Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Агентства по занятости населения
Пермского края
от 13 февраля 2013 г. N СЭД-40-01-07-32
Ведомственная целевая программа
"Содействие занятости населения Пермского края на 2012-2014 годы"
Паспорт программы
1. Наименование Программы |
Ведомственная целевая программа "Содействие занятости населения Пермского края на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа) |
2. Основание для разработки Программы |
Ст. 7.1-1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 (в редакции от 30.11.2011 N 361-ФЗ) |
3. Исполнительный орган государственной власти (далее - ИОГВ) Пермского края, утвердивший Программу, наименование и номер соответствующего нормативного акта |
Агентство по занятости населения Пермского края (далее - Агентство), приказ Агентства от 02.05.2012 г. N СЭД-40-01-07-108, приказ Агентства от 13.02.2013 г. N СЭД-40-01-07-32 |
4. Основной разработчик Программы - главный распорядитель бюджетных средств |
Агентство |
5. Участники Программы |
Агентство, государственные казенные учреждения - Центры занятости населения Пермского края (далее - ГКУ ЦЗН), органы местного самоуправления (далее - ОМС), органы образования края, образовательные учреждения края, Управление Федеральной миграционной службы (далее - УФМС) по Пермскому краю, исполнительные органы государственной власти (далее - ИОГВ) края и хозяйствующие субъекты, привлекаемые к реализации мероприятий в соответствии с действующим законодательством |
6. Цели и задачи Программы |
Цель: содействие реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Задачи: совершенствование организационных форм содействия занятости населения; развитие качества рабочей силы, совершенствование системы профессионального обучения и профессиональной переподготовки кадров; регулирование трудовой миграции на территории края; оказание социальной поддержки безработным гражданам; повышение качества и доступности государственных услуг в сфере содействия занятости населения, предоставляемых службой занятости населения в соответствии с административными регламентами Федеральной службы по труду и занятости, в том числе путем предоставления услуг в электронном виде |
7. Сроки реализации Программы |
2012 - 2014 гг. |
8. Основные мероприятия Программы |
Оказание содействия в трудоустройстве; организация оплачиваемых общественных работ; организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан; организация профессионального обучения безработных граждан; организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; организация профессионального обучения незанятых граждан, которым назначена трудовая пенсия по старости; профессиональная ориентация; социальная адаптация безработных граждан; организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; информирование населения и работодателей о положении на рынке труда; организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в т.ч. многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости; содействие самозанятости безработных граждан; социальная поддержка безработных граждан |
9. Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы в 2012 - 2014 гг. составит 4197508,1 тыс. руб., в том числе за счет субвенций федерального бюджета - 3601090,6 тыс. руб. 2012 г. - 1355677,7 тыс. руб., в том числе за счет субвенций федерального бюджета - 1165588,1 тыс. руб.; 2013 г. - 1392393,1 тыс. руб., в том числе за счет субвенций федерального бюджета - 1193383,4 тыс. руб.; 2014 г. - 1449437,3 тыс. руб., в том числе за счет субвенций федерального бюджета - 1242119,1 тыс. руб. Общий объем финансирования мероприятий активной политики занятости в монопрофильных поселениях края (г. Красновишерск, г. Нытва, п. Теплая Гора), в которых уровень зарегистрированной безработицы превышает среднероссийский более чем в 2 раза, составит в 2012 - 2014 гг. - 30746.4 тыс. руб. 2012 г. - 9575.8 тыс. руб.; 2013 г. - 10336.9 тыс. руб.; 2014 г. - 10833.7 тыс. руб. Участие ОМС, работодателей и других субъектов рынка труда в финансировании мероприятий Программы осуществляется в рамках договоров о совместной деятельности Объемы и источники финансирования могут корректироваться при изменении условий нормативной правовой базы и порядка финансирования мероприятий Программы, а также при внесении изменений в законы о бюджете (федеральный и краевой) на 2013 г. и 2014 г. |
10. Индикаторы цели Программы |
Удержание уровня регистрируемой безработицы в пределах: 2012 г. - 1,8% к экономически активному населению (далее - ЭАН); 2013 г. - 1,7%; 2014 г. - 1,7%; снижение коэффициента напряженности на рынке труда до 1,3 незанятых граждан на одну вакансию |
11. Ожидаемые результаты реализации Программы |
Реализация основных мероприятий Программы обеспечит ежегодно: содействие в трудоустройстве 70-80 тыс. чел.; организацию оплачиваемых общественных работ для 4,5 - 4,9 тыс. чел.; временное трудоустройство 13,7 - 14,4 тыс. несовершеннолетних граждан; содействие самозанятости 1,2 - 1,4 тыс. безработных граждан; организацию временного трудоустройства 1,4 тыс. безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы; организацию временного трудоустройства 0,2 тыс. безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; охват услугами по социальной адаптации 4,5 - 5,0 тыс. чел.; содействие 58 безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости; направление на профессиональное обучение 6,9 - 7,7 тыс. безработных граждан; направление на профессиональное обучение 0,2 - 0,5 тыс. женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; организация профессионального обучения 100 незанятых граждан, которым назначена трудовая пенсия по старости; охват услугами по профессиональной ориентации 50,0 - 56,0 тыс. чел. |
Нумерация пунктов таблицы приводится в соответствии с источником
13. Органы, осуществляющие контроль реализации Программы |
Агентство |
Введение
Программа направлена на реализацию прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы, а также создание благоприятных условий для обеспечения занятости населения и социальной поддержки безработных граждан.
Программа обеспечивает преемственность ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Пермского края на 2009 - 2011 годы".
Основные положения Программы определены исходя из Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", стратегии социально-экономического развития Пермского края до 2026 г., прогноза социально-экономического развития Пермского края на 2012 г. и на период до 2014 г., Закона Пермского края от 20.12.2012 N 140-ПК "О Программе социально-экономического развития Пермского края на 2012 - 2016 годы", закона Пермского края о бюджете Пермского края на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг. от 19.12.2012 N 139-ПК и федерального закона о федеральном бюджете на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг. от 03.12.2012 N 216-ФЗ.
В качестве основных принципов планирования расходов на реализацию мероприятий Программы являются обеспечение необходимого уровня качества и доступности предоставляемых государственных услуг и ориентация на решение наиболее актуальных проблем в сфере содействия занятости населения.
1. Анализ текущей ситуации на рынке труда Пермского края
1.1. Социально-экономическая ситуация
1.1.1. Общая динамика экономического развития
Динамика экономического Пермского края в 2011 г. характеризуется продолжением начавшихся в 2010 г. восстановительных процессов в экономике (кроме строительства) (табл. 1).
Таблица 1
Динамика основных показателей экономического развития Пермского края
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Индекс физического объема валового регионального продукта, % к предыдущему году |
91,6 |
105,1 |
106,6 |
Индекс промышленного производства, % к предыдущему году |
85,5 |
117,8 |
108,9 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства, % к предыдущему году |
103,2 |
89,3 |
123.4 |
Индекс производства в строительстве, % к предыдущему году |
101,9 |
99,2 |
99.3 |
Индексы производства по промышленным видам деятельности составили в январе - декабре 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года:
на предприятиях добывающих производств - 103,7%;
на предприятиях обрабатывающих производств - 111,1%;
на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 101,7%.
Сохраняются признаки воздействия кризиса в строительстве. Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", по полному кругу организаций, за январь - декабрь 2011 г. составил 99,3% к январю - декабрю 2010 г. (в сопоставимой оценке).
По оперативным данным в 2011 г. объем продукции аграрного сектора составил 123,4% к уровню предыдущего года и по расчетным данным 114,1% к уровню 2009 г.
Объем работ и услуг, выполненных организациями, не являющимися субъектами малого предпринимательства, составил в январе - декабре 2011 г. к январю - декабрю 2010 г. (в фактических ценах):
на транспорте - 101,0%;
в связи - 109,9%;
в общественном питании - 101,5%;
в оптовой торговле - 106,1%;
в розничной торговле - 105,8%.
Таким образом, в большинстве секторов экономики Пермского края укрепляется тенденция восстановительного роста, что должно создавать условия для увеличения спроса на рабочую силу. Вместе с тем опережающий рост цен по сравнению с ростом реальной заработной платы продолжает стимулировать приток ищущих работу граждан в органы службы занятости населения.
1.1.2. Высвобождение работающих из экономики
Динамика численности высвобождаемых из экономики края в 2011 г. остается неустойчивой, хотя по сравнению с предыдущим годом преобладающей является тенденция к сокращению.
В течение января - сентября 2011 г. уведомления о планируемом увольнении получили 19,8 тыс. работников, что составило 6,5% от среднесписочной численности работников предприятий, предъявивших сведения о планируемом увольнении (табл. 2).
Таблица 2
Сведения
по высвобождениям работников из экономики Пермского края, заявленным в 2010 - 2011 гг.
Период |
Количество предприятий, ед. |
Численность работников, получивших уведомления об увольнении, чел. |
Было уволено, чел. |
Обратились в службу занятости, чел. |
Получили статус безработного, чел. |
2010 г. |
1221 |
17891 |
15269 |
5590 |
3773 |
2011 г. |
1435 |
19796 |
17805 |
4668 |
2840 |
1.1.3. Демографическое развитие
Определяющим фактором демографического развития Пермского края является снижение численности населения вследствие естественной и миграционной убыли.
По итогам 2011 г. естественная убыль населения составила 1,8 тыс. чел. По сравнению с 2010 г. этот показатель существенно снизился, чему способствовало снижение числа умерших на 4,4%. В 2011 г. наблюдалось превышение числа выбывших над числом прибывших. Миграционный отток составил 0,8 тыс. чел., снизившись по сравнению с 2010 г. в 1,6 раза (табл. 3).
Таблица 3
Динамика численности постоянного населения
Показатели |
2009 г. (отчет) |
2010 г. (отчет) |
2011 г. (оценка) |
Численность постоянного населения (среднегодовая), тыс. чел. |
2674,7 |
2637,6 |
2631,1 |
% к предыдущему году |
99,7 |
97,5 |
99,7 |
Коэффициент естественного прироста населения (на 1000 человек населения) |
-1,7 |
-1,2 |
-0,5 |
Коэффициент миграционного прироста (на 10000 человек населения) |
-10,0 |
-14,5 |
-14,5 |
1.2. Ситуация в сфере занятости населения
1.2.1. Экономическая активность, занятость и безработица
Характер рынка труда и структура занятости во многом определяются общим состоянием экономики. Улучшение состояния экономики Пермского края в 2010 - 2011 гг. способствовали изменению вектора в динамике и тенденций в сфере занятости.
Численность ЭАН в IV квартале 2011 г. составила 1453,5 тыс. чел., из них 1357,2 тыс. чел. или 93,4% были заняты в экономике. Не имели занятия, но активно его искали 96,3 тыс. чел. (6,6% к ЭАН). В соответствии с методологией Международной Организацией Труда (далее - МОТ) они классифицируются как безработные. Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) в крае в IV квартале 2011 г. выше среднероссийского (6,3%) и среднего по Приволжскому федеральному округу (6,0%) уровней.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года численность занятых увеличилась на 2,9%, а численность безработных (по методологии МОТ) увеличилась на 8,0%. Уровень безработицы (по методологии МОТ) в IV квартале 2011 г. вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,4 пункта (табл. 4).
Таблица 4
Динамика численности ЭАН в возрасте 15-72 года
Период |
ЭАН, тыс. чел. |
В том числе: |
Уровень безработицы, % |
|
Занятые, тыс. чел. |
Безработные, тыс. чел. |
|||
I квартал 2010 г. |
1430,8 |
1272,1 |
158,6 |
11,1 |
II квартал 2010 г. |
1432,6 |
1302,9 |
129,8 |
9,1 |
III квартал 2010 г. |
1469,4 |
1356,8 |
112,6 |
7,7 |
IV квартал 2010 г. |
1431,2 |
1342,0 |
89,2 |
6,2 |
I квартал 2011 г. |
1415,8 |
1284,1 |
131,7 |
9,3 |
II квартал 2011 г. |
1408,6 |
1286,4 |
122,1 |
8,7 |
III квартал 2011 г. |
1474,0 |
1386,8 |
87,2 |
5,9 |
IV квартал 2011 г |
1453,5 |
1357,2 |
96,3 |
6,6 |
Дестабилизирующим фактором развития экономики края остается неполная занятость работников. На 1 января 2012 г. в режиме неполной занятости находилось 9,4 тыс. чел. (табл. 5).
Таблица 5
Численность работников, охваченных различными формами неполной занятости в 2011 г., на конец месяца, чел.
Период |
Работали неполное рабочее время |
Находились в простое |
Предоставлены отпуска без сохранения заработной платы |
1 |
2 |
3 |
4 |
Декабрь 2010 г. |
13460 |
1585 |
320 |
Январь 2011 г. |
10992 |
1637 |
240 |
Февраль 2011 г. |
11572 |
1311 |
289 |
Март 2011 г. |
13437 |
1531 |
320 |
Апрель 2011 г. |
12413 |
2473 |
360 |
Май 2011 г. |
11431 |
1606 |
317 |
Июнь 2011 г. |
8738 |
1355 |
303 |
Июль 2011 г. |
8466 |
867 |
297 |
Август 2011 г. |
9566 |
879 |
309 |
Сентябрь 2011 г. |
8809 |
1078 |
308 |
Октябрь 2011 г. |
8262 |
1527 |
310 |
Ноябрь 2011 г. |
7700 |
1213 |
334 |
Декабрь 2011 г. |
7500 |
1581 |
281 |
1.2.2. Регистрируемый рынок труда
Ситуация на регистрируемом рынке труда Пермского края в 2011 г. характеризовалась устойчивыми тенденциями к улучшению:
снижение объема обращений незанятых граждан в органы государственной службы занятости населения, вызванное улучшением ситуации в реальном секторе экономики (на 25,0% по сравнению с 2010 г.);
снижение напряженности на рынке труда (число незанятых граждан на 1 вакансию в 2011 г. снизилось на 1,58 пункта с 2,55 до 0,97);
увеличением общего количества вакансий (на 9,342% по сравнению с 2010 г.);
снижение уровня зарегистрированной безработицы (на 0,51 пункта с 2,36% до 1,85% к ЭАН) (табл. 6).
Вследствие снижения в 2011 г. объема обращений незанятых граждан в органы государственной службы занятости населения (на 25,0%) снизились объемы их трудоустройства (на 25,6%).
Сохраняется напряженная ситуация в 16 территориях Пермского края, в которых уровень регистрируемой безработицы превышает среднекраевой более чем в 2 раза (1.85% к ЭАН): Красновишерский (7.97%), Юсьвинский (5,06%), Косинский (5,05%), Осинский (4,97%), Гремячинский (4,81%), Кочевский (4,74%), Еловский (4,70%), Б.-Сосновский (4,57%), Ординский (4,51%), Гайнский (4,25%), Бардымский (3,94%), Чердынский (3,93%), Юрлинский (3,91%), Нытвенский (3,84%), Очерский (3,79%), Октябрьский (3,71%) муниципальные районы.
Таблица 6
Динамика основных показателей регистрируемого рынка труда в 2010 - 2011 гг.
Период |
Численность незанятых граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, тыс. чел. |
Численность незанятых граждан, нашедших работу, тыс. чел. |
Заявлено вакансий, ед. |
Коэффициент напряженности (нагрузка на 1 вакансию), на конец периода |
Уровень безработицы, на конец периода, % к ЭАН |
2010 г. |
133,2 |
73,3 |
149,0 |
2,55 |
2,36 |
2011 г. |
99,9 |
54,5 |
162,8 |
0,97 |
1,85 |
1.2.3. Рынок труда в монопрофильных поселениях
Ситуация на регистрируемом рынке труда в монопрофильных поселениях Пермского края имеет свои специфические черты. В перечень монопрофильных поселений Пермского края входит 9 городов (Александровск, Горнозаводск, Губаха, Добрянка, Красновишерск, Нытва, Очер, Чусовой, Соликамск) и 4 поселка (Пашия, Теплая Гора, Уральский, Юго-Камский), соответствующих критериям, установленным решением Межведомственной рабочей группы Министерства регионального развития Российской Федерации по вопросам снижения негативного воздействия финансового кризиса на социально-экономическое развитие монопрофильных городов в субъектах Российской Федерации от 28 июля 2009 г. (наличие предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на котором занято на основной работе более 25% ЭАН, наличие в населенном пункте предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на долю которых приходится более 50% объема промышленного производства).
В 2011 г. ситуация на рынках труда в целом по монопрофильным населенным пунктам значительно улучшилась:
уровень регистрируемой безработицы снизился на 0,6 пункта;
коэффициент напряженности (число вакансий, заявленных в службу занятости, на 1 незанятого гражданина, состоящего на учете в службе занятости) снизился на 1,2 единицы (табл. 7).
Таблица 7
Ситуация на рынке труда в монопрофильных населенных пунктах Пермского края
Наименование монопрофильного населенного пункта |
Уровень регистрируемой безработицы, % к ЭАН |
Коэффициент напряженности, единиц |
||
01.01.2011 |
01.11.2012 |
01.01.2011 |
01.11.2012 |
|
г. Александровск |
3,1 |
1,5 |
1,3 |
5,2 |
г. Горнозаводск |
2,9 |
1,9 |
14,9 |
8,0 |
п. Пашия |
3,8 |
2,0 |
75,0 |
8,5 |
п. Теплая Гора |
14,5 |
5,4 |
130,5 |
8,1 |
г. Губаха |
2,1 |
1,2 |
13,3 |
3,8 |
г. Добрянка |
3,3 |
2,7 |
3,6 |
2,9 |
г. Красновишерск |
6,7 |
9,3 |
38,0 |
250,0 |
г. Нытва |
5,1 |
4,1 |
75,7 |
87,0 |
г. Очер |
4,4 |
3,0 |
4,1 |
2,9 |
г. Соликамск |
1,7 |
1,8 |
1,3 |
1,1 |
г. Чусовой |
2,5 |
1,8 |
6,9 |
2,4 |
п. Юго-Камский |
7,0 |
1,6 |
302,0 |
10,9 |
п. Уральский |
4,7 |
3,0 |
197,0 |
-* |
Всего по моногородам |
3,1 |
2,5 |
4,0 |
2,8 |
* Вакансии отсутствуют.
В 5 монопрофильных поселениях по состоянию на 1.01.2012 г. уровень зарегистрированной безработицы не превышал среднекраевой уровень (г. Александровск, г. Губаха, г. Добрянка, г. Чусовой, п. Юго-Камский, г. Соликамск), в 4 - не превышал двукратный среднекраевой уровень (г. Горнозаводск, п. Пашия, г. Очер, п. Уральский, в 3 - превысил среднекраевой уровень более чем в 2 раза (г. Красновишерск, г. Нытва, п. Теплая Гора).
Наибольшие опасения вызывает ситуация на рынке труда в г. Красновишерске, г. Нытве и п. Теплая Гора, где при высоком уровне зарегистрированной безработицы, превышающем среднекраевой более чем в 2 раза, отмечается высокая напряженность на рынке труда.
2. Прогноз ситуации на рынке труда Пермского края на 2012 - 2014 гг.
2.1 Социально-экономическая ситуация
Ситуация на рынке труда определяется экономической ситуацией в регионе, которая формирует спрос на рабочую силу на рынке труда, и демографической ситуацией и ситуацией в сфере занятости населения, которые формируют количественные и качественные характеристики предложения на рынке труда - потенциальное и реальное предложение рабочей силы.
В 2012 - 2014 гг. продолжится рост валового регионального продукта, промышленного и сельскохозяйственного производства. Исключением является строительство, в котором тенденция сокращения производства сохранится (табл. 8).
Таблица 8
Прогноз основных показателей экономического развития Пермского края
Показатели |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Индекс физического объема валового регионального продукта, % к предыдущему году |
104,76 |
103,49 |
104,75 |
Индекс промышленного производства, % к предыдущему году |
105,01 |
105,09 |
105,12 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства, % к предыдущему году |
100,80 |
102,60 |
103,30 |
Индекс производства в строительстве, % к предыдущему году |
102,14 |
95,18 |
98,97 |
2.2. Демографическая ситуация
В 2012 - 2014 гг. прогнозируется устойчивое снижение численности постоянного населения со снижением темпов естественной и миграционной убыли. К 2014 г. прогнозируется увеличение численности трудовых ресурсов (табл. 9).
Таблица 9
Прогноз численности постоянного населения и трудовых ресурсов
Показатели |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Численность постоянного населения (среднегодовая), тыс. чел. |
2629,98 |
2627,53 |
2625,24 |
% к предыдущему году |
99,90 |
99,91 |
99,91 |
Коэффициент естественного прироста населения (на 1000 человек населения) |
-0,22 |
-0,03 |
0,22 |
Коэффициент миграционного прироста (на 10000 человек населения) |
-14,44 |
-14,40 |
-14,36 |
Численность трудовых ресурсов, тыс. чел. |
1759,78 |
1755,72 |
1762,94 |
2.3. Занятость и безработица
Закрепление позитивных тенденций в экономике положительно скажется и в сфере занятости (табл. 10).
Таблица 10
Прогноз основных показателей в сфере занятости населения
Показатели |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Численность ЭАН (среднегодовая), тыс. чел. |
1385,85 |
1356,64 |
1345,03 |
Численность занятых в экономике (среднегодовая), тыс. чел. |
1281,86 |
1276,65 |
1262,39 |
Численность безработных (по методологии МОТ) (среднегодовая), тыс. чел. |
103,99 |
79,99 |
82,64 |
Уровень безработицы (по методологии МОТ), % к ЭАН |
7,50 |
5,90 |
6,14 |
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года), тыс. чел. |
36,40 |
36,20 |
36,00 |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года), % к ЭАН |
2,63 |
2,67 |
2,68 |
Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию (на конец года) |
3,25 |
2,77 |
2,41 |
В целом ситуация на рынке труда в 2012 - 2014 гг. прогнозируется стабильной. При прогнозируемой тенденции на снижение численности ЭАН (на 3%) и численности занятых в экономике (на 1,5%) ожидается, что численность безработных (по методологии МОТ) снизится на 0,5%, а численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, снизится на 1,1%. При этом уровень безработицы (по методологии МОТ) снизится на 1,36 пункта, уровень зарегистрированной безработицы стабилизируется (2,63% - 2,68%). Существенно (на 25,9%) снизится нагрузка незанятого населения на 1 заявленную вакансию.
Развитие рынка труда края в долгосрочной перспективе будет формироваться под воздействием сокращения совокупного предложения рабочей силы из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте. Кроме того, серьезное воздействие на состояние краевого рынка труда будет иметь конкуренция за работников, прежде всего наиболее квалифицированных, со стороны стран - экономических лидеров и регионов-конкурентов.
В этих условиях основными источниками компенсации сокращения предложения труда будут выступать повышение трудовой мобильности населения, повышение уровня производительности труда, а также привлечение иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями экономики.
Основным приоритетом региональной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание условий для эффективного использования квалифицированного труда, развитие эффективной, ориентированной на конечный результат инфраструктуры рынка труда.
3. Ключевые проблемы в сфере занятости и на рынке труда
Ключевыми проблемами в сфере занятости населения и на краевом рынке труда, решение которых должно составлять содержание и направленность государственной политики занятости, являются:
наличие неэффективной занятости населения, проявляющейся в низкой производительности труда, значительных объемах трудовой неполной занятости работников, высокой концентрации рабочей силы на убыточных предприятиях;
недостаточный уровень развития малого бизнеса, предпринимательства и занятости населения в этой сфере;
низкое качество имеющихся рабочих мест, незначительная доля современных, высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест;
недостаточный уровень развития социального партнерства в решении проблем занятости;
несоответствие спроса и предложения рабочей силы по объемам и профессиональной квалификационной структуре;
значительная дифференциация локальных рынков труда по уровню напряженности на них, рост напряженности в сельских территориях и населенных пунктах с монопрофильной экономикой;
несоответствие подготовки кадров в учреждениях профессионального образования потребности экономики, слабая заинтересованность работодателей в совершенствовании системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
недостаточный уровень организации профориентационной работы среди населения, особенно среди выпускников общеобразовательных учреждений;
сложная ситуация с трудоустройством отдельных социально-демографических групп населения (молодежи, в том числе выпускников учреждений профессионального образования; инвалидов; женщин, имеющих детей; лиц предпенсионного возраста; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы);
высокий уровень трудовой миграции населения, в том числе выпускников учреждений профессионального образования, за пределы региона.
4. Цели и задачи программы
Основной целью Программы является содействие реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Основными задачами Программы являются:
совершенствование организационных форм содействия занятости населения;
развитие качества рабочей силы, совершенствование системы профессионального обучения и профессиональной переподготовки кадров;
регулирование трудовой миграции на территории края;
оказание социальной поддержки безработным гражданам;
повышение качества и доступности государственных услуг в сфере содействия занятости населения, предоставляемых службой занятости населения в соответствии с административными регламентами Федеральной службы по труду и занятости, в том числе путем предоставления услуг в электронном виде.
5. Сроки реализации программы
Мероприятия Программы будут осуществляться в течение 2012 - 2014 гг.
6. Система мероприятий программы
Основой Программы является система мероприятий по реализации основных направлений государственной политики занятости населения в Пермском крае.
Структура и содержание мероприятий Программы разработаны в соответствии с ключевыми проблемами в сфере занятости и на рынке труда Пермского края, целью и задачами Программы.
Система мероприятий, взаимоувязанных по исполнителям, срокам исполнения и ожидаемым результатам приведена в приложении 1.
7. Ресурсное обеспечение мероприятий программы
Источником финансового обеспечения Программы является краевой бюджет, в том числе субвенции, предоставляемые из федерального бюджета бюджету Пермского края на осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Размер субвенции определяется по методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2011 N 1064.
Объем финансирования Программы определяется законом Пермского края о бюджете Пермского края на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг. от N -ПК и федерального закона о федеральном бюджете на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг. от N -ФЗ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона следует читать как "N 139-ПК", номер названного Федерального закона следует читать как "N 216-ФЗ"
Органы местного самоуправления согласно Закону Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" также вправе участвовать в организации и финансировании проведения оплачиваемых общественных работ, временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, а также ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
Участие ОМС, работодателей и других субъектов рынка труда в финансировании мероприятий Программы осуществляется в рамках договоров о совместной деятельности.
В целом на реализацию мероприятий Программы в 2012 - 2014 гг. объем финансирования из краевого бюджета составит 4197508,1 тыс. руб. Объемы финансирования основных мероприятий Программы приведены в приложении 2.
Объемы и источники финансирования могут корректироваться при изменении условий нормативной правовой базы и порядка финансирования мероприятий Программы, а также при внесении изменений в законы о бюджете (федеральный и краевой) на 2013 г. и 2014 г.
8. Охват жителей пермского края мероприятиями программы
Численность участников основных мероприятий активной политики занятости населения, реализуемых в рамках Программы, приведена в приложении 3.
9. Реализация программы в монопрофильных поселениях края
В соответствии с рекомендациями Минздравсоцразвития России о разработке в региональных программах содействия занятости населения подпрограмм по реализации мероприятий в монопрофильных поселениях региона, уровень зарегистрированной безработицы в которых превышает среднероссийский уровень более чем в 2 раза, в настоящей Программе выделяется 3 монопрофильных поселения края, в которых уровень зарегистрированной безработицы по состоянию на 1.01.2012 г. соответствует вышеприведенному критерию: г. Красновишерск, г. Нытва и п. Теплая Гора.
Объемы финансирования и количество участников основных мероприятий Программы в монопрофильных поселениях края приведены в приложениях 4 и 5.
Объемы финансирования и количество участников мероприятий могут корректироваться в пределах государственного задания ГКУ ЦЗН на соответствующий финансовый год.
10. Организация и контроль за ходом реализации программы
Организация реализацией Программы осуществляет Агентство путем доведения до ГКУ ЦЗН целевых показателей деятельности и государственных заданий на соответствующий финансовый год.
Целевые показатели деятельности ГКУ ЦЗН в соответствующем году устанавливаются в целях выполнения показателей деятельности Агентства, включенных в настоящую Программу. Целевые показатели деятельности ГКУ ЦЗН утверждаются ежегодно Агентством по:
численности граждан, зарегистрированных в установленном порядке в качестве безработных;
уровню регистрируемой безработицы;
общей численности граждан, нашедших работу (доходное занятие) при содействии службы занятости населения.
Государственное задание ГКУ ЦЗН по мероприятиям в области содействия занятости населения на оказание государственных услуг устанавливается в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 10.09.2009 N 611-п "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг". Государственное задание ГКУ ЦЗН утверждается ежегодно Агентством по предоставлению следующих государственных услуг:
организация профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышению квалификации безработных граждан;
организация профессионального обучения женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
организация профессионального обучения незанятых граждан, которым назначена трудовая пенсия по старости;
содействие самозанятости безработных граждан;
организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
организация оплачиваемых общественных работ;
организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы,
организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
организация содействия безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
информирование о положении на рынке труда;
психологическая поддержка безработных граждан.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Агентством.
Основанием для соответствующей корректировки Программы является внесение изменений в законы о бюджете (федеральный и краевой) на 2013 г. и 2014 г.
Внесение изменений в Программу осуществляется также в случаях:
внесения изменений в нормативные правовые акты, исключающие из компетенции Агентства или дополняющие их части полномочий, в пределах которых реализуется Программа;
изменения объемов финансирования действующих обязательств субъекта бюджетного планирования.
11. Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация основных мероприятий Программы обеспечит ежегодно:
содействие в трудоустройстве 70 - 80 тыс. чел.;
организацию оплачиваемых общественных работ для 4,5 - 4,9 тыс. чел.;
временное трудоустройство 13,7 - 14,4 тыс. несовершеннолетних граждан;
содействие самозанятости 1,2 - 1,4 тыс. безработных граждан;
организацию временного трудоустройства 1,4 тыс. безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
организацию временного трудоустройства 0,2 тыс. безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
охват услугами по социальной адаптации 4,5 - 5,0 тыс. чел.;
направление на профессиональное обучение 6,9 - 7,7 тыс. безработных граждан;
организация профессионального обучения 100 незанятых граждан, которым назначена трудовая пенсия по старости;
охват услугами по профессиональной ориентации 50,0 - 56,0 тыс. чел.;
содействие 58 безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости
Среднегодовой уровень регистрируемой безработицы в 2014 году не превысит 1,7% к ЭАН, среднемесячный коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда снизится до 1,3 незанятых граждан на 1 вакансию.
Основные показатели эффективности Программы в целом по краю и монопрофильным поселениям края представлены в приложении 6.
12. Риски в реализации программы
Риски в реализации Программы связаны со следующими факторами:
возобновление мирового экономического кризиса, вызвавшего спад производства, высвобождение и неполную занятость работников;
вступление России в ВТО, которое может повлечь за собой массовое высвобождение работников с малоэффективных предприятий (производств) и усиление напряженности на рынке труда;
отсутствие финансирования (неполное финансирование) мероприятий, предусмотренных Программой;
снижение деловой и социальной активности населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.