Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 29 сентября 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-210 в наименование внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного приказа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края
от 11 мая 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-89
"Об утверждении экономически значимой программы "Развитие переработки и сбыта продукции в Пермском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года"
29 сентября 2014 г.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1320-п "Об утверждении государственной программы "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае", постановлением Правительства Пермского края от 5 марта 2014 г. N 130-п "О перечнях экономически значимых программ, объемах и источниках их финансирования по отдельным мероприятиям государственной программы "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1320-п" приказываю:
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 29 сентября 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-210 в пункт 1 внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного приказа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
1. Утвердить прилагаемую экономически значимую программу "Развитие переработки и сбыта продукции в Пермском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года".
2. Финансирование Программы обеспечить за счет общего объема средств, предусмотренных государственной программой "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1320-п".
3. Управлению ресурсного обеспечения АПК и развития агропродовольственного рынка обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.agro.permkrai.ru.
4. Признать утратившим силу приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 30 мая 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-82 "Об утверждении региональной экономически значимой программы "Развитие переработки и сбыта продукции в Пермском крае на 2013 - 2015 годы и на период до 2020 года".
5. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию.
6. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Министр |
И.П. Огородов |
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 29 сентября 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-210 в наименование внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного приказа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Экономически значимая программа
"Развитие переработки и сбыта продукции в Пермском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года"
(утв. приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 11 мая 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-89)
29 сентября 2014 г.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 29 сентября 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-210 в паспорт внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного приказа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Экономически значимая программа "Развитие переработки и сбыта продукции в Пермском крае на 2013 - 2015 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа) |
||||
Основания разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы"; постановление Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1320-п "Об утверждении государственной программы "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае"; постановление Правительства Пермского края от 5 марта 2014 г. N 130-п "О перечнях экономически значимых программ, объемах и источниках их финансирования по отдельным мероприятиям государственной программы "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1320-п" |
||||
Разработчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края |
||||
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края |
||||
Цели Программы |
Создание условий для формирования продовольственных цепочек, продовольственных (мясных и молочных) кластеров, повышение конкурентоспособности и увеличение объёмов производства продукции переработки мяса и молока |
||||
Основные задачи |
Создание и развитие производств по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производимой сельскохозяйственными предприятиями края посредством строительства и модернизации цехов по первичной переработке скота; создание новых и повышение эффективности существующих мощностей по переработке молока посредством осуществления мероприятий по реконструкции и модернизации производств, замене устаревшего оборудования |
||||
Участники Программы |
Сельскохозяйственные товаропроизводители (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организации агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы |
||||
Основные мероприятия Программы |
Реализация комплекса мер государственной поддержки переработки и сбыта продукции осуществляется за счет мероприятия "Поддержка экономически значимых программ по приоритетным отраслям животноводства" государственной программы "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае", утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1320-п. Государственная поддержка мероприятий по программе будет осуществляться посредством предоставления субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, а именно: по переработке мяса - предоставление субсидий на приобретение нового технологического оборудования для первичной переработки скота, холодильного оборудования для хранения мяса, специализированного автотранспорта для транспортировки скота и мяса, оборудования для разделки и упаковки мяса, оборудования для производства мясных полуфабрикатов по перечню, утвержденному приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края; по переработке молока - предоставление субсидий на приобретение нового технологического и холодильного оборудования для переработки молока, производства, хранения и фасовки молочной продукции в соответствии с перечнем, утверждаемым приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края. |
||||
Сроки и этапы реализации Программы |
2014 - 2016 годы и на период до 2020 года. Программа не имеет разбивки на этапы. Мероприятия Программы реализуются на протяжении всего срока ее реализации |
||||
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансового обеспечения Программы на 2014 - 2016 годы составит 825,0 млн. рублей, в том числе 165,0 млн. рублей из бюджета Пермского края |
||||
Источник |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Всего за 2014-2016 годы |
|
Бюджет Пермского края |
35,0 |
45,0 |
67,5 |
147,5 |
|
Внебюджетные средства |
140 |
180,0 |
270,0 |
590,0 |
|
Всего |
175,0 |
225,0 |
337,5 |
737,5 |
|
Целевые индикаторы Программы |
прирост производственных мощностей по убою скота и его переработке; увеличение объема производства молочных продуктов, сыров и сырных продуктов, масла сливочного; прирост численности занятого населения в отрасли; прирост выручки от реализации предприятий и организаций по видам экономической деятельности "производство мяса и мясопродуктов" и "производство молочных продуктов" в сопоставимых ценах |
||||
Ожидаемые результаты реализации Программы |
прирост производственных мощностей по убою скота и его первичной переработке, по сравнению с 2013 г.: в 2014 году - на 10,7 тыс. тонн, 2015 году - на 18,9 тыс. тонн, 2016 году - на 26,1 тыс. тонн, в 2020 году - на 49,9 тыс. тонн; увеличение объёмов производства сыров и сырных продуктов, по сравнению с 2013 г.: в 2014 году - на 1,6 тыс. тонн, 2015 году - на 2,1 тыс. тонн, 2016 году - на 2,2 тыс. тонн, в 2020 году - на 2,6 тыс. тонн; увеличение объёмов производства сливочного масла, по сравнению с 2013 г.: в 2014 году - на 0,6 тыс. тонн, 2015 году - на 0,8 тыс. тонн, 2016 году - на 0,9 тыс. тонн, в 2020 году - на 1,1 тыс. тонн; прирост численности занятого населения к уровню 2013 года в 2020 году по видам экономической деятельности "производство мяса и мясопродуктов" - 548 человек, "производство молочных продуктов" - 422 человека; прирост выручки от реализации продукции в сопоставимых ценах 2013 года к уровню 2013 г.: по виду экономической деятельности "производство мяса и мясопродуктов" в 2014 году - 392 млн.руб., в 2015 году - 805 млн.руб., 2016 году - 1237 млн.руб., в 2020 году - 3195 млн.руб. по виду экономической деятельности "производство молочных продуктов" в 2014 году - 439 млн.руб., в 2015 году - 938 млн.руб., в 2016 году - 1462 млн.руб., в 2020 году - 3833 млн.руб. в целом по видам экономической деятельности "производство мяса и мясопродуктов", "производство молочных продуктов": в 2014 году - 831 млн.руб., в 2015 году - 1743 млн.руб., 2016 году - 2699 млн.руб., в 2020 году - 7028 млн.руб. |
||||
Контроль реализации Программы |
Общее руководство и контроль реализации Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края. Финансовый контроль использования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию Программы, осуществляется контролирующими органами в соответствии с законодательством Пермского края |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, включая анализ причин её возникновения, целесообразность и необходимость её решения программно-целевыми методами
Программа разработана во исполнение государственной программы "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1320-п и должна стать инструментом для увеличения самообеспеченности населения Пермского края мясной и молочной продукцией. Это является частью достижения приоритетных целей развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса Пермского края (далее - АПК), на реализацию которых направлена деятельность Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
1.1. Анализ ситуации и потенциал развития отрасли.
Полноценное развитие сельского хозяйства края возможно только с одновременным развитием перерабатывающей промышленности.
Анализ результатов работы и производственно-экономических параметров, складывающихся в пищевой и перерабатывающей промышленности в течение последних лет, отражает необходимость ускорения ввода новых мощностей и производств по переработке мясных и молочных ресурсов, обновления основных фондов и оборудования на действующих предприятиях с учетом задач, вытекающих из Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120.
Отрасль переработки сельскохозяйственного сырья в Пермском крае в целом, в частности мяса и молока, характеризуется высокой ресурсо- и энергоемкостью выпускаемой продукции, недостаточной глубиной и комплексностью переработки сырья, значительными его потерями, низким уровнем механизации и автоматизации производства.
Только 30 процентов активной части фондов предприятий соответствует современному уровню, около трети подлежат реконструкции и модернизации, а порядка 35 процентов - полной замене. В молочной промышленности износ оборудования составляет от 50 до 67 процентов, износ оборудования по первичной переработке скота - 90 процентов.
Использование в 2013 году производственных мощностей составило по производству цельномолочной продукции - 85%, мяса - 62%. Неполная загрузка мощностей связана с необходимостью модернизации и технического перевооружения имеющихся основных фондов.
Необходимо отметить, что фактически постоянное, начиная с 2008 г. снижение объема привлеченных инвестиций в основной капитал. Так, если в 2007 году объем инвестиций составил 2,2 млрд. рублей, в 2008 году - 2 млрд. рублей, в 2010 и 2011 годах - 1,5 млрд. рублей и 1,4 млрд. рублей соответственно, то после небольшого увеличения в 2012 году до 1,8 млрд.руб. в 2013 г. снова произошло его понижение до 1,5 млрд.руб.
Таблица 1
Инвестиции в основной капиталпо виду экономической деятельности "производство пищевых продуктов, включая напитки"
Наименование показателя |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Инвестиции в основной капитал, млн.руб. |
1635,5 |
2222,5 |
2001,2 |
1944,1 |
1561,4 |
1486,2 |
1667,0 |
1318,5 |
Источник: Пермский край в цифрах. 2013. N 12 по "Каталогу информационно-статистических изданий на 2012 год".
Таким образом, современная экономическая ситуация на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности области характеризуется:
необходимостью повышения конкурентоспособности продукции за счет проведения реконструкции предприятий, внедрения передовых образцов технологического оборудования, новых технологий и видов продуктов питания;
необходимостью расширения сети цехов по убою и переработке скота и увеличения глубины переработки молока;
высокой степенью изношенности технологического оборудования на многих перерабатывающих предприятиях;
недостатком инвестиций для модернизации оборудования.
В общем обороте организаций, занимающихся производством пищевых продуктов, за 2013 год производство мяса и мясопродуктов занимает 16,8%; производство молочных продуктов - 20%. Среднесписочная численность работников, занятых производством пищевых продуктов Пермского края в 2013 г. составила 18 030 человек. Пятая часть работников (20,5%) были заняты на предприятиях по производству мяса и мясопродуктов, 15,8% - на предприятиях по производству молочной продукции.
Таблица 2
Среднесписочная численность работников
(без внешних совместителей и работников несписочного состава) по полному кругу организаций Пермского края, человек
Наименование |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Производство мяса и мясопродуктов |
15.1 |
4227 |
4255 |
3839 |
3414 |
3686 |
3690 |
3590 |
3703 |
Производство молочных продуктов |
15.5 |
1920 |
2072 |
2500 |
2491 |
2635 |
3228 |
2857 |
2852 |
На долю местных предприятий на потребительском рынке по группам продовольственных товаров приходится: цельномолочная продукция 70%, колбасные изделия 50%, масло животное 20%, сыр менее 2%.
Существующая ситуация на потребительском рынке создает предпосылки для развития производства пищевой продукции, улучшения её качества и конкурентоспособности.
В 2013 году оборот предприятий мясной и молочной промышленности составил 7 849 млн.руб. и 9 540 млн.руб. соответственно, индекс производства к 2012 году соответственно составил 103,2% и 131,8%. Основные показатели производства продукции натуральном выражении представлены в таблице 3.
Таблица 3
Производство пищевых продуктов
Наименование продукции |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Мясо, (вкл. субпродукты первой категории), тыс.т. |
13,5 |
14,7 |
17,1 |
16,8 |
16,0 |
Колбасные изделия, тыс. тонн |
41,4 |
42,8 |
43,7 |
43,9 |
41,0 |
Консервы мясные, млн. усл. банок |
3,7 |
3,3 |
3,0 |
3,1 |
2,9 |
Цельномолочная продукция в пересчете на молоко, тыс. тонн |
190,4 |
224,3 |
221,6 |
229,6 |
239,1 |
Сыры жирные, тыс. тонн |
1 |
1,2 |
4,6 |
7,1 |
6,4 |
Масло животное, тыс. тонн |
6,1 |
6,4 |
7,0 |
7,8 |
8,0 |
Данные, приведенные в таблице 3, указывают на положительную динамику объёмов производства молочной продукции (за исключением некоторого падения производства сыров в 2013 г.) и наметившуюся с 2012 г. отрицательную динамику производства мясной продукции предприятиями Пермского края.
В связи со значительным сокращением в середине 90-х годов объемов производства животноводческой продукции на сельхозпредприятиях, переходом на новые рыночные условия, производственные мощности по переработке скота на предприятиях мясной промышленности значительно сократились, закрылись убойные цеха на мясокомбинатах, износ оборудования по убою и первичной переработке скота составил порядка 90 процентов.
Дополнительным фактором, способным значительно усложнить реализацию произведенной сельхозтоваропроизводителями края мясной продукции, является вступление в действие с 1 мая 2014 г. технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) (в части требований к мясу и мясной продукции), технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013), устанавливающих обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к продуктам убоя и мясной продукции, выпускаемым в обращение на таможенной территории Таможенного союза. Одним из требований Регламентов является требование, в случае последующего выпуска в обращение на таможенную территорию Таможенного союза продуктов убоя скота, по осуществлению убоя исключительно на специализированных убойных пунктах.
По имеющимся данным, в 2013 г. сельхозтоваропроизводителями края было произведено на убой в живом весе 19,2 тыс. тонн крупного рогатого скота и 21,4 тыс. тонн свиней. Несмотря на некоторое превышение мощностей существующих убойных пунктов, составляющее порядка 58 тыс. тонн скота в живом весе, над суммарным объемом произведенного в 2013 г. на убой в живом весе крупного рогатого скота и свиней, следует отметить неравномерное расположение существующих убойных цехов по территории края, что может повлечь за собой существенные дополнительные издержки для сельхозтоваропроизводителей, связанные с доставкой скота до убойного пункта.
Кроме этого, необходимо отметить полное отсутствие на территории края специализированных убойных пунктов по убою мелкого рогатого скота, птицы и прочих, помимо КРС и свиней, сельскохозяйственных животных. Учитывая указанное выше вступление в силу технических регламентов, эту проблему необходимо решать в первую очередь, что также труднодостижимо без существенной поддержки со стороны государства.
По результатам рыночного мониторинга молокоперерабатывающие предприятия края производят в основном пастеризованное молоко, объём производства молочной продукции с высокой добавленной стоимостью - масла сливочного, сыров, творожков, йогуртов и мороженого сравнительно невелик. В торговых точках края представлена в основном привезенная из других регионов России продукция данной категории.
Для своевременного и всеобъемлющего исполнения мероприятий по техническому перевооружению и модернизации предприятий перерабатывающих отраслей необходима государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса по возмещению части затрат на приобретение технологического оборудования.
К актуальным проблемам перерабатывающей промышленности, сдерживающим её развитие, относятся:
использование малопроизводительного, морально и физически устаревшего оборудования. Особенно это имеет место на предприятиях по первичной переработке скота и в большинстве молокоперерабатывающих предприятий;
недостаток собственных средств предприятий, сдерживающий внедрение новых технологий, технического перевооружения и модернизации производства, сложное финансовое состояние большинства предприятий;
труднодоступность долгосрочных кредитных ресурсов и недостаток залогового обеспечения на ряде предприятий;
постоянное повышение цен на энергоносители, транспортировку сырья и готовой продукции;
необходимость осуществления больших затрат на продвижение произведенных продовольственных товаров до потребителей, что под силу только крупным предприятиям, плохая урегулированность вопросов платежей и взаимозадолженностей между поставщиками сырья, перерабатывающими предприятиями и торговыми организациями;
недостаточная государственная поддержка предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, направленная на модернизации технического перевооружения.
На решение указанных проблем и направлена Программа.
Планомерная реализация Программы, подкрепленная государственной поддержкой краевого бюджета, позволит увеличить объем производства конкурентоспособной продукции, повысить инвестиционную привлекательность перерабатывающей промышленности края.
Наиболее проблемными направлениями в мясной и молочной отраслях промышленности края являются:
необходимость строительства цехов по убою скота и первичной переработке мяса;
реконструкция и модернизация молокоперерабатывающих предприятий.
Работа по развитию отраслей промышленности направлена на обновление и модернизацию производственной базы, что позволяет увеличить объемы вырабатываемой и реализуемой продукции. Более 30 сельхозорганизаций и предприятий перерабатывающей промышленности наметили на 2014 - 2016 годы проведение технического перевооружения и модернизации производства.
Большая часть инвестиционных средств направляется на обновление технологического оборудования, модернизацию производства, что положительно влияет на качество выпускаемой продукции, на снижение ее себестоимости и увеличение объемов производства, расширение ассортимента выпускаемой продукции. Ежегодно предприятиями обновляется 15-20 процентов вырабатываемого ассортимента продуктов питания. К 2016 году на 70 процентов будет обновлен ассортимент выпускаемой пищевой продукции, внедрено более 150 наименований изделий, в основном функционального назначения, обогащенных витаминами, микронутриентами и пробиотиками.
Для реализации инвестиционных проектов сельскохозяйственных организаций и предприятий перерабатывающей промышленности, как крупных поставщиков продовольствия на потребительский рынок, Пермский край располагает всеми необходимыми условиями:
наличие перерабатывающих предприятий с развитой инфраструктурой, обеспечивающей стабильную работу производства (коммуникации, вспомогательные цеха, автотранспорт и т.д.);
развивающаяся сырьевая база сельскохозяйственного сырья для производства продуктов питания.
II. Основные цели, задачи и направления Программы
2.1. Цель программы - создание условий для формирования продовольственных цепочек, продовольственных (мясных и молочных) кластеров, повышение конкурентоспособности и увеличение объёмов производства продукции переработки мяса и молока.
В рамках осуществления мероприятия в части формирования продовольственных цепочек предусматривается формирование сырьевых зон перерабатывающих предприятий края, урегулирование отношений между производителями продукции животноводства и ее переработчиками на основе формирования региональных систем заготовки мяса и молока, их первичной и глубокой переработки, хранения, транспортировки и поставки продукции в торговые сети.
2.2. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
создание и развитие производств по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производимой сельскохозяйственными предприятиями края посредством строительства и модернизации цехов по убою скота и первичной переработке мяса, в результате увеличить мощности по переработке скота на 26,1 тыс. тонн к концу 2016 года, на 49,9 тыс. тонн к 2020 году;
создание новых и повышение эффективности существующих мощностей по переработке молока посредством осуществления мероприятий по реконструкции и модернизации производств, замене устаревшего оборудования, в результате увеличить в 2016 году объёмы производства сыра до 8,6 тыс. тонн, масла до 8,9 тыс. тонн с одновременным повышением их качественных показателей и конкурентоспособности на рынке.
III. Целевые индикаторы, ожидаемые результаты и социально-экономическая эффективность Программы
3.1. Мероприятия Программы приведут к увеличению основных показателей переработки животноводческой продукции (мяса и молока). Основные целевые индикаторы Программы и их значения по годам, а также расчет социально-экономической эффективности реализации Программы приведен в таблице 5.
Таблица 5
Нумерация таблиц приводится в соответствии с источником
Социально-экономическая эффективность реализации Программы
Показатель |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2020 год |
2020 г. к 2013 году |
Прирост производственных мощностей по убою скота и его первичной переработке, тыс. тонн |
х |
10,7 |
8,2 |
7,2 |
7,2 |
на 49,9 тыс. тонн |
Производство сыров и сырных продуктов, тыс. тонн |
6,4 |
8,0 |
8,5 |
8,6 |
9,0 |
141% |
Производство сливочного масла, тыс. тонн |
8,0 |
8,6 |
8,8 |
8,9 |
9,1 |
114% |
Численность занятых на предприятиях и организациях по видам экономической деятельности, чел. |
|
|
|
|
|
|
"производство мяса и мясопродуктов", |
3 703 |
3 777 |
3 852 |
3 929 |
4 251 |
114,8% |
"производство молочных продуктов", |
2 852 |
2 909 |
2 967 |
3 026 |
3 274 |
114,8% |
Итого |
6 555 |
6 686 |
6 819 |
6 955 |
7 525 |
114,8% |
Прирост численности занятых на предприятиях и организациях по видам экономической деятельности к уровню 2013 года, чел. |
|
|
|
|
|
|
"производство мяса и мясопродуктов", |
х |
74 |
149 |
226 |
548 |
х |
"производство молочных продуктов", |
х |
57 |
115 |
174 |
422 |
х |
Итого |
х |
131 |
264 |
400 |
970 |
х |
Выручка от реализации предприятий и организаций по видам экономической деятельности (в действующих ценах), тыс.руб. |
|
|
|
|
|
|
"производство мяса и мясопродуктов", |
7 849 |
8 695 |
9 613 |
12 494 |
17 869 |
227,7% |
"производство молочных продуктов" |
9 540 |
10 568 |
11 684 |
15 186 |
21 719 |
227,7% |
Итого |
17 389 |
19 263 |
21 297 |
27 680 |
39588 |
227,7% |
Выручка от реализации предприятий и организаций по видам экономической деятельности (в ценах 2013 года), тыс.руб. |
|
|
|
|
|
|
"производство мяса и мясопродуктов", |
7 849 |
8 241 |
8 654 |
9 086 |
11 044 |
140,7% |
"производство молочных продуктов" |
9 540 |
9 979 |
10 478 |
11 002 |
13 373 |
140,7% |
Итого |
17 389 |
18 220 |
19 132 |
20 088 |
24 417 |
140,7% |
Прирост выручки от реализации предприятий и организаций по видам экономической деятельности к предыдущему году в ценах 2013 года, млн.руб. |
|
|
|
|
|
|
"производство мяса и мясопродуктов", |
х |
392 |
413 |
432 |
525 |
х |
"производство молочных продуктов" |
х |
439 |
499 |
524 |
637 |
х |
Итого |
х |
831 |
912 |
956 |
1162 |
х |
Таким образом, за счет реализации мероприятий планируется к 2020 году обеспечить прирост производственных мощностей по убою скота и его первичной переработке - на 49,9 тыс. тонн; увеличение объёмов производства сыров и сырных продуктов - до 9 тыс. тонн; увеличение объёмов производства сливочного масла - до 9,1 тыс. тонн.
Достичь указанной цели предполагается за счет реализации предприятиями края ряда инвестиционных проектов по строительству и модернизации убойных цехов, приобретения оборудования по переработке мяса, увеличению объёмов переработки молока.
Социально-экономический эффект от реализации мероприятий Программы будет заключаться также в повышении устойчивости и развитии экономики региона, привлечении инвестиций, повышении производительности труда, освоении собственной ресурсной базы края и привлечении дополнительных финансовых ресурсов в край, создании рабочих мест.
На территории Пермского края планируется к реализации ряд инвестиционных проектов, представленных в приложении 2 настоящей Программы.
Также распоряжением Правительства Пермского края от 21 января 2014 г. N 10-рп утверждена концепция создания аграрного промышленного парка "Пермский", предназначенного для решения стратегических задач государства в агропромышленном секторе экономики на основе объединения потенциалов прикладной науки, образования, бизнеса и производства.
Цель создания Агропарка - формирование точки роста аграрного производства Пермского края, единого краевого центра научных, образовательных, производственных, сбытовых ресурсов на основе внедрения наукоемких технологий и инновационных процессов в земледелии, животноводстве, переработке сельскохозяйственной продукции и активизации процессов привлечения инвестиций.
Одним из основных направлений деятельности Агропарка является организация эффективного сбыта продукции предприятий АПК и сельскохозяйственных товаропроизводителей Пермского края в т.ч. путем увеличения числа продуктов переработки сельхозпродукции с высокой добавленной стоимостью.
IV. Перечень и описание программных мероприятий
4.1. Реализация основного мероприятия по поддержке переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции направлена на повышение конкурентоспособности продукции местных производителей за счет увеличения эффективности производства, выпуска продукции, отвечающей современным рыночным условиям, и предусматривает формирование сырьевых зон региональных перерабатывающих предприятий, урегулирование отношений между производителями продукции животноводства и ее переработчиками на основе формирования региональных систем заготовки мяса и молока, их первичной и глубокой переработки, хранения, транспортировки и поставки продукции в торговые сети.
4.2. Государственная поддержка будет осуществляться посредством предоставления субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, а именно:
4.2.1. по переработке мяса - предоставление субсидий на приобретение нового технологического оборудования для первичной переработки скота, холодильного оборудования для хранения мяса, специализированного автотранспорта для транспортировки скота и мяса, оборудования для разделки и упаковки мяса, оборудования для производства мясных полуфабрикатов по перечню, утвержденному приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края;
4.2.2. по переработке молока - предоставление субсидий на приобретение нового технологического и холодильного оборудования для переработки молока, производства, хранения и фасовки молочной продукции в соответствии с перечнем, утверждаемым приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
Субсидии предоставляются при условии обеспечения прироста выручки от реализации продукции в размере не менее 4 процентов к уровню года, предшествующего году выплаты субсидии.
При предоставлении субсидий сельхозтоваропроизводителям будет учитываться наличие схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов поселений, городских округов в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и участие муниципальных районов в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан и развитию социально-инженерной инфраструктуры Подпрограммы 7 "Устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае" государственной программы "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1320-п.
В рамках государственной программы "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае" осуществляются также мероприятия: развитие кадрового потенциала, оказание информационно-консультационной поддержки; мероприятия, направленные на продвижение продукции пермских товаропроизводителей на внутренние и внешние рынки сбыта.
V. Ресурсное обеспечение Программы
5.1. Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию настоящей Программы в рамках государственной программы "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1320-п в рамках мероприятия "Поддержка экономически значимых программ по приоритетным отраслям животноводства" и в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 5 марта 2014 года N 130-п "О перечнях экономически значимых программ, объемах и источниках их финансирования по отдельным мероприятиям государственной программы "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1320-п".
Осуществление государственной поддержки переработки и сбыта продукции в Пермском крае планируется на основе софинансирования мероприятий с федеральным бюджетом на условиях и в размерах, определенных федеральными нормативными актами и в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации.
5.2. Объем средств, необходимый для реализации мероприятий Программы, рассчитан с учетом:
фактических цен на сельскохозяйственное сырьё;
экспертных оценок капитальных вложений на технологическое оборудование для переработки молока, убоя и переработки мяса.
5.3. Общая потребность финансового обеспечения Программы на 2014 - 2016 годы составит 825,0 млн. рублей, в том числе 165,0 млн. рублей - из бюджета Пермского края. Данные по объемам и источникам финансирования всех мероприятий Программы приведены в таблице 6.
Таблица 6
Общая потребность в финансировании мероприятий Программы и источники финансирования, млн.руб.
N п/п |
Мероприятие |
Источник |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Всего за 2014-2016 годы |
1 |
Всего по Программе "Развитие переработки и сбыта продукции в Пермском крае на 2013 - 2015 годы и на период до 2020 года", |
Бюджет Пермского края |
35,0 |
45,0 |
67,5 |
147,5 |
Внебюджетные средства |
140,0 |
180,0 |
270,0 |
590,0 |
||
Всего |
175,0 |
225,0 |
337,5 |
737,5 |
||
в том числе по мероприятиям Программы: | ||||||
1.1 |
субсидирование приобретения нового технологического оборудования для первичной переработки скота, холодильного оборудования для хранения мяса, специализированного автотранспорта для транспортировки скота и мяса, оборудования для разделки и упаковки мяса, оборудования для производства мясных полуфабрикатов |
Бюджет Пермского края |
14,0 |
18,5 |
27,6 |
60,1 |
Внебюджетные средства |
56,0 |
73,8 |
110,4 |
240,2 |
||
Всего |
70,0 |
92,3 |
138,0 |
300,3 |
||
1.2 |
субсидирование приобретения нового технологического и холодильного оборудования для переработки молока, производства, хранения и фасовки молочной продукции за исключением кодов 922211-922213, 922216-922217, 922201, 922800 общероссийского классификатора продукции |
Бюджет Пермского края |
21,0 |
26,5 |
39,9 |
87,4 |
Внебюджетные средства |
84,0 |
106,2 |
159,6 |
349,8 |
||
Всего |
105,0 |
132,7 |
199,5 |
437,2 |
VI. Система управления реализацией Программы
6.1. Управление реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (далее - Министерство), являющееся координатором и исполнителем Программы.
Министерство:
обеспечивает согласованные действия участников Программы по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального и краевого бюджетов;
составляет и в установленном порядке представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год;
подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе реализации Программы.
6.2. Участниками Программы являются хозяйствующие субъекты различных форм собственности в соответствии с действующим законодательством (сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением граждан, ведущих личные подсобные хозяйства), организации агропромышленного комплекса, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, иные хозяйствующие субъекты).
6.3. Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых исполнителями Программы с участниками отдельных мероприятий, или путем предоставления субсидий участникам Программы в порядке, установленном Правительством Пермского края в соответствии законодательством Российской Федерации.
6.4. Финансовый контроль использования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию Программы, осуществляется контролирующими органами в соответствии с действующим законодательством РФ.
6.5. Механизм реализации целей и задач Программы по соответствующим направлениям Программы детализируется в порядках предоставления субсидий, утверждаемых нормативными правовыми актами Правительства Пермского края на весь период действия Программы.
6.6. Предоставление субсидий осуществляется в соответствии с утвержденным Министерством реестром получателей субсидий. Порядок формирования и условия включения в реестр получателей субсидий определяется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
6.7. Оценка рисков реализации Программы.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура товаров и услуг для села, а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию мяса и молока и трудностям с его реализацией;
природно-климатические риски;
внутренние риски:
организационные риски - запаздывание с реализацией мероприятий;
производственные и технологические риски.
Управление рисками в рамках реализации Программы проводится в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению. Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителя и участников Программы.
Приложение 1
к приказу Министерства сельского хозяйства
и продовольствия Пермского края
от 11 мая 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-89
Перечень
сельхозтоваропроизводителей и предприятий агропромышленного комплекса, специализирующихся на переработке мяса и молока, состоящих на учете в реестре получателей государственной поддержки сельскохозяйственного производства
N п/п |
Наименование муниципального образования |
ИНН |
Полное наименование получателя государственной поддержки |
Юридический адрес получателя государственной поддержки |
Сельхозтоваропроизводители и предприятия агропромышленного комплекса, специализирующиеся на переработке мяса | ||||
1 |
Кунгурский район |
5902134178 |
Общество с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Кунгурский" |
617470, Пермский край, г. Кунгур, ул. Боровая, д. 2 |
2 |
Частинский район |
5947017001 |
Общество с ограниченной ответственностью "Нива" |
617183, с. Ножовка, ул. Совхозная, д. 2 |
3 |
Нытвенский район |
5916022001 |
Общество с ограниченной ответственностью "Нытвенский мясокомбинат" |
Пермский край, г. Нытва, ул. Буденного, 35а |
4 |
Сивинский район |
5933008127 |
Сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий кооператив Агрохолдинг "Обвинский" |
617258, с. Серьгино, ул. Центральная, д. 2 |
5 |
Верещагинский район |
5933007081 |
Общество с ограниченной ответственностью "Агросепыч" |
617113, с. Сепыч, ул. Ленина, д. 2 |
6 |
Верещагинский район |
5933271520 |
Общество с ограниченной ответственностью агропредприятие "Заря Путино" |
617106, с. Путино, ул. Комсомольская, д. 12 |
7 |
Чусовской района |
5921023272 |
Общество с ограниченной ответственностью "Ключи" |
618222, с. Сёла, ул. Центральная, д. 11 |
8 |
Кунгурский район |
5940200431 |
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Колхоз им. Чапаева" |
617451, д. Теплая, ул. Юбилейная, д. 1 |
Сельхозтоваропроизводители и предприятия агропромышленного комплекса, специализирующиеся на переработке молока | ||||
1 |
Пермский район |
5948025679 |
Общество с ограниченной ответственностью "Юговской Комбинат Молочных Продуктов" |
614534, Пермский край, Пермский район, с. Юг |
2 |
Пермский район |
5948001734 |
Федеральное государственное унитарное предприятие "Учебно-опытное хозяйство "Липовая Гора" Пермской государственной сельскохозяйственной академии имени академика Д.Н. Прянишникова |
614530, с. Фролы, ул. Центральная, д. 4 |
3 |
Нытвенский район |
5916015580 |
Общество с ограниченной ответственностью "Маслозавод Нытвенский" |
Пермский край, г. Нытва, ул. Комарова, 37 |
4 |
Кунгурский район |
5917595975 |
Общество с ограниченной ответственностью "Мясоперерабатывающий завод "Телец" |
617473, Пермский край, г. Кунгур, ул. Молодежная, 19А |
5 |
Верещагинский район |
5933700306 |
Закрытое акционерное общество "Вемол" |
Россия, Пермский край, г. Верещагино, ул. К. Маркса, 57 |
6 |
Суксунский район |
5951898916 |
Общество с ограниченной ответственностью "Суксунское" |
617541, с. Сабарка, ул. Октябрьская, д. 2 |
7 |
Кунгурский район |
5940508515 |
Общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Труд" |
617438, с. Троельга, ул. Ленина, д. 7 |
8 |
Чернушинский район |
5957008493 |
Общество с ограниченной ответственностью "МаСКо" |
Пермский край, г. Чернушка, ул. Ленина, 54 |
9 |
Чайковский район |
5954000425 |
Закрытое акционерное общество "Агрофирма "Мясо" |
617762, Пермский край, г. Чайковский, ул. Энергетическая, 30 |
Приложение 2
к приказу Министерства сельского хозяйства
и продовольствия Пермского края
от 11 мая 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-89
Перечень
инвестиционных проектов по переработке мяса и молока, реализуемых в агропромышленном комплексе Пермского края
N п/п |
Наименование инвестиционного проекта |
Адрес реализации проекта |
Сроки реализации проекта |
Запланированная мощность |
Виды продукции, планируемые к выпуску |
Общая стоимость проекта |
1 |
ЗАО "Вемол", Установка для деминерализации сыворотки |
Верещагино, ул. К. Маркса, 57 |
06.05.10-22.04.15 |
5 тонн деминерализованной сыворотки/смена |
Деминерализованная сыворотка |
16,7 |
2 |
ЗАО "Вемол", Реконструкция цеха по производству сухих молочных продуктов. |
Верещагино, ул. К. Маркса, 57 |
26.05.11-20.05.16 |
10 тонн сухих продуктов/сутки |
Сухое обезжиренное молоко, сухая сыворотка |
32,1 |
3 |
ЗАО "Вемол", Приобретение оборудования для производства молочной продукции |
Верещагино, ул. К. Маркса, 57 |
06.06.12-04.08.14 |
50 тонн/смена |
Цельномолочная продукция, упакованная в п/э пленку |
6,2 |
4 |
ОАО "Молкомбинат Кунгурский", Модернизация (реконструкция) мощностей |
г. Кунгур, Сибирский тракт, 4 км |
2015 |
Приобретение и запуск в производство новых: фасовочного автомата, бутылочной линии ПЭТ |
5000 упак/час, 1500 бут/час |
22,2 |
5 |
ОАО "Телец-Агро", Завод по убою с/х животных |
Кунгурский район |
2014 |
Строительство завода по убою с/х животных |
20 голов КРС в час, 120 свиней в час и переработка продукции до 100 тонн в смену |
2000 |
6 |
ООО "Маслозавод "Нытвенский" |
Нытвенский район |
2014 |
Строительство нового фасовочного цеха, ведется реконструкция оборудования; |
- |
24 |
7 |
ООО "Юговский Комбинат Молочных Продуктов" |
Пермский район |
2014 |
Реконструкция и переоборудование предприятия |
- |
45 |
8 |
ООО "Восточный" |
г. Краснокамск |
2014 |
Программа по реконструкции, модернизирован цех по производству охлажденных полуфабрикатов, вареных, варено-копченых, полукопченых колбас и мясных деликатесов |
- |
200 |
9 |
ЗАО "Агрофирма "Мясо" |
г. Чайковский |
2014 |
Приобретено оборудование для производства мяса в вакуумной упаковке |
- |
4 |
10 |
ОАО "Пермский хладокомбинат "Созвездие" |
г. Пермь |
2014 |
Реконструкция и переоборудование предприятия, производство мороженого |
- |
330 |
11 |
ООО "Труженик" |
Краснокамский район |
30.11.2014 г. |
Строительство сельскохозяйственного логистического центра |
200 тонн |
93 |
12 |
КФХ "Верещагинский фермер" |
г. Верещагино |
30.12.2014 |
Строительство модульного убойного цеха с первичной переработкой |
30 голов КРС или до 50 голов свиней |
10 |
13 |
АФ "Мясо" |
г. Чайковский |
30.12.2014 |
Приобретение нового оборудования в целях увеличения мощности по первичной переработке скота |
с 10,4 тн/смена до 11,4тн/смена |
8 |
14 |
СППК "Агрохолдинг "Обвинский" |
Сивинский район |
30.12.2014 |
Строительство скотобойного предприятия с мясоперерабатывающим цехом |
Убой 20 голов в смену, переработка мяса до 5 тонн в сутки |
60 |
15 |
АФ "Заря Путино" |
Верещагинский район |
30.06.2015 |
Приобретение оборудования для строительства убойного цеха производительностью до 30 голов КРС в сутки |
30 голов КРС в сутки |
7,9 |
16 |
КФХ А.В. Степанова |
Кишертский район |
30.12.2014 |
Приобретение нового оборудования в целях увеличения мощности по первичной переработке скота |
100 тонн |
5 |
17 |
КФХ Д.Р. Муксинов |
Бардымский район |
30.12.2014 |
Приобретение оборудования в целях увеличения мощности по первичной переработке скота |
30 голов в сутки |
25 |
18 |
ОАО "Соликамский мясокомбинат" |
Соликамский район |
30.12.2014 |
Убойный пункт комплексной переработки свиней на 10 т мяса/смена |
10 тонн |
44,2 |
19 |
КФХ Л.A. Якимова |
Юсьвинский район |
30.12.2015 |
Модульный мясной убойный цех |
30 голов КРС или до 50 голов свиней |
7 |
20 |
ПБОЮЛ Валеев P.P. |
Пермь |
30.06.2014 |
Мобильный комплекс убоя и мясопереработки блок-контейнерного типа |
3-6 тонн в смену |
10,7 |
21 |
ООО "Гарант плюс" |
Пермь |
01.09.2014 |
Организация цеха убоя и переработки животных, выпуск высококачественной продукции мясопереработки |
Убой 10-12 голов в час. Производство мясной продукции 7 тонн в сутки. |
124,5 |
22 |
СПК "Колхоз им. Чапаева" |
Кунгурский район |
30.12.2014 |
Строительство убойного цеха совместно с цехом по переработке мяса |
10 тонн в сутки |
6 |
23 |
КФХ А.В. Кибанова |
Пермский район |
30.12.2014 |
Организация цеха для убоя и переработки мяса кроликов |
100 голов в смену |
9 |
24 |
СПК "Хлебороб" |
Оханский район |
30.05.2014 |
Модульный мясной цех |
5 т |
7 |
25 |
ООО "Флора" |
Осинский район |
30.05.2015 |
Создание мясоперерабатывающего комбината |
2 т |
44 |
26 |
ООО "Куединский мясокомбинат" |
Куединский район |
30.12.2015 |
Реконструкция убойного цеха |
До 200 голов в сутки |
8 |
27 |
КФХ А.И. Сидоров |
Кунгурский район |
30.12.2014 |
Модульный цех для убоя и первичной переработки КРС |
КРС 5-8 гол. в день, переработка 1-1,5 т мяса в день |
7,5 |
28 |
ООО "Ленский завод молочных продуктов" |
Кунгурский район |
30.12.2015 |
Модернизация оборудования завода с увеличением переработки молока до 20 тонн в сутки |
20 тонн в сутки |
12,8 |
29 |
ООО "Маско" |
Чернушинский район |
2014-2015 |
Реконструкция производства в целях увеличения выпуска фасованного творога и творожных изделий, увеличение сроков реализации |
30 тонн в сутки |
88 |
30 |
КФХ А.И. Ташкинов |
Чайковский район |
30.12.2014 |
Модульный молочный цех "Колакс" 1000 литров в сутки |
1 тонна в сутки |
5,5 |
31 |
СПК "Пермяково" |
Осинский район |
30.12.2014 |
Организация минизавода по переработке молока |
6 тонн в сутки |
10 |
32 |
ООО "Агрофирма Труд" |
Кунгурский район |
2014-2015 |
Техническое перевооружение цеха по переработке молока |
25 тонн в сутки |
23,4 |
33 |
ООО "Ашатли молоко" |
Уинский район |
2014-2016 |
Увеличение объемов переработки молока до 80 - 100 тонн в сутки |
80-100 тонн в сутки |
260 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа направлена на создание условий для формирования продовольственных цепочек, продовольственных (мясных и молочных) кластеров, повышение конкурентоспособности и увеличение объёмов производства продукции переработки мяса и молока, создание и развитие производств по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производимой сельскохозяйственными предприятиями.
Общий объем ее финансового обеспечения составит 825,0 млн. рублей, в том числе 165,0 млн. рублей из бюджета Пермского края.
Руководство и контроль реализации Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 11 мая 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-89 "Об утверждении экономически значимой программы "Развитие переработки и сбыта продукции в Пермском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года"
Текст приказа опубликован в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 26 мая 2014 г. N 20 (302)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 29 сентября 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-210
Изменения вступают в силу со дня подписания названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.