Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Пермского края
от 5 апреля 2007 г. N 24-ПК
Краевая целевая программа
"Развитие и использование минерально-сырьевой базы Пермского края на 2007 - 2010 годы"
11 марта, 14 ноября 2008 г., 6 апреля 2009 г.
Законом Пермского края от 6 апреля 2009 г. N 400-ПК в Паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
1. Паспорт Программы
Наименование Программы |
Краевая целевая программа "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Пермского края на 2007 - 2010 годы" |
|||||
Основание разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" (в редакции от 26.10.2006) |
|||||
Государственный заказчик Программы |
Министерство природных ресурсов Пермского края |
|||||
Основной разработчик Программы |
Горный институт Уральского отделения Российской академии наук |
|||||
Исполнитель Программы |
Министерство природных ресурсов Пермского края |
|||||
Участники Программы |
Нефте- и горнодобывающие предприятия-недропользователи, геолого-разведочные и научно-исследовательские организации |
|||||
Цель и задачи Программы. Важнейшие целевые показатели |
Сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы Пермского края, обеспечивающее стабилизацию доходов при пользовании недрами, с учетом текущих и перспективных потребностей хозяйственного комплекса для устойчивого социально-экономического развития региона Планируемое поступление налогов от добычи полезных ископаемых, прирост и прогнозные объемы добычи основных видов полезных ископаемых |
|||||
Сроки и этапы реализации Программы |
2007 - 2010 годы |
|||||
Общая стоимость Программы с расшифровкой по годам и источникам финансирования |
Общая потребность финансового обеспечения - 5064,552 млн. рублей, в том числе: из средств федерального бюджета - 858,387 млн. рублей, из бюджета Пермского края - 290,574 млн. рублей, инвестиций - 3915,591 млн. рублей. Из них по годам: 2007 год - 1073,8383 млн. рублей, в том числе бюджет Пермского края - 73,5203 млн. рублей; 2008 год - 1536,6247 млн. рублей, в том числе бюджет Пермского края - 76,2797 млн. рублей; 2009 год - 1329,065 млн. рублей, в том числе бюджет Пермского края - 75,15 млн. рублей; 2010 год - 1125,024 млн. рублей, в том числе бюджет Пермского края - 65,624 млн. рублей (приведенные в Программе объемы финансирования из федерального бюджета подлежат ежегодной корректировке в соответствии с фактически выделяемыми согласно федеральному законодательству средствами на выполнение работ по геологическому изучению недр Пермского края) |
|||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Повышение уровня геологической изученности территории Пермского края, воспроизводство запасов полезных ископаемых, повышение эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов |
|||||
Планируемое поступление налогов от добычи полезных ископаемых в консолидированный бюджет Пермского края, млн. рублей | ||||||
Полезное ископаемое |
Годы |
|||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Нефть |
6271,5 |
7105,0 |
7235,0 |
7394,1 |
8185,3 |
|
Соли |
3001,9 |
3146,8 |
3243,6 |
3443,2 |
3636,8 |
|
Алмазы |
28,1 |
29,4 |
29,4 |
29,4 |
29,5 |
|
Хромиты |
19,1 |
19,4 |
19,6 |
19,6 |
19,6 |
|
Горнорудное сырье для химической, металлургической и цементной промышленности |
12,4 |
13,5 |
14,9 |
15,3 |
15,4 |
|
Общераспространенные полезные ископаемые (далее - ОПИ) |
80,7 |
81,8 |
84,3 |
86,1 |
86,8 |
|
Итого |
9413,7 |
10395,9 |
10626,8 |
10987,7 |
11973,4 |
|
Организация контроля за реализацией Программы |
Законодательное Собрание Пермского края, Контрольно-счетная палата Пермской области, Министерство финансов Пермского края |
2. Общие положения
Краевая целевая программа "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Пермского края на 2007 - 2010 годы" (далее - Программа) направлена на определение и реализацию государственных приоритетов в освоении минерально-сырьевой базы Пермского края, обеспечивающих ее эффективное использование, стабилизацию доходов от недропользования, устойчивое социально-экономическое развитие региона.
В Программе используются следующие основные понятия и термины:
Минерально-сырьевая база - совокупность разведанных и предварительно оцененных запасов полезных ископаемых.
Полезные ископаемые - содержащиеся в недрах природные минеральные образования, углеводороды и подземные воды, химический состав и физические свойства которых позволяют использовать их в сфере материального производства и потребления в естественном состоянии или после переработки.
Воспроизводство минерально-сырьевой базы - реализация государственных федеральных и территориальных программ геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы с целью восполнения запасов полезных ископаемых, извлекаемых из недр, и формирования государственного резерва месторождений полезных ископаемых.
Геологическое изучение недр - получение информации о недрах, включающее в себя региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, ведению государственного мониторинга геологической среды, поиски, оценку проявлений полезных ископаемых, а также геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр.
Правовой основой для принятия Программы является Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (в редакции от 26.10.2006). Разработка Программы осуществлена в связи с объединением Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в единый субъект Российской Федерации - Пермский край и на основе ранее утвержденных областной целевой программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Пермской области на 2003 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года" и подпрограммы "Минерально-сырьевые ресурсы на 2003 - 2010 годы" окружной программы "Экология и природные ресурсы Коми-Пермяцкого автономного округа (2003 - 2010 годы)".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 173-ФЗ "О внесении изменений в статью 17.1 Закона Российской Федерации "О недрах" следует читать как "25.10.2006"
Основополагающими документами при разработке Программы являлись: законодательство Российской Федерации в сфере изучения, использования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды; инструктивные материалы Минэкономразвития России; Закон Пермской области от 05.02.2003 N 620-120 "Об областных целевых программах".
3. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
3.1. Современное состояние минерально-сырьевой базы
Минеральное сырье имеет важнейшее значение для экономики Пермского края. На его территории по состоянию на 01.01.2006 выявлено и разведано 1374 месторождения по 49 видам полезных ископаемых. Из них: месторождений твердых полезных ископаемых - 1016, углеводородного сырья - 222, подземных вод - 136. В недропользовании находится 335 (24,4 %) участков недр, в нераспределенном фонде - 1039 (75,6 %). Наиболее развитой является добыча нефти и газа, калийно-магниевых и натриевых солей, алмазов, химического, металлургического и цементного сырья, хромовых руд, строительных материалов и пресных подземных вод.
Территория Коми-Пермяцкого округа изучена весьма неравномерно как по площади, так и по разрезу. Большинство разведанных месторождений округа приходится на общераспространенные полезные ископаемые. Из общего количества месторождений: твердых полезных ископаемых - 131, углеводородного сырья - 3, подземных вод - 4.
Товарную ценность недр Прикамья на региональном рынке определяют калийные соли (65 %), магниевые соли (17 %), нефть (7,5 %) и каменная соль (6,5 %). Удельный вес Верхнекамского месторождения калийно-магниевых и каменных солей в ценности недр является подавляющим и достигает 88 %. Суммарная доля остальных учтенных видов полезных ископаемых в ценности недр - не более 4,5 %. Из них наиболее ценными являются разрабатываемые запасы карбонатного сырья для химической промышленности (2 %) и пока не разрабатываемые запасы стронция (1 %).
Анализ современного состояния сырьевой базы углеводородов Пермского края показывает, что в ближайшей перспективе основным направлением стабилизации добычи нефти является освоение запасов уже открытых месторождений. Увеличение добычи нефти может быть достигнуто за счет повышения эффективности разработки месторождений путем внедрения современных технологий и ввода в разработку запасов нефти, расположенных в охранных и водоохранных зонах.
Основными проблемами освоения запасов Верхнекамского месторождения калийно-магниевых и каменных солей являются обеспечение защиты рудников от затопления, комплексное освоение его недр и охрана окружающей среды.
В связи со значительным объемом частных инвестиций в поисковые работы возрастают перспективы открытия новых месторождений алмазов.
Основные месторождения золота и платины являются относительно мелкими и удалены от транспортных магистралей и сетей энергоснабжения. Их эффективная и рентабельная эксплуатация может быть достигнута только при комплексном освоении ресурсов этих районов.
Для выявления и локализации ликвидных или стратегически важных видов сырья (хромиты, алмазы, золото, платиноиды, вольфрам, молибден) требуется проведение специализированных тематических и поисковых работ.
Целесообразно продолжение геолого-разведочных работ по оптимизации географии месторождений общераспространенных полезных ископаемых для обеспечения строительства объектов местным сырьем.
Гидрогеологические условия Пермского края позволяют в ближайшей перспективе обеспечить разведанными запасами пресных подземных вод многие города и населенные пункты, за исключением города Перми. Для выполнения этой задачи потребуется проведение оценочных работ по переводу в промышленные запасы непромышленных категорий и прогнозных ресурсов на разведанных месторождениях и участках, а также организация поисковых и оценочных работ на перспективных новых площадях.
Расширение минерально-сырьевой базы края также может быть достигнуто за счет создания рентабельной технологии извлечения благородных металлов из отходов калийной промышленности и пород соленосной толщи, освоения техногенных ресурсов.
Экономически привлекательными для региона представляются проекты расширения сферы недропользования: подземное строительство, создание подземных хранилищ углеводородного сырья, захоронение отходов в соляных формациях.
В целях привлечения потенциальных инвесторов к освоению месторождений облицовочных камней, торфа, минеральных лечебных и лечебно-столовых вод, а также других полезных ископаемых Пермского края целесообразно осуществление рекламных мероприятий.
Эксплуатация нефтяных месторождений обеспечивает 62 - 64 % общих налоговых поступлений в консолидированный бюджет Пермского края от добывающих предприятий и 73-74 % налога на добычу полезных ископаемых, эксплуатация Верхнекамского месторождения калийных солей - соответственно 34 - 36 % поступлений и 18 - 20 % налога на добычу. В целом 98,3 - 98,6 % всех краевых доходов от недропользования и свыше 96 % суммарного налога на добычу приходится на разработку нефтяных месторождений и Верхнекамского месторождения калийных солей. Вклад алмазов оценивается на уровне 0,3 % по общим налогам и около 2 % по налогу на добычу, общераспространенных полезных ископаемых - соответственно 0,8 % поступлений и 1 % налога на добычу. Суммарная доля остальных полезных ископаемых менее значительна - до 0,3 % в консолидированном бюджете Пермского края и около 1 % в налоге на добычу.
Законом Пермского края от 6 апреля 2009 г. N 400-ПК в подраздел 3.2 раздела 3 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
3.2. Оценка перспектив освоения минерально-сырьевых ресурсов
Прогноз перспектив освоения минерально-сырьевых ресурсов Пермского края и размеров налоговых платежей в бюджеты различных уровней производился для основных видов полезных ископаемых, добываемых на его территории: нефти, солей, алмазов, хромитов, горнорудного сырья для химической, металлургической и цементной промышленности, общераспространенных полезных ископаемых, подземных пресных вод. Для стратегического и ликвидного сырья оценка непосредственно связывалась с возможностью увеличения или снижения объемов добычи. Для остального - с расширением рынка сбыта и роста потребления продукции согласно прогнозным показателям экономического развития соответствующих отраслей промышленности Пермского края. Методика оценки экономической эффективности недропользования основывалась на положениях Налогового кодекса Российской Федерации.
Нефть
За последние 4 года (2003 - 2006 годы) добыча нефти в целом по краю стабилизировалась на уровне более 10 миллионов тонн в год.
Увеличение годовой добычи нефти к 2010 году до 11,3 - 11,4 миллиона тонн может быть достигнуто за счет вовлечения в разработку новых месторождений углеводородного сырья нефтедобывающими компаниями, получившими лицензии на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа через процедуру аукционов, а также вовлечения в разработку запасов углеводородного сырья на месторождениях, где в соответствии с действующим законодательством пересмотрены границы охранных и водоохранных зон (Осинское, Андреевское, Ножовское).
Разведанные запасы нефти на территории Пермского края составляют 435 миллионов тонн, в том числе на территории Коми-Пермяцкого округа - 1,2 миллиона тонн.
За 2004 - 2005 годы по результатам аукционов выдано 17 лицензий на получение права пользования недрами с целью добычи нефти и газа 9 независимым нефтедобывающим компаниям.
Благоприятная динамика цен на нефть делает привлекательными для малого бизнеса небольшие месторождения нефти нераспределенного фонда.
Соли
Период 2003 - 2006 годов характеризуется постоянным ростом добычи калийно-магниевых солей. В 2003 году рудниками открытого акционерного общества "Уралкалий" (далее - ОАО "Уралкалий") и открытого акционерного общества "Сильвинит" (далее - ОАО "Сильвинит") добыто 33,4 миллиона тонн сильвинитовой и карналлитовой руды, план на 2006 год составлял 44,7 миллиона тонн.
К 2010 году калийные предприятия планируют увеличить выпуск сильвинитовой и карналлитовой руды до 51,4 миллиона тонн. Для обеспечения роста добычи предприятия инвестируют развитие действующих, а также строительство новых мощностей.
В 2004 году ОАО "Уралкалий" выдана по результатам конкурса лицензия на право пользования недрами с целью разведки и добычи калийно-магниевых солей на Усть-Яйвинском участке Верхнекамского месторождения. Объем инвестиций по данному проекту составит более 12 миллиардов рублей.
В перечень участков недр по Пермскому краю, предлагаемых для предоставления в пользование на 2006 год, включены Талицкий, Палашерский, Балахонцевский, Половодовский участки, часть Ново-Соликамского, часть Остальной площади Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей.
Алмазы
Основными задачами являются воспроизводство и расширение сырьевой базы алмазов действующего предприятия закрытого акционерного общества "Уралалмаз" (далее - ЗАО "Уралалмаз"), а также выявление новых месторождений алмазов.
С целью поддержания алмазодобычи в Красновишерском районе на 2006 год было запланировано проведение аукционов на право пользования недрами с целью разведки и добычи по ранее выявленным россыпям алмазов левобережных террас Больше-Щугорского месторождения, реки Сторожевой, Вогульской депрессии, Илья-Вож. Кроме этого, в 2006 году ЗАО "Уралалмаз" должно приступить к геолого-разведочным работам на алмазы в рамках четырех поисковых лицензий.
В 2003 - 2005 годах отмечается постоянный рост частных инвестиций в поиски месторождений алмазов: 2003 год - 85 миллионов рублей, 2004 год - 203 миллиона рублей, 2005 год - 270 миллионов рублей.
К настоящему времени ежегодный объем инвестиций стабилизировался, в 2006 году плановый объем составлял 250 миллионов рублей. В 2007 году в рамках 51 лицензии общество с ограниченной ответственностью "ПДК-Ермак", закрытое акционерное общество "Пермгеологодобыча", общество с ограниченной ответственностью "Горная компания "Эдельвейс", ЗАО "Уралалмаз", открытое акционерное общество "Александровский машиностроительный завод" и общество с ограниченной ответственностью "Пермьгеоплюс" планируют инвестировать в поиски месторождений алмазов около 270 миллионов рублей.
Благородные металлы
В Пермском крае разработку месторождения россыпного золота на реках Большая и Малая Шалдинка ведет общество с ограниченной ответственностью "Старатель".
Запасы россыпного золота по Пермскому краю составляют немногим менее 15 тонн.
В программу предоставления в пользование участков недр для осуществления инвестиционных проектов включены три месторождения золота: россыпь р. Сурья Казанская, россыпь р. Средняя Северная Рассоха и россыпь верховий р. Вильвы.
Проявления рудного золота на территории края изучены недостаточно. Основные месторождения золота в Красновишерском и Горнозаводском районах являются относительно мелкими и удалены от транспортных магистралей и сетей энергоснабжения. Их эффективная и рентабельная эксплуатация может быть достигнута только при решении вопроса комплексного освоения ресурсов этих территорий, что позволит создать здесь минимально необходимое инженерное обустройство.
Верхне-Койвинское месторождение россыпной платины относится к резервному фонду и включено в программный перечень участков недр, предлагаемых для осуществления инвестиционных проектов недропользования.
Хромиты
Разработку группы Сарановских месторождений хромитов в 2007 - 2010 годах продолжат открытое акционерное общество "Сарановская шахта "Рудная" и общество с ограниченной ответственностью "Нефтехимснаб" (далее - ООО "Нефтехимснаб"). Годовой объем добычи хромитовых руд шахтой - 150 тысяч тонн, ООО "Нефтехимснаб" - более 60 тысяч тонн.
Горнорудное сырье для химической, металлургической и цементной промышленности
Добычу данных видов сырья ведут открытое акционерное общество "Березниковский содовый завод", открытое акционерное общество "Кирово-Чепецкий химический комбинат", открытое акционерное общество "Чусовской металлургический завод", открытое акционерное общество "Горнозаводскцемент" и открытое акционерное общество "Ергач". В период 2007 - 2010 годов предприятиями планируется постепенный рост производства продукции с 3,9 миллиона тонн до 4,5 миллиона тонн.
Общераспространенные полезные ископаемые
Добыча общераспространенных полезных ископаемых, поступление налогов и платежей, связанных с их разработкой, переработкой и реализацией, на протяжении ряда последних лет характеризуются стабильным ростом объемов. В первую очередь это касается добычи строительных камней, гравийно-песчаной смеси и песка.
В числе основных предприятий, осуществляющих добычу общераспространенных полезных ископаемых: закрытое акционерное общество "Теплогорский карьер", общество с ограниченной ответственностью "Западуралнеруд", открытое акционерное общество "Порт Пермь", открытое акционерное общество "Пермский завод строительных материалов и конструкций", общество с ограниченной ответственностью "КНАУФ ГИПС КУНГУР", общество с ограниченной ответственностью "Судоходная компания".
В 2005 - 2006 годах Министерством природных ресурсов Пермского края предоставлены по итогам конкурсов лицензии на разработку габбро-диабазов Ново-Вильвенского месторождения, Вижайской и Рассохинской дайки. С вводом в эксплуатацию на полную проектную мощность объем добычи высокопрочного щебня возрастет на 1600 тысяч тонн в год.
Из разведанных месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Коми-Пермяцкого округа большую часть составляют торфяные месторождения - 82 % и кирпичные и керамзитовые глины - 13 %. Перспективы прироста запасов общераспространенных полезных ископаемых на территории Коми-Пермяцкого округа связаны с увеличением объемов геологоразведочных# работ и привлечением частных инвестиций.
Гидроминеральное сырье
Перспективы освоения запасов подземных пресных вод связаны с проведением поисково-оценочных работ, выполняемых в рамках Программы. По мере завершения работ возможно строительство сооружений для водоснабжения качественной водой из подземных источников городов Чайковского, Чернушки, Чусового, Добрянки, части города Перми и других населенных пунктов.
В 2005 году была проведена окончательная оценка эксплуатационных запасов Мулянского и Верхнесыринского месторождений подземных вод, утверждены запасы 7,5 тысячи кубических метров по категории С1 и 17,9 тысячи кубических метров по категории С1 и С2 соответственно.
В 2006 году планировалось завершить работы по оценке месторождений подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения города Чернушки с утверждением запасов в количестве 15 тысяч кубических метров по категории С1 и С2.
В перспективе до 2008 года планируется прирост запасов пресных подземных вод для аварийного хозяйственно-питьевого водоснабжения города Перми за счет проведения оценочных работ и утверждения запасов Васильевского месторождения в количестве 16,5 тысячи кубических метров по категории С1 и С2.
В Пермском крае средний годовой объем добычи минеральных лечебных и лечебно-столовых вод составляет порядка 8,5 тысячи кубических метров.
Для водоснабжения населения качественной водой из подземных источников предлагается в 2009 - 2010 годах выполнить работу по паспортизации участков недр, перспективных для организации системы хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов и объектов Пермского края. Паспорт участка недр представляет собой единую электронную геоинформационную систему различных баз данных.
Данная информация необходима для принятия управленческих решений органами государственной власти и органами местного самоуправления Пермского края для организации водоснабжения при его дефиците или в качестве аварийного водоисточника, а также для решения земельных вопросов в случае перевода земель, находящихся в федеральной собственности, в резервный фонд для нужд Пермского края.
Учитывая этажное строение большинства месторождений минеральных вод, где лечебно-питьевые воды вниз по разрезу сменяются сульфидными и йодобромными рассолами, представляется весьма перспективной организация на их базе санаториев с комплексным оздоровляющим эффектом.
В перечень участков недр по Пермскому краю, предлагаемых для предоставления в пользование на 2006 год, включены четыре месторождения минеральных вод. Еще два объекта планируется для включения в 2007 году.
3.3. Анализ вклада добычи различных видов полезных ископаемых в экономику региона
В условиях сложившейся конъюнктуры цен на минеральное сырье добыча нефти в Пермском крае в значительной степени определяет структуру поступлений налогов и платежей в бюджет Пермского края от разработки месторождений полезных ископаемых. В этой связи анализ поступления налоговых платежей в бюджеты различного уровня от добывающих предприятий проводился по пессимистическому и оптимистическому вариантам прогнозного изменения мировых цен на нефть в соответствии со сценарными условиями социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 год и на период до 2009 года и предельными уровнями цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2007 год. Пессимистический вариант определялся отрицательной динамикой изменения мировых цен на нефть: в период 2006 - 2010 годов стоимость барреля нефти марки Urals снизится с 54 до 34 долларов США. При оптимистическом варианте цена на нефть увеличится с 54 до 60 долларов США за баррель.
Обобщенные оценки суммарных налогов и платежей (в ценах 2006 года) в бюджеты всех уровней по основным видам минерально-сырьевых ресурсов представлены в таблицах 1 и 2. Расчеты выполнены на основании планируемых объемов добычи полезных ископаемых нефтедобывающими и горнодобывающими предприятиями Пермского края на период до 2010 года.
При освоении минерально-сырьевых ресурсов Пермского края по пессимистическому сценарию (таблица 1) в 2007 - 2008 годах прогнозируется снижение поступлений в консолидированный бюджет Пермского края в среднем на 500 миллионов рублей в год или на 5 %. Это снижение обусловлено не только отрицательной динамикой цен на нефть, но и в значительной степени связано с изменением в 2007 году системы распределения по уровням бюджетов поступлений от налога на ее добычу (уменьшение его краевой составляющей оценивается в 500 - 600 миллионов рублей или на 40 - 50 %). В дальнейшем, начиная с 2008 года, будет отмечен рост поступлений в бюджет Пермского края в среднем на 200 миллионов рублей в год. Эти положительные тенденции обусловлены, с одной стороны, прогнозным повышением добычи нефти до 11,3-11,4 миллиона тонн, что компенсирует снижение мировых цен, а с другой - увеличением поступлений на 7,5 миллиона тонн от предприятий калийной отрасли вследствие роста суммарной добычи руды в период с 2006 по 2010 годы. При сохранении нынешней системы распределения по уровням бюджетов поступлений от налога на добычу нефти величина вклада минерально-сырьевого комплекса в консолидированный бюджет Пермского края будет оставаться стабильной даже в условиях прогнозного снижения цен на углеводороды.
Освоение минерально-сырьевых ресурсов края по оптимистическому сценарию (таблица 2) позволит не только компенсировать снижение ставок налога на добычу нефти, но и существенно увеличить поступления в консолидированный бюджет Пермского края.
В этом варианте доходы края от недропользования по отношению к 2006 году возрастут: в 2007 году на 982,2 миллиона рублей (или на 10,4 %), в 2010 году - почти на 2600 миллионов рублей (или на 27,2 %). Такая высокая положительная динамика налоговых поступлений связана с ростом цен на нефть и объемов ее добычи, а также значительным увеличением добычи калийных солей. Указанные доходы будут еще выше (на 500 - 600 миллионов рублей) при сохранении нынешней системы распределения по уровням бюджетов поступлений от налога на добычу нефти.
Таблица 1
Налоги и платежи от разработки различных видов полезных ископаемых (пессимистический вариант)
млн. рублей
Полезное ископаемое |
|
Год |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Нефть |
Федеральный бюджет, |
23395,6 |
11853,7 |
10545,2 |
10626,1 |
10714,5 |
в т.ч. налог на добычу |
20061,3 |
8519,7 |
7729,2 |
7812,3 |
7881,4 |
|
Консолидированный бюджет края, |
6271,5 |
5623,6 |
4855,1 |
4856,3 |
4884,8 |
|
в т.ч. налог на добычу |
1220 |
448,4 |
406,8 |
411,2 |
414,8 |
|
Соли |
Федеральный бюджет, |
1206,1 |
1270,1 |
1309,0 |
1378,0 |
1444,0 |
в т.ч. налог на добычу |
82,7 |
90,6 |
100,1 |
101,1 |
107,2 |
|
Консолидированный бюджет края, |
3001,9 |
3146,8 |
3243,6 |
3443,2 |
3636,8 |
|
в т.ч. налог на добычу |
125,5 |
135,9 |
150,1 |
151,7 |
160,8 |
|
Алмазы |
Федеральный бюджет, |
95,3 |
98,3 |
99,4 |
99,4 |
99,4 |
в т.ч. налог на добычу |
17,7 |
18,0 |
18,5 |
18,5 |
18,5 |
|
Консолидированный бюджет края, |
28,1 |
29,4 |
29,4 |
29,4 |
29,5 |
|
в т.ч. налог на добычу |
26,9 |
27,0 |
27,3 |
27,3 |
27,3 |
|
Хромиты |
Федеральный бюджет, |
37,5 |
38,0 |
38,4 |
38,5 |
38,6 |
в т.ч. налог на добычу |
5,2 |
5,5 |
5,7 |
5,9 |
6,1 |
|
Консолидированный бюджет края, |
19,1 |
19,4 |
19,6 |
19,6 |
19,6 |
|
в т.ч. налог на добычу |
7,9 |
8,2 |
8,5 |
8,7 |
9,2 |
|
Горнорудное сырье для химической, металлургической и цементной промышленности |
Федеральный бюджет, |
11,4 |
12,4 |
13,7 |
14,0 |
14,1 |
в т.ч. налог на добычу |
4,4 |
4,8 |
5,3 |
5,4 |
5,5 |
|
Консолидированный бюджет края, |
12,4 |
13,5 |
14,9 |
15,3 |
15,4 |
|
в т.ч. налог на добычу |
6,5 |
6,5 |
7,2 |
8,0 |
8,0 |
|
ОПИ |
Федеральный бюджет, |
125,2 |
126,8 |
128,6 |
130,4 |
131,5 |
в т.ч. налог на добычу |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Консолидированный бюджет края, |
80,7 |
81,8 |
84,3 |
86,1 |
86,8 |
|
в т.ч. налог на добычу |
19,8 |
13,1 |
13,8 |
14,7 |
14,8 |
|
Итого |
Федеральный бюджет, |
24871,1 |
13399,3 |
12134,3 |
12286,4 |
12442,1 |
в т.ч. налог на добычу |
20171,3 |
8671,1 |
7858,8 |
7943,2 |
8018,7 |
|
Консолидированный бюджет, |
9413,7 |
8914,5 |
8246,9 |
8449,9 |
8672,9 |
|
в т.ч. налог на добычу |
1406,6 |
639,1 |
613,7 |
621,6 |
634,9 |
Вне зависимости от сценарных условий нефть и калийно-магниевые соли обеспечивают 98,3 - 98,8 % всех ежегодных доходов от сферы недропользования и свыше 90% суммарного налога на добычу (таблицы 3, 4).
В 2006 году эксплуатация нефтяных месторождений обеспечила 66,6 % общих налоговых поступлений в консолидированный бюджет Пермской области от добывающих предприятий и более 85 % налога на добычу полезных ископаемых, калийных солей - соответственно 32 % и 10 %. При реализации пессимистического сценария (таблица 3) прогнозируется изменение структуры налоговых поступлений в пользу калийных предприятий. Доля отчислений в бюджет Пермского края от добычи нефти к 2010 году снизится до 56,4 %, от разработки Верхнекамского месторождения калийных солей возрастет до 41,9 %. Аналогичные тенденции характерны и для структуры налога на добычу полезных ископаемых: нефти - снижение к 2010 году до 65,1 %, калийных солей - увеличение до 25,3 %.
Таблица 2
Налоги и платежи от разработки различных видов полезных ископаемых (оптимистический вариант)
млн. рублей
Полезное ископаемое |
|
Год |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Нефть |
Федеральный бюджет, |
23395,6 |
14843,0 |
15348,0 |
15747,2 |
17374,8 |
в т.ч. налог на добычу |
20061,3 |
10437,5 |
10810,0 |
11097,8 |
12154,4 |
|
Консолидированный бюджет края, |
6271,5 |
7105,0 |
7235,0 |
7394,1 |
8185,3 |
|
в т.ч. налог на добычу |
1220 |
549,3 |
569,0 |
584,1 |
637,7 |
|
Соли |
Федеральный бюджет, |
1206,1 |
1270,1 |
1309,0 |
1378,0 |
1444,0 |
в т.ч. налог на добычу |
82,7 |
90,6 |
100,1 |
101,1 |
107,2 |
|
Консолидированный бюджет края, |
3001,9 |
3146,8 |
3243,6 |
3443,2 |
3636,8 |
|
в т.ч. налог на добычу |
125,5 |
135,9 |
150,1 |
151,7 |
160,8 |
|
Алмазы |
Федеральный бюджет, |
95,3 |
98,3 |
99,4 |
99,4 |
99,4 |
в т.ч. налог на добычу |
17,7 |
18,0 |
18,5 |
18,5 |
18,5 |
|
Консолидированный бюджет края, |
28,1 |
29,4 |
29,4 |
29,4 |
29,5 |
|
в т.ч. налог на добычу |
26,9 |
27,0 |
27,3 |
27,3 |
27,3 |
|
Хромиты |
Федеральный бюджет, |
37,5 |
38,0 |
38,4 |
38,5 |
38,6 |
в т.ч. налог на добычу |
5,2 |
5,5 |
5,7 |
5,9 |
6,1 |
|
Консолидированный бюджет края, |
19,1 |
19,4 |
19,6 |
19,6 |
19,6 |
|
в т.ч. налог на добычу |
7,9 |
8,2 |
8,5 |
8,7 |
9,2 |
|
Горнорудное сырье для химической, металлургической и цементной промышленности |
Федеральный бюджет, |
11,4 |
12,4 |
13,7 |
14,0 |
14,1 |
в т.ч. налог на добычу |
4,4 |
4,8 |
5,3 |
5,4 |
5,5 |
|
Консолидированный бюджет края, |
12,4 |
13,5 |
14,9 |
15,3 |
15,4 |
|
в т.ч. налог на добычу |
6,5 |
6,5 |
7,2 |
8,0 |
8,0 |
|
ОПИ |
Федеральный бюджет, |
125,2 |
126,8 |
128,6 |
130,4 |
131,5 |
в т.ч. налог на добычу |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Консолидированный бюджет края, |
80,7 |
81,8 |
84,3 |
86,1 |
86,8 |
|
в т.ч. налог на добычу |
19,8 |
13,1 |
13,8 |
14,7 |
14,8 |
|
Итого |
Федеральный бюджет, |
24871,1 |
16388,6 |
16937,1 |
17407,5 |
19102,4 |
в т.ч. налог на добычу |
20171,3 |
10588,9 |
10939,6 |
11228,7 |
12291,7 |
|
Консолидированный бюджет, |
9413,7 |
10395,9 |
10626,8 |
10987,7 |
11973,4 |
|
в т.ч. налог на добычу |
1406,6 |
740,0 |
775,9 |
794,4 |
857,8 |
При оптимистическом варианте освоения георесурсов структура распределения налогов от добычи нефти и калия с течением времени практически не меняется, оставаясь на уровне 67 - 68,4 % - по нефти и 30 - 32 % - по калийным солям (таблица 4). Сохраняется устойчивое соотношение и для налога на добычу: 73-74 % - по нефти; 18-19 % - по калийным солям.
Таблица 3
Относительный вклад от разработки различных видов полезных ископаемых в консолидированный бюджет Пермского края (пессимистический вариант), в %
Полезное ископаемое |
|
Год |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Нефть |
Консолидированный бюджет края |
66,6 |
63,1 |
59,0 |
57,5 |
56,4 |
в т.ч. налог на добычу |
86,7 |
70,2 |
66,3 |
66,1 |
65,1 |
|
Соли |
Консолидированный бюджет края |
32,0 |
35,3 |
39,3 |
40,8 |
41,9 |
в т.ч. налог на добычу |
8,9 |
21,3 |
24,4 |
24,4 |
25,3 |
|
Алмазы |
Консолидированный бюджет края |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
в т.ч. налог на добычу |
1,9 |
4,2 |
4,4 |
4,4 |
4,5 |
|
Хромиты |
Консолидированный бюджет края |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
в т.ч. налог на добычу |
0,6 |
1,3 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
|
Горнорудное сырье для химической, металлургической и цементной промышленности |
Консолидированный бюджет края |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
в т.ч. налог на добычу |
0,5 |
1,0 |
1,2 |
1,3 |
1,3 |
|
ОПИ |
Консолидированный бюджет края |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
в т.ч. налог на добычу |
1,4 |
2,0 |
2,3 |
2,4 |
2,4 |
|
Итого |
Консолидированный бюджет |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в т.ч. налог на добычу |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Сравнение результатов текущего анализа с предыдущими прогнозными оценками (Материалы по обоснованию областной целевой программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Пермской области на 2003 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года", Пермь, 2002 год) свидетельствует о существенном повышении роли недропользования в экономике региона. По оценкам 2002 года доля налоговых поступлений от добывающих предприятий в консолидированный бюджет Пермской области составляла порядка 19 %. В 2006 году эти поступления возросли более чем в 2 раза по отношению к 2002 году и составили порядка 30 % консолидированного бюджета Пермского края. Такое значимое увеличение вклада добывающего комплекса связано с высокими мировыми ценами на нефть и их повышением на калийные удобрения, обеспечением устойчивой добычи нефти на уровне 10 миллионов тонн, существенным ростом калийного производства (примерно на 10 миллионов тонн по сравнению с 2002 годом).
Таблица 4
Относительный вклад от разработки различных видов полезных ископаемых в консолидированный бюджет Пермского края (оптимистический вариант), в %
Полезное ископаемое |
|
Год |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Нефть |
Консолидированный бюджет края |
66,7 |
68,3 |
68,1 |
67,3 |
68,4 |
в т.ч. налог на добычу |
86,7 |
74,2 |
73,3 |
73,5 |
74,3 |
|
Соли |
Консолидированный бюджет края |
31,9 |
30,3 |
30,5 |
31,3 |
30,4 |
в т.ч. налог на добычу |
8,9 |
18,4 |
19,3 |
19,2 |
18,7 |
|
Алмазы |
Консолидированный бюджет края |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
в т.ч. налог на добычу |
1,9 |
3,6 |
3,5 |
3,4 |
3,3 |
|
Хромиты |
Консолидированный бюджет края |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
в т.ч. налог на добычу |
0,6 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
|
Горнорудное сырье для химической, металлургической и цементной промышленности |
Консолидированный бюджет края |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
в т.ч. налог на добычу |
0,5 |
0,9 |
1,0 |
0,9 |
0,9 |
|
ОПИ |
Консолидированный бюджет края |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
в т.ч. налог на добычу |
1,4 |
1,8 |
1,8 |
1,9 |
1,7 |
|
Итого |
Консолидированный бюджет |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в т.ч. налог на добычу |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Таким образом, анализ экономического потенциала предприятий минерально-сырьевого комплекса показывает, что вне зависимости от сценарных условий освоения георесурсов Пермского края в перспективе до 2010 года не прогнозируется значительного снижения поступления доходов от пользования недрами.
3.4. Анализ социальной значимости недропользования
Предприятия или их подразделения, занятые в сфере недропользования, в основном располагаются в пределах четырех городских округов (из четырех городских округов) и в 18 муниципальных районах Пермского края (из 44 муниципальных районов). Общая численность работающих на предприятиях нефте- и горнодобывающего комплекса составляет около 33 тысяч человек. Из них 28,3 тысячи человек работают на предприятиях по разработке твердых полезных ископаемых (23,5 тысячи человек - в калийной отрасли), 4,6 тысячи человек - на нефтедобывающих предприятиях.
В зависимости от вклада предприятий горнопромышленного комплекса в экономику муниципальные образования условно можно разделить на две группы: с высокой и значительной долей развития горнопромышленного комплекса (городские округа: Березники, Соликамск; муниципальные районы: Красновишерский, Горнозаводской, Куединский, Чернушинский, Осинский, Добрянский, Частинский, Бардымский, Усольский, Ординский, Октябрьский); со средней долей развития горнопромышленного комплекса (городские округа: Пермь, Кунгур; муниципальные районы: Пермский, Чайковский, Краснокамский, Чусовской, Ильинский, Верещагинский, Еловский).
В городских округах: Березники, Соликамск; Бардымском, Горнозаводском, Красновишерском, Куединском, Осинском, Усольском, Частинском, Чернушинском муниципальных районах предприятия горнопромышленного комплекса являются градообразующими. От их успешной деятельности зависит занятость, доходы и уровень жизни населения, содержание социальной инфраструктуры, наполняемость бюджета. В городских округах Березники и Соликамск население, связанное с деятельностью добывающих отраслей промышленности, составляет соответственно около 23 % и 25 % от численности населения городов, в Красновишерском муниципальном районе - около 17 %.
Градообразующие хозяйствующие субъекты формируют целый комплекс производственных и непроизводственных предприятий, прямо или косвенно связанных с их деятельностью. В материальном производстве - это перерабатывающие и сервисные отрасли, пищевая промышленность, транспорт и связь, строительство, торговое обслуживание. В сфере социальных услуг - жилищно-коммунальное и бытовое обеспечение населения, здравоохранение и образование.
Предприятия горнопромышленного комплекса обеспечивают относительно высокие доходы работающих граждан. На конец 2005 года их среднемесячная заработная плата составила 14,6 тысячи рублей, что в 1,8 раза выше средних показателей по региону.
Прогнозные оценки показывают, что численность населения, занятого на предприятиях горнопромышленного комплекса, в период до 2010 года возрастет практически на всех территориях в среднем на 10 %. Это позволит сохранить занятость на данных предприятиях и снизить уровень безработицы в муниципальных образованиях, на территориях которых развита нефте- и горнодобывающая промышленность.
3.5. Обоснование решения проблемы программными методами
В существующих условиях обеспечение устойчивого социально-экономического развития Пермского края, повышение бюджетной эффективности освоения ресурсов недр невозможно без сбалансированного развития его минерально-сырьевой базы.
Большая продолжительность периода изучения и освоения недр, выходящая за рамки среднесрочных и долгосрочных планов, комплексный и межотраслевой характер решаемых задач, необходимость координации действий большого числа участников, включая государство и частные компании, обусловливают необходимость программного подхода к геологическому изучению недр, развитию и освоению минерально-сырьевой базы Пермского края.
В условиях ограниченных средств регионального и федерального бюджетов концепция развития минерально-сырьевой базы сориентирована на финансово-сберегающие технологии ведения геолого-разведочных работ с компенсацией основной части затрат на разведку полезных ископаемых за счет инвестиций недропользователей.
Учитывая конъюнктуру мировых цен на важнейшие виды минерально-сырьевых ресурсов Пермского края в перспективе до 2010 года, прогнозируется рост доходов от пользования недрами.
Увеличение темпов роста доходов консолидированного бюджета Пермского края от недропользования в этот период возможно за счет ввода в эксплуатацию нефтяных месторождений, расположенных в охранных и водоохранных зонах, увеличения объемов добычи и роста цен минеральных удобрений и вовлечения в разработку новых месторождений алмазов.
4. Основная цель и задачи Программы
Основная цель Программы: сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы Пермского края, обеспечивающее стабилизацию доходов при пользовании недрами, с учетом текущих и перспективных потребностей хозяйственного комплекса для устойчивого социально-экономического развития региона.
Основные задачи Программы:
1. Обеспечение потребностей экономики края в различных видах минерального сырья на принципах его комплексного и рационального использования.
2. Осуществление мер по охране и воспроизводству минеральных ресурсов.
3. Стабилизация экологической обстановки и ее улучшение в районах интенсивного освоения минеральных ресурсов.
4. Научно-техническое и технологическое обеспечение развития минерально-сырьевой базы.
5. Формирование нормативно-правовых и экономических механизмов государственного регулирования в сфере изучения, воспроизводства и использования минеральных ресурсов.
Выбор программных мероприятий осуществлен в соответствии с основными направлениями государственного геологического изучения недр, определенными законодательством Российской Федерации о недрах.
Законом Пермского края от 11 марта 2008 г. N 213-ПК в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
5. Система программных мероприятий
Перечень программных мероприятий представлен в программном плане геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Пермского края на 2007 - 2010 годы (приложение 1 к Программе).
Программа включает первоочередные мероприятия по следующим приоритетным направлениям:
1. Оптимизация объемов инвестиций в развитие минерально-сырьевой базы, обеспечивающих необходимый уровень добычи минерального сырья, с учетом структурных изменений в экономике, внутренних и внешних потребностей.
2. Опережающее развитие региональных поисково-съемочных работ, ориентированных на выявление ликвидных и стратегических ресурсов, в первую очередь на площадях с комплексной потенциальной сырьевой базой и на депрессивных территориях с низким уровнем занятости населения.
3. Научно-техническое обоснование нетрадиционных способов освоения георесурсов и использования земных недр.
В соответствии с программным планом геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы на 2007 - 2010 годы ежегодно производится конкретизация объектов и видов работ по отмеченным приоритетным направлениям.
Общий объем и распределение средств по мероприятиям программного плана уточняются при формировании ежегодных пообъектных планов с учетом результатов геолого-разведочных работ, текущей и перспективной потребностей края в обеспечении минерально-сырьевыми ресурсами, а также планируемых объемов финансирования за счет средств недропользователей и бюджетных источников.
В связи с отсутствием необходимости в принятии нормативных актов, обеспечивающих реализацию Программы, мероприятия нормативно-правового обеспечения не предусматриваются.
Финансирование геолого-разведочных работ на территории Пермского края осуществляется преимущественно из трех источников: собственных средств недропользователей, бюджета Пермского края и федерального бюджета.
В сложившейся ситуации и в условиях ограниченности бюджетных средств развитие минерально-сырьевой базы сориентировано на финансово-сберегающие технологии ведения геолого-разведочных работ. Основная часть затрат на поиски и разведку полезных ископаемых компенсируется за счет инвестиций недропользователей.
Геологическое изучение за счет средств недропользователей
За счет средств недропользователей в основном финансируются геолого-разведочные работы на нефть, алмазы и калийно-магниевые соли. Эти средства предназначены на поисково-оценочные работы и частично - на геологическое доизучение разрабатываемых месторождений и их участков.
Нефтяные компании предполагают инвестировать в течение 2007 - 2010 годов более 1,7 миллиарда рублей на геофизические исследования, глубокое и структурное бурение, а также научное обеспечение геолого-разведочных работ, в том числе в 2007 году - около 500 миллионов рублей.
В поиски алмазов недропользователями планируется ежегодно инвестировать около 250 - 270 миллионов рублей.
В период с 2007 по 2010 годы ОАО "Уралкалий" и ОАО "Сильвинит" планируют финансировать геолого-разведочные работы и мониторинг Верхнекамского месторождения калийно-магниевых и каменных солей в сумме более 250 миллионов рублей.
Общий ежегодный объем финансирования за счет средств недропользователей ожидается на уровне 800 миллионов рублей. Информация об объемах финансирования за счет средств недропользователей приводится справочно.
Геологическое изучение за счет средств бюджета Пермского края
Основными направлениями работ, финансирование которых целесообразно осуществлять за счет средств бюджета Пермского края (ежегодный объем финансирования порядка 75 миллионов рублей), являются:
поисково-съемочные работы, направленные на выявление ликвидного и стратегического сырья, в первую очередь на площадях с комплексными природными ресурсами и на депрессивных территориях с низким уровнем занятости населения;
поиски и оценка социально и экономически значимых для края общераспространенных полезных ископаемых и подземных пресных вод;
технико-экономическое обоснование комплексного освоения ресурсов отдельных районов;
мониторинг состояния недр, обеспечение экологической безопасности объектов недропользования и прилегающих градопромышленных агломераций;
научно-исследовательские работы;
маркетинговые исследования по расширению использования минерально-сырьевой базы;
информационное обеспечение недропользования;
подготовка материалов по формированию нормативно-правовых и экономических механизмов государственного регулирования в сфере недропользования.
Геологическое изучение за счет средств федерального бюджета
В целях наиболее рациональной организации проводимых на территории края геолого-разведочных работ целесообразно ежегодное привлечение средств федерального бюджета.
За период 2003 - 2005 годов объемы финансирования геолого-разведочных работ за счет средств федерального бюджета постоянно возрастали: 2003 год - около 15 миллионов рублей, 2004 год - 107 миллионов рублей, 2005 год - 335 миллионов рублей. Планируемый объем работ на территории Пермского края по государственному заказу 2006 года составлял 225 миллионов рублей, заявка на 2007 год - 168 миллионов рублей (приводятся справочно).
Приведенные в Программе объемы финансирования из федерального бюджета подлежат ежегодной корректировке в соответствии с фактически выделяемыми согласно федеральному законодательству средствами на выполнение работ по геологическому изучению недр Пермского края.
Основные направления работ за счет средств федерального бюджета - региональные геолого-геофизические работы на углеводородное сырье, геолого-съемочные и поисковые работы на основные виды твердых полезных ископаемых, государственный мониторинг геологической среды.
Законом Пермского края от 6 апреля 2009 г. N 400-ПК в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
6. Ресурсное обеспечение Программы
Общая потребность финансового обеспечения мероприятий Программы составляет 5064,552 миллиона рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 858,387 миллиона рублей (17 %), из средств бюджета Пермского края - 290,574 миллиона рублей (6 %), инвестиции недропользователей - 3915,591 миллиона рублей (77 %). Финансовые затраты относятся к текущим расходам.
Потребность финансового обеспечения Программы по годам реализации приведена в таблице 5.
Законом Пермского края от 6 апреля 2009 г. N 400-ПК в настоящую таблицу внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
Таблица 5
Источник финансирования |
Всего на период действия Программы, млн. рублей |
в том числе по годам |
|||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Федеральный бюджет |
858,387 |
168,287 |
180,8 |
268,9 |
240,4 |
Бюджет Пермского края |
290,574 |
73,5203 |
76,2797 |
75,15 |
65,624 |
Средства предприятий |
3915,591 |
832,031 |
1279,545 |
985,015 |
819 |
Итого |
5064,552 |
1073,8383 |
1536,6247 |
1329,065 |
1125,024 |
Работы за счет средств федерального бюджета выполняются в соответствии с ежегодно утверждаемыми перечнями объектов государственного заказа Федерального агентства по недропользованию по воспроизводству минерально-сырьевой базы за счет средств федерального бюджета.
Данные перечни составляются с учетом приоритетных направлений геологического изучения недр, определенных долгосрочной государственной программой изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 08.06.2005 N 160.
Выполнение предусмотренных работ обеспечивается предприятиями и организациями - исполнителями Программы; дополнительных мероприятий по материально-техническому обеспечению и обеспечению трудовыми ресурсами не требуется.
7. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предусматривает внедрение инвестиционных технологий поисков и разведки полезных ископаемых с оставлением в ведении региона финансирования следующих работ:
поисково-съемочные работы для пополнения нераспределенного фонда недр и формирования инвестиционно-привлекательных программ геолого-разведочных работ;
поиски и оценка социально и экономически значимых для края общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод;
технико-экономическое обоснование комплексного освоения природных ресурсов отдельных районов;
мониторинг состояния недр, обеспечение экологической безопасности объектов недропользования и прилегающих градопромышленных агломераций;
информационное обеспечение недропользования;
подготовка материалов по формированию нормативно-правовых и экономических механизмов государственного регулирования в сфере недропользования.
В соответствии с федеральным законодательством за счет средств федерального бюджета целесообразно финансировать следующие работы по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы:
региональные геолого-съемочные работы;
поисковые работы на стратегические и высоколиквидные виды твердых полезных ископаемых;
поиски пресных подземных вод для водоснабжения крупных населенных пунктов;
мониторинг геологической среды.
Законом Пермского края от 6 апреля 2009 г. N 400-ПК в раздел 8 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
8. Схема организации управления Программой
Управление реализацией программных мероприятий, выполняемых за счет средств бюджета Пермского края, осуществляется Министерством природных ресурсов Пермского края.
Выделение средств бюджета Пермского края органам местного самоуправления на условиях софинансирования не предусматривается.
Управление реализацией программных мероприятий, выполняемых за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, осуществляется, соответственно, Министерством природных ресурсов Российской Федерации (его территориальным подразделением - территориальным агентством по недропользованию по Пермской области) и предприятиями-инвесторами.
9. Оценка эффективности реализации Программы
В ближайшем будущем в структуре поступлений налогов и платежей в бюджет Пермского края от разработки месторождений полезных ископаемых будет доминировать добыча нефти с возрастанием доли калийной отрасли.
В случае снижения цены на нефть до уровня 34 долларов США в 2007 году возможно снижение поступлений в консолидированный бюджет Пермского края на 500 миллионов рублей (или на 5 %), а начиная с 2008 года с учетом прогнозного повышения добычи нефти до 11,3-11,4 миллиона тонн и роста поступлений от предприятий калийной отрасли ожидается рост поступлений в бюджет Пермского края в среднем на 200 миллионов рублей ежегодно.
При условии сохранения цен на нефть на уровне 60 долларов США за баррель и увеличении ее добычи, а также значительном увеличении добычи калийных солей доходы Пермского края от недропользования по отношению к 2006 году возрастут в 2007 году на 1 миллиард рублей (или на 12,5 %), в 2010 году - почти на 2,1 миллиарда рублей (или на 23,8 %).
Данные по планируемым в результате реализации программных мероприятий приросту запасов и добыче полезных ископаемых, оценке эффективности реализации Программы приведены в таблицах 6, 7, 8.
Таблица 6
Прирост основных видов полезных ископаемых
Вид полезного ископаемого |
Категория |
Годы |
|||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Нефть, |
С1 |
2612 |
1650 |
2612 |
2500 |
тыс. тонн |
С3 |
12600 |
3200 |
3500 |
5000 |
Алмазы, |
С2 |
390 |
|
|
|
тыс. карат |
Р1 + Р2 + Р3 |
6650 |
300 |
||
Платина |
Р1 + Р2 + С2 |
|
|
1,2 |
|
и золото, тонн |
|
|
|||
Строительные материалы, |
С1+С2 |
25 - 30 |
|
20 |
|
млн. м3 |
Р1 |
|
8 |
|
|
Подземные пресные воды, |
С1 + С2 |
15 |
4 |
18,5 |
|
тыс. м3/сут |
Р1 |
8,5 |
|
|
Таблица 7
Прогнозные объемы добычи основных видов полезных ископаемых
Вид полезного ископаемого |
Годы |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Нефть, тыс. тонн |
10863,3 |
11205 |
11331 |
11652 |
11800 |
Сильвинитовая руда, тыс. тонн |
40508,5 |
42878,5 |
43486 |
44113,8 |
50087 |
Карналлитовая руда, тыс. тонн |
1227,8 |
1013,4 |
1063,4 |
1063,4 |
1291 |
Каменная соль, тыс. тонн |
400 |
500 |
500 |
500 |
500 |
Хромовые руды, тыс. тонн |
170 |
244 |
244 |
263 |
263 |
Алмазы, млн. рублей |
538,3 |
594 |
604 |
623 |
651,4 |
Цементное сырье, тыс. тонн |
1527 |
1510 |
1545 |
1545 |
1545 |
Гравийно-песчаная смесь, тыс. м3 |
1569 |
1823 |
1993 |
2048 |
2060 |
Песок, тыс. м3 |
500 |
679,5 |
647,3 |
713,3 |
720 |
Строительный камень, тыс. м3 |
1062 |
2002,5 |
2877 |
2907 |
2907 |
Подземные пресные воды, млн. м3 |
160 |
165 |
170 |
175 |
180 |
Законом Пермского края от 6 апреля 2009 г. N 400-ПК в настоящую таблицу внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
Таблица 8
Оценка эффективности реализации Программы
Наименование показателей конечных результатов |
Значение показателя на момент разработки Программы |
Изменение значения показателя по годам реализации Программы |
Общие затраты на реализацию Программы, млн. рублей |
||||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
||||
Планируемые налоговые поступления, млн. рублей |
итого |
34284,8 |
26784,5 |
27563,9 |
28395,2 |
31075,8 |
5064,552 |
федеральный бюджет |
24871,1 |
16388,6 |
16937,1 |
17407,5 |
19102,4 |
858,387 |
|
консолидированный бюджет края |
9413,7 |
10395,9 |
10626,8 |
10987,7 |
11973,4 |
290,574 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3915,591 (средства предприятий) |
Интегральный показатель рассчитан как превышение налоговых поступлений над расходами на реализацию Программы и равен 109456,368 миллиона рублей.
10. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляют Законодательное Собрание Пермского края, Контрольно-счетная палата Пермской области, Министерство финансов Пермского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.