Решение Пермского краевого суда
от 2 сентября 2011 г. N 3-158-2011
Настоящее решение вступило в законную силу 16 ноября 2011 г.
Пермский краевой суд
в лице председательствующего судьи Бузмакова С.С.
при секретаре Лузяниной А.В.
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Богомоловой Е.П., настаивавшей на заявленном требовании,
представителя Министерства транспорта Пермского края Потемкиной Л.И., возражавшей против удовлетворения заявления,
рассмотрел 2 сентября 2011 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению и.о. прокурора Пермского края о признании недействующими отдельных положений Административного регламента по предоставлению государственной услуги Дорожным агентством Пермского края по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденного приказом Дорожного агентства Пермского края от 21 декабря 2010 года N СЭД-44-01-06-124, установил:
12 декабря 2010 года приказом руководителя Дорожного агентства Пермского края N СЭД-44-01-06-124 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги Дорожным агентством Пермского края по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и(или) крупногабаритных грузов (далее - Административный регламент).
Данный приказ опубликован в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 51, 27 декабря 2010 года.
В соответствии с указом губернатора Пермского края от 14 декабря 2011 года N 105 "О внесении изменений в указ губернатора Пермского края от 29.12.2007 года N 121 "Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти Пермского края и состава Правительства Пермского края" Дорожное агентство Пермского края переименовано в Министерство транспорта Пермского края.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Указа следует читать как "14 декабря 2010 года"
И.о. прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением (с учетом заявления от 23 августа 2011 года), в котором просит признать недействующими по мотиву их противоречия законодательству Российской Федерации следующие положения Административного регламента:
- пункты 1.2, 2.2, 2.12.1, 2.12.2, 2.12.3, 2.12.4, 2.12.6, 2.12.7, 2.12.12, 2.12.15, 3.2.2, 3.3.5, 3.3.6, 3.3.7, 3.5.1, 3.5.7, 6.1, 6.2, 6.3, 6.7, 6.9, 6.10, 6.11, 6.12, 6.15 в части слов "государственное автономное учреждение "Управление автомобильных дорог" Пермского края", "Учреждение", "в Учреждение", "Учреждения", "Учреждением", "в Учреждении";
- пункт 2.6.1 в части слов "Учреждение", "копии паспортов транспортных средств или свидетельств о регистрации транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов; документы на указанный в заявлении груз, подтверждающие его массу и габаритные размеры (товарно-транспортная накладная, письмо на бланке перевозчика с указанием габаритных размеров и массы перевозимого груза); акт демонтажа за подписью владельца груза либо перевозчика с указанием габаритных размеров и массы до демонтажа и после - в случае перевозки груза в демонтированном виде; документ, удостоверяющий личность заявителя, и документ, подтверждающий его полномочия (при подаче документов лично или нарочным способом)";
абзац 5 пункта 2.8 в полном объеме;
пункт 3.2.3 в части слов "uad@permkrai.ru" и "в Учреждение";
пункты 3.2.4 и 3.3.1 в части слов "в отдел эксплуатации Учреждения";
пункты 3.3.2, 3.3.3 в части слов "отдела эксплуатации";
пункт 3.4.1 в части слов "отдела эксплуатации Учреждения";
пункт 3.6 в части слов "Учреждения", "Управления", "и Учреждения";
пункт 6.5 в части слов "Учреждения либо";
пункт 6.14 в части слов "Учреждением и", "Учреждения".
В обоснование заявленного требования указал, что в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 года N 257-ФЗ) движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдача которого осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах такого субъекта Российской Федерации и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог.
Согласно части 5 статьи 12 Закона Пермского края от 14 ноября 2008 года N 326-ПК "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности" (далее Закон Пермского края от 14.11.2008 года N 326-ПК) выдача специального разрешения осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти по управлению дорожным хозяйством Пермского края.
Таким уполномоченным органом, осуществляющим функции в сфере дорожной деятельности и управления дорожным хозяйством Пермского края в силу пункта 3.2 Положения о Министерстве транспорта Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 20 декабря 2010 года N 1065-п, является названное Министерство.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 года N 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять их в соответствии с административными регламентами.
Положениями Административного регламента установлено, что государственная услуга предоставляется государственным автономным учреждением "Управление автомобильных дорог" Пермского края. Таким образом, данное учреждение наделено полномочиями органа государственной власти на выполнение административных действий и процедур по предоставлению государственной услуги в сфере использования автомобильных дорог, что противоречит федеральному законодательству.
В силу части 3 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.1999 года N 184-ФЗ) в целях осуществления полномочий, указанных в нормах настоящего Федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляют уполномоченные органы государственной власти в субъектах Российской Федерации.
Подпунктом 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Однако Федеральным законом от 08.11.2007 года N 257-ФЗ, учитывая положения части 1 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон от 03.11.2006 года N 174-ФЗ), создание автономных учреждений в сфере использования автомобильных дорог и дорожной деятельности не предусмотрено. Согласно нормам Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ органами государственной власти субъектов Российской Федерации могут передаваться полномочия созданным для этих целей государственным учреждениям только в сфере дорожной деятельности.
Таким образом, наделение государственных учреждений полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения законодательством не предусмотрено.
В связи с изложенным подлежат признанию недействующими пункты 1.2, 2.2, 2.12.1, 2.12.2, 2.12.3, 2.12.4, 2.12.6, 2.12.7, 2.12.12, 2.12.15, 3.2.2, 3.2.3, 3.2.4, 3.3.1, 3.3.2, 3.3.3, 3.3.5, 3.3.6, 3.3.7, 3.4.1, 3.5.1, 3.5.7, 3.6, 6.1, 6.2, 6.3, 6.5, 6.7, 6.9, 6.10, 6.11, 6.12, 6.14, 6.15 Административного регламента в оспариваемой части.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 12 и пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 года N 210-ФЗ одним из разделов структуры административного регламента является стандарт предоставления государственной услуги, в котором предусматривается исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги.
Пунктом 2.6.1 Административного регламента установлен перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Вместе с тем, в силу пункта 6 части 1 статьи 12 и части 5 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов, относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Данными полномочиями наделен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Министерство транспорта Российской Федерации.
Порядок подачи и рассмотрения заявлений на выдачу специальных разрешений на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов установлен Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 мая 1996 года (далее - Инструкция). В частности, пунктами 2.5, 2.6 и 2.8 Инструкции предусмотрены порядок подачи заявления на выдачу специального разрешения и перечень прилагаемых к такому заявлению документов.
В связи с изложенным пункт 2.6.1 Административного регламента в нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 года N 210-ФЗ, пункта 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ и пунктов 2.5, 2.6, 2.8 Инструкции принят Дорожным агентством Пермского края с превышением установленных законом полномочий и подлежит признанию недействующим с оспариваемой части.
Перечнем оснований отказа в предоставлении государственной услуги согласно абзацу 5 пункта 2.8 Административного регламента предусмотрено отсутствие согласования с органами управления автомобильными дорогами; балансодержателями искусственных сооружений и коммуникаций; отделениями железных дорог; службами, уполномоченными управлять улично-дорожной сетью. Указанное основание для отказа не конкретизировано (не определен объект согласования). Установление неопределенных требований к заявителям, предъявляемых при реализации ими права на получение государственной услуги, в силу статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и подпункта "а" пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, является коррупциогенным фактором, в связи с чем пункт 2.8 Административного регламента в оспариваемой части также подлежит признанию недействующим.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Богомолова Е.П. заявленное требование поддержала.
Представитель Министерства транспорта Пермского края Потемкина Л.И. возражала против удовлетворения заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 43 - 47, 132 - 136), пояснив, что оспариваемые и.о. прокурора Пермского края положения Административного регламента полностью соответствуют действующему федеральному законодательству.
Так как согласно Федеральному закону от 08.11.2007 года N 257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, Административный регламент в части передачи полномочий по предоставлению государственной услуги государственному автономному учреждению "Управление автомобильных дорог" Пермского края не противоречит федеральному законодательству, учитывая положения части 3 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ.
Кроме того, статья 26.2 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ определяет собственные полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов в соответствии со структурой Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ относится к полномочиям по использованию автомобильных дорог.
Следовательно, исходя из анализа главы IV Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ, полномочие по использованию автомобильных дорог входят в состав собственных полномочий субъекта Российской Федерации и относятся к полномочиям, указанным в статье 26.2 названного Федерального закона.
Также, частью 14 статьи 31 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" предусматривается, что автономные учреждения могу создаваться для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах, не предусмотренных частью 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11 2006 года N 174-ФЗ.
Таким образом, передача полномочий по использованию автомобильных дорог в части выдачи специальных разрешений государственному автономному учреждению "Управление автомобильных дорог" Пермского края не противоречит федеральному законодательству.
Пункт 2.6.1 Административного регламента в оспариваемой части не противоречит Инструкции, так как в силу подпункта "ж" пункта 7.1 Инструкции на органы, осуществляющие выдачу разрешений на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов, возлагается обязанность требовать от заявителей предоставления информации, необходимой для выдачи разрешений на перевозку, и согласно пункту 7.2 Инструкции органы, осуществляющие выдачу специальных разрешений, и их должностные лица несут в установленном законом порядке ответственность, в том числе за правильность оформления разрешений. Правильность оформления специальных разрешений невозможна без наличия документов, указанных в пункте 2.6.1 Административного регламента. По информативности форма заявления на получение разрешения для перевозки крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза (приложение 4 Инструкции) шире, чем форма разрешения (приложение 2 Инструкции), поэтому для заполнения разрешения в полном объеме уполномоченный орган обязан запросить у заявителя дополнительную информацию, что предусмотрено пунктом 3.1 и подпунктом "ж" пункта 7.1 Инструкции.
Заслушав пояснения прокурора, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование основано на законе и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 года N 257-ФЗ (часть 1 статьи 1).
Действие данного Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, принятым в соответствии с ними указам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации.
На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 13 статьи 11 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, габариты которых с грузом или без него превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 395 утверждено Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, пунктом 1 раздела 1 которого установлено, что Министерство транспорта Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере автомобильного транспорта.
Подпунктом 5.2.53.30 пункта 5 раздела 2 названного Положения установлено, что к полномочиям Министерства транспорта Российской Федерации отнесено принятие нормативных правовых актов, определяющих порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Таким образом, исходя из положений действующего федерального законодательства, установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности установлены статьей 12 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ. В частности, к числу таких полномочий отнесено: определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения; осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из пункта 1.1 Административного регламента, данный регламент разработан в целях повышения качества предоставления государственной услуги, определяет сроки и последовательность действий Дорожного агентства Пермского края (далее - Агентство) по предоставлению государственной услуги, порядок и формы контроля предоставления государственной услуги, порядок и формы обжалования решений и действий (бездействия) Агентства, а также должностных лиц, государственных служащих, участвующих в предоставлении государственной услуги.
Пунктом 2.6.1 Административного регламента установлено, что для получения государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов заявителю необходимо представить следующие документы:
- заявление на получение специального разрешения на перевозку тяжеловесного и (или) крупногабаритного груза по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края (оформленное в соответствии с формой, приведенной в приложении N 2 к настоящему Регламенту, а также размещенной на официальном сайте Агентства http://www.doroga.permkrai.ru/);
- копии паспортов транспортных средств или свидетельств о регистрации транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов;
- документы на указанный в заявлении груз, подтверждающие его массу и габаритные размеры (товарно-транспортная накладная, письмо на бланке перевозчика с указанием габаритных размеров и массы перевозимого груза);
- акт демонтажа за подписью владельца груза либо перевозчика с указанием габаритных размеров и массы до демонтажа и после - в случае перевозки груза в демонтированном виде;
- схему автопоезда с изображением на ней всех участвующих в перевозке транспортных средств, количества осей и колес на них, взаимного расположения колес и осей, распределения нагрузки по осям и на отдельные колеса с учетом возможного неравномерного распределения нагрузки по длине оси - для транспортных средств 2-й категории (пример изображения схемы автопоезда приведен в приложении N 3);
- платежное поручение или квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на перевозку (предоставляются в течение 7 дней после получения счета на оплату, но не позднее даты получения разрешения);
- платежное поручение или квитанцию об оплате ущерба, наносимого дорогам и дорожным сооружениям транспортным средством, весовые параметры которого превышают установленные предельные нормы в Пермском крае (предоставляются в течение 7 дней после получения счета на оплату ущерба, но не позднее даты получения разрешения);
- документ, удостоверяющий личность заявителя, и документ, подтверждающий его полномочия (при подаче документов лично или нарочным способом).
Абзацем 5 пункта 2.8 Административного регламента предусмотрено, что в предоставлении государственной услуги отказывается в случае отсутствия согласования с органами управления автомобильными дорогами; балансодержателями искусственных сооружений и коммуникаций; отделениями железных дорог (мосты, путепроводы, железнодорожные переезды, подземные трубопроводы и кабели, воздушные линии электроснабжения и связи и т.п.); службами, уполномоченными органами субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления управлять улично-дорожной сетью городов и других населенных пунктов.
Из содержания пункта 2.6.1 и абзаца 5 пункта 2.8 Административного регламента усматривается, что данными положениями оспариваемого и.о. прокурора Пермского края нормативного правового акта орган государственной власти Российской Федерации фактически определил порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, так как установил перечень документов, которые подлежат представлению вместе с заявлением на выдачу специального разрешения, порядок представления этих документов и основания для отказа в выдаче специального разрешения.
Таким образом, пункт 2.6.1 и абзац 5 пункта 2.8 Административного регламента в оспариваемой части приняты субъектом Российской Федерации за пределами предоставленных ему полномочий, что противоречит федеральному законодательству (пункту 13 статьи 11 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ).
Доводы представителя заинтересованного лица в обоснование возражений по заявлению в данной части являются несостоятельными, так как субъект Российской Федерации не наделен полномочиями по установлению порядка выдачи специальных разрешений на провоз тяжеловесных и крупногабаритных грузов, поскольку это относится к исключительному ведению Российской Федерации.
Утверждения заявителя о коррупциогенности абзаца 5 пункта 2.8 Административного регламента, учитывая, что при принятии данной нормы субъект Российской Федерации превысил свои полномочия, правового значения при рассмотрении дела не имеет.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах такого субъекта Российской Федерации и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог.
Учитывая положения части 5 статьи 12 Закона Пермского края от 14.11.2008 года N 326-ПК и пункта 3.2 Положения о Министерстве транспорта Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 20 декабря 2010 года N 1065-п, уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере осуществления дорожной деятельности и управления дорожным хозяйством в Пермском крае является Министерство транспорта Пермского края.
Согласно пункту 1.2 Административного регламента непосредственное предоставление государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (далее - государственная услуга), осуществляет государственное автономное учреждение "Управление автомобильных дорог" Пермского края (далее - Учреждение), подведомственное Дорожному агентству Пермского края (в настоящее время - Министерство транспорта Пермского края).
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения (подпункт 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ в целях осуществления полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 (за исключением полномочий, указанных в подпунктах 8.1, 11.1, 42.1, 42.2, 49.2, 55.1, 56, 57, 61, 72) настоящего Федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие функции и полномочия учредителя определяют предмет и цели деятельности указанных предприятий, учреждений и организаций, утверждают их уставы, заслушивают отчеты об их деятельности, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, основы управления автономными учреждениями, основы отношений автономных учреждений с их учредителями, с участниками гражданского оборота, ответственность автономных учреждений по своим обязательствам определены Федеральным законом от 03.11.2006 года N 174-ФЗ.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 года N 174-ФЗ установлено, что автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Таким образом, автономное учреждение не вправе оказывать услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере использования автомобильных дорог и дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Создание автономных учреждений в сфере использования автомобильных дорог и дорожной деятельности не предусмотрено и Федеральным законом от 08.11.2007 года N 257-ФЗ либо иным федеральным законом.
С учетом изложенного передача полномочий по предоставлению государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Пермского края транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, государственному автономному учреждению "Управление автомобильных дорог" Пермского края противоречит федеральному законодательству, в связи с чем утверждения и.о. прокурора Пермского края о несоответствии пунктов 1.2, 2.2, 2.12.1, 2.12.2, 2.12.3, 2.12.4, 2.12.6, 2.12.7, 2.12.12, 2.12.15, 3.2.2, 3.2.3, 3.2.4, 3.3.1, 3.3.2, 3.3.3, 3.3.5, 3.3.6, 3.3.7, 3.4.1, 3.5.1, 3.5.7, 3.6, 6.1, 6.2, 6.3, 6.5, 6.7, 6.9, 6.10, 6.11, 6.12, 6.14, 6.15 Административного регламента в оспариваемой части действующему законодательству Российской Федерации являются правильными.
Доводы заинтересованного лица в обоснование возражений по заявлению в данной части являются ошибочными, так как они основаны на неверном толковании положений части 3 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ во взаимосвязи с требованиями части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 года N 174-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Принимая во внимание, что отдельные положения Административного регламента, оспариваемые и.о. прокурора Пермского края, противоречат федеральному законодательству, они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
признать недействующими со дня вступления решения в законную силу следующие положения Административного регламента по предоставлению государственной услуги Дорожным агентством Пермского края по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденного приказом Дорожного агентства Пермского края от 21 декабря 2010 года N СЭД-44-01-06-124:
- пункты 1.2, 2.2, 2.12.1, 2.12.2, 2.12.3, 2.12.4, 2.12.6, 2.12.7, 2.12.12, 2.12.15, 3.2.2, 3.3.5, 3.3.6, 3.3.7, 3.5.1, 3.5.7, 6.1, 6.2, 6.3, 6.7, 6.9, 6.10, 6.11, 6.12, 6.15 в части слов "государственное автономное учреждение "Управление автомобильных дорог" Пермского края", "Учреждение", "в Учреждение", "Учреждения", "Учреждением", "в Учреждении";
- пункт 2.6.1 в части слов "Учреждение", "копии паспортов транспортных средств или свидетельств о регистрации транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов; "документы на указанный в заявлении груз, подтверждающие его массу и габаритные размеры (товарно-транспортная накладная, письмо на бланке перевозчика с указанием габаритных размеров и массы перевозимого груза); акт демонтажа за подписью владельца груза либо перевозчика с указанием габаритных размеров и массы до демонтажа и после - в случае перевозки груза в демонтированном виде;", "документ, удостоверяющий личность заявителя, и документ, подтверждающий его полномочия (при подаче документов лично или нарочным способом)";
абзац 5 пункта 2.8 в полном объеме;
пункт 3.2.3 в части слов "uad@permkrai.ru" и "в Учреждение";
пункты 3.2.4 и 3.3.1 в части слов "в отдел эксплуатации Учреждения";
пункты 3.3.2, 3.3.3 в части слов "отдела эксплуатации";
пункт 3.4.1 в части слов "отдела эксплуатации Учреждения";
- пункт 3.6 в части слов "Учреждения", "Управления", "и Учреждения";
- пункт 6.5 в части слов "Учреждения либо";
- пункт 6.14 в части слов "Учреждением и", "Учреждения".
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья |
С.С. Бузмаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пермского краевого суда от 2 сентября 2011 г. N 3-158-2011
Настоящее решение вступило в законную силу 16 ноября 2011 г.
Текст решения размещен в Государственной автоматизированной системе РФ "Правосудие" в Internet (http://oblsud.perm.sudrf.ru)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника