Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края
от 31 июля 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-121
"Об утверждении комплексной программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Пермском крае на 2012-2014 годы"
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 14 октября 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-220 настоящий приказ признан утратившим силу
Во исполнение долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую комплексную программу "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Пермском крае на 2012-2014 годы".
2. Финансирование указанной программы обеспечить за счет общего объема средств, предусмотренных долгосрочной целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п.
3. Признать утратившими силу:
приказ Министерства сельского хозяйства Пермского края от 9 февраля 2012 г. N СЭД-25-02.1-03-1 "Об утверждении комплексной программы "Развитие семейных животноводческих ферм в Пермском крае на 2012-2014 годы";
приказ Министерства сельского хозяйства Пермского края от 18 апреля 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-34 "О внесении изменений в ведомственную целевую программу "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы", утвержденную приказом Министерства сельского хозяйства Пермского края от 9 февраля 2012 г. N СЭД-25-02.1-03-1 "Об утверждении комплексной программы "Развитие семейных животноводческих ферм в Пермском крае на 2012-2014 годы";
приказ от 12 июля 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-58 "О внесении изменений в ведомственную целевую программу "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы", утвержденную приказом Министерства сельского хозяйства Пермского края от 9 февраля 2012 г. N СЭД-25-02.1-03-1 "Об утверждении комплексной программы "Развитие семейных животноводческих ферм в Пермском крае на 2012-2014 годы".
4. Управлению ресурсного обеспечения АПК и развития агропродовольственного рынка А.Я. Сокольчик обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.agro.permkrai.ru.
5. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию.
6. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника управления развития отраслей АПК А.И. Созыкину.
И.о. министра |
И.П. Огородов |
Комплексная программа
"Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Пермском крае на 2012-2014 годы"
(утв. приказом Министерства сельского хозяйства Пермского края от 31 июля 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-121)
I. Паспорт программы
Наименование Программы |
комплексная программа "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Пермском крае на 2012-2014 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы"; краевая целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы", утвержденная Законом Пермского края от 10 декабря 2008 г. N 351-ПК; постановление Законодательного Собрания Пермского края от 25 октября 2012 г. N 447 "Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы" Постановление Правительства Пермского края от 27.11.2012 N 1335-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы" |
По-видимому, в тексте настоящей позиции допущена опечатка. Дату постановления N 717 следует читать как "14 июля 2012 г."
Заказчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края |
||||
Основные разработчики Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края |
||||
Цель Программы |
Целью Программы является рост доходов сельского населения за счет увеличения числа семейных животноводческих ферм и увеличения объемов реализованной сельскохозяйственной продукции |
||||
Основные задачи |
Создание экономических и финансовых предпосылок для развития и распространения семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: - реализация проектов по созданию и комплектации семейных животноводческих ферм от 20 и не более 200 голов коров молочного направления, от 20 и не более 500 голов крупного рогатого скота откормочного направления, от 50 и не более 600 голов свиней, от 50 и не более 500 голов овец, от 50 до 300 голов коз, от 50 голов конематок, птицеферм от 500 голов птиц, ферм страусиных от 20 голов, кроликоферм от 200 голов, пчелоферм от 100 пчелосемей, рыбоводных ферм с объемом производства рыбы от 10 тонн в год - при условии их окупаемости сроком не более 8 лет; - создание сельскохозяйственных перерабатывающих, снабженческих и сбытовых потребительских кооперативов с участием крестьянских (фермерских) хозяйств для переработки и сбыта продуктов животноводства; - тиражирование и распространение положительного опыта семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств; - обеспечение доступности финансовых ресурсов для крестьянских (фермерских) хозяйств. |
||||
Участники Программы |
- крестьянские (фермерские) хозяйства; - органы местного самоуправления муниципальных образований, привлекаемые к реализации программы. |
||||
Основные мероприятия Программы |
Комплекс мер, направленных на реализацию задач, включает следующие направления: - субсидирование и предоставление грантов на строительство, реконструкцию, модернизацию семейных ферм, приобретение скота, оборудования, в том числе за счет реализации таких направлений как субсидирование части затрат, связанных с развитием проектной деятельности малыми формами хозяйствования в АПК, а также софинансирование отдельных мероприятий муниципальных программ развития малых форм хозяйствования; - создание сельскохозяйственных перерабатывающих снабженческих и сбытовых потребительских кооперативов с участием крестьянских (фермерских) хозяйств для переработки и сбыта продуктов животноводства; - субсидирование инвестиционных кредитов крестьянских (фермерских) хозяйств; |
||||
Сроки реализации Программы |
2012 - 2014 годы |
||||
Исполнители Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края |
||||
Объемы и источники финансирования Программы |
Общая потребность финансового обеспечения Программы на 2012-2014 годы составит 734,6 млн. рублей, в том числе 146,6 млн. рублей - из бюджета Пермского края. |
||||
Источники финансирования |
2012 год |
2013* год |
2014* год |
Всего за 2012-2014 годы |
|
бюджет Пермского края |
47,80 |
41,4- |
57,40 |
146,6 |
|
бюджеты муниципальных образований края |
11,00 |
11,71 |
13,17 |
35,88 |
|
внебюджетные средства |
169,00 |
180,29 |
202,83 |
552,12 |
|
всего |
227,80 |
233,4 |
273,40 |
734,6 |
|
Средства федерального бюджета выделяются в соответствии с лимитами, выделяемыми Пермскому краю Минсельхозом России по данному направлению в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446, Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 | |||||
Целевые индикаторы и показатели Программы |
Ежегодный прирост объемов сельскохозяйственного производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах в целом и по видам продукции; количество семейных животноводческих ферм, получивших поддержку на строительство, реконструкцию, модернизацию ферм; объем привлеченных кредитов/займов крестьянских (фермерских) хозяйств за период 2012 - 2014 годы; создание дополнительных рабочих мест; ежегодный прирост поголовья сельскохозяйственных животных, в т.ч. на семейных животноводческих фермах. Реализация программы также позволит получить следующие результаты: - распространение передового опыта организации семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств; - достижение положительного мультипликативного эффекта для развития смежных подотраслей АПК (производство кормов, переработка молока и другой животноводческой продукции, обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники и др.); - внедрение высокопроизводительной техники и инноваций в сферу животноводства; - увеличение доходов сельского населения и получения социального эффекта; - развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации; - развитие конкурентной среды; - создание условий для перехода ЛПХ в КФХ, что приведет к увеличению налоговых платежей во все уровни бюджета; - создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий. |
||||
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Ежегодный прирост объема сельскохозяйственного производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах в целом и по видам продукции 5% к уровню предыдущего года; количество семейных животноводческих ферм, получивших поддержку на строительство, реконструкцию, модернизацию ферм за период 2012 - 2014 годы - 49 единиц; объем привлеченных кредитов/займов крестьянских (фермерских) хозяйств за период 2012 - 2014 годы 294,0 млн.руб.; создание дополнительных 147 рабочих мест; прирост поголовья сельскохозяйственных животных. |
||||
Система управления и контроля |
Общее руководство и контроль реализации Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края. Финансовый контроль использования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию Программы, осуществляется контролирующими органами в соответствии с действующим законодательством. |
II. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Комплексная программа "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы" (далее - Программа) должна стать инструментом реализации государственной стратегии устойчивого развития крестьянских (фермерских) хозяйств, а также развития животноводства в АПК Пермского края.
Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств позволит создать предпосылки для увеличения производства продукции животноводства, увеличения поголовья крупного рогатого скота, других видов сельскохозяйственных животных и птиц, повышения уровня жизни и обеспечения занятости сельского населения.
Программа распространяет свое действие на положения краевой целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 гг., которая утверждена Законом Пермского края N 351-ПК от 10 декабря 2008 года.
В рамках данной Программы под семейной животноводческой фермой подразумевается ферма, находящаяся в собственности и/или пользовании КФХ, созданного в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", члены которого связаны родством и/или свойством и совместно осуществляют в сфере сельского хозяйства производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии.
Животноводческое направление является приоритетным для сельского хозяйства Пермского края, что подтверждается высокой долей молочного и мясного животноводства в структуре товарной продукции - их удельный вес составляет более 80%. Поэтому мясное животноводство играет значимую роль в развитии сельского хозяйства Пермского края. Потребность населения Пермского края в мясе удовлетворяется как за счет собственного производства, так и за счет ввоза продукции из других регионов. В 2009 году общий объем потребления мяса в крае составил 154,4 тыс. тонн, в то же время в регионе всеми категориями хозяйств произведено 77,3 тыс. тонн мяса, в том числе: 23,1 тыс. тонн говядины, 26,1 тыс. тонн свинины, 26,9 тыс. тонн мяса птицы.
Потребление мяса на душу населения в Пермском крае в 2009 году составило 57,5 кг, что в среднем ниже, чем по Российской Федерации - 66,7 кг (таблица 2) и ниже рекомендуемых медицинских норм питания. Согласно нормам питания среднегодовое потребление мяса и мясопродуктов должно составлять 81 кг на душу населения. Вышеприведенные данные свидетельствуют о потенциале рынка и возможностях увеличения производства и реализации мяса и мясопродуктов в Пермском крае. Поэтому одной из основных задач деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (далее - Министерство) на среднесрочную перспективу является увеличение доли собственного производства мяса в фонде потребления до 60% к 2012 году и до 85% к 2020 году.
Сектор КФХ имеет определенный потенциал для развития животноводства. Спрос на продукцию животноводства и другие виды сельскохозяйственного производства со стороны российских перерабатывающих заводов по мере углубления переработки продукции будет возрастать, а КФХ, работающие в отличие от крупных корпоративных структур без лишнего управленческого бюрократического аппарата, способны наладить управление небольшими семейными животноводческими фермами, расположенными по кластерному принципу.
Фермерский сектор в Пермском крае начал формироваться с 1990 года и в начале 90-х годов фермерство развивалось быстрыми темпами, укреплялась материально-техническая база хозяйств, расширялось производство различных видов сельскохозяйственной продукции. Однако в 1995 г. развитие крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) резко замедлилось. Хотя можно отметить, что в целом фермерство нашло свою социально-экономическую нишу в многоукладном аграрном производстве. Сегодня фермеры края производят 1,6% от валовой продукции сельского хозяйства, 3,9% от валового производства зерна; 1,6% - картофеля; 1,5% - овощей; 1,2% - молока. Основные данные по объемам производства продукции крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств представлены в таблицах 1-2. На 1 января 2011 года численность КФХ в крае составляет 1648 чел.
Таблица 1
Продукция
сельского хозяйства (в фактически действовавших ценах; миллионов рублей)
|
2000 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Хозяйства всех категорий | ||||||||
Продукция сельского хозяйства |
14006,2 |
17600,7 |
18126,9 |
19010,0 |
20238,2 |
26971,5 |
27351,7 |
30055,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
растениеводства |
7021,9 |
6925,3 |
6671,8 |
7060,9 |
7629,9 |
11117,9 |
11363,4 |
11809,8 |
животноводства |
6984,2 |
10675,3 |
11455,1 |
11949,1 |
12608,4 |
15853,5 |
15988,3 |
18246,0 |
в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства | ||||||||
Продукция сельского хозяйства |
173,8 |
250,2 |
236,1 |
329,0 |
327,2 |
409,5 |
424,5 |
493,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
растениеводства |
101,3 |
154,4 |
110,9 |
152,7 |
153,9 |
210,0 |
217,9 |
211,2 |
животноводства |
72,5 |
95,7 |
125,2 |
176,3 |
173,3 |
199,5 |
206,6 |
282,1 |
удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств | ||||||||
Продукция сельского хозяйства |
1,3 |
1,4 |
1,3 |
1,7 |
1,6 |
1,5 |
1,6 |
1,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в том числе хозяйства населения (ЛПХ) | ||||||||
Продукция сельского хозяйства |
8127,7 |
8397,1 |
8215,1 |
8562,7 |
8645,1 |
12403,0 |
12968,5 |
14603,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
растениеводства |
5054,6 |
4519,3 |
4277,1 |
4512,9 |
4589,7 |
7247,3 |
7572,4 |
8625,3 |
животноводства |
3073,0 |
3877,8 |
3937,9 |
4049,7 |
4055,4 |
5155,7 |
5396,0 |
5977,9 |
удельный вес хозяйств населения (ЛПХ) | ||||||||
Продукция сельского хозяйства |
58,0 |
47,7 |
45,3 |
45,0 |
42,6 |
46,0 |
47,4 |
48,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2
Производство
основных продуктов животноводства
|
2000 |
2005 |
2008 |
2009 |
2010 |
Все категории хозяйств | |||||
Скот и птица на убой - тыс. тонн (в живом весе) |
151,7 |
129,3 |
115,0 |
117,5 |
121,2 |
Молоко, тыс. тонн |
625,4 |
525,4 |
479,9 |
479,0 |
476,1 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства | |||||
Скот и птица на убой - тыс. тонн (в живом весе) |
1,2 |
1,5 |
1,9 |
1,6 |
1,8 |
Молоко, тыс. тонн |
10,5 |
8,1 |
6,8 |
6,4 |
5,8 |
Удельный вес, % | |||||
Скот и птица на убой - тыс. тонн (в живом весе) |
0,8 |
1,2 |
1,7 |
1,4 |
1,5 |
Молоко, тыс. тонн |
1,7 |
1,5 |
1,4 |
1,3 |
1,2 |
Хозяйства населения (ЛПХ) | |||||
Скот и птица на убой - тыс. тонн (в живом весе) |
64,8 |
50,1 |
33,2 |
31,4 |
31,8 |
Молоко, тыс.т. |
328,1 |
221,4 |
181,6 |
165,7 |
149,5 |
Удельный вес, % | |||||
Скот и птица на убой - тыс. тонн (в живом весе) |
42,7 |
38,7 |
28,9 |
26,7 |
26,2 |
Молоко, тыс. тонн |
52,5 |
42,1 |
37,8 |
34,6 |
31,4 |
В секторе личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ) населения появились хозяйства, имеющие до 2 га земли и более и ориентированные на производство товарной продукции. Уже сейчас отдельные ЛПХ по объему продукции превосходят некоторые крестьянские (фермерские) хозяйства. Таким образом, фактически образуются крестьянские натуральные хозяйства с неопределенным статусом, нарушенными воспроизводственными связями.
Необходимо также отметить, что уровень безработицы на селе остается высоким, проблема оттока кадров во многих регионах так и не решена, а специалисты, получившие сельскохозяйственное образование в городах, не возвращаются в отрасль и не работают по полученной специальности. В селах растет доля населения пенсионного возраста. Сельскохозяйственная отрасль испытывает кадровый дефицит. Имеются многочисленные факты ликвидации ферм и вывод земель из сельскохозяйственного производства.
Предпринимательская инициатива на селе ограничена не только производственной материально-технической базой, но и разрушением инфраструктуры сельских поселений. В течение десятилетий доходы жителей на селе остаются значительно более низкими по сравнению с другими отраслями экономики страны.
Сложившиеся негативные тенденции необходимо менять путем поддержки той части созданных хозяйств, которая находится в сложных социально-экономических условиях.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся сельскохозяйственным производством, сталкиваются с целым рядом серьезных проблем. Они ощущают недостаток первоначального капитала. Им затруднен доступ к кредитам, так как у них недостаточно залогового имущества. Формирование нового крестьянского (фермерского) хозяйства требует также значительных затрат на проектирование хозяйственных построек, их подключение к инженерным сетям, выплату первоначального взноса по лизинговым платежам.
Программа будет способствовать эффективному развитию фермерских хозяйств. Кроме того, поддержка развития КФХ во многом будет способствовать освоению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, частичному уменьшению безработицы, снятию социального напряжения в обществе, улучшению демографического положения на селе и повышению качества жизни сельского населения.
Финансирование проектов по созданию и техническому оснащению перерабатывающих производств позволит сформировать условия для объединения мелкотоварных сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе КФХ, с целью увеличения объемов производства животноводческой продукции и обеспечения их конкурентоспособности на рынках сбыта.
Указанная программа должна стать инструментом реализации государственной стратегии устойчивого развития крестьянских (фермерских) хозяйств, что позволит увеличить объемы сельскохозяйственного производства, повысить уровень жизни сельского населения, а также решить социально-экономические проблемы развития села, относящиеся к приоритетным целям развития сельского хозяйства Пермского края, на достижение которых направлена деятельность Министерства.
Способы и механизмы решения каждой из вышеуказанных проблем составляют содержание данной Программы.
III. Цель и задачи Программы
Цель программы - рост доходов сельского населения за счет увеличения числа семейных животноводческих ферм и повышения объемов реализованной сельскохозяйственной продукции.
Достижение вышеуказанной цели позволит достичь следующих результатов:
- ежегодный прирост объема сельскохозяйственного производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах в целом и по видам продукции 5% к уровню предыдущего года;
- количество семейных животноводческих ферм, получивших поддержку на строительство, реконструкцию, модернизацию ферм - 49 единиц;
- объем привлеченных кредитов/займов крестьянских (фермерских) хозяйств за период 2012-2014 годы 294,0 млн.руб.;
- создание дополнительных 147 рабочих мест.
- ежегодный прирост поголовья сельскохозяйственных животных, в том числе на семейных животноводческих фермах 1% к уровню прошлого года.
Реализация программы также позволит получить следующие результаты:
- распространение передового опыта организации семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
- достижение положительного мультипликативного эффекта для развития смежных подотраслей АПК (производство кормов, переработка молока и другой животноводческой продукции и др.);
- внедрение высокопроизводительной техники и инноваций в сферу животноводства;
- увеличение доходов сельского населения и получения социального эффекта;
- развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации;
- развитие конкурентной среды;
- создание условий для перехода ЛПХ в КФХ, что приведет к увеличению налоговых платежей во все уровни бюджета;
- создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий.
Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач:
- реализация проектов по созданию и комплектации семейных животноводческих ферм от 20 и не более 200 голов коров молочного направления; от 20 и не более 500 голов крупного рогатого скота откормочного направления; от 50 и не более 600 голов свиней (при условии проведения мероприятий по профилактике АЧС (африканской чумы свиней); от 50 и не более 500 голов овец; от 50 и не более 300 голов коз; от 50 голов конематок; птицефермы от 500 голов птиц; фермы страусиной от 20 голов; кроликофермы от 200 голов; пчелофермы от 100 пчелосемей; рыбоводной фермы с объемом производства рыбы от 10 тонн в год при условии их окупаемости сроком не более 8 лет.
- создание сельскохозяйственных перерабатывающих, снабженческих и сбытовых потребительских кооперативов с участием крестьянских (фермерских) хозяйств для переработки и сбыта продуктов животноводства;
- тиражирование и распространение положительного опыта семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
- обеспечение доступности финансовых ресурсов для крестьянских (фермерских) хозяйств.
IV. Финансирование и целевые индикаторы
Число семейных животноводческих ферм на базе КФХ, получающих субсидии на развитие семейных животноводческих ферм по созданию и комплектации семейных животноводческих ферм от 20 и не более 200 голов коров молочного направления, от 20 и не более 500 голов крупного рогатого скота откормочного направления, от 50 и не более 600 голов свиней, от 50 и не более 500 голов овец, от 50 до 300 голов коз, от 50 голов конематок, птицеферм от 500 голов птиц, ферм страусиных от 20 голов, кроликоферм от 200 голов, пчелоферм от 100 пчелосемей, рыбоводных ферм с объемом производства рыбы от 10 тонн в год при условии их окупаемости сроком не более 8 лет, общая сумма финансирования приведены в таблице 3.
Общая сумма субсидий, направленных на развитие семейных животноводческих ферм за 2012-2014 гг. составит 137,5 млн.руб. - из бюджета Пермского края, 35,88 млн.руб.- из бюджетов муниципальных образований. За счет указанных средств планируется государственная поддержка проектной деятельности, направленной на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы в количестве не менее 49 единиц, создание не менее 147 дополнительных рабочих мест.
Реализация данного мероприятия предусматривается за счет реализации таких направлений, как субсидирование части затрат, связанных с реализацией проектной деятельности крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также софинансирование отдельных мероприятий по государственной поддержке развития семейных животноводческих ферм в рамках муниципальных программ развития сельского хозяйства.
Таблица 3
Субсидии
на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств
|
2012 г. |
2013 г.* |
2014 г.* |
Всего за 2012-2014 гг. |
Количество семейных животноводческих ферм, получивших поддержку на строительство, модернизацию и реконструкцию ферм (целевой индикатор) |
15 |
16 |
18 |
49 |
Средняя стоимость проекта на строительство, модернизацию и реконструкцию ферм |
15,0 |
15,0 |
15,0 |
|
Среднее количество рабочих мест на одной ферме |
3 |
3 |
3 |
|
Финансирование субсидий на строительство, модернизацию и реконструкцию ферм, всего млн. руб. |
225,0 |
240,0 |
270,0 |
735,0 |
из бюджета Пермского края |
45,0 |
38,5 |
54,0 |
137,5 |
из бюджетов муниципальных образований края |
11,0 |
11,71 |
13,17 |
35,88 |
внебюджетные фонды |
169,0 |
180,29 |
202,83 |
557,76 |
итого |
225,0 |
230,5 |
270,0 |
725,5 |
* Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных краевой целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27.11.2012 N 1335-п.
Данные по объемам выданных инвестиционных кредитов КФХ и ЛПК, а также суммы выделенных за год субсидируемых кредитов, приведены в таблице 4.
Таблица 4
Инвестиционные кредиты
и их субсидирование (млн.руб.)
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Всего за 2012-2014 гг. |
Общий объем кредитов, выданных на развитие КФХ и ЛПХ |
188,76 |
330,54 |
547,75 |
650,47 |
696,00 |
730,80 |
2077,28 |
в т.ч. инвестиционные кредиты/кредиты на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств. |
79,28 |
132,21 |
210,33 |
338,54/90,0 |
362,24 /96,0 |
380,35 /108,0 |
1081,13/294,0 |
сумма вновь выданных субсидируемых инвестиционных кредитов |
131,86 |
127,59 |
141,50 |
165,96 |
177,58 |
186,46 |
529,99 |
общая сумма субсидируемых инвестиционных кредитов (включая переходящие остатки), в т.ч. субсидируемых инвестиционных кредитов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств. |
460,57 |
588,16 |
748,19 |
845,03/28,0 |
904,18/29,0 |
949,39/34,0 |
2698,60 |
Сумма ежегодных субсидируемых инвестиционных кредитов, выданных на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств за период 2012-2014 годы, составит 91,0 млн.руб.
V. Перечень и описание программных мероприятий
Понятия, используемые в настоящей Программе, означают следующее:
а) "семейная животноводческая ферма" - производственный объект, предназначенный для выращивания и содержания сельскохозяйственных животных, находящийся в собственности или пользовании крестьянского (фермерского) хозяйства, соответствующий следующим критериям:
ферма от 20 и не более 200 голов коров молочного направления;
ферма от 20 и не более 500 голов крупного рогатого скота откормочного направления;
ферма от 50 и не более 600 голов свиней;
ферма от 50 и не более 500 голов овец;
ферма от 50 до 300 голов коз;
ферма от 50 голов конематок;
птицефермы от 500 голов птиц;
ферма страусиная от 20 голов;
кроликоферма от 200 голов;
пчелоферма от 100 пчелосемей;
рыбоводная ферма, с объемом производства рыбы от 10 тонн в год;
б) "развитие семейной животноводческой фермы" - строительство или модернизация семейной животноводческой фермы, в том числе ее проектирование, возведение, ремонт, комплектация оборудованием и сельскохозяйственными животными;
в) "грант на развитие семейной животноводческой фермы" - средства, передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета на счет главы крестьянского (фермерского) хозяйства, открытый в кредитной организации, для софинансирования его затрат, невозмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с Программой, в целях создания и развития на территории сельских поселений и межселенных территориях субъекта Российской Федерации крестьянского (фермерского) хозяйства, включая:
разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм;
строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм;
строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства;
комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж;
приобретение сельскохозяйственных животных.
Максимальный размер гранта на развитие семейной животноводческой фермы по направлениям животноводства в расчете на одно крестьянское (фермерское) хозяйство определяется субъектом Российской Федерации в размере, не превышающем 21,6 млн. рублей, и не более 60 процентов затрат на развитие семейной животноводческой фермы. В случае если субъект Российской Федерации утверждает максимальный размер гранта в размере, превышающем 21,6 млн. рублей, то финансовое обеспечение выплаты гранта в размере, превышающем указанный размер, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Гранты на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств предоставляются в том числе за счет реализации таких направлений, как субсидирование части затрат, связанных с развитием проектной деятельности крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также софинансирование отдельных мероприятий муниципальных программ развития малых форм хозяйствования".
Реализация комплекса мероприятий по данному направлению создает условия для формирования многоукладной экономики сельского хозяйства и повышения роли малых форм хозяйствования в обеспечении динамичного экономического роста сельскохозяйственного производства, занятости сельского населения.
Целью направления является рост доходов сельского населения за счет увеличения числа субъектов малых форм хозяйствования и повышения объемов реализованной сельскохозяйственной продукции, увеличение числа субъектов малых форм хозяйствования за счет реализации механизма проектной деятельности, рост производства и объемов реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, и повышение доходов сельского населения.
Для реализации указанной цели планируется решение следующих задач:
Информационная, консультационная и организационная поддержка развития крестьянских (фермерских) хозяйств;
создание сельскохозяйственных перерабатывающих снабженческих и сбытовых потребительских кооперативов с участием крестьянских (фермерских) хозяйств для переработки и сбыта продуктов животноводства;
увеличение числа субъектов малых форм хозяйствования за счет тиражирования семейных животноводческих ферм.
Механизм реализации:
предоставление грантов, субсидий на возмещение части затрат, связанных с реализацией проектной деятельности малыми формами хозяйствования в агропромышленном комплексе и направленных на строительство, реконструкцию, модернизацию семейных животноводческих ферм, приобретение скота, оборудования (в том числе проекты, реализуемые за счет муниципальных программ развития малых форм хозяйствования);
Гранты на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств предоставляются в том числе за счет реализации таких направлений, как:
- субсидирование части затрат, связанных с развитием проектной деятельности крестьянскими (фермерскими) хозяйствами,
- софинансирование отдельных мероприятий муниципальных программ развития малых форм хозяйствования.
Государственная поддержка направлена на реализацию следующих мероприятий:
1. Развитие сферы мелкотоварного сельскохозяйственного производства:
а) откорм крупного рогатого скота;
б) разведение коров, овец, коз, гусей, цесарок, страусов, кроликов, перепелов, пчел и иных видов сельскохозяйственных животных и птиц;
в) организация прудового и садкового рыбоводства;
г) мелкотоварное производство сельскохозяйственной продукции отрасли растениеводства.
2. Организация сбора и (или) переработки сельскохозяйственной продукции, а также дикорастущих плодов, ягод, грибов, растений и трав:
а) сбор сельскохозяйственной продукции, а также дикорастущих плодов, ягод, грибов, растений и трав;
б) переработка сельскохозяйственной продукции, а также дикорастущих плодов, ягод, грибов, растений и трав, закупленных преимущественно на территории Пермского края.
Предоставление субсидий осуществляется путем конкурсного отбора проектов и на основании решения комиссии, состав которой утверждается нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Для участия в конкурсе крестьянское (фермерское) хозяйство должно одновременно соответствовать следующим требованиям:
1) главой и членами хозяйства являются граждане Российской Федерации (не менее двух), состоящие в родстве и совместно осуществляющие производственную деятельность, основанную на их личном участии;
2) срок деятельность хозяйства на дату подачи заявки на конкурс превышает 12 месяцев с даты регистрации;
3) хозяйство зарегистрировано на территории того же субъекта Российской Федерации, где подается заявка на участие в конкурсе;
4) глава и члены хозяйства ранее не являлись получателями грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, грантов на развитие семейных животноводческих ферм (далее Грант) ;
5) хозяйство соответствует критериям микропредприятия в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
6) хозяйство предусматривает условия для создания собственной или совместно с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями кормовой базы, либо готовит предложения по заключению договоров (предварительных договоров) на приобретение кормов;
7) хозяйство планирует создание не более одной семейной животноводческой фермы по одному направлению деятельности (одной отрасли) животноводства, ранее не осуществлявшейся в данном хозяйстве, которое предусмотрено региональной программой развития семейных животноводческих ферм с учетом балансов производства и потребления сельскохозяйственной продукции и противоэпизоотических мероприятий;
8) хозяйство планирует реконструировать не более одной семейной животноводческой фермы.
При отсутствии в хозяйстве собственной базы по переработке животноводческой продукции и (или) в случае если хозяйство не является членом сельскохозяйственного потребительского кооператива, то планируемое хозяйством поголовье сельскохозяйственных животных к развитию семейной животноводческой фермы не должно превышать: крупного рогатого скота - 100 голов, страусов, коз (овец) - 300 голов, свиней - 600 голов;
9) глава хозяйства имеет план по созданию и развитию семейной животноводческой фермы по направлению деятельности (отрасли) животноводства, определенной региональной программой, увеличению объема реализуемой животноводческой продукции, обоснование строительства, реконструкции или модернизации семейной животноводческой фермы со сроком окупаемости не более 8 лет (далее - бизнес-план);
10) глава хозяйства представляет план расходов (далее - План) с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг (далее - Приобретения), их количества, цены, источников финансирования (средств Гранта, собственных и заемных средств);
11) глава хозяйства обязуется оплачивать не менее 40% стоимости каждого наименования Приобретений, указанных в Плане, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10% от стоимости каждого наименования Приобретений;
12) глава хозяйства обязуется использовать Грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет главы хозяйства и использовать имущество, закупаемое за счет Гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы;
13) создание хозяйством условий для организации не менее трех постоянных рабочих мест;
14) хозяйство является членом или обязуется вступить в перерабатывающий сельскохозяйственный потребительский кооператив, либо обязуется заключить договор с хозяйствующим субъектом для переработки сельскохозяйственной продукции, производимой семейной животноводческой фермой;
15) хозяйство обязуется проводить экскурсии на семейной животноводческой ферме и демонстрацию работы на ней с целью передачи передового опыта функционирования семейных животноводческих ферм;
16) хозяйство обязуется осуществлять деятельность в течение не менее пяти лет после получения гранта на развитие семейной животноводческой фермы;
17) строительство, реконструкция, модернизация и ремонт семейной животноводческой фермы, развитие которой предлагается хозяйством, ранее не осуществлялось с использованием средств государственной поддержки;
18) глава хозяйства соглашается на передачу и обработку его персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для участия в отборе семейной животноводческой фермы глава хозяйства подает заявку в конкурсную комиссию и прилагает к ней документы, подтверждающие соответствие хозяйства условиям, указанным в пункте 1 Требований, утверждаемым приказом Министерства, в соответствии с перечнем документов, установленным субъектом Российской Федерации.
Наименования, номера и даты всех документов, подаваемых главой хозяйства в конкурсную комиссию, количество листов в них вносятся в опись, составляемую в двух экземплярах. Первый экземпляр описи с отметкой о дате, времени и должностном лице, принявшем документы, остается у главы хозяйства, второй (копия) прилагается к заявке и документам, рассматриваемым конкурсной комиссией.
При подаче заявки глава хозяйства может предоставить дополнительно любые документы, в том числе, рекомендательное письмо (письма) от органов местного самоуправления, или общественных организаций, или поручителей, если считает, что они могут повлиять на решение конкурсной комиссии. Дополнительно представленные документы также подлежат внесению в опись.
Государственная поддержка мероприятий по повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе.
Цель мероприятий - повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе за счет роста производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, и повышение доходов сельского населения.
Механизм реализации - предоставление субсидий на возмещение части затрат из краевого бюджета на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Формирование залоговой базы для кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется при поддержке ОАО "Пермский центр развития предпринимательства", функционирующего как гарантийный фонд.
Критерии отбора участников программы - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении по соответствующему мероприятию, определяются нормативными правовыми актами Правительства Пермского края.
Бюджетополучатели предоставляют отчеты об использовании полученных средств. Контроль достоверности предоставляемых отчетов осуществляет Министерство.
VI. Мониторинг и оценка эффективности Программы
Выдача субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам требует проведения мониторинга за их использованием. С этой целью будет разработана форма отчетности и порядок ее предоставления в Министерство. На основании анализа собранной информации будут приниматься решения о дальнейшем развитии системы субсидирования в регионе.
Проведение мониторинга предполагает:
1. Обязательность внесения в договор с получателем субсидии пункта об отчете использованных средств.
2. Периодичность предоставления отчетности получателями субсидий.
3. Разработку критериев сравнительной эффективности использования субсидий.
4. Увязку объемов выданных субсидий с производственными и социальными показателями развития фермерских хозяйств в регионах.
Оценка проводится на основе анализа государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности:
Форма - "Среднегодовая численность занятых в экономике по видам экономической деятельности".
Форма - "Парк основных видов техники в сельскохозяйственных организациях".
Форма - "Число крестьянских (фермерских) хозяйств".
Форма - "Посевные площади сельскохозяйственных культур".
Форма - "Поголовье скота".
Форма 10-АПК "Отчет о средствах целевого финансирования сводного годового бухгалтерского отчета".
Форма (код 0503160) из приложения к пояснительной записке квартальной бухгалтерской отчетности: "сведения о мерах по повышению эффективности расходования федеральных средств" (таблица 3), "Сведения об эффективности бюджетных расходов" (ф. 0503165), "Сведения об использовании целевых программ" (ф. 0503166).
Форма П-1-СХ "Сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции" (ежемесячная).
Форма П-2 "Сведения об инвестиционной деятельности" (квартальная, годовая).
Федеральная программа статистических работ Росстата "Поголовье, продуктивность мясного скота в Российской Федерации" (форма 29-СХ годовая).
VII. Ресурсное обеспечение Программы
7.1. Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных краевой целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы", утвержденной Законом Пермского края от 10 декабря 2008 г. N 351-ПК, долгосрочной целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27.11.2012 N 1335-п.
7.2. Объем средств, необходимый для реализации мероприятий Программы, рассчитан с учетом:
средних по региону производственных издержек на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
экспертных оценок капитальных вложений на технологическое оборудование при строительстве, модернизации, реконструкции семейной фермы;
средних цен на племенное поголовье;
среднерегиональных расходов на содержание поголовья в личных подсобных хозяйствах и крестьянских (фермерских) хозяйствах.
7.3. Общая потребность финансового обеспечения Программы на 2012-2014 годы составит 734,6 млн. рублей, в том числе 146,6 млн. рублей - из бюджета Пермского края. Данные по объемам и источникам финансирования всех мероприятий Программы приведены в таблице 5.
Таблица 5
Общая потребность
в финансировании мероприятий Программы и источники финансирования, млн.руб.
N п/п |
Мероприятие |
Источники финансирования |
2012 год |
2013* год |
2014* год |
Всего за 2012-2014 годы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Субсидирование части затрат, связанных с реализацией проектной деятельности на строительство, модернизацию и реконструкцию семейных животноводческих ферм, всего млн.руб. |
бюджет Пермского края |
45,00** |
38,5 |
54,00 |
137,5 |
бюджеты муниципальных образований края |
11,00 |
11,71 |
13,17 |
35,88 |
||
внебюджетные средства |
169,0 |
180,29 |
202,83 |
552,76 |
||
всего |
225,00 |
230,5 |
270,00 |
726,14 |
||
2 |
Субсидирование части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах крестьянскими (фермерскими) хозяйствами кооперативами. |
бюджет Пермского края |
2,80 |
2,90 |
3,40 |
9,10 |
Нумерация пунктов таблицы приводится в соответствии с источником
5 |
Всего по Программе |
бюджет Пермского края |
47,80 |
41,4 |
57,40 |
146,6 |
бюджеты муниципальных образований края |
11,00 |
11,71 |
13,17 |
35,88 |
||
внебюджетные средства |
169,00 |
180,29 |
202,83 |
552,12 |
||
всего |
227,80 |
233,4 |
273,40 |
734,6 |
* Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных краевой целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п
** в т.ч. межбюджетные трансферты, передаваемые в форме субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края из бюджета Пермского края на софинансирование отдельных мероприятий муниципальных программ развития сельского хозяйства, предусмотренных в рамках краевой целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы" от 10 декабря 2008 года N 351-ПК, и в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п.
VIII. Система управления реализацией Программы
8.1. Управление реализацией Программы осуществляет Министерство, являющееся координатором и исполнителем Программы.
Министерство:
обеспечивает согласованные действия участников Программы по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального и краевого бюджетов;
составляет и в установленном порядке представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год;
подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе реализации Программы.
8.2. Участниками Программы являются привлекаемые к реализации программных мероприятий органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, а также крестьянские (фермерские) хозяйства.
8.3. Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых исполнителями Программы с участниками отдельных мероприятий, или путем предоставления субсидий участникам Программы в порядке, установленном Правительством Пермского края в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8.4. Финансовый контроль использования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию Программы, осуществляется контролирующими органами в соответствии с действующим законодательством.
8.5. Механизм реализации целей и задач Программы по соответствующим направлениям Программы детализируется в порядках предоставления субсидий, утверждаемых нормативными правовыми актами Правительства Пермского края на весь период действия Программы.
8.6. Оценка рисков реализации Программы.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны бюджетов, кредитных организаций, а также крестьянских (фермерских) хозяйств из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура товаров и услуг для села;
природно-климатические риски;
внутренние риски:
организационные риски, запаздывание с реализацией мероприятий;
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита).
Управление рисками в рамках реализации Программы проводится в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителя и участников Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 31 июля 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-121 "Об утверждении комплексной программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Пермском крае на 2012-2014 годы"
Текст приказа опубликован в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 12 августа 2013 г. N 31 (262)
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 14 октября 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-220 настоящий приказ признан утратившим силу