Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Пермского края
от 25 августа 2011 г. N 2795
Концепция
долгосрочной целевой программы "Реабилитация и создание условий для социальной интеграции инвалидов Пермского края на 2012-2014 годы"
Введение
Концепция долгосрочной целевой программы "Реабилитация и создание условий для социальной интеграции инвалидов Пермского края на 2012-2014 годы" (далее - Концепция) определяет комплекс целей, задач и приоритетов региональной политики по развитию системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в общество.
Концепция разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы", Законом Пермского края от 02.04.2010 N 598-ПК "О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края".
Концепция является основанием для разработки долгосрочной целевой программы "Реабилитация и создание условий для социальной интеграции инвалидов Пермского края на 2012-2014 годы" (далее - Программа).
В настоящей Концепции используются следующие определения и понятия:
ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом возможности или способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, ориентации, общению, контролю своего поведения, обучению, трудовой деятельности;
показатель первичной инвалидности - официальный статистический показатель, который характеризует первичный выход на инвалидность и рассчитывается как отношение числа лиц, впервые признанных инвалидами в течение всего отчетного года, к среднегодовой численности населения административной территории, умноженное на 10000;
показатель полной реабилитации - показатель, который характеризует число лиц, которым инвалидность не установлена при переосвидетельствовании, к общему числу переосвидетельствованных инвалидов;
показатель частичной реабилитации - показатель, который характеризует переход из более тяжелых групп в менее тяжелую группу инвалидности и рассчитывается как отношение числа лиц, переведенных из I и II групп в более легкую III группу инвалидности, к общему числу переосвидетельствованных инвалидов I и II групп;
показатель суммарной реабилитации - показатель, который характеризует отношение числа лиц, не признанных инвалидами или переведенных в более легкую группу инвалидности, к общему числу переосвидетельствованных инвалидов;
качество жизни - интегральная содержательная характеристика образа жизни индивида. Качество жизни складывается из ряда более частных показателей физического, психологического, социального благополучия; отражает общую удовлетворенность жизнью, уверенность в завтрашнем дне, наличие реальных перспектив социального продвижения и возможности для развития задатков и способностей, полноту участия в жизни общества;
социальная интеграция (реинтеграция) - активный процесс в результате реабилитационных мероприятий, процесс восстановления социальных функций и связей инвалида, а также формирование новых социальных ролей с учетом имеющихся нарушений и ограничений жизнедеятельности;
реабилитационный потенциал - комплекс биологических и психофизиологических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности;
инвалидность - ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему ее, быть интегрированным в общество на таких же основаниях, как и другие члены общества;
интеграция в общество - процесс восстановления разрушенных связей человека с обществом в результате реабилитационных мероприятий, обеспечивающий его включенность в основные сферы жизнедеятельности: труд, быт, досуг;
индивидуальная программа реабилитации (далее - ИПР) - разработанный федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. ИПР инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;
независимая жизнь и функционирование - возможность полностью контролировать свою жизнь на основе приемлемого выбора, который сводит к минимуму зависимость от других людей в принятии решений и осуществлении повседневной деятельности. Это понятие предполагает контроль над собственными делами, участие в повседневной жизни общества, исполнение целого ряда социальных ролей и принятие решений, ведущих к самоопределению и уменьшению психологической или физической зависимости от других.
1. Обоснование необходимости и целесообразности решения задачи программно-целевым методом
В Пермском крае реализуется долгосрочная целевая программа "Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов Пермского края на 2009-2011 годы", утвержденная постановлением Правительства Пермского края от 07.07.2009 N 420-п. За период действия программы удалось достичь следующих результатов.
По предварительным оценкам реализации программы, к 2010 году удалось добиться снижения уровня первичной инвалидности населения трудоспособного возраста на 10000 чел. с 62,2 чел. в 2007 году до 56,6 чел. в 2010 году. Показатель полной реабилитации инвалидов старше 18 лет при переосвидетельствовании составил в 2010 году 4,7% (2007 - 4,3%). Показатель частичной реабилитации увеличился за 3 года (2008-2010 гг.) с 12,6% до 14,9%, а суммарной реабилитации - с 12,0% до 12,5%.
В 2010 году количество занятых инвалидов (от количества инвалидов, состоящих на учете в службе занятости населения) составило 7%, кроме того, увеличилась доля трудоустроенных инвалидов из числа обратившихся в службу занятости с 28,7% в 2009 году до 35%.
В настоящее время доля инвалидов в Пермском крае составляет 9,4% населения (259 тыс.чел.). В структуре общей инвалидности населения края основная доля приходится на лиц пенсионного возраста - 62,7%, удельный вес трудоспособных инвалидов составляет 32,5%, а детей в возрасте до 18 лет - 4,8%. Динамика числа инвалидов за период 2000-2009 годов свидетельствует об увеличении численности данной категории населения.
В 2004 году уровень общей инвалидности составлял 83,8 чел. на 1000 чел. населения, в 2009 году - 95,6; ежегодный прирост составил в среднем 2,8%. Согласно прогнозу при сохранении существующих тенденций общая численность инвалидов в 2015 году может достичь 296 тыс.чел., в том числе в трудоспособном возрасте - 82,5 тыс.чел. и в пенсионном возрасте - 210,4 тыс.чел. На этом фоне наблюдается тенденция снижения уровня общей инвалидности у детей до 18 лет.
Показатель первичной инвалидности формируется в основном за счет лиц пенсионного возраста, тогда как повторно инвалидность устанавливается преимущественно в трудоспособном возрасте и составляет 86,6%.
Таблица - Структура первичной инвалидности (по тяжести, %)
Наименование показателя |
Период |
|||
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|
Инвалиды I группы |
12,1 |
12,2 |
14,6 |
19,6 |
Инвалиды II группы |
53,9 |
54,6 |
48,5 |
47,8 |
Инвалиды III группы |
34,0 |
33,2 |
31,9 |
32,6 |
В структуре первичной инвалидности по тяжести (таблица) увеличилась доля инвалидов I группы. При этом отмечается снижение количества инвалидов II группы при относительной стабильности показателей III группы. Данная ситуация связана с изменением критериев при установлении инвалидности в 2010 году. Первая, наиболее тяжелая группа инвалидности, в 70,3% устанавливается лицам пенсионного возраста. II и III группы присваиваются преимущественно лицам трудоспособного возраста, имеющим значительные резервы для реабилитации и восстановления трудоспособности. В связи с этим целесообразным представляется выделение данных групп для реабилитационных мероприятий.
В настоящее время в Пермском крае количество детей-инвалидов составляет около 9 тыс.чел., что является достаточно стабильным показателем на протяжении последних 5 лет. В структуре детской инвалидности на первое место выходят врожденные пороки развития и заболевания психоневрологической сферы, на их долю приходится 24,5%. Удельный вес психических расстройств и расстройств поведения составляет 20,6%. Третье место занимают болезни нервной системы (14,5%), преобладающей патологией в этой группе является детский церебральный паралич. В целом психоневрологическая инвалидность является наиболее тяжелой и часто приводит к помещению таких детей в стационарные учреждения.
Инвалидность населения приводит к значительному ограничению жизнедеятельности, снижению качества жизни. В потерях трудового потенциала из-за инвалидности значимую роль играют заболевания, которые не являются причинами смерти: болезни нервной системы (16,6% всех потерь у мужчин и 17,4% - у женщин), туберкулез (13,3% и 6,4% соответственно), болезни костно-мышечной системы (9,5% и 14,4% соответственно), психические расстройства (7,8% и 6% соответственно). Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости развития как системы профилактики и улучшения медицинской помощи, так и совершенствования системы ранней комплексной реабилитации больных и инвалидов в первую очередь по указанным заболеваниям.
Таким образом, в условиях увеличения численности инвалидов, на фоне продолжающегося демографического кризиса важной задачей является максимальное вовлечение этой группы населения в социально-экономическую деятельность, в связи с чем развитие и совершенствование службы реабилитации и создание условий для интеграции инвалидов продиктованы не только социальной, но и экономической целесообразностью.
Предоставление реабилитационных услуг в Пермском крае в настоящее время не ограничено только учреждениями социального обслуживания населения, а включает санатории, профилактории, медицинские и другие организации различных форм собственности, что расширяет возможности выбора и получения более широкого спектра медико-социальных услуг. Реабилитационные услуги предоставляются инвалидам в условиях дневного и временного пребывания с использованием сертификата на реабилитацию на основании имеющихся у них индивидуальных программ реабилитации, что позволяет человеку самостоятельно выбирать реабилитационную службу с учетом его индивидуальных потребностей и качества предоставляемой реабилитационной помощи.
По сравнению с 2009 годом количество получателей реабилитационных услуг увеличилось с 3583 до 5541. При выдаче сертификата особое внимание уделяется лицам с высоким реабилитационным потенциалом, а также впервые признанным инвалидами. Из общего количества выданных сертификатов (5541) реабилитационные услуги получили 1774 ребенка-инвалида, впервые признанных инвалидами, и 1554 человека из категории "молодые инвалиды" (лица 18-35 лет).
Своевременное проведение комплексной реабилитации инвалидов в системе специализированных служб позволяет значительно снизить выраженность ограничений жизнедеятельности, не допустить утяжеления инвалидности, повысить способность к самообслуживанию и независимому функционированию, тем самым предотвратить или отсрочить их помещение в стационарные учреждения.
В системе социального обслуживания населения проведение комплексной реабилитации инвалидов обеспечивают 2 учреждения реабилитации, в том числе государственное краевое учреждение социального обслуживания населения "Центр комплексной реабилитации инвалидов" с филиалами в 14 муниципальных районах и городских округах Пермского края.
Инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, социально-медицинские и социально-бытовые реабилитационные услуги предоставляются домами-интернатами для престарелых и инвалидов, психоневрологическими интернатами и детскими домами-интернатами. На 2011 год в рамках государственного задания предусмотрено 6005 койко-мест для проживания инвалидов в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах и 422 койко-места в детских домах-интернатах.
Кроме того, в крае развиваются стационарозамещающие формы социального обслуживания. Реализуются технологии, позволяющие принимать в семьи граждан с ограниченными возможностями жизнедеятельности, в том числе и недееспособных граждан. В 2010 году по данной технологии обслуживалось 846 человек в 47 муниципальных образованиях края.
Проведение реабилитационных мероприятий в первую очередь направлено на формирование (у детей) или восстановление (у взрослых) способностей к трудовой, общественной или социально-бытовой деятельности в зависимости от реабилитационного потенциала и сроков наступления инвалидности.
Другой не менее важной задачей является максимальное вовлечение граждан с ограниченными возможностями здоровья в социальную жизнь общества. Создание условий для интеграции инвалидов в общество связано в первую очередь с физической и информационной доступностью инфраструктуры. Проведенный в 2008 году краевой организацией Всероссийского общества инвалидов анализ доступности объектов социальной инфраструктуры в регионе показал, что только 37% объектов частично или полностью оборудованы для маломобильных групп населения.
Таким образом, решение программно-целевым методом поставленных в данном разделе задач окажет положительное влияние на общее социально-экономическое развитие Пермского края, а также позволит:
обеспечить комплексный подход в повышении качества системы реабилитационных мероприятий и социальной интеграции инвалидов в общество на основе межведомственной координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней и других заинтересованных сторон;
осуществлять систематическое наблюдение за ходом реализации Программы с целью оценки, контроля и прогнозирования реализации мероприятий, а также значений целевых показателей;
сконцентрировать финансовые ресурсы.
2. Соответствие предлагаемой к решению задачи приоритетным направлениям социально-экономического развития Пермского края
Программа соответствует основным направлениям социально-экономического развития Пермского края, а также системе целей, задач и целевых показателей, установленных в указе губернатора Пермского края от 25.07.2007 N 55 "О целях, задачах и целевых показателях деятельности Правительства Пермского края на 2007-2012 годы".
3. Возможные варианты решения задачи, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения
Реализация Программы является наиболее эффективным способом реабилитации и социальной интеграции инвалидов в общество. Структура программных мероприятий состоит из двух приоритетных блоков, обеспечивающих реализацию системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в общество.
Реабилитация инвалидов включает следующие направления деятельности:
проведение мероприятий по социальной реабилитации;
обеспечение техническими средствами реабилитации, не предусмотренными федеральным перечнем технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам бесплатно.
Социальная интеграция инвалидов включает проведение мероприятий по обеспечению жизнедеятельности инвалидов, профилактику и пропаганду здорового образа жизни, организацию их занятости, обеспечение доступности для инвалидов к объектам социальной и транспортной инфраструктуры.
Реализация мероприятий Программы в полной мере возможна при условии ее финансирования в рамках запланированных объемов.
4. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является реабилитация инвалидов с последующей их интеграцией в общество.
Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:
повышение качества предоставляемых реабилитационных услуг;
организация и проведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и социокультурных мероприятий для инвалидов на постоянной основе;
обеспечение занятости инвалидов как одного из основных инструментов социальной интеграции инвалидов в общество;
обеспечение доступности маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, информационным и коммуникативным источникам.
5. Предложения по разработчикам и исполнителям Программы
Ответственным исполнителем, отвечающим за своевременную и качественную разработку проекта программы, реализацию, контроль, организацию учета и отчетности по данной Программе, является Министерство социального развития Пермского края.
Исполнителями Программы являются Министерство социального развития Пермского края, Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края, Министерство физической культуры и спорта Пермского края.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы, формы и методы оценки ее эффективности
Реализация планируемых в рамках Программы мероприятий позволит к 2015 году:
увеличить удельный вес численности инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, до 13,5%;
обеспечить инвалидов протезно-ортопедическими изделиями, техническими средствами реабилитации (до 5700 инвалидов);
увеличить долю инвалидов, участвующих в спортивных и культурных мероприятиях (от общего количества инвалидов), до 16%;
увеличить уровень конкурентоспособности инвалидов на рынке труда и долю занятых инвалидов до 10%;
увеличить количество участников технологии "Самообеспечение инвалидов" (до 225 инвалидов);
обеспечить доступность для инвалидов объектов социальной инфраструктуры (до 14 ед.).
7. Период реализации и основные этапы реализации Программы
Программа рассчитана на период с 2012 по 2014 год. Программа не имеет строгой разбивки на этапы, мероприятия реализуются на протяжении всего срока реализации Программы.
8. Целевые показатели Программы
Целевыми показателями Программы являются:
удельный вес численности инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, взрослые (от общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию);
количество инвалидов, обеспеченных протезно-ортопедическими изделиями, техническими средствами реабилитации;
доля инвалидов, участвующих в спортивных и культурных мероприятиях (от общего количества инвалидов);
доля занятых инвалидов (от количества инвалидов, зарегистрированных в службе занятости);
количество участников технологии "Самообеспечение инвалидов";
количество особо значимых социальных объектов края, оснащенных подъемным устройством.
Значения целевых показателей реализации Программы приведены в приложении к Концепции.
Источником представления значений целевых показателей, а также данных для расчетов целевых показателей являются исполнительные органы государственной власти Пермского края, являющиеся исполнителями Программы.
9. Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы
Программа предполагает финансирование из следующих источников: средства краевого бюджета (в соответствии с бюджетным законодательством Пермского края) на 2012-2014 годы - 60824,1 тыс.руб., в том числе: на 2012 г. - 21063,3 тыс.руб.; на 2013 г. - 19915,1 тыс.руб.; на 2014 г. - 19845,7 тыс.руб.
Объем финансирования на реализацию Программы определяется ежегодно при формировании бюджета Пермского края и утверждается законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период.
Кроме того, предполагается привлечь в качестве дополнительного источника финансирования Программы средства федерального бюджета в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 N 175.
<< Назад |
Приложение. >> Целевые показатели реализации Программы |
|
Содержание Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 25 августа 2011 г. N 2795 "Об утверждении концепции долгосрочной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.