Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Пермского края от 3 сентября 2009 г. N 489-ПК в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
Приложение
к Закону Пермского края
от 10 декабря 2008 г. N 352-ПК
Краевая целевая программа
"Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2008 - 2011 годы"
3 сентября 2009 г.
I. Паспорт программы
Наименование Программы |
Краевая целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2008 - 2011 годы" |
Основание для разработки Программы |
Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 20.03.2008 N 710 "О концепции краевой целевой Программы развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2008 - 2011 годы" |
Государственный заказчик и разработчик Программы |
Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края |
Руководитель Программы |
Министр развития предпринимательства и торговли |
Исполнитель мероприятий Программы |
Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края |
Участники Программы |
Исполнительные органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления Пермского края, хозяйствующие субъекты, привлекаемые на конкурсной основе к реализации программных мероприятий, образовательные и научные учреждения, государственные и негосударственные организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, субъекты малого и среднего предпринимательства Пермского края |
Цели, задачи, критерии эффективности Программы |
Цели: рост численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства и повышение конкурентоспособности данного сектора в экономическом потенциале Пермского края; повышение доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Задачи: 1. Формирование инфраструктуры, обеспечивающей доступность для субъектов малого и среднего предпринимательства необходимых в их деятельности ресурсов. 2. Участие бизнес-сообщества в формировании политики Пермского края по развитию малого и среднего предпринимательства. 3. Реализация механизмов по поддержке малого и среднего предпринимательства в приоритетных отраслях. Критерии эффективности: численность работающих на малых и средних предприятиях (чел.); средняя заработная плата в субъектах малого и среднего предпринимательства в целом и по приоритетным отраслям (рублей); доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности всех предприятий (%); доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта (%) |
Сроки реализации Программы |
2008 - 2011 годы |
Общая стоимость Программы с расшифровкой по годам и источникам финансирования |
Общий объем финансирования по Программе - 1116794,0 тыс. рублей, из них: - краевой бюджет - 470319,0 тыс. рублей; - федеральный бюджет - 424470,0 тыс. рублей; - местный бюджет - 72050,0 тыс. рублей; - внебюджетные источники - 149955,0 тыс. рублей По годам: 2008 г. - 112550,0 тыс. рублей, в том числе: - краевой бюджет - 40000,0 тыс. рублей; - федеральный бюджет - 56275,0 тыс. рублей; - местный бюджет - 16275,0 тыс. рублей 2009 г. - 314774,0 тыс. рублей, в том числе: - краевой бюджет - 150285,0 тыс. рублей; - федеральный бюджет - 121635,0 тыс. рублей; - местный бюджет - 7500,0 тыс. рублей; - внебюджетные источники - 35354,0 тыс. рублей 2010 г. - 320267,5 тыс. рублей, в том числе: - краевой бюджет - 128030,0 тыс. рублей; - федеральный бюджет - 114260,0 тыс. рублей; - местный бюджет - 22680,0 тыс. рублей; - внебюджетные источники - 55297,5 тыс. рублей 2011 г. - 369202,5 тыс. рублей, в том числе: - краевой бюджет - 152004,0 тыс. рублей; - федеральный бюджет - 132 300,0 тыс. рублей; - местный бюджет - 25595,0 тыс. рублей; - внебюджетные источники - 59303,5 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Численность работающих на малых и средних предприятиях увеличится со 129100 до 145300 чел.; доля продукции, производимой малыми и средними предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта увеличится с 8,6 % до 12,6 %; средняя заработная плата в субъектах малого и среднего предпринимательства увеличится с 8120,0 до 11900,0 рублей; доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности всех предприятий увеличится с 13,6 до 15,9 % |
Организация контроля за реализацией Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляют Законодательное Собрание Пермского края, Правительство Пермского края, Контрольно-счетная палата Пермского края |
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1. Анализ текущего состояния малого и среднего предпринимательства в Пермском крае
Малое и среднее предпринимательство как явление социальное, экономическое и политическое, охватывающее почти все отрасли деятельности, должно решать следующие основные задачи развития Пермского края:
в социальном аспекте - способствовать обеспечению занятости и материальному благополучию населения, его духовному и культурному развитию, удовлетворению материальных потребностей через расширение рынка потребительских товаров и сферы услуг;
в экономическом аспекте - содействовать развитию конкурентной рыночной экономики, увеличению валового регионального продукта, повышению доходов консолидированного бюджета Пермского края и внебюджетных фондов;
в политическом аспекте - обеспечивать формирование среднего класса - основного гаранта социальной и политической стабильности общества.
Выполнить свою социально-экономическую и политическую роль сектор малого и среднего предпринимательства сможет при наличии благоприятных условий для его деятельности, что определяет задачи органов государственной власти в отношении малого и среднего предпринимательства.
В последнее время в Пермском крае наметились положительные тенденции к улучшению общей среды деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Динамика изменений в сфере малого предпринимательства в Пермском крае за период с 2005 по 2007 годы представлена в таблице 1.
Анализ развития малых предприятий за последние три года в Пермском крае указывает на поступательное расширение данного сектора экономики.
Число малых предприятий за указанный период (к уровню 2005 года) возросло на 18,9 %.
Численность населения, занятого на малых предприятиях, превысила 129 тыс. человек, что выше уровня 2005 года на 44,4 %. В 2007 году по сравнению с 2006 годом малые предприятия обеспечили на 43,1 тыс. больше постоянных рабочих мест. При этом удельный вес работников в общей среднесписочной численности занятых увеличился до 13,9 %, повысившись на 4, 3% по сравнению с показателем 2005 года.
Объемы оборота малых предприятий увеличились за последние три года в 2,4 раза.
Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий в 2007 году по сравнению с 2005 годом увеличился более чем в 1,5 раза.
Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта Пермского края в 2007 году составила 8,6 %.
Таблица 1 - Динамика развития малого предпринимательства в Пермском крае в 2005 - 2007 гг.
Показатели |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Юридические лица Количество предприятий, тыс. единиц |
10,6 |
12,1 |
12,6 |
Среднесписочная численность работников, человек |
89400 |
86000 |
129100 |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) в общей численности работающих, % |
9,3 |
9,4 |
13,6 |
Оборот малых предприятий, млн. рублей |
125784,8 |
188169,6 |
307096,5 |
Инвестиции в основной капитал, млн. рублей |
2031,7 |
2170,3 |
3193,8 |
Фонд начисленной заработной платы работников списочного состава (без внешних совместителей), млн. рублей |
5 266 |
5 599 |
12 028 |
Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме ВРП, % |
6,6 |
6,8 |
8,6 |
Количество малых предприятий на 100 тыс.населения |
382,7 |
436,9 |
454,9 |
Количество малых предприятий на 1000 жителей |
3,8 |
4,4 |
4,5 |
Средняя численность работников на 1 малое предприятие, человек |
8 |
7 |
10 |
Оборот на 1 малое предприятие, млн. рублей |
11,9 |
15,6 |
24,4 |
Объем инвестиций в основной капитал на 1 малое предприятие, млн. рублей |
0,19 |
0,18 |
0,25 |
Индивидуальные предприниматели Количество предпринимателей, человек |
31048 |
67800 |
нет данных |
Фонд начисленной заработной платы работников малых предприятий в 2006 году составил 5599 млн. рублей, а в 2007 году - 12028 млн. рублей, увеличившись в среднем в 2 раза по сравнению с 2006 годом.
Структура и количество малых предприятий в г. Перми и Пермском крае за 9 месяцев 2006 и 2007 годов по видам деятельности представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Показатели развития субъектов малого предпринимательства по основным видам деятельности за 2006 - 2007 годы
|
Январь - сентябрь 2006 г. |
Январь - сентябрь 2007 г. |
Количество малых предприятий, единиц |
12131 |
12633 |
в том числе по видам деятельности: | ||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
314 |
273 |
рыболовство, рыбоводство |
8 |
9 |
добыча полезных ископаемых |
59 |
67 |
обрабатывающие производства |
1526 |
1453 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
73 |
91 |
строительство |
1915 |
1796 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
4743 |
4931 |
гостиницы и рестораны |
122 |
367 |
транспорт и связь |
525 |
544 |
финансовая деятельность |
250 |
210 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
2190 |
2471 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
2 |
8 |
образование |
49 |
37 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
90 |
149 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
262 |
226 |
Малые предприятия осуществляют свою деятельность в основном в следующих сферах: оптовая и розничная торговля, операции с недвижимым имуществом, строительство и обрабатывающие производства. На указанные сферы деятельности к концу анализируемого периода приходится в среднем 84,3 % малых предприятий (39,0 %, 19,6 %, 14,2 % и 11,5 % соответственно).
Наибольший удельный вес в обороте малых предприятий приходится на организации оптовой и розничной торговли.
Информация о развитии малых предприятий в Пермском крае в сравнении с показателями Приволжского федерального округа и Российской Федерации и показателями других регионов Российской Федерации представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Основные показатели развития малых предприятий в Пермском крае, Приволжском федеральном округе, других регионах Российской Федерации, Российской Федерации в целом в 2006 - 2007 годах
Показатели и регионы Российской Федерации |
2006 год |
2007 год |
|||
Отчет |
в % к 2005 г. |
Отчет |
в % к 2006 г. |
в % к 2005 г. |
|
Число малых и средних предприятий, тыс. единиц |
|
|
|
|
|
Пермский край |
12,1 |
114,2 |
12,6 |
104,1 |
118,9 |
Приволжский федеральный округ |
173,3 |
107,9 |
191,4 |
110,4 |
119,2 |
Республика Башкортостан |
20,5 |
106,2 |
23,3 |
113,7 |
80,1 |
Нижегородская область |
22,3 |
107,7 |
25,2 |
113,0 |
121,7 |
Самарская область |
29,9 |
103,5 |
29,5 |
98,7 |
102,1 |
Свердловская область |
30,3 |
104,1 |
33,1 |
109,2 |
113,7 |
Челябинская область |
24,2 |
126,7 |
25,9 |
107,0 |
135,6 |
Российская Федерация |
1032,8 |
105,5 |
1137,4 |
110,1 |
116,1 |
Среднесписочная численность работников, тыс. человек |
|
|
|
|
|
Пермский край |
86,0 |
96,2 |
129,1 |
150,1 |
144,4 |
Приволжский федеральный округ |
1693,9 |
112,0 |
1844,9 |
108,9 |
122,0 |
Республика Башкортостан |
323,6 |
140,9 |
325,8 |
100,7 |
141,8 |
Нижегородская область |
292,3 |
103,3 |
323,2 |
110,6 |
114,2 |
Самарская область |
222,3 |
100,1 |
213,5 |
96,0 |
96,1 |
Свердловская область |
243,3 |
104,5 |
278,8 |
114,6 |
119,7 |
Челябинская область |
159,3 |
103,8 |
167,9 |
105,4 |
109,5 |
Российская Федерация |
8582,8 |
106,7 |
9239,2 |
107,6 |
114,8 |
Объем оборота малых и средних предприятий, млн. рублей |
|
|
|
|
|
Пермский край |
188169,6 |
149,6 |
307096,5 |
163,2 |
244,1 |
Приволжский федеральный округ |
1849367 |
121,5 |
2336098,0 |
126,3 |
153,5 |
Республика Башкортостан |
263047,3 |
142,8 |
300121,8 |
114,1 |
162,9 |
Нижегородская область |
361030,5 |
97,2 |
390979,5 |
108,3 |
105,3 |
Самарская область |
436129 |
117,9 |
528987,7 |
121,3 |
143,0 |
Свердловская область |
585884,3 |
145,7 |
653838,3 |
111,6 |
162,6 |
Челябинская область |
240931,6 |
120,4 |
321401,1 |
133,4 |
160,6 |
Российская Федерация |
12099232 |
125,4 |
15468911,0 |
127,9 |
160,3 |
Инвестиции в основной капитал малых предприятий, млн. рублей |
|
|
|
|
|
Пермский край |
2170,3 |
106,8 |
3193,8 |
147,2 |
157,2 |
Приволжский федеральный округ |
38441 |
159,4 |
61687,0 |
160,5 |
255,8 |
Республика Башкортостан |
8891,2 |
190,1 |
6316,6 |
71,0 |
261,2 |
Нижегородская область |
8891,2 |
141,7 |
15580,2 |
175,2 |
248,2 |
Самарская область |
3052,0 |
153,5 |
4324,3 |
141,7 |
217,5 |
Свердловская область |
6016,8 |
137,3 |
8019,8 |
133,3 |
183,1 |
Челябинская область |
4120,0 |
114,6 |
7814,9 |
189,7 |
217,3 |
Российская Федерация |
171322 |
142,2 |
259075,0 |
151,2 |
215,1 |
За 2005 - 2007 годы Пермский край обеспечивал лидирующее положение по росту среднесписочной численности работников и объему оборота на малых предприятиях. В результате к уровню 2005 года общий прирост среднесписочной численности работников по Пермскому краю составил 44,4 %, в то время как в Приволжском федеральном округе и в Российской Федерации в целом численность занятых на малых предприятиях выросла на 22,0 % и 14,8 % соответственно. Объем оборота малых предприятий в Пермском крае вырос в 2,4 раза, в то время как по Приволжскому федеральному округу - на 53,5 %, Российской Федерации - на 60,3 %.
Темпы роста числа малых предприятий в Пермском крае в 2007 году по сравнению с 2005 годом также превосходили общероссийский показатель, но были ниже, чем в среднем по Приволжскому федеральному округу.
Иное положение сложилось по показателю объема инвестиций в основной капитал малых предприятий. При общем приросте данного показателя в Пермском крае, в Приволжском федеральном округе и в Российской Федерации были зафиксированы более высокие темпы роста показателя.
Вместе с тем необходимо отметить, что Пермский край продолжает отставать от ряда регионов, являющихся конкурентами края, по абсолютным значениям таких показателей, как общее количество малых и средних предприятий, среднесписочная численность работников малых и средних предприятий.
В соответствии с отчетом об исполнении областной целевой Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Пермской области за 2003 - 2004 годы, утвержденным Законом Пермской области от 19.10.2005 N 2511-555 (далее - отчет), за период реализации Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Пермской области в 2003 - 2004 годы профинансированы мероприятия на общую сумму 129923,3 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств областного бюджета - 106125,5 тыс. рублей;
за счет средств Уральского фонда поддержки малого предпринимательства - 23797,8 тыс. рублей.
Были профинансированы мероприятия по следующим направлениям:
"Формирование и поддержка на областном и муниципальном уровнях нормативно-правовой базы для обеспечения устойчивой деятельности субъектов малого предпринимательства в Пермской области" - 40,0 тыс. рублей;
"Развитие на областном и муниципальном уровнях системы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства" - 2521,7 тыс. рублей;
"Расширение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам" - 125574,1 тыс. рублей;
"Информационное и консультационное обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства" - 1787,5 тыс. рублей.
В соответствии с отчетом показатели конечных результатов реализации программы в среднем были выполнены более чем на 100 %, за исключением двух - количества пунктов коллективного доступа к системе информационного обеспечения и количества бизнес-инкубаторов.
В 2006 - 2007 годах в краевом (областном) бюджете на государственную поддержку малого предпринимательства было предусмотрено 154320,5 тыс. рублей, из них расходы, источником финансового обеспечения которых являются субсидии и субвенции из федерального бюджета, составили 88475,9 тыс. рублей
Поддержка субъектов малого предпринимательства осуществлялась также в виде предоставления поручительств по кредитам (таблица 4).
Таблица 4 - Финансово-кредитная поддержка субъектов малого предпринимательства в 2006 - 2007 годах
N п/п |
Показатель |
2006 год |
2007 год |
1. |
Предоставлено поручительств, тыс. рублей |
85084 |
70821 |
2. |
При объеме кредитования, тыс. рублей |
117589 |
119814 |
3. |
Количество проектов, ед. |
70 |
50 |
В указанный период проводилась планомерная работа по развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на территории края. В ряде районов Пермского края были созданы 8 пунктов коллективного доступа к информационным ресурсам, консультации получили 600 субъектов малого предпринимательства. В настоящий момент активную деятельность осуществляют 13 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства.
В апреле 2006 года Уральским фондом поддержки малого предпринимательства было учреждено открытое акционерное общество "Пермский центр развития предпринимательства" (далее - ОАО "ПЦРП"). Основным направлением деятельности ОАО "ПЦРП" является предоставление поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства и микрофинансовым организациям.
Информация об использовании средств гарантийного фонда отражена в таблице 5.
Таблица 5 - Использование средств гарантийного фонда ОАО "ПЦРП"
Показатель |
Сумма, тыс. рублей |
Размер гарантийного фонда в 2007 году |
57200 |
Объем выданных поручительств в 2007 году |
155906 |
Объем действующих поручительств на 01.01.2008 |
93136 |
Общая сумма кредитов выданных банками под поручительство ОАО "ПЦРП" за 2006 - 2007 годы |
237404 |
При содействии ОАО "ПЦРП" в 2007 году также были реализованы следующие проекты:
проект "Центр бухгалтерской и правовой поддержки". В рамках проекта центры бухгалтерской и правовой поддержки были открыты в г. Кунгуре, г. Лысьве, г. Чернушке;
проведение выездного семинара для муниципальных служащих "Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования" (участниками семинара выступили работники администраций, ответственные за развитие малого предпринимательства; работники муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства);
организация и проведение фестивалей предпринимателей Пермского края;
проведение конкурса "Студенческий бизнес-план";
подготовка и проведение конкурса "Лучший муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства";
проект "Бизнес-школа для предпринимателей". В рамках проекта обучение прошел 151 слушатель. Обучение проводилось в г. Перми, г. Березники, г. Кунгуре, г. Лысьве, п. Гайны, с. Орда.
Таким образом, принимая во внимание приведенные показатели, необходимо отметить, что потенциал развития малого и среднего предпринимательства является довольно высоким, поэтому содействие развитию предпринимательской деятельности находится в числе основных приоритетов социально-экономического развития Пермского края.
2. Содержание проблемы
Несмотря на ряд позитивных тенденций, в настоящий момент развитие малого и среднего предпринимательства продолжает сдерживаться следующими основными проблемами:
слабая ориентированность нормативно-правовой базы на стимулирование развития малого и среднего предпринимательства. В правовой плоскости лежит решение проблем формирования системы страхования от потенциальных рисков, совершенствования системы защиты прав предпринимателей. Нормативно-правового закрепления требуют и многие меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, касающиеся кредитной деятельности, создания благоприятных условий для инвестирования и проведения других мер;
недостаточное ресурсное обеспечение (финансовое, имущественное и информационное) субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, включая:
а) недостаточный доступ к стартовому капиталу для начинающих предпринимателей;
б) недостаточный доступ к капиталу для реализации перспективных инвестиционных проектов развивающихся предприятий;
в) неразвитая система государственной гарантийной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, обращающихся за кредитами в коммерческие банки;
г) слабое развитие комплекса финансовых услуг для социально значимых категорий малых и микропредприятий (включая адресную поддержку предприятий в отдельных отраслях бизнеса, систему поддержки социально значимых проектов, лизинговые услуги, совместное с банками финансирование инвестиционных проектов малых предприятий);
д) неразвитость системы информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, значительный информационный вакуум и недостаточный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к информации в сфере передовых достижений и приемов ведения бизнеса;
е) неразвитость инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства на территории края;
ж) недостаточное методическое, техническое и кадровое обеспечение существующих организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
наличие на практике административных барьеров во взаимоотношениях бизнеса и власти на всех уровнях, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства;
недостаточный образовательный уровень руководителей и специалистов, работающих в субъектах малого и среднего предпринимательства.
Решение указанных выше проблем невозможно без взаимодействия всех уровней власти, межведомственной координации, оптимизации и консолидации необходимых для развития малого и среднего предпринимательства ресурсов. Наиболее эффективным методом воздействия на складывающуюся ситуацию является программно-целевой метод, который базируется на диверсификации задач и поэтапном системном решении проблем путем разработки мероприятий для решения каждой из поставленных задач. Программно-целевой метод поддержки малого и среднего предпринимательства обеспечит комплексное решение проблемных вопросов в предпринимательстве, а также определит приоритеты в развитии малого и среднего предпринимательства края.
III. Основные цели и задачи программы
Основными целями Программы являются рост численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, повышение конкурентоспособности данного сектора в экономическом потенциале Пермского края, повышение доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач:
формирование инфраструктуры, обеспечивающей доступность к ресурсам, необходимым для деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
участие бизнес-сообщества в формировании политики Пермского края по развитию малого и среднего предпринимательства;
разработка механизмов, позволяющих реализовать приоритетные направления по развитию малого и среднего предпринимательства;
поддержка в продвижении местных товаропроизводителей посредством ярмарочно-выставочных мероприятий.
Программные мероприятия должны быть направлены не только на поддержание сложившегося уровня количественного воспроизводства малых и средних предприятий, но и на осуществление комплекса мер, связанных с повышением эффективности их деятельности, реализацией в полной мере предпринимательского ресурса.
Система программных мероприятий представлена следующими направлениями, предполагающими системное решение проблем в развитии малого и среднего предпринимательства Пермского края:
развитие системы финансово-кредитной поддержки;
развитие инфраструктуры поддержки;
информационная поддержка;
консультационная поддержка;
развитие системы подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства;
поддержка в продвижении производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров и услуг на рынки, в том числе региональные и международные.
Программные мероприятия предполагают создание условий для удовлетворения потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства в услугах, необходимых им для осуществления деятельности и дальнейшего роста.
На 2008 - 2011 годы поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется в следующих приоритетных отраслях:
производственная и инновационная сфера;
жилищно-коммунальное хозяйство;
ремесленная деятельность;
сельское хозяйство;
социальная сфера;
торговля и общественное питание;
сфера бытовых услуг.
В рамках осуществления программных мероприятий выделяются целевые группы поддержки: предприниматели в приоритетных сферах развития малого и среднего предпринимательства, начинающие, действующие и потенциальные предприниматели.
IV. Система программных мероприятий
1. Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства
1.1. Увеличение объема гарантийного фонда
ОАО "ПЦРП", единственным учредителем которого является Пермский край, создано для:
целей обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и микрофинансовых организаций к кредитным ресурсам посредством предоставления гарантий и поручительств по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга) субъектов малого и среднего предпринимательства и микрофинансовых организаций;
ведения иных видов деятельности в рамках реализации краевой и муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.
В целях развития системы гарантий и поручительств по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга) будут осуществляться мероприятия по увеличению размера гарантийного фонда. Данное мероприятие предусматривает выделение средств из краевого бюджета в 2009 году в объеме 30,0 млн. рублей.
Механизм реализации: предоставление ОАО "ПЦРП" бюджетных инвестиций в виде взноса в уставный капитал общества в соответствии с законом о бюджете Пермского края на очередной год и плановый период.
Цель мероприятия: расширить доступ к кредитным ресурсам субъектов малого и среднего предпринимательства.
Исполнители: Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края, Агентство по управлению имуществом Пермского края.
1.2. Развитие микрофинансирования
Микрофинансовая деятельность - деятельность некоммерческих организаций (муниципальные фонды поддержки малого и среднего предпринимательства, потребительские кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы), созданных для целей обеспечения доступа субъектов микро- и малого предпринимательства к финансовым ресурсам посредством предоставления займов микрофинансовыми организациями (далее - МФО) субъектам микро- и малого предпринимательства.
Механизм реализации:
1. Предоставление субсидий МФО на возмещение части затрат:
по уплаченным процентам по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях;
связанных с предоставлением МФО поручительства гарантийного фонда;
на проведение внешней аудиторской проверки деятельности МФО;
на обучение и повышение квалификации специалистов МФО;
на приобретение и (или) разработку специализированного программного обеспечения для деятельности МФО.
Критерии отбора МФО, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении по соответствующему мероприятию, определяются нормативными правовыми актами Правительства Пермского края.
2. Предоставление иных межбюджетных трансфертов (субсидий) бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края на формирование (пополнение) фондов МФО, предназначенных для выдачи займов малым и средним предприятиям. Иные межбюджетные трансферты предоставляются из расчета 75:25, где большая доля приходится на краевой бюджет с учетом субсидий из федерального бюджета.
Иные межбюджетные трансферты предоставляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Порядок предоставления указанных иных межбюджетных трансфертов устанавливается Правительством Пермского края.
Цель мероприятия: обеспечить доступ субъектов микро- и малого предпринимательства к микрокредитам путем уменьшения затрат МФО, повышения прозрачности их деятельности.
Исполнитель: Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
1.3. Предоставление субсидий начинающим индивидуальным предпринимателям, малым и средним предприятиям
Субсидии предоставляются начинающим индивидуальным предпринимателям, малым и средним предприятиям, учредителями которых являются:
врачи общей практики (семейные врачи);
граждане, занимающиеся народными промыслами и ремесленной деятельностью;
студенты;
безработные;
военнослужащие в отставке;
инвалиды.
Субсидии предоставляются на возмещение части затрат, связанных с регистрацией и началом деятельности индивидуального предпринимателя и малого и среднего предприятия. Субсидии предоставляются вновь зарегистрированным и действующим менее одного года индивидуальным предпринимателям и малым и средним предприятиям на конкурсной основе.
Субсидии предоставляются при условии вложения индивидуальным предпринимателем, малым и средним предприятием в проект собственных средств в размере не менее 50 % общей суммы финансирования проекта. Размер субсидии не может превышать 100000 рублей.
Критерии отбора проектов, а также цели, условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении по соответствующему мероприятию, определяются нормативными правовыми актами Правительства Пермского края.
Механизм реализации: предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с регистрацией и началом деятельности индивидуального предпринимателя, малого и среднего предприятия.
Исполнитель: Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
1.4. Предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства
Предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства, полученным в кредитных организациях, осуществляется в целях компенсации части процентной ставки по кредитам на основании конкурсного отбора проектов по приоритетным направлениям поддержки малого и среднего предпринимательства.
Критерии отбора проектов, а также цели, условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении по мероприятию, определяются нормативными правовыми актами Правительства Пермского края.
Исполнитель: Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства см. постановление Правительства Пермского края от 22 мая 2009 г. N 306-п
1.5. Предоставление субсидий на возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства по договору на присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям
Предельный размер субсидии на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по данному мероприятию не может превышать 30 % от суммы договора о присоединении энергопринимающих устройств. Максимальная величина присоединяемых мощностей не должна превышать 100 кВт.
Критерии отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении по соответствующему мероприятию, определяются нормативными правовыми актами Правительства Пермского края.
Исполнитель: Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
1.6. Предоставление субсидий на возмещение части затрат предприятий-производителей продукции, экспортируемой за рубеж
Порядок предоставления средств краевого бюджета, предусмотренных на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства Пермского края, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, утверждается нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Цель: компенсировать издержки субъектов малого и среднего предпринимательства по преодолению административных барьеров вхождения на зарубежные рынки.
Результат: предоставление субсидий не менее 30 предприятиям-экспортерам.
Исполнитель: Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
1.7. Предоставление субсидий на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с патентованием изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также государственной регистрацией иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства
Механизм реализации: субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства из расчета 2/3 произведенных субъектами малого и среднего предпринимательства затрат, связанных с патентованием изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также государственной регистрацией иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства.
Критерии отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении по мероприятию, определяются нормативными правовыми актами Правительства Пермского края.
Результат: предоставление субсидий не менее 40 субъектам малого и среднего предпринимательства.
Исполнитель: Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
2. Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства
2.1. Создание сети муниципальных бизнес-инкубаторов
Под бизнес-инкубатором понимается организация, созданная для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг.
Требования к бизнес-инкубаторам определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.2005 N 249 "Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства", а также приказами Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России).
За период действия Программы в Пермском крае планируется создание трех муниципальных бизнес-инкубаторов. Средства на создание бизнес-инкубаторов выделяются по итогам конкурсов Минэкономразвития России по отбору субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на финансирование мероприятий, осуществляемых в рамках государственной поддержки малого предпринимательства.
Отбор проектов муниципальных бизнес-инкубаторов для участия Пермского края в конкурсах, проводимых Минэкономразвития России, производится по итогам краевого конкурса проектов, одним из условий которого является выделение из местного бюджета средств на создание бизнес-инкубатора. Порядок и условия проведения краевого конкурса определяются нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
В Пермском крае в качестве пилотного проекта планируется реализовать проект по созданию инновационно-производственного бизнес-инкубатора в г. Соликамске, победивший в конкурсе Минэкономразвития России по отбору субъектов Российской Федерации для предоставления в 2008 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках государственной поддержки малого предпринимательства субъектами Российской Федерации.
Инновационно-производственный бизнес-инкубатор создается для поддержки предпринимателей, осуществляющих проекты в приоритетных для развития города отраслях в инновационно-производственной сфере, в качестве базового проекта предполагается внедрение проекта по лесопереработке.
Механизм реализации: предоставление иных межбюджетных трансфертов (субсидий) бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края. Иные межбюджетные трансферты предоставляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Порядок предоставления указанных иных межбюджетных трансфертов (субсидий) устанавливается Правительством Пермского края.
Иные межбюджетные трансферты, предоставленные бюджетам муниципальных районов (городских округов) на реализацию мероприятий по созданию муниципальных бизнес-инкубаторов, направляются на следующие цели:
строительство здания (части здания) бизнес-инкубатора (в том числе разработка проектно-сметной документации на строительство);
реконструкция, расширение и техническое перевооружение здания (части здания) бизнес-инкубатора (в том числе разработка проектно-сметной документации на реконструкцию);
капитальный ремонт здания (части здания) бизнес-инкубатора (в том числе разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт);
организационное и техническое обеспечение доступа к системам тепло-, газо-, энерго- и водоснабжения, водоотведения, подземным инженерным коммуникациям;
обеспечение связи;
приобретение офисной мебели, электронно-вычислительной техники (иного оборудования для обработки информации), программного обеспечения, периферийных устройств, копировально-множительного оборудования, иного оборудования для целей функционирования бизнес-инкубатора.
Результат: будет создано более 900 новых рабочих мест.
Исполнитель: Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
2.2. Развитие субконтрактинга
Субконтрактация (субконтрактинг) - способ организации производства, использующий разделение труда между контрактором (заказчиком) и субконтракторами (поставщиками). Окончательный получатель товаров или услуг является третьей стороной, стоящей вне договорных отношений между контрактором и субконтрактором.
В период с 2009 по 2011 годы планируется провести следующие мероприятия:
1. Исследование ситуации на промышленном рынке Пермского края в части создания базы данных малых и средних предприятий в Пермском крае, включающей контактную информацию, виды деятельности; ежегодная актуализация базы.
2. Биржа субконтрактов (2 раза в год).
Биржа субконтрактов - специализированное мероприятие, предназначенное для развития кооперационных отношений между промышленными предприятиями. Заказчики на примерах конкретных заказов проводят предварительные переговоры с поставщиками, производственными предприятиями, на поставку узлов, агрегатов, комплектующих, технологической оснастки, оборудования на долговременной основе по техническому заданию заказчика.
Цель мероприятия: дать возможность заказчикам ознакомить потенциальных поставщиков с потребностями своих предприятий (техническое задание, конструкторская документация, производственная программа), требованиями к поставщикам, условиям поставок и качеству поставляемой продукции, провести предварительные переговоры на предмет получения производственного заказа. Поставщики могут продемонстрировать предприятиям-заказчикам возможности своего производства, заявить о своей конкурентоспособности.
Исполнитель: Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
3. Информационная поддержка малого и среднего предпринимательства
3.1 Создание и поддержка работы портала "Малый бизнес Пермского края"
Цель мероприятия: предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства информации о ведении собственного бизнеса в Пермском крае:
о законодательстве, регулирующем деятельность малого и среднего предпринимательства;
о реализации программ поддержки малого и среднего предпринимательства и нормативных правовых актах, связанных с реализацией программ;
об организациях, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства;
о реестре субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки;
о проводимых обучающих и консультационных семинарах, тренингах, "круглых столах";
об организации бизнеса;
о взаимоотношениях с контролирующими органами;
иного характера (экономического, правового, информации в области маркетинга, межрегионального и международного сотрудничества);
о других полезных ресурсах в сети "Интернет";
о предпринимательских новостях.
Исполнитель: Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
3.2. Развитие системы франчайзинга
Информирование предпринимателей о франчайзинговых проектах путем проведения "Ярмарки франшиз" один раз в год.
Исполнитель: Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
4. Развитие системы подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства
4.1. Разработка системы обучения субъектов малого и среднего предпринимательства и их сотрудников
Данное мероприятие реализуется в целях обобщения опыта образовательной отрасли, а также опыта других регионов Российской Федерации и разработки для Пермского края наиболее оптимальной системы обучения субъектов малого и среднего предпринимательства и их сотрудников.
Механизм реализации: размещение заказа на выполнение работ по разработке для Пермского края системы обучения субъектов малого и среднего предпринимательства и их сотрудников.
Результат: проект нормативного правового акта о порядке возмещения части затрат на обучение субъектов малого и среднего предпринимательства и их сотрудников.
Исполнитель: Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
4.2. Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат по обучению субъектов малого и среднего предпринимательства и их сотрудников
Данное мероприятие реализуется в целях обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к образовательному ресурсу, необходимому для становления либо дальнейшего развития.
Механизм реализации: субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства из расчета 50 % произведенных субъектами малого и среднего предпринимательства затрат по обучению субъектов малого и среднего предпринимательства и их сотрудников.
Критерии отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении по мероприятию, определяются нормативными правовыми актами Правительства Пермского края.
Результат: 4600 сотрудников субъектов малого и среднего предпринимательства пройдут обучение.
Исполнитель: Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
5. Иные мероприятия по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства
5.1. Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства (врачам общей практики)
Механизм реализации: субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства (врачам общей практики) из расчета 2/3 произведенных субъектами малого и среднего предпринимательства затрат на ведение бухгалтерского учета в первый год работы.
Критерии отбора субъектов малого и среднего предпринимательства (врачей общей практики), имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении по мероприятию, определяются нормативными правовыми актами Правительства Пермского края.
Цель: обеспечить деятельность врачей общей практики предпринимателей в первый год работы.
Результат: в отрасли здравоохранения будет создано 125 субъектов малого и среднего предпринимательства.
Исполнитель: Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
5.2. Проект "Разработка и внедрение механизма создания детских мини-садов"
Основная цель проекта - привлечь в систему дошкольного образования немуниципальные организации, расширить перечень площадок, на которых предоставляются услуги дошкольного образования.
Проект реализуется в два этапа:
1. Выполнение работ по обследованию территории Пермского края на предмет потребности в создании детских мини-садов и наличия площадей для их создания, а также разработка методологической основы реализации проекта.
2. Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства из расчета 2/3 произведенных субъектами малого и среднего предпринимательства затрат по арендной плате либо затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным на цели выкупа помещений для детских мини-садов.
Механизм реализации: 1-й этап - размещение заказа на выполнение работ по обследованию территории Пермского края на предмет потребности в создании детских мини-садов, наличия площадей, а также разработка методологической основы реализации проекта; 2-й этап - предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат по арендной плате либо затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным на цели выкупа помещений для детских мини-садов.
Критерии отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении по соответствующему мероприятию, определяются нормативными правовыми актами Правительства Пермского края.
Субсидии предоставляются при обязательном условии предоставления из местных бюджетов субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части тех же затрат.
Результат: за время действия Программы будет создано 5 детских мини-садов на 100 мест.
Исполнитель: Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
5.3. Развитие малого и среднего предпринимательства среди студентов
Мероприятие рассчитано для целевой группы - студентов.
Мероприятие реализуется в два этапа:
1. Проведение краевых студенческих конкурсов бизнес-идей - ежегодно.
2. Предоставление субсидий на возмещение части затрат на разработку бизнес-планов победителям краевых студенческих конкурсов бизнес-идей, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя или являющимся учредителями малых и средних предприятий.
Механизм реализации: 1-й этап - размещение заказа на оказание услуг по организации и проведению краевого студенческого конкурса бизнес-идей, 2-й этап - предоставление субсидий на возмещение части затрат на разработку бизнес-планов победителям краевых студенческих конкурсов бизнес-идей, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя или являющимся учредителями малых и средних предприятий.
Критерии отбора проектов, а также цели, условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении по мероприятию, определяются нормативными правовыми актами Правительства Пермского края.
Цель мероприятия: выявить потенциальных предпринимателей среди студентов.
Результат: за три года будет разработано 30 бизнес-планов.
Исполнитель: Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
См. Положение о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на разработку бизнес-планов победителям краевых студенческих конкурсов бизнес-идей, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя или являющимся учредителями малых и средних предприятий, утвержденное постановлением Правительства Пермского края от 3 августа 2009 г. N 520-п
5.4. Сопровождение деятельности негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги
Мероприятие реализуется в целях поддержки негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги населению Пермского края.
Механизм реализации: предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с оказанием социальных услуг, в первый год оказания услуг.
Критерии отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении по мероприятию, определяются нормативными правовыми актами Правительства Пермского края.
Результат: увеличение числа рабочих мест в негосударственном секторе социального обслуживания до 2000.
Исполнитель: Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
5.5. Тиражирование "Зачетки предпринимателя"
"Зачетка предпринимателя" - документ, форма и порядок заполнения которого утверждаются постановлением Правительства Пермского края, передаваемый в органы местного самоуправления Пермского края для последующего распространения среди субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на участие в любом из мероприятий Программы. В "Зачетке предпринимателя" содержится информация о:
субъекте малого и среднего предпринимательства и основных показателях его деятельности;
мероприятиях Программы;
результатах, достигнутых субъектом малого и среднего предпринимательства от участия в мероприятиях Программы и др.
Цель: обеспечить доступ к участию в Программе предпринимателям, желающим участвовать в ее мероприятиях, получить "обратную связь" об эффективности мероприятий Программы.
Механизм реализации: размещение заказа на выполнение работ по тиражированию "Зачетки предпринимателя".
Результат: будет получена объективная информация об эффективности мероприятий Программы.
Исполнитель: Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
См. также постановление Правительства Пермского края от 22 июля 2009 г. N 481-п "Об утверждении порядка заполнения и формы "Зачетки предпринимателя"
5.6. Организация и проведение публичных мероприятий по вопросам развития малого и среднего предпринимательства
Публичные мероприятия по вопросам развития малого и среднего предпринимательства проводятся с целью привлечения общественного внимания к предпринимательству, а также для пропаганды идеи предпринимательства в обществе.
В рамках данного мероприятия создается информационный передвижной стенд о субъектах малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Пермского края, организуются тематические форумы и конференции, Дни предпринимателя и форумы предпринимателей Пермского края. Перечень мероприятий ежегодно утверждается Министерством развития предпринимательства и торговли Пермского края.
Механизм реализации: размещение заказа на оказание услуг по организации и проведению публичных мероприятий по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
Результат: проведение ежегодно не менее 2-х мероприятий, популяризация идеи предпринимательства в Пермском крае.
Исполнитель: Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
5.7. Проведение исследовательских работ по вопросам малого и среднего предпринимательства
В рамках данного мероприятия проводятся социологические исследования, маркетинговые исследования, мониторинг развития субъектов малого и среднего предпринимательства, мониторинг реализации Программы. Перечень исследовательских работ ежегодно утверждается Министерством развития предпринимательства и торговли Пермского края.
Механизм реализации: размещение заказа на выполнение исследовательских работ по вопросам малого и среднего предпринимательства.
Результат: получение "обратной связи" о ходе реализации Программы, востребованности ее мероприятий, предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства информации по наиболее актуальным вопросам развития рынков и пр.
Исполнитель: Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
6. Конкурс муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства
Конкурс проводится с целью предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края субсидий на финансирование мероприятий по поддержке и развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.
Порядок проведения конкурса муниципальных программ, критерии отбора и распределения средств между муниципальными образованиями определяются нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Обязательным условием должно являться наличие в бюджете муниципального образования средств на программу развития малого и среднего предпринимательства.
Механизм реализации: предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края, принявших участие в конкурсе муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.
Иные межбюджетные трансферты предоставляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Порядок предоставления указанных иных межбюджетных трансфертов устанавливается Правительством Пермского края.
Исполнитель: Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
О предоставлении иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края на финансирование мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства в 2009-2011 годах см. постановление Правительства Пермского края от 3 августа 2009 г. N 522-п
7. Порядок рассмотрения обращений об оказании поддержки
Субъекты малого и среднего предпринимательства, претендующие на оказание им поддержки в формах, предусмотренных настоящей Программой, обращаются в Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края и в органы исполнительной власти муниципальных образований Пермского края в соответствии с их компетенцией, в организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, если оказание поддержки предусмотрено данной Программой.
Сроки рассмотрения обращений субъектов малого и среднего предпринимательства об оказании поддержки не должны составлять более 30 дней.
В исключительных случаях, а также в случае необходимости запроса дополнительных материалов и документов срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней, с обязательным уведомлением субъекта малого и среднего предпринимательства, направившего обращение, о продлении срока рассмотрения.
Субъект малого и среднего предпринимательства должен быть проинформирован о решении, принятом по его обращению, в течение пяти дней со дня принятия решения.
V. Ресурсное обеспечение
Важнейшим условием для эффективной реализации мероприятий является постоянное и планомерное финансирование.
В 2008 году реализацию мероприятий Программы предполагается осуществить за счет следующих источников финансирования:
средства краевого бюджета - 40000,0 тыс. рублей;
средства федерального бюджета - 56275,0 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 0,0 тыс. рублей.
В 2009 году реализацию мероприятий Программы предполагается осуществить за счет следующих источников финансирования:
средства краевого бюджета - 150285,0 тыс. рублей;
средства федерального бюджета - 121635,0 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 35354,0 тыс. рублей.
В 2010 году дальнейшую реализацию и развитие мероприятий Программы предполагается осуществить за счет следующих источников финансирования:
средства краевого бюджета - 128030,0 тыс. рублей;
средства федерального бюджета - 114260,0 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 55297,5 тыс. рублей.
В 2011 году осуществление мероприятий Программы обеспечивается за счет следующих источников финансирования:
средства краевого бюджета - 152004,0 тыс. рублей;
средства федерального бюджета - 132300,0 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 59303,5 тыс. рублей.
Привлечение дополнительных финансовых ресурсов для развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае будет обеспечено за счет участия в конкурсах Минэкономразвития России по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации.
В финансировании реализации отдельных мероприятий будут участвовать муниципальные образования Пермского края (на условиях долевого финансирования).
Кроме того, реализация отдельных мероприятий Программы будет осуществляться при участии внебюджетных финансовых организаций и предприятий. Дополнительно предусматривается привлечение собственных средств субъектов малого и среднего предпринимательства.
Финансирование Программы за счет средств местных бюджетов осуществляется в соответствии с решениями органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края.
VI. Механизм реализации Программы
Достижение основной цели Программы предполагает взаимодействие исполнительных органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления Пермского края, научно-исследовательских и образовательных учреждений, государственных и негосударственных организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и субъектов малого и среднего предпринимательства.
Государственным заказчиком Программы является Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края. Государственный заказчик:
организует разработку подзаконных актов, необходимых для реализации мероприятий Программы;
организует исполнение мероприятий Программы самостоятельно либо с привлечением отраслевых министерств, а также организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
организует оценку эффективности программных мероприятий;
определяет на конкурсной основе исполнителей отдельных мероприятий Программы;
систематически организует мониторинг результатов и эффективности Программы.
В целях организации мониторинга эффективности и востребованности мероприятий Программы Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края издает и распространяет среди муниципальных образований Пермского края "Зачетку предпринимателя".
В целях привлечения средств федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края ежегодно организует подготовку и направление заявок от Пермского края на конкурс по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации.
VII. Организация управления Программой
Общее руководство и координация работ по реализации Программы осуществляется Министерством развития предпринимательства и торговли Пермского края.
Координация исполнения Программы будет осуществляться за счет реализации следующих организационных мероприятий:
системный мониторинг осуществления хода реализации Программы и ее отдельных мероприятий;
формирование ежегодных планов совместных действий с различными заинтересованными структурами исполнительных органов государственной власти Пермского края и исполнителями Программы;
разработка и реализация научного, методического, информационно-технического и организационного обеспечения реализации Программы;
обобщение текущих отчетов исполнителей Программы, анализ полученных результатов с точки зрения выполнения поставленных задач, в случае необходимости подготовка предложений по корректировке мероприятий Программы.
VIII. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы
Оценка эффективности и социально-экономических последствий от реализации Программы основывается на достижении результатов по предлагаемым программным мероприятиям.
Реализация запланированных мероприятий Программы позволит достичь следующих результатов:
ежегодное увеличение численности работающих на малых и средних предприятиях на 3 %;
ежегодное увеличение доли продукции, производимой малыми и средними предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта на 1 %;
ежегодное увеличение заработной платы в субъектах малого и среднего предпринимательства на 10 %;
ежегодный прирост доли среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности всех предприятий на 0,6 %.
Оценка эффективности Программы проводится на основании оценки состояния целевых показателей Программы.
Инструментами оценки эффективности Программы служат:
"Зачетка предпринимателя", позволяющая выявить влияние на показатели субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих в Программе, мероприятий Программы;
ежеквартальные отчеты муниципальных образований о ходе реализации Программы и основных показателях развития малого и среднего предпринимательства.
К концу реализации Программы численность работающих на малых и средних предприятиях увеличится со 129100 до 145300 человек; доля продукции, производимой малыми и средними предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта увеличится с 8,6 % до 12,6 %; средняя заработная плата в субъектах малого и среднего предпринимательства увеличится с 8120,0 до 11900,0 рублей; доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности всех предприятий увеличится с 13,6 % до 15,9 % (см. таблицу 6).
Объем средств на реализацию Программы за счет средств краевого бюджета Пермского края составит 470319,0 тыс. рублей, объем средств, привлеченных из других источников, - 646475,0 тыс. рублей. Таким образом, на каждый рубль, выделенный из бюджета Пермского края, будет дополнительно привлечено 1,37 рубля из прочих источников.
Таблица 6 - Прогнозное значение показателей эффективности реализации Программы
N п/п |
Наименование показателей конечных результатов |
Наименование мероприятий (комплекса мероприятий, подпрограммы), обеспечивающих достижение конечного результата |
Фактическое значение показателя на момент разработки Программы |
Изменение значений показателя по годам реализации Программы |
Целевое значение показателя на момент окончания действия Программы |
|||
2007 год |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
||||
1. |
Доля продукции, произведенной малыми и средними предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта, % |
Программные мероприятия по развитию малого и среднего предпринимательства |
8,6 |
9,6 |
10,6 |
11,6 |
12,6 |
12,6 |
2. |
Численность работников малых и средних предприятий, чел. |
129100 |
132973 |
136962 |
141071 |
145303 |
145303 |
|
3. |
Средняя заработная плата в субъектах малого и среднего предпринимательства, руб. |
8120,9 |
8933,0 |
9826,3 |
10800,0 |
11900,0 |
11900,0 |
|
4. |
Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности всех предприятий, % |
13,6 |
14,1 |
14,7 |
15,3 |
15,9 |
15,9 |
IX. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы в пределах своих полномочий осуществляют Законодательное Собрание Пермского края, Контрольно-счетная палата Пермского края, Правительство Пермского края.
Контроль за реализацией мероприятий, финансируемых из средств краевого бюджета, осуществляет Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
Ежеквартальные отчеты о ходе реализации Программы в муниципалитетах Пермского края представляются в Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края администрациями муниципальных образований Пермского края.
Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края готовит сводный отчет о ходе реализации Программы за прошедший год для представления его в установленном порядке в Законодательное Собрание Пермского края.
Система контролируемых показателей устанавливается в соглашениях с муниципальными образованиями Пермского края, заключаемых Министерством развития предпринимательства и торговли Пермского края с органами местного самоуправления Пермского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.