Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Пермского края
от 5 апреля 2007 г. N 24-ПК
Краевая целевая программа
"Развитие и использование минерально-сырьевой базы Пермского края на 2007 - 2010 годы"
11 марта, 14 ноября 2008 г., 6 апреля 2009 г.
Законом Пермского края от 6 апреля 2009 г. N 400-ПК в Паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
1. Паспорт Программы
Наименование Программы |
Краевая целевая программа "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Пермского края на 2007 - 2010 годы" |
|||||
Основание разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" (в редакции от 26.10.2006) |
|||||
Государственный заказчик Программы |
Министерство природных ресурсов Пермского края |
|||||
Основной разработчик Программы |
Горный институт Уральского отделения Российской академии наук |
|||||
Исполнитель Программы |
Министерство природных ресурсов Пермского края |
|||||
Участники Программы |
Нефте- и горнодобывающие предприятия-недропользователи, геолого-разведочные и научно-исследовательские организации |
|||||
Цель и задачи Программы. Важнейшие целевые показатели |
Сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы Пермского края, обеспечивающее стабилизацию доходов при пользовании недрами, с учетом текущих и перспективных потребностей хозяйственного комплекса для устойчивого социально-экономического развития региона Планируемое поступление налогов от добычи полезных ископаемых, прирост и прогнозные объемы добычи основных видов полезных ископаемых |
|||||
Сроки и этапы реализации Программы |
2007 - 2010 годы |
|||||
Общая стоимость Программы с расшифровкой по годам и источникам финансирования |
Общая потребность финансового обеспечения - 5064,552 млн. рублей, в том числе: из средств федерального бюджета - 858,387 млн. рублей, из бюджета Пермского края - 290,574 млн. рублей, инвестиций - 3915,591 млн. рублей. Из них по годам: 2007 год - 1073,8383 млн. рублей, в том числе бюджет Пермского края - 73,5203 млн. рублей; 2008 год - 1536,6247 млн. рублей, в том числе бюджет Пермского края - 76,2797 млн. рублей; 2009 год - 1329,065 млн. рублей, в том числе бюджет Пермского края - 75,15 млн. рублей; 2010 год - 1125,024 млн. рублей, в том числе бюджет Пермского края - 65,624 млн. рублей (приведенные в Программе объемы финансирования из федерального бюджета подлежат ежегодной корректировке в соответствии с фактически выделяемыми согласно федеральному законодательству средствами на выполнение работ по геологическому изучению недр Пермского края) |
|||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Повышение уровня геологической изученности территории Пермского края, воспроизводство запасов полезных ископаемых, повышение эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов |
|||||
Планируемое поступление налогов от добычи полезных ископаемых в консолидированный бюджет Пермского края, млн. рублей | ||||||
Полезное ископаемое |
Годы |
|||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Нефть |
6271,5 |
7105,0 |
7235,0 |
7394,1 |
8185,3 |
|
Соли |
3001,9 |
3146,8 |
3243,6 |
3443,2 |
3636,8 |
|
Алмазы |
28,1 |
29,4 |
29,4 |
29,4 |
29,5 |
|
Хромиты |
19,1 |
19,4 |
19,6 |
19,6 |
19,6 |
|
Горнорудное сырье для химической, металлургической и цементной промышленности |
12,4 |
13,5 |
14,9 |
15,3 |
15,4 |
|
Общераспространенные полезные ископаемые (далее - ОПИ) |
80,7 |
81,8 |
84,3 |
86,1 |
86,8 |
|
Итого |
9413,7 |
10395,9 |
10626,8 |
10987,7 |
11973,4 |
|
Организация контроля за реализацией Программы |
Законодательное Собрание Пермского края, Контрольно-счетная палата Пермской области, Министерство финансов Пермского края |
2. Общие положения
Краевая целевая программа "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Пермского края на 2007 - 2010 годы" (далее - Программа) направлена на определение и реализацию государственных приоритетов в освоении минерально-сырьевой базы Пермского края, обеспечивающих ее эффективное использование, стабилизацию доходов от недропользования, устойчивое социально-экономическое развитие региона.
В Программе используются следующие основные понятия и термины:
Минерально-сырьевая база - совокупность разведанных и предварительно оцененных запасов полезных ископаемых.
Полезные ископаемые - содержащиеся в недрах природные минеральные образования, углеводороды и подземные воды, химический состав и физические свойства которых позволяют использовать их в сфере материального производства и потребления в естественном состоянии или после переработки.
Воспроизводство минерально-сырьевой базы - реализация государственных федеральных и территориальных программ геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы с целью восполнения запасов полезных ископаемых, извлекаемых из недр, и формирования государственного резерва месторождений полезных ископаемых.
Геологическое изучение недр - получение информации о недрах, включающее в себя региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, ведению государственного мониторинга геологической среды, поиски, оценку проявлений полезных ископаемых, а также геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр.
Правовой основой для принятия Программы является Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (в редакции от 26.10.2006). Разработка Программы осуществлена в связи с объединением Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в единый субъект Российской Федерации - Пермский край и на основе ранее утвержденных областной целевой программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Пермской области на 2003 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года" и подпрограммы "Минерально-сырьевые ресурсы на 2003 - 2010 годы" окружной программы "Экология и природные ресурсы Коми-Пермяцкого автономного округа (2003 - 2010 годы)".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 173-ФЗ "О внесении изменений в статью 17.1 Закона Российской Федерации "О недрах" следует читать как "25.10.2006"
Основополагающими документами при разработке Программы являлись: законодательство Российской Федерации в сфере изучения, использования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды; инструктивные материалы Минэкономразвития России; Закон Пермской области от 05.02.2003 N 620-120 "Об областных целевых программах".
3. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
3.1. Современное состояние минерально-сырьевой базы
Минеральное сырье имеет важнейшее значение для экономики Пермского края. На его территории по состоянию на 01.01.2006 выявлено и разведано 1374 месторождения по 49 видам полезных ископаемых. Из них: месторождений твердых полезных ископаемых - 1016, углеводородного сырья - 222, подземных вод - 136. В недропользовании находится 335 (24,4 %) участков недр, в нераспределенном фонде - 1039 (75,6 %). Наиболее развитой является добыча нефти и газа, калийно-магниевых и натриевых солей, алмазов, химического, металлургического и цементного сырья, хромовых руд, строительных материалов и пресных подземных вод.
Территория Коми-Пермяцкого округа изучена весьма неравномерно как по площади, так и по разрезу. Большинство разведанных месторождений округа приходится на общераспространенные полезные ископаемые. Из общего количества месторождений: твердых полезных ископаемых - 131, углеводородного сырья - 3, подземных вод - 4.
Товарную ценность недр Прикамья на региональном рынке определяют калийные соли (65 %), магниевые соли (17 %), нефть (7,5 %) и каменная соль (6,5 %). Удельный вес Верхнекамского месторождения калийно-магниевых и каменных солей в ценности недр является подавляющим и достигает 88 %. Суммарная доля остальных учтенных видов полезных ископаемых в ценности недр - не более 4,5 %. Из них наиболее ценными являются разрабатываемые запасы карбонатного сырья для химической промышленности (2 %) и пока не разрабатываемые запасы стронция (1 %).
Анализ современного состояния сырьевой базы углеводородов Пермского края показывает, что в ближайшей перспективе основным направлением стабилизации добычи нефти является освоение запасов уже открытых месторождений. Увеличение добычи нефти может быть достигнуто за счет повышения эффективности разработки месторождений путем внедрения современных технологий и ввода в разработку запасов нефти, расположенных в охранных и водоохранных зонах.
Основными проблемами освоения запасов Верхнекамского месторождения калийно-магниевых и каменных солей являются обеспечение защиты рудников от затопления, комплексное освоение его недр и охрана окружающей среды.
В связи со значительным объемом частных инвестиций в поисковые работы возрастают перспективы открытия новых месторождений алмазов.
Основные месторождения золота и платины являются относительно мелкими и удалены от транспортных магистралей и сетей энергоснабжения. Их эффективная и рентабельная эксплуатация может быть достигнута только при комплексном освоении ресурсов этих районов.
Для выявления и локализации ликвидных или стратегически важных видов сырья (хромиты, алмазы, золото, платиноиды, вольфрам, молибден) требуется проведение специализированных тематических и поисковых работ.
Целесообразно продолжение геолого-разведочных работ по оптимизации географии месторождений общераспространенных полезных ископаемых для обеспечения строительства объектов местным сырьем.
Гидрогеологические условия Пермского края позволяют в ближайшей перспективе обеспечить разведанными запасами пресных подземных вод многие города и населенные пункты, за исключением города Перми. Для выполнения этой задачи потребуется проведение оценочных работ по переводу в промышленные запасы непромышленных категорий и прогнозных ресурсов на разведанных месторождениях и участках, а также организация поисковых и оценочных работ на перспективных новых площадях.
Расширение минерально-сырьевой базы края также может быть достигнуто за счет создания рентабельной технологии извлечения благородных металлов из отходов калийной промышленности и пород соленосной толщи, освоения техногенных ресурсов.
Экономически привлекательными для региона представляются проекты расширения сферы недропользования: подземное строительство, создание подземных хранилищ углеводородного сырья, захоронение отходов в соляных формациях.
В целях привлечения потенциальных инвесторов к освоению месторождений облицовочных камней, торфа, минеральных лечебных и лечебно-столовых вод, а также других полезных ископаемых Пермского края целесообразно осуществление рекламных мероприятий.
Эксплуатация нефтяных месторождений обеспечивает 62 - 64 % общих налоговых поступлений в консолидированный бюджет Пермского края от добывающих предприятий и 73-74 % налога на добычу полезных ископаемых, эксплуатация Верхнекамского месторождения калийных солей - соответственно 34 - 36 % поступлений и 18 - 20 % налога на добычу. В целом 98,3 - 98,6 % всех краевых доходов от недропользования и свыше 96 % суммарного налога на добычу приходится на разработку нефтяных месторождений и Верхнекамского месторождения калийных солей. Вклад алмазов оценивается на уровне 0,3 % по общим налогам и около 2 % по налогу на добычу, общераспространенных полезных ископаемых - соответственно 0,8 % поступлений и 1 % налога на добычу. Суммарная доля остальных полезных ископаемых менее значительна - до 0,3 % в консолидированном бюджете Пермского края и около 1 % в налоге на добычу.
Законом Пермского края от 6 апреля 2009 г. N 400-ПК в подраздел 3.2 раздела 3 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
3.2. Оценка перспектив освоения минерально-сырьевых ресурсов
Прогноз перспектив освоения минерально-сырьевых ресурсов Пермского края и размеров налоговых платежей в бюджеты различных уровней производился для основных видов полезных ископаемых, добываемых на его территории: нефти, солей, алмазов, хромитов, горнорудного сырья для химической, металлургической и цементной промышленности, общераспространенных полезных ископаемых, подземных пресных вод. Для стратегического и ликвидного сырья оценка непосредственно связывалась с возможностью увеличения или снижения объемов добычи. Для остального - с расширением рынка сбыта и роста потребления продукции согласно прогнозным показателям экономического развития соответствующих отраслей промышленности Пермского края. Методика оценки экономической эффективности недропользования основывалась на положениях Налогового кодекса Российской Федерации.
Нефть
За последние 4 года (2003 - 2006 годы) добыча нефти в целом по краю стабилизировалась на уровне более 10 миллионов тонн в год.
Увеличение годовой добычи нефти к 2010 году до 11,3 - 11,4 миллиона тонн может быть достигнуто за счет вовлечения в разработку новых месторождений углеводородного сырья нефтедобывающими компаниями, получившими лицензии на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа через процедуру аукционов, а также вовлечения в разработку запасов углеводородного сырья на месторождениях, где в соответствии с действующим законодательством пересмотрены границы охранных и водоохранных зон (Осинское, Андреевское, Ножовское).
Разведанные запасы нефти на территории Пермского края составляют 435 миллионов тонн, в том числе на территории Коми-Пермяцкого округа - 1,2 миллиона тонн.
За 2004 - 2005 годы по результатам аукционов выдано 17 лицензий на получение права пользования недрами с целью добычи нефти и газа 9 независимым нефтедобывающим компаниям.
Благоприятная динамика цен на нефть делает привлекательными для малого бизнеса небольшие месторождения нефти нераспределенного фонда.
Соли
Период 2003 - 2006 годов характеризуется постоянным ростом добычи калийно-магниевых солей. В 2003 году рудниками открытого акционерного общества "Уралкалий" (далее - ОАО "Уралкалий") и открытого акционерного общества "Сильвинит" (далее - ОАО "Сильвинит") добыто 33,4 миллиона тонн сильвинитовой и карналлитовой руды, план на 2006 год составлял 44,7 миллиона тонн.
К 2010 году калийные предприятия планируют увеличить выпуск сильвинитовой и карналлитовой руды до 51,4 миллиона тонн. Для обеспечения роста добычи предприятия инвестируют развитие действующих, а также строительство новых мощностей.
В 2004 году ОАО "Уралкалий" выдана по результатам конкурса лицензия на право пользования недрами с целью разведки и добычи калийно-магниевых солей на Усть-Яйвинском участке Верхнекамского месторождения. Объем инвестиций по данному проекту составит более 12 миллиардов рублей.
В перечень участков недр по Пермскому краю, предлагаемых для предоставления в пользование на 2006 год, включены Талицкий, Палашерский, Балахонцевский, Половодовский участки, часть Ново-Соликамского, часть Остальной площади Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей.
Алмазы
Основными задачами являются воспроизводство и расширение сырьевой базы алмазов действующего предприятия закрытого акционерного общества "Уралалмаз" (далее - ЗАО "Уралалмаз"), а также выявление новых месторождений алмазов.
С целью поддержания алмазодобычи в Красновишерском районе на 2006 год было запланировано проведение аукционов на право пользования недрами с целью разведки и добычи по ранее выявленным россыпям алмазов левобережных террас Больше-Щугорского месторождения, реки Сторожевой, Вогульской депрессии, Илья-Вож. Кроме этого, в 2006 году ЗАО "Уралалмаз" должно приступить к геолого-разведочным работам на алмазы в рамках четырех поисковых лицензий.
В 2003 - 2005 годах отмечается постоянный рост частных инвестиций в поиски месторождений алмазов: 2003 год - 85 миллионов рублей, 2004 год - 203 миллиона рублей, 2005 год - 270 миллионов рублей.
К настоящему времени ежегодный объем инвестиций стабилизировался, в 2006 году плановый объем составлял 250 миллионов рублей. В 2007 году в рамках 51 лицензии общество с ограниченной ответственностью "ПДК-Ермак", закрытое акционерное общество "Пермгеологодобыча", общество с ограниченной ответственностью "Горная компания "Эдельвейс", ЗАО "Уралалмаз", открытое акционерное общество "Александровский машиностроительный завод" и общество с ограниченной ответственностью "Пермьгеоплюс" планируют инвестировать в поиски месторождений алмазов около 270 миллионов рублей.
Благородные металлы
В Пермском крае разработку месторождения россыпного золота на реках Большая и Малая Шалдинка ведет общество с ограниченной ответственностью "Старатель".
Запасы россыпного золота по Пермскому краю составляют немногим менее 15 тонн.
В программу предоставления в пользование участков недр для осуществления инвестиционных проектов включены три месторождения золота: россыпь р. Сурья Казанская, россыпь р. Средняя Северная Рассоха и россыпь верховий р. Вильвы.
Проявления рудного золота на территории края изучены недостаточно. Основные месторождения золота в Красновишерском и Горнозаводском районах являются относительно мелкими и удалены от транспортных магистралей и сетей энергоснабжения. Их эффективная и рентабельная эксплуатация может быть достигнута только при решении вопроса комплексного освоения ресурсов этих территорий, что позволит создать здесь минимально необходимое инженерное обустройство.
Верхне-Койвинское месторождение россыпной платины относится к резервному фонду и включено в программный перечень участков недр, предлагаемых для осуществления инвестиционных проектов недропользования.
Хромиты
Разработку группы Сарановских месторождений хромитов в 2007 - 2010 годах продолжат открытое акционерное общество "Сарановская шахта "Рудная" и общество с ограниченной ответственностью "Нефтехимснаб" (далее - ООО "Нефтехимснаб"). Годовой объем добычи хромитовых руд шахтой - 150 тысяч тонн, ООО "Нефтехимснаб" - более 60 тысяч тонн.
Горнорудное сырье для химической, металлургической и цементной промышленности
Добычу данных видов сырья ведут открытое акционерное общество "Березниковский содовый завод", открытое акционерное общество "Кирово-Чепецкий химический комбинат", открытое акционерное общество "Чусовской металлургический завод", открытое акционерное общество "Горнозаводскцемент" и открытое акционерное общество "Ергач". В период 2007 - 2010 годов предприятиями планируется постепенный рост производства продукции с 3,9 миллиона тонн до 4,5 миллиона тонн.
Общераспространенные полезные ископаемые
Добыча общераспространенных полезных ископаемых, поступление налогов и платежей, связанных с их разработкой, переработкой и реализацией, на протяжении ряда последних лет характеризуются стабильным ростом объемов. В первую очередь это касается добычи строительных камней, гравийно-песчаной смеси и песка.
В числе основных предприятий, осуществляющих добычу общераспространенных полезных ископаемых: закрытое акционерное общество "Теплогорский карьер", общество с ограниченной ответственностью "Западуралнеруд", открытое акционерное общество "Порт Пермь", открытое акционерное общество "Пермский завод строительных материалов и конструкций", общество с ограниченной ответственностью "КНАУФ ГИПС КУНГУР", общество с ограниченной ответственностью "Судоходная компания".
В 2005 - 2006 годах Министерством природных ресурсов Пермского края предоставлены по итогам конкурсов лицензии на разработку габбро-диабазов Ново-Вильвенского месторождения, Вижайской и Рассохинской дайки. С вводом в эксплуатацию на полную проектную мощность объем добычи высокопрочного щебня возрастет на 1600 тысяч тонн в год.
Из разведанных месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Коми-Пермяцкого округа большую часть составляют торфяные месторождения - 82 % и кирпичные и керамзитовые глины - 13 %. Перспективы прироста запасов общераспространенных полезных ископаемых на территории Коми-Пермяцкого округа связаны с увеличением объемов геологоразведочных# работ и привлечением частных инвестиций.
Гидроминеральное сырье
Перспективы освоения запасов подземных пресных вод связаны с проведением поисково-оценочных работ, выполняемых в рамках Программы. По мере завершения работ возможно строительство сооружений для водоснабжения качественной водой из подземных источников городов Чайковского, Чернушки, Чусового, Добрянки, части города Перми и других населенных пунктов.
В 2005 году была проведена окончательная оценка эксплуатационных запасов Мулянского и Верхнесыринского месторождений подземных вод, утверждены запасы 7,5 тысячи кубических метров по категории С1 и 17,9 тысячи кубических метров по категории С1 и С2 соответственно.
В 2006 году планировалось завершить работы по оценке месторождений подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения города Чернушки с утверждением запасов в количестве 15 тысяч кубических метров по категории С1 и С2.
В перспективе до 2008 года планируется прирост запасов пресных подземных вод для аварийного хозяйственно-питьевого водоснабжения города Перми за счет проведения оценочных работ и утверждения запасов Васильевского месторождения в количестве 16,5 тысячи кубических метров по категории С1 и С2.
В Пермском крае средний годовой объем добычи минеральных лечебных и лечебно-столовых вод составляет порядка 8,5 тысячи кубических метров.
Для водоснабжения населения качественной водой из подземных источников предлагается в 2009 - 2010 годах выполнить работу по паспортизации участков недр, перспективных для организации системы хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов и объектов Пермского края. Паспорт участка недр представляет собой единую электронную геоинформационную систему различных баз данных.
Данная информация необходима для принятия управленческих решений органами государственной власти и органами местного самоуправления Пермского края для организации водоснабжения при его дефиците или в качестве аварийного водоисточника, а также для решения земельных вопросов в случае перевода земель, находящихся в федеральной собственности, в резервный фонд для нужд Пермского края.
Учитывая этажное строение большинства месторождений минеральных вод, где лечебно-питьевые воды вниз по разрезу сменяются сульфидными и йодобромными рассолами, представляется весьма перспективной организация на их базе санаториев с комплексным оздоровляющим эффектом.
В перечень участков недр по Пермскому краю, предлагаемых для предоставления в пользование на 2006 год, включены четыре месторождения минеральных вод. Еще два объекта планируется для включения в 2007 году.
3.3. Анализ вклада добычи различных видов полезных ископаемых в экономику региона
В условиях сложившейся конъюнктуры цен на минеральное сырье добыча нефти в Пермском крае в значительной степени определяет структуру поступлений налогов и платежей в бюджет Пермского края от разработки месторождений полезных ископаемых. В этой связи анализ поступления налоговых платежей в бюджеты различного уровня от добывающих предприятий проводился по пессимистическому и оптимистическому вариантам прогнозного изменения мировых цен на нефть в соответствии со сценарными условиями социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 год и на период до 2009 года и предельными уровнями цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2007 год. Пессимистический вариант определялся отрицательной динамикой изменения мировых цен на нефть: в период 2006 - 2010 годов стоимость барреля нефти марки Urals снизится с 54 до 34 долларов США. При оптимистическом варианте цена на нефть увеличится с 54 до 60 долларов США за баррель.
Обобщенные оценки суммарных налогов и платежей (в ценах 2006 года) в бюджеты всех уровней по основным видам минерально-сырьевых ресурсов представлены в таблицах 1 и 2. Расчеты выполнены на основании планируемых объемов добычи полезных ископаемых нефтедобывающими и горнодобывающими предприятиями Пермского края на период до 2010 года.
При освоении минерально-сырьевых ресурсов Пермского края по пессимистическому сценарию (таблица 1) в 2007 - 2008 годах прогнозируется снижение поступлений в консолидированный бюджет Пермского края в среднем на 500 миллионов рублей в год или на 5 %. Это снижение обусловлено не только отрицательной динамикой цен на нефть, но и в значительной степени связано с изменением в 2007 году системы распределения по уровням бюджетов поступлений от налога на ее добычу (уменьшение его краевой составляющей оценивается в 500 - 600 миллионов рублей или на 40 - 50 %). В дальнейшем, начиная с 2008 года, будет отмечен рост поступлений в бюджет Пермского края в среднем на 200 миллионов рублей в год. Эти положительные тенденции обусловлены, с одной стороны, прогнозным повышением добычи нефти до 11,3-11,4 миллиона тонн, что компенсирует снижение мировых цен, а с другой - увеличением поступлений на 7,5 миллиона тонн от предприятий калийной отрасли вследствие роста суммарной добычи руды в период с 2006 по 2010 годы. При сохранении нынешней системы распределения по уровням бюджетов поступлений от налога на добычу нефти величина вклада минерально-сырьевого комплекса в консолидированный бюджет Пермского края будет оставаться стабильной даже в условиях прогнозного снижения цен на углеводороды.
Освоение минерально-сырьевых ресурсов края по оптимистическому сценарию (таблица 2) позволит не только компенсировать снижение ставок налога на добычу нефти, но и существенно увеличить поступления в консолидированный бюджет Пермского края.
В этом варианте доходы края от недропользования по отношению к 2006 году возрастут: в 2007 году на 982,2 миллиона рублей (или на 10,4 %), в 2010 году - почти на 2600 миллионов рублей (или на 27,2 %). Такая высокая положительная динамика налоговых поступлений связана с ростом цен на нефть и объемов ее добычи, а также значительным увеличением добычи калийных солей. Указанные доходы будут еще выше (на 500 - 600 миллионов рублей) при сохранении нынешней системы распределения по уровням бюджетов поступлений от налога на добычу нефти.
Таблица 1
Налоги и платежи от разработки различных видов полезных ископаемых (пессимистический вариант)
млн. рублей
Полезное ископаемое |
|
Год |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Нефть |
Федеральный бюджет, |
23395,6 |
11853,7 |
10545,2 |
10626,1 |
10714,5 |
в т.ч. налог на добычу |
20061,3 |
8519,7 |
7729,2 |
7812,3 |
7881,4 |
|
Консолидированный бюджет края, |
6271,5 |
5623,6 |
4855,1 |
4856,3 |
4884,8 |
|
в т.ч. налог на добычу |
1220 |
448,4 |
406,8 |
411,2 |
414,8 |
|
Соли |
Федеральный бюджет, |
1206,1 |
1270,1 |
1309,0 |
1378,0 |
1444,0 |
в т.ч. налог на добычу |
82,7 |
90,6 |
100,1 |
101,1 |
107,2 |
|
Консолидированный бюджет края, |
3001,9 |
3146,8 |
3243,6 |
3443,2 |
3636,8 |
|
в т.ч. налог на добычу |
125,5 |
135,9 |
150,1 |
151,7 |
160,8 |
|
Алмазы |
Федеральный бюджет, |
95,3 |
98,3 |
99,4 |
99,4 |
99,4 |
в т.ч. налог на добычу |
17,7 |
18,0 |
18,5 |
18,5 |
18,5 |
|
Консолидированный бюджет края, |
28,1 |
29,4 |
29,4 |
29,4 |
29,5 |
|
в т.ч. налог на добычу |
26,9 |
27,0 |
27,3 |
27,3 |
27,3 |
|
Хромиты |
Федеральный бюджет, |
37,5 |
38,0 |
38,4 |
38,5 |
38,6 |
в т.ч. налог на добычу |
5,2 |
5,5 |
5,7 |
5,9 |
6,1 |
|
Консолидированный бюджет края, |
19,1 |
19,4 |
19,6 |
19,6 |
19,6 |
|
в т.ч. налог на добычу |
7,9 |
8,2 |
8,5 |
8,7 |
9,2 |
|
Горнорудное сырье для химической, металлургической и цементной промышленности |
Федеральный бюджет, |
11,4 |
12,4 |
13,7 |
14,0 |
14,1 |
в т.ч. налог на добычу |
4,4 |
4,8 |
5,3 |
5,4 |
5,5 |
|
Консолидированный бюджет края, |
12,4 |
13,5 |
14,9 |
15,3 |
15,4 |
|
в т.ч. налог на добычу |
6,5 |
6,5 |
7,2 |
8,0 |
8,0 |
|
ОПИ |
Федеральный бюджет, |
125,2 |
126,8 |
128,6 |
130,4 |
131,5 |
в т.ч. налог на добычу |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Консолидированный бюджет края, |
80,7 |
81,8 |
84,3 |
86,1 |
86,8 |
|
в т.ч. налог на добычу |
19,8 |
13,1 |
13,8 |
14,7 |
14,8 |
|
Итого |
Федеральный бюджет, |
24871,1 |
13399,3 |
12134,3 |
12286,4 |
12442,1 |
в т.ч. налог на добычу |
20171,3 |
8671,1 |
7858,8 |
7943,2 |
8018,7 |
|
Консолидированный бюджет, |
9413,7 |
8914,5 |
8246,9 |
8449,9 |
8672,9 |
|
в т.ч. налог на добычу |
1406,6 |
639,1 |
613,7 |
621,6 |
634,9 |
Вне зависимости от сценарных условий нефть и калийно-магниевые соли обеспечивают 98,3 - 98,8 % всех ежегодных доходов от сферы недропользования и свыше 90% суммарного налога на добычу (таблицы 3, 4).
В 2006 году эксплуатация нефтяных месторождений обеспечила 66,6 % общих налоговых поступлений в консолидированный бюджет Пермской области от добывающих предприятий и более 85 % налога на добычу полезных ископаемых, калийных солей - соответственно 32 % и 10 %. При реализации пессимистического сценария (таблица 3) прогнозируется изменение структуры налоговых поступлений в пользу калийных предприятий. Доля отчислений в бюджет Пермского края от добычи нефти к 2010 году снизится до 56,4 %, от разработки Верхнекамского месторождения калийных солей возрастет до 41,9 %. Аналогичные тенденции характерны и для структуры налога на добычу полезных ископаемых: нефти - снижение к 2010 году до 65,1 %, калийных солей - увеличение до 25,3 %.
Таблица 2
Налоги и платежи от разработки различных видов полезных ископаемых (оптимистический вариант)
млн. рублей
Полезное ископаемое |
|
Год |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Нефть |
Федеральный бюджет, |
23395,6 |
14843,0 |
15348,0 |
15747,2 |
17374,8 |
в т.ч. налог на добычу |
20061,3 |
10437,5 |
10810,0 |
11097,8 |
12154,4 |
|
Консолидированный бюджет края, |
6271,5 |
7105,0 |
7235,0 |
7394,1 |
8185,3 |
|
в т.ч. налог на добычу |
1220 |
549,3 |
569,0 |
584,1 |
637,7 |
|
Соли |
Федеральный бюджет, |
1206,1 |
1270,1 |
1309,0 |
1378,0 |
1444,0 |
в т.ч. налог на добычу |
82,7 |
90,6 |
100,1 |
101,1 |
107,2 |
|
Консолидированный бюджет края, |
3001,9 |
3146,8 |
3243,6 |
3443,2 |
3636,8 |
|
в т.ч. налог на добычу |
125,5 |
135,9 |
150,1 |
151,7 |
160,8 |
|
Алмазы |
Федеральный бюджет, |
95,3 |
98,3 |
99,4 |
99,4 |
99,4 |
в т.ч. налог на добычу |
17,7 |
18,0 |
18,5 |
18,5 |
18,5 |
|
Консолидированный бюджет края, |
28,1 |
29,4 |
29,4 |
29,4 |
29,5 |
|
в т.ч. налог на добычу |
26,9 |
27,0 |
27,3 |
27,3 |
27,3 |
|
Хромиты |
Федеральный бюджет, |
37,5 |
38,0 |
38,4 |
38,5 |
38,6 |
в т.ч. налог на добычу |
5,2 |
5,5 |
5,7 |
5,9 |
6,1 |
|
Консолидированный бюджет края, |
19,1 |
19,4 |
19,6 |
19,6 |
19,6 |
|
в т.ч. налог на добычу |
7,9 |
8,2 |
8,5 |
8,7 |
9,2 |
|
Горнорудное сырье для химической, металлургической и цементной промышленности |
Федеральный бюджет, |
11,4 |
12,4 |
13,7 |
14,0 |
14,1 |
в т.ч. налог на добычу |
4,4 |
4,8 |
5,3 |
5,4 |
5,5 |
|
Консолидированный бюджет края, |
12,4 |
13,5 |
14,9 |
15,3 |
15,4 |
|
в т.ч. налог на добычу |
6,5 |
6,5 |
7,2 |
8,0 |
8,0 |
|
ОПИ |
Федеральный бюджет, |
125,2 |
126,8 |
128,6 |
130,4 |
131,5 |
в т.ч. налог на добычу |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Консолидированный бюджет края, |
80,7 |
81,8 |
84,3 |
86,1 |
86,8 |
|
в т.ч. налог на добычу |
19,8 |
13,1 |
13,8 |
14,7 |
14,8 |
|
Итого |
Федеральный бюджет, |
24871,1 |
16388,6 |
16937,1 |
17407,5 |
19102,4 |
в т.ч. налог на добычу |
20171,3 |
10588,9 |
10939,6 |
11228,7 |
12291,7 |
|
Консолидированный бюджет, |
9413,7 |
10395,9 |
10626,8 |
10987,7 |
11973,4 |
|
в т.ч. налог на добычу |
1406,6 |
740,0 |
775,9 |
794,4 |
857,8 |
При оптимистическом варианте освоения георесурсов структура распределения налогов от добычи нефти и калия с течением времени практически не меняется, оставаясь на уровне 67 - 68,4 % - по нефти и 30 - 32 % - по калийным солям (таблица 4). Сохраняется устойчивое соотношение и для налога на добычу: 73-74 % - по нефти; 18-19 % - по калийным солям.
Таблица 3
Относительный вклад от разработки различных видов полезных ископаемых в консолидированный бюджет Пермского края (пессимистический вариант), в %
Полезное ископаемое |
|
Год |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Нефть |
Консолидированный бюджет края |
66,6 |
63,1 |
59,0 |
57,5 |
56,4 |
в т.ч. налог на добычу |
86,7 |
70,2 |
66,3 |
66,1 |
65,1 |
|
Соли |
Консолидированный бюджет края |
32,0 |
35,3 |
39,3 |
40,8 |
41,9 |
в т.ч. налог на добычу |
8,9 |
21,3 |
24,4 |
24,4 |
25,3 |
|
Алмазы |
Консолидированный бюджет края |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
в т.ч. налог на добычу |
1,9 |
4,2 |
4,4 |
4,4 |
4,5 |
|
Хромиты |
Консолидированный бюджет края |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
в т.ч. налог на добычу |
0,6 |
1,3 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
|
Горнорудное сырье для химической, металлургической и цементной промышленности |
Консолидированный бюджет края |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
в т.ч. налог на добычу |
0,5 |
1,0 |
1,2 |
1,3 |
1,3 |
|
ОПИ |
Консолидированный бюджет края |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
в т.ч. налог на добычу |
1,4 |
2,0 |
2,3 |
2,4 |
2,4 |
|
Итого |
Консолидированный бюджет |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в т.ч. налог на добычу |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Сравнение результатов текущего анализа с предыдущими прогнозными оценками (Материалы по обоснованию областной целевой программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Пермской области на 2003 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года", Пермь, 2002 год) свидетельствует о существенном повышении роли недропользования в экономике региона. По оценкам 2002 года доля налоговых поступлений от добывающих предприятий в консолидированный бюджет Пермской области составляла порядка 19 %. В 2006 году эти поступления возросли более чем в 2 раза по отношению к 2002 году и составили порядка 30 % консолидированного бюджета Пермского края. Такое значимое увеличение вклада добывающего комплекса связано с высокими мировыми ценами на нефть и их повышением на калийные удобрения, обеспечением устойчивой добычи нефти на уровне 10 миллионов тонн, существенным ростом калийного производства (примерно на 10 миллионов тонн по сравнению с 2002 годом).
Таблица 4
Относительный вклад от разработки различных видов полезных ископаемых в консолидированный бюджет Пермского края (оптимистический вариант), в %
Полезное ископаемое |
|
Год |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Нефть |
Консолидированный бюджет края |
66,7 |
68,3 |
68,1 |
67,3 |
68,4 |
в т.ч. налог на добычу |
86,7 |
74,2 |
73,3 |
73,5 |
74,3 |
|
Соли |
Консолидированный бюджет края |
31,9 |
30,3 |
30,5 |
31,3 |
30,4 |
в т.ч. налог на добычу |
8,9 |
18,4 |
19,3 |
19,2 |
18,7 |
|
Алмазы |
Консолидированный бюджет края |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
в т.ч. налог на добычу |
1,9 |
3,6 |
3,5 |
3,4 |
3,3 |
|
Хромиты |
Консолидированный бюджет края |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
в т.ч. налог на добычу |
0,6 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
|
Горнорудное сырье для химической, металлургической и цементной промышленности |
Консолидированный бюджет края |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
в т.ч. налог на добычу |
0,5 |
0,9 |
1,0 |
0,9 |
0,9 |
|
ОПИ |
Консолидированный бюджет края |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
в т.ч. налог на добычу |
1,4 |
1,8 |
1,8 |
1,9 |
1,7 |
|
Итого |
Консолидированный бюджет |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в т.ч. налог на добычу |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Таким образом, анализ экономического потенциала предприятий минерально-сырьевого комплекса показывает, что вне зависимости от сценарных условий освоения георесурсов Пермского края в перспективе до 2010 года не прогнозируется значительного снижения поступления доходов от пользования недрами.
3.4. Анализ социальной значимости недропользования
Предприятия или их подразделения, занятые в сфере недропользования, в основном располагаются в пределах четырех городских округов (из четырех городских округов) и в 18 муниципальных районах Пермского края (из 44 муниципальных районов). Общая численность работающих на предприятиях нефте- и горнодобывающего комплекса составляет около 33 тысяч человек. Из них 28,3 тысячи человек работают на предприятиях по разработке твердых полезных ископаемых (23,5 тысячи человек - в калийной отрасли), 4,6 тысячи человек - на нефтедобывающих предприятиях.
В зависимости от вклада предприятий горнопромышленного комплекса в экономику муниципальные образования условно можно разделить на две группы: с высокой и значительной долей развития горнопромышленного комплекса (городские округа: Березники, Соликамск; муниципальные районы: Красновишерский, Горнозаводской, Куединский, Чернушинский, Осинский, Добрянский, Частинский, Бардымский, Усольский, Ординский, Октябрьский); со средней долей развития горнопромышленного комплекса (городские округа: Пермь, Кунгур; муниципальные районы: Пермский, Чайковский, Краснокамский, Чусовской, Ильинский, Верещагинский, Еловский).
В городских округах: Березники, Соликамск; Бардымском, Горнозаводском, Красновишерском, Куединском, Осинском, Усольском, Частинском, Чернушинском муниципальных районах предприятия горнопромышленного комплекса являются градообразующими. От их успешной деятельности зависит занятость, доходы и уровень жизни населения, содержание социальной инфраструктуры, наполняемость бюджета. В городских округах Березники и Соликамск население, связанное с деятельностью добывающих отраслей промышленности, составляет соответственно около 23 % и 25 % от численности населения городов, в Красновишерском муниципальном районе - около 17 %.
Градообразующие хозяйствующие субъекты формируют целый комплекс производственных и непроизводственных предприятий, прямо или косвенно связанных с их деятельностью. В материальном производстве - это перерабатывающие и сервисные отрасли, пищевая промышленность, транспорт и связь, строительство, торговое обслуживание. В сфере социальных услуг - жилищно-коммунальное и бытовое обеспечение населения, здравоохранение и образование.
Предприятия горнопромышленного комплекса обеспечивают относительно высокие доходы работающих граждан. На конец 2005 года их среднемесячная заработная плата составила 14,6 тысячи рублей, что в 1,8 раза выше средних показателей по региону.
Прогнозные оценки показывают, что численность населения, занятого на предприятиях горнопромышленного комплекса, в период до 2010 года возрастет практически на всех территориях в среднем на 10 %. Это позволит сохранить занятость на данных предприятиях и снизить уровень безработицы в муниципальных образованиях, на территориях которых развита нефте- и горнодобывающая промышленность.
3.5. Обоснование решения проблемы программными методами
В существующих условиях обеспечение устойчивого социально-экономического развития Пермского края, повышение бюджетной эффективности освоения ресурсов недр невозможно без сбалансированного развития его минерально-сырьевой базы.
Большая продолжительность периода изучения и освоения недр, выходящая за рамки среднесрочных и долгосрочных планов, комплексный и межотраслевой характер решаемых задач, необходимость координации дей
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.