Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к Инвестиционной программе
по развитию
системы водоснабжения
и водоотведения города
Перми на 2006 - 2025 гг.
Прогноз развития г. Перми
24 августа 2010 г.
П-2.1. Перспективы развития города
В работе над данным разделом были использованы следующие документы:
письмо МУ "Градостроительный информационный центр г. Перми" от 24.11.2005 N 21-153 (информация о фактическом вводе жилья и выданных разрешений на строительство в электроном виде),
оценка масштабов и динамики изменения платежеспособного спроса на жилье и объектов жилищного строительства в России, Фонд "ИЭГ", 2005 г.,
аналитические материалы, Корпорации "Перспектива", http: www. perspektiva.ru/isled.htm, аналитические материалы Пермского Торгового дома недвижимости, http: www. ptdn.ru/main/, ИЦ "Пермские квартиры", аналитические материалы, статья "Обзор рынка вторичного жилья и рынка новостроек за 2005 год", http://www.pkdo.ru/analytics/.
П-2.1.1 Характеристика жилищного строительства и развития систем водоснабжения и водоотведения на текущий момент
В силу ограниченности платежеспособного спроса, темпы жилищного строительства в Перми неуклонно падали с 1991 по 2000 годы (см. рис. П-2.1.1). Ежегодный объем ввода жилья упал с 579 тыс. кв. м в год в 1990 году, до 156 тыс. кв. м в год в 2000 году - почти в четыре раза.
Рис. П-2.1.1. Фактические объемы ввода жилья в г. Перми с 1990 по 2005 гг.
"Фактические объемы ввода жилья в г. Перми с 1990 по 2005 гг."
Всплеск строительной активности пришелся на 2001 год, когда было введено 312 тыс. кв. м жилья, но уже в следующем году темпы ввода жилья упали до 115 тыс. кв. м. Однако начиная с 2003 года наблюдается рост объемов ввода жилья (см. табл. П-2.1.1). В среднем по России устойчивый рост жилищного строительства наблюдается с 2000 года. Темпы роста составляют в среднем 7 % в год.
Табл. П-2.1.1. Ввод жилья в Перми с 2003 по 2005 годы
|
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Объем ввода жилья - тыс. кв. м. |
115,07 |
203,67 |
229,72 |
320,00 |
Рост объема жилья - в % к предыдущему году |
- |
77 % |
13 % |
39 % |
Рост объема ввода жилья - в тыс. кв. м. |
- |
88,39 |
26,07 |
90,28 |
Рост объемов ввода жилья, наблюдавшийся в последние годы, не был устойчивым. В 2003 году было введено 203,67 тыс. кв. м жилья, что на 77 % больше, чем в 2002. В 2004 году столь высокий темп роста удержать не удалось. Было введено на 26 тыс. кв. м больше жилья, чем в 2003, и годовой темп роста составил только 13 %. В 2005 году темпы роста ввода жилья снова стали расти и составили 39 %. Следует отметить, что темпы роста ввода жилья в Перми существенно выше среднего показателя по России и по Приволжскому федеральному округу.
Рост объемов ввода жилья сопровождался ростом цен, превышающим инфляцию. В 2005 году прирост цен на первичном рынке жилья составил 33 %. На пороге 2006 года средняя цена предложения в г. Перми на новое жилье достигла 27 140 руб./кв. м. Динамика цен в период с 2000 по 2005 годы представлена в таблице П-2.1.2:
Согласно статистике(5) в течение последних трех лет наблюдается тенденция к увеличению коэффициента обеспеченности населения г. Перми жилой площадью. По итогам 2005 года он составил 19,39 кв. м./чел.
(5) Пермские квартиры, издательский центр, аналитические материалы, статья "Обзор рынка вторичного жилья и рынка новостроек за 2005 год"
Табл. П-2.1.2. Рост цен на жилье в г. Перми
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Средняя цена за 1 м2 на конец периода, тыс. руб. (первичный и вторичный рынки) |
9,30 |
13,25 |
13,24 |
13,77 |
21,67 |
28,17 |
Темпы роста в % к предыдущему году |
- |
43 % |
-0,1 % |
4 % |
57 % |
30 % |
В последние годы строительство в основном осуществлялось в границах существующей застройки на свободных точечных площадках или на территориях, занимаемых ветхим или аварийным жильем. Ежегодно в Перми сносилось от 2 500 до 10 000 кв. м жилья. Общий объем ветхого фонда в Перми на 2005 год по разным оценкам составляет от 150 до 300 тыс. кв. м.
П-2.1.2 Прогноз ввода жилья и развития систем водоснабжения и водоотведения
В соответствии с информацией, представленной департаментом планирования и развития территории города Перми, общий объем ввода жилья за период реализации Инвестиционной программы составит 13 271 775 кв. м. Распределение прогнозируемого объема ввода жилья по годам представлено на нижеследующем рис. П-2.1.2. Прогноз ввода жилья нарастающим итогом представлен на рис. П-2.1.3.
Рис. П-2.1.2. Прогноз ежегодного ввода жилья в период реализации Инвестиционной программы, тыс. кв. м
"Прогноз ежегодного ввода жилья в период реализации Инвестиционной программы, тыс. кв. м"
На основании представленного департаментом планирования и развития территории города Перми прогноза ввода жилья, а также прогноза ввода нежилых помещений на период с 2006 по 2009 гг. включительно, был подготовлен прогноз ввода соответствующих нагрузок, результаты которого представлены на рис. П-2.1.4. Прогноз учитывает нагрузки как по жилым, так и по нежилым помещениям.
Суммарный рост нагрузок в целом за период реализации Инвестиционной программы составит 228 927 куб. м /сутки, в том числе 189 507 куб. м /сутки за счет ввода жилых помещений и 39 420 куб. м /сутки за счет ввода нежилых помещений.
Рис. П-2.1.3. Прогноз ввода жилья в период реализации Инвестиционной программы, нарастающим итогом, тыс. кв. м
"Прогноз ввода жилья в период реализации Инвестиционной программы, нарастающим итогом, тыс. кв. м"
Рис. П-2.1.4. Прогноз ежегодного ввода нагрузок на период реализации Инвестиционной программы, куб. м /сутки
"Прогноз ежегодного ввода нагрузок на период реализации Инвестиционной программы, куб. м /сутки"
П-2.2. Прогноз изменения численности населения
Прогноз численности населения г. Перми основан на следующих базовых предпосылках.
За период с 1998 по 2004 гг. включительно численность населения Перми неуклонно снижалась (1032,6 тыс. чел. - по итогам 1998 г., 1003,8 тыс. чел. - по итогам 2004 г.). Можно предположить, что установившаяся тенденция сокращения численности населения сохранится в ближайшие несколько лет. В этой связи прогноз численности населения на 2006 - 2007 гг. был построен с использованием методов регрессионного анализа, по результатам использования которого было определено, что к 2008 г. численность населения г. Перми при условии сохранения существующего тренда изменения сократится до уровня 987 тыс. чел.
В то же время вряд ли подлежит сомнению тот факт, что указанная явно негативная тенденция будет изменена с тем, чтобы обеспечить в ближайшей перспективе возвращение г. Перми в число городов с населением более 1 млн. чел. Учитывая вышесказанное, Программа содержит предположение о том, что, начиная с 2009 года, численность населения будет возрастать, пусть и незначительными темпами, и это позволит уже к 2015 году достичь уровня 1 млн. чел.
В последующие годы численность населения принята неизменно равной 1 млн. чел.
Рис. П-2.2.1. Прогноз численности населения г. Перми.
"Прогноз численности населения г. Перми."
П-2.3. Прогноз водопотребления
П-2.3.1. Общие условия прогнозирования
Исходной информацией для прогнозирования являлись:
"Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Перми", раздел "Водоснабжение и водоотведение на 2006 - 2025 г.г.",
результаты производства и предоставления ООО "Новогор-Прикамье" услуг холодного водоснабжения и водоотведения в 2004 - 2005 гг.,
производственная программа ООО "Новогор-Прикамье" на 2006 год,
заявка на изменение тарифа на регулируемый период 2007 года,
прогноз численности населения г. Перми (см. подраздел П-2.3.),
прогноз нового строительства в г. Перми (см. подраздел П-2.2.).
Прогноз водопотребления в г. Перми основан на следующих базовых предпосылках:
на начало периода прогнозирования подавляющая часть населения оплачивает водопотребление в объеме норматива, равного 250 литров в сутки в расчете на 1 человека. В целом по городу средний фактический измеряемый объем потребления воды в расчете на 1 человека в сутки составлял в 2005 году около 286 литров, неизмеряемый объем водопотребления - 327 литров,
в период с 2006 по 2011 гг. включительно произойдет повсеместный переход к приборному учету потребления воды населением, как следствие, по окончании периода фактическое водопотребление сократится до 250 литров на 1 человека в сутки,
следствием перехода к оплате водопотребления по показаниям приборов учета, а также повышения величины тарифа по оплате услуги водоснабжения для населения будет являться рационализация объемов потребления воды населением до оптимального уровня. При построении прогноза за оптимальный уровень принят физиологически необходимый для человека объем потребления воды в размере 150 литров в сутки. Прогноз водопотребления основан на предположении о том, что выход на оптимальный уровень водопотребления произойдет к 2021 году.
Прогноз построен с учетом следующих условий:
сохранение неизменным объемов водопотребления бюджетными организациями,
изменение объемов водопотребления коммерческими потребителями,
в период с 2006 по 2010 гг. - рост 2 % ежегодно,
в период с 2011 по 2015 гг. включительно - рост 1 % ежегодно,
в период с 2016 по 2025 гг. включительно - сохранение объемов водопотребления коммерческими потребителями на уровне 2015 года.
Коммерческие потери воды будут сокращаться вследствие перехода населения к оплате потребления воды по приборам учета. Прочие коммерческие потери (на нужды пожаротушения и т.д.) сохранятся неизменными на протяжении всего периода прогнозирования.
Решением Пермской городской Думы от 24 августа 2010 г. N 129 таблица П-2.3.1 настоящего приложения изложена в новой редакции
Табл. П-2.3.1. Прогноз водопотребления, 2006 - 2025 г.г.
Показатели |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Подъем воды |
163360 |
163360 |
163360 |
162018 |
157970 |
153647 |
149549 |
145646 |
141697 |
137703 |
Покупная вода |
6260 |
5477 |
1817 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Пропуск через очистные сооружения |
169143 |
169344 |
166202 |
162018 |
157970 |
153647 |
149549 |
145646 |
141697 |
137703 |
Расход воды на собственные нужды |
8707 |
8676 |
8515 |
8301 |
8093 |
7872 |
7662 |
7462 |
7260 |
7055 |
Подача воды в сеть, всего |
160913 |
160668 |
157687 |
153717 |
149876 |
145775 |
141887 |
138184 |
134438 |
130648 |
Потери по питьевой воде |
34376 |
34317 |
33680 |
32832 |
32012 |
31136 |
30306 |
29515 |
28714 |
27905 |
Полезный отпуск воды |
126537 |
126351 |
124007 |
120885 |
117864 |
114639 |
111582 |
108669 |
105723 |
102743 |
Реализация воды |
102366 |
103983 |
104905 |
97179 |
91549 |
90448,3 |
89598,9 |
88707,6 |
87968 |
101222 |
- население |
79169 |
80805 |
80872 |
74838 |
71747 |
70804,3 |
69917,6 |
69180 |
68592,4 |
75347 |
- промышленное водопотребление |
18599 |
18408 |
19716 |
18325 |
15863 |
15705 |
15576,9 |
15423,2 |
15271,2 |
21558 |
- бюджетные организации |
4599 |
4770 |
4317 |
4016 |
3939 |
3939 |
4104,4 |
4104,4 |
4104,4 |
4317 |
Фактическое потребление воды |
124946 |
124362 |
122486 |
119364 |
116343 |
113118 |
110061 |
107148 |
104202 |
101222 |
- население |
101749 |
101184 |
98453 |
94937 |
91514 |
88084 |
84819 |
81698 |
78540 |
75347 |
- промышленное водопотребление |
18599 |
19329 |
19716 |
20110 |
20512 |
20717 |
20924 |
21134 |
21345 |
21558 |
- бюджетные организации |
4599 |
4317 |
4317 |
4317 |
4317 |
4317 |
4317 |
4317 |
4317 |
4317 |
Не реализовано воды |
22580 |
20379 |
17581 |
12307 |
3520 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Подъем воды |
132895 |
128086 |
123277 |
118468 |
113659 |
108851 |
108851 |
108851 |
108851 |
108851 |
Покупная вода |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Пропуск через очистные сооружения |
132895 |
128086 |
123277 |
118468 |
113659 |
108851 |
108851 |
108851 |
108851 |
108851 |
Расход воды на собственные нужды |
6809 |
6562 |
6316 |
6070 |
5823 |
5577 |
5577 |
5577 |
5577 |
5577 |
Подача воды в сеть, всего |
126086 |
121524 |
116961 |
112399 |
107836 |
103274 |
103274 |
103274 |
103274 |
103274 |
Потери по питьевой воде |
26931 |
25956 |
24982 |
24007 |
23033 |
22058 |
22058 |
22058 |
22058 |
22058 |
Полезный отпуск воды |
99155 |
95567 |
91980 |
88392 |
84804 |
81216 |
81216 |
81216 |
81216 |
81216 |
Реализация воды |
97634 |
94046 |
90459 |
86871 |
83283 |
79695 |
79695 |
79695 |
79695 |
79695 |
- население |
71759 |
68171 |
64583 |
60995 |
57407 |
53819 |
53819 |
53819 |
53819 |
53819 |
- промышленное водопотребление |
21558 |
21558 |
21558 |
21558 |
21558 |
21558 |
21558 |
21558 |
21558 |
21558 |
- бюджетные организации |
4317 |
4317 |
4317 |
4317 |
4317 |
4317 |
4317 |
4317 |
4317 |
4317 |
Фактическое потребление воды |
97634 |
94046 |
90459 |
86871 |
83283 |
79695 |
79695 |
79695 |
79695 |
79695 |
- население |
71759 |
68171 |
64583 |
60995 |
57407 |
53819 |
53819 |
53819 |
53819 |
53819 |
- промышленное водопотребление |
21558 |
21558 |
21558 |
21558 |
21558 |
21558 |
21558 |
21558 |
21558 |
21558 |
- бюджетные организации |
4317 |
4317 |
4317 |
4317 |
4317 |
4317 |
4317 |
4317 |
4317 |
4317 |
Не реализовано воды |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Решением Пермской городской Думы от 24 августа 2010 г. N 129 таблица П-2.3.2 настоящего приложения изложена в новой редакции
Табл. П-2.3.2. Прогноз водоотведения, 2006 - 2025 г.г.
Показатели |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Пропуск сточных вод |
152250,00 |
150247,00 |
146271,82 |
143149,94 |
140129,23 |
136904,27 |
133846,41 |
130934,14 |
127988,08 |
125008,25 |
Полный комплекс услуг канализации |
122523,79 |
120772,51 |
121749,86 |
117290,00 |
101054,00 |
96572,50 |
95472,60 |
94526,40 |
93731,90 |
118067,25 |
- население |
80261,04 |
81202,62 |
80872,39 |
75534,00 |
72641,00 |
72027,70 |
71139,90 |
70403,30 |
69815,80 |
75346,95 |
- промышленное водопотребление |
37518,03 |
34665,58 |
35973,16 |
37564,00 |
24309,00 |
20440,40 |
20228,30 |
20018,70 |
19811,70 |
37815,99 |
- бюджетные организации |
4744,72 |
4904,31 |
4904,31 |
4192,00 |
4104,00 |
4104,40 |
4104,40 |
4104,40 |
4104,40 |
4904,31 |
- коммерческие предприятия |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- централизованное теплоснабжение |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не реализовано стоков |
30127,00 |
27320,20 |
24521,96 |
20302,53 |
16092,43 |
11873,71 |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
- в т.ч. население |
23186,00 |
20379,20 |
17580,96 |
13361,53 |
9151,43 |
4932,71 |
- |
- |
- |
- |
- прочие |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
Пропущено через очистные сооружения |
139707,00 |
150247,00 |
146271,82 |
143149,94 |
140129,23 |
136904,27 |
133846,41 |
130934,14 |
127988,08 |
125008,25 |
Передано другим очистным сооружениям |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инфильтрация |
29726,21 |
29474,49 |
24521,96 |
20302,53 |
16092,43 |
11873,71 |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
Пропуск сточных вод |
121420,30 |
117832,35 |
114244,40 |
110656,45 |
107068,50 |
103480,55 |
103480,55 |
103480,55 |
103480,55 |
103480,55 |
Полный комплекс услуг канализации |
114479,30 |
110891,35 |
107303,40 |
103715,45 |
100127,50 |
96539,55 |
96539,55 |
96539,55 |
96539,55 |
96539,55 |
- население |
71759,00 |
68171,05 |
64583,10 |
60995,15 |
57407,20 |
53819,25 |
53819,25 |
53819,25 |
53819,25 |
53819,25 |
- промышленное водопотребление |
37815,99 |
37815,99 |
37815,99 |
37815,99 |
37815,99 |
37815,99 |
37815,99 |
37815,99 |
37815,99 |
37815,99 |
- бюджетные организации |
4904,31 |
4904,31 |
4904,31 |
4904,31 |
4904,31 |
4904,31 |
4904,31 |
4904,31 |
4904,31 |
4904,31 |
- коммерческие предприятия |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- централизованное теплоснабжение |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не реализовано стоков |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
- в т.ч. население |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- прочие |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
Пропущено через очистные сооружения |
121420,30 |
117832,35 |
114244,40 |
110656,45 |
107068,50 |
103480,55 |
103480,55 |
103480,55 |
103480,55 |
103480,55 |
Передано другим очистным сооружениям |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инфильтрация |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
6941,00 |
П-2.3.2. Характеристика результатов прогноза водопотребления
Как видно из представленных иллюстраций весь период реализации Программы можно разделить на несколько условных этапов:
2006 - 2011 гг. - период, в течение которого произойдет постепенный переход к оплате водопотребления по показаниям приборов учета. Объем фактического суточного водопотребления населения (по итогам 2005 года равный 283 л/чел.) сократится к 2011 году до уровня 250 л/сутки, при этом предполагается, что основное сокращение произойдет в последние три года периода. Объем реализации воды, напротив, будет повышаться, и к 2011 году он сравняется с объемом фактического водопотребления (250 л/чел.). Таким образом, если в 2004 - 2005 гг. доля оплачиваемого водопотребления в общем объеме водопотребления населения составляла 78 %, то в 2008 году показатель возрастет до 84 %, по итогам 2009 г. он достигнет уровня 93 %, в 2010 году величина показателя составит 98 %, и в 2011 г. фактическое водопотребление будет оплачиваться населением в полном объеме.
2011 - 2021 гг. - период, в течение которого объем фактического водопотребления будет неуклонно сокращаться вследствие повышения рациональности использования населением. В конце периода, в 2021 году, объем суточного водопотребления населения достигнет среднеевропейского значения данного показателя в размере 150 л/чел.
2021 - 2025 гг. - в этот период объем суточного водопотребления населением сохранится неизменно равным 150 л/чел.
Рис П-2.3.1. Прогноз суточного водопотребления населения в целом по г. Перми
"Прогноз суточного водопотребления населения в целом по г. Перми"
Рис П-2.3.2. Структура объема фактического водопотребления населения г. Перми
"Структура объема фактического водопотребления населения г. Перми"
Рис П-2.3.3. Основные результаты прогноза водопотребления в г. Перми
"Основные результаты прогноза водопотребления в г. Перми"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.