Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Законодательного Собрания
Пермского края
от 1 декабря 2011 г. N 3046
Стратегия
социально-экономического развития Пермского края до 2026 года
1. Цель стратегии развития Пермского края
1.1. Формулировка Стратегии
Стратегия развития - комплексное и сбалансированное развитие Пермского края, измеряемое через набор общественно признанных показателей.
Целью формирования Стратегии является обеспечение комплексного и сбалансированного развития Пермского края.
Под набором общественно признанных показателей для целей определения Стратегии принимается перечень показателей результативности деятельности Правительства Пермского края, утвержденный постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 22.09.2011 N 2868.
Пермский край - равноправный субъект в составе Российской Федерации. Для целей Стратегии важными характеристиками Пермского края являются его территория, ресурсы, населяющие его жители, общественные и экономические отношения, возникающие на территории края или в отношении его жителей.
Развитие Пермского края - позитивные изменения социальных и экономических процессов в Пермском крае. Оценка этих изменений осуществляется с помощью набора общественно признанных показателей.
Комплексное развитие Пермского края - динамика полной, охватывающей все приоритетные сферы и направления развития Пермского края совокупности общественно признанных показателей, измеряющих результаты социальных и экономических процессов.
Сбалансированное развитие Пермского края - развитие Пермского края путем согласованной деятельности по основным направлениям социально-экономического развития, при котором улучшение показателей достигается путем максимально эффективного использования ограниченных ресурсов.
Обеспечение развития Пермского края - формирование оптимального набора воздействий для согласованной деятельности по комплексному и сбалансированному развитию Пермского края.
1.2. Результат реализации Стратегии
Стратегия развития Пермского края нацелена на повышение численности постоянного населения Пермского края, рост числа вовлеченных в экономическую деятельность на территории края, а также увеличение количества людей, временно находящихся на территории края с личными, деловыми и общественными целями, как отражение привлекательности Пермского края для жизни, труда и отдыха людей.
1.3. Комплексность и сбалансированность
Комплексность Стратегии развития Пермского края обеспечивается за счет закрепления приоритетных направлений социально-экономического развития края (функционально-целевых направлений), определенных Уставом Пермского края, в функционально-целевой модели управления регионом, основанной на группировке функций и полномочий органов государственной власти и муниципального управления в функционально-целевые блоки (ФЦБ).
Для решения комплексных приоритетных задач развития региона формируются проектные блоки, объединяющие задачи и полномочия нескольких ФЦБ (комплексные функционально-целевые направления). Количество и состав проектных блоков могут изменяться в соответствии с приоритетами социально-экономического развития края.
Для каждого из функционально-целевых направлений проведен анализ преимуществ и возможностей Пермского края, а также недостатков и угроз. На основании анализа определены основные задачи для каждого функционально-целевого направления и целевые показатели, являющиеся критериями их решения.
Сбалансированность Стратегии достигается через формирование значений целевых показателей с учетом основного ресурсного ограничения - размера консолидированного бюджета Пермского края при соблюдении законодательных ограничений его использования, обязательств региона по ранее принятым решениям и других обязательств, в частности соглашений с федеральными органами власти.
1.4. Период реализации Стратегии и ее корректировка
Стратегия, основные задачи функционально-целевых направлений сформулированы на период до 2026 года.
Значения целевых показателей определены на период до 2015 года. Динамика показателей оценивается от базы фактических значений показателей 2010 года. Значения показателей представлены в приложении 1.
Стратегия, значения целевых показателей корректируются в силу изменения социально-экономической ситуации или в силу других обстоятельств в соответствии с Законом Пермского края от 02.04.2010 N 598-ПК "О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края".
2. Основные направления и задачи социально-экономического развития Пермского края
Цели и задачи социально-экономического развития Пермского края сформированы и сгруппированы в соответствии с Уставом Пермского края по следующим шести функционально-целевым направлениям и одному комплексному функционально-целевому направлению социально-экономического развития:
функционально-целевые направления:
"Развитие человеческого потенциала",
"Экономическое развитие",
"Создание комфортной среды проживания",
"Управление ресурсами",
"Развитие территорий",
"Повышение эффективности деятельности государственных краевых и муниципальных учреждений социальной сферы";
комплексное функционально-целевое направление:
"Инновации в культуре и развитие городской среды" ("Пермь - культурная столица").
2.1. Анализ конкурентных преимуществ и угроз для социально-экономического развития Пермского края
Формулировки конкурентных преимуществ и угроз выделены по результатам анализа материалов исследований, прогнозов Минэкономразвития России, Минрегионразвития России, Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, Всемирного банка, ЮНИДО, Сельскохозяйственной и продовольственной организации (FAO UN), а также других экспертно-аналитических организаций и групп.
Полные результаты анализа социально-экономического положения края представлены в приложении 3.
2.1.1. Функционально-целевое направление "Развитие человеческого потенциала"
Конкурентные преимущества/возможности |
Основные угрозы/недостатки |
1. Сравнительно высокий уровень подготовки учащихся в системах общего и профессионального образования 2. Наличие опыта внедрения инноваций в сфере образования 3. Развитие негосударственного сектора в социальной сфере 4. Наличие значительного научно-исследовательского и образовательного потенциала, научных школ. Наличие большого количества вузов, в том числе 3-х национально-исследовательских университетов 5. Наличие спортивных объектов федерального значения 6. Высокий уровень использования информационных технологий в сфере оказания государственных услуг населению |
1. Сокращение численности населения Пермского края 2. Миграционный отток населения, рост числа квалифицированных кадров, покидающих Пермский край 3. Сравнительно невысокая продолжительность жизни 4. Сравнительно высокий уровень младенческой смертности 5. Сравнительно высокий уровень смертности трудоспособного населения (в т.ч. по причинам сравнительно высокого уровня суицидов) 6. Сравнительно высокий уровень заболеваемости алкоголизмом и наркоманией 7. Сравнительно высокий уровень преступности |
Ключевые задачи функционально-целевого направления "Развитие человеческого потенциала" |
1. Стабилизация численности населения Пермского края 1.1. Повышение рождаемости в успешных семьях 1.2. Снижение смертности 1.2.1. Снижение младенческой и детской смертности 1.2.2. Снижение смертности в трудоспособном возрасте 1.3. Обеспечение положительного сальдо миграции 1.3.1. Создание безопасной среды 1.3.2. Качественное образование 1.3.2.1. Поддержка одаренных детей 2. Повышение качества населения 2.1. Сокращение численности неработающего населения в трудоспособном возрасте (повышение доли экономически активного населения, непосредственно включенного в экономическую деятельность) 2.1.1. Повышение уровня здоровья молодежи 2.1.2. Сокращение инвалидности 3. Инновационное развитие 3.1. Генерация знаний, создание вуза мирового уровня 3.1.1. Повышение эффективности работы научно-педагогических кадров вузов Пермского края (выплаты докторам наук) 3.1.2. Ведение инновационных научных исследований в партнерстве с зарубежными учеными 3.1.3. Привлечение талантливых выпускников школ Пермского края, других регионов Российской Федерации и зарубежных стран в пермские вузы 3.1.4. Обеспечение готовности школьников к обучению в вузе мирового уровня 4. Повышение эффективности системы здравоохранения 4.1. Усиление роли амбулаторно-поликлинического звена (раннее выявление заболеваний, профилактика заболеваний) 4.1.1. Развитие добровольного медицинского страхования в Пермском крае. Объединение обязательного и добровольного медицинского страхования 4.1.2. Фондодержание в здравоохранении (привлечение лечебными учреждениями финансовых средств пропорционально численности прикрепленного населения) 4.1.3. Развитие частного здравоохранения 4.2. Федеральная программа модернизации здравоохранения 4.2.1. Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений 4.2.2. Внедрение стандартов оказания медицинской помощи |
2.1.2. Функционально-целевое направление "Экономическое развитие"
Конкурентные преимущества/возможности |
Основные угрозы/недостатки |
1. Высокий уровень бюджетных доходов от добывающей промышленности в условиях высоких мировых цен на продукцию 2. Значительная обеспеченность природными ресурсами 3. Значительная обеспеченность энергетическими ресурсами 4. Выгодное территориальное расположение на пересечении транспортных коридоров 5. Водные маршруты, обеспечивающие выход к ключевым российским и международным торговым центрам (выход к 5 морям) 6. Высокий инновационный потенциал и производственная культура, прежде всего в высокотехнологичных отраслях 7. Имидж Пермского края как региона-инноватора на федеральном и мировом уровне 8. Значительный туристический потенциал, способный вызвать интерес на всероссийском и международном уровнях 9. Достаточно высокий уровень квалификации инженерно-технических работников, прежде всего в высокотехнологичных отраслях |
1. Зависимость ключевых предприятий промышленности края от конъюнктуры мировых рынков 2. Недостаточная устойчивость бюджета края, зависимость от внешних факторов 3. Недостаточный уровень производительности труда 4. Недостаток трудового ресурса по отдельным перспективным направлениям экономического развития 5. Высокая доля экономически неактивного населения 6. Снижение нормы прибыли в традиционных отраслях 7. Снижение реальных доходов населения 8. Низкий покупательный потенциал краевых рынков, высокая доля обязательных платежей в доходах среднего жителя края 9. Низкая продовольственная самообеспеченность в условиях растущих цен на рынках продуктов питания 10. Низкая предпринимательская активность. Относительно невысокий уровень развития малого и среднего бизнеса 11. В среднем невысокий уровень культуры управления производством для развития инновационной экономики 12. Относительно высокий уровень имущественного расслоения в обществе |
Ключевые задачи функционально-целевого направления "Экономическое развитие" |
1. Генерация налогооблагаемой прибыли предприятий: 1.1. Традиционные формы поддержки отраслей экономики 1.1.1. Лоббирование госзаказа и заказа естественных монополий 1.1.2. Освоение внутреннего потребительского рынка 1.1.3. Привлечение федеральных финансовых средств 1.1.4. Привлечение мировых лидеров, контролирующих рынки 1.1.5. Обеспечение доступности финансового ресурса для бизнеса 1.1.6. Создание конкурентной среды 1.1.7. Поддержка агропромышленного комплекса 1.1.8. Поддержка лесопромышленного комплекса 1.2. Модернизация 1.2.1. Создание предложения на рынке услуг 1.2.2. Развитие кооперации в промышленности 1.2.3. Создание условий для развития малого и среднего бизнеса 1.3. Создание инновационной экономики (Инновационный кластер) 1.3.1. Генерация бизнеса (стартапов) 1.3.2. Генерация прибыли в инновационном кластере 2. Генерация доходов населения 2.1. Увеличение среднего уровня оплаты труда в экономике 2.2. Увеличение числа рабочих мест в экономике 3. Генерация доходов бюджета 3.1. Рост поступлений в бюджет от уплаты налога на прибыль 3.2. Рост поступлений в бюджет от уплаты налога на доходы физических лиц 3.3. Рост поступлений в бюджет от уплаты налога на имущество организаций 3.4. Рост поступлений в бюджет от уплаты акцизов |
2.1.3. Функционально-целевое направление "Создание комфортной среды проживания"
2.1.4. Функционально-целевое направление "Управление ресурсами"
Конкурентные преимущества/возможности |
Основные угрозы/недостатки |
1. Высокая обеспеченность природными ресурсами 2. Богатый природный ландшафт 3. Высокий туристический потенциал 4. Наличие свободных земельных участков для привлечения инвесторов и частных застройщиков 5. Создан институт кадастровых инженеров 6. Высокий уровень взаимодействия исполнительных органов государственной власти (ИОГВ) края и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в сфере земельных отношений |
1. Низкая эффективность использования природных ресурсов 2. Относительно низкое качество питьевой воды и высокая загрязненность воздуха 3. Удаленность природных ресурсов от инженерных коммуникаций, трудность доступа к природным ресурсам 4. Недостаточный уровень культуры туристического бизнеса, сервисных "стандартов" 5. Низкий уровень вовлечения земель в оборот 6. Низкий уровень платежной дисциплины землепользователей и арендаторов 7. Использование земельных участков без оформления правоустанавливающих документов |
2.1.5. Функционально-целевое направление "Развитие территорий"
Конкурентные преимущества/возможности |
Основные угрозы/недостатки |
1. Прозрачная система распределения финансовых ресурсов между муниципальными образованиями - подушевой принцип финансирования 2. Потенциал для увеличения финансовой самостоятельности местных бюджетов 3. Наличие внутренних транспортных коридоров, связывающих основные центры развития края 4. Наличие высших учебных заведений и специальных образовательных учреждений для подготовки муниципальных кадров 5. Потенциал этнической самобытности коми-пермяцкого народа для развития отношений с финно-угорским миром |
1. Сильная дифференциация по уровню экономического развития муниципальных образований края 2. Большое количество малочисленных муниципальных образований с высокими затратами на содержание органов местного самоуправления, неэффективное муниципальное управление 3. Недостаточный уровень подготовки муниципальных кадров 4. Низкая социально-экономическая активность граждан в решении вопросов местного самоуправления 5. Низкая плотность населения в сочетании с мелкоселенностью территорий, большое количество населенных пунктов, удаленных от основных транспортных коридоров 6. Низкая мобильность населения 7. Отсутствие единых требований в области градостроительного проектирования на территории края 8. Неудовлетворенность населения Коми-Пермяцкого округа реализацией своих этнокультурных потребностей |
Ключевые задачи функционально-целевого направления "Развитие территорий" |
1. Рост самообеспеченности муниципальных образований 1.1. Рост доходов бюджетов муниципальных образований 1.2. Повышение эффективности расходов муниципальных образований 1.2.1. Оптимизация расходов на содержание органов местного самоуправления 1.2.2. Развитие института софинансирования расходов 1.3. Территориальное планирование 2. Развитие Коми-Пермяцкого округа 2.1. Этнокультурное развитие и повышение информационной узнаваемости Пермского края в финно-угорском мире 2.1.1. Развитие и популяризация коми-пермяцкого языка и культуры на территории Коми-Пермяцкого округа |
2.1.6. Комплексное функционально-целевое направление "Повышение эффективности деятельности государственных краевых и муниципальных учреждений социальной сферы"
Конкурентные преимущества/возможности |
Основные угрозы/недостатки |
1. Монопольное положение государственных и муниципальных учреждений социальной сферы 2. Преимущество перед бизнесом в возможности использования государственного и муниципального имущества для оказания услуг |
1. Средняя заработная плата работников краевых и муниципальных учреждений социальной сферы ниже средней заработной платы в экономике 2. Утрата/неполучение лицензии, приостановление/прекращение деятельности учреждения из-за несоответствия материальной базы краевых учреждений социальной сферы современным техническим требованиям. Несоответствие материальной базы краевых учреждений социальной сферы современным техническим требованиям, ответственность за безопасность проживающих в учреждениях 3. Монопольное положение бюджетного сектора, позволяющее учреждениям работать некачественно |
Ключевые задачи комплексного функционально-целевого направления "Повышение эффективности деятельности государственных краевых и муниципальных учреждений социальной сферы" |
1. Повышение средней заработной платы работников государственных краевых и муниципальных учреждений социальной сферы 2. Приведение краевых учреждений социальной сферы в нормативное состояние 3. Развитие конкуренции, в том числе путем передачи бизнесу имущества, необходимого для оказания государственных услуг, в аренду или концессию |
2.1.7. Проектный блок "Инновации в культуре и развитие городской среды ("Пермь - культурная столица")"
Конкурентные преимущества/возможности |
Основные угрозы/недостатки |
1. Реализация на территории края инновационного проекта "Инновации в культуре и развитие городской среды" ("Пермь - культурная столица") 2. Наличие условий для инноваций в сфере культуры, в том числе: - наличие концепции культурной политики; - высокий уровень развития институций сферы культуры: известная балетная школа, уникальная коллекция Пермской художественной галереи (деревянная скульптура, Строгановские иконы); - наличие развитой системы обмена опытом в сфере культуры и культурного проектирования (форумы, семинары, лекции); - наличие опыта внедрения современных социокультурных технологий, в том числе программы "Пермский край - территория культуры"; - развитые межрегиональные и международные коммуникации; - фактор музея "Пермь-36" (образ самого либерального региона) 3. Наличие условий для инноваций в развитии городской среды: - наличие Мастер-плана и Генерального плана г. Перми; - наличие модельных правил городских визуальных коммуникаций; - наличие опыта в проведении международных архитектурных конкурсов; - проведены архитектурные конкурсы по проектам "Строительство новой сцены театра оперы и балета им.П.И. Чайковского", "Реконструкция здания Музея современного искусства" 4. Наличие условий для творческой и профессиональной самореализации: - развитое фестивальное движение; - наличие Музея современного искусства как площадки для творческих стартапов; - активная молодежная политика 5. Благоприятный климат для создания и развития бизнесов в сфере культуры (создание креативных и туристических бизнесов) 6. Восприятие г. Перми и Пермского края как уникальной площадки культурных проектов, творческих стартапов в российских и зарубежных средствах массовой коммуникации |
1. Тенденция к сокращению численности населения Пермского края 2. Недостаточный уровень развития инфраструктуры сферы культуры и туризма 3. Дефицит квалифицированных кадров в сфере культуры и туризма 4. Отсутствие законодательной базы инноваций, в том числе для строительства уникальных зданий 5. Отсутствие программ стартапов для развития креативных бизнесов 6. Относительно низкий уровень развития "нересурсного" сектора экономики |
Ключевые задачи проектного блока "Инновации в культуре и развитие городской среды" ("Пермь - культурная столица")" |
1. Создание благоприятных условий для проживания и творческой самореализации на территории Пермского края 1.1. Повышение качества культурной среды 1.2. Реализация проекта "Белые ночи в Перми" 1.3. Повышение качества городской среды 1.4. Реализация муниципальной и молодежной политики проекта "Пермь - культурная столица" 2. Развитие туризма 2.1. Создание условий для развития туристской индустрии 2.2. Продвижение г. Перми и Пермского края/легитимизация г. Перми как культурной столицы |
3. Стратегические цели, задачи и показатели социально-экономического развития Пермского края
Стратегические цели, задачи и показатели социально-экономического развития Пермского края приведены в приложении 1 к данной Стратегии.
4. Механизмы реализации Стратегии
Основным механизмом реализации Стратегии является программа социально-экономического развития Пермского края. Она представляет собой совокупность проектов, программ и мероприятий, нацеленных на достижение целевых значений показателей результативности деятельности Правительства Пермского края.
Перечень ключевых проектов и программ Пермского края дан в приложении 2 к данной Стратегии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.