Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Закону Пермского края
от 13 марта 2007 г. N 15-ПК
Краевая целевая программа
"Семья и дети Пермского края на 2007 - 2010 годы"
7 сентября 2007 г., 7 июля 2009 г.
Об утверждении Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края на реализацию мероприятия краевой целевой программы "Семья и дети Пермского края на 2007-2010 годы" в сфере образования см. постановление Правительства Пермского края от 8 сентября 2009 г. N 609-п
Законом Пермского края от 7 июля 2009 г. N 453-ПК в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
I. Паспорт Программы
Наименование Программы |
Семья и дети Пермского края на 2007 - 2010 годы |
Основание разработки Программы (наименование, дата и номер соответствующего нормативного акта) |
Закон Пермского края от 16.02.2006 N 2891-653 "Об областной целевой программе "Семья и дети Прикамья на 2006 - 2010 годы" Закон Коми-Пермяцкого автономного округа от 26.10.2005 N 95 "Об утверждении окружной целевой программы "Семья и дети Пармы" на 2006 - 2008 годы" |
Государственный заказчик Программы |
Правительство Пермского края |
Основные разработчики Программы |
Аппарат Правительства Пермского края, исполнительные органы государственной власти края, администрация Коми-Пермяцкого округа |
Руководитель Программы |
Заместитель председателя Правительства края |
Исполнители Программы |
Аппарат Правительства Пермского края, министерства: образования, социального развития, здравоохранения, культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций края, Агентство по спорту и физической культуре края, Агентство по управлению социальными службами Пермского края, Агентство по управлению имуществом Пермского края, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов края |
Участники Программы |
Организации и учреждения различных форм собственности, организационно-правовых форм, выполняющие государственный заказ на конкурсной основе, привлекаемые по договору к реализации программных мероприятий |
Перечень подпрограмм |
Право ребенка на жизнь и здоровье Право ребенка на семью Право ребенка на развитие и сохранение индивидуальности |
Цель Программы |
Улучшение комплексных показателей здоровья и развития детей, снижение уровня социального сиротства в Пермском крае |
Задачи Программы |
Создание законодательных, организационно-управленческих, технологических, кадровых, материально-технических условий для построения эффективной системы профилактики нарушений физического и социального здоровья и развития детей в Пермском крае, повышения социального статуса семей с детьми в Пермском крае |
Важнейшие целевые показатели Программы |
Доля детей, имеющих нарушения здоровья, от общей численности детей Уровень детской инвалидности Количество семей, находящихся в социально опасном положении Доля повторно выявленных безнадзорных детей от общего количества безнадзорных детей Доля несовершеннолетних, устроенных на работу или учебу, от общего числа необучающихся и неработающих детей Количество несовершеннолетних, повторно совершивших преступления Численность вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семьи, от вновь выявленных Доля выявленных одаренных детей от общего количества школьников Доля детей, ставших победителями и призерами окружного, российского, международного уровней, от общего количества детей, получающих дополнительное образование (в т.ч. музыкальных школ и школ искусств) Сокращение бюджетных расходов |
Сроки и этапы реализации Программы |
2007 - 2010 годы I этап - 2007 - 2008 годы II этап - 2009 - 2010 годы |
Общая стоимость Программы с расшифровкой по годам и источникам финансирования |
Общая потребность финансового обеспечения из бюджета края на 2007 - 2010 годы - 331927 тыс. рублей на реализацию мероприятий Программы, в том числе: в 2007 г. - 78535 тыс. рублей, в 2008 г. - 80231 тыс. рублей, в 2009 г. - 84136 тыс. рублей, в 2010 г. - 89025 тыс. рублей. Дополнительные источники финансирования: средства из федерального бюджета (федеральная целевая программа "Дети России"), местных бюджетов, финансирование по грантам российских и зарубежных фондов, привлеченные средства |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Создание системы профилактики нарушений прав детей на сохранение здоровья, воспитание в семье и благоприятное развитие Создание современной нормативной базы, адекватной целям и задачам Программы Создание эффективной системы управления социальными процессами в сфере семьи и детства Обеспечение приоритетности профилактической направленности мероприятий над прямыми затратными мерами, что позволит минимизировать и сделать более эффективной систему финансирования Создание системы привлечения новых агентов на рынок социальных услуг для семьи и детей из негосударственного сектора, большая доступность рынка предоставляемых услуг Создание эффективной кадровой и материально-технической базы, адекватной целям и задачам Программы Снижение на 1 % материнской, на 0,7 % перинатальной и на 0,3 % младенческой смертности Снижение на 10 % темпов роста общей заболеваемости (2005 г. - 88 %) и на 0,6 % - инвалидизации детей на 1000 детского населения (2005 г. - 18,8 %) Уменьшение на 25 % доли семей, находящихся в социально опасном положении (по отношению к 2005 г. - 10740 чел.) Снижение на 6 % доли социальных сирот среди выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Рост числа устроенных в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (от вновь выявленных), на 10 % (2005 г. - 72 %) Снижение численности вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 23 % (к уровню 2005 г. - 4169 чел.) Увеличение на 11 % доли несовершеннолетних, устроенных на работу и обученных, к общему числу неработающих и необучающихся детей (2005 г. - 19 %) Снижение на 15 % численности несовершеннолетних, ранее совершивших преступления (2005 г. - 1071 чел.) Увеличение численности выявленных одаренных детей на 3,5 % (2005 г. - 2,5 %) Сокращение бюджетных расходов на 400,2 млн. рублей |
Организация контроля за реализацией Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляют Законодательное Собрание Пермского края, Правительство Пермского края, Контрольно-счетная палата Пермской области |
По-видимому, в тексте таблицы допущена опечатка. Дату Закона N 2891-653 следует читать как "от 09.03.2006"
II. Общие положения
Краевая целевая программа "Семья и дети Пермского края на 2007 - 2010 годы" (далее - Программа) определяет комплекс целей, задач и приоритетов региональной политики на ближайшую и среднесрочную перспективу по обеспечению базовых, гарантированных от рождения прав детей на жизнь, здоровье, воспитание в семье и индивидуальное развитие.
Программа разработана в соответствии с основными международными, федеральными и региональными правовыми документами, отражающими проблемы и задачи охраны прав семьи и детства.
III. Содержание проблемы, необходимость ее решения программными средствами
Программа разработана в развитие областных целевых программ "Дети Прикамья", "Семья и дети Прикамья", окружной программы "Семья и дети Пармы", которые последовательно реализуются с 1992 года по настоящее время.
Эти целевые программы позволили создать эффективный межведомственный государственный и общественный механизм системного влияния на социальные проблемы семьи и детей Пермского края.
О результативности программ свидетельствуют следующие показатели:
снижен показатель материнской смертности до 20,0 _ на 100 тыс. живорожденных (2002 г. - 23,7; 2003 г. - 36,7; 2004 г. - 9,93; показатель по Российской Федерации за 2005 г. - 25,7);
снижен показатель перинатальной смертности до 10,3 _ (2002 г. - 11,9; 2003 г. - 10,5; 2004 г. - 10,2; показатель по Российской Федерации за 2005 г. - 11,0);
снижен показатель младенческой смертности до 11,4 _ (2002 г. - 13,9; 2003 г. - 13,9; 2004 г. - 11,9; показатель по Российской Федерации за 2004 г. - 11,6);
уменьшилось количество детей-инвалидов, численность которых в 2005 году составила 10492 человека (2002 г. - 13082; 2003 г. - 12909; 2004 г. - 10986);
увеличен показатель семейного устройства детей в 2005 году до 16450 человек (2002 г. - 12153; 2003 г. - 13709; 2004 г. - 15430);
создана комплексная система учреждений социальной поддержки семей и детей;
уменьшилось на 5,8 % количество безнадзорных детей, на 24,8 % - количество семей с детьми, находящихся в социально опасном положении;
увеличилось количество детей - участников всероссийских и международных олимпиад и конкурсов, расширилась география их участия, что позитивно влияет на формирование положительного имиджа Пермского края.
Вместе с тем наряду с позитивными изменениями в Пермском крае продолжают нарастать следующие негативные тенденции:
снижение доли здоровых детей, особенно в экологически неблагоприятных территориях, рост числа хронических заболеваний, патологий и рост инвалидности детского населения (показатель общей заболеваемости детей в возрасте от 0 до 17 лет в 2005 году увеличился и составил 2314,4 на 1000 детей соответствующего возраста (2002 г. - 2118,7; 2003 г. - 2083,3; 2004 г. - 2134,8);
сохранение стабильно высокой численности вновь выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2003 г. - 4138 человек; 2004 г. - 4237 человек; 2005 г. - 4169 человек);
сохранение высокого процента "социальных сирот" в структуре выявленных детей-сирот (2001 г. - 76 %; 2002 г. - 81 %; 2003 г. - 83 %; 2004 г. - 81 %; 2005 г. - 78 %);
сохранение высокого уровня подростковой преступности и бродяжничества (ежегодный прирост числа несовершеннолетних, ранее совершивших преступления, на 6 % в год; ежегодный прирост числа детей, находящихся в розыске, на 5 % в год);
высокий уровень суицидальной активности детского населения (2003 г. - 46 и 115, 2004 г. - 53 и 213; 2005 г. - 38 завершенных и 167 суицидальных попыток соответственно);
сохранение высокого процента незанятых несовершеннолетних (неучащихся, неработающих).
Главными недостатками действующей системы управления этими процессами являются:
отсутствие системы целенаправленных государственно-общественных действий по ранней профилактике неблагополучия и кризиса семьи, что ведет к нарушениям физического, психического, социального здоровья и развития детей;
незавершенность работы по созданию эффективной системы вторичной профилактики негативных явлений в детской среде в части обеспечения права детей на семью посредством устройства и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи и на усыновление, а также переноса "центра тяжести" с работы с детьми на эффективные межведомственные технологии по сохранению родной семьи ребенка на разных этапах кризиса;
отсутствие эффективных межведомственных технологий по адаптации выпускников интернатных и исправительно-трудовых учреждений, которые являются основной "группой риска", воспроизводящей неблагоприятные тенденции в детской среде.
Эти недостатки помимо негативных социальных показателей приводят к ежегодной потере экономикой региона сотен миллионов рублей.(1)
Потери возникают в связи с тем, что на мероприятия по ранней профилактике нарушений физического, социального здоровья и развития детей расходуется только 2 % от всех бюджетных средств, направляемых на поддержку семьи и детей в Пермском крае. Вместе с тем на меры, связанные с содержанием детей-сирот в интернатных учреждениях, лечением и реабилитацией детей-инвалидов, жизнеустройством выпускников интернатных учреждений и другие, приходится 76 %.(2)
Данные проблемы невозможно решить без разработки комплекса мер, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам и результатам. В рамках текущего финансирования средства на эти меры не предусматриваются. Их реализация возможна только посредством консолидации всех имеющихся ресурсов.
Перераспределение денежных средств и направление их непосредственно на профилактику нарушений здоровья и развития детей, особенно на раннюю профилактику, приведет к снижению бюджетных расходов на 400,2 млн. рублей за 4 года реализации Программы.
Разработка Программы позволит привлечь дополнительные средства федеральных целевых программ и иных внебюджетных источников.
IV. Основная цель, задачи и структура Программы
Целью Программы является улучшение комплексных показателей здоровья и развития детей, снижение уровня социального сиротства в Пермском крае, оптимизация бюджетных расходов.
Основными задачами являются создание условий (законодательных, организационно-управленческих, экономических, технологических, кадровых, материально-технических) для построения эффективной системы профилактики нарушений физического и социального здоровья и развития детей, повышение социального статуса семей с детьми в крае.
Структура программных мероприятий состоит из трех проблемных блоков, обеспечивающих реализацию основных базовых прав ребенка:
право ребенка на жизнь и здоровье;
право ребенка на семью;
право ребенка на развитие и сохранение индивидуальности.
V. Система программных мероприятий
Система мероприятий Программы содержит конкретные мероприятия, увязанные по срокам, ресурсам и исполнителям, которые направлены на реализацию целей и задач Программы (приложение 2).
Мероприятия подпрограммы "Право ребенка на жизнь и здоровье" направлены на улучшение комплексных показателей физического, психического и социального здоровья детей и обеспечивают реализацию региональных проектов в сфере детства:
"Ранняя профилактика социально опасного положения и социального сиротства";
"Выявление и реабилитация семей и детей, находящихся в социально опасном положении";
"Внедрение восстановительных (ювенальных) технологий в деятельность субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних".
С этой целью предполагается:
внедрение комплексной модели ранней профилактики социально опасного положения и социального сиротства в систему здравоохранения, образования, молодежной политики, социальной защиты населения;
реализация мероприятий, направленных на улучшение качества предоставляемых профилактических услуг;
обучение специалистов, участвующих в реализации детских проектов; создание условий для организации их новой деятельности; экспертно-методическое сопровождение реализации региональных проектов в сфере детства; разработка критериев оценки деятельности, механизмов поощрения специалистов;
обеспечение доступности диагностических медицинских услуг, предупреждающих рождение детей с наследственной и врожденной патологией, оснащение генетических консультаций;
материально-техническое обеспечение лечебных и диагностических услуг на базе межрайонных и перинатальных центров, детских реанимационных отделений, отделений детской хирургии, детских реабилитационных отделений;
внедрение новых технологий и услуг медицинской, социально-средовой реабилитации детей, не способных к самообслуживанию;
внедрение и сопровождение регионального регистра семей и детей, находящихся в социально опасном положении;
внедрение новых форм и технологий работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.
Подпрограмма "Право ребенка на семью" содержит систему мер, направленных на снижение уровня социального сиротства в Пермском крае и обеспечение реализации региональных проектов:
"Устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи";
"Реструктуризация сети детских домов".
В подпрограмме планируется:
создание регистра персонифицированного учета информации о детях, воспитывающихся в детских домах, в том числе выпускниках детских домов, а также детях, воспитывающихся в приемных, патронатных, опекунских семьях, семейно-воспитательных группах (СВГ);
обеспечение процесса реструктуризации сети детских домов;
создание профессиональных центров по развитию семейно-воспитательных форм устройства детей-сирот, сопровождение их новой деятельности;
внедрение эффективных технологий семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения этих семей; технологий по раннему выявлению, диагностике и вмешательству в кризисные ситуации семьи;
разработка критериев профессиональных компетенций приемных родителей, патронатных воспитателей;
обучение специалистов, участвующих в региональных проектах, их экспертно-методическое сопровождение; создание благоприятных условий для развития их деятельности;
привлечение новых агентов, в том числе и из негосударственного сектора, на рынок социальных услуг для семей с детьми.
Мероприятия подпрограммы "Право ребенка на развитие и сохранение индивидуальности" направлены на создание системы ранней диагностики и поддержки одаренности детей.
С этой целью предполагается осуществить:
создание системы ранней диагностики одаренности и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;
создание специализированных учреждений для одаренных детей, приобретение оборудования для учреждений, работающих с одаренными детьми;
создание современной материально-технической базы для работы с одаренными детьми;
поддержку участия детей в мероприятиях, сборах, конкурсах, всероссийских, международных соревнованиях, предметных олимпиадах.
VI. Ресурсное обеспечение
Объем финансирования на реализацию Программы определяется ежегодно при формировании бюджета на очередной финансовый год отдельной строкой.
На исполнение приоритетных мероприятий Программы дополнительно планируется привлечь средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию федеральных адресных инвестиционных программ и федеральной целевой программы "Дети России" на 2003 - 2006 и последующие годы.
За счет размещения государственного социального заказа и проведения краевых и муниципальных конкурсов планируется привлечь не менее 30 % финансовых ресурсов общественных и коммерческих организаций от выделенных на эти цели краевых средств.
Оборудование или финансовые ресурсы на реализацию мероприятий Программы будут передаваться муниципалитетам на условиях софинансирования на основании ежегодно формируемых заявок, которые направляются исполнителям Программы, и на конкурсной основе.
Источник финансирования |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Всего за 2007 - 2010 годы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Краевой бюджет, тыс. рублей |
78535 |
80231 |
84136 |
89025 |
331927 |
Федеральный бюджет, тыс. рублей(1) |
20000 |
22000 |
28000 |
29000 |
99000 |
Местный бюджет, тыс. рублей(2) |
33000 |
32000 |
30000 |
32000 |
127000 |
Средства других источников, тыс. рублей |
25535 |
26231 |
26136 |
28025 |
105927 |
Итого привлечено средств |
78535 |
80231 |
84136 |
89025 |
331927 |
Средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа ежегодно предусматриваются в Плане развития общественной инфраструктуры регионального значения Пермского края, утверждаемом законом Пермского края, в размерах:
2007 год - 151 250 тыс. рублей;
2008 год - 151 250 тыс. рублей;
2009 год - 151 250 тыс. рублей;
2010 год - 151 250 тыс. рублей;
Всего: 605 000 тыс. рублей.
VII. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком-координатором Программы является Правительство Пермского края.
Исполнителями Программы являются исполнительные органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов, являющиеся получателями бюджетных средств, с которыми исполнители заключают на конкурсной основе государственные контракты (договоры) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Участниками Программы являются организации и учреждения различных форм собственности, организационно-правовых форм, выполняющие государственный заказ на конкурсной основе, привлекаемые по договору к реализации программных мероприятий.
В ходе реализации Программы государственный заказчик Программы обеспечивает координацию деятельности исполнителей Программы, исключающую дублирование программных мероприятий.
Исполнители Программы осуществляют в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению мероприятий соответствующих подпрограмм.
VIII. Организация управления и контроль за реализацией Программы
Оперативное управление реализацией Программы осуществляет руководитель Программы, который наделяется необходимыми полномочиями.
Руководитель Программы несет ответственность за своевременную и качественную организацию реализации Программы, сбор, обобщение и анализ сводной финансовой и статистической информации, а также координирующее взаимодействие деятельности субъектов, участвующих в реализации программных мероприятий.
Текущее управление реализацией Программы и контроль за ее реализацией осуществляются в соответствии с Законом Пермской области от 05.02.2003 N 620-120 "Об областных целевых программах".
Заказчик Программы обобщает и анализирует результаты реализации отдельных этапов и Программы в целом с точки зрения достижения программных целей, совместно с исполнителями Программы осуществляет подготовку и представление в установленном порядке справочно-аналитической информации и ежегодных докладов о ходе реализации мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств.
Текущий контроль за своевременностью и качеством выполнения мероприятий Программы осуществляют исполнители Программы.
Контроль за исполнением Программы, целевым и эффективным использованием средств бюджета и иных источников осуществляется Законодательным Собранием Пермского края, Контрольно-счетной палатой Пермской области, уполномоченными исполнительными органами государственной власти в соответствии с действующим законодательством.
IX. Оценка эффективности реализации программы
Результаты реализации Программы будут выражаться в улучшении социально-демографических показателей (младенческая, материнская и перинатальная смертность, здоровье детей) и показателей развития детей (одаренные дети), а также снижении численности групп риска (семьи и дети, находящиеся в социально опасном положении, дети-инвалиды, неучащиеся и неработающие дети, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), воспроизводящих социальные девиации (преступность, наркомания, суициды и т.д.).
Оценка показателей будет производиться на основании мониторинга результативности Программы, ежегодных информационно-аналитических материалов "О положении детей в Пермском крае", результатов деятельности по проектам.
(1) Расчет произведен Пермской гражданской палатой/см. Реформирование системы профилактики социального сиротства в Пермской области/сб. мат. по итогам реализации социального проекта. Пермь, 2004. С. 4.
(2) Расчет произведен Высшей школой экономики/см. Отчет о научно-исследовательской работе/Центр прикладной экономики Высшей школы экономики. Пермь, 2004. С. 48.
(1) Объемы финансирования будут ежегодно уточняться при формировании федерального бюджета.
(2) Органы местного самоуправления являются исполнителями мероприятий Программы по направлениям, которые осуществляются на условиях софинансирования на конкурсной основе. Объемы финансовых средств, привлекаемых органами местного самоуправления, ежегодно уточняются при формировании местных бюджетов.
<< Статья 5 Статья 5 |
Приложение 2. >> Перечень программных мероприятий |
|
Содержание Закон Пермского края от 13 марта 2007 г. N 15-ПК "О краевой целевой программе "Семья и дети Пермского края на 2007... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.