Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 14 марта 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-35 в наименование внесены изменения
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края
от 15 марта 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-34
"Об утверждении экономически значимой программы "Развитие птицеводства в Пермском крае на 2013-2014 годы и на период до 2020 года"
30 мая, 22 июля, 21 августа, 9 декабря 2013 г., 28 февраля, 14 марта 2014 г.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 28 февраля 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-24 преамбула изложена в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного приказа и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1320-п "Об утверждении государственной программы "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую региональную экономически значимую программу "Развитие птицеводства в Пермском крае на 2013-2014 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа).
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 28 февраля 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-24 пункт 2 изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного приказа и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
2. Финансирование Программы обеспечить за счет общего объема средств, предусмотренных государственной программой "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1320-п.
3. Признать утратившими силу:
3.1. приказ Министерства сельского хозяйства Пермского края от 12 декабря 2011 г. N СЭД-25-01.1-02-115 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Региональная экономически значимая программа "Развитие птицеводства в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года";
3.2. приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 16 января 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-1 "О внесении изменений в приказ Министерства сельского хозяйства "Об утверждении ведомственной целевой программы "Региональная экономически значимая программа "Развитие птицеводства в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года";
4. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя министра, начальника управления формирования аграрной политики Огородова И.П.
И.о. министра |
И.П. Огородов |
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 30 мая 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-87 в Региональную экономически значимую программу внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного приказа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Региональная экономически значимая программа
"Развитие птицеводства в Пермском крае на 2013-2014 годы и на период до 2020 года"
(утв. приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 15 марта 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-34)
30 мая, 22 июля, 21 августа, 9 декабря 2013 г., 28 февраля 2014 г.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 28 февраля 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-24 в паспорт внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного приказа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Региональная экономически значимая программа "Развитие птицеводства в Пермском крае на 2013-2014 годы и на период до 2020 года" |
|||||
Основания разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы"; постановление Правительства Пермского края от 03 октября 2013 г. N 1320-п "Об утверждении государственной программы "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае"; постановление Правительства Пермского края от 14 февраля 2013 года N 55-п "О Перечнях экономически значимых программ, объемах и источниках их финансирования по отдельным мероприятиям долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы" |
|||||
Разработчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края |
|||||
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края |
|||||
Цели Программы |
Создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли птицеводства; увеличение объемов производства продукции птицеводства и повышение ее конкурентоспособности; увеличение обеспеченности потребностей внутреннего рынка в продукции птицеводства и рост объемов реализации продукции птицеводства за пределами Пермского края; создание рабочих мест |
|||||
Основные задачи |
Увеличить производство мяса за счет ускоренной реализации инвестиционных проектов, связанных с приобретением племенного поголовья, техники и технологического оборудования; обеспечить стимулирование роста продуктивности отрасли за счет выплаты субсидий; расширить и модернизировать производственные мощности, мощности по переработке, транспортировке, хранению и логистике; реализовать мероприятия, направленные на развитие кормовой базы; обеспечить развитие кооперативных связей птицеводческих предприятий с фермерскими (крестьянскими) хозяйствами и личными подсобными хозяйствами населения на основе обеспечения птицефабриками потребностей этих хозяйств в молодняке птицы и кормах; создать условия для развития кадрового потенциала; реализовать мероприятия, направленные на информационно-консультационную поддержку; осуществить реализацию мер по развитию рынка мяса, продвижению продукции пермских товаропроизводителей на внутренние и внешние рынки сбыта |
|||||
Участники Программы |
Сельскохозяйственные товаропроизводители |
|||||
Основные мероприятия Программы |
Предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, специализирующимся на производстве и реализации продукции птицеводства, на возмещение части затрат на приобретение основных средств производственного назначения, оборудования, племенного молодняка, выполнение строительно-монтажных работ по строительству, реконструкции, переоборудованию объектов по производству и переработке птицы, мощностей по производству комбикормов, обеспечение непрерывности энергоснабжения всего технологического процесса в производстве птицеводческой продукции |
|||||
Сроки и этапы реализации Программы |
2013-2014 годы и на период до 2020 года. Программа не имеет разбивки на этапы. Мероприятия Программы реализуются на протяжении всего срока ее реализации |
|||||
Объемы и источники финансирования Программы(1) |
Общий объем финансового обеспечения Программы на 2013-2014 годы составит 847,9 млн. рублей, в том числе 157,9 млн. рублей из бюджета Пермского края |
|||||
Источник |
|
2014 год |
2015 год |
Всего за 2013-2014 годы |
||
Бюджет Пермского края |
|
82,9 |
75,0 |
157,9 |
||
Внебюджетные средства |
|
360,0 |
330,0 |
690,0 |
||
Всего |
|
442,9 |
405,0 |
847,9 |
||
Целевые индикаторы Программы |
Объем производства мяса птицы в живом (убойном) весе; поголовье птицы; объем производства яиц; выручка от реализации продукции птицеводства в действующих ценах; прирост выручки от реализации продукции птицеводства в сопоставимых ценах 2012 года к уровню 2012 года; прирост численности занятого населения в отрасли птицеводства |
|||||
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Увеличение объемов производства мяса птицы в живом весе: с 42,5 тыс. тонн в 2011 г. до 48,2 тыс. тонн в 2015 г. и до 64,3 тыс. тонн в 2020 г.; увеличение поголовья птицы с 6746,4 тыс. голов в 2011 г. до 7699,7 тыс. тонн в 2015 г. и до 10362,7 тыс. тонн в 2020 г.; увеличение производства яиц с 977,5 млн. штук в 2011 году до 1092,0 млн. штук в 2015 году и до 1224,7 млн. штук в 2020 году; увеличение выручки от реализации продукции птицеводства в действующих ценах с 4920 млн. руб. в 2011 году до 7646 млн.руб. в 2015 году и до 12703 млн. руб. в 2020 году; прирост выручки от реализации продукции птицеводства в сопоставимых ценах 2012 года к уровню 2012 года на 229 млн. руб. в 2013 году, на 746 млн. руб. в 2015 году и на 2771 млн. руб. в 2020 году; сохранение численности занятого населения в отрасли птицеводства |
|||||
Контроль реализации Программы(1) |
Общее руководство и контроль реализации Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края. Финансовый контроль использования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию Программы, осуществляется контролирующими органами в соответствии с законодательством Пермского края |
------------------------------
(1) В скобках указаны объемы производства мяса в убойном весе.
(2) Финансирование мероприятий настоящей Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных долгосрочной целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2011 г. N 1335-п. Объемы финансирования определены постановлением Правительства Пермского края от 14 февраля 2013 года N 55-п "О Перечнях экономически значимых программ, объемах и источниках их финансирования по отдельным мероприятиям долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления N 1335-п следует читать как "27 ноября 2012 г."
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Программа разработана во исполнение долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п, и должна стать инструментом для реализации стратегии устойчивого развития отрасли птицеводства в Пермском крае и увеличения самообеспеченности населения Пермского края продукцией птицеводства (мяса птицы и яйца), производимой пермскими сельскохозяйственными товаропроизводителями, что является частью достижения приоритетных целей развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса Пермского края (далее - АПК), на реализацию которых направлена деятельность Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
Животноводческое направление является приоритетным для сельского хозяйства Пермского края, что подтверждается высокой долей молочного и мясного животноводства в структуре товарной продукции - их удельный вес составляет более 80%. Поэтому мясное животноводство играет значимую роль в развитии сельского хозяйства Пермского края. Потребность населения Пермского края в мясе удовлетворяется как за счет собственного производства, так и за счет ввоза продукции из других регионов. В 2011 году общий объем потребления мяса в крае составил 157,7 тыс. тонн, в то же время в регионе всеми категориями хозяйств произведено 81,1 тыс. тонн мяса, в том числе: 21,8 тыс. тонн говядины, 26,9 тыс. тонн свинины, 31 тыс. тонн мяса птицы. Баланс потребления и производства мяса представлен в таблице 1.
Таблица 1
Баланс
производства и потребления мяса и мясопродуктов по Пермскому краю, тыс. тонн
Мясо и мясопродукты |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
Остаток на начало года |
14,7 |
13,3 |
12,5 |
13,4 |
12,9 |
12,4 |
12,7 |
13,5 |
Производство |
97,5 |
81,3 |
81,1 |
83,4 |
77,2 |
77,3 |
80,5 |
81,1 |
Ввоз |
44,1 |
66,6 |
69,6 |
77,9 |
84,1 |
92,2 |
91,0 |
91,2 |
в том числе импорт |
|
15,4 |
18 |
30,1 |
31,7 |
10,6 |
9,6 |
7,5 |
удельный вес ввозимой продукции (в фонде потребления), % |
31,4 |
47,4 |
48,3 |
51,5 |
56,3 |
59,7 |
58,8 |
57,8 |
Вывоз |
1,3 |
8 |
5,4 |
10,2 |
12,1 |
14,5 |
15,5 |
14,5 |
удельный вес вывозимой продукции (в объеме производства), % |
1,3 |
9,8 |
6,7 |
12,2 |
15,7 |
18,8 |
19,3 |
17,9 |
Фонд потребления |
140,3 |
140,4 |
144,1 |
151,2 |
149,5 |
154,4 |
154,8 |
157,7 |
в том числе в расчете на душу населения, кг |
47,4 |
50,9 |
52,6 |
55,5 |
56,5 |
57,1 |
58,7 |
59,9 |
Остаток на конец периода |
14 |
12,5 |
13,4 |
12,9 |
12,4 |
12,7 |
13,5 |
13,2 |
Коэффициент самообеспечения, % |
70,5 |
57,8 |
56,2 |
55,0 |
50,3 |
50,0 |
51,9 |
51,3 |
Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
В настоящее время мясом собственного производства Пермский край обеспечивает население лишь наполовину. По данным баланса видно, что за период с 2000 по 2011 годы объемы производства мяса и коэффициент самообеспечения Пермского края мясом существенно снизились. За исследуемый период почти в 2 раза увеличились объемы ввозимой на территорию Пермского края мясной продукции, объемы вывоза произведенной продукции за пределы региона тоже возросли.
Потребление мяса на душу населения в Пермском крае в 2011 году составило 59,9 кг, что в среднем ниже, чем по Российской Федерации - 71 кг (таблица 2), и ниже рекомендуемых медицинских норм питания. Согласно нормам питания среднегодовое потребление мяса и мясопродуктов должно составлять 81 кг на душу населения, из которых 30 кг - мясо птицы. Вышеприведенные данные свидетельствуют о потенциале рынка и возможностях увеличения производства и реализации мяса и мясопродуктов в Пермском крае. Поэтому одной из основных задач деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края на среднесрочную перспективу является увеличение доли собственного производства мяса в фонде потребления до 59% к 2015 году и до 68,4% к 2020 году.
Таблица 2
Среднедушевое потребление
мяса по видам в Российской Федерации в 2011 году
Вид мяса |
Все виды |
Птица |
Свинина |
Говядина |
Потребление на душу населения, кг/год |
71,0 |
25,3 |
23 |
16,2 |
Источник: Росстат.
Тенденции в производстве мяса различны по его видам. Динамика производства мяса по видам приведена в таблице 3.
Таблица 3
Производство
мяса в хозяйствах всех категорий в Пермском крае (по видам), тыс. тонн
Показатель |
1985 |
1990 |
2000 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2011 к 1985, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Скот и птица в живом весе |
187,7 |
238,9 |
150,3 |
115,0 |
117,5 |
121,2 |
120,2 |
64,0 |
Скот и птица в убойном весе |
140,6 |
155,1 |
97,5 |
77,2 |
77,3 |
80,5 |
81,1 |
57,6 |
Мясо крупного рогатого скота |
79,6 |
65,3 |
38,4 |
24,6 |
23,1 |
23,0 |
21,8 |
27,3 |
Мясо свиней |
39,2 |
56,8 |
37,6 |
28,5 |
26,1 |
24,8 |
26,9 |
68,6 |
Мясо птицы |
20,2 |
28,6 |
19,4 |
22,7 |
26,9 |
31,3 |
31,0 |
153,4 |
Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
По данным таблицы 3 видно, что максимальные объемы производства мяса приходились на начало 90-х годов, когда потребности Пермского края полностью покрывались за счет собственного производства. Затем к 2000 году произошло существенное снижение объемов производства, продолжающееся и до настоящего момента. В последние годы наблюдается рост производства мяса птицы, но эта тенденция не перекрывает серьезного снижения производства мяса свиней и крупного рогатого скота (далее - КРС).
Таблица 4
Производство
в Пермском крае скота и птицы на убой (в убойном весе), тыс. тонн
Категории хозяйств |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Хозяйства всех категорий |
97,5 |
81,3 |
81,1 |
83,4 |
77,2 |
77,3 |
80,5 |
81,1 |
Сельскохозяйственные организации |
56,2 |
51,8 |
54,4 |
56,9 |
54,8 |
56,9 |
59,6 |
59,7 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели |
0,8 |
0,8 |
1,2 |
1,3 |
1,2 |
1 |
1,2 |
1,5 |
Хозяйства населения |
40,5 |
28,7 |
25,5 |
25,2 |
21,2 |
19,4 |
19,7 |
19,9 |
Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
Производство мяса птицы
В структуре потребления мяса существенную долю (около 40%) занимает мясо птицы. Практически все его производство в Пермском крае сконцентрировано на птицефабриках индустриального типа. В последние годы в крае наблюдается динамичный рост производства мяса птицы, динамика показателей представлена в таблице 5. Итогом значительного прироста стала реализация инвестиционных проектов в птицеводстве с участием бюджетных средств. Птицеводство характеризуется быстрой оборачиваемостью капитала, обеспечивающей высокую рентабельность и окупаемость капиталовложений.
Таблица 5
Производство
в Пермском крае мяса птицы в убойном весе, тыс. тонн
Категории хозяйств |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Хозяйства всех категорий |
19,4 |
17,7 |
20,5 |
22,6 |
22,7 |
26,9 |
31,3 |
31,0 |
Сельскохозяйственные организации |
17,8 |
16,7 |
19,6 |
21,9 |
22,1 |
26,3 |
30,5 |
30,2 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,1 |
0 |
Хозяйства населения |
1,6 |
1 |
0,9 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
На территории Пермского края функционирует 5 птицефабрик различных форм собственности и организационно-правовых форм, на которых работает около 5 тыс. человек. Поголовье птицы в сельскохозяйственных организациях в последние годы ежегодно увеличивается и на 1 января 2012 года составило 6359,9 тыс. голов. Реализовано мяса птицы на убой в живой массе 42,5 тыс. тонн. Лидером по производству мяса птицы является открытое акционерное общество "Птицефабрика Пермская", на котором производится 80% мяса бройлеров. За 2011 год на предприятии произведено 34,5 тысяч тонн мяса птицы, что составило 104,1% к уровню прошлого года. В настоящее время это предприятие модернизирует мощности для выращивания бройлеров. Реализация инвестиционного проекта "Реконструкция птицеводческого комплекса и строительство убойного цеха с глубокой переработкой мяса птицы" началась также на другом крупном предприятии - ЗАО "Птицефабрика "Чайковская".
На территории Пермского края функционируют 2 племенных репродуктора по разведению мясной птицы высокопродуктивных кроссов росс-308, хаббарт. В 2007 году производственные мощности ОАО "Птицефабрика Калининская" переведены под репродуктор 2-го порядка по производству инкубационного яйца высокопродуктивного кросса росс-308 для бройлерных фабрик зоны Урала и Российской Федерации. Общий размер инвестиционных вложений составил 246,9 млн. рублей. Реализация первого этапа обеспечит производство 21,8 млн. шт. инкубационного яйца в год. Второй этап предполагает производство 25-35 млн. шт. инкубационного яйца, что является основой комплектования птицефабрик Пермского края высокопродуктивным молодняком и инкубационным яйцом. Оба репродуктора имеют потенциальные возможности для увеличения производства племенной продукции.
Анализ финансово-экономических показателей состояния отрасли птицеводства представлен в таблице 6.
Таблица 6
Анализ
состояния птицеводства в регионе
Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
Постоянно растущий спрос на мясо птицы объясняется как его потребительскими свойствами, так и значительно более низким уровнем цен в сравнении с другими видами мясной продукции. Мясо птицы является диетическим продуктом и отличается большей доступностью для слоев населения с более низкой покупательной способностью.
По классификации Всемирной продовольственной организации (ФАО) мясо птицы относится к числу незаменимых продуктов питания. Благодаря содержанию полного и сбалансированного набора незаменимых аминокислот, жизненно важных жирных кислот, витаминов, макро- и микроэлементов мясо птицы входит в состав наиболее ценных видов мяса. Так, в белке мяса цыплят-бройлеров количество незаменимых аминокислот достигает 92%, в белке свинины - 88%, баранины - 73%, говядины - 72%.
Население Пермского края обеспечено мясом птицы собственного производства менее чем наполовину (48% по данным 2011 года). Стратегию развития птицеводства можно обозначить как сохранение рабочих мест в отрасли путем выхода на уровень 100-процентной самообеспеченности региона по мясу птицы, в том числе за счет роста производительности труда, а также путем увеличения объемов реализации продукции за пределы Пермского края.
Необходимо отметить, что в стабилизации и обеспечении прироста птицеводческой продукции огромная роль отводится работе по следующим направлениям:
- обеспечение товарных предприятий качественным потенциально высокопродуктивным племенным поголовьем;
- создание непосредственно на предприятиях базы (комбикормовые заводы) по производству сбалансированных кормов;
- оптимизация режимов содержания птицы;
- совершенствование технологических приемов защиты птицы от болезней, что позволит значительно увеличить продуктивность и сократить затраты кормов.
В результате кооперации производственных процессов, в частности, создания собственной кормовой базы, порядка 70% используемых в процессе производства кормов вырабатывается непосредственно самими птицеводческими хозяйствами, что одновременно способствует повышению качества и снижению их стоимости на 25-30%.
Повышение экономической эффективности, улучшение финансовых показателей птицеводческих предприятий самым тесным образом было связано с ветеринарным обслуживанием. С одной стороны, улучшение работы было невозможно без соответствующего ветеринарного обслуживания, с другой - именно улучшение финансовых показателей позволило улучшить ветеринарное обслуживание. Для успешного ведения птицеводства были разработаны новые средства диагностики, а также препараты для профилактики инфекционных болезней.
В период стабилизации отрасли было достигнуто значительное улучшение качества мяса птицы и, тем самым, повышена его конкурентоспособность.
Выросший уровень глубокой переработки позволил предприятиям вырабатывать различные виды продукции: диетические продукты с пониженным содержанием жира, продукты для детей, а также дешевые полноценные продукты массового спроса, способные составлять достойную конкуренцию импортному мясу птицы.
Производство яйца
Производство яйца в крае сконцентрировано на индустриальных птицефабриках. В личных подсобных хозяйствах производство устойчиво сокращается. Регион стабильно имел статус вывозящего яйцо, но с 2005 года производство яйца снизилось, затем с 2009 года вновь появилась положительная динамика производства.
Таблица 7
Производство
яйца в Пермском крае, млн.шт.
Показатель |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Хозяйства всех категорий |
911,2 |
980,3 |
926,2 |
833,6 |
753,7 |
766,2 |
890,1 |
977,5 |
Сельскохозяйственные организации |
830,5 |
932 |
881,3 |
799,4 |
723 |
735,3 |
859,9 |
945,7 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели |
0,5 |
0,3 |
0,6 |
3,0 |
5,0 |
6,5 |
4,1 |
5,0 |
Хозяйства населения |
80,2 |
48,0 |
44,3 |
31,2 |
25,7 |
24,4 |
26,1 |
26,8 |
По яйцу регион полностью покрывает собственные потребности - обеспеченность по яйцу во все периоды выше 100%. Баланс производства и потребления яйца представлен в таблице 8.
Таблица 8
Баланс
ресурсов и использования яйца и яйцепродуктов в Пермском крае, млн.шт.
Наименование статей |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Остаток на начало года |
47,9 |
37,5 |
17,9 |
26 |
28 |
20,6 |
Производство |
940,3 |
833,6 |
753,7 |
766,2 |
890,1 |
977,5 |
Ввоз |
104,2 |
175,5 |
304 |
319,7 |
384,6 |
463,7 |
в т.ч. импорт |
0,7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Удельный вес ввозимой продукции (в фонде потребления), % |
14,5 |
24,7 |
42,9 |
44,0 |
53,2 |
63,9 |
Вывоз |
307,3 |
293 |
309,7 |
326,3 |
525,2 |
680,6 |
Удельный вес вывозимой продукции (в объёме производства), % |
32,7 |
35,1 |
41,1 |
42,6 |
59,0 |
69,6 |
Расход на производственные цели |
29,7 |
23,6 |
25,8 |
30,6 |
33,4 |
30,5 |
Фонд потребления |
717,6 |
711,9 |
707,9 |
726,8 |
722,7 |
725,7 |
в т.ч. в расчете на душу населения, шт. |
261,9 |
261,3 |
260,9 |
268,7 |
274 |
275,7 |
остаток на конец периода |
37 |
17,9 |
26 |
28 |
20,6 |
24,8 |
Коэффициент самообеспечения, % |
125,8 |
113,3 |
102,7 |
101,1 |
117,6 |
129,2 |
С 2005 года расширяется производство яйца в крестьянских хозяйствах - меры по развитию малых форм хозяйствования стимулируют развитие производства "нишевых" продуктов - домашнее куриное, перепелиное яйцо и т.д.
Стратегия по развитию отрасли - сохранение рабочих мест путем сохранения уровня 100%-ной самообеспеченности региона по яйцу и увеличения объемов реализации продукции за пределы края.
Производство яиц, как сектора агропромышленного комплекса, имеет огромное значение обеспечения населения полноценным белком животного происхождения. Белок яйца по своему составу отвечает потребности организма человека в незаменимых аминокислотах. Одно куриное яйцо удовлетворяет суточную потребность взрослого человека в белке на 10%, жире - на 7%, фосфолипидах (лецитине) - более чем на 50%, в витаминах (А, D, К, В12, В4, В2) - на 5-100%, йоде - на 15-20%, цинке и меди - на 8-10%, селене - максимум на 50%.
Энергетическая ценность 100 г яичной массы составляет в среднем 157 ккал. Такое же количество энергии дают 72 г бескостной говядины и 44 г свинины, однако затраты на эти продукты в 2-2,5 раза выше. Даже равнозначное по энергии количество молока (350 г) обойдется покупателю около 10 рублей, не говоря уже о твороге и сыре.
Неслучайно в экономически развитых странах потребление яиц находится на высоком уровне. Наиболее высок уровень потребления яиц в Японии и Чехии - около 320 штук в год на душу населения.
Современные технологии отрасли птицеводства позволяют в короткие сроки не только количественно увеличить объемы отечественного производства мяса птицы и яиц, но и снизить их себестоимость. Продукция отечественного птицеводства сможет обладать не только абсолютной конкурентоспособностью по сравнению с импортом, но также и потенциалом для экспорта в зарубежные страны.
Таким образом, развитие отрасли птицеводства в Пермском крае является экономически обусловленным, социально выгодным и наиболее перспективным направлением в развитии сельского хозяйства Пермского края.
Кроме того, необходимость развития птицеводства обусловлена:
- наличием сырьевой базы, в частности зерна, одним из основных потребителей которого является отрасль птицеводства;
- наличием земельных ресурсов для размещения предприятий с учетом требований, обеспечивающих ветеринарно-санитарную безопасность;
- наличием достаточно развитой комбикормовой промышленности;
- наличием топливно-энергетических ресурсов (учитывая энергоемкость отрасли);
- наличием квалифицированных трудовых ресурсов.
Для вывода отрасли птицеводства на рубежи, обеспечивающие полное импортозамещение птицеводческой продукции, требуется привлечение значительных финансовых ресурсов, в том числе кредитов банков, средств инвесторов, а также концентрации средств на наиболее приоритетных направлениях, адресности выделения, увязки с конечными результатами, усиления контроля за целевым использованием. Этим требованиям в наибольшей степени отвечает программно-целевой метод решения проблемы.
II. Основные цели, задачи и направления государственной поддержки птицеводства в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года
2.1. Цель Программы - создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли птицеводства, увеличение объемов производства продукции птицеводства и повышение конкурентоспособности продукции, увеличение обеспеченности потребностей внутреннего рынка в продукции птицеводства и рост объемов реализации за пределами Пермского края, создание рабочих мест.
2.2. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
увеличение производства мяса птицы и яйца за счет ускоренной реализации инвестиционных проектов, связанных с приобретением техники и технологического оборудования, племенного поголовья;
стимулирование роста продуктивности отрасли за счет выплаты субсидий;
ориентация производителей на значительное обновление поголовья птицы за счет закупки высокопродуктивного поголовья с высоким генетическим потенциалом;
развитие кадрового потенциала, оказание информационно-консультационной поддержки;
реализация мер по развитию рынка мяса, продвижение продукции пермских товаропроизводителей на внутренние и внешние рынки сбыта.
2.3. Государственная поддержка будет направлена на развитие следующих процессов в птицеводстве:
расширение и модернизация производственных мощностей, переработки, транспортировки, хранения и логистики;
обеспечение племенным материалом для бройлерного производства (работа репродукторов и товарных хозяйств в составе производственно-научных систем);
обновление технической базы производства и переработки птицеводческой продукции;
создание условий для устойчивого функционирования птицеводческих предприятий;
развитие кормовой базы для производства птицеводческой продукции;
развитие кооперативных связей птицеводческих предприятий с фермерскими (крестьянскими) хозяйствами и индивидуальными приусадебными хозяйствами населения для обеспечения птицефабриками потребностей этих хозяйств и личных подворий населения в молодняке птицы и кормах;
реализация мер по развитию кооперации и интеграции птицеводческих хозяйств с зернопроизводящими, комбикормовыми, перерабатывающими и другими предприятиями, участвующими в общем производственном цикле;
совершенствование глубокой переработки мяса птицы и яиц, расширение производства продуктов, готовых к употреблению и в фирменной упаковке;
создание условий для развития традиционных направлений: утководства, гусеводства, индейководства.
государственная поддержка мероприятий по регулированию развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
III. Целевые индикаторы, ожидаемые результаты и социально-экономическая эффективность программы
3.1. Мероприятия Программы приведут к значительному увеличению основных показателей эффективности деятельности птицеводства. Основные целевые индикаторы Программы и их значения по годам приведены в таблице 9. За счет реализации мероприятий планируется к 2015 году увеличить производство мяса птицы в живом весе на 13,4% от уровня 2011 года, а к 2020 году увеличить производство на 51%. Заявленные темпы роста производства мяса птицы в Пермском крае будут обеспечены за счет увеличения поголовья, а также роста продуктивности и эффективности отрасли. В результате реализации Программы увеличится коэффициент самообеспечения Пермского края по производству мяса: с уровня 48% мяса на душу населения в 2011 году до 55% в 2015 году и до уровня 72% к 2020 году.
Таблица 9
Производство мяса птицы в хозяйствах всех категорий в Пермском крае (по видам), тыс. тонн
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2020 |
2020 к 2011 году |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Поголовье птицы во всех категориях хозяйств, тыс. голов |
6746,4 |
6840,0 |
6912,7 |
7289,7 |
7699,7 |
10362,7 |
153,6 |
Производство мяса птицы в хозяйствах всех категорий в живом весе, тыс. тонн |
42,5 |
42,0 |
44,3 |
46,1 |
48,2 |
64,3 |
151,3 |
Производство мяса птицы в сельскохозяйственных организациях в живом весе, тыс. тонн |
41,1 |
40,9 |
42,6 |
44,4 |
46,5 |
61,7 |
150,1 |
Производство мяса птицы в хозяйствах всех категорий в Пермском крае в убойном весе, тыс. тонн |
30,2 |
30,6 |
31,5 |
32,5 |
34,3 |
45,7 |
151,3 |
Потребление мяса птицы в Пермском крае, тыс. тонн |
62,5 |
62,6 |
62,7 |
62,8 |
62,9 |
63,3 |
101,3 |
Производство яиц во всех категориях хозяйств, тыс. шт. |
977,5 |
999,3 |
1029,3 |
1060,1 |
1092,0 |
1224,7 |
125,3 |
Потребление яиц, тыс. шт. |
725,7 |
728 |
731 |
734 |
737 |
745 |
102,6 |
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 21 августа 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-139 в пункт 3.2 внесены изменения
3.2. Помимо увеличения племенной базы, производства высококачественной продукции и наполнения внутреннего рынка мясом птицы реализация Программы обеспечит сохранение рабочих мест, а также дополнительное поступление налогов. Расчет социально-экономической эффективности реализации Программы и эффективности использования бюджетных средств приведен в таблице 10. Достичь указанных результатов Программы планируется за счет реализации программных мероприятий, направленных на создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли птицеводства.
Таблица 10
Социально-экономическая эффективность реализации Программы
IV. Перечень и описание программных мероприятий
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 28 февраля 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-24 в пункт 4.1 внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного приказа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
4.1. Реализация основного мероприятия по поддержке доходов сельскохозяйственных производителей в области птицеводства направлена на стабилизацию и рост доходов сельскохозяйственного производства, повышение уровня его экологической безопасности, увеличение эффективности отрасли.
Механизм реализации - предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, специализирующихся на производстве и реализации птицеводства, на возмещение части затрат на приобретение основных средств производственного назначения, оборудования, племенного молодняка, выполнение строительно-монтажных работ по строительству, реконструкции, переоборудованию объектов по производству и переработке птицы, мощностей по производству комбикормов, обеспечение непрерывности энергоснабжения всего технологического процесса в производстве птицеводческой продукции.
Субсидии в отрасли птицеводства предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям по ставкам за одну голову исходя из учтенного поголовья птицы по состоянию на 1 января текущего года, рассчитанным с применением индекса.
При реализации сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) новых проектов, направленных на увеличение используемых ресурсов, рост объемов произведенной и реализуемой сельскохозяйственной продукции, а также при осуществлении строительства жилья для своих работников могут быть предусмотрены дополнительные ставки субсидии.
Методика определения индексов и ставки субсидии утверждаются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
При предоставлении субсидий сельхозтоваропроизводителям будет учитываться наличие схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов поселений, городских округов в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и участие муниципальных районов в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан и развитию социально-инженерной инфраструктуры Подпрограммы 7 "Устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае" государственной программы "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1320-п.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 28 февраля 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-24 в пункт 4.2 внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного приказа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
4.2. В рамках государственной программы "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1320-п, осуществляются также мероприятия по развитию кадрового потенциала, оказанию информационно-консультационной поддержки; мероприятия, направленные на продвижение продукции пермских товаропроизводителей на внутренние и внешние рынки сбыта; проводятся противоэпизоотические мероприятия, направленные на диагностику, профилактику и ликвидацию карантинных и особо опасных болезней в целях предотвращения потерь животноводческой продукции и повышения ее качества.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 28 февраля 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-24 пункт 5.1 изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного приказа и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
5.1. Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию настоящей Программы в рамках государственной программы "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03 октября 2013 г. N 1320-п в рамках мероприятия "Поддержка экономически значимых программ по приоритетным отраслям животноводства" и в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 14 февраля 2013 года N 55-п "О Перечнях экономически значимых программ, объемах и источниках их финансирования по отдельным мероприятиям долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы".
5.2. Объем средств, необходимый для реализации мероприятий Программы, рассчитан с учетом:
средних по региону производственных издержек на производство мяса птицы, яйца и племенного материала;
экспертных оценок капитальных вложений на технологическое оборудование;
средних цен на племенное поголовье по импорту и внутри страны;
среднерегиональных расходов на содержание поголовья в племенных заводах и племенных репродукторах.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 28 февраля 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-24 пункт 5.3 изложена в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного приказа и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
5.3. Общая потребность финансового обеспечения Программы на 2013-2014 годы составит 847,9 млн. рублей, в том числе 157,9 млн. рублей - из бюджета Пермского края. Данные по объемам и источникам финансирования всех мероприятий Программы приведены в таблице 8.
Нумерация таблиц приводится в соответствии с внесенными изменениями
Таблица 8
Общая потребность в финансировании мероприятий Программы и источники финансирования, млн.руб.
Нумерация граф таблицы приводится в соответствии с источником
N п/п |
Мероприятие |
Источник |
2013 год |
2014 год |
Всего за 2013-2014 годы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
Всего по Программе "Развитие птицеводства в Пермском крае на 2013-2014 годы и на период до 2020 года": в том числе: |
Бюджет Пермского края |
82,9 |
75 |
157,9 |
Внебюджетные средства |
360 |
330 |
690 |
||
Всего |
442,9 |
405 |
847,9 |
||
1.1 |
Возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение основных средств производственного назначения, оборудования |
Бюджет Пермского края |
40,0 |
20,0 |
60,0 |
Внебюджетные средства |
171,0 |
88,0 |
259,0 |
||
Всего |
211,0 |
108,0 |
319,0 |
||
1.2 |
Возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на выполнение строительно-монтажных работ по строительству-реконструкции, переоборудованию объектов по переработке птицы, мощностей по производству комбикормов |
Бюджет Пермского края |
|
55,0 |
55,0 |
Внебюджетные средства |
|
242,0 |
242,0 |
||
Всего |
|
297,0 |
297,0 |
||
1.3 |
В 2013 году - возмещение части затрат на приобретение зерна, комбикормов, кормовых добавок |
Бюджет Пермского края |
42,9 |
0,0 |
30,0 |
Внебюджетные средства |
189,0 |
0,0 |
30,0 |
||
Всего |
231,9 |
0,0 |
30,0 |
VI. Система управления реализацией Программы
6.1. Управление реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, являющееся координатором и исполнителем Программы.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края:
обеспечивает согласованные действия участников Программы по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального и краевого бюджетов;
составляет и в установленном порядке представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год;
подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе реализации Программы.
6.2. Участниками Программы являются хозяйствующие субъекты различных форм собственности в соответствии с действующим законодательством (сельскохозяйственные товаропроизводители, организации агропромышленного комплекса, иные хозяйствующие субъекты).
6.3. Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых исполнителями Программы с участниками отдельных мероприятий, или путем предоставления субсидий участникам Программы в порядке, установленном Правительством Пермского края в соответствии законодательством Российской Федерации.
6.4. Финансовый контроль использования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию Программы, осуществляется контролирующими органами в соответствии с действующим законодательством.
6.5. Механизм реализации целей и задач Программы по соответствующим направлениям Программы детализируется в порядках предоставления субсидий, утверждаемых нормативными правовыми актами Правительства Пермского края на весь период действия Программы.
6.6. Предоставление субсидий осуществляется в соответствии с утвержденным Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края реестром получателей субсидий. Порядок формирования и условия включения в реестр получателей субсидий определяется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
6.7. Оценка рисков реализации Программы.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура товаров и услуг для села, а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию продукции и трудностям с его реализацией;
природно-климатические риски;
внутренние риски:
организационные риски, запаздывание с реализацией мероприятий;
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита).
Управление рисками в рамках реализации Программы проводится в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителя и участников Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях создания стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли птицеводства, увеличения объемов производства продукции птицеводства и повышения ее конкурентоспособности, увеличения обеспеченности потребностей внутреннего рынка в продукции птицеводства и рост объемов реализации продукции птицеводства за пределами Пермского края, на период 2013-2014 гг. принята программа по развитию птицеводства в Пермском крае.
Развитие отрасли птицеводства в Пермском крае является экономически обусловленным, социально выгодным и наиболее перспективным направлением в развитии сельского хозяйства Пермского края.
Для вывода отрасли птицеводства на рубежи, обеспечивающие полное импортозамещение птицеводческой продукции, требуется привлечение значительных финансовых ресурсов, в том числе кредитов банков, средств инвесторов, а также концентрации средств на наиболее приоритетных направлениях, адресности выделения, увязки с конечными результатами, усиления контроля за целевым использованием.
В результате реализации мероприятий программы ожидается увеличение объемов производства мяса птиц, поголовья птицы, увеличение производства яиц.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 15 марта 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-34 "Об утверждении экономически значимой программы "Развитие птицеводства в Пермском крае на 2013-2014 годы и на период до 2020 года"
Текст приказа опубликован в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 25 марта 2013 г. N 11 (242)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 14 марта 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-35
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 28 февраля 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-24
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 9 декабря 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-236
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 21 августа 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-139
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 22 июля 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-109
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 30 мая 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-87
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.