В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую региональную экономически значимую программу "Развитие свиноводства в Пермском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа).
2. Финансирование Программы обеспечить за счет общего объема средств, предусмотренных долгосрочной целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п.
3. Признать утратившими силу:
3.1. приказ Министерства сельского хозяйства Пермского края от 12 декабря 2011 г. N СЭД-25-01.1-02-116 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Региональная экономически значимая программа "Развитие свиноводства в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года";
4. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра, начальника управления формирования аграрной политики Огородова И.П.
Министр |
О.Н. Шипиловских |
Региональная экономически значимая программа
"Развитие свиноводства в пермском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года"
(утв. приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 29 декабря 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-163)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Региональная экономически значимая программа "Развитие свиноводства в Пермском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года" |
||||
Основания разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы"; постановление Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы" |
||||
Разработчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края |
||||
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края |
||||
Цели Программы |
Создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли свиноводства; увеличение объемов производства свинины и повышение ее конкурентоспособности; увеличение обеспеченности потребностей внутреннего рынка в продукции свиноводства и рост объемов реализации продукции свиноводства за пределами Пермского края; создание рабочих мест |
||||
Основные задачи |
Увеличить производство свинины за счет ускоренной реализации инвестиционных проектов, связанных с приобретением поголовья, техники и технологического оборудования; обеспечить стимулирование роста продуктивности отрасли за счет выплаты субсидий, увеличить производство свинины на основе разведения высокопродуктивных и технологичных пород и гибридов; создать современный селекционно-генетический центр на базе селекционно-гибридного центра ОАО "Пермский свинокомплекс"; обеспечить обновление производственной базы свинокомплексов и свиноферм, строительство новых и реконструкцию существующих свинокомплексов; повысить качество и товарность производимого мяса свинины; создать современные бойни и логистическую инфраструктуру; увеличить объемы и качество поставляемых свиноводству кормов; способствовать реализации инновационных ресурсосберегающих технологий и научных разработок, содействовать подготовке кадров для отрасли; осуществить реализацию мер по развитию рынка мяса, продвижению продукции пермских товаропроизводителей на внутренние и внешние рынки сбыта |
||||
Участники Программы |
Сельскохозяйственные товаропроизводители; организации агропромышленного комплекса; иные хозяйствующие субъекты |
||||
Основные мероприятия Программы |
Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли свиноводства осуществляется за счет мероприятия "Поддержка доходов сельскохозяйственных производителей в области животноводства" |
||||
Сроки и этапы реализации Программы |
2013-2015 годы и на период до 2020 года. Программа не имеет разбивки на этапы. Мероприятия Программы реализуются на протяжении всего срока ее реализации |
||||
Объемы и источники финансирования Программы(1) |
Общий объем финансового обеспечения Программы на 2013-2015 годы составит 466,7 млн. рублей, в том числе 140,0 млн. рублей из бюджета Пермского края
|
||||
Источник |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Всего за 2013-2015 годы |
|
Бюджет Пермского края |
40,0 |
50,0 |
50,0 |
140,0 |
|
Внебюджетные средства |
93,3 |
116,7 |
116,7 |
326,7 |
|
Всего |
133,3 |
166,7 |
166,7 |
466,7 |
|
Целевые индикаторы Программы |
Объем производства мяса свинины в живом (убойном) весе; поголовье свиней |
||||
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Увеличение производства мяса свинины в живом весе с 37,6 тыс. тонн в 2011 году до 42,5 тыс. тонн к 2015 году, и до 48,2 тыс. тонн к 2020 году; увеличение поголовья свиней с 205,7 тыс. голов в 2011 году до 231,0 в 2015 году и до 261,8 тыс. голов в 2020 году |
||||
Контроль реализации Программы |
Общее руководство и контроль реализации Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края. Финансовый контроль использования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию Программы, осуществляется контролирующими органами в соответствии с законодательством Пермского края |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
1.1. Анализ состояния отрасли мясного животноводства в Пермском крае
Животноводческое направление является приоритетным и играет значимую роль в развитии сельского хозяйства Пермского края, что подтверждается высокой долей молочного и мясного животноводства в структуре товарной продукции - их удельный вес составляет более 80%. Потребность населения Пермского края в мясе удовлетворяется как за счет собственного производства, так и за счет ввоза продукции из других регионов. В 2011 году общий объем потребления мяса в крае составил 157,7 тыс. тонн, в то же время в регионе всеми категориями хозяйств было произведено 81,1 тыс. тонн мяса, в том числе 21,8 тыс. тонн говядины, 26,9 тыс. тонн свинины, 31,0 тыс. тонн мяса птицы. Баланс потребления и производства мяса представлен в таблице 1.
Таблица 1
Баланс производства и потребления мяса и мясопродуктов по Пермскому краю, тыс. тонн
Мясо и мясопродукты |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Остаток на начало года |
14,7 |
13,3 |
12,5 |
13,4 |
12,9 |
12,4 |
12,7 |
13,5 |
Производство |
97,5 |
81,3 |
81,1 |
83,4 |
77,2 |
77,3 |
80,5 |
81,1 |
Ввоз |
44,1 |
66,6 |
69,6 |
77,9 |
84,1 |
92,2 |
91 |
91,2 |
в том числе импорт |
|
15,4 |
18 |
30,1 |
31,7 |
10,6 |
9,6 |
7,5 |
удельный вес ввозимой продукции (в фонде потребления), % |
31,4 |
47,4 |
48,3 |
51,5 |
56,3 |
59,7 |
58,8 |
57,8 |
Мясо и мясопродукты |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Вывоз |
1,3 |
8 |
5,4 |
10,2 |
12,1 |
14,5 |
15,5 |
14,5 |
удельный вес вывозимой продукции (в объеме производства), % |
1,3 |
9,8 |
6,7 |
12,2 |
15,7 |
18,8 |
19,3 |
17,9 |
Фонд потребления |
140,3 |
140,4 |
144,1 |
151,2 |
149,5 |
154,4 |
154,8 |
157,7 |
в том числе в расчете на душу населения, кг |
47,4 |
50,9 |
52,6 |
55,5 |
56,5 |
57,1 |
58,7 |
59,9 |
Остаток на конец периода |
14 |
12,5 |
13,4 |
12,9 |
12,4 |
12,7 |
13,5 |
13,2 |
Коэффициент самообеспечения, % |
70,5 |
57,8 |
56,2 |
55,0 |
50,3 |
50,0 |
51,9 |
51,3 |
Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края
В настоящее время мясом собственного производства Пермский край обеспечивает население лишь наполовину. По данным баланса видно, что за период с 2000 по 2011 годы объемы производства мяса и коэффициент самообеспечения Пермского края мясом существенно снизились. За исследуемый период почти в 2 раза увеличились объемы ввозимой на территорию Пермского края мясной продукции, вывоз же произведенной продукции за пределы региона незначителен (порядка 15-20% в общем объеме производства).
Потребление мяса на душу населения в Пермском крае в 2011 году составило 59,9 кг, что в среднем ниже, чем по Российской Федерации - 71 кг (таблица 2), и ниже рекомендуемых медицинских норм питания. Согласно рациональным нормам питания среднегодовое потребление мяса и мясопродуктов должно составлять 81 кг на душу населения. Выше приведенные данные свидетельствуют о потенциале рынка и возможностях увеличения производства и реализации мяса и мясопродуктов в Пермском крае. Поэтому одной из основных задач деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края на среднесрочную перспективу является увеличение доли собственного производства мяса в фонде потребления до 68,4% к 2020 году.
Таблица 2
Среднедушевое потребление мяса по видам в Российской Федерации в 2011 году
Вид мяса |
Все виды |
Птица |
Свинина |
Говядина |
Потребление на душу населения, кг/год |
71,0 |
25,3 |
23 |
16,2 |
Источник: Росстат
Тенденции в производстве мяса различны по его видам (динамика представлена в таблице 3).
Таблица 3
Производство мяса в хозяйствах всех категорий в Пермском крае (по видам), тыс. тонн
Показатель |
1985 |
1990 |
2000 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2011 к 1985, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Скот и птица в живом весе |
187,7 |
238,9 |
150,3 |
115,0 |
117,5 |
121,2 |
120,2 |
64,0 |
Скот и птица в убойном весе |
140,6 |
155,1 |
97,5 |
77,2 |
77,3 |
80,5 |
81,1 |
57,6 |
Мясо крупного рогатого скота |
79,6 |
65,3 |
38,4 |
24,6 |
23,1 |
23,0 |
21,8 |
27,3 |
Мясо свиней |
39,2 |
56,8 |
37,6 |
28,5 |
26,1 |
24,8 |
26,9 |
68,6 |
Мясо птицы |
20,2 |
28,6 |
19,4 |
22,7 |
26,9 |
31,3 |
31,0 |
153,4 |
Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края
По данным таблицы 3 видно, что максимальные объемы производства мяса приходились на начало 90-х годов, когда потребности Пермского края полностью покрывались за счет собственного производства. Затем к 2000 году произошло существенное снижение объемов производства. В последние годы наблюдается рост производства мяса птицы, но эта тенденция не перекрывает серьезного снижения производства мяса свиней и крупного рогатого скота (далее - КРС).
Таблица 4
Производство в Пермском крае скота и птицы на убой (в убойном весе), тыс. тонн
Категории хозяйств |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Хозяйства всех категорий |
97,5 |
81,3 |
81,1 |
83,4 |
77,2 |
77,3 |
80,5 |
81,1 |
Сельскохозяйственные организации |
56,2 |
51,8 |
54,4 |
56,9 |
54,8 |
56,9 |
59,6 |
59,7 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели |
0,8 |
0,8 |
1,2 |
1,3 |
1,2 |
1 |
1,2 |
1,5 |
Хозяйства населения |
40,5 |
28,7 |
25,5 |
25,2 |
21,2 |
19,4 |
19,7 |
19,9 |
Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края
Производство мяса в Пермском крае осуществляется и в сельскохозяйственных организациях, и на личных подворьях (таблица 4). В 2005 году произошло резкое сокращение объемов производства мяса КРС и мяса свиней в хозяйствах населения, а также в небольших сельскохозяйственных организациях, что, в основном, было связано с резким ростом цен на зерно. Таким образом, в 2005-2011 годах основными производителями животноводческой продукции в Пермском крае являлись сельскохозяйственные предприятия, ими производилось около 70% мяса. Необходимо также отметить, что большинство мясокомбинатов Пермского края работают на привозном сырье, что приводит к отсутствию спроса на мясо местных сельхозтоваропроизводителей со стороны перерабатывающих предприятий. Отсутствие эффективного забоя также существенно ограничивает производство мяса в небольших сельскохозяйственных организациях и в личных подсобных хозяйствах населения. Указанные факторы в настоящее время существенно сдерживают развитие мясного рынка в Пермском крае.
1.2. Свиноводство
Важную роль в обеспечении населения мясом играет свиноводство. В общем объеме производства мяса в Пермском крае 33% по данным 2011 года приходится на свинину. Две трети производимой в Пермском крае свинины приходится на долю сельскохозяйственных организаций, динамика производства мяса в которых стабильна. Сокращение производства свинины в Пермском крае в основном происходит за счет снижения производства в хозяйствах населения (с 2000 года объемы производства сократились более чем в 2 раза). Новых инвестиционных проектов по свиноводству за последние годы не реализовано. Структура и динамика производства свинины по категориям хозяйств представлены в таблице 5.
Таблица 5
Производство в Пермском крае свинины в убойном весе, тыс. тонн
Категории хозяйств |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Хозяйства всех категорий |
37,6 |
32,4 |
31,7 |
33,6 |
28,5 |
26,1 |
24,8 |
26,9 |
Сельскохозяйственные организации |
18,9 |
17,7 |
18,2 |
20,3 |
18,5 |
17,8 |
16,6 |
18,0 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели |
0,3 |
0,4 |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
Хозяйства населения |
18,4 |
14,3 |
12,9 |
12,7 |
9,4 |
7,9 |
7,7 |
8,3 |
Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края
За прошедшие 10 лет производство свинины в Пермском крае сократилось с 37,6 тыс. тонн в 2000 году до 24,8 тыс. тонн в 2010 году (убойный вес), или на 34%. В 2011 году наметился небольшой рост производства свинины - всеми категориями хозяйств произведено 26,9 тыс. тонн свинины (на 2,1 тыс. тонн больше, чем в 2010 году). Однако этот рост незначителен и неустойчив. Это связано с тем, что основная масса фондов свиноводческой отрасли физически и морально устарела, неразвита селекционно-генетическая структура, биологический потенциал животных используется далеко не в полной мере.
Отечественное свиноводство сегодня испытывает дефицит племенных ресурсов в специализированных породах мясного направления продуктивности, без которых невозможно создать качественно новую сырьевую базу беконной и мясной свинины. Их удельный вес не позволяет обеспечить в полном объеме возросший спрос товарного свиноводства для производства скороспелых мясных гибридов отечественной селекции. Нет и программы создания конкурентоспособной отечественной племенной базы специализированных мясных пород свиней на более прогрессивной организационной и технологической базе.
Племенная база свиноводства Пермского края на начало 2012 года представлена 3 породами (крупная белая, ландрас, дюрок), разводимыми в племенном заводе и в племенных репродукторах, в которых сосредоточено 1,6 тыс. голов основных и проверяемых маток, что составляет 8,4% от общей численности маточного поголовья свиней в хозяйствах всех категорий. Согласно производственным и селекционным нормативам количество маточного поголовья в племенных хозяйствах и в репродукторах по получению двухпородного кроссированного молодняка должно составлять порядка 15%.
Существующие производственные предприятия в свиноводстве нуждаются в модернизации и реконструкции, в результате которых планируется увеличение производительности имеющихся мощностей, снижение себестоимости выпускаемой продукции и за счет этого повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, а также увеличение объемов производства и рынков сбыта.
При выращивании свиней необходима узкая специализация, в побочном или подсобном хозяйстве данное производство не выгодно. Стратегия развития свиноводства возможна в двух направлениях - строительство индустриальных свинокомплексов с поголовьем свыше 30-60 тыс. голов и строительство небольших автоматизированных модульных свинарников на 3-12 тыс. голов. Развитие свиноводства зависит от наличия отраслевой инфраструктуры - племенной работы, забоя и переработки.
Производство свинины в регионе в целом можно считать стабильным. Анализ финансово-экономических показателей состояния отрасли свиноводства представлен в таблице 6.
Таблица 6
Анализ состояния свиноводства в регионе
Показатель |
Ед. измерения |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2011 г. к 2007 в % |
Поголовье свиней во всех категориях хозяйств на конец отчетного периода |
тыс. голов |
227,3 |
213,1 |
211,8 |
206,0 |
205,7 |
90,5 |
Валовое производство свинины в живом весе |
тыс. тонн |
42,8 |
38,1 |
38,1 |
36,4 |
37,6 |
87,9 |
Валовое производство свинины в убойном весе |
тыс. тонн |
33,6 |
28,5 |
26,1 |
24,8 |
26,9 |
80,1 |
Производство на душу населения |
кг |
12,3 |
10,5 |
9,9 |
9,4 |
9,9 |
80,5 |
Валовое производство свинины в убойном весе в сельскохозяйственных организациях |
тыс. тонн |
20,3 |
18,5 |
17,8 |
16,6 |
18,0 |
88,7 |
Количество реализованной продукции |
тыс. тонн |
25,6 |
24,0 |
24,7 |
23,9 |
24,4 |
95,3 |
Себестоимость реализованной продукции |
млн.руб. |
1283,6 |
1524,6 |
1556,4 |
1590,9 |
1762,0 |
137,3 |
Выручка от реализации продукции |
млн.руб. |
1147,6 |
1557,9 |
1696,5 |
1593,3 |
1817,3 |
158,4 |
Рентабельность производства мяса с государственной поддержкой |
% |
|
|
9,3 |
0,5 |
3,7 |
х |
Рентабельность производства мяса без государственной поддержки |
% |
-10,6 |
2,2 |
9,0 |
0,15 |
3,1 |
х |
Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края
Основным производителем и поставщиком свинины в Пермском крае является открытое акционерное общество "Пермский свинокомплекс" (далее - Свинокомплекс), находящееся в федеральной собственности. Свинокомплекс входит в двадцатку крупнейших производителей свинины в стране.
Предприятие является поселкообразующим предприятием - при численности населения поселка Майский 5 241 человек среднегодовая численность занятых на свинокомплексе в 2011 году составила 1 837 человек, и производит порядка 80% мяса свиней от общего объема производства свинины в крае.
Предприятие ежегодно производит 18-24 тыс. тонн свинины в живом весе (в 2010 году произвели 21,8 тыс. тонн, в 2011 году - 22,4 тыс. тонн), увеличивает глубину переработки своей продукции и занимает определенное место на рынке полутуш, крупнокусковых полуфабрикатов и готовых мясных изделий.
Деятельность комплекса направлена на предоставление товарных услуг в виде качественной продукции своего производства: свинины для мясокомбинатов (в живом весе), племенного свинопоголовья, непосредственно свинины, прочей продукции собственного производства.
В состав существующего в Пермском крае Свинокомплекса входят селекционно-гибридный центр на 1500 свиноматок, два промышленных комплекса для выращивания и откорма свиней общей проектной мощностью 216 тыс. голов в год. В структуру предприятия также входит комбикормовый завод мощностью 100 тыс. тонн комбикормов в год.
Производственные объекты ОАО "Пермский свинокомплекс" (племферма и первая очередь свинокомплекса) были построены в 1974 году. В основу производства были заложены технологии с высоким уровнем энергозатрат, не использовавшимися странами с высокоразвитой отраслью свиноводства, что в настоящее время приводит к значительному росту затрат на производство свинины.
Эксплуатация производственных мощностей Свинокомплекса после их постройки осуществлялась без капитальных ремонтов и привела к следующим негативным последствиям:
разрушение части строительных конструкций основных производственных помещений;
физический износ и моральное устаревание оборудования;
биологическое старение комплекса в целом, а именно накопление патогенной микрофлоры из-за высокой концентрации свинопоголовья на небольшой территории;
совмещение на одной производственной площадке цехов воспроизводства и откорма, и, как следствие, повышенный технологический отход поголовья.
Кроме того, анализ показывает, что существующая схема энергообеспечения, с учетом ежегодного роста тарифов на электричество, становится для хозяйства обременительной и ведет к экономической зависимости от генерирующей компании. Необходимо комплексное решение проблемы энергообеспечения.
Актуальность проблемы использования энергозатратных технологий обостряется в связи со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и обострением конкуренции с иностранными производителями свинины.
Применение устаревшего оборудования и технологии обуславливает высокую себестоимость продукции Свинокомплекса. Ввиду дефицита оборотных средств на предприятии отсутствует запас кормов, достаточный для устойчивого функционирования (кормят с колес), не обеспечивается должный ветеринарный контроль. Свинокомплекс демонстрирует устойчивую убыточность. Отсутствуют средства на модернизацию производственных мощностей. Приватизация предприятия по рыночной цене не представляется возможной до погашения задолженности перед основным кредитором Свинокомплекса. При этом Пермский край ставит приоритетом сохранение профиля предприятия в целях обеспечения жителей Пермского края свининой местного производства, а также недопущение возникновения социальной напряженности и сохранение рабочих мест.
В сложившейся ситуации дальнейшее развитие свинокомплекса стало невозможным без решения задачи привлечения внешних инвестиций. В настоящее время решается вопрос передачи свинокомплекса в краевую собственность с дальнейшей приватизацией предприятия. Целями передачи 100% акций ОАО "Пермский свинокомплекс" из федеральной собственности в собственность Пермского края являются обеспечение устойчивого функционирования поселкообразующего предприятия; сохранение рабочих мест; повышение конкурентоспособности предприятия и производимой продукции посредством модернизации.
В рамках проекта по увеличению объема производства свинины предполагается реконструкция существующих зданий и сооружений очереди N 1 и N 2 и строительства новых, с замкнутым оборотом стада для свиноматок и необходимых инженерных коммуникаций, организацию автономного теплоснабжения объектов и подачи электрической энергии.
Предполагаемые мероприятия производятся в два этапа:
I - строительство селекционного гибридного центра (СГЦ) и двух площадок воспроизводства;
II - новое строительство цеха откорма и реконструкция существующего цеха воспроизводства под откорм.
В результате осуществления проекта предполагается увеличение производительности действующего свиноводческого комплекса, снижение себестоимости выпускаемой продукции и за счет этого повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, расширение рынков сбыта. Также планируется строительство модульного цеха по переработке мяса.
Для решения поставленных задач необходимы комплексный подход и существенная поддержка производителей свинины из бюджета Пермского края на приобретение оборудования, техники, реконструкцию и модернизацию.
На решение указанных проблем и направлена региональная экономически значимая программа "Развитие свиноводства в Пермском крае на 2013 - 2015 годы и на период до 2020 года".
Кроме, того, на территории Пермского муниципального района ООО "Мулянский свинокомплекс", входящий в холдинг "КоПИТАНИЯ", планирует строительство свинокомплекса и мясоперерабатывающего завода. Проектная мощность нового свинокомплекса составит 30 тыс. тонн мяса в год.
II. Основные цели и задачи Программы
2.1. Цель Программы - создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли свиноводства, увеличение объемов производства продукции свиноводства и повышение конкурентоспособности продукции, увеличение обеспеченности потребностей внутреннего рынка в мясе свинины и рост объемов реализации за пределами Пермского края, создание рабочих мест.
2.2. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
увеличить производство свинины за счет ускоренной реализации инвестиционных проектов, связанных с приобретением поголовья, техники и технологического оборудования;
обеспечить стимулирование роста продуктивности отрасли за счет выплаты субсидий,
увеличить производство свинины на основе разведения высокопродуктивных и технологичных пород и гибридов;
создать современный селекционно-генетический центр на базе селекционно-гибридного центра ОАО "Пермский свинокомплекс";
обеспечить обновление производственной базы свинокомплексов и свиноферм, строительство новых и реконструкцию существующих свинокомплексов;
повысить качество и товарность производимого мяса свинины;
создать современные бойни и логистическую инфраструктуру;
увеличить объемы и качество поставляемых свиноводству кормов;
способствовать реализации инновационных ресурсосберегающих технологий и научных разработок, содействовать подготовке кадров для отрасли;
осуществить реализацию мер по развитию рынка мяса, продвижению продукции пермских товаропроизводителей на внутренние и внешние рынки сбыта.
III. Целевые индикаторы, ожидаемые результаты и социально-экономическая эффективность Программы
3.1. Мероприятия Программы приведут к увеличению основных показателей эффективности деятельности отрасли. Основные целевые индикаторы Программы и их значения по годам приведены в таблице 7. За счет реализации мероприятий планируется к 2015 году увеличить поголовье свиней во всех категориях хозяйств к уровню 2011 года на 27,2% - с 205,7 тыс. голов до 231,0 в 2015 году и до 261,8 тыс. голов в 2020 году, увеличить производство мяса в живом весе к 2015 году - на 13% от уровня 2011 года, а к 2020 году - на 28%.
Таблица 7
Производство свинины в хозяйствах всех категорий в Пермском крае (по видам), тыс. тонн
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2020 |
2020 к 2011 году |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Поголовье свиней во всех категориях хозяйства, тыс. голов |
205,7 |
207,9 |
209,1 |
218,3 |
231,0 |
261,8 |
127,2 |
Производство свинины в хозяйствах всех категорий в Пермском крае в живом весе, тыс. тонн |
37,6 |
37,9 |
38,2 |
40,0 |
42,5 |
48,2 |
128,2% |
Производство свинины в хозяйствах всех категорий в Пермском крае в убойном весе, тыс. тонн |
26,9 |
27,1 |
27,3 |
28,6 |
30,1 |
34,5 |
128,2% |
Потребление свинины в Пермском крае, тыс. тонн |
45,0 |
45,0 |
45,0 |
45,0 |
45,0 |
45,0 |
х |
3.2. Реализация Программы позволит увеличить дополнительное поступление налогов. По сравнению с 2011 годом объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней к 2015 году увеличится на 88 млн. рублей, а к 2020 году - на 190 млн.руб. Расчет социально-экономической эффективности реализации Программы и эффективности использования бюджетных средств приведен в таблице 8.
Таблица 8
Социально-экономическая эффективность реализации Программы
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2020 |
2020 г. к 2009 г. |
1. Объем производства свинины, тыс. тонн в живой массе |
37,6 |
37,9 |
38,2 |
40,0 |
42,5 |
48,2 |
128,2% |
2. Выручка (нетто) от продажи мяса и мясопродуктов сельскохозяйственных организаций, млн.руб. |
1817 |
1999 |
2115 |
23261 |
2594 |
3474 |
191,2% |
3. Прирост выручки (нетто) от продажи мяса и мясопродуктов сельскохозяйственных организаций от уровня 2011 года, млн.руб. |
х |
182 |
298 |
509 |
778 |
1657 |
х |
4. Начисление налогов, млн.руб. |
210 |
229 |
243 |
267 |
298 |
399 |
190,2% |
5. Ежегодный прирост налогов отрасли мясного животноводства к уровню 2011 года, млн.руб. |
х |
20 |
33 |
57 |
88 |
190 |
х |
Достичь указанных результатов Программы планируется за счет реализации программных мероприятий, направленных на создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли свиноводства.
IV. Перечень и описание программных мероприятий
4.1. Реализация основного мероприятия по поддержке доходов сельскохозяйственных производителей в области свиноводства направлена на стабилизацию и рост доходов сельскохозяйственного производства, повышение уровня его экологической безопасности, увеличение эффективности свиноводства.
Механизм реализации - предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), специализирующихся на производстве и реализации свинины, на возмещение части затрат на покупку материала (скота), оборудование и технику.
Размер субсидии определяется по ставке за единицу используемых ресурсов (поголовье сельскохозяйственных животных), рассчитанной с применением индекса, учитывающего эффективность деятельности сельскохозяйственного товаропроизводителя за определенный период и объем используемых производственных мощностей.
При реализации сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) новых проектов, направленных на увеличение используемых ресурсов, рост объемов произведенной и реализуемой сельскохозяйственной продукции, а также при осуществлении строительства жилья для своих работников могут быть предусмотрены дополнительные ставки субсидии.
Методика определения индексов и ставки субсидии утверждаются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
4.2. В рамках долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п, осуществляются так же мероприятия по развитию кадрового потенциала, оказанию информационно-консультационной поддержки; мероприятия, направленные на продвижение продукции пермских товаропроизводителей на внутренние и внешние рынки сбыта; оказывается государственная поддержка развития племенного животноводства; а также проводятся противоэпизоотические мероприятия, направленные на диагностику, профилактику и ликвидацию карантинных и особо опасных болезней в целях предотвращения потерь животноводческой продукции и повышения ее качества.
4.3. С целью минимизации рисков заноса вируса африканской чумы свиней и распространения ее на территории Пермского края и Российской Федерации в долгосрочной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п, предусмотрены мероприятия государственной поддержки по возмещению части затрат по переводу личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств, занимающихся содержанием и разведением свиней (кроме предприятий индустриального типа), на альтернативные свиноводству направления животноводства.
V. Ресурсное обеспечение Программы
5.1. Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных долгосрочной целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п, по мероприятию "Поддержка доходов сельскохозяйственных производителей в области животноводства".
5.2. Объем средств, необходимый для реализации мероприятий Программы, рассчитан с учетом:
средних по региону производственных издержек на производство мяса свинины;
экспертных оценок капитальных вложений на технологическое оборудование свинокомплексов и центров по оказанию сервисных услуг;
средних цен на племенной скот по импорту и внутри страны;
среднерегиональных расходов на содержание поголовья.
5.3. Общая потребность финансового обеспечения Программы на 2013-2015 годы составит 446,7 млн. рублей, в том числе 140,0 млн. рублей - из бюджета Пермского края. Данные по объемам и источникам финансирования всех мероприятий Программы приведены в таблице 9.
Таблица 9
Общая потребность в финансировании мероприятий Программы и источники финансирования, млн.руб.
N п/п |
Мероприятие |
Источник |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Всего за 2013-2015 годы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Всего по Программе, мероприятие "Поддержка доходов сельскохозяйственных производителей в области животноводства" |
Бюджет Пермского края |
40,0 |
50,0 |
50,0 |
140,0 |
Внебюджетные средства |
93,3 |
116,7 |
116,7 |
326,7 |
||
Всего |
133,3 |
166,7 |
166,7 |
466,7 |
VI. Система управления реализацией программы
6.1. Управление реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, являющееся координатором и исполнителем Программы.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края:
обеспечивает согласованные действия участников Программы по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального и краевого бюджетов;
составляет и в установленном порядке представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год;
подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе реализации Программы.
6.2. Участниками Программы являются хозяйствующие субъекты различных форм собственности в соответствии с действующим законодательством (сельскохозяйственные товаропроизводители, организации агропромышленного комплекса, иные хозяйствующие субъекты).
6.3. Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых исполнителями Программы с участниками отдельных мероприятий, или путем предоставления субсидий участникам Программы в порядке, установленном Правительством Пермского края в соответствии законодательством Российской Федерации.
6.4. Финансовый контроль использования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию Программы, осуществляется контролирующими органами в соответствии с действующим законодательством.
6.5. Механизм реализации целей и задач Программы по соответствующим направлениям Программы детализируется в порядках предоставления субсидий, утверждаемых нормативными правовыми актами Правительства Пермского края на весь период действия Программы.
6.6. Предоставление субсидий осуществляется в соответствии с утвержденным Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края реестром получателей субсидий. Порядок формирования и условия включения в реестр получателей субсидий определяется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
6.7. Оценка рисков реализации Программы.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура товаров и услуг для села, а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию мяса и трудностям с его реализацией;
природно-климатические риски;
внутренние риски:
организационные риски, запаздывание с реализацией мероприятий;
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита).
Управление рисками в рамках реализации Программы проводится в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителя и участников Программы.
------------------------------
(1) Финансирование мероприятий настоящей Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных долгосрочной целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2011 г. N 1335-п.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 29 декабря 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-163 "Об утверждении экономически значимой программы "Развитие свиноводства в Пермском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года"
Настоящий приказ вступает в силу после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Текст приказа опубликован в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 11 февраля 2013 г. N 5 (236)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 26 января 2017 г. N СЭД-25-01.1-02-15
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 27 декабря 2016 г. N СЭД-25-01.1-02-290
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 26 марта 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-42
Изменения вступают в силу после дня официального опубликования названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 14 марта 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-35
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 9 декабря 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-237
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 22 июля 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-110
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 30 мая 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-84
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 18 марта 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-37
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 27 февраля 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-16
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 29 января 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-7
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.