Решение Пермского краевого суда
от 16 августа 2011 г. N 3-77-2011
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 октября 2011 г. N 44-Г11-38 настоящее решение в той части, в которой признаны недействующими оспариваемые приложения 7 и 9 Закона Пермского края от 16 декабря N 726-ПК "О бюджете Пермского края на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", отменено. В остальной части настоящее решение оставлено без изменения
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Швецова К.И.,
при секретаре Лагуновой М.Ю.,
с участием помощника прокурора Пермского края Богомоловой Е.П.,
представителя Законодательного Собрания Пермского края Новицкого Д.И.,
представителя губернатора Пермского края Родионова Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 16.08.2011 года гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта, установил:
09.12.2010 года Законодательным Собранием Пермского края принят Закон Пермского края "О бюджете Пермского края на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" N 726-ПК, который подписан губернатором Пермского края 16.12.2010 года, опубликован в печатных изданиях: "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 50 от 20.12.2010 года, "Собрание законодательства Пермского края" N 1 от 19.01.201 1 года и вступил в действие с 21.12.2010 года (далее по тексту - Закон о бюджете ПК от 16.12.2010 N 726-ПК).
Согласно статьям 9 и 10 данного нормативного правового акта, действующего в редакции Закона Пермского края от 31.05.2011 N 776-ПК, -
утверждено в пределах общего объема расходов краевого бюджета, установленных статьями 1 и 2 настоящего Закона, распределение бюджетных ассигнований по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета на 2011 год согласно приложению 7 к настоящему Закону, на 2012-2013 годы согласно приложению 8 к настоящему Закону;
утверждена ведомственная структура расходов краевого бюджета на 2011 год согласно приложению 9 к настоящему Закону, на 2012-2013 годы согласно приложению 10 к настоящему Закону.
В приложении 7 "Распределение бюджетных ассигнований на 2011 год по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета" и в приложении 9 "Ведомственная структура расходов бюджета на 2011 год" предусмотрены расходы в виде субсидий автономным учреждениям:
- на содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в общей сумме 1 229 987,5 тыс.руб. (код раздела, код подраздела расходов бюджета (далее по тексту - Рз, ПР) - 0409, код классификации целевых статей расходов бюджета (далее по тексту - ЦCP) - 3150100, код классификации видов расходов бюджета (далее по тексту - ВР 002);
- строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования, в том числе дорог в поселениях (за исключением автомобильных дорог федерального значения), за счет средств краевого бюджета в сумме 1 128 183,5 тыс.руб. (Рз, ПР 0409, ЦСР 3150203, ВР 002):
- текущий ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в сумме 1 521 043,5 тыс.руб. (Рз, ПР 0409, ЦСР 3150400, ВР 002);
- капитальный ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в сумме 734 967, 4 тыс.руб. (Рз, ПР 0409, ЦСР 3150500, ВР 002);
- научно-исследовательские и внедренческие работы по вопросам содержания, ремонта, реконструкции и строительства дорог и сооружений на них в сумме 607,0 тыс.руб. (Рз, ПР 0409, ЦСР 3150600, ВР 002);
- предоставление услуги по осуществлению функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования и сооружениями на них и обеспечению функций заказчика-застройщика при строительстве, ремонте и содержании дорог, мостов и других дорожных объектов на сумму 66 889,7 тыс.руб. (Рз, ПР 0409, ЦСР 3160001. ВР 002).
В приложении 8 "Распределение бюджетных ассигнований на 2012 - 2013 годы по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета" и в приложении 10 "Ведомственная структура расходов бюджета на 2012 - 2013 годы" предусмотрены расходы в виде субсидий автономным учреждениям:
- на содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них на 2012 год в сумме 1 126 425,3 тыс.руб., на 2013 год - 1 139 816,1 тыс.руб. (Рз, ПР 0409, ЦСР 3150100, ВР 002);
- строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования, в том числе дорог в поселениях (за исключением автомобильных дорог федерального значения), за счет средств краевого бюджета на 2012 год в сумме 838 319,9 тыс.руб., на 2013 год - 1 996 949,3 тыс.руб. (Рз ПР 0409, ЦСР 3150203, ВР 002);
- текущий ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений на них на 2012 год в сумме 572 157,9 тыс.руб., на 2013 год - 581 576,4 тыс.руб. (Рз, ПР 0409, ЦСР 3150400, ВР 002);
- капитальный ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений на них на 2012 год в сумме 1 449 467 тыс.руб., на 2013 год - 1 377 223,7 тыс.руб. (Рз, ПР 0409, ЦСР 3150500, ВР 002);
- научно-исследовательские и внедренческие работы по вопросам содержания, ремонта, реконструкции и строительства дорог и сооружений на них на 2012 год в сумме 580,0 тыс.руб., на 2013 год - 610,0 тыс.руб. (Рз, ПР 0409, ЦСР 3150600, ВР 002);
- предоставление услуги по осуществлению функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования и сооружениями на них и обеспечению функций заказчика-застройщика при строительстве, ремонте и содержании дорог, мостов и других дорожных объектов на 2012 год в сумме 68 477,5 тыс.руб., на 2013 год - 68864,8 тыс.руб. (Рз, ПР 0409, ЦСР 3160001, ВР 002).
15.04.2011 года первый заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими приложений 7 и 8, утвержденных статьей 9, а также приложений 9 и 10, утвержденных статьей 10 Закона о бюджете ПК от 16.12.2010 N 726-ПК в части, предусматривающей распределение субсидий из бюджета Пермского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов автономным учреждениям в порядке исполнения расходных обязательств, включающих:
- содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них (Рз, ПР 0409. ЦСР 3150100, ВР 002);
- строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования, в том числе дорог в поселениях (за исключением автомобильных дорог федерального значения), за счет средств краевого бюджета (Рз, ПР 0409, ЦСР 3150203, ВР 002);
- текущий ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений на них (Рз, ПР 0409, ЦСР 3150400, ВР 002);
- капитальный ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений на них (Рз, ПР 0409, ЦСР 3150500, ВР 002);
- научно-исследовательские и внедренческие работы по вопросам содержания, ремонта, реконструкции и строительства дорог и сооружений на них (Рз, ПР 0409, ЦСР 3150600, ВР 002);
- предоставление услуги по осуществлению функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования и сооружениями на них и обеспечению функций заказчика-застройщика при строительстве, ремонте и содержании дорог, мостов и других дорожных объектов (Рз, ПР 0409, ЦСР 3160001, ВР 002).
Из содержания указанного заявления, дополненного заявлением первого заместителя прокурора Пермского края, принятым к производству суда 07.07.2011 года, следует, что оспариваемые нормативные положения противоречат положениям статей 69.1, 69.2, пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ; части 1 статьи 2, частям 1-2, 2.1, 4 и 6 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"; части 14 статьи 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Расходы бюджета Пермского края, направленные: на содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них; строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования, в том числе дорог в поселениях; текущий и капитальный ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений на них; научно-исследовательские и внедренческие работы по вопросам содержания, ремонта, реконструкции и строительства дорог и сооружений на них; осуществление функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования и сооружениями на них, а также обеспечение функций заказчика-застройщика при строительстве, ремонте и содержании дорог, мостов и других дорожных объектов, удовлетворяют потребностям неограниченного круга лиц, пользующихся дорогами общего пользования Пермского края. В рамках государственного задания, выдаваемого автономным учреждениям для удовлетворения потребностей категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг, предоставляемых этими учреждениями, расходование бюджетных средств, обеспечивающих развитие дорожного хозяйства в целом, федеральным законодательством не допускается.
При этом управление дорожным хозяйством Пермского края и осуществление деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, включая выполнение функций государственного заказчика по капитальному строительству, ремонту и обслуживанию автомобильных дорог общего пользования на территории Пермского края, относится к функциям Министерства транспорта Пермского края как органа государственной власти субъекта РФ. Данные функции не могут дублироваться или заменяться деятельностью автономных учреждений, осуществляемой в иных сферах правоотношений, предусмотренных ч. 1 ст. 2 ФЗ "Об автономных учреждениях".
В соответствии со ст. 29 Закона о бюджете ПК от 16.12.2010 N 726-ПК (в ред. Закона Пермского края от 31.05.2011 N 776-ПК) за счет средств краевого бюджета могут предоставляться субсидии автономным, бюджетным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявления по изложенным выше основаниям.
Представители Законодательного Собрания и губернатора Пермского края в судебном заседании с заявленными прокурором требованиями не согласились, считают оспариваемый в части нормативный правовой акт соответствующим нормам федерального законодательства.
Как следует из письменных возражений на заявление представителя Законодательного Собрания Пермского края, часть 1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации не распространяется на оспариваемые прокурором нормы закона, регулирующие бюджетные правоотношения. Расходы по предоставлению субсидий автономным учреждениям осуществляются в процессе исполнения бюджета, а не в рамках государственного задания. представляющего собой документ, устанавливающий требования к составу, качеству, объему. условиям, порядку оказания государственных услуг (выполнения работ). Законодательное урегулирование расходов бюджета, выделяемых для содержания дорожного хозяйства, само по себе не является основанием для формирования организационно-правовых форм получателей бюджетных средств (субсидий), исполняющих бюджет, а лишь предусматривает расходы бюджета по закрепленным расходным обязательствам Пермского края. Необходимость оценки законности и обоснованности государственного задания конкретного автономного учреждения, выполняющего работы (оказывающего услуги) в сфере дорожного хозяйства, находится за рамками рассматриваемого судом дела. Формирование и утверждение такого документа не входит в компетенцию Законодательного Собрания Пермского края, а является функцией исполнительных органов государственной власти Пермского края, в ведении которых находятся соответствующие автономные учреждения (постановление Правительства Пермского края от 10.09.2009 N 611-п).
В настоящее время автономные учреждения Пермского края, созданные до 01 января 2011 года, обладают полномочиями на осуществление деятельности в дорожной сфере. Данные полномочия вытекают из положений части 1 статьи 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях" и части 14 статьи 31 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Предельный срок реорганизации (ликвидации) таких учреждений, действующих вне установленной для них законом сферы деятельности, приходится на 01 января 2012 года, следовательно, до этой даты они имеют право на получение субсидий из краевого бюджета. На тех же основаниях нельзя отменить распределение им субсидий в 2012 и 2013 годах планового периода бюджетных расходов в рамках осуществления дорожной деятельности, т.к. требуется принятие нового закона о бюджете края с соблюдением всех процедур, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ.
В своих возражениях на заявление представитель губернатора Пермского края приводит во внимание аналогичные обстоятельства, ссылаясь вместе с тем на предусмотренное Федеральным законом от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ создание бюджетных учреждений, финансируемых как и автономные учреждения предоставлением субсидий на выполнение государственных заданий. Учреждения, осуществляющие деятельность в дорожной сфере, не отнесены к числу учреждений определенного типа, поэтому реорганизация (ликвидация) автономных учреждений не может повлиять на отмеченные прокурором строки распределения расходов в приложениях 7-10, утвержденных статьями 9 и 10 оспариваемого в части Закона Пермского края.
Статьей 32 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, который означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах. Удовлетворение заявления прокурора повлечет за собой изменение общего объема расходов бюджета Пермского края, отраженного в статьях 1, 2 Закона края от 16.12.2010 года N 726-ПК "О бюджете Пермского края на 2011 и плановый период 2012 и 2013 годов".
Между тем в соответствии с абзацем 3 статьи 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не должен нарушаться порядок предоставления субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, обеспечивающий оказание ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам.
Утвержденное приложениями 25, 26 к статье 20 Закона Пермского края о бюджете распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных по подразделу 0409 "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)", целевым статьям 3150000 "Дорожное хозяйство", 3160000 "Предоставление услуги по осуществлению функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования и сооружениями на них и обеспечение функций заказчика-застройщика при строительстве, ремонте и содержании дорог, мостов и других дорожных объектов" напрямую взаимосвязано с выделением субсидий, предусмотренных приложениями 7, 8 к статье 9, приложениями 9, 10 к статье 10 Закона Пермского края о бюджете.
Объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов (статья 33 Бюджетного кодекса РФ).
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявление первого заместителя прокурора Пермского края подлежащим удовлетворению.
Оспариваемые заявителем нормативные положения, содержащиеся в приложениях 7-10, утвержденных статьями 9 и 10 Закона о бюджете ПК от 16.12.2010 N 726-ПК, регулируют правоотношения в области распределения бюджетных ассигнований (предельных объемов денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств) на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов в связи с оказанием государственных услуг (выполнением работ) в сфере осуществления дорожной деятельности за счет предоставления субсидий ведомственным учреждениям, действующим в целях осуществления полномочий органов государственной власти, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 26.13 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают сбалансированность бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и соблюдение установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита бюджета, размеру и составу государственного долга субъекта Российской Федерации, исполнению бюджетных и долговых обязательств субъекта Российской Федерации.
Формирование, утверждение, исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и контроль за его исполнением осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом и Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного Кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Абзацем 2 статьи 30 настоящего Кодекса предусмотрено, что органы государственной власти не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.
Частями 1 и 3.12 статьи 2, а также частями 1 - 2, 4, 6 - 7 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", действующими в редакции Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 14.06.2011 N 142-ФЗ, от 18.07.2011 N 239-ФЗ установлено. -
автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах);
автономные учреждения осуществляют в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме;
основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано;
государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности;
автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг;
финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 статьи 4 деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников;
кроме указанных в части 2 статьи 4 государственного (муниципального) задания и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами;
автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе).
С 01 января 2011 года вступил в действие Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", положениями частей 14 и 14.1 статьи 31 которого, действующих в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 239-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений", предусмотрено следующее, -
автономные учреждения, созданные (в том числе путем изменения типа) для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах, не предусмотренных частью 1 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (в редакции настоящего Федерального закона) и другими федеральными законами для автономных учреждений, в отношении которых до 1 января 2012 года не принято решение о реорганизации, ликвидации или об изменении их типа, являются бюджетными учреждениями с 1 января 2012 года на основании настоящей статьи без принятия дополнительных решений об изменении их типа, если иное не предусмотрено федеральными законами. Полномочия наблюдательных советов таких учреждений прекращаются с 1 января 2012 года;
органам государственной власти (государственным органам), органам местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителей учреждений, указанных в части 14 настоящей статьи, до 1 февраля 2012 года обеспечить внесение в их уставы изменений, вытекающих из части 14 настоящей статьи, и открытие в установленном порядке лицевых счетов указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
Действие указанных норм федерального закона не распространяются на фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), бизнес-инкубаторы и микрофинансовые организации, созданные до 1 января 2011 года в форме автономных учреждений. Данные организации вправе осуществлять свою деятельность в форме автономных учреждений в соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 18.07.2011 N 239-ФЗ.
Исходя из системного анализа приведенных выше норм федерального законодательства, суд приходит к следующим выводам.
С 01 января 2011 года не допускается возможность реализации автономными учреждениями полномочий органов государственной власти в сфере дорожного хозяйства, включающего содержание, строительство и модернизацию, текущий и капитальный ремонт, реконструкцию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, мостов и других дорожных объектов, а также оперативное управление данным имуществом. Такие учреждения могут быть созданы для осуществления предусмотренной законом деятельности в сферах, предусмотренных ч. 1 и 3.12 ст. 2 ФЗ "Об автономных учреждениях", в виде фондов содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), бизнес-инкубаторов и микрофинансовых организаций. Если до 01 января 2012 года не состоялась реорганизация (ликвидация) или изменение типа автономных учреждений, созданных до 01.01.2011 года для осуществления иной деятельности, то с 01 января 2012 года они на основании ч. 14 ст. 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ приобретают статус бюджетных учреждений. Тем самым, возможность продолжения автономными учреждениями дорожной деятельности в порядке реализации полномочий органов государственной власти в оставшийся период времени федеральным законодательством не предусмотрена.
Как указано в пунктах 1, 2 и 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", введенной в действие Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ, -
бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах;
бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом;
финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В таком случае осуществление функций по реализации полномочий органов государственной власти в сфере дорожного хозяйства в настоящее время подведомственно бюджетным учреждениям.
Принимая во внимание изложенное, распределение субсидий из бюджета Пермского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов автономным учреждениям в рамках исполнения расходных обязательств, включающих содержание, строительство и модернизацию, текущий и капитальный ремонт, реконструкцию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. мостов и других дорожных объектов, а также оперативное управление данным имуществом, не основано на нормах федерального законодательства. Орган государственной власти субъекта федерации не вправе налагать на юридические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.
Несостоятельны доводы представителей Законодательного Собрания и губернатора Пермского края о недопустимости в силу норм бюджетного законодательства создания препятствий для финансирования в 2011 году деятельности автономных учреждений в дорожной сфере, отмены уже распределенных этим учреждениям субсидий на 2012 и 2013 годы планируемого периода бюджетных отношений, что может повлечь за собой изменение общего объема расходов бюджета Пермского края, который не будет соответствовать суммарному объему его доходов (дефицит бюджета).
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации должны обеспечивать сбалансированность бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и соблюдение установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации требований к регулированию бюджетных правоотношений и осуществлению бюджетного процесса. Недопустимость предоставления в отмеченные периоды времени субсидий автономным учреждениям для выполнения работ, оказания услуг в указанной сфере деятельности вытекает из упомянутых норм законодательных актов Российской Федерации. Планирование в бюджете края соответствующих расходных обязательств на будущее время при отсутствии надлежащего получателя бюджетных средств также не согласуется с требованиями бюджетного законодательства. Возможные последствия проверки нормативного правового акта субъекта федерации на соответствие требованиям федерального законодательства не могут являться основанием к отказу в признании его недействующим полностью или в части.
Таким образом, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону, суд вправе признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу (ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).
Из положений части 3 статьи 253 ГПК РФ, а также статьи 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" вытекает обязанность печатного издания, в котором официально опубликован оспариваемый нормативный правовой акт, опубликовать настоящее решение суда (вступившее в законную силу) о признании этого акта в части недействующим, либо сообщение о нем.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление первого заместителя прокурора Пермского края удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу приложения 7 и 8, утвержденные статьей 9, а также приложения 9 и 10, утвержденные статьей 10 Закона Пермского края от 16.12.2010 года N 726-ПК "О бюджете Пермского края на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" в части, предусматривающей распределение субсидий из бюджета Пермского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов автономным учреждениям в порядке исполнения расходных обязательств, включающих:
- содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них (Рз, ПР 0409, ЦСР 3150100, ВР 002);
- строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования, в том числе дорог в поселениях (за исключением автомобильных дорог федерального значения), за счет средств краевого бюджета (Рз, ПР 0409, ЦСР 3150203, ВР 002);
- текущий ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений на них (Рз, ПР 0409, ЦСР 3150400, ВР 002);
- капитальный ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений на них (Рз, ПР 0409, ЦСР 3150500, ВР 002);
- научно-исследовательские и внедренческие работы по вопросам содержания, ремонта, реконструкции и строительства дорог и сооружений на них (Рз, ПР 0409, ЦСР 3150600, ВР 002);
- предоставление услуги по осуществлению функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования и сооружениями на них и обеспечению функций заказчика-застройщика при строительстве, ремонте и содержании дорог, мостов и других дорожных объектов (Рз, ПР 0409, ЦСР 3160001, ВР 002).
После вступления настоящего решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 17.08.2011 года.
Председательствующий п.п.- |
К.И. Швецов |
судья краевого суда - |
Л.И. Лядова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пермского краевого суда от 16 августа 2011 г. N 3-77-2011
Текст решения размещен в Государственной автоматизированной системе РФ "Правосудие" в Internet (http://oblsud.perm.sudrf.ru)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника