Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Пермского края
от 25 декабря 2012 г. N 156-ПК
Отчет
об исполнении областной целевой программы "Развитие лесопромышленного комплекса Пермской области на 2004-2010 годы"
Областная целевая программа "Развитие лесопромышленного комплекса Пермской области на 2004-2010 годы" (далее - Программа) утверждена Законом Пермской области от 7 октября 2004 г. N 1617-327. В Программу были внесены изменения и дополнения законами Пермского края от 12 мая 2006 г. N 2989-670, от 5 июля 2007 г. N 64-ПК, от 23 декабря 2008 г. N 374-ПК, от 30 декабря 2008 г. N 369-ПК (ред. 1 июля 2009 г.), от 17 декабря 2009 г. N 560-ПК (ред. 29 ноября 2010 г.), от 4 октября 2010 г. N 693-ПК.
1. Сравнительный анализ ситуации до принятия Программы и после ее завершения
1.1. В 2002 году по объему продукции лесопромышленного производства (около 11,2 млрд. рублей) Пермская область занимала 6-е место среди регионов Российской Федерации. В то же время лесопромышленный комплекс (далее - ЛПК) в Пермской области не занимал приоритетной позиции в общей структуре промышленного производства - на него приходилось от 8 до 8,5% общего объема товарной продукции.
Лесные ресурсы Пермской области составляли 1,1% общей площади лесного фонда России и 1,4% лесов, пригодных для эксплуатации. В численном выражении общий запас лесов составлял 908,31 млн.м3, в том числе возможных для эксплуатации - 724,43 млн.м3, при этом расчетная лесосека - 9,5 млн.м3. Дополнительный лесосырьевой потенциал от рубок промежуточного пользования оценивался в 0,4-0,6 млн.м3.
В силу сложившейся технологии основных деревоперерабатывающих производств 20% (995 тыс.м3) от заготавливаемого в Пермской области сырья оставалось невостребованным, около 10,5% от общего объема заготавливаемой древесины направлялось в отходы. В то же время в регион завозилось до 1000 тыс.м3 древесины (в основном на нужды фанерного и целлюлозно-бумажного производств).
1.2. Основными проблемами, сдерживающими развитие ЛПК Пермской области, были:
дисбаланс между структурой потребления и структурой производства древесного сырья;
нерентабельность большинства предприятий лесопромышленного комплекса в сочетании с высокой степенью изношенности производственного оборудования и отсутствием собственных финансовых ресурсов и возможностей займа внешних финансовых ресурсов для инвестиций в обновление производственных фондов;
низкая доля производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью;
недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры;
недостаточное развитие малых предприятий, занимающихся производством мебели и других продуктов глубокой переработки древесины, производством высококачественных пиломатериалов и стройматериалов из дерева, а также эффективными лесозаготовками и лесным хозяйством;
низкая привлекательность условий труда на большинстве лесозаготовительных предприятий (недостаточный уровень заработной платы, неразвитая социальная инфраструктура территорий);
отсутствие признанных пермскими предприятиями центров компетенции в области технологий и инноваций в ЛПК, а также слабое развитие на территории области сети учреждений высшего профессионального образования, готовящих кадры для ЛПК.
1.3. В целях решения вышеизложенных проблем администрацией Пермской области было принято решение о разработке Программы. Реализация Программы проводилась в два этапа:
первый этап - с 2004 по 2006 год;
второй этап - с 2006 по 2010 год.
1.4. В течение этих периодов на федеральном и региональном уровнях произошли различные изменения, касающиеся развития ЛПК и неучтенные при разработке Программы:
1.4.1. Правительством Российской Федерации было принято несколько важных решений:
принят Лесной кодекс Российской Федерации, введенный в действие Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации";
принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов";
изменены стандарты статистического учета с общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) на общероссийский классификатор по видам экономической деятельности (ОКВЭД).
1.4.2. Произошло объединение Пермской области с Коми-Пермяцким автономным округом. В связи с этим законами Пермского края от 23 декабря 2008 г. N 374-ПК и от 17 декабря 2009 г. N 560-ПК внесены изменения и дополнения в Программу в части финансирования мероприятий.
1.4.3. В целях стимулирования инвестиций в ЛПК в 2008 году были приняты постановление Правительства Пермского края от 4 мая 2008 г. N 88-п и распоряжение председателя Правительства Пермского края от 21 мая 2008 г. N 70-рпп, которыми был утвержден порядок предоставления лесного ресурса без аукциона при условии вложения в модернизацию или в создание нового производства не менее 300 млн. рублей. Причиной принятия данных нормативных правовых актов стала приостановка многих инвестиционных проектов на территории региона: от реализации инвестиционных проектов отказались турецкая компания "Караатлы", финская компания "Руукки Групп", ООО "Кроношпан", ООО "Добрянский лесопромышленный комплекс". Необходимо отметить, что использование данного механизма позволило привлечь в экономику Пермского края за рассматриваемый период более 25 млрд. рублей.
1.5. С целью реализации мероприятий Программы планировалось финансовое обеспечение в сумме 22904,9 млн. рублей, из них:
бюджет области (края) - 370,5 млн. рублей;
федеральный бюджет - 171,0 млн. рублей;
собственные и заемные средства предприятий - 22363, 4 млн. рублей.
1.6. В результате реализации мероприятий Программы Пермскому краю удалось войти в тройку ведущих российских регионов по объему производства лесопромышленной продукции, в том числе благодаря созданию новых предприятий, осуществляющих глубокую переработку древесины, и, как следствие, новых рабочих мест. Увеличение объемов производства в 2005-2008 годах, вызванное благоприятной экономической ситуацией как на внутреннем, так и на внешнем рынках, в значительной мере позволило улучшить финансовое положение ЛПК Пермского края в целом. Однако неустойчивое финансовое положение лесозаготовительных и мелких деревообрабатывающих предприятий сдерживало развитие лесопромышленного комплекса Прикамья в эти годы. Большинство предприятий лесопромышленного комплекса Пермского края являются убыточными или имеют низкий уровень рентабельности. Во многом это объясняется низкой инвестиционной и инновационной активностью предприятий, которые не оказывают существенного влияния на экономику Пермского края.
2. Оценка степени достижения целей и задач Программы
2.1. Основной целью Программы являлось повышение доходов населения Пермской области, рост качества жизни и развитие лесных территорий Пермской области в результате роста конкурентоспособности областного ЛПК.
2.2. Для достижения поставленной цели предусматривалось решение следующих задач:
2.2.1. Повышение конкурентоспособности существующих и создание новых конкурентоспособных предприятий.
Одним из стимулов к созданию новых и модернизации существующих предприятий лесопромышленного комплекса Пермского края в период действия Программы являлось предоставление лесного ресурса без аукциона предприятию, инвестирующему не менее 300 млн. рублей. На момент окончания Программы приняли решение о модернизации своего производства следующие крупные предприятия Пермского края: ОАО "Соликамскбумпром", ООО "Уралбумага", ООО "Пермский фанерный комбинат", ООО "Горнозаводсклеспром", ОАО "Пиломатериалы Красный октябрь". Созданы новые производства на ОАО "Камабумпром" (легкомелованная бумага), ООО "Капитал 3" (гнуто-клееные изделия и фанера), ООО "Пермский ДСК" и ООО "Осенцовский ДОК" (клееный брус). Основные показатели данных проектов приведены в приложении 1 к настоящему отчету.
Также с целью совершенствования сбора, обработки и хранения информации о лесном ресурсе была создана информационная база "Лесные ресурсы Пермского края", содержащая информацию о:
запасах леса на корню (по породам, объемам и качеству), динамике изменения запасов и качества ресурсов в результате тех или иных природных и антропогенных воздействий;
доступности лесных ресурсов;
действующих договорах аренды (площади, сроки действия и объемы производства), о фактическом освоении по сравнению с запланированным;
запланированных лесохозяйственных мероприятиях, проводимых в лесном фонде, и эффективности их проведения.
2.2.2. Развитие инфраструктуры и стимулирование экономического развития в малонаселенных районах Пермского края.
Одной из основных причин, препятствующих увеличению лесопользования, является слабо развитая транспортная сеть в северных районах Пермского края. С целью увеличения объема лесозаготовок Программой предусматривалось построить и реконструировать магистральные лесовозные дороги в общем объеме 1617 км в пределах 8 лесхозов, в том числе на перспективу 2006-2008 годов - 178 км в 3 лесхозах: Чердынском, Красновишерском и Вайском. В конце указанного периода объем заготовок и вывозки по данным дорогам должен был составить 599 тыс.м3 и увеличиться на 312 тыс.м3 по сравнению с 2004 годом. Финансирование строительства магистральных лесовозных дорог осуществлялось из регионального бюджета.
Финансирование мероприятий Программы в части строительства магистральных дорог позволило частично решить вторую задачу - развитие инфраструктуры и стимулирование экономического развития в малонаселенных районах Пермской области.
За период действия Программы за счет средств краевого (областного) бюджета и средств арендаторов лесного фонда построено два мостовых перехода через р. Вишеру в районе п. Вая и через р. Улс в районе п. Золотанка Красновишерского муниципального района, а также мостовой переход через р. Березовую на автомобильной дороге Валай - Вижай Чердынского муниципального района. Построено 12 км автодороги Красный берег - Золотанка, отремонтированы дороги Промысла - Медведка, Медведка - Средняя Усьва, Медведка - Нововильвенский, Кормовище - Кын - Рассоленки, Сюзьва - Галечник, Тимино - Тукачево.
2.2.3. Создание в Пермской области лидирующих в России центров компетенций в области технологий, используемых в лесных кластерах (лесное хозяйство, современные методы лесозаготовок и переработки древесины, производство современного конкурентоспособного оборудования и т.п.), содействие эффективному внедрению технологий на предприятиях, стимулирование инноваций в лесном кластере и создание центров подготовки квалифицированных кадров для предприятий лесопромышленного кластера.
В полном объеме не удалось решить третью задачу по созданию центров компетенций в лесном хозяйстве, лесозаготовке, по созданию центров подготовки кадров для лесопромышленного комплекса. Не выполнены некоторые прогнозные показатели выпуска основных видов лесобумажной продукции. Основными причинами невыполнения являются:
снижение спроса и низкие цены на лесобумажную продукцию на внутреннем и внешнем рынках в период кризиса 2008-2009 годов;
длительная инвестиционная фаза проектов.
3. Оценка уровня выполнения программных мероприятий в целом по исполнителям и участникам Программы
В рамках реализации мероприятий Программы по направлениям были выполнены следующие мероприятия:
3.1. По направлению "Создание условий для привлечения инвестиций в лесопромышленный кластер":
3.1.1. Выполнено обоснование инвестиций организации производства плит МДФ в Пермской области (исполнитель - ОАО "Ураллеспроект").
3.1.2. Сделан вывод о возможности размещения производства плит МДФ на ОАО "Сарсинский деревообрабатывающий комбинат" и ОАО "Пермский домостроительный комбинат". Инвестиционное предложение не реализовано.
3.1.3. Разработано инвестиционное предложение на создание Горнозаводского лесопильно-деревообрабатывающего комбината (исполнитель - ОАО "Ураллеспроект").
В результате проведенных работ было выявлено, что строительство лесопильно-деревообрабатывающего комбината в г. Горнозаводске экономически целесообразно. В 2005 году реализацию проекта по строительству лесопильно-деревообрабатывающего комбината в г. Горнозаводске осуществляло ООО "ГорнозаводскЛесПром". Компанией ОАО "Ураллеспроект" (Пермь) разработан проект "Обоснование инвестиций на строительство лесопильно-деревообрабатывающего комбината в г. Горнозаводске Пермской области" и передан ООО "ГорнозаводскЛесПром" на основании Соглашения о сотрудничестве между Главным управлением природопользования Пермской области и ООО "ГорнозаводскЛесПром" от 17 февраля 2005 г.
В 2008 году создано лесозаготовительное и лесопильное производство с объемом инвестиций 420,0 млн. рублей. Мощность производства - 50,0 тыс.м3 экспортных пиломатериалов, на предприятии работает 300 человек, налоговые поступления в 2010 году в бюджеты всех уровней составили 36,0 млн. рублей, в том числе в краевой бюджет - 11,0 млн. рублей.
3.1.4. Выполнены работы "Корректировка (разработка) технико-экономического обоснования строительства Добрянского бумажного комбината" (исполнитель - ЗАО "ПЕТ-руссланд"). На момент размещения заказа разработано технико-экономическое обоснование на строительство Добрянского бумажного комбината и определено его расположение - г. Добрянка.
ЗАО "ПЕТ-руссланд" провело проектные работы по корректировке разработанного инвестиционного предложения (технико-экономического обоснования (далее - ТЭО) на строительство Добрянского ЦБК с целью приведения его к международным стандартам для привлечения иностранных инвесторов. В течение года были выполнены работы по завершению корректировки ТЭО на строительство Добрянского ЦБК с лабораторной проверкой работоспособности заложенного в ТЭО композиционного состава легкомелованной бумаги.
Выделена площадь 500 га в районе Пермской ГРЭС в Добрянском муниципальном районе. На момент окончания Программы не удалось привлечь инвестора для строительства Добрянского бумажного комбината. Однако материалы испытаний композиционного состава по выпуску легкомелованной бумаги из лиственных пород древесины были переданы инвестору - ОАО "Инвестлеспром", который модернизировал свое производство на ООО "Камабумпром", создав производство по выпуску легкомелованной бумаги. Объем инвестиций составил более 5 млрд. рублей.
3.1.5. Выполнено технико-экономическое обоснование проекта "Строительство фанерного комбината в Пермском крае" (исполнитель - ОАО "Зеленодольское проектно-конструкторское технологическое бюро").
Согласно техническому заданию целью работы является разработка предпроектной документации по трем вариантам размещения предприятия: г. Гремячинск, г. Добрянка, г. Кудымкар - разработать ТЭО по выбранному заказчиком варианту. В результате разработано ТЭО строительства фанерного завода в Добрянской лесоперерабатывающей зоне.
В период с 2006 по 2008 год по проекту "Добрянская лесоперерабатывающая зона" проводились работы компанией ООО "Добрянский лесоперерабатывающий комбинат". ООО "Добрянский ЛПК" были произведены расходы на разработку проектно-сметной документации, аренду земли, сводку леса, планировку площадки, юридическое сопровождение проекта и т.д. - всего на сумму 100,22 млн. рублей.
3.1.6. Выполнены работы по космическому мониторингу состояния лесного фонда (исполнитель - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пермский государственный университет"). Целью данной научно-исследовательской работы является информационное обеспечение Правительства Пермского края по вопросам состояния лесных ресурсов и создания системы спутникового навигационного мониторинга и контроля за состоянием лесных массивов для получения данных о состоянии среды.
3.1.7. Разработан проект программы развития малого лесного бизнеса на 2007-2010 годы (исполнитель - ОАО "Пермский центр развития предпринимательства").
3.1.8. Разработан проект краевой целевой программы "Развитие лесопромышленного комплекса Пермского края на 2007-2010 годы и на период до 2015 года" (исполнитель - ООО "ПермНИИБ").
3.1.9. Проведен мониторинг основных показателей эффективности реализации программных мероприятий, выпущен статистический бюллетень "Лесопромышленный комплекс Пермского края" (исполнитель - Пермьстат).
3.1.10. Разработан рабочий проект Добрянской лесоперерабатывающей зоны, 1-й этап работы - промплощадка деревообрабатывающих производств (исполнитель - ООО "ПермНИИБ").
3.1.11. Выполнена научно-исследовательская работа "Создание банка данных по лесосырьевой базе Пермского края для подготовки инвестиционных площадок" (исполнитель - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пермский государственный университет").
3.2. По направлению "Продвижение инвестиционных площадок":
3.2.1. Разработан проект Добрянской лесоперерабатывающей зоны, 2-й этап работы - "Корректировка (разработка) технико-экономического обоснования строительства Добрянского бумажного комбината" (исполнитель - ЗАО "ПЕТ-руссланд").
3.2.2. Выполнены работы "Создание и актуализация компьютерной базы данных о состоянии лесного фонда Пермского края" (исполнитель - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пермский государственный университет"). В результате актуализирована компьютерная база данных о состоянии лесного фонда Пермского края.
3.2.3. Разработан информационный бюллетень к схеме генерального плана создания лесоперерабатывающей зоны в г. Добрянке (исполнитель - ОАО "Ураллеспроект").
3.2.4. Оформлена экспозиция Министерства промышленности и природных ресурсов Пермского края (исполнитель - ОАО "Пермская ярмарка").
3.2.5. Осуществлена оценка возможностей инвестиционной площадки Добрянского бумажного комбината по выпуску альтернативных видов бумажных продуктов (исполнитель - ОАО "Гибробум").
3.3. Работы по направлениям "Разработка обучающих программ", "Мероприятия по повышению инновационного потенциала", "Сертификация лесного хозяйства" не проводились в связи с секвестированием бюджета Программы в 2009-2010 годах.
4. Сравнительный анализ финансовых затрат на реализацию Программы
На период 2004-2010 годов общий объем финансирования программных мероприятий определен Программой в сумме 22904,9 млн. рублей. Были установлены следующие источники финансирования: федеральный бюджет - 171 млн. рублей, краевой (областной) бюджет - 370,5 млн. рублей, собственные и заемные средства предприятий ЛПК - 22363,4 млн. рублей.
Финансирование программных мероприятий за счет средств федерального бюджета составило 29,3 млн. рублей, то есть 17% от плановых показателей. Финансирование программных мероприятий за счет средств краевого бюджета составило 131,33 млн. рублей, то есть 35,45% от запланированного в Программе объема. Собственные и заемные средства предприятий за период реализации Программы были привлечены в размере 8514,6 млн. рублей (38,07%).
Собственные и заемные средства предприятий в отчетном периоде расходовались как на создание новых производств небольшой мощности и невысокой сложности (лесопиление), так и на подготовку к созданию новых крупных и средних мощностей по производству лесоматериалов и бумаги. Действующие предприятия краевого ЛПК использовали собственные и заемные средства на обновление основных фондов по своим планам развития и технического перевооружения.
Кроме того, Программой было предусмотрено выполнение природоохранных мероприятий на вновь создаваемых производствах, дополнительные мероприятия по модернизации действующих очистных сооружений, по оснащению предприятий ЛПК современными локальными установками очистки сточных вод и пылегазовых выбросов и т.п. Данные по финансированию Программы в разрезе мероприятий и исполнителей Программы представлены в приложении 2 к настоящему отчету.
5. Оценка уровня достижения показателей эффективности Программы
Достигнутые значения показателей эффективности оцениваются по отношению к запланированным на соответствующий год реализации Программы. Значение каждого показателя за 2010 год является фактическим значением показателя на момент окончания Программы и дополнительно сравнивается с фактическим значением данного показателя за 2004 год. Результаты после завершения Программы, выраженные в целевых показателях Программы, приведены в приложении 3 к данному отчету.
Целевые показатели Программы, определенные Законом Пермской области от 7 октября 2004 г. N 1617-327, не позволяют сделать вывод о достижении основной цели Программы - увеличении доходов населения, так как в перечне целевых показателей отсутствует показатель, характеризующий заработную плату работников лесопромышленного комплекса.
Проанализировав степень достижения целевых показателей, можно сделать вывод о том, что мероприятия, запланированные Программой, не оказали значительного влияния на основные социально-экономические показатели лесопромышленного комплекса.
Значения показателей эффективности Программы приведены в приложении 4 к настоящему отчету.
Отношение полученных результатов реализации программных мероприятий к затратам:
общие суммарные затраты из бюджета Пермского края (области) на реализацию Программы: план - 370,5 млн. рублей, факт - 131,33 млн. рублей;
общие суммарные затраты из федерального бюджета: план - 171,0 млн. рублей, факт - 29,3 млн. рублей.
В течение действия Программы запланированное превышение доходов от реализации Программы над затратами было выше фактических значений, а в 2010 году наблюдалось превышение затрат над доходами на 20,8 млн. рублей.
Рост платежей в бюджет также не отмечен: при запланированном росте 900 млн. рублей наблюдалось снижение на 890 млн. рублей по сравнению с 2004 годом.
В связи с тем, что основная цель Программы - повышение доходов населения Пермского края, рост качества жизни и развитие лесных территорий региона - изначально была некорректно сформулирована по отношению к необходимому развитию лесопромышленного комплекса Пермского края, несмотря на выполнение большей части мероприятий, результат оказался недостижимым.
Выполнение предусмотренных Программой технических, организационных, экономических, социальных и экологических мероприятий в лесопромышленном комплексе не обеспечило переход к устойчивой рентабельной работе всего лесопромышленного комплекса Пермского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.