Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Пермской городской Думы
от 6 октября 1998 г. N 180
Основные направления реформирования
жилищно - коммунального хозяйства города Перми
I. Общие положения
Настоящий документ разработан на основе Концепции реформы жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента РФ "О реформировании жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации" от 28.04.97 г. N 425, в соответствии с Законами РФ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.95 г. N 154-ФЗ, "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.92 г. N 4218-1, "О товариществах собственников жилья" от 15.06.97 г. N 72-ФЗ, Указами Президента РФ "О дополнительных мерах по реформированию жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации" от 27.05.97 г. N 528, "О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищного фонда" от 29.03.96 г. N 432.
Настоящий документ определяет концептуальные положения реформирования жилищно - коммунального хозяйства г. Перми в части управления, обслуживания и ремонта жилищного фонда, комплекс программ и мероприятий по реализации реформы, основные этапы проведения реформы.
II. Анализ состояния жилищно - коммунального хозяйства г. Перми
Структуру жилищно - коммунального хозяйства города в части управления, обслуживания и ремонта жилищного фонда составляют 22 муниципальных ремонтно - эксплуатационных предприятия, лифтовое хозяйство, муниципальные предприятия Пермводоканал, Пермгоркоммунтепло, Гортеплоэнерго, Тепловая станция Кондратово, Спецкоммунтранс. Этими предприятиями оказываются услуги по обслуживанию жилищного фонда (текущий ремонт подводящих систем дома, общее освещение, благоустройство и уборка мест общего пользования и придомовой территории, вывоз бытового мусора, обслуживание лифтов, водоснабжение и водоотведение, частично теплоснабжение) и управлению жилищным фондом. Газоснабжение, подача электроэнергии, в значительной степени теплоснабжение осуществляются предприятиями, технологически являющимися естественными монополиями (Уралгазсервис, Пермэнерго).
Финансирование производства и предоставления жилищно - коммунальных услуг осуществляется за счет платы потребителей, средств городского бюджета и доходов муниципальных предприятий от хозяйственной деятельности.
Тарифы на жилищно - коммунальные услуги для населения практически не изменялись с 1995 года. Уровень оплаты населением жилья и коммунальных услуг составляет 17% от их себестоимости. Поступление платы за жилищно - коммунальные услуги находится на уровне 98% от начислений, с учетом задолженности - 73,3% (по данным за 6 месяцев 1998 года). Относительно низкие тарифы на жилищно - коммунальные услуги для населения в значительной степени поддерживаются за счет повышенных тарифов для промышленных потребителей.
В структуре расходов городского бюджета расходы на финансирование жилищного хозяйства в течение последних четырех лет снижаются как по абсолютной величине, так и относительно. В принятом бюджете на 1998 год доля расходов по строке "Жилищное хозяйство" в общем объеме расходов составляет 15,9%, в прошлом году составила - 21,5%. При этом сохраняется тенденция увеличения объемов муниципального жилищного фонда в основном за счет приема в муниципальную собственность ведомственного жилья, как правило, находящегося в запущенном состоянии. Таким образом, расчетная потребность по жилищному хозяйству, которая определяется на основе действующих норм и нормативов, включая перечень обязательных жилищно - коммунальных услуг, увеличивается при ограниченных возможностях городского бюджета. В результате в принятом бюджете на 1998 год обеспеченность потребности по обслуживанию и содержанию жилищного фонда составляет 50%, по капитальному ремонту - 33%, по дотациям на возмещение разницы в цене на теплоэнергию - 30%. Сложное финансовое состояние отрасли усугубляется увеличением кредиторской задолженности бюджета.
Можно сделать вывод: социальные нормы по жилищно - коммунальным услугам не обеспечиваются, обязательные жилищно - коммунальные услуги населению бюджетом не гарантируются. Подтверждают это и данные социального мониторинга: количество обращений граждан в органы власти по вопросам, касающимся качества предоставления жилищно - коммунальных услуг, традиционно является самым высоким и постоянно увеличивается.
Низкая финансовая обеспеченность потребности по жилищному хозяйству на практике проявляется в том, что текущий ремонт жилищного фонда не осуществляется, ведутся в основном аварийные работы; в результате не обеспечивается сохранность жилищного фонда, продолжается процесс его ветшания. Аналогичная ситуация складывается и в отношении инженерных сетей (физический износ сетей в теплоснабжении составляет 45 - 65%, в водоснабжении - 40 - 50%).
В 1997 году субсидии на оплату жилищно - коммунальных услуг получила 781 семья в сумме 148560 тыс. рублей, в среднем ежемесячные субсидии составили 15,85 тыс. рублей на семью (в ценах 1997 г.).
Проблемы, сложившиеся в жилищно - коммунальном хозяйстве города, следующие: низкое качество предоставления жилищно - коммунальных услуг потребителям, недостаточность финансовых ресурсов в отрасли и неэффективное использование имеющихся, несбалансированность системы ценообразования на жилищно - коммунальные услуги, отсутствие механизма стимулирования снижения затрат на производство и предоставление жилищно - коммунальных услуг, неэффективный механизм управления жилищным фондом.
III. Цели и основные задачи реформирования
жилищно - коммунального хозяйства города
Цели и задачи реформирования жилищно - коммунального хозяйства в стратегическом плане определены Концепцией реформы жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации и областной программой "Совершенствования жилищно - коммунального обслуживания населения Пермской области".
Основные цели реформирования жилищно - коммунального хозяйства города:
- создание условий проживания горожан, отвечающих стандартам качества;
- снижение затрат на содержание, обслуживание и ремонт жилищного фонда;
- переход от бюджетного дотирования предприятий жилищно - коммунального хозяйства к оплате услуг по содержанию, обслуживанию и ремонту жилищного фонда за счет средств потребителей при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования повышения качества обслуживания.
Достижение поставленных целей предполагает решение следующих приоритетных задач:
- определение городских социальных норм обеспеченности населения жилищно - коммунальными услугами;
- обеспечение сохранности и развитие жилищного фонда, систем инженерной инфраструктуры;
- демонополизация жилищно - коммунального хозяйства, создание и развитие конкурентной среды;
- совершенствование системы управления жилищно - коммунальным хозяйством города;
- реформирование систем финансирования и оплаты жилищно - коммунальных услуг;
- регулирование деятельности локальных естественных монополий в жилищно - коммунальной сфере;
- совершенствование системы социальной защиты населения;
- регулирование деятельности локальных естественных монополий в жилищно - коммунальной сфере;
- совершенствование системы социальной защиты населения.
Главным условием реформирования жилищно - коммунального хозяйства является экономическая сбалансированность проводимых мероприятий с реальными возможностями городского бюджета и доходами населения.
Практическое решение поставленных задач предполагает создание нормативно - правовой базы, разработку отдельных программ и мероприятий по следующим направлениям:
1. Определение стандарта условий проживания населения с учетом особенностей города.
В этом направлении предстоит:
- привести социальный стандарт города в части социальной нормы площади жилья, уровня платежей граждан, максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе, предельной стоимости предоставляемых жилищно
- коммунальных услуг на 1 кв.м общей площади в месяц в соответствие с федеральными и областными стандартами;
- разработать нормы обеспеченности горожан коммунальными услугами.
2. Совершенствование системы управления в жилищно - коммунальном хозяйстве. Разграничение функций хозяйствования и управления.
Данное направление включает:
- проведение структурных изменений в системе управления жилищно - коммунальным хозяйством города с целью разграничения функций административного управления, заказчика и подрядных организаций, осуществляющих работы по содержанию и ремонту жилищного фонда;
- переход на договорные отношения в жилищно - коммунальной сфере, заключение договоров между собственниками объектов жилищно - коммунального назначения и хозяйствующими субъектами различных форм собственности (включая управление жилищным фондом и его обслуживание).
3. Развитие отношений собственности в жилищной сфере, создание товариществ собственников жилья.
Данное направление включает:
- составление реестра муниципальной собственности (в части объектов жилищно - коммунальной сферы);
- проведение полной инвентаризации и паспортизации жилищного фонда;
- определение порядка передачи объектов жилищно - коммунального хозяйства в муниципальную собственность;
- реорганизацию муниципальных ремонтно - эксплуатационных предприятий;
- содействие созданию и организационно - экономическую поддержку товариществ собственников жилья (ТСЖ);
- заключение договоров социального найма, коммерческого найма (аренды) между собственником жилищного фонда и нанимателем (владельцем) жилого помещения.
4. Демонополизация жилищно - коммунального хозяйства города, развитие конкурентной среды.
Данное направление включает:
- проведение конкурсного отбора подрядчиков для выполнения работ по содержанию и ремонту жилищного фонда;
- проведение конкурсного отбора управляющих компаний;
- развитие и поддержку малого предпринимательства в жилищно - коммунальной сфере.
5. Муниципальная промышленная политика. Снижение затрат на производство и предоставление жилищно - коммунальных услуг.
Данное направление включает:
- разработку форм и методов регулирования локальных естественных монополий в жилищно - коммунальной сфере;
- разработку программ ресурсосбережения, планов реконструкции и совершенствования объектов и инженерных сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, развития систем энергоснабжения города;
- разработку программ установки приборов учета и регулирования потребления воды, газа, тепла.
6. Реформирование систем финансирования и оплаты потребителями жилищно - коммунальных услуг.
В этом направлении предстоит:
- провести аудит действующих тарифов на жилищно - коммунальные услуги с целью определения обоснованности отнесения затрат на себестоимость услуг и соответствия размера затрат нормативам;
- разработать механизм установления тарифов на жилищно - коммунальные услуги (на период реформирования) с учетом введения платы за наем муниципального жилья, включения в структуру оплаты жилищных услуг накоплений на капитальный ремонт и составляющей по страхованию жилья;
- разработать систему дифференцированных ставок оплаты жилья, превышающего социальную норму, а также тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг;
- организовать систему сбора и обработки платежей населения за жилищно - коммунальные услуги через ЕРКЦ.
Целесообразно предусмотреть выделение в бюджете города отдельной защищенной статьи на обеспечение функционирования жилищно - коммунального хозяйства.
7. Создание системы мониторинга реформы жилищно - коммунального хозяйства города.
С целью отслеживания процессов в жилищно - коммунальном хозяйстве города, составления прогнозов, анализа и регулирования проводимых преобразований необходимо разработать программу мониторинга реформы ЖКХ.
8. Совершенствование механизма социальной защиты населения.
Данное направление включает отработку системы и механизма предоставления субсидий населению на оплату жилищно - коммунальных услуг.
9. Информационное обеспечение реформы.
Данное направление включает:
- создание системы информационного обеспечения реформы жилищно - коммунального хозяйствам;
- создание в городе консультационно - методических центров (центра) развития объединений домовладельцев.
IV. Управление реформированием жилищно - коммунального
хозяйства города
Управление реформированием жилищно - коммунального хозяйства осуществляется Главой города.
Для выработки единой политики реформирования жилищно - коммунального хозяйства и организации взаимодействия структурных подразделений Администрации создается Координационный Совет, в состав которого входят заместители Главы города, руководители структурных подразделений Администрации, депутаты Пермской городской Думы, руководители предприятий жилищно - коммунальной сферы, представители профсоюзных и общественных организаций.
V. Финансовое обеспечение разработки и реализации
программ реформирования жилищно - коммунального хозяйства
города
Обеспечение разработки и реализации программ реформирования жилищно - коммунального хозяйства города в части объемов и источников финансирования определяется конкретно для каждой программы.
VI. Этапы проведения реформы жилищно - коммунального
хозяйства города
Проведение реформы жилищно - коммунального хозяйства города осуществляется поэтапно.
I этап: 1998 - 1999 годы.
Разработка нормативно - правовой базы.
Проведение структурных изменений в системе управления жилищно - коммунальным хозяйством города. Разграничение функций административного управления, заказчика и подрядных организаций, осуществляющих работы по содержанию и ремонту жилищного фонда на договорной основе.
Определение минимальных социальных стандартов и норм обеспеченности.
Разработка систем финансирования и оплаты жилищно - коммунальных услуг на период реформирования. Перевод на самоокупаемость отдельных видов жилищно - коммунальных услуг (вывоз ТБО, обслуживание лифтов, текущий ремонт жилья).
Создание Центра выплаты субсидий по оплате жилищно - коммунальных услуг.
Создание Пермского жилищного центра для поддержки организации и развития товариществ собственников жилья и других объединений домовладельцев.
Формирование подходов к конкурсному отбору подрядчиков для выполнения работ по содержанию и ремонту жилищного фонда и управляющих компаний. Экспериментальная проверка, анализ результатов.
Установка приборов учета потребления ресурсов в учреждениях бюджетной сферы.
Разработка и реализация программ: реформирование системы управления в жилищно - коммунальном хозяйстве, социальная защита населения при реформировании жилищно - коммунального хозяйства, снижение затрат на производство и предоставление жилищно - коммунальных услуг, мониторинг хода реформы.
II этап: 1999 - 2000 годы.
Управление и обслуживание государственного и муниципального жилищного фонда на конкурсной основе. Реорганизация предприятий жилищно - коммунальной сферы.
Завершение инвентаризации и паспортизации жилищного фонда. Введение в практику заключения договоров социального найма жилья в муниципальном жилищном фонде. Включение в структуру оплаты жилищных услуг платы за наем муниципального жилья.
Поэтапное включение в структуру оплаты жилищных услуг затрат на капитальный ремонт и страхованию жилья.
Перевод на самоокупаемость отдельных видов жилищно - коммунальных услуг (вывоз ТБО, обслуживание лифтов, текущий ремонт жилья).
Разработка и реализация программ по отдельным направлениям реформирования жилищно - коммунального хозяйства города.
Реализация мероприятий по реконструкции и совершенствованию инженерных сетей города.
III этап: 2001 - 2006 годы.
Корректировка и реализация программ по отдельным направлениям реформирования жилищно - коммунального хозяйства города.
Завершение перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
Реформирование жилищно - коммунального хозяйства рассчитано на долгосрочную перспективу, поэтому этапы проведения реформы должны ежегодно уточняться и корректироваться в части темпов, сроков и приоритетных задач в зависимости от реально складывающейся ситуации в жилищно - коммунальном хозяйстве города, а также от социально - экономической ситуации в целом по городу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.