Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Пермского края
от 17 мая 2012 г. N 195
Концепция
долгосрочной целевой программы "Чистая вода" Пермского края на 2012-2020 годы"
См. долгосрочную целевую программу "Чистая вода" Пермского края на 2012-2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 18 мая 2012 г. N 318-п
Концепция долгосрочной целевой программы "Чистая вода" Пермского края на 2012-2020 годы" (далее - Концепция) определяет комплекс целей и задач по обеспечению населения безопасной водой в количестве, достаточном для удовлетворения хозяйственно-бытовых потребностей, включая потребности коммунальных инфраструктур, с разработкой соответствующих технических решений и бизнес-планов по доочистке воды до норм питьевого качества.
Концепция разработана в соответствии с требованиями Закона Пермского края от 02.04.2010 N 598-ПК "О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края" и на основании постановления Законодательного Собрания Пермского края от 16.06.2011 N 2748 "Об итогах проведения заседания круглого стола "Обеспечение безопасного питьевого водоснабжения населения Пермского края".
Концепция является основой для разработки долгосрочной целевой программы "Чистая вода" Пермского края на 2012-2020 годы" (далее - Программа), направленной на решение задач по обеспечению населения Пермского края качественной питьевой водой, отвечающей требованиям санитарных норм, в необходимом и достаточном количестве и очистке образующихся коммунально-бытовых сточных вод до экологически допустимого уровня.
Характеристика ситуации в области водоснабжения и водоотведения в Пермском крае
Состояние систем водоснабжения и водоотведения в Пермском крае характеризуется:
объемом потребления воды населением для питьевых и коммунальных нужд - 300 млн.куб.м в год;
недостаточным развитием систем централизованного водоснабжения (степень охвата населения - 63%);
использованием морально устаревших технологий обработки воды. В частности, повсеместным применением на станциях водоподготовки первичного окислителя хлора, что приводит к образованию в воде канцерогенов типа хлорфенолов, тригалогенметанов и т.п., которые на последующих фазах процесса очистки не выводятся из воды;
низкой долей современных способов очистки, которая составляет 40%;
высоким износом основных фондов объектов водоснабжения и водоотведения: по зданиям и сооружениям он составляет 61%, по сетям - 65%;
загрязнением водных объектов - источников питьевого водоснабжения и т.д.;
практически полным отсутствием централизованного водоснабжения с использованием подземных источников;
неэффективным использованием природных ресурсов: потери воды, тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей;
низкой эффективностью системы управления в этом секторе экономики, преобладанием административных методов хозяйствования над рыночными.
Например, за последние 10-15 лет значительно увеличилась разница между реальной и учетной (первоначальной) стоимостью основных средств инфраструктуры, водопроводно-канализационного хозяйства, что не позволяет большинству предприятий отрасли использовать для замены сетей такой источник инвестиций, как амортизация. В настоящее время отсутствует механизм компенсаций организациям водопроводно-канализационного хозяйства дополнительных затрат на водоподготовку, возникающих в результате воздействия антропогенных факторов. Предприятия-загрязнители в соответствии с действующим законодательством вносят плату за негативное воздействие на водные объекты в бюджеты разных уровней. Но порядок целевого использования этих средств не установлен.
1. Обоснование необходимости решения задачи программно-целевым методом
Целесообразность использования программно-целевого метода для разработки Программы обусловлена тем, что проблемы водоснабжения и водоотведения Пермского края:
носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия федерального центра и Правительства Пермского края;
не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных и внебюджетных расходов;
затрагивают различные отрасли хозяйства Пермского края, его природные ресурсы, требуют совершенствования нормативной правовой базы, проведения единой технической политики, направленной на внедрение в отрасли наиболее прогрессивных производственных и информационных технологий и оборудования.
2. Соответствие предлагаемой к решению задачи приоритетным направлениям социально-экономического развития Пермского края
Разработанная Программа должна соответствовать подпункту 5.1 пункта 2.1.3 Стратегии социально-экономического развития Пермского края до 2026 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 01.12.2011 N 3046.
Программа будет направлена на решение проблемы снабжения жителей Пермского края качественной водой, соответствующей СанПиН, для коммунально-бытовых нужд и очистки образующихся коммунально-бытовых сточных вод до экологически допустимого уровня.
3. Возможные варианты решения задачи, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения
3.1. Возможные варианты решения проблемы водоснабжения.
Цикл подготовки питьевой воды включает в себя забор воды из природных источников, очистку воды и транспортировку ее до потребителя. В качестве источников используются подземные и поверхностные воды. Очистка воды производится на водопроводных станциях, доставка ее осуществляется по трубопроводам в централизованных системах водоснабжения и в емкостях - при наличии децентрализованных систем. Значительная часть населения сельских поселений Пермского края берет воду для питья из колодцев, индивидуальных скважин, родников. Выявленные источники планируется задействовать в рамках Программы для обеспечения питьевой водой населения Пермского края.
Состояние систем водоснабжения в Пермском крае характеризуется следующим образом. Объем потребления воды населением для питьевых и коммунальных нужд составляет 300 млн.куб.м в год. Централизованным водоснабжением обеспечено 63% населения края. Износ основных фондов объектов водоснабжения и водоотведения составляет: по зданиям и сооружениям - 61%, по сетям водоснабжения - 65%. Водоснабжение в населенных пунктах Пермского края осуществляется из подземных и поверхностных источников. Мощность систем водоснабжения в целом по краю составляет 1200,2 тыс.куб.м в сутки, в том числе на базе подземных - 411 тыс.куб.м в сутки. Протяженность сетей водоснабжения - 8110,4 км, в том числе ветхих - 3614,2 км. В Пермском крае насчитывается 1143 источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, из них 29 поверхностных. Из поверхностных водоисточников обеспечивается централизованным хозяйственно-питьевым водоснабжением свыше 60% населения Пермского края.
Основное внимание в Программе будет уделено развитию и модернизации централизованных систем водоснабжения. Децентрализованные системы должны быть рассмотрены только как дополнительные, для временного решения задач водоснабжения в сельской местности, нужд ГУ МЧС России по Пермскому краю, предоставления дополнительных услуг на коммерческой основе.
При рассмотрении вариантов реконструкции, нового строительства систем водоснабжения, особое внимание при разработке Программы будет уделено возможности осуществления перехода на подземные источники водоснабжения.
В этом направлении перспективным представляется развитие форм государственно-частного партнерства в отрасли и трансформации действующих договоров аренды в концессионное соглашение, что позволит:
закрепить за концессионером инвестиционные обязательства;
закрепить за концессионером параметры качества оказания услуг в интересах потребителей;
закрепить долгосрочные параметры тарифного регулирования;
использовать права по концессии в качестве средства обеспечения долгосрочных инвестиционных кредитов.
Безопасность воды, полученной потребителем через систему централизованного водоснабжения, зависит от качества природной воды, степени ее очистки и качества водопроводных сетей. Степень обеспеченности потребителей водой зависит от производительности водопроводных станций. В данной Концепции рассмотрены варианты построения систем централизованного водоснабжения для двух категорий поселений: большие и средние города, малые города и сельские поселения. Различные варианты развития систем централизованного водоснабжения зависят также от чистоты водоисточника, технологии водоочистки.
Водоснабжение больших и средних городов. На территории Пермского края расположен один большой город (Пермь), средние города (Березники, Соликамск, Чусовой, Лысьва и т.д.), малые города и сельские населенные пункты.
Основной тип системы водоснабжения больших и средних городов - централизованное водоснабжение. Используемые типовые технологии - однокаскадные системы водоподготовки. При этом на многих станциях подготовки воды отсутствуют санитарно-защитные зоны (далее - СЗЗ). Это характерно и для г. Перми, где две станции водоподготовки - Большекамский водозабор (введен в эксплуатацию в 1938 году) и Кировская фильтровальная станция (действует с 1966 года) - не имеют СЗЗ, и для моногородов, где водоснабжение осуществляется через станции градообразующего предприятия, например, в г. Краснокамске.
Практически во всех городах Пермского края производительность водопроводных станций достаточна для жизнедеятельности населения, поэтому основной проблемой для городов является безопасность воды. Она достигается посредством модернизации действующих сооружений, строительства новых, восстановления и санации водопроводных сетей. Восстановление и санация водопроводных сетей предполагает замену изношенных участков сетей и восстановление поврежденных участков. В больших и средних городах модернизация сооружений возможна с применением отечественных технологий, таких как озоносорбция, ультрафиолетовое обеззараживание, сорбция, применение бесхлорного окислителя - диоксида хлора. Постепенно в России начинают также внедряться мембранные технологии.
Водоснабжение малых городов и поселков Пермского края. Вопросы обеспечения безопасности воды и необходимой производительности водопроводных станций в малых городах и поселках стоят более остро, чем в больших городах.
Большинство водоснабжающих предприятий в малых городах - муниципальные. Современная ситуация не позволяет говорить о приватизации или широком привлечении частного капитала. Необходима децентрализация по принципу "одно предприятие в одном населенном пункте".
При анализе финансовых проблем необходимо учесть финансовую слабость сельских администраций и низкий, по сравнению с большими городами, материальный уровень жизни населения.
Развитие систем автономного и децентрализованного водоснабжения на базе новых технологий и оборудования. Системы автономного и децентрализованного водоснабжения характерны для сельских поселений и малых городов. Зачастую качество воды, подаваемое потребителям, контролируется по небольшому числу показателей, не отвечает полностью требованиям СанПиН 2.1.4.II75-02. "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников". Учитывая социальную значимость качественного водоснабжения, в Программе будут разработаны мероприятия по совершенствованию этих систем, в частности, установка в проблемных поселениях, детских учреждениях, родильных домах, детских больницах, школах новых видов оборудования и фильтров очистки питьевой воды.
Таким образом, анализ вариантов решения проблемы водоснабжения Пермского края показывает, что основной путь развития - это модернизация и строительство централизованных систем водоснабжения, прежде всего в малых городах и сельских поселениях, а также развитие децентрализованных систем водоснабжения малых поселений, служащих дополнением к централизованным системам.
3.2. Возможные варианты решения проблемы водоотведения.
Система водоотведения состоит из канализационной сети, собирающей и транспортирующей сточные воды, и станции очистки сточных вод. Очищенные сточные воды обеззараживаются и сбрасываются в водные объекты. В сельской местности сточные воды преимущественно собираются и сбрасываются в выгребные ямы. Из санитарных и экологических соображений базовый путь решения проблемы водоотведения в Пермском крае - это развитие централизованных систем водоотведения.
Основной технической целью в области водоотведения в больших городах и сельских поселениях является достижение нормативных показателей качества очистки сточных вод. Анализ работы сооружений показывает необходимость их модернизации с применением современных технологий и развития мощностей. Актуальной является задача минимизации экологических рисков при утилизации осадков сточных вод. Минимизация экологического ущерба достигается и за счет уменьшения утечек из сети коллекторов сбора сточных вод. В рамках действующего законодательства требуется очищать сточные воды до нормативов допустимых сбросов, в основе установления которых лежат предельно допустимые концентрации для водных объектов рыбохозяйственного значения, что в настоящее время не достигается в большинстве городов и поселков.
При реализации любого из вышеизложенных вариантов существует риск сокращения финансирования будущей Программы. Муниципальные образования без средств, выделяемых из краевого бюджета, не смогут проводить строительство и реконструкцию систем водоснабжения и водоотведения.
Кроме того, уменьшение финансирования и (или) неэффективное управление может повлечь ухудшение ситуации с водоснабжением и водоотведением, а также ухудшение материально-технической базы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, особенно сельских.
К возможным рискам реализации будущей Программы, помимо сокращения финансирования, можно отнести:
неэффективность организации и управления процессом реализации Программы;
необоснованное перераспределение средств, которые будут определены Программой, в ходе ее исполнения;
отсутствие или недостаточность межведомственной координации в ходе реализации будущей Программы.
4. Предложения по разработчикам и исполнителям Программы
Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края является ответственным за своевременную и качественную разработку Программы.
В соответствии с указом губернатора Пермского края от 17.09.2007 N 73 "О расходах краевого бюджета на исследования и работы в сфере государственного управления" (в редакции указа губернатора Пермского края от 01.03.2012 N 14) предусмотрено 4000000 рублей на разработку Программы.
Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края является ответственным исполнителем Программы.
Исполнителями Программы являются привлекаемые к реализации программных мероприятий исполнительные органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.
Участниками Программы могут являться любые хозяйствующие субъекты независимо от их организационно-правовой формы.
5. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы будет являться обеспечение жителей питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей населения Пермского края, при этом сточные воды должны быть очищены до существующих нормативов.
Решение задач водоснабжения населения Пермского края питьевой водой должно строиться на основе комплексного подхода к решению конкретных организационных, нормативно-правовых, финансовых и технических задач в неразрывной цепи: водоподготовка - водораспределение - водопотребление - водоотведение - водоочистка.
Основными задачами Программы будут являться:
разработка единой политики, регламентов и стандартов, нормативной правовой базы в сфере водоснабжения и водоотведения городов и поселений Пермского края;
улучшение качества питьевой воды, подаваемой населению;
повышение уровня обеспеченности питьевой водой, отвечающей требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, населения Пермского края.
Задачами Программы будут являться:
реконструкция, модернизация и капитальный ремонт существующих объектов водоснабжения и водоотведения;
реконструкция, модернизация и капитальный ремонт существующих сетей водоснабжения и водоотведения;
строительство новых объектов водоснабжения и водоотведения;
строительство новых сетей водоснабжения и водоотведения.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы, возможные формы и методы оценки ее эффективности
Реализация мероприятий Программы, разработанной на основе Концепции, позволит достичь цели по обеспечению населения безопасной водой в количестве, достаточном для удовлетворения хозяйственно-бытовых потребностей, включая потребности коммунальных инфраструктур, с разработкой соответствующих технических решений и бизнес-планов по доочистке воды до норм питьевого качества.
Результатами Программы станут:
создание регламентов и стандартов, нормативной правовой базы в сфере водоснабжения и водоотведения городов и поселений Пермского края;
определение необходимости и формирование перечня объектов строительства, реконструкции, модернизации в сфере водоснабжения, водоподготовки, водоотведения;
повышение качества воды, потребляемой населением Пермского края;
обеспечение технической надежности систем водоснабжения и водоотведения.
7. Период реализации и основные этапы реализации Программы
Программа будет рассчитана на период с 2012 года по 2020 год.
Мероприятия по модернизации и развитию инженерных сетей и сооружений водопроводно-канализационного хозяйства и выход на проектную мощность занимают значительный период времени. Учитывая, что вышеперечисленные работы могут проводиться в различных муниципальных образованиях и находиться на разных стадиях выполнения, Программа не будет иметь разбивки на этапы, мероприятия должны реализовываться в течение всего периода ее действия.
Программа будет включать пообъектные годовые планы мероприятий по муниципальным образованиям Пермского края не менее чем на трехлетний период. Корректировка пообъектных планов будет осуществляться по мере необходимости с учетом текущей и перспективной потребностей муниципальных образований края путем внесения изменений в постановление Правительства Пермского края об утверждении Программы.
8. Целевые показатели, позволяющие оценивать итоги реализации Программы
Для оценки реализации Программы сформирована система целевых показателей. Целевыми показателями Программы будут являться:
Таблица 1 - Целевые показатели Программы
N п/п |
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
Значение целевого показателя на начало реализации Программы (факт 2010 года) |
Плановое значение целевого показателя по годам |
||||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||||
1. |
Улучшение качества питьевой воды, подаваемой населению |
|||||||||||
1.1 |
Доля проб качества питьевой воды, отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям |
% |
80,3 |
80,5 |
80,8 |
81,3 |
81,8 |
83 |
84,5 |
86 |
88 |
91 |
2. |
Снижение показателей аварийности на объектах водоснабжения и водоотведения |
|||||||||||
2.1. |
Доля водопроводных сетей, нуждающихся в замене |
% |
70 |
69 |
68 |
66 |
63 |
60 |
55 |
48 |
40 |
32 |
2.2. |
Доля канализационных сетей, нуждающихся в замене |
% |
60 |
59 |
58 |
53 |
49 |
46 |
41 |
39 |
36 |
30 |
3. |
Повышение уровня обеспеченности питьевой водой, отвечающей требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, населения Пермского края |
|||||||||||
3.1. |
Доля населения Пермского края, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства |
% |
85,9 |
87,5 |
87,9 |
88,3 |
90,0 |
90,5 |
91,2 |
93 |
94 |
96 |
При разработке Программы возможно внесение дополнительных целевых показателей, рассчитанных на основании собранных в процессе разработки данных и проведенного анализа.
9. Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы с разбивкой по годам, а также обоснование необходимости и целесообразности использования средств бюджета Пермского края
Финансирование Программы будет осуществляться за счет следующих источников: краевого бюджета, средств федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников.
Финансирование за счет средств федерального бюджета будет осуществляться в соответствии с федеральной целевой программой "Чистая вода" на 2011-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. N 1092 "О федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011-2017 годы".
Общая потребность финансового обеспечения Программы из данных источников на 2012-2020 годы составляет 9575,73 млн. рублей.
Плановый объем привлечения федеральных финансовых средств в рамках реализации Программы на весь период реализации составляет 2262,33 млн. рублей.
Плановый объем финансирования Программы за счет средств бюджета Пермского края составляет 1696,75 млн. рублей. В качестве источника данных финансовых средств планируется привлечь средства фонда софинансирования расходов Пермского края.
Плановый объем финансирования Программы за счет средств бюджетов муниципальных образований составляет 565,58 млн. рублей.
Плановый объем финансирования Программы за счет внебюджетных источников составляет 5051,07 млн. рублей.
Общий объем финансирования Программы по годам (в разрезе источников финансирования) приведен в таблице 2.
Таблица 2 - Общий объем финансирования Программы по годам
(в разрезе источников финансирования), млн. рублей
Источник финансирования |
Всего |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Итого по Программе |
9575,73 |
1485,87 |
1567,2 |
1127,05 |
1062,24 |
1011,36 |
1072 |
700 |
750 |
800 |
Бюджет Пермского края |
1696,75 |
444,3 |
437,7 |
235,15 |
210,84 |
191,76 |
177 |
0 |
0 |
0 |
Бюджеты муниципальных образований |
565,58 |
148,1 |
145,9 |
78,38 |
70,28 |
63,92 |
59 |
0 |
0 |
0 |
Внебюджетные средства |
5051,07 |
301,07 |
400 |
500 |
500 |
500 |
600 |
700 |
750 |
800 |
Федеральный бюджет |
2262,33 |
592,40 |
583,6 |
313,53 |
281,12 |
255,68 |
236 |
0 |
0 |
0 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 17 мая 2012 г. N 195 "Об утверждении концепции долгосрочной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.