Решение Пермского краевого суда
от 12 августа 2011 г. N 3-154-2011
Настоящее решение вступило в законную силу 23 августа 2011 г.
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Лядовой Л.И.
при секретаре Лагуновой М.Ю.
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Сеневой А.М.,
представителя Министерства социального развития Пермского края К.
рассмотрел 12 августа 2011 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению Иванова Э.Б., Ивановой Л.Ф. о признании недействующим в части пункта 7 Порядка предоставления ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством, утвержденного Приказом Министерства социального развития Пермского края от 24.12.2009 года N СЭД-33-01-309 установил:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту номер названного приказа следует читать как "N СЭД-33-01-01-309", название названного Порядка следует читать как "Порядок перерасчета дополнительной ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с федеральным законодательством"
Иванов Э.Б., Иванова Л.Ф. обратились в суд с заявлением о признании недействующим п. 7 Порядка предоставления ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством, утвержденного Приказом Министерства социального развития Пермского края от 24.12.2009 года N СЭД-33-01-309, в соответствии с которым в случае если по представленным документам или на основании информации, полученной от поставщиков услуг, фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом объема мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, гарантированных Федеральным законодательством, превышают общую сумму ежемесячной денежной компенсации и дополнительной ежемесячной денежной компенсации, выплаченную гражданину и членам его семьи, производится перерасчет ежемесячной денежной компенсации, дополнительной ежемесячной денежной компенсации по каждому месяцу отдельно, но не ранее чем с 1 января 2010 года.
Недоплаченные суммы дополнительной ежемесячной денежной компенсации перечисляются гражданину - получателю мер социальной поддержки единой суммой в следующем месяце после обращения за перерасчетом.
Если общая сумма ежемесячной денежной компенсации, дополнительной ежемесячной денежной компенсации, выплаченная гражданину и членам его семьи, превышает фактические расходы гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, с учетом объема мер социальной поддержки, гарантированных федеральным законодательством, излишне выплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации, дополнительной ежемесячной денежной компенсации учитываются при последующем их начислении гражданину - получателю мер социальной поддержки.
В случае несогласия с перерасчетом ежемесячной денежной компенсации, дополнительной ежемесячной денежной компенсации на основании информации, полученной от поставщиков услуг, гражданин имеет право обратиться в территориальный орган Министерства с соответствующим заявлением и приложением документов, предусмотренных пунктом 6 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 24 марта 2009 г. N 166-п. Перерасчет по заявлению гражданина производится по представленным в полном объеме копиям документов об оплате жилищно-коммунальных услуг за прошедший после последнего перерасчета на основании документов период. Решение по заявлению гражданина принимается территориальным органом Министерства в сроки, установленные пунктом 11 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 24 марта 2009 г. N 166-п.
Приказ Министерства социального развития Пермского края опубликован в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 11.01.2010 года N 1 и вступил в силу.
Оспаривая соответствие данной нормы нормативного правового акта федеральным законам, имеющим большую юридическую силу, Иванов Э.Б. и Иванова Л.Ф. указали, что в марте 2011 года им пришли письма из территориального управления Министерства социального развития Пермского края с общением о том, что поскольку им произведена переплата по дополнительной ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, соответствии с пунктом 7, им с первого марта 2011 года будет производиться выплата ЕДК в размере 208 рублей 50 копеек до погашения размера переплаты. Таким образом, они в настоящее время не будут получать поддержку, которая гарантирована федеральным законодательством, в течение 17 месяцев. Для них это существенная сумма. Тогда как согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение. В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан. По их мнению, приказ Министерства социального развития не повышает достигнутый уровень социальной защиты, а ухудшает. Перерасчет не может быть сделан в сторону уменьшения, так как это существенно отражается на благополучии человека. То, что выплачено, уже не может быть зачтено в счет будущих платежей.
В судебном заседании Иванова Л.Ф. заявленное требование поддержала, уточнила, что ею оспаривается пункт 7 Порядка в части указания о том, что если общая сумма ежемесячной денежной компенсации, дополнительной денежной компенсации, выплаченная гражданину и членам его семьи, превышает фактические расходы гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, с учетом объема мер социальной поддержки, гарантированных федеральным законодательством, излишне выплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации, дополнительной ежемесячной денежной компенсации учитываются при последующем их начислении гражданину - получателю мер социальной поддержки. Данным положением нарушаются ее права, поскольку компенсацию ей перечисляют на сберегательную книжку, она лишена возможности знать какие суммы ей начисляются. В 2011 году недоплаты по коммунальным платежам не было. В 2011 году сотрудниками Министерства допущены ошибки, так как отсутствует контроль, а они с мужем вынуждены страдать. Ранее существующий порядок уплаты коммунальных платежей был правильным и понятным.
Иванов Э.Б. также поддержав заявленные требования, пояснил, что по вине служащих Министерства нарушены их права, как федеральных льготников. В том, что произошла переплаты компенсации, они не виноваты. Через год установили наличие переплаты, и в настоящее время у них возник долг по коммунальным платежам. Необходимо установить ранее существующий порядок уплаты коммунальных платежей с учетом 50%.
Представитель Министерства социального развития Пермского края Курочкина С.А., действующая на основании доверенности от 05.04.2011 г., возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что в соответствии с пунктом 24 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, средства на реализацию передаваемых полномочий в виде субвенций и полномочия по установлению форм предоставления мер социальной поддержки. В целях реализации данного Закона Правительством Пермского края 24.03.2009 г. принято постановление N 166-п "Об утверждении порядков предоставления ежемесячных денежных компенсаций отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг". Порядок перерасчета размера ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с федеральным законодательством, утвержден приказом Министерства социального развития Пермского края от 24.12.2009 г. По причине переплаты ежемесячной денежной компенсации Ивановым была приостановлена выплата дополнительной ежемесячной денежной компенсации, с июня 2011 года выплата компенсации вновь производится. В случае несогласия с перерасчетом, истцы вправе обратиться в территориальный орган Министерства с соответствующим заявлением. ЕДК рассчитывается каждому гражданину индивидуально, согласно сведениям, поступившим от поставщика.
Заслушав объяснения Иванова Э.Б., Ивановой Л.Ф., представителя заинтересованного лица, заключение прокурора Сеневой А.М. об отсутствии оснований для признания недействующей оспариваемой нормы Порядка, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о необоснованности заявленного требования и отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям.
В соответствии с п. "ж" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 26.1, ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы социальной поддержки граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и регулируются, в том числе, законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти этих субъектов.
Согласно ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона Пермского края от 07 сентября 2007 г. N 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" (в ред. от 24.08.2010 г.) правительству Пермского края предоставлено полномочие регламентировать форму и порядок предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания населения, поддержки семей, развития здравоохранения, образования, установленных федеральными законами и законами Пермского края, за исключением случаев, когда соответствующее полномочие отнесено актами федерального законодательства и законами Пермского края к компетенции иных органов государственной власти.
В целях реализации названного полномочия Правительством Пермского края 24 марта 2009 г. (в ред. от 01.05.2011 г.) принято постановление N 166-п "Об утверждении порядков предоставления ежемесячных денежных компенсаций отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", в преамбуле которого установлено, что оно принято в целях перехода на предоставление гражданам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме.
Приказом Министерства социального развития Пермского края от 24.12.2009 г. N СЭД-33-01-309 (ред. от 24.06.2011 г.) в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 24.03.2009 г. N 166-п утвержден Порядок перерасчета дополнительной ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с федеральным законодательством.
Нарушения порядка принятия оспариваемого в части нормативного правового акта судом при рассмотрении дела не установлено.
Требования федерального законодательства о сохранении размера финансирования соответствующих льгот и условий их предоставления Министерством социального развития Пермского края выполнены.
Таким образом, отсутствуют основания для вывода о противоречии оспариваемой Ивановыми Э.Б. и Л.Ф. нормы приказа Министерства социального развития Пермского края положениям Федерального закона Российской Федерации от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с тем, что федеральный закон не регулирует правоотношения по порядку предоставления ежемесячной денежной компенсации.
Суд не может согласиться с доводами заявителей о том, что приказ Министерства социального развития ухудшает достигнутый уровень социальной защиты, перерасчет не может быть сделан в сторону уменьшения, выплаченные платежи не могут засчитываться счет будущих платежей.
Порядком, утвержденным приказом Министерства социального развития Пермского края предусмотрена корректировка размера денежной компенсации в зависимости от фактического объема потребляемых услуг, объем предоставленный федеральным законодательством льгот не уменьшен, ограничений прав заявителей на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг оспариваемой нормой приказа не создано, условия их предоставления не ухудшены, что следует из представленных Территориальным управлением Министерства социального развития расчетов ЕДК за период с февраля по июль 2011 года. Данные расчеты не оспаривались заявителями.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что пункт 7 Порядка предоставления ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством, утвержденного Приказом Министерства социального развития Пермского края от 24.12.2009 года N СЭД-33-01-309, не противоречит федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не подлежит признанию недействующим.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199, ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, суд решил:
Иванову Э.Б., Ивановой Л.Ф. отказать в удовлетворении заявления о признании недействующим в части пункта 7 Порядка предоставления ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством, утвержденного Приказом Министерства социального развития Пермского края от 24.12.2009 года N СЭД-33-01-309.
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - с 12 июля 2011 года.
Председательствующий: п.п. |
Л.И. Лядова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пермского краевого суда от 12 августа 2011 г. N 3-154-2011
Настоящее решение вступило в законную силу 23 августа 2011 г.
Текст решения размещен в Государственной автоматизированной системе РФ "Правосудие" в Internet (http://oblsud.perm.sudrf.ru)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника