Постановление Администрации города Перми
от 10 марта 2010 г. N 109
"Об утверждении Концепции администрации города Перми по санитарной очистке территории города Перми от твердых бытовых отходов"
Постановлением Администрации города Перми от 17 декабря 2012 г. N 920 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с Федеральными законами от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решением Пермской городской Думы от 26 июня 2001 г. N 99 "Об утверждении Правил обращения с отходами на территории города Перми", в целях дальнейшего совершенствования системы управления в сфере обращения с отходами администрация города Перми постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию администрации города Перми по санитарной очистке территории города Перми от твердых бытовых отходов.
2. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования.
3. Управлению по общим вопросам администрации города обеспечить опубликование постановления в печатном средстве массовой информации "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь".
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города Перми Южакова С.Н.
Вр.и.о. главы администрации |
А.Ю. Маховиков |
Концепция
администрации города Перми по санитарной очистке территории города Перми от твердых бытовых отходов
(утв. постановлением администрации города Перми от 10 марта 2010 г. N 109)
I. Введение
Концепция разработана на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 22.07.1993 N 5487-1, решений Пермской городской Думы от 26.06.2001 N 99 "Об утверждении Правил обращения с отходами на территории города Перми", от 29.01.2008 N 4 "Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории города Перми".
В процессе реформирования системы государственного и муниципального управления и оптимизации форм прямого участия государства и органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства происходит смещение акцентов в сторону развития конкурентной среды и привлечение в отрасль частных инвесторов. В таких условиях традиционные формы управления в сфере обращения с отходами также нуждаются в совершенствовании и развитии.
В процессе деятельности физических и юридических лиц неизбежно образуются отходы. По данным управления внешнего благоустройства администрации города Перми на территории города ежегодно образуется около 400 тыс. тонн твердых бытовых отходов, при этом существует тенденция к их увеличению.
В соответствии с законодательством Российской Федерации твердые бытовые отходы относятся к IV-V классам опасности, деятельность по обращению с отходами IV класса опасности подлежит лицензированию. При нарушении правил обращения с твердыми бытовыми отходами создается угроза экологической безопасности и санитарно-гигиеническому благополучию населения.
Современная схема обращения с отходами должна включать следующие основные технологические этапы:
сбор и временное хранение отходов;
вывоз отходов от мест сбора и временного хранения;
сортировка отходов на станциях сортировки и перегруза с выделением полезных утильных фракций, подлежащих вторичному использованию;
переработка или захоронение той части отходов, которая не подлежит вторичному использованию.
Несовершенство существующей на территории города Перми схемы обращения с отходами заключается в отсутствии этапа сортировки. Собираемые отходы вывозятся, минуя этап сортировки, на полигоны для захоронения. Возрастающие с каждым годом объемы отходов ведут к исчерпанию ресурса полигонов, для организации полигонов из хозяйственного оборота изымаются большие площади земель, экологически некорректная практика эксплуатации полигонов наносит ущерб окружающей среде.
Следовательно, от того насколько эффективно организована схема обращения с отходами, от обеспечения соблюдения правил обращения с отходами зависит экологическое благополучие жителей города.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города находятся в ведении муниципалитета. Таким образом, эффективная организация санитарной очистки территории города - одна из важнейших задач администрации города Перми, направленная на обеспечение охраны здоровья жителей, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды.
Концепция администрации города Перми по санитарной очистке территории города Перми от твердых бытовых отходов (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в отношении деятельности администрации города Перми в сфере обеспечения эффективной организации сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых бытовых отходов, образующихся на территории города Перми.
Эффективная организация санитарной очистки территории города Перми предполагает создание условий, позволяющих размещать весь объем образующихся на территории города твердых бытовых отходов в установленные сроки на санкционированных объектах при минимальном негативном воздействии на окружающую среду.
II. Используемые термины и определения
В Концепции используются следующие основные понятия:
санитарная очистка - мероприятия, связанные со сбором, вывозом, утилизацией и переработкой отходов производства и потребления, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
отходы потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
твердые бытовые отходы (далее - ТБО) - отходы потребления, образующиеся в результате жизнедеятельности населения;
отходообразователи - физические и юридические лица (жители, предприятия и организации всех форм собственности), в процессе деятельности которых образуются отходы;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
сбор отходов - прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения отходов;
сортировка отходов - разделение отходов на составляющие компоненты (стекло, пластик, металл, бумага и прочее), выделение утильных компонентов с целью вторичного использования;
селективный сбор - сортировка отходов на этапе сбора;
использование отходов (утилизация) - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
размещение отходов - любая операция по хранению или захоронению отходов;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
переработка отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
свободные городские земли - земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, либо земельные участки# собственность на которые не разграничена;
оператор по сбору ТБО - юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по сбору ТБО.
III. Современное состояние и проблемы санитарной очистки в городе Перми
3.1. В результате проведенной в 2008 году инвентаризации на территории города Перми выявлено всего 1877 контейнерных площадок. Из них 1052 площадки являются собственностью юридических лиц в соответствии с законодательством, остальные 825 расположены на свободных городских землях. Это означает, что юридически такие площадки никому не принадлежат, земельные участки под ними не отведены, ответственность за содержание таких контейнерных площадок не закреплена. В результате техническое, санитарное и эстетическое состояние контейнерных площадок в большинстве случаев остается неудовлетворительным.
3.2. Проведенная инвентаризация показала, что большинство контейнерных площадок находится в районах многоэтажной застройки и их количество в целом удовлетворяет потребностям этой части территории города. На территории микрорайонов индивидуальной застройки контейнерные площадки практически отсутствуют. Эта часть территории города на сегодняшний день по-прежнему не охвачена организованным сбором ТБО.
Сохраняется практика уклонения от заключения договоров на сбор и вывоз отходов потребления со стороны представителей малого и среднего бизнеса, частного неблагоустроенного сектора, гаражных и садоводческих кооперативов (охват договорами на вывоз ТБО к началу 2009 года составил 67%). Помимо этого имеет место заключение договоров с ненадлежащими (нелицензированными) перевозчиками по низким ценам, неисполнение условий заключенных договоров.
Совокупность проблем, связанных с заключением и исполнением договоров на сбор и вывоз ТБО, несоблюдением требований законодательства отходообразователями и операторами-перевозчиками, отсутствием оборудованных контейнерных площадок в микрорайонах индивидуальной застройки, гаражных и садоводческих кооперативах, приводит к возникновению несанкционированных свалок.
3.3. Проблемой организации санитарной очистки территории города на сегодняшний день является отсутствие этапа сортировки ТБО. Доля отсортированных и утилизируемых отходов в общем объеме собираемых ТБО незначительна и по данным управления внешнего благоустройства администрации города Перми составляет всего 2%. Данная проблема на сегодняшний день характерна практически для всех муниципальных образований Пермского края.
Введение в схему санитарной очистки этапа сортировки способствует уменьшению объема ТБО, направляемых на полигоны для захоронения. При сортировке ТБО происходит выделение полезных утильных фракций, которые в дальнейшем возможно использовать в качестве вторичных ресурсов для производства товаров (продукции) или для получения энергии.
3.4. В результате отсутствия этапа сортировки все образующиеся на территории города отходы (за исключением тех, что оседают на территории города в виде несанкционированных свалок) попадают на полигоны ТБО для захоронения.
Прием отходов, образующихся на территории города Перми, осуществляется на полигоне в районе деревни Софроны Пермского района (далее - полигон "Софроны"), полигоне закрытого административного территориального образования "Звездный" и полигоне в Краснокамском районе. Все полигоны характеризуются использованием традиционного вида захоронения методом свалки мусорных масс с последующим разравниванием и укатыванием.
Большая часть отходов, образующихся на территории города Перми, принимается для захоронения на полигоне "Софроны". Полигон "Софроны" введен в эксплуатацию в 1977 году и имеет ограниченный ресурс. В настоящий момент управление полигоном "Софроны" осуществляет специально созданное для этой цели в 2008 году Пермское муниципальное унитарное предприятие "Полигон" (далее - ПМУП "Полигон"). Часть своих функций по осуществлению операторской деятельности ПМУП "Полигон" передало выбранной на конкурсной основе частной инвестиционной компании. Предполагается, что за счет инвестиций будут введены в действие мусороперерабатывающие комплексы (для уничтожения той части отходов, которая остается после сортировки), которые позволят отказаться от дальнейшей эксплуатации полигона "Софроны" и перейти к его рекультивации.
Полигоны как конечное звено технологической и экономической цепочки процесса обращения с отходами регламентируют все предшествующие процессы. Низкая стоимость захоронения не стимулирует отходообразователей к селективному сбору, а операторов санитарной очистки города - к глубокой переработке отходов. Отсутствие дифференциации полигонов по технологии захоронения и стоимости оказываемых услуг не стимулирует внедрения селективного сбора отходов, их переработки, компактного уплотнения.
3.5. еще одной проблемой на сегодняшний день является отсутствие организованного мониторинга за движением отходов, что приводит к случаям несанкционированного размещения отходов, а также к отсутствию достоверной информации об источниках, объемах образования и захоронения отходов.
IV. Принципы деятельности администрации города Перми по санитарной очистке территории города от ТБО
Принципами политики администрации города Перми в сфере санитарной очистки территории города от ТБО являются:
возложение бремени несения расходов по обращению с отходами на отходообразователей;
разделение функций управления и хозяйствования в сфере санитарной очистки территории города от ТБО, обеспечение наиболее полной и эффективной реализации властных полномочий исполнительного органа местного самоуправления с передачей хозяйственных функций операторам отрасли санитарной очистки;
обеспечение приоритета использования отходов в качестве вторичных ресурсов над уничтожением и захоронением;
комплексность управления обращения с отходами (контроль за всеми видами отходов производства и потребления, входящих в сферу ответственности администрации города);
создание условий для развития рыночной конкурентной среды в отрасли с целью повышения качества оказываемых услуг и снижения их стоимости;
гласность и свободный доступ заинтересованных хозяйствующих субъектов к информации в области обращения с отходами.
V. Цель, задачи, основные направления политики администрации города Перми в сфере санитарной очистки территории города от ТБО
5.1. Целью администрации города Перми в сфере санитарной очистки территории города от ТБО является улучшение санитарного состояния территории города, предотвращение вредного воздействия ТБО на здоровье жителей города Перми и окружающую природную среду.
5.2. Достижение цели обусловливает необходимость решения следующих задач:
5.2.1. приведение в нормативное состояние мест сбора ТБО (контейнерных площадок), расположенных на территории города Перми.
Решение данной задачи предусматривает:
определение юридического статуса контейнерных площадок, расположенных на свободных городских землях, и порядка выдачи разрешений на размещение контейнерных площадок на территории города Перми;
совершенствование нормативной базы, касающейся обеспечения требований к типам и содержанию контейнерных площадок на территории города Перми, отвечающих санитарному, технологическому и эстетическому уровню, предъявляемому к современному благоустройству территории города;
обеспечение соответствия мест сбора ТБО утвержденным требованиям. Приведение контейнерных площадок к нормативным требованиям планируется осуществлять за счет собственников контейнерных площадок или операторов по сбору ТБО - на контейнерных площадках, расположенных на свободных городских землях;
5.2.2. предотвращение образования несанкционированных свалок.
Решение данной задачи предусматривает:
устройство контейнерных площадок на территории микрорайонов частной застройки. Планируется, что устройство таких площадок будет производиться за счет собственников контейнерных площадок или операторов по сбору ТБО;
обеспечение 100% наличия договоров на удаление ТБО со всеми отходообразователями;
5.2.3. создание условий для организации сортировки ТБО.
Решение данной задачи предусматривает:
закрепление в Правилах землепользования и застройки территории города Перми разрешенных к использованию под строительство и эксплуатацию станций перегруза и сортировки ТБО;
формирование земельных участков под строительство станций перегруза и сортировки ТБО;
передачу в соответствии с законодательством Российской Федерации сформированных земельных участков частным инвесторам для строительства станций перегруза и сортировки ТБО;
создание условий для селективного сбора ТБО;
5.2.4. уменьшение объема утилизируемых отходов на полигоне "Софроны".
Решение данной задачи предусматривает:
разработку проекта рекультивации полигона "Софроны";
строительство мусороперерабатывающих комплексов и закрытие полигона "Софроны" на рекультивацию.
Решение данной задачи предусмотрено инвестиционным соглашением с частной инвестиционной компанией, выбранной на конкурсной основе, осуществляющей операторскую деятельность на полигоне "Софроны";
5.2.5. организация мониторинга за движением ТБО.
Организация эффективного управления и контроля за отраслью обращения с отходами в городе Перми предполагает создание городской информационной системы мониторинга накопления, сбора, вывоза и утилизации ТБО (далее - ГИС "Отходы"). В перспективе ГИС "Отходы" должна быть интегрирована в единую общегородскую информационную базу данных об объектах недвижимости, сетях, населении, экологии, дорогах, зеленых насаждениях, водоемах.
Система мониторинга накопления, сбора, вывоза и утилизации ТБО на территории города должна представлять собой самостоятельный модуль в общей системе управления городским хозяйством. В рамках ГИС "Отходы" каждый инфраструктурный объект отрасли обращения с отходами должен иметь свой электронный технический паспорт, включающий сведения о технической инвентаризации.
Геоинформационная система мониторинга накопления, сбора, вывоза и утилизации ТБО должна подразделяться на 4 уровня:
1 уровень - накопление и сбор отходов (включая несанкционированные свалки);
2 уровень - вывоз отходов (включая промежуточные станции перегруза);
3 уровень - сортировка и утилизация отходов;
4 уровень - захоронение (переработка) отходов.
ГИС "Отходы" должна базироваться на комплексной оценке территории города по факторам геологического и экологического риска, факторам социально-экономического и транспортного развития в соответствии с Генеральным планом развития города Перми;
5.2.6. повышение уровня культуры жителей города Перми в сфере обращения с ТБО.
Неотъемлемой частью реализации политики администрации города Перми в сфере санитарной очистки является активное планомерное и долгосрочное воспитание санитарной культуры жителей, рассчитанное на все возрастные и социальные группы. С целью решения этой задачи будет разработана долгосрочная целевая программа по пропаганде культуры в сфере обращения с отходами на период 2010-2020 годов (далее - ДЦП).
ДЦП объединит в себе комплекс пропагандистских акций и мероприятий, направленных на соблюдение жителями города требований в сфере обращения с ТБО для здоровья и полноценной жизни. Информационно-разъяснительная работа в рамках ДЦП будет включать организацию селективного сбора, обязательность заключения договоров и размещение в надлежащем месте ТБО.
Таким образом, у жителей города будет сформировано отношение к соблюдению правил содержания территории города и правил обращения с отходами и выполнению обязанности по отношению к сохранению городской среды для будущих поколений.
VI. Механизмы реализации Концепции
Реализация политики администрации города Перми в сфере санитарной очистки территории города от ТБО осуществляется путем:
совершенствования нормативной базы города Перми в сфере обращения с отходами;
разработки, утверждения и реализации планов, программ, мероприятий, проводимых администрацией города Перми;
информационного обеспечения мероприятий в сфере санитарной очистки территории города от ТБО;
взаимодействия с органами государственной власти Пермского края и Российской Федерации;
организации системы мониторинга за качеством и количеством ТБО, образующихся на территории города Перми;
привлечения частных инвестиций.
VII. Результаты реализации политики администрации города Перми в сфере санитарной очистки территории города от ТБО
Результатом реализации политики администрации города Перми в сфере санитарной очистки территории города от ТБО должно явиться размещение всего образующегося объема ТБО в надлежащие сроки на специально отведенных объектах и с минимальным неблагоприятным экологическим воздействием. Это позволит улучшить санитарное состояние территории города, предотвратить вредное воздействие ТБО на здоровье жителей города Перми и окружающую природную среду.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации города Перми от 10 марта 2010 г. N 109 "Об утверждении Концепции администрации города Перми по санитарной очистке территории города Перми от твердых бытовых отходов"
Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования
Текст постановления опубликован в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь от 16 марта 2010 г. N 17 (311)
Постановлением Администрации города Перми от 17 декабря 2012 г. N 920 настоящее постановление признано утратившим силу