Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Пермского края
от 3 сентября 2012 г. N 88-ПК
Отчет
об исполнении краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы"
Краевая целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы" (далее - Программа) утверждена Законом Пермского края от 07.12.2006 N 33-КЗ (далее - Закон). В Программу были внесены изменения и дополнения законами Пермского края от 06.03.2007 N 14-ПК, от 26.12.2007 N 181-ПК, от 04.06.2008 N 253-ПК, от 30.12.2008 N 367-ПК, от 30.06.2009 N 449-ПК, от 04.02.2010 N 583-ПК.
I. Сравнительный анализ ситуации до принятия Программы и после ее завершения
В мае 2006 года постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. Одним из условий участия субъектов Российской Федерации в указанной подпрограмме является наличие в субъекте региональной программы по обеспечению жильем молодых семей, приведенной в соответствие с федеральными правилами и условиями.
В целях участия Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, а также в продолжение областной целевой программы по обеспечению жильем молодых семей в Пермской области разработана Программа до 2010 года.
Нерешенная жилищная проблема молодых семей является основным фактором отказа от рождения второго ребенка, в результате чего происходит сокращение среднего размера семьи. В сложившихся экономических условиях, при отсутствии перспектив получения жилья, возможен также отказ от рождения первого ребенка, в то время как целевая демографическая политика по отношению к молодежи должна способствовать повышению рождаемости.
При исследовании проблемы на момент принятия Программы было установлено, что обеспеченность собственным жильем молодых семей Пермского края составляет менее 30% от общего числа молодых семей, улучшить жилищные условия стремятся более 70% семей.
Реализация мероприятий Программы - положительный опыт применения мер государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы, улучшения демографической ситуации в Пермском крае и стимулирования сознательного трудоустройства молодых граждан. Об этом свидетельствуют результаты по итогам реализации мероприятий Программы:
1. Оказание государственной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы: за период реализации Программы 5367 молодым семьям предоставлены социальные выплаты для приобретения (строительства) жилья.
2. Улучшение демографической ситуации в Пермском крае: к началу 2011 года суммарный коэффициент рождаемости в Пермском крае составил 1,65 (план 2010 года), что на 0,31 больше, чем на момент принятия Программы.
3. Стимулирование сознательного трудоустройства молодых граждан: для улучшения жилищных условий молодыми семьями - участниками Программы привлечено около 2,4 млрд. рублей собственных и (или) заемных средств.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю, число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на начало 2010 года составило более 77 тысяч, около 16 тысяч семей (20,8%) - молодые семьи, из них около 15 тысяч семей стали участниками Программы.
II. Оценка степени достижения целей и задач Программы
Целями Программы являлись развитие системы оказания государственной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы путем предоставления молодым семьям социальных выплат для приобретения (строительства) жилья, улучшение демографической ситуации в Пермском крае и стимулирование сознательного трудоустройства молодых граждан.
Достижение указанных целей обеспечивалось решением следующих основных задач:
обеспечение первичной финансовой поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) отдельного благоустроенного жилья;
стимулирование накопления молодыми семьями собственных денежных средств для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья;
привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов для содействия молодым семьям в приобретении (строительстве) благоустроенного жилья на долгосрочную перспективу;
совершенствование правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки с целью обеспечения жильем молодых семей;
пропагандирование новых приоритетов демографического поведения молодого населения, связанных с укреплением семейных отношений и многодетностью;
оказание за счет средств краевого бюджета поддержки муниципальным районам и городским округам, привлекающим для решения целей Программы финансовые ресурсы путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования.
В результате реализации программных мероприятий по обеспечению первичной финансовой поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) отдельного благоустроенного жилья за период действия Программы социальные выплаты на указанные цели предоставлены 5367 молодым семьям.
В период действия Программы молодые семьи, подавшие заявку на участие в Программе и ожидающие своей очереди на получение социальной выплаты, были напрямую заинтересованы в накоплении собственных денежных средств для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья.
Кроме того, участники Программы, получившие свидетельство на право получения социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (далее - свидетельство), помимо использования собственных финансовых средств зачастую прибегали к привлечению дополнительных инвестиционных ресурсов, таких, как ипотечные кредиты или займы.
За период действия Программы усовершенствованы правовые, финансовые и организационные механизмы оказания государственной поддержки путем разработки методических рекомендаций и инструкций для муниципальных образований Пермского края. Это позволило сократить сроки перечисления социальных выплат на счета участников Программы с момента поступления в органы местного самоуправления документов на оплату.
Следует отметить, что в период действия Программы устанавливались различные категории молодых семей, которые имели приоритетное право на получение социальных выплат. К таким приоритетным категориям, в частности, относились и многодетные семьи.
Также условия Программы предусматривали предоставление молодым семьям дополнительных социальных выплат в размере 5% от расчетной (средней) стоимости жилья при рождении (усыновлении) детей в период действия свидетельства.
Таким образом, реализация Программы способствовала стимулированию рождения детей в благополучных семьях Пермского края.
Мероприятия по оказанию за счет средств краевого бюджета поддержки муниципальным районам и городским округам края, привлекающим для решения целей Программы финансовые ресурсы путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования, привели к увеличению числа муниципальных образований Пермского края, желающих участвовать в реализации Программы. Так, в 2010 году приняли участие в Программе 44 муниципальных образования Пермского края, в то время как в 2007 году только 30.
В целях освещения информации о ходе реализации Программы регулярно осуществлялась деятельность по информационному сопровождению Программы путем выступлений на местном телевидении, опубликования тематических статей в местных газетах и прямого консультирования молодых семей. Также в период действия Программы актуальная информация об условиях участия в Программе размещалась на официальном сайте Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края и на сайте молодежного информационного портала "Все свои".
С учетом вышеизложенного поставленные Программой цели в ходе ее реализации были достигнуты.
III. Оценка уровня выполнения программных мероприятий в целом по исполнителям и участникам Программы
Распорядителем бюджетных средств, выделяемых на финансирование Программы, являлось Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края.
Реализация Программы представляла собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей конкретных мероприятий, направленных на достижение намеченных результатов.
Исполнителями Программы являлись Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края и органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Пермского края.
Участники Программы - молодые семьи, соответствующие установленным Программой условиям.
Взаимодействие Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края и органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Пермского края с участниками Программы осуществлялось путем заключения договоров и соглашений, выдачи свидетельств, сопровождения сделок купли-продажи жилья, консультирования молодых семей в процессе реализации выданных свидетельств, а также перечисления социальных выплат на счета участников Программы.
Формирование списков молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году производилось в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, а также с правилами и условиями, установленными Программой.
Организация контроля за реализацией Программы осуществлялась Законодательным Собранием Пермского края, Правительством Пермского края, администрацией Коми-Пермяцкого округа, Контрольно-счетной палатой Пермского края.
Результаты исполнения мероприятий Программы приведены в приложении 2 к настоящему отчету.
IV. Сравнительный анализ финансовых затрат на реализацию Программы
Общий объем финансирования Программы определен в сумме 8 326 793,1 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 1209780,4 тыс. рублей;
за счет средств краевого бюджета - 1679112,7 тыс. рублей;
за счет средств местного бюджета - 418600,0 тыс. рублей;
за счет средств внебюджетных источников - 5019300,0 тыс. рублей.
Фактически израсходовано на выполнение мероприятий 5286385,6 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 986631,9 тыс. рублей;
за счет средств краевого бюджета - 1491751,2 тыс. рублей;
за счет средств местного бюджета - 364980,0 тыс. рублей;
за счет средств внебюджетных источников - 2443022,5 тыс. рублей.
Привлечение средств федерального бюджета в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы осуществлялось ежегодно в установленном порядке в соответствии с конкурсными процедурами, проводимыми на федеральном уровне.
За период реализации Программы привлечено 986631,9 тыс. рублей средств федерального бюджета, что составило 81,6% от запланированного объема.
Следует отметить, что в 2008 и 2009 годах Пермский край был лидером среди субъектов Российской Федерации по привлечению средств федерального бюджета, привлечение средств составило 388506,3 тыс. рублей и 360486,9 тыс. рублей соответственно.
Средства краевого бюджета освоены в объеме 1491751,2 тыс. рублей, что составило 88,8%. Причиной неполного освоения средств краевого бюджета стало непредставление молодыми семьями свидетельств к оплате в установленный Программой срок.
Привлечение средств местного бюджета составило 364980,0 тыс. рублей, или 87,2%. Причинами явились низкие финансовые возможности бюджетов муниципальных образований края выделять средства на реализацию Программы.
Средства внебюджетных источников составили 2443022,5 тыс. рублей, или 48,7% от запланированных объемов. Анализ привлечения молодыми семьями - участниками Программы собственных или заемных средств для приобретения (строительства) жилья показал, что около 16,5% семей, получивших социальную выплату, приобрели жилье только за счет бюджетных средств.
Сводные финансовые затраты с расшифровкой по мероприятиям и годам приведены в приложении 1 к настоящему отчету.
V. Оценка уровня достижения показателей эффективности Программы
Значения показателей эффективности Программы приведены в приложении 3 к настоящему отчету.
Таблица, приведенная в приложении 3 к настоящему отчету, составлена в соответствии с таблицей 3 в Программе "Оценка эффективности реализации Программы". Достигнутые значения показателей эффективности оцениваются по отношению к плановым на соответствующий год реализации Программы.
1. Анализ показателей количества молодых семей, улучшивших жилищные условия в рамках Программы
Итоги реализации Программы показывают, что показатель количества молодых семей, улучшивших жилищные условия в рамках Программы, достигнут на уровне 5367 молодых семей, что на 22,4% меньше запланированного объема.
Вместе с тем при анализе количества молодых семей, улучшивших жилищные условия в рамках реализации Программы, следует обратить внимание на динамику изменения данного показателя.
В 2007 году плановое значение показателя было установлено на уровне 914 молодых семей, фактически улучшили жилищные условия 819 семей, или 89,6%. При этом общее число выданных молодым семьям свидетельств составило 978, из которых 159 не предъявлены к оплате в установленный Программой срок.
В 2008 году ввиду значительного роста стоимости 1 квадратного метра жилья (в 2,1 раза) молодым семьям было выдано 1435 свидетельств из 2000 запланированных. Фактически улучшили жилищные условия 1375 молодых семей. Государственная поддержка не была предоставлена 60 молодым семьям ввиду непредставления документов к оплате в установленный Программой срок.
По итогам реализации Программы в 2009 году достигнуты высокие показатели. Так, число молодых семей, улучшивших жилищные условия, составило 2299 молодых семей, что на 15% больше от запланированного числа семей.
В 2010 году 874 молодых семьи смогли воспользоваться государственной поддержкой для приобретения (строительства) собственного благоустроенного жилья.
Основными причинами отклонения фактического показателя от планового явились:
1. Повышение стоимости 1 квадратного метра жилья в период с 2007 по 2010 год.
В соответствии с условиями Программы расчет размера социальной выплаты напрямую зависел от стоимости 1 квадратного метра жилья, применяемой в соответствии с условиями Программы для расчета размера социальной выплаты.
На момент принятия Программы в IV квартале 2006 года стоимость 1 квадратного метра составляла 16500 рублей, в аналогичном периоде 2007 года - 27350 рублей за 1 кв.м, в 2008 году - 35100 рублей за 1 кв.м, в 2009 году - 33600 рублей за 1 кв.м, в 2010 году - 28400 рублей за 1 кв.м. К концу 2010 года общий рост стоимости 1 квадратного метра жилья увеличился в 1,7 раза по сравнению с началом действия Программы.
2. Отсутствие у молодых семей собственных средств и возможности привлечения заемных средств для приобретения (строительства) жилья в связи с мировым финансовым кризисом 2008 года.
Молодые семьи, получившие свидетельства на право получения социальной выплаты и не представившие их к оплате в установленный срок, объясняют это затруднительным финансовым положением.
3. Длительный срок для предъявления свидетельства к оплате.
Срок действия свидетельства составляет 9 месяцев. Бюджетные средства всех уровней, предусмотренные на реализацию Программы, осваивались по мере предъявления молодыми семьями свидетельств к оплате.
2. Анализ показателей объема средств консолидированного бюджета, направленных на решение жилищных проблем молодых семей
Информация об объемах финансирования и фактическом расходовании средств приведена в разделе IV.
Освоение бюджетных средств всех уровней, направленных на реализацию Программы, составило 86%.
3. Анализ показателей объема внебюджетных средств, направленных на решение жилищных проблем молодых семей
За период реализации Программы привлечение внебюджетных средств в жилищную сферу было предусмотрено в размере 5019300,0 тыс. рублей.
Фактическое использование молодыми семьями собственных и (или) заемных средств составило 2443022,5 тыс. рублей (48,7%).
Достижение данного показателя на указанном уровне объясняется прямой зависимостью его от количества молодых семей, улучшивших жилищные условия в рамках реализации Программы. Также рыночная стоимость 1 квадратного метра жилья превышала расчетную в 2-2,5 раза, и размер предоставляемой социальной выплаты составлял 15-20% от стоимости жилья. Многие молодые семьи старались найти дешевое жилье стоимостью, минимально превышавшей размер предоставляемой социальной выплаты.
Итого 884 молодые семьи (16,5% семей от общего числа получивших социальную выплату) приобрели (построили) жилье за счет средств социальной выплаты, не привлекая собственные и (или) заемные средства.
4. Анализ показателей площади жилья, приобретенного (построенного) в рамках реализации Программы
Одним из показателей оценки эффективности реализации Программы является общая площадь жилья, приобретенного (построенного) в рамках реализации Программы.
К окончанию действия Программы планировалось, что молодые семьи приобретут (построят) 373400,0 квадратных метров жилья. Фактическая величина данного показателя составила 278377,5 квадратного метра, что на 25,4% меньше запланированного объема.
Достижение данного показателя на указанном уровне объясняется прямой зависимостью его от количества молодых семей, улучшивших жилищные условия в рамках реализации Программы. Причины указаны в разделе V.
5. Анализ показателей рождаемости в молодых семьях, улучшивших жилищные условия
В период реализации Программы в молодых семьях, улучшивших жилищные условия, родились 625 детей, что составляет 96,9% от планового показателя.
По оценке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю, за последние десять лет рождаемость в Пермском крае носила неустойчивый характер. С 2006 по 2010 год наблюдается увеличение числа родившихся детей. Так, коэффициент рождаемости на 1000 человек населения увеличился с 11,0 до 14,1 промилле.
Несмотря на уменьшение количества молодых семей, улучшивших жилищные условия в рамках Программы, с учетом положительной тенденции роста рождаемости в Пермском крае отклонение от планового показателя составило всего 3,1%.
Мониторинг рождаемости в молодых семьях осуществлялся ежеквартально на основании данных, представляемых муниципальными образованиями Пермского края.
Также в период реализации Программы осуществлялись мероприятия по предоставлению молодым семьям дополнительных социальных выплат за счет средств краевого бюджета в размере 5% от расчетной (средней) стоимости жилья при рождении (усыновлении) детей.
Всего за период реализации Программы было предоставлено 60 таких дополнительных социальных выплат.
Следует отметить, что в период с 2007 по 2010 год число детей, рожденных в семьях, состоящих на учете для участия в Программе и не получивших свидетельства на право получения социальной выплаты до окончания действия Программы, составило 7750.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.