Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Пермского края от 17 июня 2008 г. N 249-ПК в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к Закону Пермской области
от 5 ноября 2004 г. N 1684-342
Краевая целевая программа
"Переселение граждан Пермского края из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2005 - 2011 годы"
11 ноября 2005 г., 17 июня 2008 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Краевая целевая программа "Переселение граждан Пермского края из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2005-2010 годы" (далее Программа) |
Основание разработки Программы |
Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Постановление Законодательного Собрания Пермской области от 17.04.2003 N 745 "О концепции жилищной политики в Пермской области на 2003-2010 гг.", распоряжение губернатора Пермской области от 30.07.2003 N 426-р "О создании рабочей группы по разработке проекта закона Пермской области "Об областной целевой комплексной Программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" |
Государственный заказчик Программы |
Агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края |
Основной разработчик Программы |
Агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края |
Руководитель Программы |
Общее руководство Программой осуществляет заместитель председателя Правительства Пермского края, обеспечивающий проведение единой государственной политики в области строительного комплекса |
Исполнители Программы |
Комитет строительства, архитектуры и градостроительства Пермского края, управление жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерство финансов Пермского края, органы местного самоуправления Пермского края |
Участники Программы |
Государственные, муниципальные и негосударственные организации, определяемые на конкурсной основе |
Цели Программы | Обеспечение жильем граждан, проживающих в жилых домах (жилых помещениях), признанных непригодными для постоянного проживания. Ликвидация до 2011 года включительно существующего в настоящее время аварийного жилья, признанного таковым на 01 января 2007 года |
Основные задачи Программы |
1.Формирование механизма для переселения граждан из жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для постоянного проживания. 2.Реализация обязательств собственника жилищного фонда относительно состояния этого фонда. 3.Оптимизация развития территорий, занятых в настоящее время жилищным фондом, признанным непригодным для постоянного проживания 4. Создание условий для формирования ответственного собственника жилья и повышения эффективности управления жилищным фондом |
Сроки реализации Программы |
2005 - 2011 годы |
Этапы реализации Программы |
1-й этап (2005 год) 2-й этап (2006 - 2007 годы) 3-й этап (2008 - 2011 годы) |
Общая стоимость Программы с расшифровкой по источникам финансирования |
Общий объем финансирования - 5638,32 млн. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 205,16 млн. рублей (в соответствии с федеральным законодательством); государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 1851,7 млн. рублей; областной бюджет - 1168,15 млн. рублей; местные бюджеты - 576,04 млн. рублей; внебюджетные источники - 1674,5 млн. рублей. Мероприятия Программы и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом предложений федерального бюджета, бюджета Пермского края и местных бюджетов |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Переселение до 2011 года из аварийного жилья 8883 человек, ликвидация 100,8 тыс. кв. м. аварийного жилья. Создание условий для формирования ответственного собственника жилья и повышения эффективности управления жилищным фондом. Разработка механизмов привлечения внебюджетных ресурсов в решение социальных проблем. Выполнение обязательств по переселению граждан из жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для постоянного проживания |
Организация контроля за реализацией Программы |
Контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется Законодательным Собранием Пермского края, Контрольно-счетной палатой Пермского края в соответствии с действующим законодательством |
1. Общие положения
Краевая целевая программа "Переселение граждан Пермского края из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2005 - 2011 годы" определяет направления и механизмы решения проблемы обеспечения жильем граждан, проживающих в жилых домах (жилых помещениях), признанных непригодными для постоянного проживания.
Программа разработана в соответствии с нормативными актами Российской Федерации и Пермского края:
Гражданским кодексом Российской Федерации;
Жилищным кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства";
постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы";
постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2002 N 33 "О подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы";
постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2007 N 494);
Законом Пермской области от 05.02.2003 N 620-120 "Об областных целевых программах";
постановлением Законодательного Собрания Пермской области от 17.04.2003 N 745 "О концепции жилищной политики в Пермской области на 2003-2010 годы" (далее - Концепция жилищной политики);
постановлением Госстроя Российской Федерации от 20.02.2004 N 10 "Об утверждении критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных";
постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2007 N 344 "Об утверждении Правил предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа" (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 10.04.2008 N 257);
иными нормативными актами, регулирующими эту сферу.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
На момент принятия Программы жилищный фонд Пермского края (области) составлял 50114,7 тыс. кв. м, на 01.01.2007 г. 54561,8 тыс. кв. м, в том числе аварийное жилье составляет 74,3 тыс. кв. м.
Часть жилищного фонда Пермского края сегодня не удовлетворяет потребностям населения по своим качественным характеристикам. Многолетнее недофинансирование ремонта жилья привело к его повышенному износу, ресурсной неэффективности, переходу в ветхое и аварийное состояние. Суммарная площадь жилищного фонда Пермского края, который является непригодным для постоянного проживания (ветхий и аварийный), составляет 3,3 % от всего жилищного фонда края (по данным формы N 1-жилфонд "Сведения о жилищном фонде", утвержденной постановлениями Госкомстата России от 21.09.2001 N 71 и от 25.07.2002 N 158).
Отнесение жилищного фонда к ветхому и аварийному производится в соответствии с нормативными правовыми актами федеральных органов власти, уполномоченных на регулирование отношений в сфере жилищного строительства и ведение статистического наблюдения.
Основная доля ветхого и аварийного жилищного фонда расположена в городской местности - 61,3%, в сельской местности она составляет 38,7%. Особенно остро стоит эта проблема в городах Гремячинске и Кизеле, где за последнее десятилетие резко сократились объемы производства промышленной продукции. В этих населенных пунктах площадь ветхих и аварийных жилых домов (жилых помещений) в несколько раз превышает объемы ввода в эксплуатацию нового жилья.
Для обеспечения безопасности проживания граждан необходимо в первую очередь решить вопрос переселения граждан из аварийного жилищного фонда и сноса аварийных домов (не подлежащих реконструкции и ремонту). Одновременно с целью недопущения роста объемов аварийного жилья ветхий жилищный фонд должен подлежать капитальному ремонту или реконструкции.
По данным, приведенным в концепции жилищной политики, капитальному ремонту подлежит 1485 тыс.кв.м, реконструкции - 104,7 тыс. кв. м ветхого жилья.
Капитальный ремонт жилого фонда проводится с целью восстановления последствий физического износа ветхих жилых домов (жилых помещений), а также воспрепятствования переходу ветхого жилищного фонда в аварийный. Источниками покрытия затрат на капитальный ремонт являются бюджетные и внебюджетные средства. Мероприятия по капитальному ремонту ветхих жилых домов (жилых помещений) осуществляются лицом, уполномоченным собственником, и в данной Программе не рассматриваются.
Реконструкция ветхих жилых зданий включает в себя устранение морального и физического износа жилых домов (жилых помещений) за счет перепланировки квартир, пристройки, надстройки мансардного и других этажей, замены отдельных конструкций зданий, инженерного оборудования и отделки с целью обеспечения требуемых параметров надежности, безопасности, долговечности. В настоящее время разработаны типовые проекты надстройки мансардных этажей жилых домов серий 439, 447, 464, 468. Реконструкцию целесообразно осуществлять в соответствии с разработанными проектами за счет внебюджетных источников с привлечением ресурсов, направляемых на капитальный ремонт. Мероприятия по проведению реконструкции ветхих жилых домов осуществляются лицом, уполномоченным собственником, и в данной Программе не рассматриваются.
Исполнительные органы государственной власти края и органы местного самоуправления в рамках их компетенции осуществляют нормативно-правовое и информационное обеспечение организации капитального ремонта и реконструкции ветхих жилых домов в городах и районах края.
В рамках первого и второго этапов реализации Программы планируется частично ликвидировать аварийное жилье, признанное таковым на 01.01.2003. На третьем этапе реализации Программы предполагается ликвидировать 74,3 тыс. кв. м жилья, признанного аварийным до 01.01.2007 и непригодным для проживания.
По результатам анализа установлено, что аварийное жилье края в основном характеризуется наличием деревянных домов постройки до 50-х годов почти со 100-процентным износом, дальнейшее проживание в которых практически невозможно ни по санитарным и техническим, ни по социальным нормам жизни.
В городских населенных пунктах имеются также аварийные жилые дома недавней постройки, в вопросах проектирования, строительства и особенно эксплуатации которых были допущены серьезные просчеты.
Проживающие в аварийных домах граждане в основном не в состоянии на собственные средства приобрести жилье удовлетворительного качества (на 01.01.2004 года 23,4% граждан Пермского края имели среднедушевой доход ниже уровня прожиточного минимума). Поэтому проблему переселения граждан Пермского края из аварийного жилья необходимо решать программно-целевым методом, комплексно, с привлечением средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников с учетом действующего федерального законодательства, а также региональных и местных условий.
В целях оптимального расходования бюджетных средств необходимо также обеспечить взаимосвязь Программы переселения граждан из аварийного жилья с другими реализуемыми на территории края программами и мероприятиями, в которых частично решаются проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилья, например, обеспечение жильем отдельных категорий граждан (участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, инвалиды и участники войны, дети-сироты и др.). Мероприятия третьего этапа реализации Программы увязываются с процессом повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства на соответствующей территории Пермского края.
3. Основные цели и задачи Программы
Цели Программы:
обеспечение жильем граждан, проживающих в жилых домах (жилых помещениях), признанных непригодными для постоянного проживания;
ликвидация до 2011 года включительно, существующего в настоящее время аварийного жилья, признанного таковым на 01.01.2007.
В рамках реализации Программы необходимо решить следующие задачи:
1) формирование механизма для переселения граждан из жилых домов (жилых помещений), непригодных для постоянного проживания, в том числе формирование нормативной правовой базы, формирование инвестиционных ресурсов для обеспечения переселяемых граждан благоустроенным жильем;
2) создание условий для формирования ответственного собственника жилья и повышения эффективности управления жилищным фондом;
3) оптимизация развития территорий, занятых в настоящее время жилыми домами (жилыми помещениями), непригодными для постоянного проживания;
4) снос после расселения граждан аварийного жилищного фонда, не подлежащего капитальному ремонту и реконструкции, в целях предупреждения его повторного самовольного заселения;
5) завершение строительства жилых домов высокой степени готовности за счет внебюджетных источников и бюджетов муниципальных образований с привлечением средств из федерального и краевого (областного) бюджетов в случае использования построенного жилого фонда для реализации данной Программы;
6) организация взаимосвязи программы переселения граждан из жилья, непригодного для постоянного проживания, с другими реализуемыми в Пермском крае программами и мероприятиями, в которых частично решаются проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилья.
4. Этапы и сроки реализации Программы
Период действия Программы 7 лет, реализуется в 3 этапа.
Первый этап (2005 год) включает в себя:
формирование нормативно-правового обеспечения реализации Программы на областном уровне и в муниципальных образованиях;
разработку муниципальных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
проведение организационных мероприятий, направленных на создание системы управления Программой;
создание механизма консолидации ресурсов для реализации Программы;
создание системы информационного и методического сопровождения мероприятий Программы;
строительство нового жилья, а также использование для переселения из аварийного жилья вторичного жилищного фонда;
сокращение аварийного жилищного фонда.
Второй этап (2006 - 2007 годы) включает в себя:
реализацию Программы в муниципальных образованиях Пермского края;
совершенствование механизма консолидации ресурсов с дальнейшим увеличением доли средств муниципальных образований и внебюджетных источников финансирования Программы;
строительство и приобретение жилья;
частичную ликвидацию аварийного жилищного фонда, признанного таковым на 01.01.2003.
Третий этап (2008 - 2011 годы) включает в себя:
актуализацию показателей и мероприятий Программы с учетом анализа хода ее выполнения на первых двух этапах;
увязку механизма реализации Программы с процессом повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства;
расселение и ликвидация аварийного жилищного фонда в многоквартирных жилых домах, признанного таковым на 01.01.2007 и переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания.
5. Ресурсное обеспечение Программы
В рамках Программы планируется переселить из аварийного жилья 8883 человека и ликвидировать 100,8 тыс. кв. м аварийного жилья, в том числе переселить 6170 тыс. чел. и ликвидировать 74,3 тыс. кв. м аварийного жилья, признанного таковым на 01.01.2007.
Расчет потребности в жилье для переселения граждан приведен в таблице 1.
Потребность в жилье для переселения граждан из аварийного жилищного фонда принята из расчета социальной нормы предоставления жилья - 18 кв. м общей площади на одного человека (может быть уточнена при разработке муниципальных программ и предоставлении жилья).
Таблица 1
N п/п |
Наименование показателя |
Объем работ |
|||||||
всего 2005 - 2010 годы |
в том числе по годам |
||||||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|||
1. |
Площадь сносимого аварийного жилья, тыс. кв. м |
100,8 |
13,5 |
13,0 |
10,9 |
19,0 |
25,4 |
12,7 |
6,3 |
2. |
Количество жителей, подлежащих переселению, чел. |
8883 |
1355 |
1358 |
1015 |
1680 |
2075 |
955 |
445 |
3. |
Объем жилья, требуемый для переселения, тыс. кв. м |
147,9 |
21,1 |
24,0 |
10,0 |
30,3 |
37,3 |
17,2 |
8,0 |
Расчет потребности в финансовых ресурсах для реализации программных мероприятий приведен в таблице 2.
Таблица 2
Наименование показателя |
Единица измерения |
Объем работ 2005 - 2011 годы, всего |
1. Строительство и приобретение жилья | ||
Объем строительства и приобретения жилья |
тыс. кв. м |
147,9 |
Объем финансовых затрат по п. 1 |
млн. руб. |
5523,71 |
2. Ликвидация аварийного жилищного фонда | ||
Площадь сносимого жилья |
тыс. кв. м |
100,8 |
Объем финансовых затрат по п. 2 |
млн. руб. |
114,61 |
3. Общая потребность в финансовых ресурсах для реализации намеченных мероприятий | ||
Объем финансовых затрат, всего |
млн. руб. |
5638,32 |
Примечание. Объем финансовых затрат по п.п. 1 и 2 рассчитан в ценах соответствующего года с учетом рыночной стоимости 1 кв. м жилья и индекса роста цен у производителей строительной продукции.
Для реализации Программы требуется финансирование в объеме 5638,32 млн. рублей, что может быть достигнуто только путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования, из них:
205,16 млн. руб. из федерального бюджета (в соответствии с федеральным законодательством);
1168,15 млн. руб. из краевого (областного) бюджета);
576,04 млн. руб. из местных бюджетов;
1674,5 млн. руб. за счет внебюджетных источников (в том числе средства инвесторов-застройщиков, заинтересованных в предоставлении земельных участков, на которых расположено аварийное жилье).
1851,7 млн. руб. за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
При разработке Программы учитывалось, что средства федерального бюджета, краевого (областного) и местных бюджетов составляют 60% от общего объема финансирования на строительство и приобретение жилья, 40% - внебюджетные средства. На третьем этапе реализации Программы соотношение бюджетных и внебюджетных источников финансирования составляет 70:30.
Средства из федерального бюджета будут поступать через государственного заказчика подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" в составе федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2002 N 33 (Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству).
Финансирование из краевого (областного) бюджета на первом и втором этапах будет осуществляться в рамках бюджета содействия жилищному строительству и приобретению жилья в Пермском крае (области), на третьем этапе - из регионального фонда софинансирования расходов.
6. Система программных мероприятий
Программные мероприятия реализуются по направлениям:
1. Формирование нормативной правовой базы, необходимой для реализации Программы.
2. Переселение граждан из аварийного жилья планируется за счет строительства и приобретения жилья. За 2005 - 2011 годы намечается построить (приобрести) жилье для 8883 человек.
3. Ликвидация аварийного жилищного фонда, не подлежащего капитальному ремонту и реконструкции. Выселение граждан из аварийного жилищного фонда, обязательный его снос, не допуская повторного самовольного заселения. Всего в 2005 - 2011 годах намечено снести 100,8 тыс. кв. м аварийного жилья. Основными исполнителями являются органы местного самоуправления, а также организации, определяемые на конкурсной основе.
Перечень мероприятий Программы приведен в таблице 3.
Таблица 3
N п/п |
Наименование мероприятий |
Исполнители |
Срок реализации |
Источники финансирования |
Финансовые затраты, млн. руб. |
|||||||
всего |
в том числе по годам |
|||||||||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
||||||
1. |
Подготовка нормативной правовой базы |
Агентство по строительству и ЖКХ Пермского края, Министерство финансов края, органы местного самоуправления |
2005, 2008 - 2010 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Строительство нового жилья (приобретение на вторичном рынке) |
Органы местного самоуправления |
2005 - 2011 |
Всего |
5523,71 |
269,75 |
396,21 |
222,77 |
1548,77 |
1755,62 |
901,59 |
429,00 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Фонд содействия реформи-рованию ЖКХ |
1851,68 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
555,50 |
740,67 |
370,34 |
185,17 |
||||
краевой бюджет |
1168,15 |
66,96 |
86,38 |
102,01 |
273,84 |
365,12 |
182,56 |
91,28 |
||||
местные бюджеты |
461,43 |
69,28 |
78,72 |
91,16 |
68,88 |
89,21 |
43,15 |
21,03 |
||||
внебюджетные источники |
1674,5 |
124,51 |
231,11 |
3,7 |
394,55 |
526,07 |
263,04 |
131,52 |
||||
федеральный бюджет |
367,95 |
9,00 |
0,00 |
25,90 |
256,00 |
34,55 |
42,5 |
0,00 |
||||
3. |
Ликвидация аварийного жилищного фонда |
Органы местного самоуправления, организации, определяемые на конкурсной основе |
2005 - 2011 |
Всего |
114,61 |
9,99 |
11,18 |
11,44 |
22,4 |
32,5 |
17,7 |
9,4 |
в том числе местные бюджеты |
114,61 |
9,99 |
11,18 |
11,44 |
22,4 |
32,5 |
17,7 |
9,4 |
||||
Итого по Программе |
5638,32 |
279,74 |
407,39 |
234,21 |
1571,17 |
1788,12 |
919,29 |
438,40 |
||||
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
средства Фонда содействия реформированию ЖКХ |
1851,68 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
555,50 |
740,67 |
370,34 |
185,17 |
||||
краевой бюджет |
1168,15 |
66,96 |
86,38 |
102,01 |
273,84 |
365,12 |
182,56 |
91,28 |
||||
местные бюджеты |
576,04 |
79,27 |
89,90 |
102,6 |
91,28 |
121,71 |
60,85 |
30,43 |
||||
внебюджетные источники |
1674,5 |
124,51 |
231,11 |
3,7 |
394,55 |
526,07 |
263,04 |
131,52 |
||||
федеральный бюджет |
367,95 |
9,00 |
0,00 |
25,90 |
256,00 |
34,55 |
42,5 |
0,00 |
Примечание. Средства федерального бюджета выделяются в соответствии с графиком предоставления Пермскому краю средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.
7. Механизм реализации Программы
На уровне Российской Федерации подпрограммой "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определены правовые и финансовые механизмы решения проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, условия предоставления федеральной бюджетной поддержки.
Краевой целевой Программой определены конкретные сроки, этапы и направления решения проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в крае, условия предоставления бюджетной поддержки муниципальным образованиям.
Объем финансирования Программы из бюджета края по муниципальным образованиям и адресному перечню многоквартирных жилых домов, подлежащих расселению и ликвидации, утверждается Правительством Пермского края на основе заявок органов местного самоуправления на предоставление субсидий из регионального фонда софинансирования расходов на очередной финансовый год и плановый период. Объем финансирования за счет средств Фонда содействия реформированию жилищн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.