Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 14 марта 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-35 в наименование внесены изменения
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края
от 29 декабря 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-159
"Об утверждении экономически значимой программы "Развитие овощеводства защищенного грунта в Пермском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года"
17 января, 31 мая 2013 г., 14 марта 2014 г.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую региональную экономически значимую программу "Развитие овощеводства защищенного грунта в Пермском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа).
2. Финансирование Программы обеспечить за счет общего объема средств, предусмотренных долгосрочной целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п.
3. Признать утратившими силу:
3.1. приказ Министерства сельского хозяйства Пермского края от 15 декабря 2011 г. N СЭД-25-01.1-02-122 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Региональная экономически значимая программа "Развитие овощеводства закрытого грунта в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года";
4. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра, начальника управления формирования аграрной политики Огородова И.П.
Министр |
О.Н. Шипиловских |
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 31 мая 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-88 в Региональную экономически значимую программу внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного приказа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Региональная экономически значимая программа
"Развитие овощеводства защищенного грунта в Пермском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года"
(утв. приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 29 декабря 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-159)
17 января, 31 мая 2013 г.
Паспорт программы
Наименование Программы |
Региональная экономически значимая программа "Развитие овощеводства защищенного грунта в Пермском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года" |
||||
Основания разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы"; Постановление Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы"; Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации"; Приказ Минсельхоза России от 15 августа 2011 N 270 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 N 1042"; Постановление Правительства Пермского края от 14 февраля 2013 N 55-п "О перечнях экономически значимых программ, объемах и источниках их финансирования по отдельным мероприятиям долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 года N 1335-П" |
||||
Разработчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края |
||||
Основные разработчики Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края |
||||
Цели Программы |
Создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли защищенного грунта; увеличение объемов производства овощей защищенного грунта и повышение конкурентоспособности продукции; увеличение обеспеченности потребностей внутреннего рынка в продукции овощеводства и рост объемов ее реализации за пределами Пермского края; создание рабочих мест |
||||
Основные задачи |
Увеличить производство овощей защищенного грунта за счет ускоренной реализации инвестиционных проектов, связанных со строительством теплиц, приобретением техники и технологического оборудования; обеспечить стимулирование роста продуктивности отрасли за счет выплаты субсидий, дифференцированных с учетом продуктивности; ориентировать производителей на значительное обновление материально-технической базы за счет закупки высокоэффективного энергосберегающего оборудования для производства овощей защищенного грунта; создать условия для развития кадрового потенциала; оказывать информационно-консультационную поддержку; реализовать меры по развитию рынка овощей защищенного грунта, продвижению продукции пермских товаропроизводителей на внутренние и внешние рынки сбыта |
||||
Участники Программы |
Сельскохозяйственные товаропроизводители; организации агропромышленного комплекса; иные хозяйствующие субъекты |
||||
Основные мероприятия Программы |
Предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, специализирующихся на производстве и реализации овощеводства защищенного грунта, на возмещение части затрат по следующим направлениям: реконструкция и строительство теплиц и объектов малой энергетики (котельных); техническая и технологическая модернизация тепличных комплексов; приобретение тепличными предприятиями энергоносителей - технологического газа, тепловой энергии и электрической энергии |
||||
Сроки и этапы реализации Программы |
2013-2015 годы и на период до 2020 года. Программа не имеет разбивки на этапы. Мероприятия Программы реализуются на протяжении всего срока ее реализации |
||||
Исполнители Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края |
||||
Объемы и источники финансирования Программы(1) |
Общий объем финансового обеспечения Программы на 2013-2015 годы составит 301,0 млн. рублей, в том числе 90,0 млн. рублей - из бюджета Пермского края |
||||
Источники финансирования |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Всего за 2013-2015 годы |
|
бюджет Пермского края |
25,0 |
37,5 |
27,5 |
90,0 |
|
внебюджетные средства |
59,0 |
87,5 |
64,5 |
211,0 |
|
всего |
84,0 |
125,0 |
92,0 |
301,0 |
|
Целевые индикаторы Программы |
Увеличение валового производства тепличных овощей на основе реконструкции имеющихся тепличных комплексов и строительства новых современных энергосберегающих тепличных комплексов и увеличения урожайности тепличных овощных культур; увеличение площади теплиц за счет строительства и реконструкции; ввод площадей за счет строительства тепличных комплексов; прирост площадей за счет реконструкции, технического перевооружения тепличных комплексов; увеличение урожайности тепличных и овощных культур; увеличение поступления налогов в бюджеты всех уровней; выручка от реализации продукции овощеводства защищенного грунта в действующих ценах; прирост выручки от реализации продукции овощеводства защищенного грунта в сопоставимых ценах 2012 года к уровню 2012 года; прирост численности занятого населения в отрасли овощеводства защищенного грунта |
||||
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Увеличение валового производства тепличных овощей на основе реконструкции имеющихся тепличных комплексов и строительства новых современных энергосберегающих тепличных комплексов и увеличения урожайности тепличных овощных культур с 1500 тонн в 2012 году до 3753 тонн в 2015 году и до 11025 тонн в 2020 году; увеличение площади теплиц за счет строительства и реконструкции с 7,1 га до в 2012 году до 13,9 га в 2015 года и до 31,5 га в 2020 году; ввод площадей за счет строительства тепличных комплексов 6,2 га за период 2013-2015 годы, в том числе - 2 га в 2013 году и более 20 га за период 2013-2020 годы; прирост площадей за счет реконструкции, технического перевооружения тепличных комплексов на 0,6 га за период 2013-2015 годы; увеличение урожайности тепличных и овощных культур с 211,3 тонн/га в 2012 году до 350 тонн/га в 2020 году; увеличение поступления налогов в бюджеты всех уровней на 44 млн.руб. к 2020 году; увеличение выручки от реализации продукции овощеводства защищенного грунта в действующих ценах с 62,5 млн.руб. в 2012 году до 156 млн.руб. в 2015 году и до 459 млн.руб. в 2020 году; прирост выручки от реализации продукции овощеводства защищенного грунта в сопоставимых ценах 2012 года к уровню 2012 года на 9,5 млн.руб. в 2013 году и на 233,5 млн.руб. в 2020 году; прирост численности занятого населения в отрасли овощеводства защищенного грунта на 333 чел. к 2020 году |
||||
Контроль реализации Программы |
Общее руководство и контроль реализации Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края. Финансовый контроль использования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию Программы, осуществляется контролирующими органами в соответствии с действующим законодательством |
-----------------------------
(1) Финансирование мероприятий настоящей Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных долгосрочной целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2011 г. N 1335-п.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "27 ноября 2012 г."
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Программа разработана во исполнение долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п, и направлена на создание стартовых и технологических условий для восстановления отрасли овощеводства защищенного грунта в Пермском крае, увеличение объемов производства овощей защищенного грунта и на повышение уровня обеспечения населения Пермского края качественными свежими овощами в течение всего года, что является частью достижения приоритетных целей развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса Пермского края (далее - АПК), на реализацию которых направлена деятельность Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
Овощи имеют большое значение в питании человека. Несмотря на то, что в них содержится 85-90% воды и только 10-15% сухого вещества, из-за вкусовых достоинств и высокого содержания необходимых человеку витаминов, кислот, минеральных солей они являются незаменимыми продуктами питания и должны присутствовать в рационе в течение всего года и в широком ассортименте. Рациональное питание человека предусматривает равномерное потребление овощей в течение года. По данным Российской академии медицинских наук, рациональная норма потребления овощей - 145 кг, минимальная норма потребления овощей в год должна составлять не менее 120 кг на человека, в том числе тепличных овощей - 12-15 кг на человека. Фактически в Пермском крае в год на 1 человека приходится 105 кг овощей, в том числе овощей защищенного грунта 5-6 кг. Производство овощей открытого и защищенного грунта в хозяйствах всех категорий в Пермском крае с 2006 по 2011 год увеличилось на 41%, и в 2011 году составило 234,4 тыс. тонн. Коэффициенты самообеспеченности края овощами за период с 2006 по 2010 года составляют 55-59%, в 2011 году - 75,2%.
Таблица 1
Динамика
производства и потребления овощей
|
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Производство, тыс. тонн |
165,7 |
151,8 |
179,9 |
177,3 |
177,0 |
234,4 |
226,6 |
Потребление, тыс. тонн |
275,5 |
271,8 |
286,1 |
282,1 |
272,2 |
277,5 |
275,0 |
Потребление на душу населения, кг |
101,0 |
100,0 |
105,4 |
104,3 |
103,2 |
105,4 |
104,4 |
Отношение к минимальной норме потребления, % |
84,2 |
83,3 |
87,8 |
86,9 |
86,0 |
87,8 |
87,0 |
Коэффициент самообеспечения, % |
55,8 |
52,3 |
57,5 |
57,0 |
59,1 |
75,2 |
74,5 |
Источник: Пермьстат
Увеличение объемов производства овощей в 2011 году произошло за счет роста валового сбора овощей открытого грунта. В 2011 году собран высокий урожай овощей в крае, урожайность овощей в хозяйствах всех категорий составила 308,8 ц/га, в сельскохозяйственных организациях - 330,4 ц/га. Это самый высокий показатель за последние 10 лет (для сведения - 2008 год - 228 ц/га, 2009 год 238 ц/га). В 2012 из-за преобладания жаркой погоды в июне, июле на территории края сложилась неблагоприятная агрометеорологическая обстановка. На отдельных полях (юго-восточные, крайние южные районы края) образовалась почвенная засуха. Погибла часть посевов сельскохозяйственных культур, снижены показатели урожайности, валового производства овощей.
На долю Пермского края в среднем приходится 1,4% общероссийского объема производства овощей и 7,7% объема производства овощей в Приволжском федеральном округе. В крае наиболее активно развивается производство картофеля, капусты и огурцов открытого грунта, на их долю приходится более 10% производства в Приволжском федеральном округе.
Коэффициенты самообеспеченности края овощами за период с 2006 по 2010 года составляют 55-59% , в 2011 году - 75,2%, около 25-40% потребляемых в крае овощей, это ввезенный продукт, в основном из по 2010 года других регионов России.
Таблица 2
Динамика
ввоза, вывоза овощей
|
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Доля вывоза продуктов питания за пределы региона (в % от объема производства) |
0,1 |
0,1 |
0,3 |
0,3 |
0,1 |
0,1 |
Доля ввоза продовольствия в регион (включая импорт) (в % от фонда потребления) |
9,9 |
13,9 |
39,0 |
46,8 |
43,9 |
38,9 |
Доля завоза импортного продовольствия в регион (в % от фонда потребления) |
0,3 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Источник: Пермьстат
Природно-климатические условия Пермского края не позволяют организовать круглогодичное снабжение населения свежими овощами, поэтому важную роль играет рациональное сочетание их возделывания в открытом и закрытом грунте, правильное хранение и переработка.
Производство овощей защищенного грунта с 2006 года в крае снизилось с 8,8 тыс. тонн до 1,8 тыс. тонн в 2011 году. В пересчете на душу населения производство овощей защищенного грунта упало с 3,2 кг в 2006 году 0,7 кг в 2011 году (таблица 3). За счет собственного производства региона обеспечивается только 5% от минимальной нормы потребления овощей защищенного грунта.
Таблица 3
Динамика
производства овощей защищенного грунта сельскохозяйственными производителями Пермского края (тонн)
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
| |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Всеми категориями хозяйств |
8799 |
8581 |
7426 |
3890 |
3255 |
1775 |
1498 |
в том числе: сельскохозяйственными организациями |
8793 |
8575 |
7410 |
3874 |
3106 |
1527 |
1124 |
крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (включая индивидуальных предпринимателей) |
6 |
6 |
16 |
16 |
149 |
248 |
374 |
Производство овощей защищенного грунта на душу населения, кг |
3,2 |
3,2 |
2,7 |
1,5 |
1,2 |
0,7 |
0,6 |
Источник: Пермьстат
В условиях реформирования сельскохозяйственной отрасли и финансового кризиса сельскохозяйственные организации оказались убыточными, столкнулись с трудностями реализации своей продукции из-за сокращения платежеспособного спроса населения. Причиной снижения овощей защищенного грунта является закрытие основных предприятий, занимающихся производством овощей, в связи с их устаревшей материальной базой и высокой энергоемкостью. Так, прекратили работу ОАО "Тепличный комбинат "Пермский", и ОАО "Тепличный комбинат "Муллинский", на которых выращивалось более 80% от всего объема производства овощей защищенного грунта в крае. Кроме того, резкий рост цен на энергоносители, сельскохозяйственную технику и минеральные удобрения одновременно с ростом импорта дешевой низкокачественной продукции сделали многие подотрасли сельскохозяйственного производства нерентабельными. Особенно это коснулось производства овощей защищенного грунта, так как для их выращивания требуется большое количество энергии на обогрев и освещение.
Таблица 4
Динамика
реализации овощей закрытого грунта собственного производства сельскохозяйственными производителями Пермского края (в тоннах)
Показатель |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Все категории хозяйств | ||||||||
Всего |
8235,6 |
8414,2 |
8555,1 |
7394,3 |
3897,5 |
3382,9 |
1739,5 |
1468,0 |
в том числе: огурцы |
5413,0 |
5441,2 |
6103,2 |
5628,1 |
2883,2 |
1753,8 |
933,7 |
875,0 |
Помидоры |
2171,2 |
2466,1 |
1896,9 |
1455,1 |
835,8 |
584,5 |
443,2 |
285,0 |
прочие парниковые овощи |
651,4 |
506,9 |
555,0 |
311,1 |
178,5 |
1044,6 |
362,6 |
308,0 |
Сельскохозяйственные организации | ||||||||
Всего |
8235,6 |
8414,2 |
8549,8 |
7383,9 |
3887,2 |
3319,6 |
1496,5 |
1105,0 |
в том числе: огурцы |
5413,0 |
5441,2 |
6097,9 |
5621,6 |
2882,1 |
1753,8 |
890,7 |
780,0 |
Помидоры |
2171,2 |
2466,1 |
1896,9 |
1451,2 |
834,2 |
584,5 |
417,0 |
204,0 |
прочие парниковые овощи |
651,4 |
506,9 |
555,0 |
311,1 |
170,9 |
981,3 |
188,8 |
121,0 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства (включая индивидуальных предпринимателей) | ||||||||
Всего |
- |
- |
5,3 |
10,4 |
10,3 |
63,3 |
243,0 |
363,0 |
в том числе: огурцы |
- |
- |
5,3 |
6,5 |
1,1 |
6,8 |
43,0 |
95,0 |
Помидоры |
- |
- |
- |
3,9 |
1,6 |
9,8 |
26,2 |
81,0 |
прочие парниковые |
|
|
|
|
7,6 |
46,7 |
173,8 |
187,0 |
овощи |
|
|
|
|
Источник: Пермьстат
В Пермском крае практически не осталось собственных тепличных комбинатов, которые могут оказывать серьезное влияние на рынок и удовлетворять спрос на овощи защищенного грунта местных потребителей. Дефицит овощной продукции во внесезонный период восполняется за счет ввоза из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Устаревшая технология выращивания овощей в закрытом грунте сопряжена с высокими затратами на производство и покупку тепловой энергии, содержание и ремонт теплиц, что не способствует повышению эффективности производства овощей и не позволяет в современных условиях производить конкурентную продукцию. Физический и моральный износ теплиц привел к тому, что производство овощей защищенного грунта в крае убыточно.
Постоянное повышение цен на энергоресурсы, технику, удобрения, средства защиты растений не позволяет самостоятельно осуществлять реконструкцию старых и строительство новых теплиц за счет собственных средств ввиду их высокой капиталоемкости и энергоемкости. Одним из сдерживающих факторов увеличения производства овощей защищенного грунта является недостаточное количество тепличных комплексов в Пермском крае.
Строительство тепличного хозяйства с использованием современных ресурсосберегающих технологий, с учетом финансовой поддержки из краевого бюджета, позволит возобновить круглогодичное производство свежих овощей в закрытом грунте в Пермском крае, перейти к наращиванию объемов производства, сдержать рост цен на овощную продукцию и сделать эту продукцию доступной для населения. Инвестиции в производство овощей сельхозпредприятиями края также позволят повысить уровень обеспеченности населения местной продукцией. В целях достижения устойчивого развития овощеводства защищенного грунта и повышения его конкурентоспособности, необходимо обеспечить дарственную поддержку внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий.
Системный и взаимосвязанный характер актуальных проблем дальнейшего развития овощеводства в закрытом грунте в Пермском крае требует их решения на принципах программно-целевого метода, который предусматривает формирование целей, задач и целевых показателей для оценки эффективности реализации Программы, разработку приоритетных направлений и программных мероприятий, определение необходимых объемов финансирования, разработку механизма управления Программой.
Для решения поставленных задач необходимы комплексный подход и существенная поддержка производителей овощей защищенного грунта из бюджета Пермского края на приобретение оборудования, техники, реконструкцию и модернизацию тепличного хозяйства.
На решение указанных проблем и направлена Программа.
II. Основные цели и задачи программы
2.1. Цели Программы - создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли защищенного грунта, увеличение объемов производства овощей защищенного грунта и повышение конкурентоспособности продукции, увеличение обеспеченности потребностей внутреннего рынка в продукции овощеводства и рост объемов реализации за пределами Пермского края, создание рабочих мест.
2.2. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
увеличить производство овощей защищенного грунта за счет ускоренной реализации инвестиционных проектов, связанных со строительством теплиц, приобретением техники и технологического оборудования;
обеспечить стимулирование роста продуктивности отрасли за счет выплаты субсидий, дифференцированных с учетом продуктивности;
ориентировать производителей на значительное обновление материально-технической базы за счет закупки высокоэффективного энергосберегающего оборудования для производства овощей защищенного грунта;
создать условия для развития кадрового потенциала, оказания информационно-консультационной поддержки;
реализовать меры по развитию рынка овощей защищенного грунта, продвижению продукции пермских товаропроизводителей на внутренние и внешние рынки сбыта.
III. Целевые индикаторы, ожидаемые результаты и социально-экономическая эффективность программы
3.1. Мероприятия Программы приведут к значительному увеличению основных показателей эффективности деятельности овощеводства защищенного грунта. Основные целевые индикаторы Программы и их значения по годам приведены в таблице 5. За счет реализации мероприятий планируется к 2020 году увеличить производство овощей защищенного грунта более чем в 6 раз к уровню 2011 года.
Таблица 5
Производство
овощей защищенного грунта в хозяйствах всех категорий в Пермском крае, тыс. тонн
Показатель |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2020 год |
2020 к 2011 в % |
| |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Огурцы |
1,0 |
0,8 |
1,0 |
1,7 |
2,0 |
6,8 |
в 6,8 раз |
Помидоры |
0,5 |
0,3 |
0,4 |
0,7 |
1,0 |
2,6 |
в 5,2 раз |
Прочие |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,5 |
0,7 |
1,6 |
в 5,3 раз |
Итого |
1,8 |
1,5 |
1,9 |
2,9 |
3,7 |
11,0 |
в 6,2 раз |
3.2. Объемы производства и потребления овощей защищенного грунта представлены в таблице 6. По данным таблицы видно, что к 2020 году возрастет потребление огурцов и помидоров.
Таблица 6
Баланс
производства и потребления по видам овощей, тыс. тонн
Показатель |
Факт |
Факт |
Прогноз |
|||||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2015 год |
2020 год |
||||||
производство |
потребление |
производство |
потребление |
производство |
потребление |
производство |
потребление |
производство |
потребление |
|
Огурцы |
1,0 |
10,1 |
0,5 |
10,1 |
1,0 |
10,5 |
2,0 |
12,0 |
6,8 |
13,0 |
Помидоры |
0,5 |
4,3 |
0,3 |
4,4 |
0,4 |
5,0 |
1,0 |
5,9 |
2,6 |
6,5 |
Всего |
1,8 |
14,9 |
1,5 |
15,0 |
1,9 |
16,0 |
3,7 |
18,8 |
11,0 |
21,0 |
3.3. В результате реализации Программы увеличится коэффициент самообеспечения Пермского края по производству овощей защищенного грунта с 10% в 2012 году до 52% к 2020 году. Потребление на душу населения с 5,6 кг возрастет до 8 кг. Данная информация представлена в таблице 7.
Таблица 7
Баланс
производства и потребления овощей защищенного грунта в Пермском крае
Показатели |
2011 факт |
2012 факт |
прогноз |
|||
2013 |
2014 |
2015 |
2020 |
|||
| ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Численность населения, тыс.чел. |
2631,1 |
2630,2 |
2630,0 |
2629,2 |
2628,4 |
2624,5 |
Потребление - всего, тыс. тонн |
14,9 |
15,0 |
16,0 |
17,0 |
18,8 |
21,0 |
Потребление на душу населения, кг |
5,6 |
5,7 |
6,1 |
6,5 |
7,2 |
8,0 |
Производство, тыс. тонн |
1,8 |
1,5 |
1,9 |
2,9 |
3,7 |
11,0 |
Коэффициент самообеспечения, % |
12,0 |
10,0 |
11,9 |
17,1 |
19,9,2# |
52,4 |
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.5. Экономический эффект реализации мероприятий Программы будет заключаться в повышении устойчивости и развитии экономики региона, обеспечении экономического роста, привлечении инвестиций, повышении производительности труда, освоении собственной ресурсной базы края и привлечении дополнительных финансовых ресурсов в край, повышении эффективности расходования бюджетных средств.
Компанией ООО "ИнтеллектАгро" планируется к реализации с 2013 года инвестиционный проект "Строительство тепличного комплекса для выращивания овощных культур площадью 4 Га по адресу: Пермский край, Пермский район, д. Устиново". Строительство тепличного комплекса предлагается в районе д. Устиново Пермского района г. Перми. Существует техническая возможность подключения к газу высокого давления и электрическим сетям, с получением необходимых лимитов.
Выбор местоположения тепличного комплекса обусловлен отсутствием современных эффективных тепличных комплексов по производству овощной продукции в городе Перми; доступностью ресурсов (в непосредственной близости газ высокого давления и электрические сети); близостью к потребителям. В рамках реализации проекта планируется строительство не только теплиц, но и объектов инфраструктуры (котельная, водозабор, очистные сооружения, автомобильная дорога). В дальнейшем в период с 2014 по 2020 годы планируется ввод еще 3-х очередей тепличных комплексов по 4 гектара. Строительство и реконструкция тепличного комплекса позволят создать дополнительные рабочие места в количестве 260 единиц (в 2013 - 80, 2015 - 60, 2017 - 60 и 2019 - 60 ед.).
Эффективность Программы предполагается оценивать по темпам роста площади защищенного грунта, валового сбора и урожайности овощей защищенного грунта. Анализ динамики целевых индикаторов Программы показывает, что осуществление программных мероприятий при условии финансирования в полном объеме обеспечит увеличение объемов производства овощей защищенного грунта до 11,0 тыс. тонн (рост в 6,1 раза к уровню 2011 года), увеличение площади зимних остекленных теплиц до 31,5 га, а также дополнительное поступление налогов по сравнению с 2012 годом в бюджеты всех уровней к 2015 году - на 10,0 млн. рублей, к 2020 году - на 44 млн.руб.
Таблица 8
Социально-экономическая эффективность реализации программы
N п/п |
Показатели |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2020 год |
2020 год к 2010 году, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Валовый сбор тепличных овощей защищенного грунта, тонн |
1775 |
1498 |
1860 |
2970 |
3753 |
11025 |
в 6,2 раза |
2 |
Площадь овощей защищенного грунта, га, в том числе |
10,8 |
7,1 |
9,3 |
13,5 |
13,9 |
31,5 |
в 2,9 раз |
3 |
Урожайность овощей защищенного грунта, тонн/га |
164,4 |
211,0 |
200 |
220 |
270 |
350 |
в 2,1 раз |
4 |
Ввод площадей за счет строительства тепличных комплексов, га |
х |
х |
2 |
4 |
0,2 |
х |
х |
5 |
Прирост площади теплиц за счет реконструкции, технического перевооружения, га |
х |
х |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
х |
х |
6 |
Выручка от реализации продукции овощей закрытого грунта в действующих ценах, млн.руб. |
74 |
62,5 |
78 |
124 |
156 |
459 |
в 6,2 раза |
7 |
Прирост выручки от реализации продукции овощей закрытого грунта в действующих ценах к уровню 2012 года, млн.руб. |
х |
х |
15 |
61 |
94 |
397 |
х |
8 |
Индекс-дефлятор, в % к 2012 году |
х |
х |
108 |
116 |
123 |
155 |
х |
9 |
Выручка от реализации продукции овощей закрытого грунта в ценах 2012 года, млн.руб. |
х |
62,5 |
72 |
107 |
127 |
296 |
х |
10 |
Прирост выручки от реализации продукции овощей закрытого грунта в сопоставимых ценах 2012 года к уровню 2012 года, млн.руб. |
х |
х |
9,5 |
44,5 |
64,5 |
233,5 |
х |
11 |
Налоговые поступления, млн.руб. |
8,5 |
6,9 |
8,5 |
13,6 |
17,2 |
50,5 |
в 5,9 раз |
12 |
Прирост налоговых поступлений к уровню 2012 года |
х |
х |
2 |
7 |
10 |
44 |
х |
13 |
Численность занятого населения в отрасли овощеводства закрытого грунта |
153 |
108 |
136 |
184 |
194 |
441 |
в 2,9 раз |
14 |
Прирост численности занятого населения в отрасли овощеводства закрытого грунта к уровню 2012 года |
х |
х |
28 |
76 |
86 |
333 |
х |
3.6. Социальный эффект от реализации Программы будет направлен на удовлетворение потребности населения региона в овощах защищенного грунта местного производства в зимне-весенний период, что отражается на повышении качества жизни населения края. Рост обеспеченности населения тепличной овощной продукцией в результате реализации мероприятий Программы отражен в таблице 6. Кроме того, реализация программы обеспечит создание новых рабочих мест, будет способствовать привлечению в подотрасль молодых высококвалифицированных кадров, что особенно актуально в сельскохозяйственном производстве.
Достичь указанных результатов Программы планируется за счет реализации программных мероприятий, направленных на создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли овощеводства защищенного грунта.
IV. Перечень и описание программных мероприятий
4.1. Реализация мероприятия "Поддержка экономически значимых программ (в том числе программы развития производства овощей в защищенном грунте - зимних теплиц, теплично-промышленных комплексов, занимающих площадь не менее двух гектаров)" направлена на создание экономических и технологических условий устойчивого развития и увеличение объемов производства продукции отрасли овощеводства защищенного грунта.
Механизм реализации - предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, специализирующихся на производстве и реализации овощей защищенного грунта, субсидий на возмещение части затрат по следующим направлениям:
реконструкция и строительство теплиц и объектов малой энергетики (котельных);
техническая и технологическая модернизация тепличных комплексов;
приобретение тепличными предприятиями энергоносителей - технологического газа, тепловой энергии и электрической энергии.
При предоставлении субсидий сельхозтоваропроизводителям будет учитываться наличие схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов поселений городских округов в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и участие муниципальных районов в мероприятиях долгосрочной целевой программы "Социальное развитие села в Пермском крае до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 16 ноября 2009 г. N 826-п.
4.2. В рамках долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п, осуществляются так же мероприятия по развитию кадрового потенциала, оказанию информационно-консультационной поддержки; мероприятия, направленные на продвижение продукции пермских товаропроизводителей на внутренние и внешние рынки сбыта; оказывается государственная поддержка развития семеноводства и повышения плодородия почв, государственная поддержка кредитования.
V. ресурсное обеспечение программы
5.1. Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию настоящей Программы в рамках долгосрочной целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 14 февраля 2013 года N 55-п "О Перечнях экономически значимых программ, объемах и источниках их финансирования по отдельным мероприятиям долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п".
Осуществление государственной поддержки овощеводства защищенного грунта в Пермском крае планируется на основе софинансирования мероприятий с федеральным бюджетом на условиях и в размерах, определенных федеральными нормативными актами и в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации.
5.2. Объем средств, необходимый для реализации мероприятий Программы, рассчитан с учетом:
средних по региону производственных издержек на производство овощей защищенного грунта;
экспертных оценок капитальных вложений на технологическое оборудование тепличных комплексов и центров по оказанию сервисных услуг;
среднерегиональных расходов на содержание тепличных комбинатов.
5.3. Общая потребность финансового обеспечения Программы на 2013-2015 годы составит 301,0 млн. рублей, в том числе 90,0 млн. рублей - из бюджета Пермского края. Данные по объемам и источникам финансирования всех мероприятий Программы приведены в таблице 9.
Таблица 9
Общая потребность
в финансировании мероприятий Программы и источники финансирования, млн.руб.
N п/п |
Мероприятие |
Источник |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Всего за 2013-2015 годы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Всего по Программе, "Развитие овощеводства защищенного грунта в Пермском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года", в том числе: |
Бюджет Пермского края |
25,0 |
37,5 |
27,5 |
90,0 |
Внебюджетные средства |
59,0 |
87,5 |
64,5 |
211,0 |
||
Всего |
84,0 |
125,0 |
92,0 |
301,0 |
||
1.1 |
Реконструкция и строительство теплиц и объектов малой энергетики (котельных) |
Бюджет Пермского края |
2,0 |
3,0 |
2,2 |
7,2 |
Внебюджетные средства |
4,7 |
7,0 |
5,1 |
16,8 |
||
Всего |
6,7 |
10,0 |
7,3 |
24,0 |
||
1.2 |
Техническая и технологическая модернизация тепличных комплексов |
Бюджет Пермского края |
22,5 |
34,0 |
24,8 |
81,3 |
Внебюджетные средства |
53,1 |
79,3 |
58,2 |
190,6 |
||
Всего |
75,6 |
113,3 |
83 |
271,9 |
||
1.3 |
Приобретение тепличными предприятиями энергоносителей - технологического газа, тепловой энергии и электрической энергии |
Бюджет Пермского края |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1,5 |
Внебюджетные средства |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
3,6 |
||
Всего |
1,7 |
1,7 |
1,7 |
5,1 |
VI. Система управления реализацией программы
6.1. Управление реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, являющееся координатором и исполнителем Программы.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края:
обеспечивает согласованные действия участников Программы по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального и краевого бюджетов;
составляет и в установленном порядке представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год;
подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе реализации Программы.
6.2. Участниками Программы являются хозяйствующие субъекты различных форм собственности в соответствии с действующим законодательством (сельскохозяйственные товаропроизводители, организации агропромышленного комплекса, иные хозяйствующие субъекты).
6.3. Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых исполнителями Программы с участниками отдельных мероприятий, или путем предоставления субсидий участникам Программы в порядке, установленном Правительством Пермского края в соответствии законодательством Российской Федерации.
6.4. Финансовый контроль использования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию Программы, осуществляется контролирующими органами в соответствии с действующим законодательством.
6.5. Механизм реализации целей и задач Программы по соответствующим направлениям Программы детализируется в порядках предоставления субсидий, утверждаемых нормативными правовыми актами Правительства Пермского края на весь период действия Программы.
6.6. Предоставление субсидий осуществляется в соответствии с утвержденным Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края реестром получателей субсидий. Порядок формирования и условия включения в реестр получателей субсидий определяется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
6.7. Оценка рисков реализации Программы.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура товаров и услуг;
внутренние риски:
организационные риски, запаздывание с реализацией мероприятий;
производственные и технологические риски.
Управление рисками в рамках реализации Программы проводится в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению.
Управление рисками в рамках реализации Программы проводится в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Овощи имеют большое значение в питании человека и должны присутствовать в рационе в течение всего года и в широком ассортименте.
В Пермском крае практически не осталось собственных тепличных комбинатов, которые могут оказывать серьезное влияние на рынок и удовлетворять спрос на овощи защищенного грунта местных потребителей.
В целях создания стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли защищенного грунта, увеличения объемов производства овощей защищенного грунта и повышение конкурентоспособности продукции, увеличения обеспеченности потребностей внутреннего рынка в продукции овощеводства и роста объемов ее реализации за пределами Пермского края, на период 2013-2015 гг. принята программа по развитию овощеводства защищенного грунта в Пермском крае.
Мероприятия Программы приведут к значительному увеличению основных показателей эффективности деятельности овощеводства защищенного грунта.
В результате реализации мероприятий программы будет построено зимних остекленных теплиц площадью 20 гектаров, увеличены объемы производства овощей защищенного грунта: с 1,8 тыс. тонн в 2011 году до 5,3 тыс. тонн в 2015 году и до 16,8 тыс. тонн в 2020 году.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 29 декабря 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-159 "Об утверждении экономически значимой программы "Развитие овощеводства защищенного грунта в Пермском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года"
Текст приказа опубликован в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 21 января 2013 г. N 2 (233)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 14 марта 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-35
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 31 мая 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-88
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 17 января 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-5