В целях организации работы по повышению производительности труда в Пермском крае, в соответствии с пунктом 4 раздела I протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 августа 2017 г. N 9:
1. Утвердить прилагаемую приоритетную программу "Повышение производительности труда и поддержка занятости в Пермском крае" на 2017 - 2025 годы.
2. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на замести геля председателя Правительства - министра промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края Чибисова А.В.
Губернатор Пермского края |
М.Г. Решетников |
Приоритетная программа
"Повышение производительности труда и поддержка занятости в Пермском крае" на 2017 - 2025 годы
(утв. распоряжением Правительства Пермского края от 13 декабря 2017 г. N 324-рп)
Краткое наименование проекта |
Повышение производительности труда |
Срок начала и окончания проекта |
12.2017- 12.2025 |
Куратор программы - глава управляющего комитета |
Губернатор Пермского края М.Г. Решетников |
||
Руководитель программы - глава проектного офиса |
Заместитель председателя Правительства - министр промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края А.В. Чибисов |
||
Уполномоченный орган исполнительной власти для осуществления взаимодействия с Минэкономразвития России |
Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края |
||
Исполнители и соисполнители мероприятий программы |
Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края; Агентство по занятости населения Пермского края; Министерство образования и науки Пермского края; Фонд "Региональный центр инжиниринга"; Фонд "Региональный фонд развития промышленности Пермского края"; POP ПК "Сотрудничество"; промышленные предприятия, осуществляющие деятельность на территории Пермского края |
||
Разработчик программы |
Заместитель начальника отдела стратегического развития управления финансов и реализации госпрограммы Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края А.А. Оксюта, тел. (342) 217-67-69 |
I. Актуальность программы. Оценка текущего уровня развития промышленности и факторов повышения производительности труда
На начало 2017 года численность постоянного населения Пермского края составила 2632,1 тыс. человек, динамика слабоотрицательная. Доля городского населения края (75,7%) выше, чем в целом по России (74,1%) и Приволжскому федеральному округу (ПФО) (71,6%). Более половины (60,7%) населения Пермского края проживает в городах Пермь (39,8%), Березники (5,5%), Соликамск (3,6%), Чайковский (3,2%), Кунгур (2,5%), Лысьва (2,4%), Краснокамск (2,0%), Чусовой (1,7%).
Валовый региональный продукт в Пермском крае по предварительной оценке составил в 2016 году 1,1 трлн. рублей. По абсолютному размеру валового регионального продукта (ВРП), как и по ВРП на душу населения, Пермский край занимает лидирующие позиции в ПФО (ВРП на душу населения в 2015 году составил 397,6 тыс. руб., 2-е место) и входит в число 20 крупнейших регионов Российской Федерации.
Самые крупные доли в ВРП занимают обрабатывающие производства: в общей сложности они составляют 30,7%, добыча полезных ископаемых -15,5%. В промышленной сфере работает 206 тыс. человек, из них более 50 тыс. человек работает на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника за первое полугодие 2017 года составила 31 652 рубля и возросла по сравнению с первым полугодием 2016 года на 5,2%.
В структуру службы занятости населения Пермского края входят:
Агентство по занятости населения Пермского края (далее - Агентство);
42 подведомственных государственных учреждения, из них: одно краевое государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Учебный центр службы занятости" и 41 государственное казенное учреждение - центры занятости населения Пермского края (далее - ГКУ ЦЗН), 3 из которых обслуживают по две и более административные территории:
ГКУ ЦЗН г. Березники - территорию г. Березники и Усольского муниципального района;
ГКУ ЦЗН г. Кунгура - территории г. Кунгура, Кунгурского и Березовского муниципальных районов;
ГКУ ЦЗН Ординского района - территории Ординского и Уинского муниципальных районов.
Пермский край исторически является индустриальным регионом, и с развитием промышленности связано не только экономическое благосостояние региона, но и развитие сфер науки и образования, обеспечение занятости населения, в целом уровень жизни в крае.
В последние 3-5 лет наблюдается активная работа предприятий Пермского края по модернизации производства и повышению качества продукции, созданию новых производств. Растет объем инвестиций, осваиваются новые товарные и рыночные ниши. Реализуются инвестиционные проекты, направленные на импортозамещение и диверсификацию производства.
Общий объем инвестиций в основной капитал в Пермском крае в первом полугодии 2017 года составил более 88 млрд. рублей (первое полугодие 2016 года - 87,9 млрд. рублей), при этом более половины инвестиций приходятся на обрабатывающее производство. Общий объем инвестиций в 2016 году - 237 млрд. рублей, по крупным и средним предприятиям -188 млрд. рублей.
На сегодняшний день в промышленности региона реализуется более 70 крупных инвестиционных проектов, направленных на создание новых и модернизацию действующих производств, с общим объемом инвестиций более 370 млрд. руб.
Перспективы дальнейшего развития предприятий неотрывно связаны с наращиванием объемов производства инновационной продукции, с выходом на новые рынки и снижением производственных издержек.
Многие инвестиционные проекты в промышленности находятся в настоящее время на стадии подготовки к запуску либо в начале реализации, в связи с чем в период с 2018 по 2025 год будет нарастать потребность в высококвалифицированном кадровом ресурсе.
Средняя продолжительность подготовки (переподготовки)
квалифицированного специалиста - от полугода до 5 лет. Поэтому необходимо уже сегодня формировать задание по обучению работников будущих производств в отдельных отраслях промышленности, начать выстраивать совместную работу со средними и высшими учебными заведениями технического профиля, профильными кафедрами, научными заведениями для обеспечения будущей потребности в работниках.
С одной стороны, в Пермском крае действуют крупные образовательные центры, обеспечивающие подготовку более 46 тыс. квалифицированных специалистов гуманитарного и технического профиля, выпуск 11-12 тыс. специалистов ежегодно. В крае существует постоянная высокая потребность предприятий в специалистах (ежегодно в службы занятости заявляется более 100 тыс. вакансий).
С другой стороны, несмотря на самую высокую в Пермском крае по сравнению с другими регионами ПФО среднюю заработную плату, она ниже, чем в территориях, куда в основном происходит отток специалистов: в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, г. Екатеринбурге, г. Краснодаре. Большое значение имеют условия,
предлагаемые работодателем: возможность льготного обучения, решение жилищных вопросов, социальное обеспечение, транспортная доступность, возможность карьерного роста.
В результате миграция в целом по Пермскому краю имеет преимущественно отрицательный характер (до 4000 чел. в год). В то же время в развитых регионах России наблюдается стабильный миграционный прирост (в среднем более 8000 человек в год), что свидетельствует о высокой мобильности трудовых ресурсов территорий.
Кроме этого, современную возрастную структуру населения Пермского края в соответствии с классификацией ООН следует считать демографически старой, так как доля населения в возрасте 65 лет и старше составляет 13,1%, что значительно превышает установленный ООН критерий (7%).
Демографические потери неблагоприятно отразятся на основных показателях социально-экономического развития региона, прежде всего на темпе роста валового внутреннего продукта и обеспеченности трудовыми ресурсами.
По данным мониторинга, объемы высвобождения работников из организаций края в 2014 - 2016 годах составляли 11-12 тыс. человек. Самыми распространенными причинами сокращения персонала являлись совершенствование системы управления, реорганизация, передача функций на аутсорсинг, реконструкция и модернизация производства, то есть большинство высвобождений были обусловлены решением задач по повышению производительности труда, снижению производственных издержек и технологической модернизации.
Во всех организациях, заявивших о массовом высвобождении работников, в обязательном порядке проводятся предувольнительные мероприятия (консультирование, подбор вакансий для трудоустройства на других предприятиях, изучение возможности организовать профессиональное обучение высвобожденных работников). В результате совместной работы кадровых служб организаций и органов СЗН доля высвобождаемых работников, нашедших работу с начала 2017 года (в том числе на своем предприятии), составила 46,9% от числа уволенных.
Также необходимо учитывать, что в Пермском крае реализуется ряд крупных инвестиционных проектов, что повлечет перераспределение трудоспособного населения на территории Прикамья и потребует применения различных инструментов привлечения работников.
Популяризация рабочих профессий и инженерного образования является задачей высшего уровня, поставленной Президентом Российской Федерации. Ее выполнение на уровне страны обеспечивают совместно Минпромторг России, Минобразования России и Минэкономразвития России. В Пермском крае в решении данной задачи кроме профильных органов власти активное
участие принимают промышленные предприятия региона, учебные заведения, Торгово-промышленная палата Пермского края и другие общественные организации.
В Пермском крае реализован комплекс механизмов повышения привлекательности и качества политехнического образования. Процесс "вовлечения в профессию" начинается с дошкольного уровня. В крае создана единая образовательная сеть "профессионального лифта", охватывающая учреждения основного и дополнительного образования, предприятия, научные и общественные организации на всех уровнях - от школы до вуза.
Потребность предприятий и организаций края в квалифицированных специалистах удовлетворяется на базе образовательных учреждений среднего и высшего звена. В крае накоплена успешная практика целевой подготовки специалистов для нужд (по заявкам) предприятий по системе дуального образования.
Дуальное обучение (образование) является перспективным направлением в подготовке специалистов для реального сектора экономики с участием промышленных предприятий, ориентированного на международные стандарты качества. В 2014 - 2015 годах в различных территориях Пермского края было создано 19 региональных инновационных площадок на базе профессиональных образовательных организаций, заключено более 7000 трехсторонних соглашений между обучающими организациями, предприятиями и физическими лицами.
Следующей ступенью "лифта" является высшее профессиональное образование. С целью максимальной приближенности практических навыков выпускников к реальным условиям работы после окончания учебы студенты высших учебных заведений проходят практику на площадках предприятий, где часто продолжают работать после завершения обучения. Благодаря такой системе сотрудничества вузов и предприятий практически все выпускники технических специальностей находят работу еще во время учебы, а по ряду специальностей спрос на выпускников превышает предложение вузов.
Тем не менее современная промышленность постоянно обновляет применяемые в производстве технологии, применяет новые материалы и оборудование, управленческие походы. Работники предприятий также должны получать новые знания и навыки работы в новых условиях.
Одним из способов повышения качества профессионального образования и профессионального обучения является создание многофункциональных центров прикладных квалификаций (далее - МЦПК) - инновационных видов образовательных организаций, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров предприятий - социальных партнеров и населения территории с учетом актуальных и перспективных потребностей рынков труда, организацию курсов повышения
квалификации и стажировок на рабочем месте для педагогических кадров, реализующих соответствующие образовательные программы.
Сегодня в Пермском крае функционирует более 14 МЦПК (к 2019 году запланировано создание 20 таких центров), в числе которых МЦПК по подготовке рабочих кадров машиностроительной отрасли на базе краевого государственного автономного профессионального учреждения
"Краснокамский политехнический техникум", МЦПК аэрокосмической промышленности на базе краевого государственного автономного профессионального учреждения "Пермский авиационный техникум им. А.Д. Швецова", МЦПК на базе ГБПОУ "Соликамский горно-химический техникум" и другие. Партнерами МЦПК и потенциальными работодателями для выпускников выступают отраслевые предприятия.
Перспективы развития "профессионального лифта" связаны с выстраиванием горизонтальных и вертикальных взаимосвязей между элементами системы для постоянного сопровождения обучающихся и содействия их профессиональной и творческой самореализации. Отдельным направлением должно стать повышение качества среднего профессионального образования и содействие адаптации выпускников на месте работы.
Жители города Перми принимают участие в международных, российских и региональных конкурсах профессионального мастерства, профессиональные достижения мастеров своего дела стимулируются наградами и премиями, истории успеха продвигаются в СМИ. Пермский край с 2015 года является ассоциированным членом Союза "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "ВорлдСкиллс Россия". В Пермском крае созданы и функционируют региональный координационный центр (на базе отдела профессионального образования ГБУ ДПО "Институт развития образования Пермского края") и более 14 специализированных центров компетенций, которые осуществляют подготовку конкурсантов по 34 компетенциям "ВорлдСкиллс Россия", проводятся региональные отборочные туры конкурса.
Таким образом, экономика Пермского края сегодня и в перспективе является самодостаточной и устойчивой к внешним неблагоприятным факторам, обеспечивая все условия для развития промышленности, для общего движения вперед.
В целом задачу повышения производительности труда и поддержки занятости можно обозначить как комплекс мероприятий, реализуемых по следующим основным направлениям:
снижение производственных издержек и затрат;
увеличение прибыли предприятий;
обеспечение высокого уровня подготовки специалистов и содействие повышению квалификации работников;
совершенствование системы поддержки занятости высвобождаемых работников и повышение сбалансированности рынка труда;
преимущественное создание высокопроизводительных рабочих мест;
повышение престижа рабочих профессий и в целом инженерного образования среди молодежи;
содействие трудоустройству высвобожденных работников;
создание условий для проживания сотрудников и членов их семей на соответствующей территории, включая создание социальной инфраструктуры (детские сады, школы, центры культуры), развитие транспортной сети, ИТ и телекоммуникаций.
Ускоренный рост производительности труда будет обеспечен путем реализации следующего комплекса мероприятий, направленных на снятие существующих барьеров в сферах образования, промышленности, занятости и инновационного развития региона:
1. Содействие повышению производительности труда на предприятиях Пермского края, в том числе:
развитие системы переподготовки и повышения квалификации специалистов предприятий в рамках реализации программ модернизации производства и технического перевооружения, в том числе на базе системы дуального образования;
проведение публичных мероприятий, направленных на продвижение технологий повышения производительности труда, обмен опытом и обсуждение актуальных проблем повышения эффективности производства и поддержки занятости;
организация сотрудничества с государственными корпорациями по вопросам повышения производительности труда, в том числе на основе заключаемых соглашений;
проведение конкурсов профессионального мастерства среди работников предприятий;
реализация кластерной политики, направленной на повышение производительности труда на предприятиях, формирование и развитие инновационной инфраструктуры;
развитие и поддержка рынка научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, опытно-промышленных образцов и технологий, ориентированных на потребности бизнеса;
привлечение бюджетных и внебюджетных финансовых средств в перспективные научно-технологические направления на основе широкого применения механизмов государственно-частного партнерства.
2. Разработка и реализация программ повышения производительности труда на предприятиях Пермского края, способствующих освоению наукоёмких высокоэффективных промышленных технологий на предприятиях, увеличение прибыльности производства за счет технологической модернизации.
3. Разработка и реализация комплекса мероприятий по поддержке занятости, в том числе реализация мер, направленных на опережающее обучение, содействие психологической адаптации и трудоустройству высвобождаемых работников.
4. Организация работы Регионального центра компетенций, в том числе проведение корпоративных семинаров и программ внедрения "бережливого производства", повышения эффективности производства.
Достижение целей будет осуществляться через систему мероприятий, основными из которых являются:
разработка плана первоочередных мероприятий по повышению производительности труда в отраслях с наиболее низкими показателями;
отбор и организация взаимодействия на основе соглашений с предприятиями, реализующими программы повышения производительности труда и поддержки занятости в приоритетных отраслях;
организация обучения по вопросам реализации программ повышения производительности труда;
обеспечение реализации мероприятий региональной программы, корпоративных программ повышения производительности труда.
В перечень приоритетных отраслей, исходя из анализа уровня производительности труда в отраслях экономики Пермского края (приложение 1 к настоящей программе), потенциала повышения производительности труда и наличия предприятий, заинтересованных в реализации программы (приложение 2 к настоящей программе), вошли следующие отрасли: "Производство бумаги и бумажных изделий", "Производство химических веществ и химических продуктов", "Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки", "Производство резиновых и пластмассовых изделий", "Производство металлургическое", "Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования", "Производство прочих транспортных средств и оборудования", "Производство электрического оборудования", "Производство компьютеров, электронных и оптических изделий", "Производство прочих готовых изделий", "Производство лекарственных средств", "Производство одежды", "Производство пищевых продуктов".
Суммарная доля отраслей, включенных в программу, составляет 51,2% от общего объема ВРП.
Наибольший потенциал к повышению производительности труда по сравнению со средним по региону показателем имеют фармацевтический и лесоперерабатывающий сектор, по сравнению со странами организации
экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) -фармацевтический сектор и металлургический комплекс.
Мероприятия охватывают все приоритетные отрасли, определенные в рамках региональной программы по повышению производительности труда и поддержке занятости.
Ожидаемые результаты программы |
Запуск и реализация программ повышения производительности труда и поддержки занятости на предприятиях, осуществляющих деятельность - на территории Пермского края (количество участников программы -не менее 40 к 2020 году), с достижением: 1. целевых значений по приросту производительности труда на предприятиях - участниках программы на 5% и 10% по результатам первого и второго года участия в программе с перспективой повышения до 30% по результатам реализации программы, по сравнению с базовым уровнем; 2. целевых значений по доле трудоустроенных работников с уровнем заработной платы не ниже предыдущего среди участвующих в мероприятиях по повышению эффективности занятости, в том числе обратившихся в службу занятости, с 78% по результатам первого года реализации программы, 80% по результатам второго года реализации программы с перспективой повышения до 90% по результатам реализации программы; 3. целевых значений по количеству работников, нуждающихся в профессииональном обучении в рамках реализации мероприятий приоритетной программы и прошедших опережающее обучение по результатам реализации программы, - не менее 340 чел. (при условии предоставления федерального софинансирования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации") |
II. Целевые показатели программы
Целевые показатели программы и их значения |
Показатель |
Тип показателя (основной, аналитический) |
Базовое значение* |
Период |
||||
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2025 г. |
||||
Прирост производительности труда на 10 предприятиях - участниках региональной программы, процент к базовому году |
основной |
0 |
- |
5 |
10 |
15 |
30 |
|
Доля трудоустроенных работников с уровнем заработной платы не ниже предыдущего среди участвующих в мероприятиях по повышению эффективности занятости, обратившихся в службу занятости, процент |
основной |
0 |
0 |
78 |
80 |
85 |
90 |
|
Количество предприятий, реализующих программы повышения производительности труда в рамках региональных программ (но не финансируемых из бюджета приоритетной программы), шт., нарастающим итогом |
аналитический |
0 |
0 |
0 |
20 |
40 |
60 |
|
Прирост производительности труда в Пермском крае по сравнению с базовым годом, % |
аналитический |
0 |
0 |
1,5 |
3,5 |
5,5 |
15,0 |
__________________
* Базовое значение показателя на отчетную дату.
III. Календарный план реализации программы
IV. Источники финансирования мероприятий программы
Финансирование мероприятий программы осуществляется из средств бюджета Пермского края в рамках реализации государственной программы Пермского края "Экономическая политика и инновационное развитие" (утверждена постановлением Правительства Пермского края от 03 октября 2013 г. N 1325-п, в редакции постановления Правительства Пермского края от 28 сентября 2017 г. N 811-п), государственной программы Пермского края "Образование и молодежная политика" (утверждена постановлением Правительства Пермского края от 03 октября 2013 г. N 1318-п, в редакции постановления Правительства Пермского края от 28 сентября 2017 г. N 806-п).
Источники финансирования |
Год реализации |
Всего |
Госпрограмма Пермского края |
Мероприятие |
||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021-2025 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Содействие повышению производительности труда в Пермском крае, тыс. руб., в том числе: |
0,00 |
26525,00 |
26525,00 |
24655,00 |
0,00 |
77705,00 |
|
|
бюджет Пермского края, в том числе: |
0,00 |
26525,00 |
26525,00 |
24655,00 |
0,00 |
77705,00 |
|
|
1.3. Реализация региональных мер поддержки и консультирование малых и средних предприятий по вопросам повышения производительности труда путем реализации экспортного потенциала, стимулирования инновационных проектов, содействия производственной кооперации |
0 |
6600,00 |
6600,00 |
4730,00 |
0,00 |
17930,00 |
Экономическая политика и инновационное развитие |
2.1.1.2. Создание условий для повышения производительности труда на малых и средних предприятиях |
1.5. Реализация конкурсных и соревновательных практик |
0 |
8195,00 |
8195,00 |
8195,00 |
0,00 |
24585,00 |
Образование и молодежная политика |
2.1. Предоставление профессионального образования по образовательным программам профессионального образования и профессионального обучения в профессиональных образовательных |
1.6. Организация подготовки рабочих кадров по заявкам предприятий на базе учреждений среднего профессионального образования и многофункциональных центров прикладных квалификаций |
0 |
10730,00 |
10730,00 |
10730,00 |
0,00 |
32190,00 |
Образование и молодежная политика |
2.1. Предоставление профессионального образования по образовательным программам профессионального образования и профессионального обучения в профессиональных образовательных организациях |
1.7. Тиражирование лучших практик, популяризация инструментов ППТ, обсуждение актуальных проблем повышения эффективности производства и поддержки занятости на площадках публичных мероприятий |
0 |
1000,00 |
1000,00 |
1000,00 |
0,00 |
3000,00 |
Экономическая политика и инновационное развитие |
1.1.4. Проведение информационных мероприятий в сфере промышленности |
внебюджетные источники |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
|
2. Разработка и реализация мероприятий по поддержке занятости, тыс. руб., в том числе: |
0,00 |
29999,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
29999,00 |
|
|
федеральный бюджет |
0,00 |
21899,27 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
21899,27 |
|
|
бюджет Пермского края, в том числе: |
0,00 |
8099,73* |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
8099,73 |
|
|
2.5. Мероприятия по опережающему обучению, повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников предприятий - участников программы, находящихся под риском высвобождения и (или) высвобожденных в связи с реализацией мероприятий по повышению производительности труда, в целях повышения конкурентоспособности для трудоустройства на модернизированные рабочие места |
0,00 |
8099,73* |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
8099,73 |
Экономическая политика и инновационное развитие |
4.1.1. Реализация мероприятий активной политики занятости населения |
внебюджетные источники |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
|
3. Реализация программ повышения производительности труда на предприятиях - участниках программы, тыс. руб., в том числе: |
0,00 |
1770400,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1770400,00 |
|
|
бюджет Пермского края |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
|
внебюджетные источники |
0,00 |
1770400,00** |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1770400,00 |
|
|
4. Организация деятельности регионального центра компетенций по повышению производительности труда, тыс. руб., в том числе: |
7400,00 |
21836,30 |
22866,30 |
23946,30 |
0,00 |
76048,90 |
|
|
бюджет Пермского края |
6800,00 |
18896,30 |
18896,30 |
18896,30 |
0,00 |
63488,90 |
Экономическая политика и инновационное развитие |
1.1.2. Субсидии унитарной некоммерческой организации - фонду "Региональный центр инжиниринга" на решение технологических и инженерных задач промышленности |
внебюджетные источники |
600,00 |
2 940,00 |
3 970,00 |
5 050,00 |
0,00 |
12 560,00 |
|
|
Итого, тыс. руб. |
7400,00 |
1848760,30 |
49391,30 |
48601,30 |
0,00 |
1954152,90 |
|
|
______
* При условии предоставления федерального софинансирования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
** Предварительная оценка расходов предприятий на мероприятие, при условии предоставления предприятиям льготных займов Фонда развития промышленности на реализацию корпоративных программ повышения производительности труда.
Приложение 1
к Приоритетной программе
"Повышение производительности труда
и поддержка занятости в Пермском крае"
на 2017 - 2025 годы
Анализ
производительности труда в отраслях промышленности по Пермскому краю за 2016 год
Класс ОКВЭД |
Наименование вида деятельности (допустимо использование соответствующих кодов ОКВЭД 2007) |
Выручка на 1 работника в среднем по странам ОЭСР, тыс. руб. на чел. в год (оценка) |
Выручка предприятий по виду деятельности за 2016 год, млн. руб. (без СМП) |
Добавленная стоимость предприятий по виду деятельности за 2016 год, млн. руб. |
Доля отраслевого сектора в ВРП региона, % |
Среднесписочная численность работников предприятий за 2016 год, чел. |
Доля отраслевого сектора в занятости в регионе, % |
Выручка на 1 работника в среднем по региону, тыс. руб. на чел в год |
Разрыв со средним уровнем производительности по странами ОЭСР, % |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||||||||||
10 |
Производство пищевых продуктов |
5 951 |
42 874 |
55 277 |
5,3 |
14 913,0 |
1,9 |
2 875 |
-51,7 |
||||||||||
13 |
Производство текстильных изделий |
2 407 |
4 971 |
5 420 |
0,5 |
2 118,0 |
0,3 |
2 347 |
-2,5 |
||||||||||
14 |
Производство одежды |
2 407 |
2 863 |
1802 |
0,2 |
2 947,0 |
0,4 |
971 |
-59,6 |
||||||||||
16 |
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения |
3 390 |
10 477 |
11936 |
1,1 |
6 778,0 |
0,9 |
1546 |
-54,4 |
||||||||||
17 |
Производство бумаги и бумажных изделий |
7 106 |
19 298 |
25 938 |
2,5 |
6 642,0 |
0,8 |
2 905 |
-59,1 |
||||||||||
18 |
Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации |
9 238 |
276 |
10 962 |
1,0 |
3 357,0 |
0,4 |
82 |
-99,1 |
||||||||||
19 |
Производство кокса и нефтепродуктов |
12 525 |
244 012 |
251 161 |
24,0 |
4 471,0 |
0,6 |
54 577 |
335,8 |
||||||||||
20 |
Производство химических веществ и химических продуктов |
11928 |
214 065 |
234 965 |
22,4 |
29 681,0 |
3,8 |
7212 |
-39,5 |
||||||||||
21 |
Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях |
10519 |
727 |
3 392 |
0,3 |
1 186,0 |
0,2 |
613 |
-94,2 |
||||||||||
22 |
Производство резиновых и пластмассовых изделий |
4 898 |
4 996 |
9 789 |
0,9 |
4 069,0 |
0,5 |
1228 |
-74,9 |
||||||||||
23 |
Производство прочей неметаллической минеральной продукции |
4 033 |
13 376 |
18 128 |
1,7 |
8 907,0 |
1,1 |
1502 |
-62,8 |
||||||||||
24 |
Производство металлургическое |
11016 |
25 443 |
30415 |
2,9 |
12 167,0 |
1,5 |
2 091 |
-81,0 |
||||||||||
25 |
Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования |
3 805 |
5 863 |
23 249 |
2,2 |
12 297,0 |
1,6 |
477 |
-87,5 |
||||||||||
26 |
Производство компьютеров, электронных и оптических изделий |
7 324 |
36 410 |
3 378 |
0,3 |
9 108,0 |
1,2 |
3 998 |
-45,4 |
||||||||||
27 |
Производство электрического оборудования |
4 157 |
1770 |
40 682 |
3,9 |
1031,0 |
0,1 |
1717 |
-58,7 |
||||||||||
28 |
Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки |
8 969 |
62 033 |
51267 |
4,9 |
25 674,0 |
3,3 |
2416 |
-73,1 |
||||||||||
29 |
Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов |
8 880 |
6 052 |
5 886 |
0,6 |
1 764,0 |
0,2 |
3 431 |
-61,4 |
||||||||||
30 |
Производство прочих транспортных средств и оборудования |
6 450 |
43 986 |
45 515 |
4,3 |
22 869,0 |
2,9 |
1923 |
-70,2 |
||||||||||
31 |
Производство мебели |
6 102 |
337 |
868 |
0,1 |
871,0 |
од |
387 |
-93,7 |
||||||||||
32 |
Производство прочих готовых изделий |
10616 |
9219 |
11712 |
1,1 |
5 959,0 |
0,8 |
1547 |
-85,4 |
Приложение 2
к Приоритетной программе
"Повышение производительности труда
и поддержка занятости в Пермском крае"
на 2017 - 2025 годы
Перечень
предприятий - участников региональной программы
N |
Наименование предприятия |
Класс ОКБ эд |
Выручка на 1 работника, тыс. руб. в год |
Разрыв по уровню производительности со странами ОЭСР, %, оценка |
Преимущества предприятия |
Барьеры (направления) повышения производительности труда |
Основные проекты, продукция |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||
1 |
ООО "Инкаб" |
27 |
9 112 |
+119,2 |
Применяет современное оборудование, передовые технологии производства |
Высокая стоимость нового высокопроизводительного оборудования, повышение квалификации персонала |
Головное предприятие территориального инновационного кластера "Фотоника", оптический кабель |
|||
2 |
АО "Пермский мукомольный завод" |
10 |
8 643 |
+45,2 |
Осуществляет контроль качества сырья и готовой продукции (Система менеджмента качества вырабатываемой продукции ИСО 10013-95, Программа производственного контроля ХАСПП); стабильное производство продукции, достаточной для обеспечения потребностей Пермского края |
Нехватка высококвалифицированных молодых специалистов, изношенность оборудования, низкий процент автоматизации производства |
Производство муки из зерновых культур |
|||
3 |
ООО "Уралбумага" |
17 |
9 752 |
+37,2 |
Осуществляет производство продукции высокого передела. применяет современные технологии |
Сложность привлечения финансовых ресурсов на реализацию инвестиционных проектов, направленных на повышение производительности труда, повышение квалификации специалистов |
Производство бумаги и картона |
|||
4 |
О00 "СВЕЗА Уральский" |
16 |
4 156 |
+22,6 |
Осуществляет ежегодный выпуск фанеры свыше 200 тыс.мЗ, имеет широкий рынок сбыта, современное производственное оборудование |
Повышение спроса на древесностружечные плиты, привлечение инвестиционных ресурсов, оптимизация логистических цепочек |
Деревообработка, производство фанеры |
|||
5 |
ПАО "Метафракс" |
20 |
9918 |
-16,9 |
Обладает высококвалифицированным персоналом, применяет современное оборудование, реализует масштабную инвестиционную программу (открытие проекта строительства химического комплекса "Аммиак-карбамид-мел амин" на основе технологий компании Casale, Швейцария |
Неблагоприятная рыночная конъюнктура, существенное снижение цен на метанол на мировом рынке |
Проект "Строительство химического комплекса по производству аммиака, карбамида и меламина" с общим объемом инвестиций порядка 55 млрд. руб. |
|||
6 |
АО "Сорбент" |
14 |
1841 |
-23,5 |
Российский лидер в производстве активированных углей, средств защиты органов дыхания, коагулянтов; высококвалифицированный персонал; уникальное оборудование |
Наращивание инвестиционных ресурсов, автоматизация производственных процессов, расширение рынков сбыта, снижение издержек |
Активированный уголь, средства индивидуальной защиты |
|||
7 |
АО "Сибур-Химпром" |
20 |
7 055 |
-36,0 |
Осуществило успешный запуск в промышленную эксплуатацию установки по нейтрализации и очистке сточных вод, запустило строительство производства диоктилтерефталата, строительство биологических очистных сооружений |
Повышение квалификации персонала путем информирования о новых трендах и тенденциях в нефтехимической отрасли, обучения новым технологиям; модернизация крупных установок и оборудования; перепрофилирование и трудоустройство узких специалистов, высвобожденных в результате автоматизации производственных процессов |
Заключен специальный инвестиционный контракт с Пермским краем по проекту "Создание нового производства диоктилтерефталата (ДОТФ) мощностью 100 тыс. т/год, объем инвестиций около 7 млрд. руб. |
|||
8 |
ЗАО "Лысьвенский металлургический завод" |
24 |
6 776 |
-38,5 |
Производит импортозамещающую продукцию, установлено высокотехнологичное оборудование (новый агрегат для производства проката с полимерным и цветным декоративным покрытием по технологии PRINT), проводит модернизацию действующих агрегатов оцинкования и полимерных покрытий |
Оптимизация маркетинга, расширение рынков сбыта, привлечение инвестиционных ресурсов |
Заключен специальный инвестиционный контракт с Пермским краем по проекту создания листопрокатного комплекса общей стоимостью в 22 млрд. руб., проект включен в Стратегию развития черной металлургии России до 2030 года. принятую Минпромторгом России |
|||
9 |
АО "Редуктор-ПМ" |
30 |
3 363 |
-47,9 |
Обладает развитой производственной базой, реализует практики внедрения бережливого производства |
Высокая стоимость нового высокопроизводительного оборудования, необходимого для модернизации, применение новейших технологий на производстве, повышение квалификации кадров |
Дочерняя компания ОАО "Вертолеты России", осуществляет серийное производство, обслуживание и ремонт редукторов и трансмиссий для вертолетов марок "Ми" и "Ансат". Продукция применяется на вертолетах Ми-8/17, Ми-26, Ми-28Н, Ми-38, "Ансат", а также в авиадвигателестроении, энергетике и газоперекачке |
|||
10 |
АО "ОДК-Пермские моторы" |
30 |
2 752 |
-57,3 |
1. Наличие стратегии развития - реализация проектов реконструкции и техперевооружения в рамках единой стратегии трансформации АО "ОДК". 2. Реализация мероприятий по повышению производительности и автоматизации процессов в 2018 - 2020 годах (автоматизированная линия обработки валов, автоматизированная финишная обработка лопаток, внедрение быстрозажимной оснастки, внедрение системы мониторинга работы оборудования Omative, внедрение прогрессивных методов товарной и фрезерной обработки, цифровое моделирование производства в среде Siemens Plant Simulation). Внедрены и постоянно совершенствуются методы LEAN производства - реализуются мероприятия по исключению непроизводственных потерь, сокращению циклов производства |
1. Отсутствие подтвержденного долгосрочного прогноза потребности рынка в продукции предприятия. 2. Недостаточная поддержка государства по развитию авиастроительной отрасли, отсутствие государственного финансирования в части развития гражданской авиации, реконструкции и технического перевооружения предприятий. 3. Низкая серийность производства (малая партионность обработки, трудоемкие переналадки, малая доля оборудования с ЧПУ, малая доля автоматизированных процессов). 4. Морально и физически устаревший парк технологического оборудования |
Производство турбореактивных и турбовинтовых двигателей и их частей |
|||
11 |
О00 "Пермская химическая компания" |
20 |
4 359 |
-63,5 |
Обладает высоким уровнем компетенции в создании химических продуктов; наличие в портфеле продукции уникальной экспортноориентированной продукции |
Модернизация оборудования, оптимизация логистических и производственных процессов, расширение рынков сбыта |
Химическая продукция для микроэлектроники, для фармацевтики, добавки для резин и пластмасс |
|||
12 |
Филиал АО "Газпром бытовые системы" |
29 |
905 |
-65,5 |
Современное предприятие с производительным оборудованием |
Низкий спрос на продукцию отечественного производства, нехватка квалифицированных специалистов, низкое качество покупных материалов и изделий |
Производство бытовых газовых плит и комплектующих изделий для газовой аппаратуры АО "Газпром бытовые системы" |
|||
13 |
ПАО "Пермская научно-производственная приборостроительная компания" |
26 |
1889 |
-74,2 |
Внедряет передовые методы организации и управления производством (QRM, 5С, SAP/R3), применяет новейшее оборудование и новые технологии |
Длительный цикл изготовления - апробации новой продукции; стандарты качества продукции, повышение квалификации персонала |
Является головным предприятием территориального инновационного кластера "Фотоника", электрооборудование |
|||
14 |
ПАО "Протон-ПМ" |
30 |
1586 |
-75,4 |
Активно внедряет технологии бережливого производства |
Необходима модернизация производства, обучение персонала для перевода на новые производства, содействие трудоустройству высвобождаемого персонала |
Является головным предприятием территориального инновационного кластера "Технополис "Новый Звездный", заключен специальный инвестиционный контракт с Пермским краем по проекту реконструкции и технического перевооружения производства для серийного изготовления агрегатов двигателя РД-191 нового семейства российских ракет-носителей "Ангара" |
|||
15 |
ПАО "Научно-производственное объединение "Искра" |
28 |
1884 |
-79,0 |
Обладает большим опыт внедрения технологий бережливого производства, развитой научно-конструкторской школой, имеет собственные перспективные разработки |
Длительный цикл изготовления - апробации новой продукции; сотрудничество с крупнейшими корпорациями ТЭК |
Является головным предприятием кластера "Композиты Прикамья", основные виды продукции: ракетные двигатели на твердом топливе, сопловые блоки, ракетные системы. изделия из композиционных материалов, газоперекачивающие агрегаты, газотурбинные электростанции и центробежные компрессоры, продукция общетехнического назначения |
|||
16 |
АО "ОДК-Стар" |
30 |
1293 |
-79,9 |
Обладает значительным конструкторским и производственным потенциалом, реализует политику качества, на предприятии трудится высококвалифицированный персонал, применяется современное оборудование |
Высокое энергопотребление на производстве, недостаток инвестиционных средств |
Производство турбореактивных и турбовинтовых двигателей и их частей |
|||
17 |
ОАО "Суксунский оптико-механический завод" |
32 |
2 126 |
-80,0 |
Обеспечивает обновление производственных мощностей, производственных площадей, запуск новых производственных участков, производство импортозамещающей продукции |
Высокая конкуренция на рынке, подготовка высококвалифицированных кадров инженерных специальностей для нужд предприятия |
Производство средств индивидуальной защиты |
|||
18 |
ООО "Сода-Хлорат" |
24 |
1881 |
-84,2 |
Единственный завод в России, который включен в перечень предприятий, реализующих программу импортозамещения по производству калийной щелочи. На предприятии освоен принципиально новый способ получения особо чистой продукции калия едкого жидкого и чешуированного (твердого), а также соляной кислоты синтетической |
Оптимизация энергозатрат, автотранспортного сообщения с промышленной площадкой завода. снижение рисков низкой пропускной способности ж/д станции "Заячья горка" |
Заключен специальный инвестиционный контракт с Пермским краем по проекту "Создание производства хлора и кали едкого чешуированного методом мембранного электролиза" |
|||
19 |
ООО "Навигатор - Новое машиностроение"* |
25 |
2 990 |
-21,4 |
Имеет опыт в освоении ряда сложных технологических процессов (лазерная резка, роботизированная сварка, высокоточная гибка с ЧПУ, токарно-фрезерная обработка с ЧПУ), наличие квалифицированных кадров |
Недоступность инвестиционных и кредитных ресурсов, нехватка высококвалифицированных кадров |
Является головным предприятием кластера сельскохозяйственного машиностроения, производится кормозаготовительное, почвообрабатывающее, коммунальное оборудование |
|||
20 |
ООО "Краснокамский ремонтно-механический завод"*
|
25 |
1548 |
-59,3 |
Выпускает конкурентоспособную продукцию, применяет современное оборудование и технологии |
Ограниченные возможности финансирования инвестиционных проектов, оборотного капитала, повышение квалификации специалистов, сбыт продукции на экспорт |
Является головным предприятием кластера сельскохозяйственного машиностроения, производимая продукция: сельскохозяйственная техника, складское оборудование, навесное оборудование для тракторов, автоприцепы для а/м "Экспедиция", складское оборудование, контейнеры |
|||
21 |
ОАО "Краснокамский завод металлических сеток"*
|
22 |
1634 |
-66,6 |
Применяет высокотехнологичное оборудование, работает высококвалифицированный персонал; сертифицированная система менеджмента качества |
Неравномерность загрузки оборудования и персонала, наличие ручного труда, текучесть кадров |
Производство промышленных сеток |
|||
22 |
АО "Медисорб"*
|
21 |
3 107 |
-70,5 |
Выпускает широкий номенклатурный ряд продукции высокого качества, на предприятии полная загруженность производственных мощностей; высококвалифицированный персонал |
Необходимость модернизации и развития базы оборудования, высокая конкуренция, высокая стоимость затрат на фармацевтические разработки готовых лекарственных препаратов |
Является головным предприятием фармацевтического промышленного кластера, фармацевтическая продукция |
|||
23 |
СЮО "ЗНГААнодъ"*
|
27 |
1190 |
-71,4 |
Более 50 патентов и более 10 зарегистрированных товарных знаков. Постоянно разрабатываются новые материалы, прорабатываются новые рынки, отличные от рынков ТЭК. Активно внедряется своя производственная система на принципах Кайдзен и "бережливого производства" |
Снижение темпов разработки и строительства в нефтегазовой отрасли |
Комплектация и внедрение оборудования для автоматизации технологических процессов и энергосбережения |
|||
24 |
ООО "Краснокамская фабрика деревянной игрушки"*
|
32 |
804 |
-92,4 |
Имеет высокий уровень компетенции в применении мировых технологий в области производства деревянной игрушки, применяет передовые производственные технологии |
Обучение персонала, расширение рынков сбыта. Оптимизация логистических цепочек, применение принципов "бережливого производства" |
Продукция из дерева для детей |
|||
25 |
О00 "Инверсия-Сенсор"*
|
72 |
3 067 |
|
Участвует и проводит в НИОКР, разрабатывает и реализует инновационную продукцию, имеет широкий территориальный охват, имеет собственное производство; обеспечивает импортозамещение; проводит целевое обучение специалистов |
Кадровый дефицит в отрасли;слабая информированность потребителей о применяемых технологиях, в том числе инновационных |
Основная продукция: точечные волоконно-оптические датчики, анализаторы сигналов, мультиплексоры, распределенные датчики температуры |
_____
* Выручка за 2016 год составила менее 800 млн. руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Пермского края от 13 декабря 2017 г. N 324-рп "Об утверждении приоритетной программы "Повышение производительности труда и поддержка занятости в Пермском крае" на 2017 - 2025 годы"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 23 апреля 2018 г.
Текст распоряжения опубликован в Бюллетен законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" от 23 апреля 2018 г. N 16
Распоряжением Правительства Пермского края от 11 апреля 2019 г. N 84-рп настоящее распоряжение признано утратившим силу с 15 апреля 2019 г.
Действие названного распоряжения распространяется на правоотношения, возникшие с 8 февраля 2019 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Пермского края от 12 октября 2018 г. N 247-рп
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного распоряжения
Распоряжение Правительства Пермского края от 27 апреля 2018 г. N 84-рп
Изменения вступают в силу с 27 апреля 2018 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г.