Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Пермского края
от 25 октября 2012 г. N 447
Концепция
долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы"
См. Долгосрочную целевую программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п
Введение
Концепция долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы" (далее - Концепция) определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение, механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели результативности.
Концепция разработана на основании нормативных правовых актов:
Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";
Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее - Государственная программа), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717;
Закона Пермского края от 2 апреля 2010 г. N 598-ПК "О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края";
действующих соглашений о вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО).
Концепция является основой для разработки долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы" (далее - Программа).
Характеристика ситуации в сельском хозяйстве Пермского края
В настоящее время в Пермском крае, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (далее - Пермьстат), сельскохозяйственным производством занимаются 335 сельскохозяйственных организаций разных форм собственности и организационно-правовых форм, 578 крестьянских (фермерских) хозяйств, 505 индивидуальных предпринимателей, более 300 тыс. личных подсобных хозяйств. Основной продукцией сельскохозяйственной отрасли в Пермском крае традиционно являются молоко, картофель и овощи, яйцо куриное, мясо КРС (крупного рогатого скота), птицы, свинина. Сбыт продукции ориентирован на внутренний рынок, при этом отдельные товарные позиции сельскохозяйственными товаропроизводителями Пермского края успешно реализуются на внешних рынках. По данным Пермьстата, за 2010 год доля отрасли "сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" составила 2,8% в валовом региональном продукте Пермского края.
Динамика сельскохозяйственного производства по категориям хозяйств и по основным видам продукции растениеводства и животноводства представлена в приложении 1 к Концепции. По представленным в приложении данным можно отметить следующие тенденции в развитии отрасли. В 2011 году во всех категориях хозяйств Пермского края произведено валовой сельскохозяйственной продукции на сумму 43,7 млрд. рублей в стоимостном выражении, что в 1,6 раза превышает уровень 2008 года. В целом за последние годы наметилась положительная динамика развития отрасли несмотря на то, что в 2010 году в связи с экстремальными погодными условиями (засуха) был отмечен спад сельскохозяйственного производства.
За 2008-2011 годы практически не изменился уровень производства молока во всех категориях хозяйств, но наметились структурные изменения в отрасли: увеличивается производство молока в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах при устойчивом сокращении его производства в личных подсобных хозяйствах. В 2010-2011 годах удалось преодолеть наметившуюся тенденцию к снижению объемов производства яйца, и в 2011 году Пермский край вышел на уровень 1990-х годов - 977,4 млн. штук. За период 2008-2011 годов наблюдается рост производства мяса всех видов в основном за счет существенного увеличения объемов производства мяса птицы. Необходимо отметить, что в Пермском крае практически не развита отрасль специализированного мясного скотоводства. В 2008-2011 годах наблюдается рост производства картофеля и овощей, прежде всего, в сельскохозяйственных организациях. Применение инновационных технологий в картофелеводстве и овощеводстве позволило добиться высоких, а в некоторых хозяйствах и мировых уровней урожайности. Производство зерна преимущественно ориентировано на внутренние потребности животноводства и птицеводства и в большинстве случаев организовано в экстенсивном формате, притом что отдельные хозяйства достигают урожайности 25-30 ц/га, средняя урожайность по Пермскому краю находится на уровне 16,4 ц/га по итогам 2011 года. Объем производства овощей защищенного грунта на территории Пермского края имеет тенденцию к уменьшению: с 2008 года по 2011 год объем производства сократился в 5,7 раза (с 7,4 тыс. тонн до 1,3 тыс. тонн). Площадь овощеводства защищенного грунта, соответственно, также уменьшилась - с 31,8 га в 2008 году до 10,8 га в 2011 году. К 2012 году в регионе выпуск овощей защищенного грунта осуществляется преимущественно в неиндустриальном формате, большая доля произведенной продукции приходится на личные подсобные хозяйства.
В 2009-2011 годах среднегодовые темпы прироста продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, несмотря на неблагоприятный 2010 год, составили 5,8%.
1. Обоснование необходимости и целесообразности решения задачи программно-целевым методом
За период действия краевой целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы", утвержденной Законом Пермского края от 10 декабря 2008 г. N 351-ПК, удалось добиться роста производства по основным видам сельскохозяйственной продукции, как правило, за счет повышения интенсивности используемых технологий. Вместе с тем сохраняются проблемы, ограничивающие поступательное экономическое развитие агропромышленного комплекса (далее - АПК) Пермского края.
Так, за 2008-2011 годы произошло сокращение посевных площадей и поголовья скота. Одно из ограничений в развитии АПК в условиях вступления России в ВТО - недостаточное привлечение инвестиций в отрасль. Требуются значительные инвестиции в технологии и создание новых производств, окупаемость которых на сегодняшний день довольно длительная. При реализации нового инвестиционного проекта до 40% занимают инвестиции в подготовку и обустройство инвестиционной площадки и проведение сетей: дорог, электричества, газа, водоснабжения и утилизации отходов. Поэтому важной задачей является повышение инвестиционной привлекательности отрасли.
Также привлечению инвесторов в сельское хозяйство препятствуют сложившиеся проблемы приватизации и оформления сельскохозяйственных земель. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять ее перераспределение, что ведет к нерациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения. На сегодняшний день можно отметить тенденцию к активному использованию земель в ущерб проведению мероприятий по восстановлению земель. В результате значительные площади уже выведены из хозяйственного оборота, идет деградация и снижение плодородия почв.
Остается незадействованным существенный потенциал роста эффективности сельскохозяйственного производства. Значительно более низкая, чем в других отраслях, производительность сельскохозяйственного производства определяла и невысокий уровень заработной платы в отрасли, которая в 2-2,5 раза меньше средней заработной платы в экономике. Уровень производительности труда и эффективности сельскохозяйственной отрасли пока не позволяет в полной мере конкурировать с другими отраслями экономики и мировыми лидерами аграрного производства.
Для дальнейшего успешного развития отрасли необходимо системное решение программно-целевым методом следующих проблем:
моральный и физический износ техники и оборудования ряда сельскохозяйственных товаропроизводителей и, как следствие, использование экстенсивных и устаревших технологий;
неразвитость инфраструктуры семеноводства и племенного животноводства;
низкая производительность труда в отрасли и, как результат, низкая доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей, дефицит собственных источников финансирования и невысокая заработная плата по сравнению с другими отраслями;
снижение почвенного плодородия;
технико-технологическое отставание отрасли сельского хозяйства от большинства стран - участников ВТО из-за недостаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию;
низкий уровень глубокой промышленной переработки продукции в Пермском крае, что ограничивает возможность сбыта продукции от сельскохозяйственных товаропроизводителей;
ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
несовершенство системы подготовки кадров, дефицит специалистов, недостаточность эффективных управленцев в отрасли;
медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности.
Эффективное решение указанных проблем, в том числе с помощью государственной поддержки отрасли, во многом определит качественные преобразования в АПК.
Целесообразность использования программно-целевого метода в решении обозначенных задач обусловлена тем, что проблемы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сырья и продовольствия в Пермском крае:
носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия Правительства Российской Федерации и Правительства Пермского края;
не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных и внебюджетных расходов;
требуют совершенствования нормативной правовой базы, проведения единой аграрной политики, направленной на внедрение в отрасль наиболее прогрессивных производственных технологий, и решения проблемы занятости и роста доходов сельского населения.
В качестве приоритетов развития отрасли, которые должны быть достигнуты программно-целевым методом, рассматриваются следующие направления:
привлечение инвесторов и эффективных собственников в сельское хозяйство, в первую очередь, в создание новых высокотехнологичных инновационных производств;
повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей как условие перехода к инновационной модели развития АПК, увеличение инвестиций и внедрение современных технологий в АПК;
формирование эффективного рынка земель сельскохозяйственного назначения;
сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственных угодий и агроландшафтов, восстановление и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственных угодий;
привлечение высококвалифицированных специалистов в сельское хозяйство, совершенствование системы подготовки кадров и организация взаимодействия агробизнеса и участников системы кадрового обеспечения;
создание рабочих мест на территориях с низкоэффективным аграрным производством за счет развития малых форм хозяйствования на селе с привлечением ресурсов органов местного самоуправления;
устойчивое развитие сельской инфраструктуры и сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов;
стимулирование развития организаций перерабатывающей и пищевой промышленности с целью освоения внутреннего рынка.
Указанные приоритеты формируют направления Программы.
Накопленный опыт использования программно-целевого метода для осуществления мер по сбалансированному развитию сельскохозяйственной отрасли подтверждает целесообразность и необходимость продолжения работы в рамках Программы. Более того, разработка и реализация Программы являются наиболее эффективным вариантом решения поставленных задач по развитию сельскохозяйственной отрасли на территории Пермского края, поскольку позволят:
обеспечить комплексный подход к выбору приоритетных направлений развития, разработке мероприятий по решению наиболее значимых задач;
осуществлять систематическое наблюдение за ходом реализации Программы с целью прогнозирования, оценки и контроля реализации мероприятий, а также значений целевых показателей;
сконцентрировать финансовые ресурсы в приоритетных направлениях развития аграрной отрасли.
Программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, сфер деятельности АПК.
2. Соответствие предлагаемой к решению задачи приоритетным направлениям социально-экономического развития Пермского края
Концепция Программы соответствует основным направлениям социально-экономического развития Пермского края и системе целей, задач и целевых показателей по экономическому развитию, установленных указом губернатора Пермского края от 25 июля 2007 г. N 55 "О целях, задачах и целевых показателях деятельности Правительства Пермского края на 2007-2012 годы" (приложение 2 к Концепции) и Стратегией социально-экономического развития Пермского края до 2026 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 1 декабря 2011 г. N 3046.
3. Возможные варианты решения задачи, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения
В Программу предполагается включить мероприятия, предусмотренные проектом Государственной программы. В связи с этим планируется привлечение средств федерального бюджета, которые предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации при условии долевого софинансирования. Соглашение о вступлении в ВТО предполагает равномерное снижение мероприятий прямой поддержки сельскохозяйственной отрасли и увеличение мер косвенной и инфраструктурной поддержки, что планируется учитывать при разработке Программы.
При разработке системы мероприятий Программы и их реализации Правительство Пермского края руководствуется следующими основными принципами:
меры государственной поддержки направлены на повышение эффективности сельскохозяйственного производства и предоставляются с учетом площадей обрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения, а также объемов произведенной и реализованной сельскохозяйственной продукции, производительности труда;
меры государственной поддержки обеспечивают сохранение и наращивание ресурсного потенциала агропромышленного комплекса, включая создание условий для привлечения специалистов в сельскохозяйственное производство;
содействие развитию малых форм хозяйствования на селе предполагает государственную поддержку их проектных инициатив в сфере производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, в том числе с использованием механизмов кооперации и саморегулирования;
стимулирование привлечения инвестиций в отрасль обеспечивается за счет реализации мер государственной поддержки кредитования и использования лизинга, развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка, а также за счет субсидирования затрат на приобретение скота и оборудования по результатам реализации проектной деятельности организациями агропромышленного комплекса;
объемы финансового обеспечения реализации мероприятий Программы за счет средств бюджета Пермского края, софинансируемые из федерального бюджета, определяются в размерах, обеспечивающих уровень софинансирования, установленный Государственной программой или отдельными решениями Правительства Российской Федерации;
в целях совершенствования профессионального аграрного образования эффективно работающие предприятия отрасли привлекаются к участию в образовательном процессе;
предусмотрены меры, направленные на повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края по развитию сельского хозяйства на территории соответствующего муниципального образования.
Программа должна содержать в себе соответствующие направления, необходимые для обеспечения преемственности Государственной программы на территории Пермского края. В случае изменения структуры направлений поддержки Государственной программы комплексный подход с привлечением всех заинтересованных сторон, концентрацией усилий и финансовых затрат обеспечит эффект в достижении целей развития АПК.
В Программу предполагается включить систему мероприятий, сгруппированных в отдельные направления по развитию растениеводства, животноводства, малых форм хозяйствования, технической и технологической модернизации и развитию кадрового потенциала. Направления и включенные в них основные мероприятия будут представлять в совокупности комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение наиболее важных текущих и перспективных целей и задач, обеспечивающих поступательное социально-экономическое развитие АПК на основе его модернизации и перехода к инновационной модели функционирования, устойчивое развитие сельских территорий.
Программа будет содержать комплекс мер по регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае, реализуемый за счет стимулирования развития перерабатывающих и логистических мощностей, а также проведения мероприятий по продвижению пермских товаров на внутреннем региональном и внешних рынках.
Программа будет включать перечень мероприятий, обозначенных в следующих направлениях.
Направление "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" предполагает реализацию следующих основных мероприятий:
государственная поддержка повышения плодородия почв, вовлечения неиспользуемых сельскохозяйственных земель в сельскохозяйственный оборот;
государственная поддержка развития семеноводства;
государственная поддержка экономически значимых программ (в том числе программы развития производства овощей в защищенном грунте - зимних теплиц, теплично-промышленных комплексов, занимающих площадь не менее двух гектаров) и доходов сельскохозяйственных производителей в области растениеводства;
государственная поддержка кредитования подотрасли растениеводства, переработки ее продукции, стимулирования сбыта, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства;
государственная поддержка снижения рисков в подотраслях растениеводства.
Направление "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" предполагает реализацию следующих основных мероприятий:
государственная поддержка развития племенного животноводства;
государственная поддержка развития производства основных видов сельскохозяйственной продукции животноводства;
государственная поддержка кредитования подотрасли животноводства, переработки ее продукции, стимулирования сбыта, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства;
государственная поддержка снижения рисков в подотраслях животноводства;
обеспечение проведения противоэпизоотических мероприятий.
Направление "Поддержка малых форм хозяйствования" представляет собой продолжение и расширение мероприятий в области поддержки малого предпринимательства, включая основные направления:
поддержка проектной деятельности малых форм хозяйствования, в том числе организаций сельскохозяйственных потребительских кооперативов и потребительских обществ, и стимулирование комплексных технологий мелкотоварного производства;
государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования;
софинансирование отдельных мероприятий муниципальных программ развития малых форм хозяйствования. В рамках указанного направления на условиях софинансирования с бюджетами муниципальных образований планируется государственная поддержка следующих мероприятий:
поддержка начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств;
развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов и потребительских обществ;
компенсация расходов по оформлению земельных участков в собственность крестьянским (фермерским) хозяйствам;
поддержка низкоэффективных сельскохозяйственных товаропроизводителей;
прочие мероприятия по развитию личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также мероприятия по сбыту продукции от личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств, развитию инфраструктуры и логистическому обеспечению.
Направление "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" предполагает реализацию следующих основных мероприятий:
государственная поддержка обновления парка сельскохозяйственной техники и оборудования;
государственная поддержка развития производства альтернативных видов энергии и биотехнологий.
Направление "Развитие кадрового потенциала, информационное и организационное сопровождение развития отрасли, обеспечение реализации программных мероприятий" предполагает включение следующих основных мероприятий по развитию кадрового потенциала и информационно-организационного сопровождения отрасли:
развитие системы сельскохозяйственного консультирования и повышение квалификации работников АПК;
развитие рынка высококвалифицированных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям на условиях аутсорсинга;
создание учебно-производственных площадок на базе передовых сельскохозяйственных организаций;
поддержка молодых специалистов, трудоустроившихся в сельскохозяйственные организации;
поддержка руководителей сельскохозяйственных организаций, вышедших на пенсию;
мероприятия по развитию агрообразовательного процесса;
продвижение товаров пермских товаропроизводителей с целью освоения внутреннего рынка сбыта и выхода на внешние рынки, укрепление положительного имиджа сельского хозяйства Пермского края;
развитие системы информационного обеспечения в Пермском крае и муниципальных образованиях Пермского края;
стимулирование органов местного самоуправления к реализации отдельных мероприятий Программы.
При реализации основных мероприятий Программы осуществляются меры, направленные на выявление и прогнозирование рисков, предотвращение их негативного воздействия и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней целей, задач и конечных результатов.
К таким рискам относятся:
макроэкономические факторы, в том числе рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять инновационные проекты, переходить к новым ресурсосберегающим технологиям и на этой основе обеспечивать реализацию модели ускоренного экономического развития;
внешнеторговые риски, связанные с изменением конъюнктуры мирового рынка продовольствия и возникающими в связи с этим ценовыми колебаниями;
природные риски, связанные с размещением большей части сельскохозяйственного производства в зонах рискованного земледелия, что приводит к существенным потерям объемов производства, ухудшению ценовой ситуации и снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, росту импорта продовольственных товаров.
Управление рисками реализации Программы будет осуществляться на основе:
проведения мониторинга угроз и рисков развития АПК, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления АПК;
использования мер, предусмотренных Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства".
Реализация мероприятий Программы в полной мере возможна при условии ее финансирования в рамках запланированных объемов.
4. Предложения по разработчикам и исполнителям Программы
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края является разработчиком проекта Программы и в рамках своей компетенции:
несет ответственность за достижение поставленных целей и решение задач путем реализации Программы, обеспечение достижения целевых показателей;
обеспечивает реализацию Программы в соответствии с перечнем программных мероприятий и в пределах средств, предусмотренных законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период, а также в соответствии с заключенными государственными контрактами (договорами, соглашениями) с участниками Программы;
выявляет отклонение фактических результатов от плановых, устанавливает причины и определяет меры по устранению отклонений;
отчитывается перед Правительством Пермского края о реализации Программы после окончания срока ее реализации;
по истечении срока реализации Программы обеспечивает оформление и представление информации о реализации Программы за весь период в Законодательное Собрание Пермского края в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 6 Закона Пермского края от 2 апреля 2010 г. N 598-ПК "О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края".
В части реализации мер, предусмотренных Законом Пермского края от 5 августа 2007 г. N 81-ПК "О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций Пермского края", связанных с ежемесячными денежными выплатами по старости и ежемесячными денежными выплатами по инвалидности, исполнителем Программы является Министерство социального развития Пермского края.
Государственная ветеринарная инспекция Пермского края является исполнителем по проведению противоэпизоотических мероприятий на территории Пермского края.
5. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является повышение занятости, доходов и качества жизни сельского населения Пермского края, а также рост доходности и эффективности сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) обеспечить повышение конкурентоспособности производимой сельскохозяйственной продукции, создание благоприятной среды для развития предпринимательства, повышение инвестиционной привлекательности отрасли;
2) осуществить воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных ресурсов;
3) создать условия для устойчивого развития сельских территорий;
4) обеспечить стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции;
5) создать условия для сохранения и восстановления плодородия почв;
6) осуществить техническую и технологическую модернизацию, стимулирование инвестиционной деятельности и инновационного развития АПК;
7) обеспечить рост доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, создание организационно-экономических условий для расширенного воспроизводства;
8) создать условия для обеспечения реализации мероприятий по развитию агропромышленного производства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
9) обеспечить создание новых производств и высокопроизводительных рабочих мест за счет привлечения инвесторов и расширения деятельности эффективных собственников в АПК Пермского края, создание производств по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции;
10) создать условия для развития малых форм хозяйствования и формирования системы логистических цепочек по хранению, переработке и сбыту готовой продукции;
11) обеспечить создание стимулов в отношении органов местного самоуправления к развитию сельскохозяйственного производства в поселениях, расширению рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействию в развитии малых форм хозяйствования на селе;
12) обеспечить повышение образовательного уровня специалистов в сельском хозяйстве за счет совершенствования агрообразовательного процесса в части отработки взаимодействия и формирования устойчивых связей между агробизнесом и образовательными учреждениями высшего, среднего специального и начального профессионального образования для решения задач инновационного развития аграрного бизнеса.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы, возможные формы и методы оценки ее эффективности
В результате реализации программных мероприятий предполагается существенное повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, что будет способствовать увеличению доли присутствия сельскохозяйственных товаропроизводителей Пермского края на внутреннем и внешних рынках. Средний ежегодный темп прироста производства продукции сельского хозяйства за период с 2013 до 2020 года прогнозируется не менее 3,0%. Производительность труда в отрасли повысится в 2020 году по отношению к уровню 2011 года в 2,2 раза и составит 1214 тыс. рублей на одного занятого.
Для создания новых производств, высокопроизводительных рабочих мест помимо внутренних инвесторов планируется привлечение не менее 4 инвесторов из числа мировых лидеров, в частности, в сфере семеноводства, племенного дела, производства и переработки растениеводческой и животноводческой продукции.
Доля эффективных сельскохозяйственных организаций прогнозируется на уровне не менее 90% от общего количества сельскохозяйственных организаций, а уровень рентабельности в отрасли - не менее 9%.
Рост производительности труда приведет к росту среднемесячной заработной платы, уровень которой в 2020 году составит 18,5 тыс. рублей, что в 1,9 раза выше уровня 2011 года. Численность занятых в сельском хозяйстве прогнозируется 24,3 тыс.человек.
Мероприятия по развитию малых форм хозяйствования обеспечат реализацию не менее 50 малых инвестиционных проектов и агротехнологий мелкотоварного производства, а также поддержку личных подсобных хозяйств и сельской потребительской кооперации, что позволит создать не менее 4000 рабочих мест ежегодно.
Увеличится объем налоговых поступлений из отрасли. Так, в 2020 году организациями аграрной отрасли будет выплачено налогов и сборов 3 243 млн. рублей, что в 1,9 раза выше уровня налоговых сборов в 2011 году.
За 2013-2020 годы в результате реализации Программы планируется привлечение федеральных финансовых средств в АПК по мероприятиям Государственной программы на условиях софинансирования в объеме 11,4 млрд. рублей.
По направлениям сельского хозяйства прогнозируются следующие тенденции.
Растениеводство
Переход от экстенсивного сельскохозяйственного производства Пермского края к интенсивному позволит в 2020 году повысить урожайность зерновых на 46,6%, картофеля - на 18% и овощей открытого грунта - на 29,1% по сравнению с 2011 годом. Этому будет способствовать использование передового сельскохозяйственного опыта и агротехнологий, таких как селекция и семеноводство сельскохозяйственных культур, увеличение внесения минеральных удобрений до 60-80 кг действующего вещества на 1 га посева, известкование почв, рост площадей используемых мелиорированных земель. Так, например, планируется увеличение площади под элитными семенами до 91,8 тыс. га (рост на 23,7%). Для достижения данных показателей за период действия Программы планируется увеличить поддержку элитного семеноводства и поддержку плодородия почв из краевого бюджета.
Рост производства прогнозируется по всем видам продукции растениеводства, который будет обеспечен за счет увеличения объемов производства в действующих сельскохозяйственных организациях, повышения урожайности культур, а также реализации ряда инвестиционных проектов в картофелеводстве и овощеводстве. Валовой сбор зерна в 2020 году увеличится на 41,3% к уровню 2011 года, картофеля - на 23,2%, овощей - на 32,2%.
Поскольку в настоящее время самообеспеченность Пермского края картофелем составляет 134%, то рост его производства потребует освоения новых направлений сбыта продукции, таких как создание организаций по переработке, производству готовой продукции и полуфабрикатов и выход на новые рынки. Проблема хранения и реализации собранного урожая будет решаться через развитие логистических центров.
В 2020 году в 1,5 раза увеличится производство овощей открытого грунта, причем их производство в личных подсобных хозяйствах не изменится, но произойдет существенный (в 4,5 раза) рост производства в сельскохозяйственных организациях индустриального типа. В отрасли овощеводства закрытого грунта ожидается реализация ряда инвестиционных проектов по производству томатов, огурцов, зеленых культур. Планируемая мощность отдельного инвестиционного проекта тепличного комплекса полезной площадью 16 га позволит обеспечить к 2019 году производство огурцов в объеме 9 тыс. тонн (75% внутреннего рынка), томатов - 1,9 тыс. тонн (27% внутреннего рынка), зеленых культур - 1,44 млн. штук.
Также планируется увеличение объемов производства зерновых и зернобобовых, масличных культур с 444 тыс. тонн в 2011 году до 627,8 тыс. тонн в 2020 году. Такой рост прогнозируется как в связи с увеличением потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в наращивании поголовья скота и птицы всех видов, так и в связи с расширением использования зерновых, зернобобовых и масличных культур на внутреннем и внешнем рынках. Производство картофеля увеличится с 671 тыс. тонн в 2011 году до 826,1 тыс. тонн в 2020 году.
Животноводство
В результате реализации Программы производство молока в Пермском крае увеличится до 547,0 тыс. тонн в год (на 13,8%), и основная его доля - 388,6 тыс. тонн - будет производиться в сельскохозяйственных организациях. Достижению таких объемов производства будет способствовать увеличение уровня надоев на 1 корову в сельскохозяйственных организациях Пермского края - более 5,5 тыс.кг на 1 голову (рост на 22,5%). Рост уровня надоев будет обеспечен обновлением молочного стада и применением инноваций в производственном цикле, таких как внедрение и соблюдение высоких стандартов кормления и содержания животных (развитие кормовой базы и повышение качества объемистых кормов).
Для достижения плановых показателей планируется реализация не только инвестиционных проектов в сфере молочного животноводства, но и проектов по переработке молока (сыр, масло и др.). Это создаст дополнительные возможности освоения внутреннего рынка.
Программа позволит к 2020 году добиться роста поголовья крупного рогатого скота на 8,9%, свиней - на 30,3%, птицы - на 53,4% к уровню 2011 года. Минимальный удельный вес племенных животных, птицы в общем поголовье планируется на уровне не менее 17,0%. При этом за период действия Программы племенное поголовье увеличится до 38,2 тыс. условных голов (на 13,0%). Прирост реализации племенного молодняка (условные головы) с учетом всех групп животных, птицы, пчел планируется на уровне 14-16% в год. Для реализации данных мероприятий планируется государственная поддержка племенного животноводства из краевого бюджета.
Решение задачи ускоренного наращивания производства мяса и молока позволит повысить уровень потребления населением этих продуктов при одновременном их импортозамещении и замещении ввоза из других регионов Российской Федерации. Объем производства говядины в 2020 году составит 43,0 тыс. тонн в живом весе (рост на 14,9%), а производство говядины мясных пород - 6,6 тыс. тонн в живом весе. В период 2013-2020 годов ставится задача развития специализированного мясного скотоводства. К 2020 году планируется увеличить уровень производства мяса птицы до 64,3 тыс. тонн (в 1,5 раза) и свинины - до 48,2 тыс. тонн (в 1,3 раза) за счет реализации ряда инвестиционных проектов. К 2020 году планируется увеличить уровень производства мяса птицы до 64,3 тыс. тонн (в 1,5 раза) и свинины - до 48,2 тыс. тонн (в 1,3 раза) за счет реализации ряда инвестиционных проектов.
В результате уровень обеспеченности региона мясом составит 68,4%, молоком - 78,2%.
Оценка результативности и эффективности реализации Программы будет осуществляться путем сопоставления степени фактического достижения результатов Программы по целевым показателям по отношению к плановым результатам, а также с аналогичными показателями регионов-конкурентов. Эффективность реализации Программы в целом оценивается исходя из достижения уровня по каждому из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году.
7. Период реализации и основные этапы реализации Программы
Программа рассчитана на период с 2013 по 2020 год.
Разрабатываемая в соответствии с Концепцией Программа не будет разбита на этапы, мероприятия реализуются в течение всего периода ее действия. При этом в Программе должен быть создан гибкий механизм корректировки с учетом изменений требований Государственной программы.
Промежуточные результаты Программы будут оцениваться ежегодно на основании отчетов о ходе реализации программных мероприятий, представляемых в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. N 63-п "О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ".
8. Целевые показатели, позволяющие оценивать итоги реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы, разрабатываемой в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. N 63-п "О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ", Законом Пермского края от 2 апреля 2010 г. N 598-ПК "О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края", будет производиться на основе системы целевых показателей, достижение которых необходимо для выполнения поставленной цели.
Целевые показатели, позволяющие оценить итоги реализации Программы:
1. Прибыль (убыток) до налогообложения в сельском хозяйстве, всего, млн. рублей.
2. Доля сельскохозяйственной продукции местного производства в расходах населения на продукты питания, %.
3. Доля продукции пищевой, перерабатывающей промышленности местного производства в расходах населения на продукты питания, %.
4. Привлечение федеральных финансовых средств на развитие сельского хозяйства Пермского края, млн. рублей.
5. Доля конкурентоспособных сельскохозяйственных организаций, %.
6. Количество низкоэффективных сельскохозяйственных организаций, ед.
7. Индекс физического объема сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий, %.
8. Производительность труда, рассчитываемая как выручка на 1 занятого в сельском хозяйстве, тыс.рублей.
9. Площадь земель, приобретенных сельскохозяйственными товаропроизводителями в собственность, тыс.га.
10. Среднемесячная заработная плата работников в сельском хозяйстве, рублей.
11. Среднегодовая численность работников в сельском хозяйстве, человек.
12. Фонд начисленной заработной платы в сельском хозяйстве, млн.руб.
Указанная система целевых показателей разрабатываемой Программы является основной и обеспечит мониторинг ее реализации за отчетный период с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий. В ходе разработки и реализации Программы перечень целевых показателей может корректироваться.
Значения целевых показателей, по которым будет оцениваться эффективность и успешность реализации Программы, приведены в приложении 2 к Концепции.
9. Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы с разбивкой по годам, а также обоснование необходимости и целесообразности использования средств бюджета Пермского края
Финансирование Программы будет осуществляться за счет следующих источников: средства федерального бюджета, краевого бюджета, бюджетов муниципальных образований Пермского края, внебюджетные источники (частные инвестиции).
Основные мероприятия, которые будут определены в Программе, должны учитывать специфику природно-экономических условий функционирования АПК Пермского края и должны быть реализованы на основе софинансирования мероприятий с федеральным бюджетом на условиях и в размерах, определенных в Государственной программе, и в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации.
Общая потребность финансового обеспечения Программы из бюджета Пермского края на 2013-2020 годы составит 20 929,0 млн. рублей. Потребность в финансовом обеспечении в разрезе направлений Программы, по источникам финансирования и с разбивкой по годам представлена в приложении 3 к Концепции.
При определении объемов ресурсного обеспечения Программы учтены мероприятия по стимулированию инвестиционной деятельности и инновационного развития АПК, а также условия и тенденции развития растениеводства и животноводства за последние 10-15 лет и прогноз до 2020 года по следующим параметрам:
объем производства;
себестоимость продукции и ее структура;
цены реализации;
уровень рентабельности.
Объем финансирования на реализацию Программы в разрезе источников определяется ежегодно при формировании бюджета Пермского края и утверждается законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период.
<< Назад |
Приложение 1 >> Приложение 1 |
|
Содержание Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 25 октября 2012 г. N 447 "Об утверждении концепции долгосрочной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.