Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Пермского края
от 18 декабря 2007 г. N 156-ПК
Краевая целевая программа
"Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в Пермском крае на 2008 - 2011 годы"
30 августа 2010 г.
1. Паспорт Программы
Наименование Программы |
Краевая целевая программа "Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в Пермском крае на 2008 - 2011 годы" |
Основание разработки Программы |
Распоряжение губернатора Пермского края от 02.03.2006 N 68-р "О разработке проекта областной целевой программы "Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании в Пермской области на 2006 - 2010 годы" |
Государственный заказчик Программы |
Правительство Пермского края |
Основные разработчики Программы |
Аппарат Правительства Пермского края, исполнительные органы государственной власти Пермского края |
Руководитель Программы |
Заместитель председателя Правительства Пермского края |
Координатор Программы |
Департамент развития человеческого потенциала Аппарата Правительства Пермского края |
Исполнители Программы |
Аппарат Правительства Пермского края, Министерство здравоохранения Пермского края, Министерство образования Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, Министерство общественной безопасности Пермского края, Министерство культуры и молодежной политики Пермского края, Агентство по спорту и физической культуре Пермского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края |
Участники Программы |
Организации и учреждения, выполняющие государственный заказ на конкурсной основе, привлекаемые по договору к реализации программных мероприятий |
Цель Программы |
Снижение спроса на психоактивные вещества (далее - ПАВ) у детско-подросткового населения и молодежи Пермского края с последующим сокращением общего количества потребителей ПАВ и снижением уровня заболеваемости алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией |
Задачи Программы |
Обеспечить координацию деятельности субъектов профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, организовать их работу в соответствии с результатами научных разработок, данными мониторинга, социологическими и иными исследованиями; сформировать у детей и молодежи социальную компетентность, жизненные навыки стресспреодолевающего поведения, систему ценностей, ориентированную на ведение здорового образа жизни; обеспечить реализацию системы раннего выявления детей и молодежи, незаконно употребляющих ПАВ, в семье, учебных заведениях, местах досуга и контроля за ними; стимулировать и поддерживать гражданские инициативы, направленные против употребления ПАВ; создать благополучную ненаркотическую среду для детей и молодежи, обеспечить занятость детей и молодежи (преимущественно из групп риска девиантного поведения); обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, причастных к работе по профилактике употребления ПАВ и формированию здорового образа жизни; обеспечить информационное сопровождение мероприятий по профилактике употребления ПАВ; расширить лечебное и реабилитационное пространство потребителей ПАВ, повысить объем и качество лечебных и реабилитационных услуг наркологического профиля |
Важнейшие целевые показатели Программы |
Заболеваемость алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией среди населения края; распространенность наркологических заболеваний среди населения края; число проконсультированных врачом-наркологом впервые выявленных несовершеннолетних, употребляющих ПАВ, по направлениям субъектов профилактики (комиссии по делам несовершеннолетних (далее - КДН), подразделения по делам несовершеннолетних (далее - ПДН), районные военкоматы (далее - РВК), лечебно-профилактические учреждения (далее - ЛПУ), образовательных учреждений); количество подростков и молодежи, вовлеченных в профилактические мероприятия; количество автоматизированных рабочих мест врача кабинета медицинского освидетельствования; количество медицинских работников из числа дежурантов ЛПУ, обученных по программе медицинского освидетельствования на состояние опьянения; число зависимых от ПАВ, вовлеченных в программы социальной реабилитации и адаптации на базе общественных организаций, уровень ремиссии; уровень подростковой преступности, связанной с употреблением ПАВ; сокращение экономического ущерба от учтенной распространенности алкоголизма и наркомании |
Сроки реализации Программы |
2008 - 2011 годы |
Объем финансирования |
Общая потребность финансового обеспечения из бюджета края на 2008 - 2011 годы - 88848,0 тыс. рублей, в том числе на 2008 год - 22852,0 тыс. рублей, на 2009 год - 30646,6 тыс. рублей, на 2010 год - 17094,8 тыс. рублей, на 2011 год - 18254,6 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты |
Снижение заболеваемости алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией до показателя 259,0 на 100 тыс. населения; снижение распространенности наркологических расстройств до показателя 2325,5 на 100 тыс. населения; увеличение на 22 % и последующая стабилизация числа проконсультированных врачом-наркологом впервые выявленных несовершеннолетних, потребляющих ПАВ, по направлениям субъектов профилактики (КДН, ПДН, РВК, ЛПУ, образовательных учреждений); 100 % обеспечение кабинетов медицинского освидетельствования на состояние опьянения средствами измерения и обученными кадрами; увеличение числа подростков и молодежи, вовлеченных в профилактические мероприятия субъектами профилактики, до 50 % от численности данной возрастной группы; вовлечение в программы реабилитации и социальной адаптации на базе общественных организаций ежегодно не менее 200 лиц, зависимых от ПАВ, при уровне ремиссии не менее 45 %; снижение уровня подростковой преступности, связанной с употреблением ПАВ, на 10 %; снижение экономического ущерба от учтенной распространенности алкоголизма и наркомании на 262,4 млн. рублей |
Контроль над исполнением Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляют Законодательное Собрание Пермского края, Правительство Пермского края, Контрольно-Счетная палата Пермского края |
2. Общие положения
Краевая целевая программа "Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании в Пермском крае на 2008 - 2011 годы" представляет собой систему мероприятий по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями в целях реализации государственной антинаркотической политики на территории Пермского края.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой Российской Федерации и Пермского края:
Конституцией Российской Федерации;
Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1;
Федеральным законом от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
Федеральным законом от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Законом Пермской области от 10.03.2000 N 837-128 "О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Пермской области";
Законом Пермской области от 05.02.2003 N 620-120 "Об областных целевых программах";
указом губернатора Пермской области от 27.06.2003 N 122 "Об утверждении порядка разработки и реализации областных целевых программ";
постановлением Законодательного Собрания Пермской области от 17.11.2005 N 2682 "О концепции областной целевой программы "Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в Пермской области на 2006 - 2010 годы".
3. Содержание проблемы
Проблема злоупотребления психоактивными веществами, среди которых алкоголь и его суррогаты, наркотические и токсические вещества, остро стоит перед Пермским краем, входящим в десятку субъектов Российской Федерации, где регистрируются самые высокие уровни заболеваемости алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией (по уровню заболеваемости наркоманией Пермский край в 2006 году вышел на девятое ранговое место в Российской Федерации и на первое в Приволжском федеральном округе).
По данным краевого наркологического диспансера, в Пермском крае на начало 2007 года число официально зарегистрированных лиц, страдающих наркологическими расстройствами, составило почти 80 тыс. человек. Практически каждый 36-й житель области находится под диспансерным или профилактическим наблюдением в наркологических учреждениях или подразделениях лечебно-профилактических учреждений. Уровень общей наркологической заболеваемости, включающей алкоголизм, алкогольные психозы, наркоманию и токсикоманию, в 2006 году составил 288,0 случая на 100 тыс. населения, более чем в 3 раза превысив аналогичный показатель 1992 года (90,0 на 100 тыс. населения).
В структуре заболеваемости наркологическими расстройствами превалирует синдром зависимости от алкоголя (алкоголизм, алкогольные психозы) - его доля превысила 90 %. Показатель заболеваемости алкоголизмом и алкогольными психозами в 2006 году составил 241,0 на 100 тыс. населения, на 70 % превысив федеральный уровень. Неуклонно увеличивается доля женщин, взятых на учет с впервые установленным диагнозом "синдром зависимости от алкоголя". Так, если в 1992 году доля женщин от числа всех взятых под наблюдение с данной патологией составляла 20,3 %, то в 2006 году - 24,9 %.
Серьезную озабоченность вызывает рост числа наркопотребителей. Если в период действия областной целевой комплексной Программы по усилению профилактики наркомании и незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ на 2001 - 2003 годы произошло снижение уровня заболеваемости наркоманией с 62,0 до 16,5 случая на 100 тыс. населения, то в 2006 году этот показатель увеличился на 169 %, составив 44,4 случая на 100 тыс. населения. Официально на 01.01.2006 в наркологических учреждениях и подразделениях лечебно-профилактических учреждений края зарегистрировано более 13 тыс. потребителей наркотических и психотропных веществ, в том числе 8027 больных наркоманией. Число летальных случаев вследствие передозировки наркотиков в 2006 году (346 случаев) увеличилось по сравнению с 2004 годом вдвое.
Сохраняется неблагоприятная тенденция увеличения заболеваемости женщин, удельный вес которых составил 26,6 % от общего числа выявленных больных наркоманией. Для сравнения: в 2000 году доля вновь взятых на диспансерный учет женщин составляла 18,9 %.
Особенно тревожит высокий уровень распространенности наркологических заболеваний среди подростков. В ее структуре преобладает, как и у взрослых, синдром зависимости от алкоголя, а также токсикомания. Показатель распространенности алкоголизма и алкогольных психозов в области составил 106,1 случая на 100 тыс. подростков, превысив в 2,5 раза федеральный уровень и почти в 3 раза - уровень по Приволжскому федеральному округу. Распространенность синдрома зависимости от ненаркотических психоактивных веществ (токсикомании) в Пермском крае в 2,2 раза выше, чем в среднем по России - 22,0 на 100 тыс. подростков.
Вместе с тем низка выявляемость несовершеннолетних на этапе злоупотребления психоактивными веществами, когда еще возможно предотвратить формирование синдрома зависимости, применив комплекс мер медико-психологического, педагогического и социального характера. Удельный вес подростков, наблюдающихся в группах риска по поводу злоупотребления алкоголем, наркотическими средствами и ненаркотическими психоактивными веществами, от общего числа состоящих на учете существенно меньше, чем в среднем по России (78,3 % против 91,1 %).
Ежегодно регистрируется около тысячи преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения. По данным ГУВД Пермского края, количество выявленных несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические и токсические вещества, в 2006 году составило 3348 и 327 человек соответственно.
Как показывают социологические исследования (Агентство "СоцИнфорМаркет" по заказу департамента развития человеческого потенциала Пермской области, 2006 год), в Пермском крае наблюдается катастрофический темп роста наркопотребления при снижении возраста первых проб. Почти половина подростков (47,2 %) приобщена к употреблению психоактивных веществ. Средний возраст приобщения к курению составляет 12,2 лет, к употреблению алкогольных напитков - 12,6 лет. А средний возраст тех, кто попробовал в первый раз наркотики или токсические вещества, - 14 лет. Пробовали наркотические средства 35,1 % опрошенных подростков, регулярно употребляют - 3,5 %.
Самая неблагоприятная ситуация с употреблением психоактивных веществ среди учащихся начальных (особенно) и средних профессиональных образовательных учреждений.
Психоактивные вещества стали легкодоступными для молодежи. Около 60 % опрошенных молодых людей, употребляющих психоактивные вещества, отмечают относительную несложность их приобретения. Психоактивные вещества приобретаются в школах, на дискотеках, в кафе, в хорошо известных местах на улицах, в парках, а также на квартирах распространителей и торговцев наркотическими средствами. Прогрессирующей алкоголизации детей и молодежи способствует, по сути, неконтролируемое положение с продажей спиртных напитков.
Антитабачная, антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда проводится в Пермском крае крайне неудовлетворительно, а социальная реклама практически отсутствует. Реклама пива, табачных изделий, водки (скрытая и зачастую явная) непозволительно широко распространена в городах и поселках края. Центральные и местные теле- и радиостанции пропагандируют праздный образ жизни, столь же неограниченно навязывая эту рекламу несовершеннолетним зрителям и слушателям. Пропаганда здорового образа жизни, здоровой семьи явно уступает агрессивным маркетинговым стратегиям и PR-технологиям производителей и продавцов алкогольных напитков, пива, наркотиков и других психоактивных веществ.
Эксперты отмечают недостаток специалистов, работающих в сфере профилактики: психологов, социальных педагогов, детских психотерапевтов и т.д. Особенно эта проблема актуальна для малых городов и районов. Недостаточно высока компетентность специалистов в вопросах профилактики употребления психоактивных веществ подростками.
Отсутствует и научная база в исследовании факторов, способствующих распространению алкоголизма и наркомании на территории Пермского края, с целью разработки адекватных профилактических мероприятий и приоритетных направлений деятельности.
Общественность слабо вовлечена в процесс профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, мало используется потенциал семьи.
Не отработана система раннего выявления лиц, незаконно употребляющих психоактивные вещества, на уровне школы, семьи, мест досуга и контроля над ними.
Согласно нормам Всемирной организации здравоохранения ООН доля зависимых от психоактивных веществ в структуре населения страны 7 % и более свидетельствует о развитии в обществе необратимых процессов дегенерации населения и разложения социума. Исходя из численности населения, доля лиц, страдающих наркологическими расстройствами, в Пермском крае на начало 2007 года составила 3 %. Учитывая, с одной стороны, выраженную динамику роста численности лиц, страдающих наркологическими расстройствами, а с другой - отрицательную динамику изменения численности населения, можно сделать следующий вывод: в случае непринятия органами государственной власти Пермского края адекватных сложившейся ситуации профилактических мер, к 2015 году Пермский край, опередив Российскую Федерацию, вплотную приблизится к установленному ООН пределу деградации и распада социума.
4. Основная цель, задачи и структура Программы
Основной целью Программы по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Пермском крае является снижение спроса на психоактивные вещества у детско-подросткового населения и молодежи края с последующим сокращением общего количества потребителей психоактивных веществ и снижением уровня заболеваемости алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:
обеспечить координацию деятельности субъектов профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, организовать их работу в соответствии с результатами научных разработок, данными мониторинга, социологическими и иными исследованиями;
сформировать у детей и молодежи социальную компетентность, жизненные навыки стресс-преодолевающего# поведения, систему ценностей, ориентированную на ведение здорового образа жизни;
обеспечить реализацию системы раннего выявления детей и молодежи, незаконно употребляющих психоактивные вещества, в семье, учебных заведениях, местах досуга и контроля за ними;
стимулировать и поддерживать гражданские инициативы, направленные против употребления психоактивных веществ;
создать благополучную ненаркотическую среду для детей и молодежи, обеспечить занятость детей и молодежи (преимущественно из групп риска девиантного поведения);
обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, причастных к работе по профилактике употребления психоактивных веществ и формированию здорового образа жизни;
обеспечить информационное сопровождение мероприятий по профилактике употребления психоактивных веществ;
расширить лечебное и реабилитационное пространство потребителей психоактивных веществ, повысить объем и качество лечебных и реабилитационных услуг наркологического профиля.
Структура программных мероприятий состоит из 5 разделов:
организационные мероприятия;
информационное обеспечение мероприятий по профилактике употребления психоактивных веществ;
профилактика, раннее выявление, лечение и реабилитация потребителей психоактивных веществ;
укрепление материально-технической базы наркологической службы;
подготовка кадров и методическое обеспечение работы по профилактике употребления психоактивных веществ.
5. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий содержит конкретные мероприятия, увязанные по срокам, ресурсам и исполнителям, которые направлены на реализацию целей и задач Программы (приложение 1 к Программе).
5.1. Организационные мероприятия
Организационные мероприятия направлены на совершенствование системы управления деятельностью по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании в Пермском крае.
С этой целью предполагается:
передать на конкурсной основе функции по реализации программных мероприятий - дирекции Программы;
продолжить работу по мониторингу и прогнозу наркологической ситуации по Пермскому краю, осуществляемую Пермским клиническим НИИ детской экопатологии;
систематически осуществлять социологический мониторинг факторов, способствующих распространению психоактивных веществ среди подростков и молодежи;
развивать систему обмена опытом в сфере организации профилактической работы с российскими и зарубежными партнерами.
5.2. Информационное обеспечение мероприятий по профилактике употребления психоактивных веществ
Мероприятия данного раздела направлены на формирование единой информационной стратегии при освещении вопросов алкоголизма, наркомании, токсикомании.
С этой целью планируется:
создавать тематические теле- и радиопередачи;
максимально приблизить информацию антинаркотической направленности к населению, целевым группам (создать и запустить тематические телевизионные ролики, плакаты и т.п.)
5.3. Профилактика, раннее выявление, лечение и реабилитация потребителей психоактивных веществ
Данный блок мероприятий направлен на обеспечение обоснованности и гибкости профилактических мероприятий, увеличение количества и качества научных разработок, имеющих практическое применение, внедрение новых профилактических и лечебно-реабилитационных технологий, основанных на комплексном подходе.
Для этого планируется:
провести различные тематические конкурсы с присуждением грантов для реализации антинаркотических проектов и программ;
внедрить усовершенствованные образовательные программы по приверженности здоровому образу жизни;
увеличить численность детей и молодежи, занятых различными формами досуговой и образовательной деятельности, особенно подростков с девиантным поведением;
повысить антинаркотическую компетентность родителей, разнообразить совместный семейный досуг;
организовать раннее выявление потребителей психоактивных веществ;
совершенствовать специализированную медицинскую помощь и социальную реабилитацию.
5.4. Укрепление материально-технической базы наркологической службы
Данный раздел направлен на повышение технологичности оказания медицинской помощи лицам, страдающим наркологическими заболеваниями.
С этой целью планируется приобретение оборудования для учреждений здравоохранения, оказывающих лечебную и реабилитационную наркологическую помощь.
5.5. Подготовка кадров и методическое обеспечение работы по профилактике употребления психоактивных веществ
Мероприятия данного раздела направлены на повышение компетентности и эффективности деятельности исполнителей Программы.
С этой целью планируется:
организовать учебно-методическое сопровождение деятельности по реализации Программы;
повысить квалификацию педагогов, врачей и других участников Программы.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение Программы осуществляется за счет средств бюджета Пермского края.
Объем финансирования на реализацию Программы определяется ежегодно при формировании бюджета на очередной финансовый год отдельной строкой.
Общая потребность финансового обеспечения из бюджета края на 2008 - 2011 годы - 88848,4 тыс. рублей, в том числе на 2008 год - 22852,0 тыс. рублей, на 2009 год - 30646,6 тыс. рублей, на 2010 год - 17094,8 тыс. рублей, на 2011 год - 18254,6 тыс. рублей (в ценах 2007 года).
Суммы по мероприятиям 2008 и последующих годов применяются с учетом индекса-дефлятора цен.
7. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является Правительство Пермского края.
Исполнителями Программы являются исполнительные органы государственной власти края, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Участниками Программы являются организации и учреждения, выполняющие государственный заказ на конкурсной основе, привлекаемые по договорам к реализации программных мероприятий.
Ежегодно при уточнении объема финансирования из бюджета Пермского края для реализации мероприятий Программы составляется детальный план с указанием исполнителей, состава и последовательности работ, сроков исполнения и ожидаемых результатов.
Отбор участников программных мероприятий производится на конкурсной основе.
Порядок проведения конкурсов определяется Правительством Пермского края.
8. Управление Программой и контроль за ходом реализации Программы
Координация Программы и текущий контроль за ходом ее реализации осуществляется структурным подразделением Аппарата Правительства Пермского края - департаментом развития человеческого потенциала.
Реализацию программных мероприятий, наряду с исполнителями Программы, осуществляет дирекция Программы на основе государственного заказа, в порядке, утвержденном Правительством Пермского края.
К функциям дирекции Программы относятся:
организация выполнения программных мероприятий;
сбор статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий;
мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
обеспечение взаимодействия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в реализации программных мероприятий;
подготовка совместно с исполнителями Программы предложений государственному заказчику Программы по первоочередным проектам (мероприятиям), объемам и источникам финансирования в очередном финансовом году;
оказание организационно-методической помощи организациям - исполнителям программных мероприятий, в том числе в реализации системы государственного и муниципального заказа;
организация научно-методического сопровождения деятельности по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в рамках реализации Программы.
В целях реализации координирующей функции департаментом развития человеческого потенциала могут формироваться рабочие группы, состоящие из представителей исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Пермского края, участвующих в реализации Программы.
Контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджета Пермского края осуществляется Законодательным Собранием Пермского края, Контрольно-счетной палатой Пермского края, уполномоченными исполнительными органами государственной власти в соответствии с действующим законодательством.
9. Оценка эффективности реализации Программы
Результаты реализации программных мероприятий будут выражаться в улучшении показателей здоровья населения (показатели заболеваемости наркологическими расстройствами, показатели длительности периода ремиссии), улучшении социальной обстановки (увеличение количества впервые выявленных потребителей ПАВ, снижение подростковой преступности, увеличение количества подростков и молодежи, вовлеченных в профилактические мероприятия).
Оценка показателей будет производиться на основании мониторинга результативности Программы, ежегодного мониторинга наркологической ситуации по Пермскому краю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.