Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания
Пермского края
от 15 ноября 2012 г. N 522
Концепция
долгосрочной целевой программы "Привлечение и закрепление медицинских кадров в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Пермского края на 2013-2015 годы"
См. Долгосрочную целевую программу "Привлечение и закрепление медицинских кадров в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Пермского края на 2013-2015 годы", утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 30 ноября 2012 г. N 1376-п
Введение
Концепция долгосрочной целевой программы "Привлечение и закрепление медицинских кадров в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Пермского края на 2013-2015 годы" (далее - Концепция) определяет комплекс целей и задач по обеспечению притока в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения Пермского края (далее - учреждения здравоохранения) медицинских работников.
Концепция разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" и требованиями Закона Пермского края от 02.04.2010 N 598-ПК "О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края", постановления Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. N 63-п "О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ".
Концепция является основой для разработки долгосрочной целевой программы "Привлечение и закрепление медицинских кадров в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения Пермского края на 2013-2015 годы" (далее - Программа).
1. Обоснование необходимости и целесообразности решения задачи программно-целевым методом
Дальнейшее совершенствование государственной политики в сфере здравоохранения, направленной на сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Пермского края.
Уровень качества системы здравоохранения зависит от многих факторов: состояния материально-технической базы, финансово-экономических условий функционирования учреждений здравоохранения, однако в первую очередь определяется уровнем укомплектованности, профессиональной подготовки и квалификации специалистов.
В Пермском крае значительные средства выделяются на улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения, активно внедряются новые технологии, имеется позитивная динамика демографических показателей.
При этом серьезное негативное влияние на деятельность в сфере здравоохранения оказывают растущий дефицит медицинских работников и снижение укомплектованности ими учреждений здравоохранения. Это уже сейчас приводит к снижению доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи, особенно в сельской местности, а также невозможности выполнения стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи.
Показатель обеспеченности врачами учреждений здравоохранения на 31.12.2011 года составил 36,2 на 10 тысяч населения при показателе по Российской Федерации - 44,1.
Штатная численность медицинских работников в учреждениях здравоохранения составляет: врачей - 15942,75 должностей, средних медицинских работников - 33747,25 должностей. Из них количество физических лиц, замещающих штатные должности врачей, составляет 9539 человек (укомплектованность составляет 90,16%; коэффициент совместительства - 1,51), замещающих штатные должности средних медицинских работников составляет 23462 человека (укомплектованность составляет 92,97%; коэффициент совместительства - 1,34).
Анализ укомплектованности врачами учреждений здравоохранения показал значительные различия в разрезе муниципальных образований Пермского края (приложение 1 к Концепции).
По основным специальностям в соответствии с номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. N 210н, имеется дефицит медицинских работников (приложение 2 к Концепции).
В некоторых муниципальных образованиях Пермского края врачи по ряду специальностей отсутствуют. Высока вторичная занятость среди врачей, оказывающих экстренную медицинскую помощь при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента (коэффициент совместительства врачей-трансфузиологов - 3,7; врачей скорой медицинской помощи - 2,08; врачей-токсикологов и врачей-анестезиологов-реаниматологов - 1,85).
Анализ кадрового состава учреждений здравоохранения по возрастному критерию свидетельствует о росте доли медицинских работников пенсионного возраста (таблица 1).
Таблица 1 - Распределение медицинских работников по возрастным группам (по состоянию на 31.12.2011)
|
Врачи |
Средние медицинские работники |
||
человек |
% от числа в целом |
человек |
% от числа в целом |
|
Численность медицинских работников старше 60 лет |
1929 |
20,2 |
2843 |
12,1 |
Численность медицинских работников в возрасте 51-60 лет |
1452 |
15,2 |
2134 |
9,1 |
Сохраняется отрицательный баланс динамики численности медицинских работников. Это связано в первую очередь с тем, что количество выбывших медицинских работников по причине прекращения трудовой деятельности в учреждениях здравоохранения в связи с достижением пенсионного возраста не восполняется приходом молодых специалистов, в том числе выпускников медицинских учреждений высшего и среднего профессионального образования (таблицы 2, 3).
Таблица 2 - Динамика численности врачей
Год |
Прибыло всего, человек |
Выбыло всего, человек |
2009 |
900 |
1179 |
2010 |
840 |
1062 |
2011 |
999 |
1166 |
Таблица 3 - Динамика численности среднего медицинского персонала
Год |
Прибыло всего, человек |
Выбыло всего, человек |
2009 |
2133 |
2793 |
2010 |
2219 |
2643 |
2011 |
2371 |
2830 |
Кроме того, низкая укомплектованность учреждений здравоохранения медицинскими работниками обусловлена отсутствием жилья и невысокой заработной платой.
Так, не имеют жилья 86% медицинских работников, прибывающих в учреждения здравоохранения, 14% уже работающих.
Уровень среднемесячной номинальной начисленной заработной платы у медицинских работников в 2011 году составил 13940,2 рубля (74,3% от среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников, занятых в экономике Пермского края). При этом низким остается уровень должностных окладов, что, в свою очередь, приводит к широкому распространению вторичной занятости среди медицинских работников (таблица 4).
Таблица 4 - Динамика коэффициента совместительства медицинских работников
Год |
Врачи |
Средние медицинские работники |
2009 |
1,48 |
1,32 |
2010 |
1,48 |
1,32 |
2011 |
1,48 |
1,35 |
Реализуемые в сфере здравоохранения Пермского края мероприятия позволили привлечь и закрепить в учреждениях здравоохранения медицинских работников, но кардинально решить кадровую проблему не удалось.
Для стабилизации и улучшения ситуации требуются дополнительные мероприятия по привлечению медицинских работников в Пермский край.
Таким образом, главными причинами низкого притока, текучести и нарастающего дефицита медицинских работников остаются:
жилищная проблема;
невысокая заработная плата;
отсутствие механизма распределения выпускников медицинских образовательных учреждений;
снижение престижа медицинской профессии.
В ближайшие годы потребность в медицинских работниках будет только нарастать из-за естественного старения населения и миграционных процессов.
Закрепление уже имеющихся медицинских работников и привлечение новых для обеспечения эффективной работы учреждений здравоохранения является важнейшей задачей для Пермского края на период 2013-2015 годов. Очевидно, что это невозможно без решения в том числе жилищной проблемы, профессиональной подготовки и переподготовки медицинских работников.
Для эффективного достижения намеченных целей требуется комплекс мероприятий с участием органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и привлечение средств бюджета Пермского края и муниципальных бюджетов, что требует принятия долгосрочной целевой программы по привлечению и закреплению медицинских работников в учреждениях здравоохранения Пермского края на 2013-2015 годы.
При отборе учреждений здравоохранения для участия в мероприятиях Программы следует использовать следующие критерии: необеспеченность учреждений здравоохранения при оказании населению медицинской помощи медицинскими работниками определенной специальности; неукомплектованность учреждений здравоохранения медицинскими работниками, оказывающими экстренную медицинскую помощь при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; неукомплектованность учреждений здравоохранения медицинскими работниками по другим основным врачебным специальностям.
2. Соответствие предлагаемой к решению задачи приоритетным направлениям социально-экономического развития Пермского края
Разработанная Программа соответствует Стратегии социально-экономического развития Пермского края до 2026 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 1 декабря 2011 г. N 3046, в части повышения эффективности системы здравоохранения Пермского края.
Программа будет направлена на решение проблемы недостаточной укомплектованности медицинскими работниками учреждений здравоохранения.
3. Возможные варианты решения задачи, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения
Возможными вариантами обеспечения притока в учреждения здравоохранения медицинских работников являются:
повышение заработной платы;
решение жилищной проблемы;
решение проблем профессиональной подготовки (переподготовки) медицинских работников.
Повышение уровня заработной платы решается за счет увеличения тарифов на оплату медицинской помощи в рамках Территориальной Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Пермского края медицинской помощи.
Для решения жилищной проблемы и проблемы профессиональной подготовки (переподготовки) медицинских работников был выбран программно-целевой метод.
Обоснованием необходимости применения программно-целевого подхода послужила сложившаяся ситуация с кадровым обеспечением в учреждениях здравоохранения. Основными преимуществами программно-целевого метода являются: реализация механизма государственной поддержки, наличие целевого источника финансирования, создание системы управления и координации работы с возможностью анализа результативности всей совокупности действий по решению данной проблемы. Использование программно-целевого метода направлено на создание условий для привлечения и закрепления медицинских работников в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере здравоохранения в условиях бюджетных ограничений.
Предполагается, что Программой будут:
определены взаимоувязанные мероприятия, стимулирующие привлечение и закрепление в учреждениях здравоохранения медицинских работников в 2013-2015 годах;
привлечены к реализации мероприятий органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края;
предусмотрено для обеспечения ресурсами с учетом эффективного их использования софинансирование мероприятий Программы для муниципальных учреждений здравоохранения в размере 70% за счет средств бюджета Пермского края и в размере 30% за счет средств муниципальных бюджетов от общей потребности ее финансового обеспечения.
Реализация мероприятий Программы позволит укомплектовать медицинскими работниками учреждения здравоохранения не менее 80% от потребности, что с учетом коэффициента совместительства 1,25 обеспечит своевременность, доступность и качество оказания медицинской помощи.
При реализации Программы возможен риск неэффективного расходования средств бюджета Пермского края в случае досрочного расторжения трудового договора по инициативе медицинского работника и невыполнения им принятых на себя обязательств.
4. Предложения по разработчикам и исполнителям Программы
Министерство здравоохранения Пермского края является ответственным за своевременную и качественную разработку Программы и является ответственным исполнителем Программы.
Исполнителями Программы являются Министерство здравоохранения Пермского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.
Участниками Программы являются органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, учреждения здравоохранения.
5. Основные цели и задачи Программы
Основная цель Программы - укомплектовать учреждения здравоохранения медицинскими работниками посредством обеспечения притока в них специалистов с высшим и средним медицинским образованием.
Цель Программы достигается решением следующих задач:
обеспечить учреждения здравоохранения медицинскими работниками по наиболее востребованным врачебным специальностям, в том числе за счет решения жилищной проблемы. Перечень наиболее востребованных врачебных специальностей определяется Правительством Пермского края с учетом предложений органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и государственных краевых учреждений здравоохранения Пермского края;
создать условия для подготовки и профессиональной переподготовки специалистов с высшим и средним медицинским образованием.
Указанные задачи будут реализовываться следующими мероприятиями Программы:
оплата прохождения подготовки в интернатуре (при наличии потребности учреждения здравоохранения в определенной специальности) при установлении обязанности медицинскому работнику отработать в течение 5 лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором;
оплата прохождения подготовки в ординатуре (при наличии потребности учреждения здравоохранения в определенной специальности) при установлении обязанности медицинскому работнику отработать в течение 5 лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором;
оплата профессиональной переподготовки (при наличии потребности учреждения здравоохранения в определенной специальности) при установлении обязанности медицинскому работнику отработать в течение 5 лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором;
частичная компенсация арендной платы по договору аренды (найма) жилья выпускникам медицинских учреждений высшего и среднего профессионального образования; медицинским работникам с высшим медицинским образованием, прибывшим и приступившим к работе в учреждениях здравоохранения из других субъектов Российской Федерации, иностранных государств в соответствии с условиями и в порядке, утвержденными нормативным правовым актом Правительства Пермского края;
частичная компенсация затрат на приобретение (строительство) жилья выпускникам медицинских учреждений высшего профессионального образования; медицинским работникам с высшим медицинским образованием, прибывшим и приступившим к работе в учреждениях здравоохранения из других субъектов Российской Федерации, иностранных государств в соответствии с условиями и в порядке, утвержденными нормативным правовым актом Правительства Пермского края, при установлении обязанности медицинскому работнику отработать в течение 5 лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы, возможные формы и методы оценки ее эффективности
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит укомплектовать учреждения здравоохранения медицинскими работниками по наиболее востребованным специальностям в соответствии с Перечнем, который определяется Правительством Пермского края с учетом предложений органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и государственных краевых учреждений здравоохранения Пермского края до уровня 80% от потребности, что с учетом коэффициента совместительства 1,25 будет достаточно для обеспечения выполнения объемов медицинской помощи в соответствии с Территориальной Программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Пермского края медицинской помощи.
7. Период реализации и основные этапы реализации Программы
Программа будет рассчитана на период с 2013 по 2015 год. Мероприятия Программы не будут иметь разбивки на этапы, мероприятия должны реализовываться в течение всего периода ее действия.
8. Целевые показатели, позволяющие оценивать итоги реализации Программы
Для оценки реализации Программы сформирована система целевых показателей.
Целевые показатели Программы и их динамика по годам отражены в таблице 5.
Таблица 5
Наименование показателя |
31.12.2011 |
31.12.2013 |
31.12.2014 |
31.12.2015 |
Укомплектованность врачами по наиболее востребованным специальностям, (%) |
59,8 |
64,5 |
73,3 |
80 |
Укомплектованность средними медицинскими работниками, (%) |
69,5 |
72,5 |
76,3 |
80 |
Доля привлеченных медицинских работников, оставшихся работать в учреждениях здравоохранения в течение года (% от общего числа прибывших) |
- |
50 |
65 |
80 |
9. Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы с разбивкой по годам, а также обоснование необходимости и целесообразности использования средств бюджета Пермского края
Финансирование Программы будет осуществляться за счет следующих источников: средства бюджета Пермского края, бюджетов органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.
Общая потребность финансового обеспечения Программы из данных источников составляет 295,99 млн. рублей в год.
Плановый объем финансирования Программы за счет средств бюджета Пермского края составляет 209,92 млн. рублей в год.
Плановый объем финансирования Программы за счет средств бюджетов органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края составляет 86,06 млн. рублей в год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.