Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 1 октября 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-85 в наименование настоящего приказа внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного приказа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 14 сентября 2012 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства Пермского края
от 15 декабря 2011 г. N СЭД-25-01.1-02-122
"Об утверждении комплексной программы "Региональная экономически значимая программа "Развитие овощеводства закрытого грунта в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года"
1 октября 2012 г.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 29 декабря 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-159 настоящий приказ признан утратившим силу
Во исполнение положений подраздела "Поддержка экономически значимых программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации" раздела V Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 приказываю:
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 1 октября 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-85 в пункт 1 настоящего приказа внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного приказа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 14 сентября 2012 г.
1. Утвердить прилагаемую комплексную программу "Региональная экономически значимая программа "Развитие овощеводства закрытого грунта в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года".
2. Финансирование указанной в пункте 1 программы обеспечить за счет общего объема средств, предусмотренных краевой целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы", утвержденной Законом Пермского края от 10 декабря 2008 г. N 351-ПК.
3. Настоящий приказ подлежит обязательному опубликованию.
4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра, начальника управления формирования аграрной политики И.П. Огородова.
Министр |
А.П. Логачев |
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 1 октября 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-85 в наименование настоящей Комплексной программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного приказа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 14 сентября 2012 г.
Комплексная программа
"Региональная экономически значимая программа "Развитие овощеводства закрытого грунта в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года"
(утв. Приказом Министерства сельского хозяйства Пермского края от 15 декабря 2011 г. N СЭД-25-01.1-02-122)
1 октября 2012 г.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 1 октября 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-85 в паспорт настоящей Комплексной программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного приказа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 14 сентября 2012 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Комплексная программа "Региональная экономически значимая программа "Развитие овощеводства закрытого грунта в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа) |
|||
Основание для разработки Программы |
постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы"; постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации"; приказ Минсельхоза России от 15 августа 2011 г. N 270 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1042"; краевая целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы", утвержденная Законом Пермского края от 10 декабря 2008 г. N 351-ПК |
|||
Заказчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края |
|||
Основные разработчики Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края |
|||
Цель Программы |
Создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли закрытого грунта. Создание рабочих мест в отрасли закрытого грунта. Увеличение обеспеченности потребностей внутреннего рынка в продукции закрытого грунта. Увеличение объемов производства овощей закрытого грунта: с 3,2 тыс. тонн в 2010 г. до 3,4 тыс. тонн в 2011 г., до 4,0 тыс. тонн в 2012 г. и до 16,8 тыс. тонн в 2020 г. |
|||
Основные задачи |
Увеличение объемов производства овощей закрытого грунта за счет ускоренной реализации инвестиционных проектов. Стимулирование роста эффективности отрасли за счет выплаты дифференцированных субсидий. Реализация мер по развитию рынка овощей закрытого грунта. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров. Строительство и модернизация производственных мощностей, мощностей по переработке, транспортировке, хранению и логистике; Создание условий для устойчивого функционирования тепличных комплексов. Развитие ресурсной базы для производства продукции закрытого грунта. |
|||
Участники Программы |
Органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края; сельскохозяйственные товаропроизводители; перерабатывающие предприятия; иные хозяйствующие субъекты |
|||
Основные мероприятия Программы |
Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли овощеводства закрытого грунта, направленных на достижение поставленных целей: 1. государственная поддержка реализации инвестиционных проектов в закрытом грунте; 2. государственная поддержка увеличения объемов реализованной сельскохозяйственной продукции; 3. формирование общих условий функционирования агропромышленного комплекса; 4. кадры, консалтинг, аутсорсинг, научно-исследовательская работа в агропромышленном комплексе; 5. государственная поддержка мероприятий по регулированию развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия |
|||
Сроки и этапы реализации Программы |
2011-2012 годы и период до 2020 года |
|||
Исполнители Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края |
|||
Объемы и источники финансирования Программы1 |
Общая потребность финансового обеспечения Программы на 2011-2012 годы составит 896,4 млн. рублей, в том числе 104,2 млн. рублей - из бюджета Пермского края
|
|||
Источники финансирования |
2011 год |
2012 год |
Всего за 2011-2012 годы |
|
бюджет Пермского края |
40,3 |
63,9 |
104,2 |
|
федеральный бюджет |
10,0 |
25,5 |
35,5 |
|
внебюджетные средства |
71,0 |
685,7 |
756,7 |
|
всего |
121,3 |
775,1 |
896,4 |
|
Целевые индикаторы и показатели Программы |
Количество вновь созданных рабочих мест. Увеличение поступления налогов в бюджеты всех уровней. Объемы производства овощей закрытого грунта. Площадь закрытого грунта. |
|||
Ожидаемые результаты реализации Программы |
1. Повышение занятости населения, создание, начиная с 2012 года ежегодно около 50 дополнительных рабочих мест, увеличение поступления налогов в бюджеты всех уровней за 2011 - 2012 годы на 5,5 млн.руб. 2. Увеличение объемов производства овощей закрытого грунта: с 3,2 тыс. тонн в 2010 г. до 3,4 тыс. тонн в 2011 г., до 4,0 тыс. тонн в 2012 г. и до 16,8 тыс. тонн в 2020 г. |
|||
Система управления и контроля |
Общее руководство и контроль реализации Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края. Финансовый контроль использования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию Программы, осуществляется контролирующими органами в соответствии с действующим законодательством |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
1.1. Анализ состояния отрасли овощеводства закрытого грунта в Пермском крае
Производство овощей в Пермском крае с 2004 по 2009 год снизилось на 20%, и в 2009 году составило 177,3 тыс. тонн. Коэффициент самообеспечения края овощами за период с 2005 по 2009 год снизился с 68,32% до 62,85%.
Таблица N 1
Динамика производства и потребления овощей с 2004 по 2009 года (в тыс. тонн).
|
Годы |
|||||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Производство |
214,3 |
193,5 |
165,7 |
151,8 |
179,9 |
177,3 |
Потребление |
290,9 |
283,2 |
275,5 |
271,8 |
286,1 |
282,1 |
Коэффициент самообеспечения, % |
|
68,32 |
60,15 |
55,85 |
62,88 |
62,85 |
Источник: Пермьстат
Причиной снижения производства овощей является закрытие основных предприятий, занимающихся производством овощей, в связи с их устаревшей материальной базой и высокой энергоемкостью. Так, в 2009 году прекратил работу ОАО "Тепличный комбинат "Пермский", также дочернее предприятие ФГУДП "Верхнемуллинский". Таким образом, в Пермском крае практически не осталось собственных тепличных комбинатов, которые могут оказывать серьезное влияние на рынок и удовлетворять спрос на овощи закрытого грунта местных потребителей.
Таблица N 2
Динамика ввоза, вывоза овощей с 2004 по 2009 года
|
Годы |
|||||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Доля вывоза продуктов питания за пределы региона (в % от объема производства) |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,3 |
0,3 |
Доля завоза импортного продовольствия в регион (в % от фонда потребления) |
0,5 |
0 |
0,3 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
Доля завоза продовольствия в регион (включая импорт) (в % от фонда потребления) |
5,9 |
8,5 |
9,9 |
10,9 |
39,0 |
46,8 |
Источник: Пермьстат
Закономерно снижению объемов внутреннего производства овощей в 2008 - 2009 гг. в Пермском крае возрастает доля ввозимой продукции (из соседних регионов и из-за рубежа): если в 2007 году доля завоза продовольствия в регион (включая импорт) составляла 10,9% от фонда потребления, то уже в 2008 году этот показатель возрос в три раза и составил 39%, а по итогам 2009 г. приблизился к значению в 50% от фонда потребления - 46,8%. Таким образом, почти половина потребляемых в крае овощей - это ввезенный продукт, в основном из других регионов России.
Таблица N 3
Динамика производства овощей закрытого грунта сельскохозяйственными производителями Пермского края (в тоннах)
|
Годы |
|||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Всеми категориями хозяйств |
8551 |
8799 |
8581 |
7426 |
3890 |
3255 |
в том числе: сельскохозяйственными организациями |
8551 |
8793 |
8575 |
7410 |
3874 |
3106 |
крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (включая индивидуальных предпринимателей) |
- |
6 |
6 |
16 |
16 |
149 |
Источник: Пермьстат
За шесть лет произошло резкое снижение производства овощей в Пермском крае. Так если в 2005 году, как сельскохозяйственными организациями, так и крестьянскими хозяйствами было произведено 8551 тонна овощей, на 2010 год объем производства сократился до 3255 тонн. При этом наблюдается снижение производства сельскохозяйственными организациями и рост крестьянскими хозяйствами.
Таблица N 4
Динамика реализации овощей закрытого грунта собственного производства сельскохозяйственными производителями Пермского края (в тоннах)
|
Годы |
|||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Всеми категориями хозяйств | ||||||
Всего |
8235,6 |
8414,2 |
8555,1 |
7394,3 |
3897,5 |
3382,9 |
в том числе: огурцы |
5413,0 |
5441,2 |
6103,2 |
5628,1 |
2883,2 |
1753,8 |
помидоры |
2171,2 |
2466,1 |
1896,9 |
1455,1 |
835,8 |
584,5 |
прочие парниковые овощи |
651,4 |
506,9 |
555,0 |
311,1 |
178,5 |
1044,6 |
Сельскохозяйственными организациями | ||||||
Всего |
8235,6 |
8414,2 |
8549,8 |
7383,9 |
3887,2 |
3319,6 |
в том числе: огурцы |
5413,0 |
5441,2 |
6097,9 |
5621,6 |
2882,1 |
1753,8 |
помидоры |
2171,2 |
2466,1 |
1896,9 |
1451,2 |
834,2 |
584,5 |
прочие парниковые овощи |
651,4 |
506,9 |
555,0 |
311,1 |
170,9 |
981,3 |
Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (включая индивидуальных предпринимателей) | ||||||
Всего |
- |
- |
5,3 |
10,4 |
10,3 |
63,3 |
в том числе: огурцы |
- |
- |
5,3 |
6,5 |
1,1 |
6,8 |
помидоры |
- |
- |
- |
3,9 |
1,6 |
9,8 |
прочие парниковые овощи |
- |
- |
- |
- |
7,6 |
46,7 |
Источник: Пермьстат
Естественно, что со снижением производства снизилась и реализация овощей. Общее количество овощей упало за шесть лет на 59%, с отметки 8235,6 тонн до 3382,9 тонн. Производство огурцов (занимает большую часть рынка) сократилось на 67,6%. Пермские сельхозпроизводители производят овощную продукцию, только с целью поставки ее на прилавки магазинов края, на выход на другие рынки они не стремятся.
II. Основные цели, задачи и направления государственной поддержки овощеводства закрытого грунта в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года
2.1. Цель Программы - создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли закрытого грунта, увеличение объемов производства овощей закрытого грунта и повышение конкурентоспособности продукции, увеличение обеспеченности потребностей внутреннего рынка в продукции овощеводства и рост объемов реализации за пределами Пермского края, создание рабочих мест.
2.2. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
увеличение производства овощей закрытого грунта за счет ускоренной реализации инвестиционных проектов, связанных со строительством теплиц, приобретением техники и технологического оборудования;
стимулирование роста продуктивности отрасли за счет выплаты субсидий, дифференцированных с учетом продуктивности;
ориентация производителей на значительное обновление материально-технической базы за счет закупки высокоэффективного энергосберегающего оборудования для закрытого грунта;
развитие кадрового потенциала, оказание информационно-консультационной поддержки;
реализация мер по развитию рынка овощей, продвижение продукции пермских товаропроизводителей на внутренние и внешние рынки сбыта.
2.3. Государственная поддержка будет направлена на развитие следующих процессов в закрытом грунте:
строительство и модернизация производственных мощностей, транспортировки, хранения и логистики;
обновление технической базы производства овощей закрытого грунта;
создание условий для устойчивого функционирования тепличных комплексов;
развитие ресурсной базы для производства овощей закрытого грунта;
реализация мер по развитию кооперации и интеграции тепличных хозяйств с энергоснабжающими, перерабатывающими и другими предприятиями, участвующими в общем производственном цикле;
2.4. На решение основных задач направлены следующие мероприятия (подробнее мероприятия описаны в разделе IV Программы):
государственная поддержка реализации инвестиционных проектов в овощеводстве закрытого грунта;
государственная поддержка увеличения объемов реализованной сельскохозяйственной продукции;
формирование общих условий функционирования агропромышленного комплекса;
кадры, консалтинг, аутсорсинг, научно-исследовательская работа в агропромышленном комплексе;
государственная поддержка мероприятий по регулированию развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
III. Целевые индикаторы, ожидаемые результаты и социально-экономическая эффективность Программы
3.1. Мероприятия Программы приведут к значительному увеличению основных показателей эффективности деятельности овощеводства закрытого грунта. Основные целевые индикаторы Программы и их значения по годам приведены в таблице 5. За счет реализации мероприятий планируется к 2012 году увеличить производство овощей закрытого грунта более чем на 20% от уровня 2010 года, а к 2020 году увеличить производство в 4 раза.
Таблица N 5
Производство овощей закрытого грунта в хозяйствах всех категорий в Пермском крае, тыс. тонн
Показатель |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2012 год к 2010 году |
2015 год |
2020 год |
2020 год к 2009 году |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Огурцы |
3,1 |
2,5 |
2,6 |
3,1 |
124% |
7,7 |
14,0 |
451% |
Помидоры |
0,8 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
129% |
1,8 |
2,8 |
350% |
Итого |
3,9 |
3,2 |
3,4 |
4,0 |
125% |
9,5 |
16,8 |
430% |
3.2. Объемы производства и потребления овощей закрытого грунта представлены в таблице 6. По данным таблицы видно, что к 2020 году возрастет потребление огурцов и помидоров.
Таблица N 6
Баланс производства и потребления по видам овощей, тыс. тонн
|
Оценка |
Прогноз |
||||||||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2015 год |
2020 год |
||||||
производство |
потребление |
производство |
потребление |
производство |
потребление |
производство |
потребление |
производство |
потребление |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Огурцы |
2,5 |
10,1 |
2,6 |
10,3 |
3,1 |
11,2 |
7,7 |
13,0 |
14,0 |
13,5 |
Помидоры |
0,7 |
4,3 |
0,8 |
4,6 |
0,9 |
5,8 |
1,8 |
6,9 |
2,8 |
7,5 |
Итого |
3,2 |
14,4 |
3,4 |
14,9 |
4,0 |
17,0 |
9,5 |
19,9 |
16,8 |
21,0 |
3.3. В результате реализации Программы увеличится коэффициент самообеспечения Пермского края по производству овощей закрытого грунта: с уровня 22% овощей закрытого грунта на душу населения в 2010 году до 24% в 2012 году и до уровня 80% к 2020 году. Данная информация представлена в таблице 7.
Таблица N 7
Баланс производства и потребления овощей закрытого грунта в Пермском крае
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2015 год |
2020 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Численность населения, тыс.чел. |
2693 |
2685 |
2677 |
2653 |
2645 |
Потребление - всего, тыс. тонн |
14,4 |
14,9 |
17,0 |
19,9 |
21,0 |
Потребление на душу населения, кг |
5,35 |
5,55 |
6,35 |
7,50 |
7,94 |
Производство, тыс. тонн |
3,2 |
3,4 |
4,0 |
9,5 |
16,8 |
Коэффициент самообеспечения, % |
22,0 |
23,0 |
24,0 |
48,0 |
80,0 |
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.5. Помимо увеличения площадей закрытого грунта, производства высококачественной продукции и наполнения внутреннего рынка овощами, реализация Программы обеспечит сохранение рабочих мест и начиная с 2012 года, обеспечит ежегодное создание около 50 новых рабочих мест, а также дополнительное поступление налогов. По сравнению с 2010 годом в бюджеты всех уровней за 2011-2012 годы объем налоговых поступлений увеличится на 16,7 млн. рублей.
Расчет социально-экономической эффективности реализации Программы и эффективности использования бюджетных средств приведен в таблице 8.
Таблица N 8
Социально-экономическая эффективность реализации программы
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2020 год |
2020 г. к 2009 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Объем производства овощей закрытого грунта, тыс. тонн |
3890 |
3255 |
3400 |
4000 |
16800 |
432% |
2. Выручка (нетто) от продажи овощей закрытого грунта в сельскохозяйственных организациях, млн.руб. |
230 |
109 |
190 |
236 |
933 |
405% |
3. Прирост выручки (нетто) от продажи овощей закрытого грунта сельскохозяйственными организациями от уровня 2009 года, млн.руб. |
0 |
-121 |
-40 |
6 |
703 |
|
4. Начисление налогов, млн.руб. |
28,5 |
11,6 |
22,8 |
28,3 |
112,0 |
393% |
5. Ежегодный прирост налогов отрасли закрытого грунта к уровню 2009 года, млн.руб. |
0 |
-16,9 |
-5,7 |
-0,2 |
83,5 |
|
Достичь указанных результатов Программы планируется за счет реализации программных мероприятий, направленных на создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли закрытого грунта.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 1 октября 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-85 в раздел IV настоящей Комплексной программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного приказа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 14 сентября 2012 г.
IV. Перечень и описание программных мероприятий
4.1. Государственная поддержка реализации инвестиционных проектов в отраслях специализации агропромышленного комплекса.
Основными проблемами, влияющими на инвестиционную привлекательность отрасли закрытого грунта, являются диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, длительная окупаемость инвестиционных проектов, на срок которой влияют величина капитальных вложений и прибыльность инвестиционных проектов.
4.1.1. Цель мероприятия - рост доходов сельского населения за счет развития конкурентных преимуществ приоритетных отраслей путем реализации комплексных инвестиционных проектов в овощеводстве и увеличения объемов реализованной продукции. Положительное влияние на рост объемов производства и реализации продукции сельского хозяйства окажет увеличение объема инвестиций в отрасль.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
повышение инвестиционной привлекательности отрасли закрытого грунта путем реализации инвестиционных проектов на основе конкурсного отбора;
рост производительности труда;
увеличение объемов реализованной продукции за счет субсидирования части затрат, в том числе инвестиционных.
4.1.2. Механизм реализации - поддержка и реализация инвестиционных проектов предполагает возмещение части затрат при создании новых производств и техническом переоснащении организаций агропромышленного комплекса и субъектов малых форм хозяйствования.
Мероприятие будет осуществляться на основе отбора инвестиционных предложений организаций агропромышленного комплекса и субъектов малых форм хозяйствования по следующим инвестиционным проектам: "Развитие отрасли закрытого грунта в Пермском крае" и другие. Отбор инвестиционных проектов и их реализацию планируется осуществлять по принципу развития "точек роста" с учетом территориальных, социальных и инфраструктурных особенностей. Стимулирование увеличения объемов реализованной продукции будет обеспечено поддержкой прироста натуральных показателей и эффективности производства.
4.1.3. В рамках данной региональной программы планируется стимулировать создание принципиально новой инженерно-технической базы овощеводства закрытого грунта и использование техники и технологий нового поколения.
Прирост производства овощей в основном будет обеспечен за счет строительства новых современных тепличных комплексов индустриального типа.
Инвестиционные проекты будут осуществлены на основе системной технологической модернизации отрасли с применением интенсивных и ресурсосберегающих технологий. В рамках указанных инвестиционных проектов планируется также строительство инфраструктурных объектов.
4.2. Государственная поддержка увеличения объемов реализованной сельскохозяйственной продукции.
Для ускоренного развития отрасли закрытого грунта необходима государственная поддержка наращивания объемов производства и реализации овощей исходя из приоритетов. Необходимость поддержки обусловлена длительным инвестиционным циклом производства, ценовой диспропорцией между сельскохозяйственной и промышленной продукцией.
4.2.1. Цель мероприятия - увеличение объемов производства и реализации овощей за счет возмещения части затрат на его производство.
4.2.2. Механизм реализации - предоставление субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на производство и реализацию овощей закрытого грунта.
4.2.3. Расчет субсидий производится по ставке за единицу реализованной сельскохозяйственной продукции с учетом специализации сельскохозяйственных организаций.
Субсидии имеют регулирующий характер, учитывают финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей и позволяют стимулировать организации на увеличение объемов реализованной продукции, повышение рентабельности от производственной деятельности. Распределение бюджетных ассигнований между направлениями, определенными механизмом реализации, утверждается приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
4.3. Формирование общих условий функционирования агропромышленного комплекса.
Отрасль сельского хозяйства, в том числе отрасль закрытого грунта, находится в условиях более низкой инвестиционной привлекательности по причине высокой степени рисков и существенной социальной нагрузки на сельскохозяйственное производство. Сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства населения зачастую ограничены в возможностях развития производства за счет собственных ресурсов. Основой конкуренции является техническая и технологическая модернизация организаций агропромышленного комплекса.
4.3.1. Цель мероприятия - стабилизация финансово-экономического состояния сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, малых форм хозяйствования, а также организаций, осуществляющих первичную и последующую (промышленную) переработку продукции закрытого грунта. Для достижения поставленной цели необходимо стимулировать увеличение объемов привлеченных кредитов и займов.
Реализация мероприятия планируется в целях расширения доступности кредитных ресурсов, прежде всего на строительство, реконструкцию и модернизацию тепличных комплексов, а также на строительство инфраструктурных объектов.
4.3.2. Механизм реализации - предоставление субсидий на возмещение части затрат, связанных с выплатой процентных ставок по краткосрочным кредитам и займам, по инвестиционным кредитам, по кредитам на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства, по кредитам (займам) малых форм хозяйствования на селе.
4.4. Кадры, консалтинг, аутсорсинг, научно-исследовательская работа в агропромышленном комплексе.
Важным фактором роста эффективности отрасли закрытого грунта является укомплектованность сельскохозяйственных организаций высококвалифицированным персоналом. Недостаток квалифицированных работников и низкое качество их подготовки не позволяют эффективно использовать высокотехнологичные факторы производства, совершенствовать и развивать отраслевую специализацию. Не решена проблема повышения эффективности менеджмента в отрасли, что усугубляется отсутствием единой системы консалтинга и информационного обеспечения.
4.4.1. Цель мероприятия - привлечение высококвалифицированных специалистов в отрасль закрытого грунта, повышение эффективности научно-исследовательских разработок и увеличение их прикладного значения, создание системы эффективного информационно-консультационного обслуживания, аутсорсинга, проведение научно-исследовательских работ, развитие рынка консультационных услуг.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
развитие кадрового потенциала в отрасли закрытого грунта;
оказание информационно-консультативной поддержки;
проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям отрасли;
реализация мероприятий по закреплению кадров в отрасли закрытого грунта, повышению квалификации менеджеров, технологов, операторов и др.
4.4.2. В соответствии с поставленной целью необходимо проведение организационных мероприятий по развитию аграрного образования в рамках агропромышленного кластера на территории Пермского края. Данные мероприятия включают:
совершенствование профессионального аграрного образования и развитие системы целевой подготовки специалистов сельского хозяйства из числа сельской молодежи в средних и высших профессиональных учебных заведениях Пермского края;
создание краевого резерва высококвалифицированных специалистов, способных возглавить сельскохозяйственные организации, организация их переподготовки и стажировки;
закрепление сельскохозяйственных организаций в качестве базовых для средних и высших профессиональных учебных заведений Пермского края и создание на отдельных из них научно-производственных центров;
совершенствование законодательства Пермского края в части закрепления молодых специалистов на селе;
создание и развитие отраслевой системы мониторинга кадрового обеспечения агропромышленного комплекса.
4.4.3. Механизм реализации:
4.4.3.1. финансирование мероприятий, предусмотренных статьей 2 Закона Пермского края от 05 августа 2007 г. N 81-ПК "О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций Пермского края";
4.4.3.2. предоставление субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на оплату по договорам оказания аутсорсинговых услуг.
4.5. Государственная поддержка мероприятий по регулированию развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Развитие рынка овощей осуществляется для обеспечения приоритетного доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей Пермского края на продовольственный рынок, снижения их затрат и увеличения доходности от реализации произведенной продукции.
4.5.1. Цель мероприятия - максимально возможное насыщение регионального рынка продовольствия продукцией сельскохозяйственных товаропроизводителей Пермского края.
4.5.2. Механизм реализации:
4.5.2.1. проведение организационных мероприятий по выстраиванию партнерских взаимоотношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями и предприятиями перерабатывающей промышленности в Пермском крае, а также повышение загруженности перерабатывающих мощностей; по привлечению на товарный рынок продукции личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств; по развитию сети фирменной, кооперативной и иной оптовой и розничной торговли;
4.5.2.2. организация мероприятий по созданию и продвижению краевых товарных знаков сельскохозяйственной продукции Пермского края, а также мероприятий в рамках проекта "Покупай пермское!";
4.5.2.3. финансирование проведения на территории Пермского края агропромышленных выставок, выставок-ярмарок, аграрных форумов, а также организация единого выставочного пространства Пермского края на ведущих региональных, всероссийских и некоторых специализированных международных агропродовольственных выставках за счет средств краевого бюджета;
4.5.2.4. предоставление субсидий на возмещение части затрат участникам агропродовольственных выставок.
4.6. Кроме того, с целью ускоренного развития отрасли закрытого грунта в Пермском крае реализуются следующие меры поддержки.
Развитие производственной инфраструктуры, а именно строительство дорог, подключение к электросетям, к газовым сетям и т.д. Финансирование развития инфраструктуры осуществляется в рамках регионального фонда софинансирования расходов.
Формирование залоговой базы для кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе в рамках ОАО "Пермский центр развития предпринимательства", функционирующего как гарантийный фонд. На территории Пермского края функционирует ОАО "Агентство содействия инвестициям Пермского края", поддерживающее инвестиционные проекты инновационного характера.
V. Ресурсное обеспечение Программы
5.1. Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных краевой целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы", утвержденной Законом Пермского края от 10 декабря 2008 г. N 351-ПК.
5.2. Объем средств, необходимый для реализации мероприятий Программы, рассчитан с учетом:
средних по региону производственных издержек на производство овощей закрытого грунта;
экспертных оценок капитальных вложений на технологическое оборудование тепличных комплексов и центров по оказанию сервисных услуг;
среднерегиональных расходов на содержание тепличных комбинатов.
5.3. Общая потребность финансового обеспечения Программы на 2011-2012 годы составит 896,4 млн. рублей, в том числе 104,2 млн. рублей - из бюджета Пермского края. Данные по объемам и источникам финансирования всех мероприятий Программы приведены в таблице 8.
Таблица 8
Общая потребность в финансировании мероприятий Программы и источники финансирования, млн.руб.
N п/п |
Мероприятие |
Источник |
2011 год |
2012 год |
Всего за 2011-2012 годы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Государственная поддержка реализации инвестиционных проектов в отраслях специализации агропромышленного комплекса |
бюджет Пермского края |
8,3 |
8,9 |
17,2 |
внебюджетные средства |
23,3 |
548,3 |
571,6 |
||
всего |
31,6 |
557,2 |
588,8 |
||
2 |
Государственная поддержка увеличения объемов реализованной сельскохозяйственной продукции |
бюджет Пермского края |
20,0 |
40,0 |
60,0 |
внебюджетные средства |
31,5 |
90,4 |
121,9 |
||
всего |
51,5 |
130,4 |
181,9 |
||
3 |
Формирование общих условий функционирования агропромышленного комплекса |
бюджет Пермского края |
5,8 |
8,9 |
14,7 |
федеральный бюджет |
10,0 |
25,5 |
35,5 |
||
внебюджетные средства |
15,5 |
46,3 |
61,8 |
||
всего |
31,3 |
80,7 |
112,0 |
||
4 |
Кадры, консалтинг, аутсорсинг, научно-исследовательская работа в агропромышленном комплексе |
бюджет Пермского края |
4,7 |
4,6 |
9,3 |
внебюджетные средства |
0,7 |
0,7 |
1,4 |
||
всего |
5,4 |
5,3 |
10,7 |
||
5 |
Государственная поддержка мероприятий по регулированию развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия |
бюджет Пермского края |
1,5 |
1,5 |
3,0 |
внебюджетные средства |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
всего |
1,5 |
1,5 |
3,0 |
||
6 |
Всего по Программе |
бюджет Пермского края |
40,3 |
63,9 |
104,2 |
федеральный бюджет |
10,0 |
25,5 |
35,5 |
||
внебюджетные средства |
71,0 |
685,7 |
756,7 |
||
всего |
121,3 |
775,1 |
896,4 |
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 1 октября 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-85 в раздел VI настоящей Комплексной программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного приказа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 14 сентября 2012 г.
VI. Система управления реализацией Программы
6.1. Управление реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, являющееся координатором и исполнителем Программы.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края:
обеспечивает согласованные действия участников Программы по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального и краевого бюджетов;
составляет и в установленном порядке представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год;
подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе реализации Программы.
6.2. Участниками Программы являются привлекаемые к реализации программных мероприятий органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, а также хозяйствующие субъекты различных форм собственности в соответствии с действующим законодательством (сельскохозяйственные товаропроизводители, перерабатывающие предприятия, иные хозяйствующие субъекты).
6.3. Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых исполнителями Программы с участниками отдельных мероприятий, или путем предоставления субсидий участникам Программы в порядке, установленном Правительством Пермского края в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.4. Финансовый контроль использования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию Программы, осуществляется контролирующими органами в соответствии с действующим законодательством.
6.5. Механизм реализации целей и задач Программы по соответствующим направлениям Программы детализируется в порядках предоставления субсидий, утверждаемых нормативными правовыми актами Правительства Пермского края на весь период действия Программы.
6.6. Предоставление субсидий осуществляется в соответствии с утвержденным уполномоченным органом реестром получателей субсидий. Порядок формирования и условия включения в реестр получателей субсидий определяется нормативным правовым актом, утвержденным Правительством Пермского края.
Сельскохозяйственные товаропроизводители, получившие убыток от реализации сельскохозяйственной продукции в течение последних трех лет, с 2010 года не включаются в реестр бюджетополучателей.
6.7. Оценка рисков реализации Программы.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура товаров и услуг для села, а также непредвиденно высокий рост цен на энергоресурсы, которые могут привести к существенному удорожанию овощей закрытого грунта и трудностям с их реализацией;
природно-климатические риски;
внутренние риски:
организационные риски, запаздывание с реализацией мероприятий;
производственные и технологические риски (обеспечение удобрениями, защита растений).
Управление рисками в рамках реализации Программы проводится в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, другие товары и услуги подлежат государственному управлению.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителя и участников Программы.
------------------------------
1 Финансирование мероприятий настоящей Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных краевой целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы", утвержденной Законом Пермского края от 10 декабря 2008 г. N 351-ПК.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства сельского хозяйства Пермского края от 15 декабря 2011 г. N СЭД-25-01.1-02-122 "Об утверждении комплексной программы "Региональная экономически значимая программа "Развитие овощеводства закрытого грунта в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года"
Текст приказа опубликован в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 2 января 2012 г. N 1 (180)
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 29 декабря 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-159 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 1 октября 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-85
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 14 сентября 2012 г.