Решение Пермского краевого суда
от 10 июня 2011 г. N 3-102-2011
Пермский краевой суд в составе председательствующего судьи Спиридонова Е.В. при секретаре Гладких Е.В.
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Кузнецовой И.А., представителя Законодательного Собрания Пермского края Фирулевой Н.И., представителя губернатора Пермского края Бурлаковой Ж.Н.,
рассмотрел 10 июня 2011 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующей статьи 25 Закона Пермской области от 5 марта 2004 года N 1294-270 "Об исполнительных органах государственной власти Пермской области", установил:
Законодательным Собранием Пермской области 19 февраля 2004 года принят Закон Пермской области "Об исполнительных органах государственной власти Пермской области". Закон подписан губернатором Пермской области 05 марта 2004 года за N 1294-270, опубликован в газете "Звезда", N 43-44, 18 марта 2004 года.
Статьей 25 названного Закона закреплено право губернатора, его первых заместителей, заместителей, заместителей руководителя аппарата администрации, руководителей структурных подразделений аппарата администрации, руководителей исполнительных органов государственной власти области, их первых заместителей и заместителей на выплату компенсации в размере назначенного им денежного содержания с учетом премии, не превышающей 25 процентов должностного оклада, до первого после увольнения с указанных должностей устройства на новое место работы или достижения пенсионного возраста, но не более одного календарного года со дня ухода с должности в следующих случаях:
а) неназначения на должность после окончания срока полномочий;
б) упразднения должности (ликвидации исполнительного органа государственной власти или структурного подразделения аппарата администрации области, сокращения численности или штата работников);
в) удовлетворения заявления о добровольной отставке (расторжения трудового договора по инициативе работника) в случае, если они проработали в должности не менее одного года.
Также указанной статьей установлено, что в случае, если на новом месте заработная плата указанных выше лиц ниже прежней, то им производится выплата компенсации до уровня прежнего денежного содержания (вознаграждения) с учетом премии, не превышающей 25 процентов должностного оклада, но не более одного календарного года со дня ухода с должности.
Выплата компенсации, предусмотренных настоящей статьей, производится за счет средств областного бюджета с учетом централизованной индексации (повышения) денежного содержания государственных гражданских служащих Пермской области.
Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующей статьи 25 Закона Пермской области от 5 марта 2004 года N 1294-270 "Об исполнительных органах государственной власти Пермской области" по мотиву ее противоречия федеральному законодательству.
В обоснование своего требования прокурор указал, что оспариваемая норма создает не предусмотренные федеральным законом преимущества лицам, перечисленным в ней, при их высвобождении по указанным в статье 25 Закона от 5 марта 2004 года N 1294-270 основаниям. Установление этих преимуществ выходит за пределы полномочий субъекта Российской Федерации. Вопросы установления гарантий отдельным категориям работников относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти и урегулированы Трудовым кодексом РФ, предусматривающим предоставление гарантий работникам только в период исполнения трудовых обязанностей. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Кузнецова И.А. заявленные требования поддержала.
Представитель Законодательного Собрания Пермского края Фирулева Н.И., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что в силу ст. 25 Устава Пермского края губернатор края, руководитель его администрации, председатель Правительства края являются лицами, замещающими государственные должности Пермского края. Иные лица, указанные в статье 25 Закона от 5 марта 2004 года N 1294-270, являются государственными гражданскими служащими. На указанных лиц распространяются иные государственные гарантии, не предусмотренные федеральным законодательством, и которые могут устанавливаться законами или иными нормативными правовыми актами субъекта РФ, что закреплено статьей 53 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". С государственными гражданскими служащими заключается служебный контракт, а не трудовой договор, поэтому федеральные законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным г гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом N 79-ФЗ. Поскольку оспариваемой нормой регулируются общественные отношения в сфере гражданской службы, Трудовой кодекс РФ не может регулировать данные правоотношения.
Представитель губернатора Пермского края Бурлакова Ж.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления по тем же основаниям, указав также, что определенные оспариваемой прокурором нормой гарантии следует рассматривать как дополнительные гарантии при прекращении служебных отношений для государственных служащих края, замещающих должности гражданской службы края.
Заслушав объяснения участвующего в деле прокурора, представителей Законодательного Собрания Пермского края и губернатора Пермского края, исследовав доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования основаны на законе и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам "к", "н" статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство и установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 25 Устава Пермского края для непосредственного исполнения полномочий органов государственной власти Пермского края, иных государственных органов Пермского края устанавливаются следующие государственные должности Пермского края:
губернатор Пермского края;
председатель Законодательного Собрания Пермского края;
первый заместитель председателя Законодательного Собрания Пермского края;
заместитель председателя Законодательного Собрания Пермского края;
руководитель администрации губернатора Пермского края;
председатель Правительства Пермского края;
председатель комитета, первый заместитель председателя комитета, заместитель председателя комитета, депутат Законодательного Собрания Пермского края, выполняющие свои полномочия на постоянной профессиональной основе;
руководитель фракции, заместитель руководителя фракции Законодательного Собрания Пермского края;
председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края;
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае;
председатель избирательной комиссии Пермского края;
заместитель председателя избирательной комиссии Пермского края;
секретарь избирательной комиссии Пермского края;
члены избирательной комиссии Пермского края, работающие на постоянной (штатной) основе;
председатель территориальной избирательной комиссии Пермского края;
секретарь базовой территориальной избирательной комиссии Пермского края.
В силу ч. 2 указанной статьи Устава Пермского края социальные гарантии для лиц, замещающих государственные должности, указанные в части 1 настоящей статьи, устанавливаются законом Пермского края в соответствии с федеральным законодательством.
Перечисленные в ч. 1 ст. 25 Устава Пермского края должности, за исключением должностей губернатора края, руководителя его администрации и председателя Правительства края, отнесены указом губернатора Пермского края от 03 июля 2006 г. N 120 "О перечнях должностей государственной гражданской службы Пермского края в исполнительных органах государственной власти Пермского края, администрации губернатора Пермского края и аппарате Правительства Пермского края" к должностям государственной гражданской службы Пермского края.
Государственные гарантии на гражданской службе края установлены статьей 14 Закона Пермского края от 07 декабря 2006 г. N 34-КЗ "О государственной гражданской службе Пермского края".
Так, в соответствии с ч. 1 данной статьи краевого закона гражданским служащим края предоставляются основные государственные гарантии, установленные статьей 52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и другими федеральными законами.
Часть 5 ст. 14 Закона Пермского края от 07 декабря 2006 г. N 34-КЗ предусматривает, что гражданским служащим края при определенных условиях, предусмотренных Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или нормативными правовыми актами губернатора края, может предоставляться право на дополнительные государственные гарантии, установленные статьей 53 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Вопросы установления основных и дополнительных государственных гарантий гражданских служащих урегулированы соответственно статьями 52, 53 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Так, статьей 53 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на дополнительные государственные гарантии:
профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания;
транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием, в случаях и порядке, установленных соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона;
единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно Постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
иные государственные гарантии.
Таким образом, из статьи 53 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", предоставляющей субъекту Российской Федерации право установления законами субъектов Российской Федерации иных государственных гарантий гражданских служащих, следует, что таковые государственные гарантии могут быть установлены только в период прохождения государственной гражданской службы.
Оспариваемой нормой Закона Пермской области "Об исполнительных органах государственной власти Пермской области" дополнительные государственные гарантии гражданских служащих установлены в случае неназначения на должность после окончания срока полномочий; упразднения должности (ликвидации исполнительного органа государственной власти или структурного подразделения аппарата администрации области, сокращения численности или штата работников); удовлетворения заявления о добровольной отставке (расторжения трудового договора по инициативе работника), то есть после прекращения государственной гражданской службы.
Отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы урегулированы Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В частности, часть 9 ст. 31 названного Федерального закона предусматривает, что при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не предусмотрена возможность установления нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации дополнительных гарантий для гражданских служащих при увольнении с гражданской службы.
Учитывая изложенное, исходя из единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения, принципа единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, установленных статьями 4, 6 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", установление Законом Пермской области от 5 марта 2004 года N 1294-270 дополнительной государственной гарантии гражданских служащих в виде права на выплату компенсации в размере назначенного им денежного содержания до устройства на новое место работы или достижения пенсионного возраста, а также на выплату компенсации до уровня прежнего денежного содержания в случае, если на новом месте работы заработная плата ниже прежней, противоречит федеральному законодательству.
Кроме того, согласно части 1 ст. 6 Трудового кодекса РФ, устанавливающей разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений, к ведению федеральных органов государственной власти относится, в частности, принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих основы правового регулирования трудовых отношений, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий, в том числе и дополнительных.
Частью 2 ст. 6 Трудового кодекса РФ предусмотрена возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.
В статье 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", регулирующего правовое положение государственных служащих, закреплено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Поскольку оспариваемой нормой Закона Пермской области от 5 марта 2004 года N 1294-270 "Об исполнительных органах государственной власти Пермской области" установлены гарантии в виде выплаты денежной компенсации после увольнения с гражданской службы, вопросы установления указанных гарантий не могут относиться к полномочиям субъекта Российской Федерации, поскольку относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти и урегулированы Трудовым кодексом РФ, который предусматривает предоставление гарантий работникам только в период исполнения трудовых обязанностей (статьи 164, 165). В связи с изложенным суд не может согласиться с представителями Законодательного Собрания и губернатора Пермского края о том, что установление социальных гарантий, предусмотренных оспариваемой нормой, в данном случае относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, установление статьей 25 Закона Пермской области от 5 марта 2004 года N 1294-270 "Об исполнительных органах государственной власти Пермской области" социальных гарантий выходит за пределы полномочий субъекта Российской Федерации, что является основанием для признания указанной статьи краевого закона недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 198, 199, 253 ч. 2 ГПК РФ, суд решил:
Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу статью 25 Закона Пермской области от 5 марта 2004 года N 1294-270 "Об исполнительных органах государственной власти Пермской области".
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в газете "Звезда".
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - с 14 июня 2011 года.
Председательствующий |
Е.В. Спиридонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пермского краевого суда от 10 июня 2011 г. N 3-102-2011
Текст решения предоставлен Пермским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника