Распоряжение Правительства Пермского края
от 26 апреля 2013 г. N 111-рп
"Об одобрении проекта концепции долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Пермском крае на 2013-2020 годы"
В целях обеспечения эффективности использования бюджетных средств, в соответствии с Законом Пермского края от 12 октября 2007 г. N 111-ПК "О бюджетном процессе в Пермском крае", Законом Пермского края от 2 апреля 2010 г. N 598-ПК "О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края", постановлением Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. N 63-п "О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ":
1. Одобрить проект концепции долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Пермском крае на 2013-2020 годы".
2. Настоящее распоряжение вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Пермского края Демченко О.В.
Председатель Правительства |
Г.П. Тушнолобов |
Проект концепции
долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Пермском крае на 2013-2020 годы"
(одобрен распоряжением Правительства Пермского края от 26 апреля 2013 г. N 111-рп)
Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности в Российской Федерации, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни. В целом ряде стратегических и программных документов вопросы обеспечения безопасности дорожного движения определены в качестве приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации.
Одним из главных направлений демографической политики в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, обозначено снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий.
Цели повышения уровня безопасности транспортной системы, сокращения темпов роста количества дорожно-транспортных происшествий, а также снижение тяжести их последствий, числа пострадавших и погибших в них обозначены в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р.
Концепция долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Пермском крае на 2013-2020 годы" (далее - Концепция) определяет основные цели и задачи, направления, принципы и приоритеты деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, способствующие снижению уровня смертности на автомобильных дорогах в Пермском крае.
Разработка Концепции обусловлена:
Законом Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N 1995-р "Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах";
Законом Пермского края от 2 апреля 2010 г. N 598-ПК "О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края";
Законом Пермского края от 20 декабря 2012 г. N 140-ПК "О Программе социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы";
постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 1 декабря 2011 г. N 3046 "О Стратегии социально-экономического развития Пермского края до 2026 года".
Концепция является основой для разработки долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Пермском крае на 2013-2020 годы" (далее - Программа).
Основные термины и понятия, используемые в Концепции:
социальный риск - число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП), на 100 тысяч населения;
транспортный риск - число лиц, погибших в ДТП, на 10 тысяч транспортных средств;
тяжесть последствий - число лиц, погибших в ДТП, на 100 пострадавших;
больничная летальность пострадавших в результате ДТП - статистический показатель, представляющий собой отношение общего числа умерших в стационаре от последствий ДТП к общему числу пострадавших от ДТП, выбывших за тот же период, и служащий для оценки качества больничной помощи.
I. Обоснование необходимости и целесообразности решения задачи программно-целевым методом
Целесообразность решения проблемы программно-целевым методом подтверждена практикой реализации долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Пермском крае на 2009-2012 годы". В рамках ее реализации выполнен целый комплекс мероприятий.
В городе Перми на базе государственного краевого учреждения "Специализированное монтажно-эксплуатационное управление" Пермского края начал работу Центр управления движением, который объединил в себе автоматическую систему управления дорожным движением и систему фото-видеофиксации нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД). Очевидным результатом стало уменьшение нарушений ПДД и снижение аварийности в местах установки комплексов фото-видеофиксации на 25-70%.
С целью снижения дорожно-транспортного травматизма, в том числе детского, на территории Пермского края были проведены различные профилактические мероприятия, такие как "Внимание - дети!", "Новогодние каникулы", "Каток", "Каникулы - дороги - дети", "Безопасное колесо", "За безопасность дорожного движения - всей семьей" и другие.
Реализован комплекс профилактических мероприятий на автотранспортных предприятиях, приняты контрольно-надзорные меры в отношении дорожных и коммунальных организаций.
Обеспечивалось методическое и информационно-пропагандистское сопровождение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения пешеходов. По результатам надзорной деятельности более 200 пешеходных переходов приведено в надлежащее состояние.
Завершено внедрение программного комплекса автоматизированной диспетчеризации на территории Пермского края. Создана система оказания первичной травматологической помощи пострадавшим в ДТП за счет привлечения ресурсов врачей общей практики, фельдшерско-акушерских пунктов, сельских врачей амбулаторий.
Вместе с тем движение на дорогах Пермского края остается небезопасным. Долгосрочная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Пермском крае на 2009-2012 годы" обеспечила проведение комплексных мероприятий в рамках компетенции Министерства общественной безопасности Пермского края и Министерства здравоохранения Пермского края. Настоящая Концепция позволит разработать Программу, которая предполагает расширение круга участников, а именно привлечение Министерства транспорта и связи Пермского края и Министерства образования и науки Пермского края.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексный и системный подход к решению проблемы в части:
определения единых целей, задач и мероприятий, концентрации ресурсов на реализации мероприятий, осуществляемых в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
распределения полномочий и ответственности между органами исполнительной власти на региональном и муниципальном уровнях, а также позволит вовлечь в реализацию Программы территориальные органы исполнительных органов государственной власти Российской Федерации в Пермском крае, иные органы власти;
повышения эффективности управления в области обеспечения безопасности дорожного движения;
повышения эффективности мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, проводимых в комплексе одновременно по нескольким направлениям;
обеспечения эффективного межведомственного взаимодействия и контроля выполнения мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Эффективное продолжение решения существующих проблем в области обеспечения безопасности дорожного движения возможно только в условиях пролонгации применения программно-целевого метода посредством принятия и последующей реализации Программы.
II. Соответствие предлагаемой к решению задачи приоритетным направлениям социально-экономического развития Пермского края
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.
Задачи сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения (за счет повышения дисциплины на дорогах, качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и т.д.) и, как следствие, сокращения демографического и социально-экономического ущерба от ДТП и их последствий согласуются с приоритетными задачами социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной и среднесрочной перспективе.
Разработка Программы ведется в рамках исполнения Закона Пермского края от 20 декабря 2012 г. N 140-ПК "О Программе социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы" и постановления Законодательного Собрания Пермского края от 1 декабря 2011 г. N 3046 "О стратегии социально-экономического развития Пермского края до 2026 года" и является продолжением действующей в настоящее время долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Пермском крае на 2009-2012 годы".
III. Возможные варианты решения задачи, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения
Существует два возможных варианта решения задачи по повышению безопасности дорожного движения в Пермском крае.
Первый вариант - реализация мероприятий исполнительными органами государственной власти Пермского края, правоохранительными органами и заинтересованными организациями в соответствии со своими полномочиями (ведомственный подход).
Суть подхода заключается в том, что исполнительные органы государственной власти Пермского края при осуществлении функций и полномочий определяют цели и решают задачи исключительно в рамках отраслевой и ведомственной принадлежности.
Основным недостатком данного варианта является децентрализованное достижение одних и тех же результатов, что приведет к дублированию инструментов и механизмов решения поставленных задач и соответственно к неэффективному расходованию бюджетных средств и дополнительным финансовым затратам.
Второй вариант - скоординированная деятельность и системный подход к решению проблемы всеми заинтересованными сторонами с использованием программно-целевого метода.
Основными преимуществами данного подхода являются:
постановка единых целей и задач деятельности по повышению безопасности дорожного движения до 2020 года;
формирование системы приоритетных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, обоснованно и системно воздействующих на причины аварийности;
повышение эффективности управления в области обеспечения безопасности дорожного движения на региональном и местном уровнях, а также в области межведомственного и межуровневого взаимодействия и координации органов исполнительной власти Пермского края и органов местного самоуправления;
концентрация ресурсов государства для реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
применение принципов бюджетного планирования, ориентированного на результат;
повышение социально-экономического эффекта от реализации мероприятий Программы за счет комплексного решения отраслевых и ведомственных задач.
Основными рисками при данном подходе являются:
необходимость координации деятельности большого числа исполнителей Программы;
значительное влияние невыполнения (неполного выполнения) отдельных ведомственных и отраслевых мероприятий на комплексные результаты Программы;
недостаточное финансирование программных мероприятий.
Тем не менее именно программно-целевой метод является наиболее эффективным в решении задач по обеспечению безопасности дорожного движения в Пермском крае, так как он обеспечивает комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов, создает механизмы взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов.
Целесообразность использования программно-целевого метода также обусловлена тем, что проблема обеспечения снижения смертности в ДТП носит межотраслевой и межведомственный характер, не может быть решена в пределах одного финансового года и каким-либо одним исполнительным органом государственной власти Пермского края.
IV. Предложения по разработчикам и исполнителям Программы
Разработка Программы возложена на рабочую группу по разработке проекта концепции и проекта долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах". Состав рабочей группы утвержден распоряжением председателя Правительства Пермского края от 2 марта 2012 г. N 18-рпп.
Общее руководство и контроль реализации Программы осуществляет Министерство транспорта и связи Пермского края, которое и будет являться ответственным исполнителем Программы.
Исполнителями Программы являются Министерство транспорта и связи Пермского края, Министерство общественной безопасности Пермского края, Министерство здравоохранения Пермского края, Министерство образования и науки Пермского края, другие заинтересованные компетентные органы.
V. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является снижение количества лиц, погибших в результате ДТП.
Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:
усовершенствовать систему управления деятельностью по повышению безопасности дорожного движения;
осуществить комплекс мер по предотвращению ДТП, вероятность гибели людей в которых наиболее высока;
обеспечить повышение безопасности дорожных условий;
обеспечить снижение тяжести травм в ДТП;
обеспечить дальнейшее развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в ДТП;
усилить профилактические меры по повышению правосознания и ответственности участников дорожного движения, в том числе детей.
Задачи Программы позволят создать скоординированную систему по следующим направлениям деятельности:
1. развитие системы предупреждения опасного поведения участников дорожного движения.
Деятельность по данному направлению предусматривает формирование знаний и навыков по безопасному дорожному движению, информирование о ситуациях, потенциально приводящих к ДТП, повышение культуры на дорогах, создание в обществе понимания о неотвратимости наказания за нарушение ПДД, обеспечение соблюдения участниками дорожного движения требований ПДД, в том числе с применением систем фото-видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения;
2. обеспечение безопасного участия детей в дорожном движении.
Деятельность по данному направлению предусматривает обучение детей и подростков ПДД, формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах, укрепление и контроль дисциплины участия детей в дорожном движении, создание условий безопасного участия детей в дорожном движении;
3. развитие системы организации движения транспортных средств и пешеходов и повышение безопасности дорожных условий.
Деятельность по данному направлению предусматривает обеспечение безопасного участия пешеходов в дорожном движении, устранение и профилактику возникновения опасных участков дорожного движения, пробок и заторов, организацию транспортного планирования с целью обеспечения безопасного и эффективного трафика, развитие интеллектуальных транспортных систем, обеспечение пассивной и послеаварийной безопасности дорог и дорожной инфраструктуры;
4. развитие системы оказания помощи пострадавшим в ДТП.
Деятельность по данному направлению предусматривает обеспечение оперативности и качества оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП, обеспечение территориальной доступности медицинских учреждений, повышение уровня координации служб, участвующих в оказании помощи пострадавшим в ДТП, внедрение новых технологий в сфере оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Перечень и содержание мероприятий Программы по направлениям будут уточнены и конкретизированы при разработке Программы.
VI. Ожидаемые результаты от реализации Программы, формы и методы оценки ее эффективности
Эффективность реализации Программы оценивается исходя из достижения запланированных результатов по каждому из целевых показателей сопоставлением плановых и фактических значений показателей Программы как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году, при условии соблюдения обоснованного объема расходов.
Оценка эффективности выполнения Программы проводится для обеспечения ответственного исполнителя оперативной информацией о ходе и промежуточных результатах выполнения мероприятий и решения задач Программы. Результаты оценки эффективности используются для корректировки среднесрочных графиков выполнения мероприятий Программы и плана ее реализации.
Оценка эффективности реализации Программы производится на основе официальной статистики Управления ГИБДД МВД России по Пермскому краю.
Информация о ходе и промежуточных результатах выполнения Программы носит обобщенный характер, является результатом расчета, основывается на массиве первичных данных, не отражает итоговое состояние и позволяет проводить анализ в случае получения неудовлетворительных оценок.
Эффективность реализации Программы заключается в сохранении жизни участникам дорожного движения и снижении тяжести последствий в ДТП.
В результате реализации Программы к 2020 году будут достигнуты следующие результаты:
число лиц, погибших в ДТП в Пермском крае, в том числе детей, сократится на 25% по сравнению с уровнем 2012 года;
за 8 лет действия Программы будет сохранено более 650 человеческих жизней;
показатель тяжести последствий в ДТП снизится с 11 до 9,4;
социальный и транспортный риски от ДТП снизятся более чем на 20% по сравнению с уровнем 2012 года;
больничная летальность пострадавших в результате ДТП снизится с 4,2% до 3,9%.
VII. Реализация и основные этапы Программы
Долгосрочная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Пермском крае на 2013-2020 годы" рассчитана на период с 2013 по 2020 год и будет осуществляться в три этапа.
Первый этап Программы (2013 год) предусматривает проведение мероприятий, направленных на:
устранение и профилактику возникновения опасных участков дорожного движения в части оборудования нерегулируемых пешеходных переходов техническими средствами организации дорожного движения;
развитие системы подготовки участников дорожного движения к оказанию помощи при ДТП; создание единой системы телемедицинских консультаций на территории Пермского края; закупку медицинского оборудования.
Второй этап Программы (2014-2015 годы) предусматривает в основном мероприятия по направлению "Развитие системы организации движения транспортных средств и пешеходов и повышение безопасности дорожных условий", а именно мероприятия на дорогах регионального или межмуниципального значения, такие как:
реконструкция и установка на участках улично-дорожной сети барьерных ограждений, в том числе разделяющих встречные направления движения;
строительство надземных пешеходных переходов.
Дополнительно данный этап предусматривает возможность включения мероприятий остальных участников Программы по остальным направлениям при условии выделения дополнительного финансирования.
На третьем этапе Программы (2016-2020 годы) мероприятия будут осуществляться по всем четырем заявленным направлениям Программы и будут преимущественно направлены на продолжение поступательного достижения целевого состояния аварийности на дорогах, преодоление дисбаланса в ситуации с аварийностью в муниципальных районах Пермского края, и основываться на дифференцированном подходе к задачам по снижению дорожно-транспортного травматизма в зависимости от объектов транспортной инфраструктуры.
VIII. Целевые показатели, позволяющие оценивать итоги реализации Программы
Для оценки реализации Программы сформирована система целевых показателей.
Целевые показатели Программы отражены в Таблице 1.
Таблица 1
Целевые показатели Программы
Показатели |
2012 (факт) |
1 этап (план) |
2 этап (план) |
3 этап (план) |
Сокращение к уровню 2012 года |
||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
число |
% |
||
Число лиц, погибших в ДТП, человек |
596 |
578 |
559 |
541 |
522 |
504 |
485 |
466 |
447 |
149 |
25 |
Число детей, погибших в ДТП, человек |
21 |
20 |
20 |
19 |
19 |
18 |
18 |
17 |
16 |
5 |
25 |
Социальный риск |
22,7 |
22,0 |
21,2 |
20,5 |
19,9 |
19,3 |
18,6 |
17,9 |
17,3 |
5,4 |
24 |
Транспортный риск |
6,8 |
6,3 |
5,8 |
5,3 |
4,9 |
4,5 |
4,1 |
3,8 |
3,5 |
3,3 |
48 |
Тяжесть последствий в ДТП |
11,0 |
10,8 |
10,6 |
10,4 |
10,2 |
10,0 |
9,8 |
9,6 |
9,4 |
1,6 |
15 |
Больничная летальность пострадавших в результате ДТП, % |
4,2 |
4,17 |
4,13 |
4,11 |
4,09 |
4,03 |
3,98 |
3,96 |
3,9 |
0,3 |
7 |
IX. Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы с разбивкой по годам, а также обоснование необходимости и целесообразности использования средств бюджета Пермского края
Общая потребность финансового обеспечения Программы из бюджета Пермского края на 2013-2020 годы - 804 717,4 тыс. рублей, в том числе:
на 2013 год - 245 576,5 тыс. рублей, из них:
239 576,5 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на мероприятия, направленные на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП;
6 000 тыс. рублей за счет средств дорожного фонда Пермского края, предусмотренных на содержание автомобильных дорог;
на 2014 год - 48 140,9 тыс. рублей за счет средств дорожного фонда Пермского края, из них:
37 140,9 тыс. рублей за счет средств, предусмотренных в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог Пермского края на 2009-2015 годы" на строительство надземных переходов через автомобильную дорогу "Южный обход г. Перми" в районе д. Липаки - д. Замараево, д. Субботино;
11 000 тыс. рублей за счет средств, предусмотренных на содержание автомобильных дорог;
на 2015 год - 11 000 тыс. рублей за счет средств дорожного фонда Пермского края, предусмотренных на содержание автомобильных дорог;
на 2016-2020 годы - по 100 000 тыс. рублей в год.
Объем финансирования на реализацию Программы определяется ежегодно при формировании бюджета Пермского края и утверждается законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период.
Ресурсное обеспечение Программы осуществляется за счет средств бюджета Пермского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Пермского края от 26 апреля 2013 г. N 111-рп "Об одобрении проекта концепции долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Пермском крае на 2013-2020 годы"
Настоящее распоряжение вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования
Текст распоряжения опубликован в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 6 мая 2013 г. N 17 (248)
Распоряжением Правительства Пермского края от 28 февраля 2019 г. N 43-рп настоящее распоряжение признано утратившим силу с 5 марта 2019 г.