству запасов полезных ископаемых в 2007-2010 годах в размере 230 млн. рублей в бюджет края за счет разведки и добычи минерального сырья от нефте- и горнодобывающих предприятий поступило налогов и платежей свыше 55 млрд. рублей, в том числе налога на добычу полезных ископаемых более 5,5 млрд. рублей.
Превышены плановые показатели Программы по приросту запасов нефти, общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ: гравийно-песчаная смесь, пески, строительные материалы и т.п.). Динамично развивалась добыча нефти, алмазов, общераспространенных полезных ископаемых. Объем добычи полезных ископаемых за 2007-2010 годы составил:
нефть - 48 млн. тонн (плановый показатель - 46 млн. тонн);
калийно-магниевые соли - 134,4 млн. тонн (плановый показатель - 185 млн. тонн);
хромовые руды - 1033 тыс. тонн (плановый показатель - 1014 тыс. тонн);
алмазы - 2297,6 млн. рублей (плановый показатель - 2472,4 млн. рублей);
цементное сырье - 6442 тыс. тонн (плановый показатель - 6145 тыс. тонн);
общераспространенные полезные ископаемые (далее - ОПИ) - 24,2 млн.куб.м (плановый показатель - 21,4 млн.куб.м).
Невыполнение объемов добычи калийно-магниевых солей связано с затоплением БКРУ-1 ОАО "Уралкалий" на Верхнекамском месторождении и общемировым экономическим кризисом.
Объемы прироста запасов полезных ископаемых составили:
нефть - 30,60 млн. тонн (плановый показатель - 9,374 млн. тонн);
пресные подземные воды - 39,076 тыс.куб.м/сутки (плановый показатель - 46,0 тыс.куб.м/сутки);
ОПИ - 312,2 млн.куб.м (плановый показатель - 58,0 млн.куб.м).
Накопленный опыт использования программно-целевого метода для осуществления мер по сбалансированному развитию минерально-сырьевой базы с учетом текущих и перспективных потребностей хозяйственного комплекса региона подтверждает целесообразность и необходимость продолжения работы в рамках Программы.
Подобное решение позволит объединить отдельные мероприятия и добиться мультипликативного эффекта, выраженного в воспроизводстве минеральных ресурсов, в создании благоприятного инвестиционного климата недропользования и обеспечения полезными ископаемыми отраслей народного хозяйства.
2. Соответствие предлагаемой к решению задачи приоритетным направлениям социально-экономического развития Пермского края
Задачи, предлагаемые к решению в области развития и использования минерально-сырьевой базы в рамках реализации Программы, соответствуют основным направлениям социально-экономического развития Пермского края.
3. Возможные варианты решения задачи, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения
Действующее законодательство Российской Федерации о недрах не предусматривает иных вариантов комплексного решения задач воспроизводства минерально-сырьевой базы, кроме программного метода. Статья 4 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" напрямую относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях разработку и реализацию территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы.
4. Предложения по разработчикам и исполнителям Программы
Министерство природных ресурсов Пермского края является ответственным за своевременную и качественную разработку проекта Программы.
Министерство природных ресурсов Пермского края является ответственным исполнителем Программы и в рамках своей компетенции:
несет ответственность за достижение поставленных целей и решение задач путем реализации Программы, обеспечение достижения целевых показателей;
обеспечивает реализацию Программы в соответствии с перечнем программных мероприятий и в пределах средств, предусмотренных законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период, а также в соответствии с заключенными государственными контрактами (договорами, соглашениями) с участниками Программы;
выявляет отклонение фактических результатов от плановых, устанавливает причины и определяет меры по устранению отклонений;
отчитывается перед Правительством Пермского края о реализации Программы после окончания срока ее реализации;
по истечении срока реализации Программы обеспечивает оформление и представление информации о реализации Программы за весь период в Законодательное Собрание Пермского края в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 6 Закона Пермского края от 02.04.2010 N 598-ПК "О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края".
Участниками Программы являются нефте- и горнодобывающие предприятия-недропользователи, геолого-разведочные и научно-исследовательские организации.
5. Основные цели и задачи Программы
Цель Программы - сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы Пермского края, обеспечивающее максимизацию доходов от использования недр, с учетом текущих и перспективных потребностей хозяйственного комплекса для устойчивого социально-экономического развития региона.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
научно-техническое и технологическое обеспечение развития минерально-сырьевой базы;
обеспечение потребностей экономики края в различных видах минерального сырья на принципах его комплексного и рационального использования;
оценка современного состояния и использования минерально-сырьевой базы Пермского края.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы, возможные формы и методы оценки ее эффективности
К 2020 году в результате реализации Программы ожидается:
стабильное поступление налоговых платежей при недропользовании;
увеличение поступления налога на добычу в краевой бюджет с 318 млн. рублей в 2012 году до 890 млн. рублей в 2020 году;
стабильное поступление в краевой бюджет платежей при пользовании недрами;
обеспечение максимально возможной поставки хозяйственному комплексу региона минерального сырья, добываемому на территории Пермского края, при этом добыча нефти увеличится на 23,8% к уровню 2010 года, калийно-магниевых солей - почти в 2,5 раза;
ежегодный прирост запасов общераспространенных полезных ископаемых в целом по краю порядка 50 млн.куб.м;
прирост запасов общераспространенных полезных ископаемых в соответствующих муниципальных районах и городских округах;
подготовка запасов пресных подземных вод для 20 муниципальных образований позволит обеспечить запасами пресных подземных вод питьевого качества около 346 тыс.чел.;
эффективность геолого-разведочных работ при поисках и оценке общераспространенных полезных ископаемых (соотношение стоимости вновь выявленных запасов к затратам на геолого-разведочные работы составит порядка 1 к 100).
Кроме того, в результате реализации Программы будет достигнуто повышение геологической изученности недр Пермского края, обеспечены прирост запасов полезных ископаемых и снижение рисков негативных процессов и явлений в геологической среде.
7. Период реализации и основные этапы реализации Программы
Программа рассчитана на период с 2012 года по 2020 год.
Геологическое изучение, поиски и оценка месторождений полезных ископаемых, ввод их в разработку и выход на проектную мощность занимают значительный период времени. Учитывая, что вышеперечисленные работы одновременно проводятся на различные виды минерального сырья, а степень их изученности находится на разных стадиях, Программа не имеет разбивки на этапы, мероприятия реализуются в течение всего периода ее действия.
Программа будет включать пообъектные годовые планы геологического изучения и развития минерально-сырьевой базы Пермского края не менее чем на трехлетний период. Корректировка пообъектных планов осуществляется по мере необходимости с учетом результатов геолого-разведочных работ, текущей и перспективной потребностей края в обеспечении минерально-сырьевыми ресурсами путем внесения изменений в постановление Правительства Пермского края об утверждении Программы.
Оценка результативности и эффективности реализации Программы будет осуществляться путем сопоставления степени фактического достижения результатов Программы по отношению к плановым результатам, а также с аналогичными показателями регионов-конкурентов.
8. Целевые показатели, позволяющие оценивать итоги реализации Программы
Для оценки реализации Программы сформирована система целевых показателей, характеризующих развитие нефте- и горнодобывающего комплекса Пермского края.
Целевыми показателями Программы являются:
налоговые поступления от добычи полезных ископаемых;
объем добычи полезных ископаемых;
объем прироста запасов полезных ископаемых;
объем прироста ресурсов полезных ископаемых.
Перечень целевых показателей реализации Программы приведен в приложении 1.
9. Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы с разбивкой по годам, а также обоснование необходимости и целесообразности использования средств бюджета Пермского края
Финансирование Программы будет осуществляться за счет следующих источников: краевого бюджета, средств федерального бюджета, внебюджетных источников (инвестиций недропользователей).
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" реализация программных мероприятий будет финансироваться в соответствии с полномочиями в сфере регулирования отношений недропользования.
За счет средств бюджета Пермского края будут финансироваться следующие программные мероприятия:
поиски и оценка общераспространенных полезных ископаемых;
поиски и оценка пресных подземных вод;
научно-исследовательские работы с целью подготовки участков недр для лицензирования, обеспечения безопасности объектов недропользования и прилегающих градопромышленных агломераций;
информационное обеспечение недропользования.
Общая потребность финансового обеспечения Программы из данных источников на 2012-2020 годы составляет 405000,0 тыс. рублей.
За счет средств федерального бюджета будут финансироваться следующие программные мероприятия (приложение 2):
региональные геолого-геофизические работы на углеводородное сырье;
геолого-съемочные и поисковые работы на основные виды твердых полезных ископаемых.
Плановый объем привлечения федеральных финансовых средств в рамках реализации Программы на весь период реализации составляет 585000,0 тыс. рублей.
За счет средств недропользователей будут финансироваться геолого-разведочные работы на нефть, алмазы и калийно-магниевые соли, мониторинг состояния недр (приложение 2).
Плановый объем финансирования Программы за счет внебюджетных источников составляет 9000000,0 тыс. рублей.
Общий объем финансирования Программы по годам (в разрезе источников финансирования) приведен в таблице.
Таблица - Общий объем финансирования Программы по годам (в разрезе источников финансирования)
тыс. рублей
Период |
Источники финансирования |
Итого |
||
объемы финансирования из бюджета Пермского края |
федеральный бюджет |
внебюджетные источники |
||
2012 год |
45 000,0 |
65 000,0 |
1 000 000,0 |
1 110 000,0 |
2013 год |
45 000,0 |
65 000,0 |
1 000 000,0 |
1 110 000,0 |
2014 год |
45 000,0 |
65 000,0 |
1 000 000,0 |
1 110 000,0 |
2015 год |
45 000,0 |
65 000,0 |
1 000 000,0 |
1 110 000,0 |
2016 год |
45 000,0 |
65 000,0 |
1 000 000,0 |
1 110 000,0 |
2017 год |
45 000,0 |
65 000,0 |
1 000 000,0 |
1 110 000,0 |
2018 год |
45 000,0 |
65 000,0 |
1 000 000,0 |
1 110 000,0 |
2019 год |
45 000,0 |
65 000,0 |
1 000 000,0 |
1 110 000,0 |
2020 год |
45 000,0 |
65 000,0 |
1 000 000,0 |
1 110 000,0 |
Всего |
405 000,0 |
585 000,0 |
9 000 000,0 |
9 990 000,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.