Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 15 марта 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-34 настоящий приказ признан утратившим силу
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 1 октября 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-85 в наименование настоящего приказа внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного приказа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 14 сентября 2012 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства Пермского края
от 12 декабря 2011 г. N СЭД-25-01.1-02-115
"Об утверждении комплексной программы "Региональная экономически значимая программа "Развитие птицеводства в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года"
16 января, 1 октября 2012 г.
Во исполнение положений подраздела "Поддержка экономически значимых программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации" раздела V Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 приказываю:
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 1 октября 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-85 в пункт 1 настоящего приказа внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного приказа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 14 сентября 2012 г.
1. Утвердить прилагаемую комплексную программу "Региональная экономически значимая программа "Развитие птицеводства в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года".
2. Финансирование указанной в пункте 1 программы обеспечить за счет общего объема средств, предусмотренных краевой целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы", утвержденной Законом Пермского края от 10 декабря 2008 г. N 351-ПК.
Приказом Министерства сельского хозяйства Пермского края от 16 января 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-1 в пункт 3 настоящего приказа внесены изменения
3. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию.
4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра, начальника управления формирования аграрной политики И.П. Огородова.
Министр |
А.П. Логачев |
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 1 октября 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-85 в настоящую Комплексную программу внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного приказа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 14 сентября 2012 г.
Комплексная программа
"Региональная экономически значимая программа "Развитие птицеводства в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года"
(утв. Приказом Министерства сельского хозяйства Пермского края от 12 декабря 2011 г. N СЭД-25-01.1-02-115)
16 января, 1 октября 2012 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Комплексная программа "Региональная экономически значимая программа "Развитие птицеводства в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа) |
|||
Основание для разработки Программы |
постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы"; постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации"; приказ Минсельхоза России от 15 августа 2011 г. N 270 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1042", краевая целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы", утвержденная Законом Пермского края от 10 декабря 2008 г. N 351-ПК |
|||
Заказчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края |
|||
Основные разработчики Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края |
|||
Цель Программы |
Создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли птицеводства. Создание рабочих мест в отрасли птицеводства. Увеличение обеспеченности потребностей внутреннего рынка в продукции птицеводства. Увеличение объемов производства мяса в живом (убойном) весе в 2,4 раза: с 37,2 (26,9) тыс. тонн в 2009 г. до 50,0 (36,2) тыс. тонн в 2012 г. и до 90,0 (65,1) в 2020 г. |
|||
Основные задачи |
Увеличение объемов производства мяса за счет ускоренной реализации инвестиционных проектов. Стимулирование роста эффективности отрасли за счет выплаты дифференцированных субсидий. Реализация мер по развитию рынка мяса. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров. Расширение и модернизация производственных мощностей, мощностей по переработке, транспортировке, хранению и логистике; Создание условий для устойчивого функционирования птицеводческих предприятий. Развитие кормовой базы для производства птицеводческой продукции. Развитие кооперативных связей птицеводческих предприятий с фермерскими (крестьянскими) хозяйствами и индивидуальными приусадебными хозяйствами населения на основе обеспечения птицефабриками потребностей этих хозяйств и личных подворий населения в молодняке птицы и кормах. Совершенствование глубокой переработки мяса птицы и яиц, расширение производства продуктов, готовых к употреблению и в фирменной упаковке. Создание условий для развития традиционных направлений: утководства, гусеводства, индейководства |
|||
Участники Программы |
Органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края; сельскохозяйственные товаропроизводители индустриального типа, имеющие по состоянию на 1 января 2011 года поголовье птицы не менее 1 млн. голов; перерабатывающие предприятия; иные хозяйствующие субъекты |
|||
Основные мероприятия Программы |
Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли птицеводства, направленных на достижение поставленных целей: 1. государственная поддержка реализации инвестиционных проектов в птицеводстве; 2. государственная поддержка увеличения объемов реализованной сельскохозяйственной продукции; 3. формирование общих условий функционирования агропромышленного комплекса; 4. кадры, консалтинг, аутсорсинг, научно-исследовательская работа в агропромышленном комплексе; 5. государственная поддержка мероприятий по регулированию развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия |
|||
Сроки и этапы реализации Программы |
2011-2012 годы и период до 2020 года |
|||
Исполнители Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края |
|||
Объемы и источники финансирования Программы1 |
Общая потребность финансового обеспечения Программы на 2011-2012 годы составит 1689,2 млн. рублей, в том числе 313,2 млн. рублей - из бюджета Пермского края Источники финансирования
|
|||
Источники финансирования |
2011 год |
2012 год |
Всего за 2011-2012 годы |
|
бюджет Пермского края |
160,0 |
153,1 |
313,1 |
|
федеральный бюджет |
93,3 |
103,0 |
196,3 |
|
внебюджетные средства |
596,0 |
583,8 |
1 179,8 |
|
всего |
849,3 |
839,9 |
1 689,2 |
|
Целевые индикаторы и показатели Программы |
Количество вновь созданных рабочих мест. Увеличение поступления налогов в бюджеты всех уровней. Объемы производства мяса в живом (убойном) весе. Численность поголовья птицы. |
|||
Ожидаемые результаты реализации Программы |
1. Повышение занятости населения, создание, начиная с 2012 года, ежегодно около 100 дополнительных рабочих мест, увеличение поступления налогов в бюджеты всех уровней за 2011 - 2012 годы на 147 млн.руб. 2. Увеличение объемов производства птицы в живом (убойном) весе в 2,4 раза: с 37,2 (26,9) тыс. тонн в 2009 г. до 50,0 (36,2) тыс. тонн в 2012 г. и до 90,0 (65,1) в 2020 г. |
|||
Система управления и контроля |
Общее руководство и контроль реализации Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края. Финансовый контроль использования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию Программы, осуществляется контролирующими органами в соответствии с действующим законодательством |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
1.1. Анализ состояния отрасли мясного животноводства в Пермском крае
Животноводческое направление является приоритетным для сельского хозяйства Пермского края, что подтверждается высокой долей молочного и мясного животноводства в структуре товарной продукции - их удельный вес составляет более 80%. Поэтому мясное животноводство играет значимую роль в развитии сельского хозяйства Пермского края. Потребность населения Пермского края в мясе удовлетворяется как за счет собственного производства, так и за счет ввоза продукции из других регионов. В 2009 году общий объем потребления мяса в крае составил 154,4 тыс. тонн, в то же время в регионе всеми категориями хозяйств произведено 77,3 тыс. тонн мяса, в том числе: 23,1 тыс. тонн говядины, 26,1 тыс. тонн свинины, 26,9 тыс. тонн мяса птицы. Баланс потребления и производства мяса представлен в таблице 1.
Таблица 1
Баланс производства и потребления мяса и мясопродуктов по Пермскому краю, тыс. тонн
Мясо и мясопродукты |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Остаток на начало года |
14,7 |
13,3 |
12,5 |
13,4 |
12,9 |
12,4 |
Производство |
97,5 |
81,3 |
81,1 |
83,4 |
77,2 |
77,3 |
Ввоз |
44,1 |
66,6 |
69,6 |
77,9 |
84,1 |
92,2 |
в том числе импорт |
|
15,4 |
18 |
30,1 |
31,7 |
10,6 |
удельный вес ввозимой продукции (в фонде потребления), % |
31,4 |
47,4 |
48,3 |
51,5 |
56,3 |
59,7 |
Вывоз |
1,3 |
8 |
5,4 |
10,2 |
12,1 |
14,5 |
удельный вес вывозимой продукции (в объеме производства), % |
1,3 |
9,8 |
6,7 |
12,2 |
15,7 |
18,8 |
Фонд потребления |
140,3 |
140,4 |
144,1 |
151,2 |
149,5 |
154,4 |
в том числе в расчете на душу населения, кг |
47,4 |
50,9 |
52,6 |
55,5 |
56,5 |
57,1 |
Остаток на конец периода |
14 |
12,5 |
13,4 |
12,9 |
12,4 |
12,7 |
Коэффициент самообеспечения, % |
70,5 |
57,8 |
56,2 |
55,0 |
50,3 |
50,0 |
Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края
В настоящее время мясом собственного производства Пермский край обеспечивает население лишь наполовину. По данным баланса видно, что за период с 2000-го по 2010 годы объемы производства мяса и коэффициент самообеспечения Пермского края мясом существенно снизились. За исследуемый период почти в 2 раза увеличились объемы ввозимой на территорию Пермского края мясной продукции, вывоз же произведенной продукции за пределы региона незначителен (порядка 10-15%).
Потребление мяса на душу населения в Пермском крае в 2009 году составило 57,5 кг, что в среднем ниже, чем по Российской Федерации - 66,7 кг (таблица 2) и ниже рекомендуемых медицинских норм питания. Согласно нормам питания среднегодовое потребление мяса и мясопродуктов должно составлять 81 кг на душу населения. Вышеприведенные данные свидетельствуют о потенциале рынка и возможностях увеличения производства и реализации мяса и мясопродуктов в Пермском крае. Поэтому одной из основных задач деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края на среднесрочную перспективу является увеличение доли собственного производства мяса в фонде потребления до 60% к 2012 году и до 85% к 2020 году.
Таблица 2
Среднедушевое потребление мяса по видам в Российской Федерации в 2009 году
Вид мяса |
Все виды |
Птица |
Свинина |
Говядина |
Потребление на душу населения, кг/год |
66,7 |
25 |
20 |
18 |
Источник: Росстат
Тенденции в производстве мяса различны по его видам. Динамика производства мяса по видам приведена в таблице 3.
Таблица 3
Производство мяса в хозяйствах всех категорий в Пермском крае (по видам), тыс. тонн
Показатель |
1985 |
1990 |
2000 |
2008 |
2009 |
2009 к 1985, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Скот и птица в живом весе |
187,7 |
238,9 |
150,3 |
115,0 |
117,5 |
62,6 |
Скот и птица в убойном весе |
140,6 |
155,1 |
97,5 |
77,2 |
77,3 |
60,0 |
Мясо крупного рогатого скота |
79,6 |
65,3 |
38,4 |
24,6 |
23,1 |
29,0 |
Мясо свиней |
39,2 |
56,8 |
37,6 |
28,5 |
26,1 |
66,6 |
Мясо птицы |
20,2 |
28,6 |
19,4 |
22,7 |
26,9 |
133,2 |
Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края
По данным таблицы 3 видно, что максимальные объемы производства мяса приходились на начало 90-х годов, когда потребности Пермского края полностью покрывались за счет собственного производства. Затем к 2000 году произошло существенное снижение объемов производства, продолжающееся и до настоящего момента. В последние годы наблюдается рост производства мяса птицы, но эта тенденция не перекрывает серьезного снижения производства мяса свиней и крупного рогатого скота (далее - КРС).
Таблица 4
Производство в Пермском крае скота и птицы на убой (в убойном весе), тыс. тонн
Категории хозяйств |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Хозяйства всех категорий |
97,5 |
81,3 |
81,1 |
83,4 |
77,2 |
77,3 |
Сельскохозяйственные организации |
56,2 |
51,8 |
54,4 |
56,9 |
54,8 |
56,9 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели |
0,8 |
0,8 |
1,2 |
1,3 |
1,2 |
1 |
Хозяйства населения |
40,5 |
28,7 |
25,5 |
25,2 |
21,2 |
19,4 |
Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края
Производство мяса в Пермском крае осуществляется и в сельскохозяйственных организациях, и на личных подворьях (таблица 4). В 2005-2008 годах произошло резкое сокращение объемов производства мяса КРС и мяса свиней в хозяйствах населения, а также в небольших сельскохозяйственных организациях, что в основном было связано с резким ростом цен на зерно. Таким образом, в 2007-2009 годах основными производителями животноводческой продукции в Пермском крае являлись сельскохозяйственные предприятия, ими производилось около 70% мяса. Необходимо также отметить, что большинство мясокомбинатов Пермского края работают на привозном сырье, что приводит к отсутствию спроса на мясо со стороны перерабатывающих предприятий. Отсутствие эффективного забоя существенно ограничивает производство мяса в небольших сельскохозяйственных организациях и в личных подсобных хозяйствах населения. Указанные факторы в настоящее время существенно сдерживают развитие мясного рынка в Пермском крае.
1.2. Птицеводство
В структуре потребления мяса существенную долю (более 40%) занимает мясо птицы. Практически все его производство в Пермском крае сконцентрировано на птицефабриках индустриального типа. В последние годы в крае наблюдается динамичный рост производства мяса птицы, динамика показателей представлена в таблице 5. Итогом значительного прироста стала реализация инвестиционных проектов в птицеводстве с участием бюджетных средств. Птицеводство характеризуется быстрой оборачиваемостью капитала, обеспечивающей высокую рентабельность и окупаемость капиталовложений.
Таблица 5
Производство в Пермском крае мяса птицы в убойном весе, тыс. тонн
Категории хозяйств |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Хозяйства всех категорий |
19,4 |
17,7 |
20,5 |
22,6 |
22,7 |
26,9 |
Сельскохозяйственные организации |
17,8 |
16,7 |
19,6 |
21,9 |
22,1 |
26,3 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Хозяйства населения |
1,6 |
1 |
0,9 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края
На территории Пермского края функционирует 6 птицефабрик различных форм собственности и организационно-правовых форм, на которых работает около 5 тыс. человек. Поголовье птицы в сельскохозяйственных организациях возросло за 2009 год на 9,7% и составило 5552,8 тыс. голов. Реализовано мяса птицы на убой в живой массе 36,3 тыс. тонн, или 119,5% от уровня прошлого года. Лидером по производству мяса птицы является открытое акционерное общество "Птицефабрика Пермская", на котором производится 77% мяса бройлеров. В 2009 году здесь было произведено 28 тыс. тонн мяса бройлеров (на 15% больше уровня 2008 года). В настоящее время это предприятие модернизирует мощности для выращивания бройлеров. Реализация инвестиционного проекта "Реконструкция птицеводческого комплекса и строительство убойного цеха с глубокой переработкой мяса птицы" началась также на другом крупном предприятии - ЗАО "Птицефабрика "Чайковская".
На территории Пермского края функционируют 2 племенных репродуктора по разведению мясной птицы высокопродуктивных кроссов росс-308, хаббарт. В 2007 году производственные мощности ОАО "Птицефабрики Калининской" переведены под репродуктор 2 порядка по производству инкубационного яйца высокопродуктивного кросса росс-308 для бройлерных фабрик зоны Урала и Российской Федерации. Общий размер инвестиционных вложений составил 246,9 млн. рублей. Реализация первого этапа обеспечит производство 21,8 млн.шт. инкубационного яйца в год. Второй этап предполагает производство 25-35 млн.шт. инкубационного яйца, что является основой комплектования птицефабрик Пермского края высокопродуктивным молодняком и инкубационным яйцом. Оба репродуктора имеют потенциальные возможности для увеличения производства племенной продукции.
Анализ финансово-экономических показателей состояния отрасли птицеводства представлен в таблице 6.
Таблица 6
Анализ состояния птицеводства в регионе
Показатели |
Ед.изм. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2009 г. к 2007 г., % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Поголовье птицы |
тыс. голов |
4772,9 |
5404,9 |
5870,4 |
123,0 |
2. Валовое производство мяса птицы в живом весе |
тыс. тонн |
30,5 |
30,3 |
37,2 |
122,0 |
3. Валовое производство мяса птицы в убойном весе |
тыс. тонн |
22,6 |
22,7 |
26,9 |
119,0 |
4. Валовое производство мяса птицы в убойном весе в сельскохозяйственных организациях |
тыс. тонн |
21,9 |
22,1 |
26,3 |
120,1 |
5. Количество реализованной продукции |
тыс. тонн |
27,7 |
31,0 |
32,6 |
117,7 |
6. Себестоимость реализованной продукции |
млн.руб. |
1152,6 |
1709,0 |
1772,5 |
153,8 |
7. Выручка от реализации |
млн.руб. |
1388,6 |
1817,5 |
1912,3 |
137,7 |
8. Рентабельность производства мяса с государственной поддержкой |
% |
20,5 |
6,3 |
7,88 |
|
без государственной поддержки |
% |
20,48 |
6,35 |
7,88 |
|
Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края
Согласно нормам питания среднегодовое потребление мяса и мясопродуктов составляет 81 кг убойного веса на душу населения, из которых 30 кг убойного веса - мясо птицы. В 2009 году в Российской Федерации среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов составило 66,7 кг в убойном весе, потребление мяса птицы 25 кг. Важно отметить, что уровень потребления 1990 года (12,4 кг/чел.) был преодолен еще в 2001 г. Более того, среднедушевое потребление мяса птицы в России превысило уже и среднеевропейский показатель - 20,1 кг на душу населения по 25 странам Евросоюза. Однако при сравнении с США, где потребляют 47,3 кг на душу населения, становится очевиден потенциал для дальнейшего роста потребления мяса птицы.
Постоянно растущий спрос на мясо птицы объясняется как его потребительскими свойствами, так и значительно более низким уровнем цен в сравнении с другими видами мясной продукции. Мясо птицы является диетическим продуктом и отличается большей доступностью для слоев населения с более низкой покупательной способностью.
По классификации Всемирной продовольственной организации (ФАО) мясо птицы относится к числу незаменимых продуктов питания. Благодаря содержанию полного и сбалансированного набора незаменимых аминокислот, жизненно важных жирных кислот, витаминов, макро- и микроэлементов мясо птицы входит в состав наиболее ценных видов мяса. Так, в белке мяса цыплят-бройлеров количество незаменимых аминокислот достигает 92%, в белке свинины - 88%, баранины - 73%, говядины - 72%.
Доля мяса птицы в потребительском балансе в развитых странах составляет более 50%, в то время как в России - лишь 38% по внутреннему производству и по мясному балансу с учетом импорта.
Население Пермского края обеспечено мясом птицы собственного производства менее чем наполовину (47%). Стратегию развития птицеводства можно обозначить как сохранение рабочих мест в отрасли путем выхода на уровень 100-процентной самообеспеченности региона по мясу птицы, в том числе за счет роста производительности труда, а также путем увеличения объемов реализации продукции за пределы Пермского края.
II. Основные цели, задачи и направления государственной поддержки птицеводства в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года
2.1. Цель Программы - создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли птицеводства, увеличение объемов производства продукции птицеводства и повышение конкурентоспособности продукции, увеличение обеспеченности потребностей внутреннего рынка в продукции птицеводства и рост объемов реализации за пределами Пермского края, создание рабочих мест.
2.2. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
увеличение производства мяса птицы за счет ускоренной реализации инвестиционных проектов, связанных с приобретением техники и технологического оборудования, племенного поголовья;
стимулирование роста продуктивности отрасли за счет выплаты субсидий, дифференцированных с учетом продуктивности;
ориентация производителей на значительное обновление поголовья птицы за счет закупки высокопродуктивного поголовья с высоким генетическим потенциалом;
развитие кадрового потенциала, оказание информационно-консультационной поддержки;
реализация мер по развитию рынка мяса, продвижение продукции пермских товаропроизводителей на внутренние и внешние рынки сбыта.
2.3. Государственная поддержка будет направлена на развитие следующих процессов в птицеводстве:
расширение и модернизация производственных мощностей, переработки, транспортировки, хранения и логистики;
обеспечение племенным материалом для бройлерного производства (работа репродукторов и товарных хозяйств в составе производственно-научных систем);
обновление технической базы производства и переработки птицеводческой продукции;
создание условий для устойчивого функционирования птицеводческих предприятий;
развитие кормовой базы для производства птицеводческой продукции;
развитие кооперативных связей птицеводческих предприятий с фермерскими (крестьянскими) хозяйствами и индивидуальными приусадебными хозяйствами населения для обеспечения птицефабриками потребностей этих хозяйств и личных подворий населения в молодняке птицы и кормах;
реализация мер по развитию кооперации и интеграции птицеводческих хозяйств с зернопроизводящими, комбикормовыми, перерабатывающими и другими предприятиями, участвующими в общем производственном цикле;
совершенствование глубокой переработки мяса птицы и яиц, расширение производства продуктов, готовых к употреблению и в фирменной упаковке;
создание условий для развития традиционных направлений: утководства, гусеводства, индейководства.
2.4. На решение основных задач направлены следующие мероприятия (подробнее мероприятия описаны в разделе IV Программы):
государственная поддержка реализации инвестиционных проектов в птицеводстве;
государственная поддержка увеличения объемов реализованной сельскохозяйственной продукции;
формирование общих условий функционирования агропромышленного комплекса;
кадры, консалтинг, аутсорсинг, научно-исследовательская работа в агропромышленном комплексе;
государственная поддержка мероприятий по регулированию развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
III. Целевые индикаторы, ожидаемые результаты и социально-экономическая эффективность Программы
3.1. Мероприятия Программы приведут к значительному увеличению основных показателей эффективности деятельности птицеводства. Основные целевые индикаторы Программы и их значения по годам приведены в таблице 7. За счет реализации мероприятий планируется к 2012 году увеличить производство мяса птицы в живом весе более чем на 20% от уровня 2010 года, а к 2020 году увеличить производство в 2,4 раза. Также планируется активное развитие, особенно в малых формах хозяйствования на селе, других направлений мясного животноводства (баранина, индейка, перепела, гуси и пр.).
Таблица 7
Производство мяса птицы в живом весе в хозяйствах всех категорий в Пермском крае, тыс. тонн
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2012 к 2009 году |
2015 |
2020 |
2020 к 2009 году |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Птица |
37,2 |
43,1 |
45,0 |
50,0 |
134% |
60,0 |
90,0 |
242% |
другие виды |
0,2 |
0,5 |
0,6 |
0,8 |
400% |
1,3 |
2,0 |
1000% |
3.2. Объемы производства и потребления мяса представлены в таблице 8. По данным таблицы видно, что к 2020 году возрастет потребление мяса птицы и других видов мяса (индейка, перепела и пр.).
Таблица 8
Баланс производства и потребления по видам мяса
|
Оценка |
Прогноз |
||||||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2015 г. |
2020 г. |
||||||
производство |
потребление |
производство |
потребление |
производство |
потребление |
производство |
потребление |
производство |
потребление |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Всего, |
79,2 |
154,5 |
86 |
155 |
93,4 |
155,5 |
106,7 |
165 |
144,5 |
170 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мясо птицы |
30,8 |
62 |
32,6 |
62,5 |
36,2 |
63 |
43,4 |
69 |
65,1 |
70 |
другие виды мяса |
1,4 |
3,5 |
1,6 |
3,5 |
2,3 |
3,5 |
2,6 |
4 |
3,7 |
5 |
3.3. Высокие темпы роста производства мяса птицы в Пермском крае будут обеспечены за счет увеличения поголовья, а также роста продуктивности и эффективности отрасли. Динамика поголовья по видам представлена в таблице 9.
Таблица 9
Динамика поголовья
Поголовье |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2012 к 2009 |
2015 |
2020 |
2020 к 2009 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Птица |
5870,4 |
6402,4 |
6566,1 |
7083,2 |
121% |
7778,6 |
10064,8 |
171% |
3.4. В результате реализации Программы увеличится коэффициент самообеспечения Пермского края по производству мяса: с уровня 50% мяса на душу населения в 2009 году до 60% в 2012 году и до уровня 85% к 2020 году. Данная информация представлена в таблице 10.
Таблица 10
Баланс производства и потребления мяса и мясопродуктов в Пермском крае
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2015 |
2020 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Численность населения, тыс.чел. |
2701,2 |
2693 |
2685 |
2677 |
2653 |
2645 |
Потребление - всего, тыс. тонн |
154,4 |
154,5 |
155 |
155,5 |
165 |
170 |
Потребление на душу населения, кг |
57 |
57,4 |
57,7 |
58,1 |
62,2 |
64,3 |
Производство, тыс. тонн |
77,3 |
79,2 |
86 |
93,4 |
106,7 |
144,5 |
Коэффициент самообеспечения, % |
50,0 |
51,3 |
55,5 |
60,1 |
64,7 |
85,0 |
3.5. Помимо увеличения племенной базы, производства высококачественной продукции и наполнения внутреннего рынка мясом птицы, реализация Программы обеспечит сохранение рабочих мест и начиная с 2012 года обеспечит ежегодное создание около 100 новых рабочих мест в сельских территориях, а также дополнительное поступление налогов. По сравнению с 2009 годом в бюджеты всех уровней за 2011-2012 годы объем налоговых поступлений увеличится на 147 млн. рублей.
Расчет социально-экономической эффективности реализации Программы и эффективности использования бюджетных средств приведен в таблице 11.
Таблица 11
Социально-экономическая эффективность реализации программы
Достичь указанных результатов Программы планируется за счет реализации программных мероприятий, направленных на создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли птицеводства.
IV. Перечень и описание программных мероприятий
4.1. Государственная поддержка реализации инвестиционных проектов в отраслях специализации агропромышленного комплекса.
Основными проблемами, влияющими на инвестиционную привлекательность мясного животноводства, являются диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, длительная окупаемость инвестиционных проектов, на срок которой влияют величина капитальных вложений и прибыльность инвестиционных проектов.
4.1.1. Цель мероприятия - рост доходов сельского населения за счет развития конкурентных преимуществ приоритетных отраслей путем реализации комплексных инвестиционных проектов в птицеводстве и увеличения объемов реализованной продукции. Положительное влияние на рост объемов производства и реализации продукции сельского хозяйства окажет увеличение объема инвестиций в отрасль.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
повышение инвестиционной привлекательности птицеводства путем реализации инвестиционных проектов на основе конкурсного отбора;
рост производительности труда;
увеличение объемов реализованной продукции за счет субсидирования части затрат, в том числе инвестиционных.
4.1.2. Механизм реализации - поддержка и реализация инвестиционных проектов предполагает возмещение части затрат при создании новых производств и техническом переоснащении организаций агропромышленного комплекса и субъектов малых форм хозяйствования.
Мероприятие будет осуществляться на основе отбора инвестиционных предложений организаций агропромышленного комплекса и субъектов малых форм хозяйствования по следующим инвестиционным проектам: "Развитие отрасли птицеводства в Пермском крае" и другие. Отбор инвестиционных проектов и их реализацию планируется осуществлять по принципу развития "точек роста" с учетом территориальных, социальных и инфраструктурных особенностей. Стимулирование увеличения объемов реализованной продукции будет обеспечено поддержкой прироста натуральных показателей и эффективности производства.
4.1.3. В рамках данной региональной программы планируется стимулировать создание принципиально новой инженерно-технической базы птицеводства и использование техники и технологий нового поколения.
Прирост производства птицы в основном будет обеспечен за счет реконструкции птицеводческих комплексов индустриального типа и строительства новых высокотехнологичных предприятий.
Инвестиционные проекты будут осуществлены на основе системной технологической модернизации отрасли с применением интенсивных и ресурсосберегающих технологий. В рамках указанных инвестиционных проектов планируется также строительство инфраструктурных объектов.
4.2. Государственная поддержка увеличения объемов реализованной сельскохозяйственной продукции.
Для ускоренного развития отрасли птицеводства необходима государственная поддержка наращивания объемов производства и реализации мяса исходя из приоритетов. Необходимость поддержки обусловлена длительным инвестиционным циклом производства, ценовой диспропорцией между сельскохозяйственной и промышленной продукцией.
4.2.1. Цель мероприятия - увеличение объемов производства и реализации мяса птицы за счет возмещения части затрат на его производство.
4.2.2. Механизм реализации - предоставление субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на производство и реализацию мяса птицы.
4.2.3. Расчет субсидий производится по ставке за единицу реализованной сельскохозяйственной продукции с учетом специализации сельскохозяйственных организаций.
Субсидии имеют регулирующий характер, учитывают финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей и позволяют стимулировать организации на увеличение объемов реализованной продукции, повышение рентабельности от производственной деятельности. Распределение бюджетных ассигнований между направлениями, определенными механизмом реализации, утверждается приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
4.3. Формирование общих условий функционирования агропромышленного комплекса.
Отрасль сельского хозяйства, в том числе отрасль птицеводства, находится в условиях более низкой инвестиционной привлекательности по причине высокой степени рисков и существенной социальной нагрузки на сельскохозяйственное производство. Сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства населения зачастую ограничены в возможностях развития производства за счет собственных ресурсов. Основой конкуренции является техническая и технологическая модернизация организаций агропромышленного комплекса.
4.3.1. Цель мероприятия - стабилизация финансово-экономического состояния сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, малых форм хозяйствования, а также организаций, осуществляющих первичную и последующую (промышленную) переработку продукции мясного животноводства. Для достижения поставленной цели необходимо стимулировать увеличение объемов привлеченных кредитов и займов.
Реализация мероприятия планируется в целях расширения доступности кредитных ресурсов, прежде всего на строительство, реконструкцию и модернизацию птицеводческих комплексов (ферм), а также на строительство инфраструктурных объектов.
4.3.2. Механизм реализации - предоставление субсидий на возмещение части затрат, связанных с выплатой процентных ставок по краткосрочным кредитам и займам, по инвестиционным кредитам, по кредитам на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства, по кредитам (займам) малых форм хозяйствования на селе.
4.4. Кадры, консалтинг, аутсорсинг, научно-исследовательская работа в агропромышленном комплексе.
Важным фактором роста эффективности отрасли птицеводства является укомплектованность сельскохозяйственных организаций высококвалифицированным персоналом. Недостаток квалифицированных работников и низкое качество их подготовки не позволяют эффективно использовать высокотехнологичные факторы производства, совершенствовать и развивать отраслевую специализацию. Не решена проблема повышения эффективности менеджмента в отрасли, что усугубляется отсутствием единой системы консалтинга и информационного обеспечения.
4.4.1. Цель мероприятия - привлечение высококвалифицированных специалистов в птицеводство, повышение эффективности научно-исследовательских разработок и увеличение их прикладного значения, создание системы эффективного информационно-консультационного обслуживания, аутсорсинга, проведение научно-исследовательских работ, развитие рынка консультационных услуг.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
развитие кадрового потенциала в птицеводстве;
оказание информационно-консультативной поддержки;
проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям отрасли;
реализация мероприятий по закреплению кадров в птицеводстве, повышению квалификации менеджеров, технологов, операторов и др.
4.4.2. В соответствии с поставленной целью необходимо проведение организационных мероприятий по развитию аграрного образования в рамках агропромышленного кластера на территории Пермского края. Данные мероприятия включают:
совершенствование профессионального аграрного образования и развитие системы целевой подготовки специалистов сельского хозяйства из числа сельской молодежи в средних и высших профессиональных учебных заведениях Пермского края;
создание краевого резерва высококвалифицированных специалистов, способных возглавить сельскохозяйственные организации, организация их переподготовки и стажировки;
закрепление сельскохозяйственных организаций в качестве базовых для средних и высших профессиональных учебных заведений Пермского края и создание на отдельных из них научно-производственных центров;
совершенствование законодательства Пермского края в части закрепления молодых специалистов на селе;
создание и развитие отраслевой системы мониторинга кадрового обеспечения агропромышленного комплекса.
4.4.3. Механизм реализации:
4.4.3.1. финансирование мероприятий, предусмотренных статьей 2 Закона Пермского края от 05 августа 2007 г. N 81-ПК "О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций Пермского края";
4.4.3.2. предоставление субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на оплату по договорам оказания аутсорсинговых услуг.
4.5. Государственная поддержка мероприятий по регулированию развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Развитие рынка мяса и мясопродуктов осуществляется для обеспечения приоритетного доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей Пермского края на продовольственный рынок, снижения их затрат и увеличения доходности от реализации произведенной продукции.
4.5.1. Цель мероприятия - максимально возможное насыщение регионального рынка продовольствия продукцией сельскохозяйственных товаропроизводителей Пермского края и ввоз недостающего количества продовольствия преимущественно в виде сырья с целью дальнейшей его переработки.
4.5.2. Механизм реализации:
4.5.2.1. проведение организационных мероприятий по выстраиванию партнерских взаимоотношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями и предприятиями перерабатывающей промышленности в Пермском крае, а также повышение загруженности перерабатывающих мощностей; по привлечению на товарный рынок продукции личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств; по развитию сети фирменной, кооперативной и иной оптовой и розничной торговли;
4.5.2.2. организация мероприятий по созданию и продвижению краевых товарных знаков сельскохозяйственной продукции Пермского края, а также мероприятий в рамках проекта "Покупай пермское!";
4.5.2.3. финансирование проведения на территории Пермского края агропромышленных выставок, выставок-ярмарок, аграрных форумов, а также организация единого выставочного пространства Пермского края на ведущих региональных, всероссийских и некоторых специализированных международных агропродовольственных выставках за счет средств краевого бюджета;
4.5.2.4. предоставление субсидий на возмещение части затрат участникам агропродовольственных выставок.
4.6. Кроме того, с целью ускоренного развития птицеводства в Пермском крае реализуются следующие меры поддержки.
Развитие производственной инфраструктуры, а именно строительство дорог, подключение к электросетям, к газовым сетям и т.д. Финансирование развития инфраструктуры осуществляется в рамках регионального фонда софинансирования расходов.
Формирование залоговой базы для кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе в рамках ОАО "Пермский центр развития предпринимательства", функционирующего как гарантийный фонд. На территории Пермского края функционирует ОАО "Агентство содействия инвестициям Пермского края", поддерживающее инвестиционные проекты инновационного характера.
В рамках краевой целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы", утвержденной Законом Пермского края от 10 декабря 2008 г. N 351-ПК, осуществляются мероприятия по государственной поддержке племенного животноводства в целях сохранения и наращивания поголовья, а также противоэпизоотические мероприятия, направленные на диагностику, профилактику и ликвидацию карантинных и особо опасных болезней в целях предотвращения потерь птицеводческой продукции и повышения ее качества.
На сегодняшний день в Пермском крае оптимальный уровень обеспеченности земельными ресурсами. Площади земельных угодий составляют 1087,7 тыс. га.
V. Ресурсное обеспечение Программы
5.1. Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных краевой целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы", утвержденной Законом Пермского края от 10 декабря 2008 г. N 351-ПК.
5.2. Объем средств, необходимый для реализации мероприятий Программы, рассчитан с учетом:
средних по региону производственных издержек на производство мяса птицы и племенного материала;
экспертных оценок капитальных вложений на технологическое оборудование птицеводческих ферм и центров по оказанию сервисных услуг;
средних цен на племенное поголовье по импорту и внутри страны;
среднерегиональных расходов на содержание поголовья в племенных заводах и племенных репродукторах.
5.3. Общая потребность финансового обеспечения Программы на 2011-2012 годы составит 1 689,2 млн. рублей, в том числе 313,2 млн. рублей - из бюджета Пермского края. Данные по объемам и источникам финансирования всех мероприятий Программы приведены в таблице 12.
Таблица 12
Общая потребность в финансировании мероприятий Программы и источники финансирования, млн.руб.
N п/п |
Мероприятие |
Источник |
2011 год |
2012 год |
Всего за 2011-2012 годы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Государственная поддержка реализации инвестиционных проектов в отраслях специализации агропромышленного комплекса |
бюджет Пермского края |
38,3 |
28,9 |
67,2 |
внебюджетные средства |
153,3 |
115,6 |
268,9 |
||
всего |
191,6 |
144,5 |
336,1 |
||
2 |
Государственная поддержка увеличения объемов реализованной сельскохозяйственной продукции |
бюджет Пермского края |
81,5 |
84,4 |
165,9 |
внебюджетные средства |
371,5 |
384,4 |
755,9 |
||
всего |
453,0 |
468,8 |
921,8 |
||
3 |
Формирование общих условий функционирования агропромышленного комплекса |
бюджет Пермского края |
33,0 |
32,7 |
65,7 |
федеральный бюджет |
93,3 |
103,0 |
196,3 |
||
внебюджетные средства |
70,5 |
83,1 |
153,6 |
||
всего |
196,8 |
218,8 |
415,6 |
||
4 |
Кадры, консалтинг, аутсорсинг, научно-исследовательская работа в агропромышленном комплексе |
бюджет Пермского края |
5,7 |
5,6 |
11,3 |
внебюджетные средства |
0,7 |
0,7 |
1,4 |
||
всего |
6,4 |
6,3 |
12,7 |
||
5 |
Государственная поддержка мероприятий по регулированию развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия |
бюджет Пермского края |
1,5 |
1,5 |
3,0 |
внебюджетные средства |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
всего |
1,5 |
1,5 |
3,0 |
||
6 |
Всего по Программе |
бюджет Пермского края |
160,0 |
153,1 |
313,1 |
федеральный бюджет |
93,3 |
103,0 |
196,3 |
||
внебюджетные средства |
596,0 |
583,8 |
1 179,8 |
||
всего |
849,3 |
839,9 |
1 689,2 |
VI. Система управления реализацией Программы
6.1. Управление реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, являющееся координатором и исполнителем Программы.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края:
обеспечивает согласованные действия участников Программы по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального и краевого бюджетов;
составляет и в установленном порядке представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год;
подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе реализации Программы.
6.2. Участниками Программы являются привлекаемые к реализации программных мероприятий органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, а также хозяйствующие субъекты различных форм собственности в соответствии с действующим законодательством (сельскохозяйственные товаропроизводители, перерабатывающие предприятия, иные хозяйствующие субъекты).
6.3. Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых исполнителями Программы с участниками отдельных мероприятий, или путем предоставления субсидий участникам Программы в порядке, установленном Правительством Пермского края в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.4. Финансовый контроль использования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию Программы, осуществляется контролирующими органами в соответствии с действующим законодательством.
6.5. Механизм реализации целей и задач Программы по соответствующим направлениям Программы детализируется в порядках предоставления субсидий, утверждаемых нормативными правовыми актами Правительства Пермского края на весь период действия Программы.
6.6. Предоставление субсидий осуществляется в соответствии с утвержденным уполномоченным органом реестром получателей субсидий. Порядок формирования и условия включения в реестр получателей субсидий определяется нормативным правовым актом, утвержденным Правительством Пермского края.
Сельскохозяйственные товаропроизводители, получившие убыток от реализации сельскохозяйственной продукции в течение последних трех лет, с 2010 года не включаются в реестр бюджетополучателей.
6.7. Оценка рисков реализации Программы.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура товаров и услуг для села, а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию мяса и трудностям с его реализацией;
природно-климатические риски;
внутренние риски:
организационные риски, запаздывание с реализацией мероприятий;
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита).
Управление рисками в рамках реализации Программы проводится в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителя и участников Программы.
------------------------------
1 Финансирование мероприятий настоящей Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных краевой целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы", утвержденной Законом Пермского края от 10 декабря 2008 г. N 351-ПК.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства сельского хозяйства Пермского края от 12 декабря 2011 г. N СЭД-25-01.1-02-115 "Об утверждении комплексной программы "Региональная экономически значимая программа "Развитие птицеводства в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года"
Текст приказа опубликован в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 2 января 2012 г. N 1 (180)
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 15 марта 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-34 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 1 октября 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-85
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 14 сентября 2012 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства Пермского края от 16 января 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-1