Кассационное определение Пермского краевого суда
от 14 сентября 2011 г. по делу N 33-9127
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Балуевой Н.А., судей: Ворониной Е.И., Панковой Т.В., при секретаре Шейко Е.В.,
рассмотрела 14 сентября 2011 года в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по представлению прокурора Горнозаводского района Пермского края на решение Горнозаводского районного суда от 19 июля 2011 года, которым постановлено: в удовлетворении заявленных требований прокурора Горнозаводского района Пермского края о признании абз. 2 п. 3.2. Положения о земельном налоге на территории Горнозаводского муниципального района, утвержденного решением Земского Собрания Горнозаводского муниципального района от 25.10.2006 года N 85 (в редакции от 24.11.2010 года) "Об утверждении Положения о земельном налоге на территории Горнозаводского муниципального района" недействующим отказать.
Заслушав доклад судьи Панковой Т.В., пояснения прокурора Левыкиной Л.Л., изучив материалы дела, судебная коллегия, установила:
Прокурор Горнозаводского района просит признать недействующим абз. 2 п. 3.2. Положения о земельном налоге на территории Горнозаводского муниципального района, утвержденного решением Земского Собрания Горнозаводского муниципального района от 25.10.2006 года N 85 (ред. от 24.11.2010 года) "Об утверждении Положения о земельном налоге на территории Горнозаводского муниципального района", так как он противоречит абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ.
В судебном заседании прокурор Бердников В.А. на заявленных требованиях настаивает.
Представитель Земского Собрания Горнозаводского муниципального района М. с требованиями прокурора не согласна, считает, что Положение о земельном налоге на территории Горнозаводского муниципального района не противоречит законодательству о налогах и сборах.
Представитель МРИ ФНС N ... по Пермскому краю Щ. с требованиями прокурора не согласна, считает, что Положение о земельном налоге на территории Горнозаводского муниципального района принято в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит прокурор, указывая в представлении на то, что судом были неверно применены нормы материального права. В силу п. 1 ст. 397 НК РФ срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Решением Земского собрания может быть установлен срок уплаты налога в любое число месяца с 1 ноября до 31 декабря 2001 года за 2010 год. Считает, что в нарушение п. 4 ст. 12 НК РФ, превысив представленные представительным органам муниципальных образований полномочия, Земское собрание установило срок уплаты земельного налога за пределом периода времени определенного п. 1 ст. 397 НК РФ. Считает, что содержание оспариваемой нормы носит неопределенный характер. В таком случае оспариваемый акт в такой редакции должен быть признан недействующим. Решением Земского собрания срок уплаты налога установлен истечением периода времени, а именно не позднее 2 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, т.е. установлен ранее срока определенного п. 1 ст. 397 НК РФ. Решением представительного органа муниципального образования с превышением представленных п. 4 ст. 12 НК РФ по установлению сроков уплаты налогов полномочий, определен период времени с начала года следующего за налоговым периодом и не позднее 2 ноября. Такой акт в силу положений п.п. 3 и 9 п. 1 ст. 6 НК РФ признается не соответствующим настоящему Кодексу, если он изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов кассационного представления (ч. 1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Решением Земского Собрания Горнозаводского муниципального района N 85 от 25.10.2006 года утверждено Положение о земельном налоге на территории Горнозаводского муниципального района (л.д. 5, 6-7). 24.11.2010 года Земское Собрание Горнозаводского муниципального района приняло решение N 93 "О внесении изменений в Положение о земельном налоге на территории Горнозаводского муниципального района, утвержденного решением Земского Собрания Горнозаводского муниципального района от 25.10.2006 года N 85".
Решение N 93 от 24.11.2010 года "О внесении изменений в Положение о земельном налоге на территории Горнозаводского муниципального района, утвержденного решением Земского Собрания Горнозаводского муниципального района от 25.10.2006 года N 85" принято правомочным составом депутатов Земского Собрания в соответствии с полномочиями Земского Собрания Горнозаводского муниципального района, предусмотренными Уставом Горнозаводского муниципального района (ст. 25). Данное решение 27.11.2010 года опубликовано в газете Горнозаводского муниципального района "Новости", N 184-185, т.е. вступило в законную силу.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что устанавливая, что физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, в срок не позднее 2 ноября года, следующим за истекшим налоговым периодом, Земское Собрание Горнозаводского муниципального района определило срок наступления платежа - 2.11.2011 года. Налоговым органом за 30 дней до данной календарной даты должно быть направлено налоговое уведомление. Следовательно, абз. 2 п. 3.2. Положения о земельном налоге на территории Горнозаводского муниципального района, утвержденного решением Земского Собрания Горнозаводского муниципального района от 25.10.2006 года N 85 (ред. 24.11.2010 года) "Об утверждении Положения о земельном налоге на территории Горнозаводского муниципального района" не противоречит абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ, поэтому заявление прокурора Горнозаводского района о признании абз. 2 п. 3.2. Положения о земельном налоге на территории Горнозаводского муниципального района как противоречащий абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ удовлетворению не подлежит.
С такими выводами суда согласиться нельзя.
Данный вывод суда основан на неверном толковании норм материального права и является ошибочным.
Согласно п. "и" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издается федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом.
НК РФ разграничивает полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов РФ в сфере налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
На основании п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Решением Земского Собрания Горнозаводского муниципального образования N 93 от 24.11.2010 года п. 3.2. дополнен абзацем следующего содержания: налогоплательщики - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, в срок не позднее 2 ноября года, следующим за истекшим налоговым периодом (л.д. 13).
Из анализа федеральных норм следует, что законодатель субъекта РФ при установлении и введении в действие своим актом земельного налога как одного из видов регионального налога, определяя в пределах предоставленных ему полномочий элементы налогообложения, в том числе срок уплаты, обязан учитывать нормы НК РФ.
Срок уплаты земельного налога устанавливается законами субъектов РФ и судом правильно сделан вывод о праве законодателя Пермского края установить этот элемент налогообложения по земельному налогу.
Вместе с тем с выводами суда о том, что он установлен с учетом требований НК РФ, согласиться нельзя.
На основании п. 1 ст. 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Анализ оспариваемого положения с федеральными нормами позволяет сделать вывод о том, что срок уплаты земельного налога физическими лицами на территории Пермского края заканчивается в тот день, когда этот срок только начинает течь для всех граждан РФ, являющихся плательщиками земельного налога. Установлением обязанности по уплате налога без соблюдения положений НК РФ нарушаются права граждан- налогоплательщиков платить законно установленные налоги (п. 1 ст. 3 НК РФ).
С учетом изложенного нельзя признать обоснованным вывод суда о соответствии требования федерального налогового законодательства оспоренной прокурором нормы, установившей обязанность уплаты суммы земельного налога физическими лицами в срок не позднее 2 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
При таких обстоятельствах решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального права, подлежит отмене.
Поскольку имеющиеся значение для дела обстоятельства определены на основании имеющихся материалов, Судебная коллегия считает возможным, не передавая дело в суд первой инстанции, принять новое решение об удовлетворении заявления прокурора.
Руководствуясь ст.ст. 199, 361 ГПК РФ, судебная коллегия, определила:
Решение Горнозаводского районного суда Пермского края от 19 июля 2011 года отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления.
Признать недействующим абз. 2 п. 3.2 Положения о земельном налоге на территории Горнозаводского муниципального района, утвержденного решением Земского Собрания Горнозаводского муниципального района от 25.10.2006 г. N 85 в редакции 24.11.2010 г. "Об утверждении Положения о земельном налоге на территории горнозаводского муниципального района" с момент вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Пермского краевого суда от 14 сентября 2011 г. по делу N 33-9127
Текст определения размещен в Государственной автоматизированной системе РФ "Правосудие" в Internet (http://oblsud.perm.sudrf.ru)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника