Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 1 октября 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-85 в наименование настоящего приказа внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного приказа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 14 сентября 2012 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства Пермского края
от 12 декабря 2011 г. N СЭД-25-01.1-02-116
"Об утверждении комплексной программы "Региональная экономически значимая программа "Развитие свиноводства в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года"
1 октября 2012 г.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 29 декабря 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-163 (в редакции приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 29 января 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-7) настоящий приказ признан утратившим силу с 1 января 2013 г.
Во исполнение положений подраздела "Поддержка экономически значимых программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации" раздела V Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 приказываю:
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 1 октября 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-85 в пункт 1 настоящего приказа внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного приказа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 14 сентября 2012 г.
1. Утвердить прилагаемую комплексную программу "Региональная экономически значимая программа "Развитие свиноводства в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года".
2. Финансирование указанной в пункте 1 подпрограммы обеспечить за счет общего объема средств, предусмотренных краевой целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы", утвержденной Законом Пермского края от 10 декабря 2008 г. N 351-ПК.
3. Настоящий приказ подлежит обязательному опубликованию.
4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра, начальника управления формирования аграрной политики И.П. Огородова.
Министр |
А.П. Логачев |
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 1 октября 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-85 в настоящую Комплексную программу внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного приказа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 14 сентября 2012 г.
Комплексная программа
"Региональная экономически значимая программа "Развитие свиноводства в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года"
(утв. приказом Министерства сельского хозяйства Пермского края от 12 декабря 2011 г. N СЭД 25-01.1-02-116)
1 октября 2012 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Комплексная программа "Региональная экономически значимая программа "Развитие свиноводства в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа) |
|||
Основание для разработки Программы |
постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 "Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы"; постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации"; приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15 августа 2011 года N 270 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1042"; краевая целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы", утвержденная Законом Пермского края от 10 декабря 2008 г. N 351-ПК |
|||
Заказчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края |
|||
Основные разработчики Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края |
|||
Цель Программы |
Создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли свиноводства. Создание к 2020 году не менее 950 рабочих мест в отрасли свиноводства. Увеличение объемов производства мяса свиней в живом (убойном) весе в 1,5 раза: с 38,1 (26,1) тыс. тонн в 2009 г. до 42,0 (28,8) тыс. тонн в 2012 г. и 58,0 (39,7) тыс. тонн в 2020 г. |
|||
Основные задачи |
Увеличение объемов производства мяса свиней за счет ускоренной реализации инвестиционных проектов. Стимулирование роста эффективности отрасли за счет выплаты дифференцированных субсидий. Реализация мер по развитию рынка мяса. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров. Развитие свиноводства на основе углубления специализации при воспроизводстве поголовья высокопродуктивных и технологичных пород и гибридов. Формирование благоприятных макроэкономических условий для деятельности отрасли свиноводства. |
|||
Участники Программы |
Органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края; сельскохозяйственные товаропроизводители; перерабатывающие предприятия; иные хозяйствующие субъекты |
|||
Основные мероприятия Программы |
Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли свиноводства, направленных на достижение поставленных целей: 1. государственная поддержка реализации инвестиционных проектов; 2. государственная поддержка увеличения объемов реализованной сельскохозяйственной продукции; 3. формирование общих условий функционирования агропромышленного комплекса; 4. кадры, консалтинг, аутсорсинг, научно-исследовательская работа в агропромышленном комплексе; 5. государственная поддержка мероприятий по регулированию развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия |
|||
Сроки и этапы реализации Программы |
2011-2012 годы и период до 2020 года |
|||
Исполнители Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края |
|||
Объемы и источники финансирования Программы1 |
Общая потребность финансового обеспечения Программы на 2011-2012 годы составит 1384,3 млн. рублей, в том числе 225,2 млн. рублей - из бюджета Пермского края
|
|||
Источники финансирования |
2011 год |
2012 год |
Всего за 2011-2012 годы |
|
бюджет Пермского края |
114,9 |
110,3 |
225,2 |
|
федеральный бюджет |
78,5 |
86,8 |
165,3 |
|
внебюджетные средства |
502,0 |
491,8 |
993,8 |
|
всего |
695,4 |
688,9 |
1384,3 |
|
Целевые индикаторы и показатели Программы |
Количество вновь созданных рабочих мест. Увеличение поступления налогов в бюджеты всех уровней. Объемы производства мяса свиней в живом (убойном) весе. Поголовье свиней. |
|||
Ожидаемые результаты реализации Программы |
1. Повышение занятости населения, создание к 2020 году не менее 950 дополнительных рабочих мест, увеличение поступления налогов в бюджеты всех уровней за 2011 - 2012 годы на 106,2 млн.руб. 2. Увеличение объемов производства мяса свиней в живом (убойном) весе в 1,5 раза: с 38,1 (26,1) тыс. тонн в 2009 г. до 42,0 (28,8) тыс. тонн в 2012 г. и 58,0 (39,7) тыс. тонн в 2020 г. |
|||
Система управления и контроля |
Общее руководство и контроль реализации Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края. Финансовый контроль использования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию Программы, осуществляется контролирующими органами в соответствии с действующим законодательством |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
1.1. Анализ состояния отрасли мясного животноводства в Пермском крае
Животноводческое направление является приоритетным для сельского хозяйства Пермского края, что подтверждается высокой долей молочного и мясного животноводства в структуре товарной продукции - их удельный вес составляет более 80%. Поэтому мясное животноводство играет значимую роль в развитии сельского хозяйства Пермского края. Потребность населения Пермского края в мясе удовлетворяется как за счет собственного производства, так и за счет ввоза продукции из других регионов. В 2009 году общий объем потребления мяса в крае составил 154,4 тыс. тонн, в то же время в регионе всеми категориями хозяйств произведено 77,3 тыс. тонн мяса, в том числе: 23,1 тыс. тонн говядины, 26,1 тыс. тонн свинины, 26,9 тыс. тонн мяса птицы. Баланс потребления и производства мяса представлен в таблице 1.
Таблица 1
Баланс производства и потребления мяса и мясопродуктов по Пермскому краю, тыс. тонн
Мясо и мясопродукты |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Остаток на начало года |
14,7 |
13,3 |
12,5 |
13,4 |
12,9 |
12,4 |
Производство |
97,5 |
81,3 |
81,1 |
83,4 |
77,2 |
77,3 |
Ввоз |
44,1 |
66,6 |
69,6 |
77,9 |
84,1 |
92,2 |
в том числе импорт |
|
15,4 |
18 |
30,1 |
31,7 |
10,6 |
удельный вес ввозимой продукции (в фонде потребления), % |
31,4 |
47,4 |
48,3 |
51,5 |
56,3 |
59,7 |
Вывоз |
1,3 |
8 |
5,4 |
10,2 |
12,1 |
14,5 |
удельный вес вывозимой продукции (в объеме производства), % |
1,3 |
9,8 |
6,7 |
12,2 |
15,7 |
18,8 |
Фонд потребления |
140,3 |
140,4 |
144,1 |
151,2 |
149,5 |
154,4 |
в том числе в расчете на душу населения, кг |
47,4 |
50,9 |
52,6 |
55,5 |
56,5 |
57,1 |
Остаток на конец периода |
14 |
12,5 |
13,4 |
12,9 |
12,4 |
12,7 |
Коэффициент самообеспечения, % |
70,5 |
57,8 |
56,2 |
55,0 |
50,3 |
50,0 |
Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края
В настоящее время мясом собственного производства Пермский край обеспечивает население лишь наполовину. По данным баланса видно, что за период с 2000-го по 2010 годы объемы производства мяса и коэффициент самообеспечения Пермского края мясом существенно снизились. За исследуемый период почти в 2 раза увеличились объемы ввозимой на территорию Пермского края мясной продукции, вывоз же произведенной продукции за пределы региона незначителен (порядка 10-15%).
Потребление мяса на душу населения в Пермском крае в 2009 году составило 57,5 кг, что в среднем ниже, чем по Российской Федерации - 66,7 кг (таблица 2) и ниже рекомендуемых медицинских норм питания. Согласно нормам питания среднегодовое потребление мяса и мясопродуктов должно составлять 81 кг на душу населения. Вышеприведенные данные свидетельствуют о потенциале рынка и возможностях увеличения производства и реализации мяса и мясопродуктов в Пермском крае. Поэтому одной из основных задач деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края на среднесрочную перспективу является увеличение доли собственного производства мяса в фонде потребления до 60% к 2012 году и до 85% к 2020 году.
Таблица 2
Среднедушевое потребление мяса по видам в Российской Федерации в 2009 году
Вид мяса |
Все виды |
Птица |
Свинина |
Говядина |
Потребление на душу населения, кг/год |
66,7 |
25 |
20 |
18 |
Источник: Росстат
Тенденции в производстве мяса различны по его видам. Динамика производства мяса по видам приведена в таблице 3.
Таблица 3
Производство мяса в хозяйствах всех категорий в Пермском крае (по видам), тыс. тонн
Показатель |
1985 |
1990 |
2000 |
2008 |
2009 |
2009 к 1985, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Скот и птица в живом весе |
187,7 |
238,9 |
150,3 |
115,0 |
117,5 |
62,6 |
Скот и птица в убойном весе |
140,6 |
155,1 |
97,5 |
77,2 |
77,3 |
60,0 |
Мясо крупного рогатого скота |
79,6 |
65,3 |
38,4 |
24,6 |
23,1 |
29,0 |
Мясо свиней |
39,2 |
56,8 |
37,6 |
28,5 |
26,1 |
66,6 |
Мясо птицы |
20,2 |
28,6 |
19,4 |
22,7 |
26,9 |
133,2 |
Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края
По данным таблицы 3 видно, что максимальные объемы производства мяса приходились на начало 90-х годов, когда потребности Пермского края полностью покрывались за счет собственного производства. Затем к 2000 году произошло существенное снижение объемов производства, продолжающееся и до настоящего момента. В последние годы наблюдается рост производства мяса птицы, но эта тенденция не перекрывает серьезного снижения производства мяса свиней и крупного рогатого скота (далее - КРС).
Таблица 4
Производство в Пермском крае скота и птицы на убой (в убойном весе), тыс. тонн
Категории хозяйств |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Хозяйства всех категорий |
97,5 |
81,3 |
81,1 |
83,4 |
77,2 |
77,3 |
Сельскохозяйственные организации |
56,2 |
51,8 |
54,4 |
56,9 |
54,8 |
56,9 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели |
0,8 |
0,8 |
1,2 |
1,3 |
1,2 |
1 |
Хозяйства населения |
40,5 |
28,7 |
25,5 |
25,2 |
21,2 |
19,4 |
Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края
Производство мяса в Пермском крае осуществляется и в сельскохозяйственных организациях, и на личных подворьях (таблица 4). В 2005-2008 годах произошло резкое сокращение объемов производства мяса КРС и мяса свиней в хозяйствах населения, а также в небольших сельскохозяйственных организациях, что в основном было связано с резким ростом цен на зерно. Таким образом, в 2007-2009 годах основными производителями животноводческой продукции в Пермском крае являлись сельскохозяйственные предприятия, ими производилось около 70% мяса. Необходимо также отметить, что большинство мясокомбинатов Пермского края работают на привозном сырье, что приводит к отсутствию спроса на мясо со стороны перерабатывающих предприятий. Отсутствие эффективного забоя существенно ограничивает производство мяса в небольших сельскохозяйственных организациях и в личных подсобных хозяйствах населения. Указанные факторы в настоящее время существенно сдерживают развитие мясного рынка в Пермском крае.
1.2. Свиноводство
Важную роль в обеспечении населения мясом играет свиноводство. В общем объеме производства мяса в Пермском крае почти треть приходится на свинину. Две трети производимой в Пермском крае свинины приходится на долю сельскохозяйственных организаций, динамика производства мяса в которых стабильна. Сокращение производства свинины в Пермском крае в основном происходит за счет сокращения в хозяйствах населения (с 2000 года объемы производства сократились более чем в 2 раза). Новых инвестиционных проектов по свиноводству за последние годы не реализовано. Структура и динамика производства свинины по категориям хозяйств представлены в таблице 5.
Таблица 5
Производство в Пермском крае свинины в убойном весе, тыс. тонн
Категории хозяйств |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Хозяйства всех категорий |
37,6 |
32,4 |
31,7 |
33,6 |
28,5 |
26,1 |
Сельскохозяйственные организации |
18,9 |
17,7 |
18,2 |
20,3 |
18,5 |
17,8 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели |
0,3 |
0,4 |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
0,4 |
Хозяйства населения |
18,4 |
14,3 |
12,9 |
12,7 |
9,4 |
7,9 |
Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края
Основным производителем и поставщиком свинины в Пермском крае является открытое акционерное общество "Пермский свинокомплекс", находящееся в федеральной собственности. Предприятие ежегодно производит 18-24 тыс. тонн свинины в живом весе (в 2008 году произвели 20,2 тыс. тонн, в 2009 году - 22,1 тыс. тонн), увеличивает глубину переработки своей продукции и занимает определенное место на рынке полутуш, крупнокусковых полуфабрикатов и готовых мясных изделий.
Деятельность комплекса направлена на предоставление товарных услуг в виде качественной продукции своего производства: свинины для мясокомбинатов (в живом весе), племенного свинопоголовья, непосредственно свинины, прочей продукции собственного производства.
Производство свинины в регионе в целом можно считать стабильным. Анализ финансово-экономических показателей состояния отрасли свиноводства представлен в таблице 6.
Таблица 6
Анализ состояния свиноводства в регионе
Показатели |
Ед.изм. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2009 г. к 2007 году, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Поголовье свиней, всего |
тыс. голов |
222,1 |
211,84 |
213,1 |
95,9 |
2. Валовое производство свинины в живом весе |
тыс. тонн |
42,8 |
38,1 |
38,1 |
89,0 |
3. Валовое производство свинины в убойном весе |
тыс. тонн |
33,6 |
28,5 |
26,1 |
77,7 |
4. Производство на душу населения |
кг |
12,3 |
10,5 |
9,7 |
78,9 |
5. Валовое производство свинины в убойном весе в сельскохозяйственных организациях |
тыс. тонн |
20,3 |
18,5 |
17,8 |
87,7 |
7. Количество реализованной продукции |
тыс. тонн |
25,6 |
24,0 |
24,7 |
96,5 |
8. Себестоимость реализованной продукции |
млн.руб. |
1283,6 |
1524,6 |
1556,4 |
121,2 |
9. Выручка от реализации |
млн.руб. |
1147,6 |
1557,9 |
1696,5 |
147,8 |
10. Рентабельность производства мяса с государственной поддержкой |
% |
н/д |
н/д |
9,31 |
х |
без государственной поддержки |
% |
-10,59 |
2,19 |
9,0 |
х |
Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края
В состав существующего в Пермском крае свинокомплекса входят селекционно-гибридный центр на 1500 свиноматок, два промышленных комплекса для выращивания и откорма свиней общей проектной мощностью 216 тыс. голов в год. В структуру предприятия также входит комбикормовый завод мощностью 100 тыс. тонн комбикормов в год.
Существующие производственные предприятия в свиноводстве нуждаются в модернизации и реконструкции, в результате которых планируется увеличение производительности имеющихся мощностей, снижение себестоимости выпускаемой продукции и за счет этого повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, а также увеличение объемов производства и рынков сбыта. Основные разводимые породы - крупная белая, ландрас, дюрок.
При выращивании свиней необходима узкая специализация, в побочном или подсобном хозяйстве данное производство не выгодно. Стратегия развития свиноводства возможна в двух направлениях - строительство индустриальных свинокомплексов с поголовьем свыше 60 тыс. голов и строительство небольших автоматизированных модульных свинарников на 3-12 тыс. голов. Развитие свиноводства зависит от наличия отраслевой инфраструктуры - племенной работы, забоя и переработки.
В период с 2011 по 2014 г.г. на территории Пермского муниципального края ООО "Мулянский свинокомплекс", входящий в холдинг "Ко-ПИТАНИЯ", планируется строительство свинокомплекса и мясоперерабатывающего завода. Проектная мощность нового свинокомплекса составит 30 тыс. тонн мяса в год.
II. Основные цели, задачи и направления государственной поддержки свиноводства в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года
2.1. Цель Программы - создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли свиноводства, увеличение объемов производства продукции свиноводства и повышение конкурентоспособности продукции, увеличение обеспеченности потребностей внутреннего рынка в мясе свиней и рост объемов реализации за пределами Пермского края, создание рабочих мест.
2.2. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
увеличение производства мяса свиней за счет ускоренной реализации инвестиционных проектов, связанных с приобретением техники и технологического оборудования, племенного поголовья;
стимулирование роста продуктивности отрасли за счет выплаты субсидий, дифференцированных с учетом продуктивности;
ориентация производителей на значительное обновление поголовья свиней за счет закупки высокопродуктивного племенного скота новых пород с высоким генетическим потенциалом;
развитие кадрового потенциала, оказание информационно-консультационной поддержки;
реализация мер по развитию рынка мяса, продвижение продукции пермских товаропроизводителей на внутренние и внешние рынки сбыта.
2.3. Государственная поддержка будет направлена на развитие следующих процессов в свиноводстве:
развитие свиноводства на основе углубления специализации при воспроизводстве поголовья высокопродуктивных и технологичных пород и гибридов;
формирование благоприятных макроэкономических условий для развития свиноводства;
комплектация селекционных хозяйств высокопродуктивными и технологичными породами животных;
увеличение объемов и качества кормов;
реализация инновационных технологий и научных разработок;
2.4. На решение основных задач направлены следующие мероприятия (подробнее мероприятия описаны в разделе IV Программы):
государственная поддержка реализации инвестиционных проектов;
государственная поддержка увеличения объемов реализованной сельскохозяйственной продукции;
формирование общих условий функционирования агропромышленного комплекса;
кадры, консалтинг, аутсорсинг, научно-исследовательская работа в агропромышленном комплексе;
государственная поддержка мероприятий по регулированию развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
III. Целевые индикаторы, ожидаемые результаты и социально-экономическая эффективность Программы
3.1. Мероприятия Программы приведут к значительному увеличению основных показателей эффективности деятельности отрасли. Основные целевые индикаторы Программы и их значения по годам приведены в таблице 7. За счет реализации мероприятий планируется к 2012 году увеличить производство мяса в живом весе более чем на 110% от уровня 2009 года, а к 2020 году - на 152%.
Таблица 7
Производство свинины в хозяйствах всех категорий в Пермском крае (по видам), тыс. тонн
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2012 к 2009 году |
2015 |
2020 |
2020 к 2009 году |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Свинина |
38,1 |
36,6 |
40,0 |
42,0 |
110% |
47,0 |
58,0 |
152% |
3.2. Объемы производства и потребления свинины представлены в таблице 8.
Таблица 8
Баланс производства и потребления свинины
|
Оценка |
Прогноз |
||||||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2015 г. |
2020 г. |
|
|
|
|
|
|
производство |
потребление |
производство |
потребление |
производство |
потребление |
производство |
потребление |
производство |
потребление |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Свинина |
25,1 |
45 |
27,4 |
45 |
28,8 |
45 |
32,2 |
45 |
39,7 |
45 |
3.3. Высокие темпы роста производства мяса в Пермском крае будут обеспечены за счет увеличения поголовья, а также роста продуктивности и эффективности отрасли. Динамика поголовья свиней представлена в таблице 9.
Таблица 9
Динамика поголовья
Поголовье |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2012 к 2009 |
2015 |
2020 |
2020 к 2009 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Свиньи |
213,1 |
195,0 |
206,9 |
210,9 |
99% |
216,0 |
229,9 |
108% |
3.4. Реализация Программы позволит увеличить количество созданных рабочих мест сельских территориях, а также дополнительное поступление налогов. По сравнению с 2009 годом в бюджеты всех уровней за 2011-2012 годы объем налоговых поступлений увеличится на 106,2 млн. рублей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца после слов "рабочих мест" пропущен предлог "на"
Расчет социально-экономической эффективности реализации Программы и эффективности использования бюджетных средств приведен в таблице 10.
Таблица 10
Социально-экономическая эффективность реализации программы
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2020 |
2020 г. к 2009 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Объем производства свинины, тыс. тонн в живой массе |
38,1 |
36,6 |
40,0 |
42,0 |
58,0 |
152% |
2. Выручка (нетто) от продажи мяса и мясопродуктов сельскохозяйственных организаций, млн.руб. |
1545 |
1654 |
1892 |
2157 |
3474 |
225% |
3. Прирост выручки (нетто) от продажи мяса и мясопродуктов сельскохозяйственных организаций от уровня 2009 года, млн.руб. |
0 |
109 |
347 |
612 |
1929 |
|
4. Начисление налогов, млн.руб. |
171,6 |
183,6 |
210 |
239,4 |
385,8 |
225% |
5. Ежегодный прирост налогов отрасли мясного животноводства к уровню 2009 года, млн.руб. |
0 |
12 |
38,4 |
67,8 |
214,2 |
|
6. Рабочие места, чел. |
2330 |
2334 |
2428 |
2523 |
3280 |
141% |
Достичь указанных результатов Программы планируется за счет реализации программных мероприятий, направленных на создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли свиноводства.
IV. Перечень и описание программных мероприятий
4.1. Государственная поддержка реализации инвестиционных проектов.
Основными проблемами, влияющими на инвестиционную привлекательность свиноводства, являются диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, длительная окупаемость инвестиционных проектов, на срок которой влияют величина капитальных вложений и прибыльность инвестиционных проектов.
4.1.1. Цель мероприятия - рост доходов сельского населения за счет развития конкурентных преимуществ приоритетных отраслей путем реализации комплексных инвестиционных проектов в свиноводстве и увеличения объемов реализованной продукции. Положительное влияние на рост объемов производства и реализации продукции сельского хозяйства окажет увеличение объема инвестиций в отрасль.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
повышение инвестиционной привлекательности свиноводства путем реализации инвестиционных проектов на основе конкурсного отбора;
рост производительности труда;
увеличение объемов реализованной продукции за счет субсидирования части затрат, в том числе инвестиционных.
4.1.2. Механизм реализации - поддержка и реализация инвестиционных проектов предполагает возмещение части затрат при создании новых производств и техническом переоснащении организаций агропромышленного комплекса и субъектов малых форм хозяйствования.
Мероприятие будет осуществляться на основе отбора инвестиционных предложений организаций агропромышленного комплекса и субъектов малых форм хозяйствования по инвестиционным проектам: "Развитие отрасли свиноводства в Пермском крае" и другие. Отбор инвестиционных проектов и их реализацию планируется осуществлять по принципу развития "точек роста" с учетом территориальных, социальных и инфраструктурных особенностей. Стимулирование увеличения объемов реализованной продукции будет обеспечено поддержкой прироста натуральных показателей и эффективности производства.
4.1.3. Прирост производства свинины будет обеспечен за счет реконструкции свиноводческих комплексов индустриального типа и строительства новых мощностей по выращиванию и забою свиней.
Инвестиционные проекты будут осуществлены на основе системной технологической модернизации отрасли с применением интенсивных и ресурсосберегающих технологий. В рамках указанных инвестиционных проектов планируется также строительство инфраструктурных объектов.
4.2. Государственная поддержка увеличения объемов реализованной сельскохозяйственной продукции.
Для ускоренного развития отрасли свиноводства необходима государственная поддержка наращивания объемов производства и реализации свинины исходя из приоритетов. Необходимость поддержки обусловлена длительным инвестиционным циклом производства, ценовой диспропорцией между сельскохозяйственной и промышленной продукцией.
4.2.1. Цель мероприятия - увеличение объемов производства и реализации мяса свиней за счет возмещения части затрат на его производство.
4.2.2. Механизм реализации - предоставление субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на производство и реализацию мяса свиней.
4.2.3. Расчет субсидий производится по ставке за единицу реализованного мяса свиней.
Субсидии имеют регулирующий характер, учитывают финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей и позволяют стимулировать организации на увеличение объемов реализованной продукции, повышение рентабельности от производственной деятельности. Распределение бюджетных ассигнований между направлениями, определенными механизмом реализации, утверждается приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
4.3. Формирование общих условий функционирования агропромышленного комплекса.
Отрасль сельского хозяйства, в том числе отрасль свиноводства, находится в условиях более низкой инвестиционной привлекательности по причине высокой степени рисков и существенной социальной нагрузки на сельскохозяйственное производство. Сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства населения зачастую ограничены в возможностях развития производства за счет собственных ресурсов. Основой конкуренции является техническая и технологическая модернизация организаций агропромышленного комплекса.
4.3.1. Цель мероприятия - стабилизация финансово-экономического состояния сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, малых форм хозяйствования, а также организаций, осуществляющих первичную и последующую (промышленную) переработку продукции свиноводства. Для достижения поставленной цели необходимо стимулировать увеличение объемов привлеченных кредитов и займов.
Реализация мероприятия планируется в целях расширения доступности кредитных ресурсов, прежде всего на строительство, реконструкцию и модернизацию свиноводческих комплексов (свинарников), а также на строительство инфраструктурных объектов.
4.3.2. Механизм реализации - предоставление субсидий на возмещение части затрат, связанных с выплатой процентных ставок по краткосрочным кредитам и займам, по инвестиционным кредитам, по кредитам на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства, по кредитам (займам) малых форм хозяйствования на селе.
4.4. Кадры, консалтинг, аутсорсинг, научно-исследовательская работа в агропромышленном комплексе.
Важным фактором роста эффективности отрасли мясного животноводства является укомплектованность сельскохозяйственных организаций высококвалифицированным персоналом. Недостаток квалифицированных работников и низкое качество их подготовки не позволяют эффективно использовать высокотехнологичные факторы производства, совершенствовать и развивать отраслевую специализацию. Не решена проблема повышения эффективности менеджмента в отрасли, что усугубляется отсутствием единой системы консалтинга и информационного обеспечения.
4.4.1. Цель мероприятия - привлечение высококвалифицированных специалистов в свиноводство, повышение эффективности научно-исследовательских разработок и увеличение их прикладного значения, создание системы эффективного информационно-консультационного обслуживания, аутсорсинга, проведение научно-исследовательских работ, развитие рынка консультационных услуг.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
развитие кадрового потенциала в свиноводстве;
оказание информационно-консультативной поддержки;
проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям отрасли;
реализация мероприятий по закреплению кадров в свиноводстве, повышению квалификации менеджеров, технологов и др.
4.4.2. В соответствии с поставленной целью необходимо проведение организационных мероприятий по развитию аграрного образования в рамках агропромышленного кластера на территории Пермского края. Данные мероприятия включают:
совершенствование профессионального аграрного образования и развитие системы целевой подготовки специалистов сельского хозяйства из числа сельской молодежи в средних и высших профессиональных учебных заведениях Пермского края;
создание краевого резерва высококвалифицированных специалистов, способных возглавить сельскохозяйственные организации, организация их переподготовки и стажировки;
закрепление сельскохозяйственных организаций в качестве базовых для средних и высших профессиональных учебных заведений Пермского края и создание на отдельных из них научно-производственных центров;
совершенствование законодательства Пермского края в части закрепления молодых специалистов на селе;
создание и развитие отраслевой системы мониторинга кадрового обеспечения агропромышленного комплекса.
4.4.3. Механизм реализации:
4.4.3.1. финансирование мероприятий, предусмотренных статьей 2 Закона Пермского края от 05 августа 2007 г. N 81-ПК "О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций Пермского края";
4.4.3.2. предоставление субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на оплату по договорам оказания аутсорсинговых услуг.
4.5. Государственная поддержка мероприятий по регулированию развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Развитие рынка мяса свиней и мясопродуктов осуществляется для обеспечения приоритетного доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей Пермского края на продовольственный рынок, снижения их затрат и увеличения доходности от реализации произведенной продукции.
4.5.1. Цель мероприятия - максимально возможное насыщение регионального рынка продовольствия продукцией сельскохозяйственных товаропроизводителей Пермского края и ввоз недостающего количества продовольствия преимущественно в виде сырья с целью дальнейшей его переработки.
4.5.2. Механизм реализации:
4.5.2.1. проведение организационных мероприятий по выстраиванию партнерских взаимоотношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями и предприятиями перерабатывающей промышленности в Пермском крае, а также повышение загруженности перерабатывающих мощностей; по привлечению на товарный рынок продукции личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств; по развитию сети фирменной, кооперативной и иной оптовой и розничной торговли;
4.5.2.2. организация мероприятий по созданию и продвижению краевых товарных знаков сельскохозяйственной продукции Пермского края, а также мероприятий в рамках проекта "Покупай пермское!";
4.5.2.3. финансирование проведения на территории Пермского края агропромышленных выставок, выставок-ярмарок, аграрных форумов, а также организация единого выставочного пространства Пермского края на ведущих региональных, всероссийских и некоторых специализированных международных агропродовольственных выставках за счет средств краевого бюджета;
4.5.2.4. предоставление субсидий на возмещение части затрат участникам агропродовольственных выставок.
4.6. Кроме того, с целью ускоренного развития свиноводства в Пермском крае реализуются следующие меры поддержки.
Развитие производственной инфраструктуры, а именно строительство дорог, подключение к электросетям, к газовым сетям и т.д. Финансирование развития инфраструктуры осуществляется в рамках регионального фонда софинансирования расходов.
Формирование залоговой базы для кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе в рамках ОАО "Пермский центр развития предпринимательства", функционирующего как гарантийный фонд. На территории Пермского края функционирует ОАО "Агентство содействия инвестициям Пермского края", поддерживающее инвестиционные проекты инновационного характера.
В рамках краевой целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы", утвержденной Законом Пермского края от 10 декабря 2008 г. N 351-ПК, осуществляются мероприятия по государственной поддержке племенного животноводства в целях сохранения и наращивания поголовья, а также противоэпизоотические мероприятия, направленные на диагностику, профилактику и ликвидацию карантинных и особо опасных болезней в целях предотвращения потерь животноводческой продукции и повышения ее качества.
На сегодняшний день в Пермском крае оптимальный уровень обеспеченности земельными ресурсами и достаточная кормовая база.
V. Ресурсное обеспечение Программы
5.1. Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных краевой целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы", утвержденной Законом Пермского края от 10 декабря 2008 г. N 351-ПК.
5.2. Объем средств, необходимый для реализации мероприятий Программы, рассчитан с учетом:
средних по региону производственных издержек на производство мяса свиней и племенного материала;
экспертных оценок капитальных вложений на технологическое оборудование мясных ферм и центров по оказанию сервисных услуг;
средних цен на племенной скот по импорту и внутри страны;
среднерегиональных расходов на содержание поголовья в племенных заводах и племенных репродукторах.
5.3. Общая потребность финансового обеспечения Программы на 2011-2012 годы составит 1384,3 млн. рублей, в том числе 225,2 млн. рублей - из бюджета Пермского края. Данные по объемам и источникам финансирования всех мероприятий Программы приведены в таблице 11.
Таблица 11
Общая потребность в финансировании мероприятий Программы и источники финансирования, млн.руб.
N п/п |
Мероприятие |
Источник |
2011 год |
2012 год |
Всего за 2011-2012 годы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Государственная поддержка реализации инвестиционных проектов в отраслях специализации агропромышленного комплекса |
бюджет Пермского края |
32,3 |
24,3 |
56,6 |
внебюджетные средства |
129,2 |
97,4 |
226,6 |
||
всего |
161,5 |
121,7 |
283,2 |
||
2 |
Государственная поддержка увеличения объемов реализованной сельскохозяйственной продукции |
бюджет Пермского края |
48,7 |
52,5 |
101,2 |
внебюджетные средства |
312,9 |
323,9 |
636,8 |
||
всего |
361,6 |
376,4 |
738,0 |
||
3 |
Формирование общих условий функционирования агропромышленного комплекса |
бюджет Пермского края |
27,9 |
27,5 |
55,4 |
федеральный бюджет |
78,5 |
86,8 |
165,3 |
||
внебюджетные средства |
59,4 |
70,0 |
129,4 |
||
всего |
165,8 |
184,3 |
350,1 |
||
4 |
Кадры, консалтинг, аутсорсинг, научно-исследовательская работа в агропромышленном комплексе |
бюджет Пермского края |
4,7 |
4,8 |
9,5 |
внебюджетные средства |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
||
всего |
5,2 |
5,3 |
10,5 |
||
5 |
Государственная поддержка мероприятий по регулированию развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия |
бюджет Пермского края |
1,3 |
1,2 |
2,5 |
внебюджетные средства |
|
|
|
||
всего |
1,3 |
1,2 |
2,5 |
||
6 |
Всего по Программе |
бюджет Пермского края |
114,9 |
110,3 |
225,2 |
федеральный бюджет |
78,5 |
86,8 |
165,3 |
||
внебюджетные средства |
502,0 |
491,8 |
993,8 |
||
всего |
695,4 |
688,9 |
1384,3 |
VI. Система управления реализацией Программы
6.1. Управление реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, являющееся координатором и исполнителем Программы.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края:
обеспечивает согласованные действия участников Программы по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального и краевого бюджетов;
составляет и в установленном порядке представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год;
подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе реализации Программы.
6.2. Участниками Программы являются привлекаемые к реализации программных мероприятий органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, а также хозяйствующие субъекты различных форм собственности в соответствии с действующим законодательством (сельскохозяйственные товаропроизводители, перерабатывающие предприятия, иные хозяйствующие субъекты).
6.3. Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых исполнителями Программы с участниками отдельных мероприятий, или путем предоставления субсидий участникам Программы в порядке, установленном Правительством Пермского края в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.4. Финансовый контроль использования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию Программы, осуществляется контролирующими органами в соответствии с действующим законодательством.
6.5. Механизм реализации целей и задач Программы по соответствующим направлениям Программы детализируется в порядках предоставления субсидий, утверждаемых нормативными правовыми актами Правительства Пермского края на весь период действия Программы.
6.6. Предоставление субсидий осуществляется в соответствии с утвержденным уполномоченным органом реестром получателей субсидий. Порядок формирования и условия включения в реестр получателей субсидий определяется нормативным правовым актом, утвержденным Правительством Пермского края.
Сельскохозяйственные товаропроизводители, получившие убыток от реализации сельскохозяйственной продукции в течение последних трех лет, с 2010 года не включаются в реестр бюджетополучателей.
6.7. Оценка рисков реализации Программы.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура товаров и услуг для села, а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию мяса и трудностям с его реализацией;
природно-климатические риски;
внутренние риски:
организационные риски, запаздывание с реализацией мероприятий;
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита).
Управление рисками в рамках реализации Программы проводится в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителя и участников Программы.
------------------------------
1 Финансирование мероприятий настоящей Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных краевой целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы", утвержденной Законом Пермского края от 10 декабря 2008 г. N 351-ПК.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства сельского хозяйства Пермского края от 12 декабря 2011 г. N СЭД-25-01.1-02-116 "Об утверждении комплексной программы "Региональная экономически значимая программа "Развитие свиноводства в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года"
Текст приказа опубликован в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 2 января 2012 г. N 1 (180)
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 29 декабря 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-163 (в редакции приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 29 января 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-7) настоящий приказ признан утратившим силу с 1 января 2013 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 1 октября 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-85
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 14 сентября 2012 г.