Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Пермского края
от 21 февраля 2013 г. N 696
Концепция
долгосрочной целевой программы "Патриотическое воспитание жителей Пермского края на 2013-2017 годы"
См. Долгосрочную целевую программу "Патриотическое воспитание жителей Пермского края на 2013-2017 годы", утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 6 мая 2013 г. N 382-п
Концепция долгосрочной целевой программы "Патриотическое воспитание жителей Пермского края на 2013-2017 годы" (далее - Программа) представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов деятельности общественных институтов, органов государственной власти, учреждений системы образования и культуры на территории Пермского края в сфере патриотического воспитания.
Правовую основу концепции составляют Конституция Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537, Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Концепция Программы разработана с учетом положений государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 N 795.
Патриотизм - это добровольно принимаемая система устоявшихся нравственных взглядов, основанных на духовно-нравственных началах личности, таких как любовь к Отечеству, уважение истории и культурных традиций страны и края, содействие всестороннему развитию Родины, гражданская позиция.
Патриотическое воспитание - это систематическая, целенаправленная образовательная и массовая просветительская деятельность органов государственной власти, общественных организаций, учреждений системы образования и культуры, иных субъектов патриотического воспитания по формированию у жителей Пермского края гражданской позиции, нравственных взглядов, содержанием которых является любовь к Отечеству, уважение истории и культурных особенностей своей родины, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
1. Описание проблемы, анализ причин сложившейся проблемной ситуации, возможные сценарии развития проблемной ситуации
В Пермском крае проводится работа по патриотическому воспитанию органами власти, некоммерческими организациями, учреждениями образования и культуры, что позволило добиться повышения интереса общественности к проблемам патриотического воспитания. Особое внимание уделяется организации патриотического воспитания среди обучающихся в образовательных учреждениях и членов патриотических клубов и центров.
Пермский край является многонациональным регионом. В нем проживают представители более 140 национальностей. Работа в сфере патриотического воспитания направлена в том числе на объединение этносов, возрождение национального единства, поддержку малых и коренных народов, воспитание любви к малой родине. А это подразумевает под собой любовь к соотечественникам, к семье как базовой ячейке общества, любовь к красотам своего края, сохранение культурно-исторического наследия, одним из проявлений которого является рост краеведческой активности в муниципальных образованиях Пермского края.
В настоящий момент в Пермском крае действует ведомственная программа Министерства физической культуры и спорта "Патриотическое воспитание жителей Пермского края на 2011-2013 годы", в рамках которой ежегодно проводятся различные мероприятия, оказывающие положительное воздействие на нравственное и патриотическое воспитание. Это выставки, конкурсы, фестивали, конференции, сборы, игры, слеты и прочее.
Всего мероприятиями патриотического воспитания в 2012 году было охвачено около 250 тысяч детей, обучающихся в 792 образовательных учреждениях Пермского края.
По состоянию на конец 2012 года в Пермском крае насчитывается более 200 действующих патриотических объединений, клубов, центров, в том числе детских и молодежных, в которых состоят более 5000 человек. Согласно исследованию, проведенному органами государственной власти Пермского края, доля жителей Пермского края, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию, по отношению к общему числу жителей Пермского края на 1 января 2012 года составляла 21%. В 2012 году мероприятиями патриотической направленности было охвачено 19,5% жителей от общей численности населения региона. То есть наблюдается снижение количества жителей, охваченных мероприятиями патриотического воспитания. Количество выставок также в последние годы неуклонно снижается (с 656 на 1 января 2009 года до 618 на 1 января 2012 года).
Вызывает тревогу то, что мероприятия патриотической направленности в основном реализуются без соответствующей административной и финансовой поддержки. Объединения, клубы, центры, ведущие работу по патриотическому воспитанию населения, не поддерживаются государством систематически и на постоянной основе. Без изменения сложившейся ситуации невозможно добиться роста количества общественных организаций и клубов патриотической направленности, что требует системного подхода в обеспечении их взаимодействия и целенаправленной помощи.
Анализ описанных процессов, происходящих в Пермском крае, позволяет выделить следующие проблемы:
1) отсутствие системы патриотического воспитания, основанной на единой государственной политике, включающей действенные механизмы координации деятельности органов государственной власти, учреждений образования и культуры, общественных объединений, средств массовой информации по решению проблем патриотического и духовно-нравственного воспитания;
2) снижение уровня участия жителей Пермского края в патриотической, этнокультурной, духовно-нравственной и военно-спортивной деятельности, осуществляемой общественными объединениями;
3) недостаточный уровень ресурсного обеспечения мероприятий, направленных на воспитание патриотизма и формирование межнационального согласия;
4) неудовлетворительная материально-техническая база учреждений и организаций, занимающихся патриотическим воспитанием, развитием нравственности;
5) необходимость обучения и повышения квалификации специалистов в области патриотического и нравственного воспитания.
Эти проблемы свидетельствуют о необходимости работы по формированию и развитию патриотического воспитания в Пермском крае. С этой целью должна проводиться четкая региональная политика в этой области и соответствующая этой политике региональная плановая система патриотического воспитания жителей на всей территории Пермского края.
Развитию системы патриотического воспитания способствуют:
модернизация материально-технической базы патриотического воспитания;
повышение уровня его организационно-методического обеспечения;
повышение уровня профессиональной подготовки организаторов и специалистов патриотического воспитания;
активное и широкое привлечение к работе общественности, средств массовой информации, учреждений образования и культуры.
2. Обоснование необходимости и целесообразности решения задачи программно-целевым методом
Воспитание в духе патриотизма - сложный и системный процесс, который может быть осознан и осуществлен лишь при наличии:
единой для всех участников воспитательного процесса концепции патриотизма;
объединения усилий органов государственной власти, общественных организаций, учреждений системы образования и культуры, иных субъектов патриотического воспитания при организации и реализации целевых мероприятий.
Решение имеющихся проблем в сфере патриотического воспитания жителей Пермского края наиболее эффективно с использованием программно-целевого метода. Использование данного метода обеспечивает единство содержательной части Программы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения Программы.
Применение программно-целевого метода позволит:
вести систематическую работу в сфере патриотического воспитания;
обеспечить комплексный подход в повышении качества системы патриотического воспитания на основе межведомственной координации органов государственной власти Пермского края;
осуществлять системную работу по реализации мероприятий Программы;
осуществлять систематический анализ реализации разрабатываемой Программы с целью оценки, контроля и прогнозирования результатов реализации мероприятий, а также значений целевых показателей;
обеспечить соответствующий современным научным разработкам уровень подготовки специалистов в области патриотического воспитания.
Преимуществом программно-целевого подхода является возможность использования принципа управления по результатам, эффективного воздействия на ход происходящих процессов с целью достижения запланированного результата, стабилизации и улучшения оперативной обстановки, что окажет положительное влияние на общее социально-экономическое развитие Пермского края.
3. Соответствие предлагаемой к решению задачи приоритетным направлениям социально-экономического развития Пермского края
Потенциал для динамичного развития Пермского края достаточно велик. Но успешное решение задач социально-экономического развития региона в том числе зависит от вовлечения жителей в практическую деятельность в интересах общества, их патриотизма.
Недооценка этого фактора как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, нравственных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания жителей Пермского края.
Концепция полностью соответствует направлениям социально-экономического развития Пермского края, доказательством этого является одна из задач пункта 1.2.1.3.5.8 Программы социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы, утвержденной Законом Пермского края от 20.12.2012 N 140-ПК, которая включает в себя:
объединение усилий исполнительных органов государственной власти Пермского края и некоммерческого сектора в сфере патриотического воспитания;
организацию разработки и проведения мероприятий, направленных на воспитание гражданственности и патриотизма среди жителей Пермского края;
увеличение количества квалифицированных специалистов в сфере патриотического воспитания;
вовлечение населения Пермского края в процесс патриотического воспитания, в том числе через средства массовой информации.
4. Возможные варианты решения задачи, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения
На сегодняшний день в субъектах Российской Федерации реализуются различные программы, направленные на развитие системы патриотического воспитания. Согласно проведенному анализу, программы патриотического воспитания, действующие в различных субъектах Российской Федерации, ориентированы на узкую целевую аудиторию:
молодежь допризывного и призывного возраста;
учащихся;
детей и молодежь с 14 до 30 лет.
Ряд принятых программ реализуется исключительно в направлении военно-патриотического воспитания или историко-краеведческого образования.
Подобное сужение объекта патриотического воспитания и направления деятельности программ не позволяет выстроить систематическую, целенаправленную образовательную и массовую просветительскую деятельность органов государственной власти, общественных организаций, учреждений системы образования и культуры, иных субъектов патриотического воспитания по формированию у жителей Пермского края гражданской позиции, нравственных взглядов, содержанием которых является любовь к Отечеству, уважение истории и культурных особенностей своей родины, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
Возможны следующие варианты деятельности субъектов патриотического воспитания в указанной сфере:
вариант 1: реализация отдельных мероприятий по патриотическому воспитанию без единой системы взаимодействия;
вариант 2: реализация программных мероприятий по патриотическому воспитанию, нацеленных на узкую целевую аудиторию;
вариант 3: реализация ведомственных программ, направленных только на одно из направлений патриотического воспитания (например, военно-патриотическое воспитание);
вариант 4: скоординированная деятельность органов государственной власти Пермского края, общественных организаций, учреждений системы образования и культуры, иных субъектов патриотического воспитания по осуществлению мероприятий, направленных на различные категории жителей Пермского края.
В рамках реализации первого варианта решение проблемы предусматривается силами исполнителей Программы за счет текущего бюджетного финансирования, что обернется для исполнителей дополнительными финансовыми затратами, не предусмотренными в бюджете Пермского края и являющимися значительной материальной нагрузкой для общественных организаций, учреждений системы образования и культуры, иных субъектов патриотического воспитания.
В рамках реализации второго варианта существует риск сужения целевой аудитории, что не позволяет решить проблему в комплексе.
В рамках реализации третьего варианта предполагается реализация мероприятий в рамках ведомственных программ, отсутствие единого координирующего центра реализации Программы.
В рамках реализации четвертого варианта предлагается комплексный подход с привлечением всех заинтересованных сторон, концентрацией усилий и финансовых затрат, что, в свою очередь, обеспечит синергетический эффект.
Проведенный анализ возможных вариантов показывает, что наиболее эффективным является четвертый вариант, который позволяет при приемлемых затратах обеспечить решение поставленных задач.
5. Предложения по разработчикам и исполнителям Программы
Ответственным разработчиком проекта Программы, отвечающим за контроль, организацию учета и отчетности по Программе, является Администрация губернатора Пермского края.
Исполнителями Программы являются государственные органы и органы государственной власти Пермского края (Администрация губернатора Пермского края, Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края, Министерство образования Пермского края, Министерство общественной безопасности Пермского края, Министерство физической культуры и спорта Пермского края, Агентство по делам архивов Пермского края) с привлечением общественных институтов, учреждений системы образования и культуры.
Для эффективного межведомственного взаимодействия создается Пермский межведомственный координационный совет по контролю за реализацией Программы патриотического воспитания жителей Пермского края, в состав которого входят представители органов государственной власти и общественных организаций Пермского края. В ходе реализации Программы Пермский межведомственный координационный совет обеспечивает координацию деятельности исполнителей Программы, разрабатывает рекомендации и предложения по корректировке Программы и повышению эффективности ее реализации. Положение и состав Пермского межведомственного координационного совета утверждаются указом губернатора Пермского края.
6. Основные цели и задачи Программы
Основная цель Программы патриотического воспитания - создание координированной системы действий органов государственной власти, общественных организаций, учреждений системы образования и культуры, иных субъектов патриотического воспитания по формированию у жителей Пермского края гражданской позиции, нравственных взглядов, содержанием которых является любовь к Отечеству, уважение истории и культурных особенностей своей родины, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:
координация действий органов государственной власти, общественных организаций, учреждений системы образования и культуры, иных субъектов патриотического воспитания в сфере патриотического воспитания;
организация разработки и проведения мероприятий, направленных на формирование патриотизма у жителей Пермского края;
подготовка жителей Пермского края к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины;
обеспечение организационно-методической поддержки мероприятий;
повышение профессионализма организаторов и специалистов патриотического воспитания;
совершенствование материально-технической базы учреждений и организаций, занимающихся патриотическим воспитанием;
организация активного взаимодействия со средствами массовой информации, печати, кинематографа в сфере патриотического воспитания жителей Пермского края;
поддержка научно-исследовательской деятельности в области краеведения;
широкое использование исторических и архивных материалов в целях информирования населения об исторических событиях, воспитания патриотических чувств к малой родине.
Разрабатываемая на основании настоящей концепции Программа базируется на следующих принципах:
принцип координации, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию жителей Пермского края;
принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения;
принцип субъектности, который предусматривает инициативу в воспитании нравственности и ценностных установок жителей Пермского края, ориентированных на любовь к Родине, краю, семье;
принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, который учитывает такие факторы, как социально-ценностный опыт прошлых поколений, воспитание чувства гордости за историю Отечества, предков, национальные традиции, чувства ответственности за будущее;
принцип учета местных особенностей в воспитании патриотизма и нравственности, что означает использование идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и чувства гордости и привязанности к родному краю, городу, селу, деревне, улице, предприятию и так далее;
принцип объединения традиций и инноваций в патриотическом воспитании охватывает прошлое, настоящее и будущее. Прошлое в патриотическом воспитании выступает как ресурсная база нравственности, основанная на традициях, настоящее - потенциальная основа, консолидирующая общество сбалансированностью традиций и инноваций, будущее - результат внедрения инноваций в процесс гражданского и патриотического воспитания. Тем самым обеспечивается устойчивость социальных отношений в формате "личность - коллектив - общество - государство".
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Комплекс программных мероприятий охватывает патриотическим воспитанием всех жителей Пермского края. Основными целевыми аудиториями патриотического воспитания являются дети, молодежь, общественные институты. Объектная позиция названных целевых аудиторий относительна. Будучи включенными в систему патриотического воспитания, они в то же время выступают и как субъекты патриотического воспитания.
7. Ожидаемые результаты реализации Программы, возможные формы и методы оценки ее эффективности
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
скоординировать действия органов государственной власти, общественных организаций, учреждений системы образования и культуры, иных субъектов патриотического воспитания в сфере патриотического воспитания;
сформировать у жителей Пермского края гражданскую позицию, систему нравственных взглядов, содержанием которых является любовь к Отечеству, уважение истории и культурных особенностей своей родины;
подготовить жителей Пермского края к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
Оценка результативности и эффективности реализации Программы будет осуществляться путем сопоставления степени фактического достижения результатов Программы по целевым показателям по отношению к плановым результатам. Эффективность реализации Программы в целом оценивается исходя из достижения уровня по каждому из основных показателей как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году. Методом оценки качественных показателей (доля жителей Пермского края, испытывающих чувство гордости по отношению к символам Российской Федерации и Пермского края; доля жителей Пермского края, обладающих следующими нравственными качествами: любовь к Отечеству, содействие всестороннему развитию Родины и уважение истории и культурных традиций страны и края) является социологический мониторинг, а именно: экспертное интервью, фокус-группы и социологические опросы.
8. Период реализации и основные этапы реализации Программы
Программа рассчитана на период с 2013 по 2017 годы.
Программа не имеет строгой разбивки на этапы, мероприятия реализуются на протяжении всего срока реализации Программы. Пермский межведомственный координационный совет ежегодно определяет приоритетные направления в рамках Программы в соответствии с федеральными тенденциями.
9. Целевые показатели, позволяющие оценивать итоги реализации Программы
Эффективность реализации Программы определяется следующими качественными и количественными показателями:
доля жителей Пермского края, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию по отношению к общему числу жителей Пермского края;
количество человек, прошедших в рамках Программы курсы повышения квалификации в сфере патриотического воспитания с получением соответствующего документа;
количество выставок патриотической направленности нарастающим итогом в течение года;
количество посетителей выставок патриотической направленности;
доля детей и молодежи Пермского края, охваченных общественными объединениями (клубами, центрами и так далее, ведущими работу по патриотическому воспитанию населения), принимающими участие в реализации Программы, от общего числа детей и молодежи Пермского края;
количество телевизионных и радиопередач, документальных и игровых фильмов, публикаций в средствах массовой информации и в сети "Интернет" по тематике патриотического воспитания в рамках Программы;
количество научно-исследовательских публикаций патриотической, исторической и краеведческой направленности, разработанных в рамках Программы;
количество некоммерческих организаций, учреждений культуры и образования, в которых была модернизирована материальная база патриотического воспитания в рамках реализации Программы;
доля жителей Пермского края, положительно оценивающих мероприятия, реализующиеся в рамках Программы;
доля жителей Пермского края, испытывающих чувство гордости по отношению к символам Российской Федерации и Пермского края;
доля жителей Пермского края, обладающих следующими нравственными качествами: любовь к Отечеству, содействие всестороннему развитию родины и уважение истории и культурных традиций страны и края;
доля жителей Пермского края, участвующих в общественной жизни края (приложение).
10. Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы
Программа предполагает финансирование из средств краевого бюджета (в соответствии с бюджетным законодательством Пермского края) на 2013-2017 годы - 395000,00 тыс.руб., в том числе:
на 2013 г. - 60000,00 тыс.руб.;
на 2014 г. - 60000,00 тыс.руб.;
на 2015 г. - 75000,00 тыс.руб.;
на 2016 г. - 100000,00 тыс.руб.;
на 2017 г. - 100000,00 тыс.руб.
Объем финансирования реализации Программы определяется ежегодно при формировании бюджета Пермского края и утверждается законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.