Апелляционное определение Пермского краевого суда
от 10 октября 2012 г. по делу N 33-9141
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Титовца А.А.,
судей Веретновой О.А., Заривчацкой Т.А.
при секретаре Новгородцевой А.В.
рассмотрела 10 октября 2012 года в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Нытвенского муниципального района Пермского края на решение Нытвенского районного суда Пермского края от 13 августа 2012 года, которым признаны незаконными измененные администрацией Нытвенского муниципального района условия труда Обуховой М.М. в соответствии с п.п. 1.2, 3 распоряжения администрации Нытвенского муниципального района от 06.04.2012 N ... (с изменениями от 20.04.2012); признаны незаконными пп. 1.1 и 1.2 п. 1 распоряжения администрации Нытвенского муниципального района от 06.04.2012 N ... (с изменениями от 20.04.2012) в части установления с 1 марта 2012 кратного соотношения оклада /должность/ МБУЗ "Название 1." в размере 1,8 и размера должностного оклада Обуховой М.М. в размере 9083 руб.; признано действующим на день рассмотрения спора кратное соотношение оклада /должность/ МБУЗ "Название 1." к средней заработной плате основного персонала учреждения в размере 2,6 и размер должностного оклада Обуховой М.М. 13501 руб.; возложена обязанность на администрацию Нытвенского муниципального района включить в п. 5.1 трудового договора, заключенного с Обуховой М.М. 17.02.2012 размер должностного оклада /должность/ в сумме 13501 руб. и кратное соотношение оклада /должность/ к средней заработной плате основного персонала МБУЗ "Название 1." в размере 2,6.
Заслушав доклад судьи Титовца А.А., объяснение представителя ответчика М., возражения представителя истца Л., исследовав материалы дела, судебная коллегия установила:
Обухова М.М. обратилась с иском к администрации Нытвенского муниципального района, в котором с учетом уточнений требований (л.д. 225) просила признать незаконными пп. 1.1 и 1.2 п. 1 распоряжения администрации Нытвенского муниципального района от 06.04.2012 N ... (с изменениями от 20.04.2012) в части установления с 1 марта 2012 кратного соотношения оклада /должность/ МБУЗ "Название 1." в размере 1,8 и размера должностного оклада Обуховой М.М. в размере 9083 руб.; признать действующим на день рассмотрения спора кратное соотношение оклада /должность/ МБУЗ "Название 1." к средней заработной плате основного персонала учреждения в размере 2,6 и размер должностного оклада Обуховой М.М. 13501 руб.; обязать администрацию Нытвенского муниципального района включить в п. 5.1 раздела 5 трудового договора, заключенного с Обуховой М.М. 17.02.2012, размер должностного оклада /должность/ в сумме 13501 руб. и кратное соотношение оклада /должность/ к средней заработной плате основного персонала МБУЗ "Название 1." в размере 2,6.
В обоснование иска указала, что 17.02.2012 между ней и администрацией Нытвенского муниципального района заключен срочный трудовой договор, согласно которому она назначена на должность /должность/ - /должность/ муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Название 1.".
Распоряжением администрации Нытвенского муниципального района от 06.04.2012 N ... "Об оплате труда руководителей муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения Нытвенского муниципального района" (п. 1.2) установлен размер ее должностного оклада 9083 руб.
Во исполнение пункта 3 распоряжения (с изменениями, внесенными распоряжением от 20.04.2012 N 683-р) она ознакомлена о предстоящем сокращении оплаты ее труда, поскольку по ранее действующему распоряжению администрации Нытвенского муниципального района от 31.01.2012 N ... с 01.01.2012 ее оклад составлял 13501 руб.
Она считает, что данные действия ответчика как работодателя совершены с нарушением статей 129, 132 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку носят дискриминационный характер, при том что после реорганизации учреждения здравоохранения увеличился объем ее служебной" деятельности. Также ссылается на то, что в трудовом договоре в нарушение положений статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации не установлен конкретный размер оплаты ее труда.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Нытвенского муниципального района просит отменить решение с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильном применении норм материального права, поскольку суд односторонне и поверхностно исследовал обстоятельства дела и представленные доказательства, не учел важные моменты.
В суд без объяснения причин не явился представитель профсоюзной организации МБУЗ "Название 1.", поэтому на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено при данной явке сторон.
Проверив законность и обоснованность решения по доводам жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Удовлетворяя требование истца, суд первой инстанции исходил из несоблюдения ответчиком положений трудового законодательства, регулирующего изменение условий трудового договора по инициативе работодателя по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, поскольку признал установленным, что на основании заключенного трудового договора от 17.02.2012 Обухова М.М. принята на работу /должность/ МБУЗ "Название 1.", созданного в результате реорганизации путем слияния муниципальных учреждений здравоохранения - МУЗ "Название 1.", МУЗ "Название 2.", МУЗ "Название 3.", фактически с сохранением прежнего заработка, установленного распоряжением администрации Нытвенского муниципального района от 31.01.2012.
Выводы суда первой инстанции основаны на обстоятельствах, имеющих значение для дела, соответствуют фактическим обстоятельствам, которые следуют из исследованных доказательств, получивших надлежащую правовую оценку.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Обухова М.М. работала /должность/ - руководителем МУЗ "Название 1.".
Распоряжением администрации Нытвенского муниципального района от 31.01.2012 N ... Обуховой М.М. с 01.01.2012 до завершения реорганизации муниципальных учреждений здравоохранения Нытвенского муниципального района установлено кратное соотношение оклада /должность/ к средней заработной плате основного персонала - 2,6, размер оклада 13501 руб., размер ежемесячной надбавки за напряженность в труде 8000 руб.
17.02.2012 администрация Нытвенского муниципального района (работодатель) и Обухова М.М. (работник) заключили срочный трудовой договор, по которому Обухова М.М. назначена на должность /должность/ - /должность/ МБУЗ "Название 1." с 17.02.2012.
17.02.2012 распоряжением администрации Нытвенского муниципального района N ... утвержден Устав МБУЗ "Название 1.", Обухова М.М. назначена /должность/ учреждения.
В соответствии с п. 5.1 раздела 5 трудового договора заработная плата состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера и других условий труда, согласно действующим нормативным правовым актам Правительства Пермского края, Нытвенского муниципального района в области оплаты труда. В частности, размер должностного оклада /должность/ устанавливается с учетом квалификационной категории нормативным правовым актом Правительства Пермского края либо главы администрации Нытвенского муниципального района, а также с учетом группы по оплате труда.
Государственная регистрация юридического лица - МБУЗ "Название 1." проведена 05.03.2012.
Согласно статьи 145 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.
Во исполнение Закона Пермского края от 3 сентября 2008 г. N 291-ПК "Об оплате труда работников бюджетных учреждений Пермского края", Постановления Правительства Пермского края от 14 мая 2009 г. N 264-п "О введении отраслевых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений Пермского края" Правительство Пермского края утвердило Положение о системе оплаты труда работников бюджетных учреждений здравоохранения Пермского края, пунктом 3.2 которого предусмотрено, что должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, заключаемым с учредителем, устанавливается в кратном соотношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и может составлять от 1 до 5 размеров указанной средней заработной платы; конкретный размер кратности ежегодно устанавливается правовым актом учредителя.
Аналогичное регулирование воспроизведено в действующей на момент возникновения трудовых отношений редакции Положения об отраслевой системе оплаты труда работников бюджетных учреждений здравоохранения Нытвенского муниципального района. Критерии определения кратности соотношения должностного оклада руководителя и средней заработной платы основного персонала в виде коечного фонда учреждения здравоохранения введены ответчиком существенно позже заключения трудового договора.
Таким образом, работодатель, имея право на определение кратности соотношения должностного оклада руководителя и средней заработной платой работников учреждения обязан делать это своевременно, не нарушая права работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствие с квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Однако когда истец приступила к работе в новой должности, ответчиком не были определены нормативно предусмотренные иные критерии для установления ее должностного оклада, в связи с чем фактически ее заработная плата сохранялась и выплачивалась работодателем в размере, установленном распоряжением администрации Нытвенского муниципального района от 31.01.2012 N ..., т.е. по существу действие данного правового акта работодателем было продлено.
Ответчиком не представлено доказательств, которые бы свидетельствовали об объективной невозможности установления истцу должностного оклада при заключении трудового договора.
Распоряжением администраций Нытвенского муниципального района от 06.04.2012 N ... "Об оплате труда руководителей муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения Нытвенского муниципального района" (с изменениями, внесенными распоряжением от 20.04.2012 N 683-р) установлено кратное соотношение окладов /должность/ МБУЗ "Название 1." к средней заработной плате основного персонала - 1,8, размер должностного оклада Обуховой М.М. 9083 руб. (пп. 1.1, 1.2).
Пунктом 3 на начальника организационного отдела администрации района З. возложена обязанность в порядке статьи 74 Трудового кодекса РФ уведомить Обухову М.М. о предстоящих изменениях условий трудового договора и в срок до 1 июля 2012 г. внести соответствующие изменения в трудовой договор.
27.04.2012 Обухова М.М. уведомлена об изменении с 01.07.2012 определенных сторонами условий трудового договора в части заработной платы в связи с реорганизацией МУЗ "Название 1.", созданием отдела по здравоохранению аппарата администрации Нытвенского муниципального района и принятием постановления администрации района от 05.04.2012 N ... "О подведомственности получателей бюджетных средств главному распорядителю бюджетных средств" в порядке статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации: установление должностного оклада в размере 9083 руб., надбавки за напряженность в труде 8500 руб.
Дополнительное соглашение к трудовому договору в части установления размера заработной платы с 01.07.2012 Обуховой М.М. подписано не было.
Статья 74 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
Из установленных обстоятельств следует, что реорганизация учреждений здравоохранения, повлекшая изменение организационных и технологических условий труда /должность/ МБУЗ "Название 1.", завершена до принятия работодателем решения об установлении истцу заработной платы, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для изменения существенных условий трудового договора, фактически сложившихся между его сторонами, по инициативе ответчика. На основании изложенного судебная коллегия считает, что доводы жалобы на правильность принятого решения не влияют, в связи с чем решение отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:
Решение Нытвенского районного суда Пермского края от 13 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Нытвенского муниципального района Пермского края без удовлетворения.
Председательствующий: |
|
Судьи: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Пермского краевого суда от 10 октября 2012 г. по делу N 33-9141
Текст определения размещен в Государственной автоматизированной системе РФ "Правосудие" в Internet (http://oblsud.perm.sudrf.ru)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника