Решение Пермского краевого суда
от 26 декабря 2007 г. N З-334-2007
Пермский краевой суд в лице председательствующего судьи Васильевой О.А., при секретаре Невидимовой Е.А., с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Синевой А.M., представителей ООО "Промтовары" Кузьменко М.И. и Затонской Е.А., представителя Законодательного Собрания Пермского края Собяниной М.А., представителя губернатора Пермского края Пастухова Д.Л., представителя муниципального образования "Усольский муниципальный район Пермского края" Механошина С.Г. рассмотрел 26 декабря 2007 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению ООО "Промтовары" о признании недействующим в части Закона Пермского края "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Усольского муниципального района" от 11.12.2006 года N 3355-780, установил:
16 ноября 2006 года Законодательным Собранием Пермской области был принят Закона Пермского края "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Усольского муниципального района" N 3355-780, который был подписан губернатором Пермского края 11 декабря 2006 года и опубликован в газете "Российская газета" N 287 от 21 декабря 2006 года. Данным Законом был утвержден перечень объектов муниципальной собственности Усольского муниципального района, передаваемых в собственность Романовского сельского поселения.
В соответствии с пунктом 4 указанного перечня в собственность Романовского сельского поселения было передано кирпично-панельное здание 1980 года постройки, общей площадью 170 кв. м, расположенное по адресу: с. Романово ул. Трактовая, 75.
ООО "Промтовары" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим Закон Пермского края от 11.12.2006 года N 3355-780 в части утверждения в перечне объектов муниципальной собственности Усольского муниципального района, передаваемых в собственность Романовского сельского поселения, данного здания.
В обоснование своего требования ООО "Промтовары" указало, что данное здание не являлось объектом муниципальной собственности Усольского муниципального района. Оно было построено за счет средств кооперативного потребительского общества, принадлежало Усольскому районному потребительскому обществу и использовалось в качестве магазина.
При реорганизации Усольского районного потребительского общества здание в 1992 году было передано по разделительному балансу вновь созданному ТОО "Романовский коопторг". Решением собрания учредителей ТОО "Романовский коопторг" от 01.12.1993 года было создано ТОО "Промтовары", правопреемником которого в настоящее время является ООО "Промтовары".
По данным технической инвентаризации здание значится до настоящего времени зарегистрированным за ТОО "Романовский коопторг", который перестал осуществлять деятельность без проведения процедуры ликвидации. ООО "Промтовары" по соглашению с собственником имущества - ТОО "Романовский коопторг" продолжает использовать здание в целях осуществления своей уставной деятельности.
По мнению заявителя, принятый Закон в оспариваемой части не соответствует ст. 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ, ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, нарушает его права на пользование зданием магазина, а также на судебную защиту при рассмотрении вопроса о признании за ним права собственности на данное имущество. Кроме того, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта здание магазина имело обременение в виде запрета на совершение с ним каких-либо сделок, наложенного в соответствии с определением судьи Усольского районного суда Пермской области от 1 июня 2005 года в обеспечение иска ООО "Промтовары" к Кочеткову А.Н. и ООО "Романовский коопторг" о признании недействительным договора купли-продажи магазина.
В судебном заседании представители ООО "Промтовары" Кузьменко М.И. и Затонская Е.А. заявление поддержали.
Представитель Законодательного Собрания Пермского края Собянина М.А. с заявлением не согласилась, указав, что Закон Пермского края от 11.12.2006 года N 3355-780 в оспариваемой части был принят на основании согласованного перечня имущества, передаваемого Усольским муниципальным районом в собственность Романовского сельского поселения. Перечень объектов был составлен в соответствии с Законом Пермского края "О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в Пермском крае в 2007 году" по форме, утвержденной губернатором края.
Представитель губернатора Пермского края Пастухов Д.Л. возражал против удовлетворения заявления, полагая, что оспариваемый акт не является нормативным, не нарушает права ООО "Промтовары", принят в соответствии с действующим законодательством, в том числе частью 11.1 статьи 154 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22.08.2004 года N 122-ФЗ. Кроме того, по его мнению, по делу имеется спор о праве собственности, подлежащий разрешению в порядке искового производства.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены муниципальное образование "Усольский муниципальный район Пермского края" и Романовское сельское поселение.
Представитель МО "Усольский муниципальный район Пермского края" Механошин С.Г. с заявлением также не согласился, пояснив, что до принятия Закона Пермского края от 11.12.2006 года N 3355-780 здание по ул. Трактовая, 75, с. Романово на основании заявления главы администрации Романовского сельского поселения было передано в безвозмездное пользование данному сельскому поселению, о чем главой Усольского муниципального района 22 марта 2006 года было издано постановление N 63. При формировании перечня имущества, передаваемого в собственность Романовского сельского поселения, это здание было включено в перечень, утвержденный оспариваемым Законом. Также представитель Усольского муниципального района пояснил, что данное здание в реестре муниципальной собственности Усольского муниципального района не значилось, документов о принадлежности здания Романовскому сельскому поселению до издания оспариваемого Закона не имеется.
Романовское сельское поселение было извещено о времени и месте рассмотрения дела, представитель его в суд не явился.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора Синевой А.M. об удовлетворении заявления, изучив письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требование ООО "Промтовары" основано на законе и подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22.08.2004 года N 122-ФЗ установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в целях обеспечения выполнения требований статей 85 и 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Предусмотрено, что разграничение имущества осуществляется между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" видами имущества. До 1 января 2009 года в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, определяющего порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений, разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых входят эти поселения, осуществляется в соответствии с видами имущества, установленными в данном Федеральном законе.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
На основании статьи 1 Закона Пермского края "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Усольского муниципального района" от 11.12.2006 года N 3355-780 утверждены перечни объектов муниципальной собственности Усольского муниципального района, передаваемых в собственность сельских поселений, включая Романовское сельское поселение.
Согласно пункту 4 перечня объектов муниципальной собственности Усольского муниципального района, передаваемых в собственность Романовского сельского поселения, в собственность последнего передано кирпично-панельное здание 1980 года постройки, общей площадью 170 кв. м, расположенное по адресу: с. Романово, ул. Трактовая, 75.'
Пункт 4 указанного перечня противоречит части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, предусматривающей разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, и подлежит признанию недействующим момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
Законодательным Собранием Пермского края и губернатором Пермского края не были представлены суду доказательства того факта, что здание по адресу: с. Романово, Трактовая, 75, на момент принятия оспариваемого Закона являлось объектом муниципальной собственности Усольского муниципального района и потому могло быть передано в собственность сельскому поселению в порядке разграничения муниципальной собственности.
Из материалов дела следует, что право собственности на данный объект недвижимости на момент принятия оспариваемого Закона Управлением Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю не регистрировалось (л.д. 86 - 88).
Согласно объяснениям представителя муниципального образования "Усольский муниципальный район Пермского края" в реестре муниципальной собственности Усольского муниципального района указанное здание не значилось. Объяснения представителя муниципального образования в этой части представителями Законодательного Собрания и губернатора Пермского края опровергнуты не были.
Судом также установлено, что здание магазина по ул. Трактовая, 75, с. Романово было зарегистрировано в БТИ 14 января 1998 года, регистрационный N 1062-4-60, за ТОО "Романовский коопторг" (л.д. 14). Это обстоятельство подтверждается инвентарным делом N 6243 Усольского филиала ОГУП "ЦТИ", согласно которому владельцем строения является ТОО "Романовский коопторг" (л.д. 5 - 11).
В обоснование правомерности включения здания по ул. Трактовая, 75, с. Романово перечень объектов муниципальной собственности, передаваемых в собственность Романовского сельского поселения, представитель Законодательного Собрания Пермского края сослался на решение Земского Собрания Усольского муниципального района Пермской области от 8 июня 2006 года N 29, которым был утвержден перечень муниципального имущества Усольского муниципального имущества, подлежащего безвозмездной передаче в целях разграничения муниципального имущества собственность Романовского сельского поселения (л.д. 246, 248 - 249) и решение Совета депутатов Романовского сельского поселения от 26 мая 2006 года N 34А "Об утверждении перечня муниципального имущества Усольского муниципального района, подлежащего безвозмездной передаче в собственность Романовского сельского поселения" (л.д. 247).
Между тем включение здания по ул. Трактовая, 75, в перечень муниципального имущества Усольского муниципального района могло быть произведено лишь в случае нахождения данного здания в составе муниципальной собственности Усольского муниципального района, однако возникновение права муниципальной собственности какими-либо доказательствами по делу не подтверждено. Об основаниях возникновения такого права представители Законодательного Собрания, губернатора Пермского, муниципального образования "Усольский муниципальный район" суду не пояснили, доказательства возникновения такого права не представили.
Перечень муниципального имущества Усольского муниципального района, подлежащего безвозмездной передаче в целях разграничения муниципального имущества в собственность Романовского сельского поселения, утвержденный решением Земского Собрания Усольского муниципального района от 08.06.2006 года N 29, в части указания в нем названного выше здания содержит незаполненные графы, в том числе: идентификационный код, ведомственную принадлежность (графы 2 - 5), балансе стоимость (графа 9), среднесписанную численность персонала (графа 10) (л.д. 248). Таким образом, включение этого имущества в данный перечень не доказывает возникновение права муниципальной собственности, поскольку не содержит указания на основание возникновения данного права и не подтверждает его возникновение.
Включением здания в перечень объектов, передаваемых в собственность Романовского сельского поселения, были нарушены права и законные интересы ООО "Промтовары", являющегося в соответствии с его уставом правопреемником ТОО "Промтовары", значащегося владельцем здания по данным технической инвентаризации. Заявитель пользуется этим строением для осуществления своей хозяйственной деятельности, и определение в соответствии с оспариваемым Законом собственника данного строения влияет на объем его прав по пользованию имуществом.
Обществом "Промтовары" не было заявлено спора о праве на имущество. Им был избран способ защиты права путем оспаривания в части Закона Пермского края в силу его противоречия федеральному законодательству, в связи с чем доводы представителя губернатора Пермского края о том, что дело не подлежит рассмотрению в порядке главы 24 ГПК РФ, являются необоснованными.
Следует признать несостоятельным довод представителя губернатора края и о том, что оспариваемый акт не является нормативным.
Перечень объектов муниципальной собственности, передаваемых в собственность Романовского сельского поселения, утвержден Законом Пермского края. Принятый в форме закона акт свидетельствует о его нормативном характере.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 199, ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, суд решил:
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 4 перечня объектов муниципальной собственности Усольского муниципального района, передаваемых в собственность Романовского сельского поселения, утвержденного Законом Пермского края "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Усольского муниципального района" от 11.12.2006 года N 3355-780.
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в газете "Российская газета".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - с 27 декабря 2007 года.
Председательствующий п.п. - Васильева О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.