Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Пермской городской Думы
от 20 декабря 2005 г. N 224
Городская целевая программа
"Развитие образования г. Перми до 2010 года"
24 октября 2006 г., 26 февраля 2008 г.
Решением Пермской городской Думы от 26 февраля 2008 г. N 45 в Паспорт настоящей Городской целевой программы внесены изменения
1. Паспорт программы
1.1. Регистрационный номер |
8 |
1.2. Полное наименование программы |
Городская целевая программа "Развитие образования г. Перми до 2010 года" |
1.3. Условное (краткое) наименование программы |
Программа развития образования |
1.4. Основание разработки программы |
Распоряжение Главы города от 17.10.2005 N 274-р "О разработке проекта городской программы "Развитие системы образования г. Перми" |
1.5. Инициатор постановки проблемы |
Департамент образования администрации города Перми; Исследовательский центр развития системы образования г. Перми |
1.6. Основные разработчики программы |
Департамент образования администрации города Перми; ГУ - Высшая школа экономики; МОУ ДОВ "Исследовательский центр развития системы образования г. Перми" |
1.7. Муниципальный заказчик |
администрация г. Перми в лице заместителя главы администрации города Перми Кочуровой Н.Г., г. Пермь, ул. Ленина, 23, тел. 212 55 70, факс 212 23 91 |
1.8. Руководитель программы |
начальник департамента образования администрации города Перми Гаджиева Л.А., г. Пермь, ул. Сибирская, 17, тел. 212-70-50 |
1.9. Координатор программы |
Директор МОУ ДОВ "Исследовательский центр развития системы образования" г. Перми Бочаров И.В., г. Пермь, ул. Нефтяников, 50, тел. 226-16-86 |
2. Основные понятия и термины
Дезадаптация - психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации. Дезадаптация социальная - нарушение детьми и подростками норм морали и права, деформация системы внутренней регуляции, ценностных ориентаций, социальных установок.
Дифференциация в обучении и воспитании - организация учебной деятельности школьников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком. Дифференциация бывает внешняя (организация спецшкол, открытие классов с углубленным обучением или коррекционных, факультативов, курсов по выбору и т. д.); внутренняя, когда в рамках обычного класса для каждого учащегося, учитывая его индивидуальные особенности, определяется наиболее рациональный характер работы на уроке, и элективная (предоставление учащимся права выбирать ряд предметов для изучения в дополнение к обязательным учебным дисциплинам).
Инновация (нововведение) -
1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом;
2) процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.);
3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.
Инновационная деятельность - способ общественного развития, деятельность людей, сознательно направленная на реализацию нововведений в развивающейся системе с целью ее запланированного преобразования.
Качество образования - интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить. В целом качество современного образования определяется рядом факторов, обусловливающих его социальную эффективность, таких как: а) содержание, включающее лучшие достижения духовной культуры и опыта в той или иной сфере деятельности; б) высокая компетентность педагогических работников; в) новейшие образовательные технологии и соответствующая им материально-техническая оснащенность; г) гуманистическая направленность; д) полнота удовлетворения потребностей населения в знаниях, понимании, умениях.
Консолидированный бюджет отрасли - совокупность бюджетных средств и внебюджетных поступлений в масштабах отрасли.
Компетентность учителя - владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.
Личностный подход (в педагогике) - индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.
Маркетинг в образовании (англ., marketing, от market - рынок, сбыт) - процесс определения ценообразования, планирования, продвижения и реализации образовательных услуг организациям и отдельным лицам. Включает мониторинг и анализ рынка образовательных услуг с целью разработки новых и совершенствования существующих, чтобы обеспечивать им конкурентоспособность.
Менеджмент педагогический - комплекс принципов, методов, организационных норм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности.
Мониторинг в образовании - постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
Модернизация образования - преемственный процесс совершенствования, развития традиционной системы образования с целью ее приведения в соответствие с требованиями рыночной экономики, правового государства, гражданского общества.
Нормативное подушевое финансирование - финансирование образовательных учреждений на основе установленных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, достаточных для покрытия средних расходов по территории, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования.
Образование - особый институт социализации и духовного воспроизводства человека разумного в каждом индивиде на основе целенаправленной творческой передачи ему опыта, знаний, культурных ценностей человечества в процессе развивающего его личность обучения и воспитания, опосредованных собственной активной деятельностью этой личности.
Ординарный учитель - высококвалифицированный педагог, имеющий стабильно высокие показатели качества образования при наименьших ресурсных затратах.
Показатели эффективности труда учителя - критерии, позволяющие выделить наиболее существенные аспекты педагогической деятельности и дать им оценку. При анализе эффективности учительского труда не следует ограничиваться изолированными характеристиками, касающимися знаний учащихся, наличием у них определенных психических функций (мышление, память, внимание и др.) и отдельных качеств личности (честность, трудолюбие и т.д.). Надо стремиться к показателям, фиксирующим ученика как целостную личность, учитывать не только достижение им программных требований, но и активизацию личностных резервов учащихся и учителя, их индивидуальности; принимать во внимание не только достигнутый уровень развития человека, но и его перспективу, зону ближайшего развития.
Развитие образования - социально обусловленный, закономерный процесс смены, качественного обновления и совершенствования систем образования в соответствии с новыми общественными целями, идеалами, достижениями материальной и духовной культуры. Развитие образования в современную эпоху происходит на основе его сознательного реформирования (среднесрочного и долгосрочного) в соответствии с прогрессивными мировыми и отечественными тенденциями его изменения.
Реформирование образования - управляемый всеми субъектами образовательной деятельности эволюционный процесс качественного обновления системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях ее организации в соответствии с разработанными концепциями и программами (Национальной доктриной, Федеральной программой развития образования, местными программами).
Система образования -
а) общественно необходимая ступень исторического развития образования, обеспечивающая длительную трансляцию определенной формы культуры и воспроизведение ее в деятельности обучаемых личностей;
б) совокупность образовательных учреждений и всех их форм деятельности, обеспечивающих достижение целей и идеалов образования в определенном обществе.
Система профилактики социального сиротства - система просветительских, социальных, правовых, социально-психолого-педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению социального сиротства.
Устойчивое развитие образования - качественное обновление системы образования, обеспечивающее и прогресс образования, и надежное функционирование образовательных учреждений, не снижая здоровья субъектов образовательной деятельности при неуклонном повышении качества их воспитания и развивающего обучения.
Цели образования - традиционно определяются как формирование у обучаемого знаний, навыков и умений, приобщения человека к культуре, подготовка его к труду. В контексте гуманистической парадигмы, опирающейся на развивающий подход, в целях образования приоритетное место занимает раскрытие индивидуального творческого потенциала личности. В спектре ведущих целей образования по отношению к личности обучаемого следует выделить:
- раскрытие индивидуальных задатков личности;
- приобщение обучаемого к мировой и национальной культуре через
- освоение систематизированных основ наук и искусств;
- ценностное воспитание и развитие мировоззрения как системы
- ценностных ориентаций и взглядов на мир, место человека в нем;
- физическое и валеологическое воспитание;
- общая и профессиональная подготовка к трудовой деятельности;
- выведение личности на уровень самовоспитания и саморазвития,
- восприятия учебной и профессиональной деятельности как
- творчества и основы моральной, нравственной свободы.
3. Основные положения программы
3.1. Введение
Как показывают итоги "Программы развития системы образования г. Перми до 2005 года", одним из наиболее эффективных механизмов системного реформирования отрасли образования стало формирование и развитие инновационной среды. Программа позволила адекватно отреагировать на такие серьезные изменения образовательной политики на федеральном уровне, как появление Концепции модернизации российского образования, решение о переходе к профильному образованию и т.д.
В рамках программы были осуществлены серьезные, системообразующие изменения, позволившие вывести пермское образование в число лидеров реформирования российского образования:
- переход на нормативное подушевое финансирование. В 2003 году принцип "деньги следуют за учеником" был реализован в пермских школах, в 2005 году нормативное финансирование объявлено президентом Российской Федерации национальным проектом;
- изменение принципов работы по информатизации системы образования. От поставки компьютерных классов в школы был осуществлён переход к реализации проектов "Интернет в школе" и "Компьютер на уроке", к созданию уникальной целостной городской информационно-образовательной сети, к массовому внедрению информационно-коммуникационых технологий в преподавание учебных предметов, к новому качеству урока;
- разработка уникальной модели профильного образования, позволяющей каждому старшекласснику выбрать индивидуальную образовательную траекторию;
- создание модели независимого объективного контроля качества образования на всех ступенях обучения - единые муниципальные тесты (ЕМТ);
- создание Управляющих советов образовательных учреждений, как ответ на требование Министерства образования и науки о создании органов общественно-государственного управления в образовательных учреждениях.
Реализация мероприятий городской целевой "Программы развития системы образования до 2005 года" подтверждает инвестиционную привлекательность деятельности отрасли. Так, разработка нормативов подушевого финансирования позволила привлечь дополнительные средства по областной программе "Повышение эффективности управления общественными финансами Пермской области"; успешная реализация в 2004 г. экспериментальных проектов "Интернет в школе" и "Компьютер на уроке" позволила обосновать необходимость выделения дополнительных внепрограммных средств на внедрение информационно-коммуникативных технологий в 2005 г., а также принять участие в федеральном проекте "Информатизация системы образования".
Городская целевая программа "Развитие образования г. Перми до 2010 года" разработана с учетом Концепции федеральной целевой программы развития образования 2006 - 2010 гг., и Концепции региональной программы развития системы образования Пермского края до 2010 года, разработанной в соответствии с Гражданским запросом, сформулированным общественными организациями Пермской области в мае 2005 года.
Программа "Развитие образования г. Перми до 2010 года" как организационная основа муниципальной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения всех компонентов образования, включая разработку и реализацию на конкурсной основе инновационных проектов представителями профессионально-педагогического сообщества и образовательными учреждениями Перми.
Разработав проект с научно обоснованными нормами и правилами, необходимую нормативно-правовую базу, пермское образование как самостоятельная отрасль будет способно выступить генеральным исполнителем консолидированного государственно-муниципального заказа на образование, исходящего от органов власти. А образовательные учреждения смогут адекватно отвечать на требования социального заказа, расширяя спектр оказываемых образовательных услуг населению города Перми.
Научным руководителем группы разработчиков является первый проректор Государственного университета - Высшая школа экономики, доктор экономических наук, профессор Лев Львович Любимов. В разработке и обсуждении проекта программы приняли участие широкие круги научной, педагогической общественности, директора и педагоги, родители.
3.2. Характеристика проблемы
Несмотря на наметившиеся позитивные тенденции в развитии пермской системы образования, существует ряд проблем, связанных с общей модернизацией образования, как по России в целом, так и на территории Перми и Пермской области. Достигнуты значительные успехи в развитии качественного роста образовательной среды города, сделаны шаги в сторону привлечения общественности к проблемам школы, информатизации системы образования, внедрена эффективная система нормативного финансирования, апробированы и внедрены более 70 инновационных разработок, затрагивающих различные аспекты образовательного пространства. В то же время отчетливо выделяется комплекс проблем, решение которых зависит от консолидации усилий не только внутри отрасли "образование", но и всех социальных институтов, ведомств, организаций и общественных объединений.
Центральными проблемами, определяющими состояние пермского образования, являются следующие:
- оплата труда сотрудников отрасли вне зависимости от уровня эффективности их труда, что, в свою очередь, обусловлено отсутствием критериев оценки эффективности образовательной деятельности. Как следствие, отмечается низкий уровень мотивации сотрудников отрасли к полноценному труду и участию в инновационных проектах, осуществляемых в рамках программы модернизации системы образования;
- продолжающееся снижение здоровья учащихся;
- низкий социальный и материальный статус учителя, что вынуждает лучшие кадры искать другие сферы занятости и демотивирует приток молодежи - и, как следствие, быстрое старение учительского и директорского корпуса школы;
- все более низкие показатели материально-технической базы (растущий износ зданий, отсутствие или скудность кабинетов и учебного оборудования, низкая оснащенность компьютерной и оргтехникой, стагнация библиотечного фонда и т.д.);
- увеличение количества детей, находящихся в социально опасном положении;
- несоответствие знаний и квалификации учительского и директорского корпуса тем требованиям в области содержания, педагогических технологий, а также технологий управления образовательными учреждениями, которые отвечают требованиям создаваемой в России новой социально-политической системы, построению гражданского общества, демократии и рыночной экономики;
- невключенность в дела образовательной сферы общества, в том числе сообщества родителей, спонсоров и др.;
- отсутствие связи между уровнем образования и будущим уровнем жизни. На сегодняшний день общественность города только приближается к пониманию уровня образования как своеобразного "человеческого капитала", т.е. средства, вложенные в образование, сегодня дают возможность в дальнейшем конвертировать образование в престижную работу, высокую заработную плату и высокий уровень жизни. Программа развития системы образования до 2010 г. направлена на восстановление этой цепочки.
Игнорирование необходимости модернизационных изменений системы образования приведет к комплексному кризису всех отраслей жизнедеятельности общества уже в течение ближайших 8 - 11 лет. Конкретными примерами станут кадровый голод, снижение темпов экономического роста, социальная нестабильность, ценностная эрозия, дезориентация молодого поколения и вероятный политический кризис, как следствие недоверия к власти.
Необходимость консолидации усилий обусловлена тем, что в образовательном процессе должны принимать участие все причастные к этому процессу сообщества и профессиональные группы, а не только специалисты отрасли образования. Решение проблем образования в формате Программы развития образования позволяет консолидировать усилия представителей различных отраслей, ведомств, структур и организаций города в разработке и реализации инновационных моделей решения комплексных проблем на стыке образования, здоровьесбережения, безопасности, формирования гражданского общества, в качестве основы перспективного социально-экономического развития города.
3.3. Цель и задачи программы
Стратегическая цель развития образования города состоит в переводе отрасли из затратных, бюджетообременительных в инвестиционно-привлекательную, соответствующую времени и задачам развития государства и общества. Программа направлена на приведение образования в соответствие с социально-экономическими преобразованиями и потребностями города, интересами горожан. Программа представляет собой комплекс инновационных проектов, направленных на:
- развитие взаимодействия общества и государства для повышения эффективности управления отраслевыми ресурсами, привлечение внеотраслевых ресурсов за счет эффективного партнерства отрасли с другими социальными институтами;
- обеспечение доступности образования при достижении уровня его оптимального качества, приведение содержания образования в соответствие с интересами личности, общества и государства за счет включения новых образовательных (в том числе информационно-коммуникативных) технологий и обновления содержания образования;
- рост уровня социальной и инвестиционной привлекательности отрасли на основе укрепления и развития кадрового потенциала отрасли;
- приведение условий образовательного процесса в соответствие требованиям современной социо-культурной среды с учетом активного внедрения информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс, обеспечение сохранности и укрепления здоровья учащихся за счет создания безопасных и комфортных условий в образовании;
- формирование комплексной системы эффективного управления финансовыми ресурсами отрасли, адекватной требованиям рыночной экономики и современному правовому пространству;
- снижение доли социальных сирот в структуре сиротства за счет развития системы профилактики социального сиротства.
3.4. Основные направления развития образования г. Перми до 2010 года
В Послании Президента России Федеральному Собранию в 2004 г. определяется необходимость назревших изменений в сфере образования.
В Послании отмечается, что эффективность изменений должна измеряться качеством образования, его доступностью и его сопряженностью с потребностями рынка и рыночной экономики. Из этой краткой концептуальной рамки следует много выводов как для страны в целом, так и для образовательного компонента пермской городской социальной сферы.
Если раньше качество образовательного продукта измерялось планками некоторых знаниевых достижений по 2-3 школьным предметам, то сегодня спектр измерений резко расширился. Сегодня общество нуждается в поколении, которое не только знает, но рационально и эффективно умеет применить знания; в поколении, которое смыслом своей жизни видит постоянную потребность в поиске, освоении, применении и генерировании нового знания. Данная модель образовательного продукта (выпускника школы) заложена в проекте городской образовательной системы и требует своей реализации.
Качество и доступность образования, его соответствие потребностям рынка (т.н. "президентская триада") определяют основные направления деятельности в рамках Программы. Система предлагаемых программных мероприятий представлена как структура из семи подпрограмм.
3.4.1. Создание механизмов государственно-общественного управления и эффективного партнерства отрасли с другими социальными институтами
В современных российских условиях невозможно правильно ставить и решать вопросы образования без широкого вовлечения в этот процесс всех действующих социальных институтов и, главное, без глубокого вовлечения института семьи. Школа при таком подходе становится особым социо-культурным пространством, общим пространством жизнедеятельности детей и взрослых.
В течение последних лет в Перми складываются многоуровневые государственно-общественные формы управления образованием (например, координационные советы, экспертные советы). С целью развития общественно-государственных форм управления образованием разработана и апробируется модель Управляющего совета школы; определены механизмы его формирования; сформирована критериальная и нормативно-правовая база. Таким образом, подготовлена основа для появления в школах управляющих советов.
Недофинансирование образования существует как неизбежная данность и следствие низкого уровня экономики. Покрытие дефицитов, тем не менее, возможно при участии общества, различных организаций и частных лиц. Все это происходит и сегодня, но, к сожалению, так, что родитель не видит ни траекторий расходования дополнительных средств, ни результатов, соотнесенных с его собственным ребенком. Управляющий совет - орган, который способен привлечь, аккумулировать такие средства и обеспечить прозрачность возникновения и их движения, а также публичный контроль над ними; это - орган, который может компенсировать и дефицит политического лоббирования образовательной системы. Управляющий совет - орган, который может и должен влиять на миссию школы, ее стратегический менеджмент, маркетинговую политику, на обсуждение и улучшение результата деятельности школы, даже на ее кадровый состав. Управляющий совет - это орган "сдержек и противовесов" произволу образовательных властей и школьных администраторов, т.е. нормальный элемент гражданского общества внутри образовательной системы. Это элемент новой образовательной культуры. Но это одновременно элемент новой культуры родителей и бизнеса. Правильно воплощенный Управляющий совет - это огромный резерв развития городского образования.
3.4.2. Разработка комплексных мероприятий по обновлению содержания образования и образовательных технологий в соответствии с социальным заказом
Создание системы обеспечения качества образования - стратегическая задача образовательной системы города, политическая задача городских образовательных властей. Для ее разработки, апробации и экспериментального воплощения в жизнь потребуется не менее 3-4 лет. Опыт всех западных систем качества говорит о необходимости обеспечивать школам определенную (значительную) степень свободы, без которой генерация, мотивация к изменениям и улучшениям, формирование чувства и воли к ответственности невозможны в принципе. Школьный и ученический компоненты базового учебного плана - это очевидная зона ответственности школы и образовательных властей города.
За предшествующие годы в Перми накоплены значительные ресурсы, позволяющие на новом уровне подойти к проблеме обеспечения нового качества образования, создать условия для преодоления сохраняющегося противоречия между социальными ожиданиями, образовательными запросами и потребностями населения, с одной стороны, и состоянием и результатами образовательного процесса, с другой стороны.
Наличие в городе опытных и квалифицированных педагогических кадров, успешно действующие образовательные учреждения и модели новых финансово-экономических механизмов, апробированные методики оценки качества образования позволяют поставить задачу по обеспечению качественного образования в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями ребенка.
3.4.3. Сохранение, развитие и поддержка художественного образования детей и подростков
В Перми функционирует уникальная, признанная во всем мире система художественного образования, сформированная в начале ХХ века. Сохранение этой системы и её дальнейшее совершенствование - задача первостепенной важности в программе сохранения нравственных устоев населения города, с учетом того, что продолжается рост преступности среди подростков, употребление ими наркотиков, растущий культурный нигилизм значительной части молодежи и т.д.
Учитывая, что в поддержке высокого имиджа г. Перми как культурного центра большое значение имеют успехи одаренных детей на всероссийских и международных конкурсах, необходимы дополнительные средства для их участия в вышеуказанных конкурсах, тем более, что подавляющее большинство талантливых детей воспитываются в малообеспеченных семьях. Совершенствование управления процессом художественного образования (в том числе и его оптимизация) невозможно без систематического повышения квалификации руководителей, вооружения их новейшими технологиями управления. Необходима консолидация усилий учреждений отрасли "культура" и "образование", органов социальной защиты населения и здравоохранения с привлечением общественных благотворительных организаций, попечительских советов.
Количество образовательных учреждений, предоставляющих дополнительные услуги, выходящие за рамки стандарта, в целом по городу растет. Однако приходится констатировать, что процесс развития дополнительных образовательных услуг пока не в полной мере регулируется на муниципальном уровне: не разработаны единые подходы в этом направлении деятельности, не созданы механизмы взаимодействия с родительской общественностью по этим вопросам и т.д. Поэтому задача управления развитием спектра дополнительных образовательных услуг становится одной из важнейших на будущий учебный год.
3.4.4. Развитие и укрепление кадрового потенциала отрасли
Проблема развития человеческих ресурсов общеобразовательной школы (учителя, школьные администраторы и др.) является чрезвычайно острой и, на наш взгляд, возводится в ранг самостоятельной проблемы сохранения кадров отрасли образования. Различные международные программы мониторинга качества школьного образования (PISA) демонстрируют ухудшение состояния российского образования. Для этого есть ряд широко известных причин, но одна из наиболее значимых, в данном контексте, - использование кадрами общеобразовательной школы старых, не соответствующих требованию современности механизмов работы. Наши педагоги и администраторы пока не умеют работать в новых условиях. Наконец, нужно менять принципы и формы их регулярной переподготовки, разработать модель развития человеческого потенциала отрасли.
Необходимо срочно разработать и внедрить механизмы существенного, ощутимого повышения социального и материального статуса работников образования, в первую очередь - прогрессивные системы мотивации труда педагогов.
3.4.5. Мероприятия по приведению в соответствие условий образовательного процесса требованиям современной социокультурной среды
Городская образовательная среда - это сложный комплекс условий, в которых функционирует образовательная система, растет каждый отдельно взятый ребенок. Клиенты системы получают её конечный продукт (выпускника) или текущие образовательные услуги. Авторами этой среды являются все граждане и все дети города (т.е. население), органы местного самоуправления, партии, бизнес, ВУЗы, СМИ, учреждения культуры, органы правопорядка.
Формирование полноценной образовательной среды во многом основывается на обеспечении адекватных современности условий образовательного процесса. Основным вопросом становится материально-техническое обеспечение развития образовательной среды. Для управления материальными ресурсами необходимы адекватные и эффективные механизмы, позволяющие в рамках существующего правового поля оптимально их распределять. Еще одной центральной характеристикой образовательного пространства является его целостность. Здесь ключевым моментом является информатизация, внедрение информационно-коммуникативных технологий, формирование информационных ресурсов. По заключению многочисленных экспертов существующая образовательная среда нуждается в создании таких условий, при которых образовательный процесс будет безопасным для участников образовательного процесса. Особенно актуальна проблема сохранности и укрепления здоровья учащихся. Работа над созданием безопасной образовательной среды должна стать главной при формировании полноценного образовательного пространства.
На уровне образовательного учреждения должны быть разработаны и реализованы такие условия, которые, с одной стороны, обеспечили бы необходимую безопасность участников образовательного процесса, а с другой стороны - эргономичность, воплощающую охрану здоровья и комфортность.
Целью планируемого этапа развития материально-технической базы является создание комфортной, безопасной для жизни и здоровья обстановки в образовательных учреждениях для всех участников образовательного процесса.
Решением Пермской городской Думы от 26 февраля 2008 г. N 45 в подпункт 3.4.7 пункта 3.4 раздела 3 настоящего приложения внесены изменения
3.4.6. Мероприятия по организации формирования и управления финансовыми потоками системы образования как отрасли экономики
Мероприятия, касающиеся управления финансовыми потоками отрасли, целесообразно представить в виде двух основных блоков: первый предполагает совершенствование системы исполнения консолидированного бюджета отрасли, второй позволяет представить нормативное финансирование как отдельный ресурс. Наличие такого рода ресурса способствует превращению директора в менеджера, что в свою очередь оправдывает необходимость реализации мероприятий по переподготовке административного персонала образовательных учреждений. Следующим шагом для совершенствования финансового обеспечения пермского образования может стать переход от подушевого к нормативно-программному финансированию.
Бюджет отрасли должен стать консолидированным, состоять из двух частей - собственно бюджетных средств, расходуемых на реализацию государственного (муниципального) заказа (стандарта), и внебюджетных средств отрасли, заработанных на продаже дополнительных образовательных услуг. Управление единым консолидированным бюджетом совместно должны осуществлять департамент образования администрации города Перми и городской общественный Совет по образованию. Это позволит обеспечить взаимодополнение бюджетных и внебюджетных ресурсов при решении единых для образования задач. Целью планируемого этапа реформирования системы экономических отношений в образовательной отрасли является создание эффективных механизмов управления финансовыми ресурсами системы образования.
Решением Пермской городской Думы от 26 февраля 2008 г. N 45 в подпункт 3.4.7 пункта 3.4 раздела 3 настоящего приложения внесены изменения
3.4.7. Разработка и реализация системы профилактики социального сиротства
Система учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чрезмерно затратна и поглощает значительную часть бюджетных средств, отпущенных на систему образования. При этом эффективность ее функционирования крайне низка, что подтверждается неподготовленностью большинства выпускников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни, низким уровнем их социализации, воспроизведением новых поколений социальных сирот. Проблемой учреждений образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является отсутствие специалистов, готовых заниматься реабилитацией детей данной категории.
Альтернатива институционального воспитания - семейные формы жизнеустройства - функционируют нередко вне системы профессионального сопровождения, что так же снижает их эффективность в реабилитации, развитии и воспитании детей.
С помощью создания городской системы профилактики социального сиротства возможно снизить уровень социального сиротства в городе, максимально гуманизировать систему защиты детства, обеспечить право ребенка на воспитание в семье.
С целью повышения эффективности в сфере защиты прав детей необходимо разработать и внедрить информационную систему мониторинга и общественного контроля.
3.5. Сроки и этапы реализации программы
Наименование этапа |
Продолжитель- ность |
Содержание деятельности |
I этап: подготовитель- ный |
2006 год |
Формирование дирекции программы. Подготовка к проведению конкурсов на реализацию подпрограмм. Разработка конкурсной документации; освещение технических заданий на реализацию подпрограмм (отдельных инновационных моделей) в средствах массовой информации, Интернете; анализ возможных исполнителей. Проведение конкурсов на реализацию части подпрограмм (инновационных моделей). Сбор и анализ отчетов. Завершение работ над созданием эффективных механизмов аккумуляции отраслевых и внутриотраслевых ресурсов. Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс учреждений дополнительного образования. Внедрение инновационных проектов, направленных на развитие службы управления персоналом. Разработка эффективной системы повышения квалификации персонала отрасли. Проведение мониторингов и социологических исследований. Разработка критериев эффективности управления материально-техническими ресурсами отрасли. Завершение работ по совершенствованию системы исполнения консолидированного бюджета отрасли. Создание социально-психологической службы отрасли. |
II этап: основной |
2007-2009 годы |
Проведение конкурсов на реализацию подпрограмм (инновационных моделей); реализация подпрограмм (инновационных моделей). Продолжение модернизации системы образования по обеспечению доступности качественного дошкольного и общего образования, продолжение реализации инновационных проектов в области достижения оптимального качества образования, завершение разработки системы повышения социального статуса работников отрасли, работа по формированию и развитию корпоративной культуры отрасли. Создание безопасных и комфортных условий в образовании, создание муниципальной модели управления системой профилактики сиротства, внедрение процессов информатизации в сферу защиты детей. |
III этап: заключительный |
2010 год |
Проведение конкурсов, реализация подпрограмм (инновационных моделей). Завершение работ по Программе, проведение мониторингов и социологических опросов, анализ соответствия итогов работы предполагаемым результатам. Подведение итогов работы, анализ полученных результатов. Сбор и анализ отчетов. Подготовка итогового отчёта. Оценка социально-экономического эффекта реализации Программы. Анализ изменений системы образования г. Перми и подготовка итоговой документации. |
Решением Пермской городской Думы от 26 февраля 2008 г. N 45 в пункт 3.6 настоящего решения внесены изменения
3.6. Система программных мероприятий
N пун- кта |
Мероприятия | Испол- нители |
Сроки реализации |
Источни- ки финанси- рования |
Всего за период действия програм- мы (тыс. руб.) |
В том числе по годам (тыс. руб.) |
Результат | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||||||
1. | Создание механизмов общественно-государственного управления и эффективного партнерства отрасли с другими социальными институтами |
Консолидация усилий и ресурсов города в развитии пермской системы образования |
|||||||||
1.1. | Создание эффективных механизмов аккумуляции отраслевых и внеотраслевых ресурсов: - анализ влияния внутренних и внешних факторов на развитие внебюджетной деятельности в образовательных учреждениях; - классификация образовательных учреждений с учетом внешних и внутренних факторов; - разработка маркетинговых стратегий для различных образовательных учреждений; - разработка методики определения объемов привлечения внебюджетных средств для образовательных учреждений с учетом маркетинговых стратегий развития; - разработка бизнес-планов для образовательных учреждений |
ГКОН, ИЦРСО |
2006 | Бюджет города |
170 | 170 |
Привлечение внешних партнеров к реализации инновацион- ной политики и, как следствие, привлечение внебюджетных средств |
||||
1.2. | Позиционирование отрасли по отношению к внешним бизнес-партнерам и различным социальным институтам с целью взаимовыгодного сотрудничества: - исследование внешней и внутренней среды; - разработка стратегии позиционирования и продвижения позитивного образа отрасли "образование"; - проведение мероприятий и акций, направленных на формирование позитивного образа отрасли "образование" среди родительской общественности и бизнес-партнеров; - мониторинг изменений общественного мнения |
ГКОН, ИЦРСО |
2006-2010 | Бюджет города Бюджет области |
5800 3000 |
600 400 |
1050 500 |
1100 600 |
1050 700 |
2000 800 |
Взаимовыгод- ное межотрасле- вое сотрудничес- тво и формирование инвестицион- ной привлекате- льнос-ти отрасли |
1.3. | Формирование механизмов партнерства общественности и государства в развитии образовательного пространства города: - разработка механизмов примерного аккумулирования средств материальной и финансовой помощи школам из разных источников, а также прозрачных механизмов их использования; - разработка положения об Управляющем совете городской образовательной системы; - создание Управляющих советов разного уровня на основе специально разработанной процедуры |
ГКОН, ИЦРСО |
2007-2010 |
Бюджет города Бюджет области |
5600 2400 |
1100 300 |
500 800 |
1500 700 |
2500 600 |
Формирование социального партнерства в развитии образовате- льной среды города и совместное формирование новой образовате- льной политики |
|
1.4. | Организация и сопровождение инновационной деятельности системы образования: - организация деятельности экспертного совета; - проведение ежегодного конкурса "Образовательные гранты"; - проведение ежегодного конкурса инновационных проектов |
ГКОН, ИЦРСО |
2006-2010 | Бюджет города Бюджет области |
9500 3600 |
1000 600 |
1000 700 |
1500 700 |
2000 800 |
4000 800 |
Формирование точек роста на базе образовате- льных учреждений, разрабатыва- ющих инновацион- ные модели |
Итого по разделу 1 | 30070 | 2770 | 4650 | 5200 | 6750 | 1070 0 |
|||||
2. | Разработка комплексных мероприятий по обновлению содержания образования и образовательных технологий в соответствии с социальным заказом |
Формирование доступного и качественно- го общего образования, удовлетворя- ющего всем аспектам социального заказа к результатам обучения |
|||||||||
2.1. | Модернизация системы образования по обеспечению доступности качественного дошкольного, общего, специального (коррекционного) образования, образования повышенного уровня: - увеличение разнообразия видов получения дошкольного образования для детей, не посещающих ДОУ; - создание механизма общегородского набора в школы повышенного статуса с 8 класса; - создание межведомственной системы персонифицированного учета детей от 0 лет; - создание общегородского банка курсов и программ общего, дополнительного и профессионального образования; - создание системы контроля доступности дошкольной образовательной услуги для населения города Перми; - создание механизмов межведомственной работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации |
ГКОН, ИЦРСО |
2006-2008 |
Бюджет города Бюджет области |
3860 4000 |
360 800 |
1500 1400 |
2000 1800 |
Удовлетворе- ние образовате- льных потребностей населения (как на уровне родителей, так и на уровне общественных организаций) |
||
2.2. | Система действий для достижения оптимального уровня качества образования в соответствии с интересами личности, общества и государства на основе обновления содержания и включения новых образовательных технологий: - разработка системы контроля качества дошкольного, школьного, специального (коррекционного) и дополнительного образования; - внедрение современных образовательных технологий, в том числе информатизация образования; - апробация муниципальной модели профильного обучения; - создание системы муниципального мониторинга; - внедрение прогрессивных элементов системы международного бакалавриата в школы города Перми; - создание и пополнение комплекса программных продуктов (электронных учебников, репетиторов, энциклопедий и т.д.), поддерживающих обучение каждой учебной дисциплины; - организация механизмов взаимодействия школ города с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования с целью реализации сетевой модели профильного обучения; - создание механизмов изучения мнения населения города о степени удовлетворенности их качеством образования; - создание технологии самооценивания образовательных учреждений; - разработка и апробация механизма формирования и реализации социального заказа на образование, мониторинг удовлетворенности потребностей заказчиков |
ГКОН, ИЦРСО |
2006-2009 | Бюджет города Бюджет области |
8315 4000 |
2255 1000 |
2000 1000 |
2010 1000 |
2050 1000 |
Рост конкурентос- по-собности современного выпускника, который может конвертиро- вать полученное образование в достойный уровень жизни |
|
Итого по разделу 2 | 20175 | 4415 | 5900 | 6810 | 3050 | ||||||
3. | Сохранение, развитие и поддержка художественного образования детей и подростков | Гармоничное развитие подростка в период обучения |
|||||||||
3.1. | Расширение инновационной деятельности образовательных учреждений в аспекте художественного образования: - открытие специальных музыкальных классов с углубленным изучением музыкальных технологий для одаренных детей; - внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования |
ГКОН ИЦРСО ДКСМП |
2006 | Бюджет города |
2895 |
245 |
550 |
650 |
700 |
750 |
Внедрение и развитие компьютерных технологий в образовате- льном процессе. Использова- ние возможностей искусства в целях коррекцион- ной педагогики. Профилактика и коррекция асоциального поведения |
3.2. | Поддержка программ развития образцовых творческих коллективов и одаренных детей: - проведение областных профессиональных конкурсов, участие в республиканских и международных конкурсах; - организация летней творческой школы для одаренных детей и детей из малообеспеченных семей; - проведение фестиваля "Надежда" |
ГКОН ИЦРСО ДКСМП |
2006 | Бюджет города |
5835 | 885 | 1000 | 1250 | 1300 | 1400 | Открытие музыкального лицея. Организация летней творческой школы. Участие творческих коллективов во всероссийс- ких и международ- ных конкурсах |
3.3. | Обновление материально-технической базы: - приобретение музыкальных инструментов, костюмов для ДМШ, ДШИ, ДХШ |
ГКОН ИЦРСО ДКСМП |
2006-2010 | Бюджет города |
3750 | 300 | 350 | 800 | 1000 | 1300 | Внедрение новых технологий в учебный процесс. Расширение контингента обучающихся. Расширение круга заинтересо- ванных организаций |
3.4. | Повышение квалификации руководителей и сотрудников: - разработка системы повышения квалификации руководителей и преподавателей |
ГКОН ИЦРСО ДКСМП |
2006 | Бюджет города |
1520 | 70 | 100 | 300 | 500 | 550 | Улучшение технологии руководства образовате- льным процессом. Оптимизация в области художествен- ного образования детей |
Итого по разделу 3 | 14000 | 1500 | 2000 | 3000 | 3500 | 4000 | |||||
4. | Развитие и укрепление кадрового потенциала отрасли | Формирование эффективного кадрового потенциала и условий его дальнейшего развития |
|||||||||
4.1. | Повышение эффективности работы руководителей и педагогов в отрасли "образование": - разработка критериев эффективности работы руководителей образовательных учреждений; - разработка критериев эффективности работы педагогических работников образовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий, ДОУ, УДО); - разработка параметров, методик определения, нормативных и инструктивно-методических материалов для определения "ординарного учителя" и "ординарного руководителя", а также выполнение обязательств по отношению к ним; - разработка нормативных и инструктивно-методических материалов для определения и проведения мероприятий по определению "ординарного учителя" и "ординарного руководителя" и выполнение обязательств по отношению к ним; - приведение мероприятий по аттестации руководящих и педагогических работников в соответствие с критериями эффективности их труда (в рамках действующего законодательства) |
ГКОН, ИЦРСО |
2007-2010 | Бюджет города |
4750 | 650 | 500 | 1100 | 2500 | Развитие кадрового потенциала отрасли и формирование администра- тивной и правовой компетенции персонала |
|
4.2. | Развитие службы управления персоналом на отраслевом и институциональном уровне: - обучение руководителей работе с персоналом в современных условиях; - разработка нормативно-правовой базы для работы служб; - организация работы мобильных групп по оказанию помощи в создании служб управления персоналом в образовательных учреждениях; - разработка компьютерной базы данных по педагогам в отрасли "образование" |
ГКОН, ИЦРСО |
2006-2007 2009-2010 |
Бюджет города Бюджет области |
6650 3000 |
1000 700 |
1100 700 |
2150 800 |
2400 800 |
Формирование эффективных механизмов оперативного управления персоналом отрасли, а также развитие вертикальных (руководи- тель - подчинённый) и горизонталь- ных связей |
|
4.3. | Разработка и реализация эффективной системы повышения квалификации персонала отрасли "образование": - разработка приоритетов в обучении руководящих и педагогических работников, составление программ обучения; - разработка необходимых рекомендаций для организации работы по повышению профессиональной компетенции педагогов в образовательном пространстве города и в самих образовательных учреждениях |
ГКОН, ИЦРСО |
2006-2007 | Бюджет города Бюджет области |
300 2000 |
100 700 |
200 1300 |
Повышение профессиона- лизма педагогов по приоритетным направлениям системы образования |
|||
4.4. | Разработка системы повышения социального статуса работников отрасли: - включение педагогов в различные жилищные программы; - разработка механизмов предоставления социальных гарантий педагогам; - разработка методик материального и нематериального стимулирования работников отрасли; - организация работы с молодыми преподавателями; - разработка Концепции по организации "клубов по интересам" для педагогов с целью активного привлечения в них молодых педагогов; - проведение маркетинговых исследований удовлетворенности работой в отрасли; - создание школы молодого руководителя, организация ее регулярной работы; - разработка Концепции; организация и проведение профессиональных конкурсов среди молодых специалистов и молодых руководителей; - разработка новой концепции по проведению конкурсов педагогического мастерства (не только конкурса "Учитель года") со значимыми (весомыми) стимулами для их победителей, изменение их направленности, повышение престижности; - работа со СМИ по повышению престижа профессии учителя |
ГКОН, ИЦРСО |
2006-2009 | Бюджет города Бюджет области |
8200 7000 |
1000 1000 |
1500 1500 |
3550 2000 |
2150 2500 |
Повышение престижа профессии (рост социальной и инвестицион- ной привлекате- льности отрасли) |
|
4.5. | Развитие корпоративной культуры отрасли: - поддержка корпоративной коммуникации; - проведение социологических исследований по изучению имиджа отрасли; - разработка единого корпоративного стиля в отрасли; - разработка и принятие кодекса труда работника отрасли |
ГКОН, ИЦРСО |
2006-2009 | Бюджет города |
2000 | 500 | 500 | 500 | 500 | Развитие внутриотрас- левой консолидации (формирова- ние объединяющих норм и традиций), что приведёт к развитию связей внутри отрасли "образова- ние" |
|
Итого по разделу 4 | 33900 | 4500 | 7450 | 6550 | 9200 | 6200 | |||||
5. | Мероприятия по приведению в соответствие условий образовательного процесса требованиям современной социо-культурной среды |
Создание полноценной образова- тельной, среды спо- собствующей реализации целей образова- тельного процесса |
|||||||||
5.1. | Разработка эффективных механизмов управления материально-техническими ресурсами отрасли: - разработка критериев эффективности управления материальными ресурсами; - обучение сотрудников административного корпуса системы образования эффективному управлению имущественным комплексом; - создание отраслевой модели эффективно управляемого имущественного комплекса, разработка методических рекомендаций; - определение норматива финансирования на имущественный комплекс образовательного учреждения - разработка методов стимулирования образовательного учреждения с целью эффективного управления имущественным комплексом |
ГКОН, ИЦРСО |
2006-2009 |
Бюджет города |
2550 | 150 | 350 | 500 | 1550 | Формирование механизмов ресурсосбе- режения, развитие материально- технического потенциала отрасли |
|
5.2. | Развитие информационных ресурсов отрасли: - создание и поддержка школьного образовательного портала; - создание системы учета полноценности использования компьютерной техники в образовательном процессе; - разработка и реализация целевой программы "Рабочее место учителя" и "Рабочее место ученика" с использованием информационно-коммуникатив- ных технологий; - развитие системы сетевого взаимодействия образовательных учреждений; - оценка степени влияния информатизации учебного процесса на его качество и мотивацию школьников; - создание информационно-аналитическо- го электронного журнала по проблемам отрасли "образование" |
ГКОН, ИЦРСО |
2006-2010 | Бюджет города Бюджет области |
8020 4000 |
570 600 |
600 700 |
1650 800 |
2600 900 |
2600 1000 |
Рост степени информиро- ванности населения о состоянии дел в отрасли и, как следствие, рост доверия к деятельности отрасли |
5.3. | Обеспечение сохранности и укрепления здоровья учащихся: - создание системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации участников формирования здоровьесберегающего пространства; - усиление адресности психолого-медико-социальной помощи детям и подросткам, имеющим отклонения в развитии; - внедрение современных технологий организации профилактических медицинских осмотров детей в ОУ города; - апробация оценочной шкалы самоанализа ОУ города по состоянию проблемы здоровьесбережения |
ГКОН, ИЦРСО |
2007-2008 | Бюджет города Бюджет области |
1282 3000 |
400 1000 |
132 1000 |
750 1000 |
Отсутствие отрицатель- ной динамики в уровне здоровья учащихся |
||
5.4. | Создание безопасных и комфортных условий в образовании: - разработка программы межведомственного взаимодействия по проблемам обеспечения безопасности учреждений образования с обозначением статуса образовательного учреждения как объекта охраны и соответствующего ему стандарта безопасности; - создание реально работающих механизмов межведомственного взаимодействия; - создание реальной зоны безопасного нахождения всех участников образовательного процесса в образовательных учреждениях всех типов и видов; - подготовка нормативно-правовой документации по безопасности жизнедеятельности; - разработка методических материалов, учебных программ подготовки и переподготовки кадров, отвечающих за комплексную безопасность в образовательном учреждении; - организация обучения, повышение квалификации и переподготовка кадров по вопросу безопасности |
ГКОН, ИЦРСО |
2006-2008 | Бюджет города Бюджет области |
1090 3000 |
340 1000 |
150 1000 |
600 1000 |
Создание комфортных и безопасных условий пребывания учеников и персонала в общеобразо- вательных учреждениях |
||
Итого по разделу 5 | 22942 | 4060 | 3932 | 6300 | 5050 | 3600 | |||||
6. | Мероприятия по организации формирования и управления финансовыми потоками системы образования как отрасли экономики |
Формирование комплексной системы эффективного управления финансовыми ресурсами отрасли |
|||||||||
6.1. | Совершенствование системы исполнения консолидированного бюджета отрасли: - анализ правовых и экономических основ регулирования совместного государственно-общественного финансирования; - разработка финансовых механизмов и правового сопровождения консолидации бюджета; - разработка механизмов общественного контроля над управлением совместным финансированием; - разработка структуры управления консолидированным бюджетом: распределение полномочий и обязанностей; - разработка стратегий и механизмов привлечения и поощрения инвесторов, внедрение механизмов взаимовыгодного партнерства общества и образования; - разработка критериев эффективности управления совместным финансированием; создание мониторинга эффективности |
ГКОН, ИЦРСО |
2006 | Бюджет города |
180 | 180 | Рациональное использова- ние финансовых ресурсов отрасли, оптимизация механизмов исполнения бюджета |
||||
6.2. | Совершенствование механизмов нормативного финансирования как ресурса развития образовательных учреждений: - разработка и апробация методики расчета норматива подушевого финансирования по созданию и поддержанию условий реализации образовательного процесса; - разработка и апробация методики расчета норматива финансирования коммунальных расходов; - апробация и совершенствование методики подушевого бюджетного финансирования для учреждений дополнительного образования детей |
ГКОН, ИЦРСО |
2006-2007 | Бюджет города Бюджет области |
200 1000 |
100 500 |
100 500 |
Адекватная современному правовому пространству нормативно- правовая база |
|||
Итого по разделу 6 | 1380 | 780 | 600 | ||||||||
7. | Разработка и реализация системы профилактики социального сиротства | Эффективные механизмы решения проблем социального сиротства, снижение количества сирот |
|||||||||
7.1. | Создание социально-психологической службы отрасли: - разработка положения о городской социально-психологической службе; - разработка и внедрение организационно-управленчес- кой модели развития сети служб для оказания социально-психолого-педаго- гической и иной помощи замещающим семьям, в т.ч. профессиональным; - создание 3-х уровневой структуры городской социально-психологической службы, открытие городского психолого-медико-социального центра и его филиалов в районах; - создание методических центров по трансляции СПСС на базе учреждений города |
ГКОН, ИЦРСО |
2006 | Бюджет города Бюджет области |
470 1000 |
470 1000 |
Формирование эффективных механизмов организации опеки и попечительс- тва |
||||
7.2. | Разработка муниципальной модели управления системой профилактики социального сиротства: - разработка муниципальной организационно-управленчес- кой модели системы профилактики социального сиротства; - создание системы социального патроната над семьями с детьми на раннем этапе семейного кризиса; - апробация и внедрение реабилитационных программ для семей с детьми на раннем этапе семейного кризиса; - отработка механизма взаимодействия различных ведомств городского и областного уровня подчинения, находящихся на территории Перми, по организации и осуществлению помощи семьям на раннем этапе семейного кризиса |
ГКОН, ИЦРСО |
2006-2008 | Бюджет города Бюджет области |
2655 4000 |
1155 1000 |
1000 1000 |
500 2000 |
Снижение числа асоциальных семей. Снижение числа социальных сирот |
||
7.3. | Разработка и реализация педагогических поектов, направленных на создание и внедрение системы профилактики социального сиротства |
ГКОН, ИЦРСО |
2007-2009 | Бюджет города Бюджет области |
2350 3000 |
600 1000 |
650 1000 |
1100 1000 |
Снижение показателей семейного сиротства. Сокращение количества учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
||
7.4. | Разработка и внедрение информационной системы мониторинга и общественного контроля за соблюдением и защитой прав детей |
ГКОН, ИЦРСО |
2006-2010 | Бюджет города Бюджет области |
8600 8000 |
150 1000 |
1000 1000 |
1200 1000 |
2250 2000 |
4000 3000 |
Осознанное родительст- во, подход к воспитанию ребенка с учетом возрастных особенностей |
Итого по разделу 7 | 30075 | 4775 | 5600 | 6350 | 6350 | 7000 | |||||
Всего | 152 542 | 22800 | 3013 2 |
3421 0 |
3390 0 |
3150 0 |
|||||
ГКОН - департамент образования администрации г. Перми ИЦРСО - исследовательский центр развития системы образования г. Перми ДКСМП - департамент по культуре, спорту и молодежной политике администрации г. Перми |
4. Обеспечение реализации программы
4.1. Правовое обеспечение
Правовой базой городской целевой программы "Развитие образования г. Перми до 2010 года" являются:
1. Федеральные законы Российской Федерации:
- "Об образовании" (с изменениями и дополнениями) от 10.07.1992 N 3266-1;
- "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22.08.2004 N 122;
- "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131;
- "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" от 28.06.1995 N 98-ФЗ;
- "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.1995 N 24-ФЗ.
2. Законы Пермской области: - "Об образовании в Пермской области" от 12.07.2001 N 1641-282; - "Об охране здоровья населения Пермской области" от 14.06.1996 N 467-74; - "О физической культуре, спорте и туризме" от 20.07.1995 N 288-50.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской федерации".
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р "О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года".
5. Решение Пермской городской Думы от 21.10.2003 N 127 "Об утверждении положения о порядке разработки и реализации городских целевых программ".
6. Постановление Главы города от 21.07.2004 N 2070 "Об утверждении Порядка подготовки и управления реализацией городских целевых программ".
Постановлением Администрации города Перми от 29 декабря 2007 г. N 564 постановление Администрации города Перми от 21 июля 2004 г. N 2070 признано утратившим силу с 1 января 2009 г.
Решением Пермской городской Думы от 26 февраля 2008 г. N 45 в пункт 4.2 раздела 4 настоящего приложения внесены изменения
4.2. Организация управления реализацией программы
Муниципальный заказчик за счет средств бюджета города обеспечивает финансирование мероприятий Программы в установленном порядке, осуществляет контроль хода реализации Программы и целевого использования бюджетных средств.
Руководитель Программы подотчетен муниципальному заказчику. Разрабатывает и утверждает механизм реализации Программы, определяет исполнителей, заключает договоры с исполнителями и участниками программных мероприятий и несет персональную ответственность за достижение целей Программы и эффективное использование средств бюджета города.
В установленном порядке обеспечивает предоставление информации о ходе реализации Программы, отчитывается перед Главой города (при необходимости) и Пермской городской Думой. Для осуществления финансового, статистического, информационного анализа имеет право запрашивать любую информацию в рамках осуществления своих полномочий у всех участников Программы.
При реализации мероприятия несколькими участниками Программы определяется ответственный исполнитель. Ответственный исполнитель координирует действия исполнителей, отвечает перед руководителем Программы за его реализацию и предоставляет информацию о ходе выполнения этого мероприятия. В системе программных мероприятий (табличная форма) ответственный исполнитель указывается первым.
Все участники Программы несут ответственность за целевое использование выделенных бюджетных средств, предоставление своевременной и полной информации о ходе выполнения мероприятий.
Основным механизмом реализации Программы является утверждение и реализация ежегодных планов выполнения программных мероприятий. В процессе реализации Программы регулярно оценивается степень достижения цели, актуальность мероприятий, потребность в бюджетном финансировании; вносятся предложения о необходимости корректировки мероприятий Программы (при изменении внешних или внутренних условий) и административных документов, связанных с ее реализацией, чем гарантируется постоянное обновление Программы.
Межведомственную координацию по реализации программных мероприятий осуществляет департамент образования администрации города Перми. Непосредственным исполнителем является Исследовательский центр развития системы образования г. Перми.
Кроме того, ход выполнения Программы с учетом внесенных корректировок рассматривается на заседании Пермской городской Думы по итогам очередного финансового года.
4.3. Ресурсное обеспечение программы
В качестве ресурсов, привлекаемых для реализации Программы, будут использованы средства бюджета города в объемах, утвержденных Пермской городской Думой, федерального бюджета за счет участия в реализации подпрограмм "Региональной программы развития системы образования Пермской области".
Объем необходимых средств (тыс. руб.) |
На весь период |
В том числе по годам | ||||
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | ||
Всего, из них | 152542,0 | 22800,0 | 30132,0 | 34210,0 | 33900,0 | 31500,0 |
Бюджет города | 96542,0 | 11500,0 | 16532,0 | 20510,0 | 23500,0 | 24500,0 |
Областной бюджет | 56000,0 | 11300,0 | 13600,0 | 13700,0 | 10400,0 | 7000,0 |
5. Ожидаемый социальный, экономический и (или) иной эффект от реализации программных мероприятий
Социальные эффекты, получаемые в процессе и по результатам реализации Программы, оцениваются по следующим направлениям:
- консолидация усилий и ресурсов города в развитии пермской системы образования;
- формирование доступного и качественного общего образования, удовлетворяющего всем аспектам социального заказа к результатам обучения;
- гармоничное развитие подростка в период обучения;
- формирование эффективного кадрового потенциала и условий его дальнейшего развития;
- создание полноценной образовательной среды, способствующей реализации целей образовательного процесса;
- формирование комплексной системы эффективного управления финансовыми ресурсами отрасли;
- эффективные механизмы решения проблем социального сиротства, снижение количества сирот.
Ожидаемый социально-экономи- ческий или иной эффект |
Наименование оценочных показателей (ед. изм) |
Фактическое значение показателей на момент разработки программы |
Значение показателей по годам реализации программы |
Источник получения информации (статичес- кая, отраслевая отчетность, опрос, спецобсле- дование) |
||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||||
Привлечение внешних партнеров к реализации инновационной политики и, как следствие, привлечение внебюджетных средств |
Количество внешних партнеров отрасли "образование" (организации и предприятия, сотрудничающие с отраслью) |
75 |
80 |
90 |
105 |
120 |
130 |
Спецобсле- дование |
Рост престижа отрасли "образование" |
Доля представителей родительской общественности, поддерживающих деятельность органов управления образованием |
38% |
45% |
50% |
57% |
65% |
75% |
Социологи- ческий опрос |
Развитие общественно-граждан- ских форм управления в системе образования |
Увеличение удельного веса образовательных учреждений, имеющих управляющие общественные советы |
15% |
20% |
30% |
40% |
60% |
90% |
Спецобсле- дование |
Развитие системы общественной экспертизы, государственно- общественных консультаций, общественного мониторинга состояния и развития образования |
Доля органов управления образованием, включивших процедуры общественно-гражданской экспертизы образовательных программ и проектов, регулярно представляющих самоотчеты в открытый доступ |
10% |
15% |
20% |
30% |
35% |
40% |
Отраслевая отчетность |
Развитие кадрового потенциала отрасли и формирование административной и правовой компетенции персонала |
Рост числа персонала с административной и финансовой подготовкой |
25% |
40% |
60% |
70% |
83% |
100% |
Отраслевая отчетность |
Формирование точек роста на базе образовательных учреждений, разрабатывающих инновационные модели |
Количество совместных инновационных проектов |
7 |
9 |
12 |
13 |
16 |
18 |
Экспертная оценка |
Удовлетворение образовательных потребностей населения (как на уровне родителей, так и на уровне работодателей) |
Результаты ЕМТ (доля детей обучающихся в ОУ повышенного уровня по результатам ЕМТ) |
78% |
82% |
87% |
90% |
94% |
96% |
Отраслевая отчетность |
Удовлетворённость образовательными услугами (представители родительской общественности) |
48% |
56% |
60% |
70% |
75% |
80% |
Социологи- ческий опрос |
|
Рост качества образования за счет повышения квалификации педагогов |
Количество педагогов, прошедших аттестацию на первую и высшую квалификационную категории |
1401 666 |
1450 690 |
1580 710 |
1640 775 |
1700 800 |
1800 900 |
Отраслевая отчетность |
Выравнивание стартовых возможностей учащихся |
Повышение процента охвата детей в возрасте 5-6 лет предшкольным образованием |
86% |
88% |
90% |
94% |
95% |
96% |
Отраслевая отчетность |
Профилирование школьного образования |
Процент охвата учащихся профилированными программами Процент охвата учащихся предпрофильной подготовкой |
10% 5% |
70% 30% |
100% 50% |
100% 70% |
100% 85% |
100% 100% |
Отраслевая отчетность |
Внедрение и развитие компьютерных технологий в образовательном процессе |
Число школ, подключенных к высокоскоростному Интернету |
13% |
17% |
25% |
31% |
38% |
50% |
Отраслевая отчетность |
Повышение престижа профессии (рост социальной и инвестиционной привлекательности отрасли) |
Приток молодых специалистов в отрасль |
91 |
100 |
111 |
128 |
140 |
163 |
Отраслевая отчетность |
Снижение текучести кадров в образовании |
Уменьшение количества вакансий в отрасли (ставок) |
340,2 |
300 |
240 |
190 |
160 |
120 |
Отраслевая отчетность |
Увеличение доли молодых педагогов в отрасли |
Увеличение доли лиц до 32 лет (примерно 10 лет стажа) среди учителей средней школы от общего числа учителей |
20% |
8% |
11% |
15% |
18% |
20% |
Отраслевая отчетность |
Рост степени информированности населения о состоянии дел в отрасли и, как следствие, рост доверия к деятельности отрасли |
Количество информационных ресурсов отрасли |
3 |
4 |
6 |
8 |
9 |
11 |
Отраслевая отчетность |
Сокращение удельного веса учебных заведений, учебно-материальная база которых требует капитального ремонта или находящихся в аварийном состоянии, от общего числа учреждений |
Доля ОУ, учебно-материальная база которых требует капитального ремонта или находящихся в аварийном состоянии, от общего числа учреждений |
14% |
13% |
11% |
10% |
8% |
6% |
Отраслевая отчетность |
Рост инвестиций в образование, направляемых на цели модернизации основных фондов и прирост нефинансовых активов |
Инвестиции, привлечённые к модернизации системы образования (рублей) |
500 000 |
600 000 |
700 000 |
800 000 |
900 000 |
1 000 000 |
Отраслевая отчетность |
Информатизация системы образования г. Перми |
Доля ОУ, оснащенных "комплектами рабочего места учителя" (ноутбук и медиапроектор) Процент уроков, проведенных с применением ИКТ (кроме информатики) Доля учителей, владеющих ИКТ-компетентностью |
1,5-2% 1,5% 16% |
10% 5% 30% |
25% 10% 50% |
35% 15% 70% |
45% 25% 80% |
50% 30% 100% |
Отраслевая отчетность |
Снижение доли социальных сирот в структуре сиротства |
Доля социальных сирот в структуре сиротства |
90% |
85% |
82% |
78% |
75% |
70% |
Отраслевая отчетность |
Повышение уровня оплаты педагогического труда |
Рост заработной платы преподавателя по отрасли |
3,5 тыс. руб. |
4000 |
5000 |
5500 |
6000 |
6500 |
Отраслевая отчетность |
Дифференциация заработной платы педагогов |
Шаг разницы заработной платы по ЕТС |
10% |
20% |
25% |
40% |
45% |
50% |
Отраслевая отчетность |
<< Назад |
||
Содержание Решение Пермской городской Думы от 20 декабря 2005 г. N 224 "Об утверждении городской целевой программы "Развитие... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.