29 марта 2007 г., 13 марта 2008 г., 19 июля 2010 г.
На основании ст. 59 Устава города Перми, в связи с изменением бюджетного законодательства и в целях совершенствования деятельности администрации города по судебной защите интересов местного самоуправления постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации судебной защиты в администрации города Перми.
2. Руководителям юридических служб администрации города довести утвержденный Порядок организации судебной защиты в администрации города Перми до юристов и обеспечить его неукоснительное соблюдение.
3. Признать утратившим силу постановление Главы города от 31.01.2003 N 344 "Об организации судебной защиты".
4. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
И.о. Главы |
А.Б. Кац |
Постановлением Администрации города Перми от 13 марта 2008 г. N 181 в настоящий Порядок внесены изменения
Порядок
организации судебной защиты в администрации города Перми
(утв. постановлением Администрации города Перми от 26 мая 2006 г. N 848)
29 марта 2007 г., 13 марта 2008 г., 19 июля 2010 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок регулирует вопросы организации судебной защиты и процедуру наделения полномочиями представителей функциональных, территориальных органов, функциональных подразделений администрации города для защиты интересов органов местного самоуправления в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.
1.2. Представление интересов администрации города в судебных органах муниципальными служащими осуществляется в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих соответствующие правоотношения.
1.3. При представлении интересов администрации города в иных государственных и административных органах настоящий порядок применяется, если иное не установлено действующим законодательством.
2. Представительство
2.1. Под представительством понимается правоотношение, в силу которого представитель - муниципальный служащий администрации города (функционального или территориального органа) - от имени представляемого - администрации города Перми - в интересах представляемого и по поручению представляемого осуществляет на основании предоставленных представителю полномочий процессуальные действия, направленные на защиту прав представляемого и создающие для представляемого определенные права и обязанности.
2.1.1. В соответствии со ст.ст. 58, 60 Устава города Перми представление интересов администрации города Перми в судах возлагается на руководителей либо специалистов соответствующих функциональных, территориальных органов, функциональных подразделений администрации города, в компетенцию которых на основании утвержденных в установленном порядке положений входит рассмотрение вопросов по заявленным исковым требованиям.
Муниципальный служащий, на которого в установленном порядке возложена обязанность участия в качестве представителя по конкретному судебному делу, согласовывает позицию администрации города по рассматриваемому в суде делу с руководителем функционального, территориального органа, функционального подразделения администрации города.
Окончательное определение позиции функционального, террриториального# органа, функционального подразделения администрации города в рассматриваемом случае является исключительной компетенцией руководителя соответствующего подразделения администрации города.
В спорных ситуациях, а также в случае необходимости согласования позиции двух и более функциональных, территориальных органов, функциональных подразделений администрации города, позиция администрации города подлежит согласованию с заместителем главы администрации города, курирующим соответствующие направления деятельности, и отражается в протоколе совещания. В указанной ситуации муниципальный служащий, представляющий интересы администрации города в суде, обязан поддерживать позицию, определенную заместителем главы администрации города.
2.1.2. В исключительных случаях юридическая защита интересов администрации города может осуществляться представителями специализированных юридических организаций, отобранных на конкурсной основе.
При заключении договора со специализированной юридической организацией обязанность по передаче необходимых материалов и документов для осуществления защиты интересов администрации города возлагается на функциональный или территориальный орган, выступивший инициатором заключения договора об оказании юридических услуг.
2.2. Полномочия представителя администрации города Перми оформляются доверенностью за подписью главы администрации города в соответствии с действующим законодательством.
2.2.1. Проект доверенности готовится заинтересованным функциональным или территориальным органом в соответствии с установленными в администрации города Перми требованиями документационного обеспечения и представляется на согласование в правовое управление администрации города.
2.2.2. Объем полномочий представителя в доверенности определяется применительно к занимаемой должности муниципального служащего. Специальные полномочия представителя в соответствии с требованиями гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства (подписание искового заявления, предъявление встречного иска, полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение размера исковых требований, признание иска, изменение предмета иска, заключение мирового соглашения, заключение соглашения по фактическим обстоятельствам, подписания заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам) в генеральной доверенности могут быть переданы руководителям и заместителям руководителей юридических служб функциональных, территориальных органов, функциональных подразделений администрации города.
2.2.3. В отдельных случаях, с учетом обстоятельств конкретного судебного процесса, по согласованию с руководством правового управления администрации города специальные полномочия могут быть предоставлены в разовой доверенности на срок совершения конкретных процессуальных действий.
2.3. Доверенность, как правило, выдается на срок до одного календарного года.
2.3.1. Доверенность оформляется в двух экземплярах, один из которых (по результатам подписания, присвоения исходящих реквизитов отдела делопроизводства администрации города и скрепления главной печатью) остается в отделе делопроизводства администрации города в соответствии с правилами документационного оборота. Второй экземпляр подлинной доверенности направляется отделом делопроизводства администрации города в функциональный или территориальный орган администрации города для выдачи представителю.
2.3.2. Руководитель функционального или территориального органа администрации города несет персональную ответственность за организацию работы с доверенностями в соответствующем функциональном или территориальном органе.
2.3.3. в случае обращения функционального, территориального органа, функционального подразделения администрации города в Верховный Суд Российской Федерации, в Высший Арбитражный суд Российской Федерации прилагаемый к направляемому материалу экземпляр доверенности должен отвечать требованиям статьи 378 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и, соответственно, требованиям статьи 294 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Если к направляемым документам приложена ксерокопия доверенности представителя, ее верность оригиналу заверяется в нотариальном порядке.
2.4. Доверенность от имени администрации города Перми на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным бухгалтером аппарата администрации города или главным бухгалтером соответствующего функционального или территориального органа администрации города.
2.5. Действие доверенности прекращается в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.
2.5.1. По истечении срока действия доверенности подлинник доверенности с истекшим сроком подлежит незамедлительному возврату в отдел делопроизводства администрации города руководителем функционального или территориального органа администрации города с одновременным сообщением в правовое управление администрации города о произведенном возврате.
2.5.2. В случае отмены выданной доверенности администрация извещает об отмене доверенности доверенное лицо и руководителя функционального или территориального органа администрации города.
В указанном случае доверенность подлежит возврату в порядке, аналогично предусмотренном подпунктом 2.5.1. настоящего Порядка.
2.5.3. При увольнении лица, представляющего интересы администрации города Перми, до истечения срока доверенности, руководитель функционального или территориального органа администрации города не позднее даты увольнения указанного сотрудника обеспечивает сдачу оригинального экземпляра доверенности в отдел делопроизводства администрации города и информирует об этом правовое управление администрации города.
3. Организация судебной защиты
3.1. При организации работы по судебной защите интересов администрации города Перми правовое управление администрации города определяет соответствующие функциональные, территориальные органы, функциональные подразделения администрации города, представители которых осуществляют защиту интересов в судах по конкретному делу с учетом компетенции, предусмотренной положениями о функциональных, территориальных органов, функциональных подразделений администрации города.
3.2. В порядке координации работы функциональных, территориальных органов, функциональных подразделений администрации города по защите интересов администрации города Перми в судебных и административных органах правовое управление администрации города:
3.2.1. обеспечивает надлежащее оформление полномочий представителей администрации города в судебных органах;
3.2.2. ведет электронную картотеку судебных дел;
3.2.3. организует учет поступающих в администрацию города судебных повесток, запросов, решений и постановлений, исполнительных документов и направление указанной корреспонденции в соответствующие функциональные, территориальные органы, функциональные подразделения администрации города;
3.2.4. анализирует практику рассмотрения в судах дел с участием администрации города Перми;
3.2.5. с установленной периодичностью готовит отчеты по судебной защите;
3.2.6. организует проведение обучающих семинаров по результатам анализа судебной практики;
3.2.7. при необходимости оказывает методическую и консультационную правовую помощь специалистам функциональных, территориальных органов, функциональных подразделений администрации города при подготовке их к судебным заседаниям.
3.2.8. Осуществляет мониторинг значимых для администрации города судебных дел. Значимыми судебными делами могут признаваться дела по следующим критериям:
3.2.8.1. По впервые заявленным к администрации города исковым требованиям при наличии множественности исков.
3.2.8.2. По возможным существенным для муниципального образования правовым последствиям оспаривания правовых актов органов местного самоуправления, оспаривания действий (бездействия) органов местного самоуправления.
3.2.8.3. По материальным требованиям, заявленным в значительном размере.
3.2.8.4. В иных случаях по предложению лиц, указанных в подпункте 3.2.8.
Указанные дела ставятся на контроль по поручению главы администрации города, заместителей главы администрации города Перми, курирующих соответствующие функциональные, территориальные органы, функциональные подразделения администрации города Перми, либо по инициативе правового управления.
3.3. По факту получения судебных документов из правового управления администрации города Перми руководитель функционального, территориального органа, функционального подразделения администрации города Перми направляет указанные документы в юридическую службу соответствующего органа для обеспечения процесса судебной защиты интересов администрации города.
Руководитель функционального, территориального органа, функционального подразделения администрации города Перми по согласованию с курирующим заместителем главы администрации города Перми вправе поставить на контроль внутри подразделения значимые для данного органа судебные дела.
При необходимости либо по предложению руководителя юридической службы (юриста) руководитель функционального, территориального органа, функционального подразделения администрации города Перми поручает соответствующим отраслевым специалистам подразделения осуществлять поиск, подбор и систематизацию необходимых документов, составление расчетов, заключений, технических и иных специализированных обоснований для обеспечения доказательственной базы по делу и для подтверждения позиции администрации города в суде.
В необходимых случаях отраслевые специалисты направляются руководителем подразделения в судебный процесс совместно с юристом для дачи соответствующих пояснений по делу.
Руководитель юридической службы функционального, территориального органа, функционального подразделения администрации города Перми определяет ответственного за ведение судебного процесса по конкретному делу специалиста из числа работников юридической службы.
Ответственный специалист - представитель администрации города по делу:
обеспечивает осуществление защиты интересов администрации города в суде,
информирует соответствующего руководителя о движении судебного дела, процессуальных стадиях,
согласовывает позицию администрации города по делу в порядке, установленном подпунктом 2.1.1. настоящего Порядка,
в установленных пунктом 6.1. настоящего Порядка случаях представляет в правовое управление необходимую информацию и копии процессуальных документов по делу.
По значимым для города (поставленным на контроль в правовом управлении) судебным делам представители администрации города в течение одного рабочего дня представляют в правовое управление копии всех документов по конкретному контрольному делу, направленных ими в суд (ходатайства, заявления, отзывы, возражения на иск, пояснения позиции администрации города по иску, жалобы, направленные в апелляционную, кассационную и надзорную инстанции, и так далее), и, соответственно, копии всех документов, полученных из суда.
Любая поступившая в функциональный, территориальный орган, функциональное подразделение администрации города Перми судебная корреспонденция по соответствующему делу направляется руководителем юридической службы указанного органа ответственному специалисту для подготовки к участию в судебном процессе и формирования дела в установленном порядке. Формируемое ответственным специалистом по конкретному судебному процессу дело должно содержать оригиналы либо копии всех документов по делу, в том числе полученные из суда, правового управления, поступившие непосредственно от заинтересованных лиц, а также направленные представителем администрации города в суд (ходатайства, заявления, отзывы, возражения на иск, пояснения позиции администрации города по иску, жалобы, направленные в апелляционную, кассационную и надзорную инстанции, и так далее).
3.4. Поступившая в функциональный, территориальный орган, функциональное подразделение администрации города Перми судебная корреспонденция по судебному делу с участием администрации города регистрируется в указанном органе за тем же номером, который присвоен исковому заявлению по данному делу.
Все последующие документы до окончания производства по данному судебному делу (извещения, повестки, определения, постановления, решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов и так далее) регистрируются с указанием номера, присвоенного исковому заявлению.
При представлении в правовое управление администрации города Перми (далее - правовое управление) сведений и отчетных данных по судебным делам функциональные, территориальные органы, функциональные подразделения администрации города Перми передают соответствующую информацию и копии судебных документов с указанием номера регистрации судебного дела, присвоенного правовым управлением.
Сформированные в дела по правилам делопроизводства материалы законченных производством судебных дел хранятся в юридической службе функционального, территориального органа, функционального подразделения администрации города Перми в течение установленного для соответствующей номенклатуры дел срока, но не менее трех лет.
3.5. Передача направленных правовым управлением в функциональный, территориальный орган, функциональное подразделение администрации города судебных документов для участия в судебном процессе представителя другого подразделения администрации города возможна в исключительных случаях по письменному поручению главы администрации города или заместителя главы администрации города, оформленному в протоколе совещания либо соответствующей резолюцией.
Принятие решения о передаче дела допускается в случае подготовленности представителя другого подразделения к осуществлению защиты интересов администрации города в суде по правоотношениям, не входящим в компетенцию этого подразделения, и при надлежащем оформлении полномочий по передаваемому делу.
Передача документов в другое подразделение администрации города осуществляется исполнителями с одновременным направлением в адрес правового управления копии протокола совещания либо письменной резолюции соответствующего руководителя и регистрационных реквизитов передаваемого судебного дела для учета в картотеке судебных дел.
3.6. При поступлении запроса правового управления в функциональный, территориальный орган, функциональное подразделение администрации города Перми в отношении значимого (поставленного на контроль) судебного дела необходимая информация и процессуальные документы подлежат представлению в правовое управление в течение одного рабочего дня.
Постановлением Администрации города Перми от 19 июля 2010 г. N 441 настоящий Порядок дополнен пунктом 3.7
3.7. Руководители функциональных, территориальных органов, функциональных подразделений администрации города Перми, сотрудники которых обеспечивали представление интересов администрации города Перми в соответствующем судебном процессе, ежемесячно, до 05 числа месяца, следующего за отчетным периодом, обеспечивают представление копий вступивших в законную силу решений, постановлений и определений судов общей юрисдикции и арбитражных судов по делам об оспаривании муниципальных нормативных правовых актов в управление по общим вопросам администрации города Перми для последующего направления в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Пермского края.
4. Обжалование судебных актов
4.1. Обжалование судебных актов обеспечивается муниципальными служащими функциональных, территориальных органов, функциональных подразделений администрации города, представлявших интересы администрации города Перми в судебном заседании.
4.2. При наличии обоснованных юридических аргументов представители интересов администрации города в судебных и административных органах вносят предложения руководителю соответствующего функционального или территориального органа по обжалованию судебных актов в пределах установленных процессуальным законодательством сроков.
4.3. Окончательное решение об обжаловании судебного акта принимается руководителем функционального или территориального органа по согласованию с заместителем главы администрации города Перми, курирующим соответствующее направление деятельности администрации города Перми, с одновременным решением вопроса об уплате госпошлины за подачу жалобы за счет собственных средств.
4.4. Если решение об обжаловании судебного акта принимается в отношении функционального или территориального органа администрации города, не имеющего статуса юридического лица, окончательное решение об обжаловании и уплате госпошлины принимается главой администрации города Перми за счет средств, предусматриваемых по смете на содержание администрации города.
5. Исполнение судебных актов
5.1. Исполнение судебных актов, вынесенных в отношении администрации города Перми, обеспечивают функциональные или территориальные органы администрации города, участвовавшие в судебном процессе.
5.2. При невозможности самостоятельно обеспечить исполнение судебных актов руководитель функционального или территориального органа администрации города по согласованию с курирующим заместителем главы администрации города Перми направляет соответствующие документы для исполнения по существу:
5.2.1. в случае вынесения в отношении администрации города судебных решений или исполнительных документов о взыскании денежных средств - в департамент финансов администрации города;
5.2.2. в случае вынесения в отношении администрации города Перми судебных решений о предоставлении жилья - в управление жилищных отношений администрации города для учета и исполнения;
5.2.3. в случае вынесения в отношении администрации города Перми судебных решений или исполнительных документов, содержащих иные имущественные обязательства администрации (кроме взыскания денежных средств, предоставления жилья, предоставления земельных участков) - в департамент имущественных отношений администрации города;
5.2.4. В случае вынесения в отношении администрации города Перми судебных решений или исполнительных документов о предоставлении земельных участков - в управление земельных отношений администрации города Перми.
5.3. Исполнение судебных актов по искам к администрации города о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, производится департаментом финансов администрации города в порядке, установленном постановлением администрации города.
5.4. Обращение взыскания на средства бюджета города Перми на основании судебных актов производится департаментом финансов администрации города в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
6. Учет и отчетность по судебным делам и исполнительным документам
6.1. В целях надлежащего учета судебной работы и ведения отчетности по судебной защите интересов администрации города представители функциональных, территориальных органов, функциональных подразделений администрации города в судебных и административных органах обеспечивают:
6.1.1. представление в правовое управление копии судебного акта, вынесенного судом общей юрисдикции, в течение 3 дней со дня вынесения, копии судебного акта, вынесенного арбитражным судом, в течение 5 дней со дня вынесения. При невозможности представить судебный акт в указанный срок по причине задержки в изготовлении судом мотивированного решения представитель функционального, территориального органа, функционального подразделения администрации города по истечении установленного срока информирует правовое управление о резолютивной части судебного акта, вынесенного по делу;
6.1.2. по окончании отчетного периода функциональные, территориальные органы, функциональные подразделения администрации города направляют в правовое управление отчетные формы с приложением информации об исполнении судебных решений по состоянию на 25-е число текущего месяца. Приложением к отчетной форме направляются документы, подтвержающие реальное исполнение судебных актов в отчетном периоде.
Достоверность отчетной информации, направляемой в правовое управление, подтверждается фактом подписания руководителем функционального, территориального органа, функционального подразделения администрации города отчета по судебной защите;
6.1.3. в случае направления функциональными, территориальными органами, функциональными подразделениями администрации города исков в защиту интересов администрации города копия искового заявления представляется в правовое управление в срок не позднее трех дней.
6.2. Руководители юридических служб функциональных, территориальных органов, функциональных подразделений администрации города Перми обеспечивают представление в правовое управление ежедневной информации по участию в судебных процессах представителей администрации города по делам с участием администрации города.
Указанная информация, как правило, заносится в размещенную на сетевом ресурсе администрации города табличную форму по сообщенным правовым управлением реквизитам не позднее 17.00 час. каждого рабочего дня. Функциональные, территориальные органы, функциональные подразделения администрации города Перми, не имеющие доступа к серверу администрации города, передают указанную информацию через электронную почту либо сообщают устно по телефону в сектор по организации судебной защиты правового управления.
В табличную форму заносятся данные:
о фактическом участии либо отсутствии представителя в процессе с указанием причин,
результат рассмотрения дела либо причины его отложения с указанием следующей даты судебного разбирательства.
В случае отсутствия в табличной форме сведений правового управления о назначенном судебном заседании, эти данные заносятся подразделениями администрации города самостоятельно с указанием всех табличных данных.
6.3. Департаменту имущественных отношений администрации города, управлению жилищных отношений администрации города, иным функциональным, территориальным органом, функциональным подразделением администрации города, имеющим в производстве неисполненные судебные акты:
6.3.1. вести учет соответствующих обязательств администрации города;
6.3.2. ежеквартально направлять сведения по неисполненным судебным документам в департамент финансов администрации города для исполнения по существу и ежегодно - для обобщения и учета обязательств администрации города Перми при формировании бюджета в сроки, установленные постановлениями администрации города о подготовке (разработке) проекта бюджета на очередной финансовый год.
6.4. Департамент финансов администрации города ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением по предъявленным ко взысканию обязательствам, исполненным за счет средств бюджета города.
7. Ответственность представителей и должностных лиц администрации города
7.1. Заместители главы администрации города Перми, руководители функциональных, территориальных органов, функциональных подразделений администрации города Перми несут персональную ответственность за неисполнение решений судебных органов в установленные сроки.
7.2. Руководители функциональных, территориальных органов, функциональных подразделений администрации города по направлениям деятельности, предусмотренным положениями об этих органах:
7.2.1. принимают окончательное решение об обжаловании судебного акта либо о порядке и сроках его исполнения с учетом мнения специалистов юридических служб соответствующих функциональных или территориальных органов и (или) правового управления администрации города;
7.2.2. обеспечивают оперативное исполнение судебных актов, принятых в отношении администрации города Перми;
7.2.3. принимают все необходимые меры для исключения случаев необоснованного расходования бюджетных средств в виде административных штрафов в связи с неисполнением либо несвоевременным исполнением судебных актов;
7.2.4. принимают меры к возмещению виновными лицами в бюджет города необоснованно выплаченных сумм в связи с нарушением сроков исполнения судебных решений.
7.3. В случае выявления нарушений действующего законодательства при осуществлении защиты интересов администрации города в судебных и административных органах (злоупотребление переданными полномочиями, неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, неисполнение либо ненадлежащее исполнение возложенных настоящим Порядком обязанностей) проводится служебная проверка и привлечение к дисциплинарной ответственности виновных лиц в соответствии с законодательством и нормативными актами администрации города Перми.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации города Перми от 26 мая 2006 г. N 848 "Об утверждении порядка организации судебной защиты в администрации города Перми"
Текст постановления опубликован в Сборнике нормативных актов города, май 2006 г., книга 4
Постановлением Администрации города Перми от 17 апреля 2012 г. N 171 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 июня 2012 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации города Перми от 27 октября 2010 г. N 720
Изменения вступают в силу с 1 ноября 2010 г.
Постановление Администрации города Перми от 19 июля 2010 г. N 441
Постановление Администрации города Перми от 13 марта 2008 г. N 181
Постановление Администрации города Перми от 29 марта 2007 г. N 93