Приказ Министерства образования Пермского края
от 25 февраля 2011 г. N СЭД-26-01-04-43
"Об утверждении положения о конкурсе "Школа равных возможностей" среди общеобразовательных учреждений Пермского края и состава экспертной комиссии конкурса"
Приказом Министерства образования и науки Пермского края от 8 декабря 2016 г. N СЭД-26-01-06-828 настоящий приказ признан утратившим силу
В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 16 ноября 2010 г. N 897-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Семья и дети Пермского края на 2011-2015 годы", в целях реализации мероприятий долгосрочной целевой программы "Семья и дети Пермского края на 2011-2015 годы" в части полномочий Министерства образования Пермского края приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
1.1 положение о конкурсе "Школа равных возможностей" среди общеобразовательных учреждений Пермского края;
1.2 состав экспертной комиссии конкурса "Школа равных возможностей" среди общеобразовательных учреждений Пермского края.
2. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра образования, начальника управления качества образования Кассину Р.А.
Министр образования |
Н.Я. Карпушин |
Положение
о конкурсе "Школа равных возможностей" среди общеобразовательных учреждений Пермского края
(утв. приказом Министерства образования Пермского края от 25 февраля 2011 г. N СЭД-26-01-04-43)
I. Общие положения
Настоящее положение определяет цели и задачи краевого конкурса "Школа равных возможностей" (далее - Конкурс), порядок его организации, проведения, требования к содержанию и оформлению конкурсных материалов, критерии оценки, награждение победителей.
II. Организаторы Конкурса
Учредитель и организатор Конкурса - Министерство образования Пермского края.
III. Цели и задачи Конкурса
3.1. Конкурс проводится с целью развития в Пермском крае различных форм совместного обучение детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в общеобразовательных учреждениях путем создания адекватных условий, дополнительной поддержки, необходимой для удовлетворения их индивидуальных образовательных потребностей.
3.2. Задачи:
- обобщение опыта работы общеобразовательных учреждений по внедрению инклюзивного обучения как механизма реализации права детей с ОВЗ, детей-инвалидов на образование;
выявление наиболее перспективных моделей деятельности общеобразовательных учреждений по удовлетворению особых образовательных потребностей детей-инвалидов, детей с ОВЗ, реабилитации и социальной адаптации детей данной категории средствами образования;
- определение экспериментальных площадок по внедрению инклюзивного образования;
- дальнейшее развитие инклюзивных процессов в системе общего образования, внедрение современных моделей инклюзивного образования различных категорий детей с ОВЗ, детей-инвалидов в практику учебной, воспитательной, коррекционно-развивающей деятельности учреждений образования.
IV. Участники Конкурса
В конкурсе принимают участие муниципальные общеобразовательные учреждения (школы) муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - участники).
V. Порядок проведения Конкурса и критерии оценки
5.1. Конкурс проводится с 21 февраля по 01 апреля 2011 г.
5.2. Для оценки представленных материалов и определения победителей создается экспертная комиссия Конкурса, утвержденная приказом Министерства образования Пермского края, в состав которой входят ведущие специалисты в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
5.3. Органы управления образованием муниципальных районов, городских округов Пермского края в срок до 01 апреля 2011 направляют конкурсные материалы о деятельности образовательных учреждений по организации инклюзивного образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 14, каб. 324, тел. 217 79 34 Лестова Наталья Львовна.
5.4. Экспертная комиссия оценивает деятельность общеобразовательных учреждений по созданию адекватных условий обучения детей-инвалидов, детей с ОВЗ в системе общего образования, способствующих удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся в соответствии с прилагаемыми к настоящему положению критериями.
5.5. По результатам оценки экспертная комиссия подводит итоги конкурса, который оформляется протоколом.
5.6. Итоги Конкурса и список победителей утверждаются приказом Министерства образования Пермского края, размещаются на сайте Министерства образования края.
5.7. Материалы общеобразовательных учреждений, ставших победителями, не возвращаются и рецензии на них не высылаются. Материалы других участников конкурса возвращаются без рецензий.
VI. Требования к содержанию и оформлению конкурсных материалов
6.1. Участник представляет на конкурс следующие документы и материалы:
- представление на участие в конкурсе от органов управления образованием муниципальных районов, городских округов Пермского края с обязательным указанием объема софинансирования деятельности образовательного учреждения по организации инклюзивного образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов в 2011-12 учебном году;
- текст материалов: обязательная часть и приложения.
6.2. Присылаемые на конкурс материалы должны быть аккуратно оформлены, сброшюрованы, заверены руководителем и печатью учреждения.
6.3. Объем обязательной части материалов не может превышать 15 страниц печатного текста и должен быть представлен на бумаге формата А4 (Word-2003, расширение doc, шрифт Times New Roman, кегль 14, одинарный интервал, поля: левое 2,0 см, правое 1 см, верхнее и нижнее - 1,5 см) и на CD диске, либо Flash-носителе.
Объем приложений - не более 10 страниц.
В обязательную часть материалов включаются:
1. Титульный лист, на котором указаны: название конкурса; наименование и юридический адрес общеобразовательного учреждения; фамилия, имя, отчество руководителя (полностью); контактные телефоны; адрес электронной почты; подпись руководителя, заверенная печатью учреждения - 1 страница.
2. Информационная справка об общеобразовательном учреждении и сложившейся практике совместного обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов с остальными детьми (количество обучающихся на 1, 2 и 3-ей ступенях обучения, количество педагогов, место расположения, специфика деятельности, количество, категории детей с ОВЗ, количество детей-инвалидов) - 1 страница.
3. Аналитические материалы по обобщению и оценке деятельности общеобразовательного учреждения по созданию условий для образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов за последние 2-3 года (не более 10 страниц).
Представляемые достижения обосновываются, подтверждаются динамикой количества детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Аналитические материалы включают разделы в соответствии с критериями оценки деятельности общеобразовательного учреждения по внедрению инклюзивного обучения как механизма реализации права детей с ОВЗ, детей-инвалидов на образование:
3.1. Нормативно-правовая основа обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов в общеобразовательной школе:
- организация деятельности в вопросах обучения и воспитания в соответствии с перечнем документов нормативно-правовой базы С(К)ОУ, федеральными и региональными документами и методическими рекомендациями по обучению детей с ОВЗ, детей-инвалидов;
- наличие нормативной основы внутришкольного уровня, регламентирующей порядок приема и обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов в общеобразовательном учреждении (внесение изменений в Устав ОУ, локальные акты, определяющие деятельность ОУ по обучению, воспитанию и коррекционно-развивающему сопровождению детей);
- отражение основных стратегических линий развития инклюзивных форм образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Программе развития учреждения, целях и задачах образовательной системы.
3.2. Соответствие условий обучения в общеобразовательной школе возможностям и образовательным потребностям ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида:
- выполнение условий приема ребенка с ОВЗ в общеобразовательный класс, комплектования специальных (коррекционных) классов; обоснованность выбора форм интегрированного образования ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида в среде нормально развивающихся сверстников с учетом индивидуальных особенностей, возраста, структуры нарушений, психофизического состояния и др.;
- организация образовательного процесса в соответствии с особенностями психофизического развития детей с ОВЗ, детей-инвалидов (наполняемость классов, односменный режим уроков, организация групп продленного дня, выполнение требований охранительного педагогического режима, соответствие модели интеграции/полная, частичная, временная, комбинированная/возможностям и потребностям ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида);
- использование учебных планов, программ по предметам и учебным дисциплинам, рекомендованным для обучения детей с ОВЗ тех или иных категорий; индивидуально ориентированные образовательные программы для детей с ОВЗ, детей-инвалидов в составе разновозрастного коррекционного класса-комплекта, для детей с ОВЗ, детей-инвалидов в составе общеобразовательного класса, разрабатываемые на основании общеобразовательных программ, рекомендованных психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМГЖ), и данных углубленного динамического психолого-педагогического обследования;
- соблюдение медико-социальных условий обучения ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида в общеобразовательной школе (наличие медицинского кабине, проведение необходимых медицинских, реабилитационных мероприятий с учетом структуры дефекта ребенка совместно с учреждениями социальной защиты и здравоохранения, соблюдение гигиенических требований к организации образовательного процесса в соответствии с СанПиН);
- организация коррекционного сопровождения, дополнительных педагогических и реабилитационных услуг (индивидуальные и групповые коррекционные занятия в соответствии с видом нарушенного развития, индивидуальными образовательными потребностями ребенка в ОУ и вне его, деятельность школьного психолого-медико-педагогического консилиума по проведению мониторинга результатов обучения и коррекционной работы, освоения индивидуальной образовательной программы ребенком с ОВЗ, ребенком-инвалидом).
3.3. Обеспечение различными видами поддержки педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, инвалидами в условиях общеобразовательной школы, работа с семьей ребенка-инвалида:
- внутренняя и внешняя поддержка педагогов (информационно-консультативная, просветительская, методическая помощь специалистов ОУ, ПМПК, С(К)ОУ, семинары, стажировки, повышение квалификации по специальной педагогике и психологии);
- внутренняя и внешняя поддержка родителей детей с ОВЗ, детей-инвалидов (информационно-консультативная поддержка медицинских работников, дефектологов, логопедов, психологов и др., просветительская деятельность, коррекционная работа с семьей в различных формах с целью создания оптимальных условий для развития ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида).
4. Описание перспектив развития инклюзивных форм образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов в общеобразовательном учреждении (не более 2 страниц):
- планирование расширения охвата, увеличения количества детей с ОВЗ, детей-инвалидов в ОУ;
- обеспечение социальной и образовательной инклюзии для всех детей с ОВЗ, детей-инвалидов, обучающихся в ОУ, независимо от вида отклонения в развитии и степени его выраженности;
- расширение спектра специальных условий (медицинских, педагогических, психологических, материально-технических и др.) для успешного обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов в общеобразовательной школе;
- углубление индивидуального подхода с целью раскрытия потенциала, возможностей и способностей каждого ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида;
- формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ, детям-инвалидам, развитие у нормально-развивающихся школьников потребности в общении с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами, их естественного восприятия и принятия, оказании поддержки и др.
5. Выводы, заключение - не более 1 страницы.
6. Приложения (не более 10 страниц) могут включать:
- положение об обучении ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида в общеобразовательной школе, о специальных (коррекционных) классах, раздел Программы развития ОУ, посвященный развитию инклюзивных форм образования в школе;
- другие материалы (рекомендации, формы анкет, опросников, схемы, копии актов, таблицы, рисунки, графики, фото и видеоматериалы продолжительностью не более 10 минут и др.).
VII. Награждение победителей
По итогам конкурса определяется 5 победителей, которым присваивается статус экспериментальных площадок по внедрению инклюзивного образования.
Победители конкурса награждаются комплектом оборудования и инвентаря (спортивного, учебного, медицинского и др.) для дальнейшего развития инклюзивных форм образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
VIII. Финансирование Конкурса
Финансирование Конкурса осуществляется за счет средств краевой целевой программы "Семья и дети Пермского края на 2011-2015 годы".
Приложение
к положению о Конкурсе,
утвержденному приказом Министерства
образования Пермского края
от 25 марта 2011 г. N СЭД-26-01-04-43
N п/п |
Критерий |
Содержание |
Баллы |
1. |
Нормативно-правовая основа обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов в общеобразовательной школе. |
- организация деятельности в вопросах обучения и воспитания в соответствии с перечнем документов нормативно-правовой базы С(К)ОУ, федеральными и региональными документами и методическими рекомендациями по обучению детей с ОВЗ, детей-инвалидов; |
до 6 баллов |
- наличие нормативной основы внутришкольного уровня, регламентирующей порядок приема и обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов в общеобразовательном; | |||
- отражение основных стратегических линий развития инклюзивных форм образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Программе развития учреждения, целях и задачах образовательной системы. | |||
2. |
Соответствие условий обучения в общеобразовательной школе возможностями образовательным потребностям ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида. |
- выполнение условий приема ребенка с ОВЗ в общеобразовательный класс, комплектования специальных (коррекционных) классов; обоснованность выбора форм интегрированного образования ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида в среде нормально развивающихся сверстников; |
до 20 баллов |
- организация образовательного процесса в соответствии с особенностями психофизического развития обучающихся с ОВЗ, инвалидов; | |||
- использование учебных планов, программ по предметам и учебным дисциплинам, рекомендованным для обучения детей с ОВЗ тех или иных категорий; индивидуально ориентированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ, инвалидов в составе разновозрастного коррекционного класса-комплекта, для обучающихся с ОВЗ, инвалидов в составе общеобразовательного класса; | |||
- соблюдение медико-социальных условий обучения ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида в общеобразовательной школе; | |||
- организация коррекционного сопровождения, дополнительных педагогических и реабилитационных услуг. | |||
3. |
Обеспечение различными видами поддержки педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, инвалидами в условиях общеобразовательной школы, работа с семьей ребенка-инвалида. |
- внутренняя и внешняя поддержка педагогов; |
до 6 баллов |
- внутренняя и внешняя поддержка родителей детей с ОВЗ, детей-инвалидов. | |||
4. |
Перспективы развития инклюзивных форм образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов в общеобразовательном учреждении: |
- планирование расширения охвата, увеличения количества детей с ОВЗ, детей-инвалидов в ОУ; |
до 10 баллов |
- обеспечение социальной и образовательной инклюзии для всех детей с ОВЗ, обучающихся в ОУ, независимо от вида отклонения в развитии и степени его выраженности; | |||
- расширение спектра специальных условий для успешного обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов в общеобразовательной школе; | |||
- углубление индивидуального подхода с целью раскрытия потенциала, возможностей и способностей каждого ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида; | |||
- формирование толерантного отношения к детям-инвалидам, развитие у нормально развивающихся школьников потребности в общении с детьми с ОВЗ, их естественного восприятия и принятия, оказании поддержки и др. | |||
5. |
Наличие четких выводов и заключения |
|
до 6 баллов |
6. |
Наличие кратких приложений, документально подтверждающих представленные результаты |
|
до 4 баллов |
Состав
экспертной комиссии конкурса "Школа равных возможностей" среди общеобразовательных учреждений Пермского края
(утв. приказом Министерства образования Пермского края от 25 февраля 2011 г. N СЭД-26-01-04-43)
1. |
Кассина Раиса Алексеевна |
- заместитель министра образования Пермского края, руководитель комиссии |
2. |
Лестова Наталья Львовна |
- консультант отдела дошкольного, общего и специального образования Министерства образования Пермского края |
3. |
Ворошнина Ольга Руховна |
- заведующая кафедрой специальной дошкольной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии детства ГОУ ВПО "Пермский государственный педагогический университет" (по согласованию) |
4. |
Перетягина Арина Геннадьевна |
- ст. н. сотрудник лаборатории специального (коррекционного) образования ГОУ ДПО ПКИПКРО, председатель краевой ПМПК (по согласованию) |
5. |
Сергеева Светлана Александровна |
- учитель-дефектолог МС(К)ОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья N 154" г. Перми (по согласованию) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Пермского края от 25 февраля 2011 г. N СЭД-26-01-04-43 "Об утверждении положения о конкурсе "Школа равных возможностей" среди общеобразовательных учреждений Пермского края и состава экспертной комиссии конкурса"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Министерства образования и науки Пермского края от 8 декабря 2016 г. N СЭД-26-01-06-828 настоящий приказ признан утратившим силу